Научная статья на тему 'Человек в религиозно-философской концепции ислама'

Человек в религиозно-философской концепции ислама Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3231
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ИСЛАМ / МУХАММЕД / КОРАН / СУННА / МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШАРИАТ / МУСУЛЬМАНИН / HUMAN / ISLAM / MUHAMMAD / QURAN / SUNNAH / MUSLIM WAY OF LIFE / SHARIA / MUSLIM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магомедова Мадина Зайнудиновна

В статье рассмотрена проблема человека в религиозно-философской концепции ислама. Актуальность этой проблемы определяется высоким уровнем сакрализации современного общества. Отмечено различие подходов к сущности понимания человека в исламе и христианстве. В качестве эталона, образца для мусульман всего мира приводится образ пророка Мухаммеда. Представлена характеристика главных и второстепенных источников шариата комплекса правил и норм, регулирующих личную и общественную жизнь мусульманина. Согласно шариату поступки человека могут относиться к допускаемым или запрещаемым действиям. Шариат признается религиозно-нравственным основанием доктрины ислама о правилах поведения мусульман в общественной и частной жизни. Практическая значимость исследования заключается в попытке систематизировать имеющиеся подходы к пониманию сущности проблемы человека в исламе, тем самым исключив возможность дискредитировать данную религию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A human in the religious and philosophical concept of Islam

The article deals with the human problem in the religious and philosophical concept of Islam. The relevance of this issue is determined by the high sacral level of modern society. The author notes the difference in approaches to the essence of human understanding in Islam and Christianity. The image of the Prophet Muhammad is presented as a standard, a sample for Muslims around the world. The paper describes the characteristics of the main and secondary source of the sharia that is a set of rules and regulations governing the personal and public life of a Muslim. According to sharia, human acts can refer to the permitted or prohibited actions. Sharia is recognized as a religious and moral foundation of the doctrine of Islam about the rules of behavior of Muslims in public and private life. The practical significance of the study is an attempt to systematize the existing approaches to understanding the essence of the human problem in Islam, thereby eliminating the opportunity to discredit this religion.

Текст научной работы на тему «Человек в религиозно-философской концепции ислама»

УДК 291.1

https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.8

Магомедова Мадина Зайнудиновна

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства

ЧЕЛОВЕК

В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИСЛАМА

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема человека в религиозно-философской концепции ислама. Актуальность этой проблемы определяется высоким уровнем сакрализации современного общества. Отмечено различие подходов к сущности понимания человека в исламе и христианстве. В качестве эталона, образца для мусульман всего мира приводится образ пророка Мухаммеда. Представлена характеристика главных и второстепенных источников шариата - комплекса правил и норм, регулирующих личную и общественную жизнь мусульманина. Согласно шариату поступки человека могут относиться к допускаемым или запрещаемым действиям. Шариат признается религиозно-нравственным основанием доктрины ислама о правилах поведения мусульман в общественной и частной жизни. Практическая значимость исследования заключается в попытке систематизировать имеющиеся подходы к пониманию сущности проблемы человека в исламе, тем самым исключив возможность дискредитировать данную религию.

Ключевые слова:

человек, ислам, Мухаммед, Коран, Сунна, мусульманский образ жизни, шариат, мусульманин.

Magomedova Madina Zainudinovna

PhD, Assistant Professor, Humanities Department, Dagestan State University of National Economy

A HUMAN

IN THE RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL CONCEPT OF ISLAM

Summary:

The article deals with the human problem in the religious and philosophical concept of Islam. The relevance of this issue is determined by the high sacral level of modern society. The author notes the difference in approaches to the essence of human understanding in Islam and Christianity. The image of the Prophet Muhammad is presented as a standard, a sample for Muslims around the world. The paper describes the characteristics of the main and secondary source of the sharia that is a set of rules and regulations governing the personal and public life of a Muslim. According to sharia, human acts can refer to the permitted or prohibited actions. Sharia is recognized as a religious and moral foundation of the doctrine of Islam about the rules of behavior of Muslims in public and private life. The practical significance of the study is an attempt to systematize the existing approaches to understanding the essence of the human problem in Islam, thereby eliminating the opportunity to discredit this religion.

Keywords:

human, Islam, Muhammad, Quran, Sunnah, Muslim way of life, sharia, Muslim.

Проблема человека, его существования и предназначения в этом мире носит всеобъемлющий характер не только для религии, но и для жизни в целом. Человек является единственным из 900 тыс. живых существ на Земле, кто, получив дар жизни, развивается, самосовершенствуется, изучая тайны Вселенной. Как и любой живой организм, человек рождается, вырастает и умирает. В современном мире почти каждый пятый на планете человек придерживается религиозной концепции ислама.

Слово «ислам» с арабского языка переводится как 'покорность', а «мусульманин» -'тот, кто покоряется'. Ислам - это не только религия, но и особая культура, цивилизация, образ жизни. Ислам абсорбировал мировоззрение, культуру разных народов и со временем, сохранив свою уникальность и целостность, развил философско-религиозный потенциал в решении проблем мироздания, человека и Бога. На заре своего существования ислам впитал в себя все самое необходимое из предшествующих религий. Он значительно ближе стоит к повседневной жизни, чем другие религии мира. Ислам называют самой приземленной религией, так как мусульманская догматика особенно прагматична, не только затрагивает общие основания поведения мусульман, но и заполняет его предметным содержанием. Это особая религия, детально регулирующая все стороны жизни мусульманина. Ислам влияет на все сферы жизни мусульманского общества, вследствие чего его часто называют тотальной религией. В исламе не существует разделения на мирское и божественное. Его универсальность заключается в неразделимости многих сфер духовной и практической жизни человека, например наблюдается слитность положений права и этики, юриспруденции и образа жизни.

Рассматривая антропологию ислама, обратимся к Корану, согласно которому человек создан слабым (4:32) [1], колеблющимся (70:19), торопливым (17:12). Если сравнивать с христианским пониманием того, что человек проклят Всевышним за грехи и находится в этом мире лишь

затем, чтобы смыть их, то согласно исламским традициям, согрешив, Адам тут же раскаялся, и Аллах простил его, поэтому каждый мусульманин рождается безгрешным и невинным. Тем самым в исламской концепции человек - это благородное создание. В исламе человек предстает как существо верховное, священное, а все остальное в мире должно подчиняться ему и приносить пользу.

В религиозной концепции ислама совершенным человеком считается пророк Мухаммед. Родоначальник ислама в отличие от основоположников других религий признается великой исторической личностью. Его образ занимает в религиозной доктрине ислама огромное место. Мухаммед вошел в историю общества как выдающаяся личность, родоначальник и создатель новой формы духовной общности людей, мусульманского мышления, образа жизни и государства. Имя «Мухаммед» в переводе с арабского означает 'восхваляемый', 'достойный хвалы'. Мухаммед повлиял на зарождение и формирование новой мировой религиозной системы в двух направлениях. Первое направление - внесение своего индивидуального вклада в развитие мусульманской мысли. Второе - влияние его идеализированного образа на последователей ислама, их психологию, формирование мусульманского образа жизни. Подражание во всем пророку является идеалом для всех верующих [2, с. 13].

Образ Мухаммеда, его деятельность и учение сыграли в последующей истории исламской цивилизации гораздо более значимую роль, чем любые другие события или исторические деятели. В книге американского ученого Майкла Харта «Сто великих людей» первое место автор отдает Мухаммеду, второе - Ньютону, третье - Христу, четвертое - Будде, 11-е - К. Марксу, 15-е -В.И. Ленину и т. д. Словом, Мухаммед возглавляет список наиболее влиятельных личностей в историческом процессе. Критерием выбора стало влияние этих выдающихся людей на историю человечества. Последовательность описания в книге соответствует степени их влияния. Вот как сам автор обосновывает первенство пророка Мухаммеда: «...Это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в светской областях» [3, с. 25]. М. Харт признается, что Мухаммед обрел одну из величайших мировых религий и дал ее всем, став великим и очень влиятельным политическим лидером. И теперь, по прошествии 14 веков с момента его кончины, влияние этого человека на весь мир по-прежнему очень велико.

Самой большой ценностью, данной человеку Богом, является жизнь, дарованная как испытание. В Коране сказано: «Благословен Тот, в руках Которого владычество и Который властен над всякой вещью, Который сотворил смерть и жизнь, дабы испытать вас, кто из вас лучше по своим деяниям» (67:1-2). Вместе с наделением человека этим правом на него возлагается ответственность за прожитую жизнь. Перед этим правом - правом на жизнь, равны все люди независимо от их достатка, социального статуса, национальности и т. д. Никому не дано права лишать жизни другого человека: «Кто убил душу., тот как бы убил всех людей» (5:32). В соответствии с величием права на жизнь высоко оценивается защита этого права: «А кто оживил ее (душу), тот как будто бы оживил всех» (5:32). Следовательно, тот, кто спас жизнь одного человека, оценивается как спасший жизнь всего человечества. Человек не вправе покушаться и на собственную жизнь, т. е. суицид строго осуждается в исламе: «И не убивайте самих себя» (4:29). В силу того что ислам очень высоко ценит жизнь любого человека, прерывание беременности также приравнивается к убийству. По мнению богословов, мать, сделавшая аборт, считается убийцей собственного ребенка, а тот, кто осуществил эту операцию, является соучастником данного преступления [4, с. 117]. В исламской традиции очень высок статус матери. Пророк Мухаммед сказал: «Рай находится под ногами ваших матерей» [5, p. 111].

Положение женщины в исламе в общих чертах отражено в Коране, начиная с легенды о ее сотворении и заканчивая социальными обязанностями исламской женщины в различных областях общественной и частной жизни. По исламу эти каноны носят вечный характер. Весь пафос Корана исходит из принципа идеализации порядков патриархальной семьи и возвышения культа мужчины. В соответствии с мусульманским правом при свидетельствовании показания одного мужчины приравниваются к показаниям двух женщин. В Коране идет строгое разделение людей по половому принципу: женщина вторична по отношению к мужчине. «Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними.» (30:20). Несмотря на то что и мужчина, и женщина сотворены из единой души, все же появление женщины вызвано потребностями мужчины.

Большое место в социальной концепции ислама занимают вопросы нормативной этики, регламентирующей семейный быт. В ней предусмотрены образ жизни мусульман, правила поведения в семье и обществе. Предписания этического свойства носили самый общий характер: жены должны с почтением относиться к мужьям, которые должны заботиться о женах. И тем и другим следует помнить, что Аллах все видит [6, с. 15]. Ислам разрешает многоженство, однако

ограничивает число жен до четырех, при этом строго обусловливая равно справедливое отношение ко всем женам: «.Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной.» (4:3).

Коран и Сунна пророка Мухаммеда являются главными источниками шариата, обозначающего в переводе с арабского 'правильный путь, образ действия'. С религиозной точки зрения положения шариата оценивают различные жизненные обстоятельства в жизни людей. Нормы шариата - это юридическая систематизация поведения истинных мусульман, их обязательств перед людьми и Всевышним. Кодекс норм шариата разделен на три основные части:

1) обязанности, относящиеся к религиозному культу (ибадат),

2) юридические нормы (муамалят),

3) система наказаний (укубат).

Предписания шариата многочисленны и взыскательны. Они координируют порядок взаимоотношений человека в личной и общественной сферах, подробно регламентируют нюансы повседневной жизни мусульман.

Первоначально шариат был основан на Коране и Сунне, но под влиянием исторических условий, различных факторов нормы шариата дополнились мусульманским правом (фикхом), на который в свою очередь повлияли мнение авторитетных лиц (иджма), суждение по аналогии (кияс), юридические заключения высших духовных лиц (фетвы) и обычное мусульманское право, охватывающее традиции и обычаи народов в странах, где распространен ислам (адат).

Согласно исламским традициям все вышеназванные источники не должны противоречить Корану и Сунне. Следовательно, мусульманские богословы могут выносить решения по юридическим вопросам самостоятельно на основании других источников, только если по данным вопросам ничего не сказано ни в Коране, ни в Сунне. Но и в этом случае их решение не должно противоречить главным источникам шариата.

По шариату все поступки людей можно разделить на пять категорий:

1. Фардз - поступки и нормы поведения, которые обязан выполнять каждый мусульманин. В первую очередь сюда входят ритуальные предписания и соблюдение основных форм благочестия.

2. Мандуб - желательные действия, рекомендуемые, но не обязательные к исполнению.

3. Мубах - дозволенные действия и поступки, не являющиеся обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими.

4. Макрух - категория предосудительных поступков и действий, не являющихся нарушением шариата, но осуждаемых с нравственных позиций. Это переходная зона между халалом (допускаемыми действиями, входящими в категории фардз, мандуб, мубах) и харамом.

5. Харам - действия, строго запретные и осуждаемые по исламу.

Немаловажными при оценке тех или иных поступков, действий являются намерения, с которыми они совершались. В Коране сказано: «Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли -грех» (49:12); «Аллах знает про то, что у вас в груди» (64:4).

Таким образом, все вышеизложенное позволяет прийти к выводам, что в мусульманском обществе нормы шариата охватывают все стороны реального бытия человека, создают свою оригинальную систему, упорядочивающую почти все аспекты жизни. Более того, ислам - это религия, не знающая себе равных по охвату граней человеческой жизнедеятельности. Это и стиль жизни, и манера поведения, и целый ряд бытовых привычек. Шариат как комплекс предписаний и норм, которыми должен руководствоваться мусульманин, - это и есть мусульманский образ жизни, включающий самые разнообразные нормы: религиозные, нравственные, бытовые. Шариат выступает религиозно-этической основой исламской доктрины о правилах поведения мусульман, мусульманского права и юриспруденции.

Ссылки и примечания:

1. Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1986. 727 с. Первая цифра обозначает суру (главу), вторая -аят (стих).

2. Магомедова М.З. Мусульманский образ жизни: истоки и современность : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2002. 24 с.

3. Харт М. Сто великих людей. М., 1998. 480 с.

4. Леонова И.В. Личные права человека в мусульманской правовой системе // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 10. С. 116-119.

5. Yerkibayeva G.G. Status of Woman in Islam Doctrine // Reports Scientific Society. 2013. No. 1. P. 111-114.

6. Магомедова М.З. Указ. соч. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.