Научная статья на тему 'Концепция труда в исламе'

Концепция труда в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8830
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
труд / отношение к труду / формирование трудовой концепции / ислам / шариат / коран

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хайлова Л. А.

В статье анализируется историко-культурный процесс формирования трудовой концепции в исламе. Отношение к труду в исламе трактуется в тесной взаимосвязи с идейным контекстом вековых мусульманских традиций, отраженных в шариате. Анализ автором основных положений канонического шариата позволяет раскрыть его социальную сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of historical and cultural process of forming the labour concept in Islam. The attitude to work in Islam is treated in a close connection to the ideological context of age-old Moslem traditions of sheriat. The aim of the article is to reveal the main provisions of the concept of labour in Islam. The author analyses the main principles of canonical sheriat, which makes it possible to reveal its social essence.

Текст научной работы на тему «Концепция труда в исламе»

Л. А. Хайлова

КОНЦЕПЦИЯ ТРУДА В ИСЛАМЕ

Работа представлена кафедрой общегуманитарных и естественно-математических дисциплин филиала Российского государственного социального университета г. Мурманск.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Р. И. Триполъский

В статье анализируется историко-культурный процесс формирования трудовой концепции в исламе. Отношение к труду в исламе трактуется в тесной взаимосвязи с идейным контекстом вековых мусульманских традиций, отраженных в шариате. Анализ автором основных положений канонического шариата позволяет раскрыть его социальную сущность.

The article is devoted to the analysis of historical and cultural process of forming the labour concept in Islam. The attitude to work in Islam is treated in a close connection to the ideological context of age-old Moslem traditions of sheriat. The aim of the article is to reveal the main provisions of the concept of labour in Islam. The author analyses the main principles of canonical sheriat, which makes it possible to reveal its social essence.

Вопрос об отношении ислама к труду является одной из не «избалованных» вниманием специалистов религиоведческих и культурологических проблем, требующих своего научного осмысления. Ислам как динамично развивающаяся конфессия оказал большое влияние на развитие государства и права целого ряда стран Востока. Поэтому, основываясь на значении труда в онтологии человеческого бытия, несомненно, важным является изучение и исследование вопроса отношения к труду данной религии, что поможет понять особенности развития мусульманских государств.

Формирование мусульманского образа жизни и регулирование различных ее сторон осуществляется шариатом, который не разделяет нормы морали и права, являясь тщательно разработанным кодексом поведения или каноном, содержащим в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульман к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. По мнению исследователя шариата Г. М. Кери-мова, - «в шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную

жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники, и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины»1. Таким образом, в шариате определено и отношение к труду.

Шариат является составной частью социально-религиозного мировоззрения ислама, возникшего на рубеже VI-VII вв. н. э. Основными источниками шариата являются Коран и Сунна, которые выполняют важную социальную роль в ортодоксальной системе ислама и в жизни его последователей. По своему содержанию, как и все священные книги других религий, Коран исключительно сложен и противоречив. Для него характерны частые переходы от одной темы к другой, повторы одних и тех же мыслей, наивно-конкретное в нем соседствует с абстрактным. В самом Коране указывается на сложность и противоречивость его текста. Вместе с тем, чтобы как-то обосновать возможность преодоления этих противоречий, в Коране от имени Аллаха говорится: «Всякий раз, как МЫ отменяем стих или заставляем его забыть, Мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2:100).

Различие между Кораном и Сунной состоит в том, что Коран считается речью

Аллаха, а хадисы, входящие в Сунну, представляют собой слова пророка Мухамма-да. Она в значительной степени расширяет границы идей Корана, представляет возможности для свободного размышления, хотя и в рамках основных коранических идей. Содержание правил, закрепленных в Сунне, заключается в следующем: одни правила играют роль толкования и разъяснения сур Корана; другие - подтверждают правила, закрепленные в Коране; третьи представляют собой правила, не оговоренные Кораном. Решение того или иного вопроса должно быть основано на правилах Сунны, если на него нет прямого указания в Коране2.

Концепция труда в исламе трактуется в тесной взаимосвязи с идейным контекстом вековых мусульманских традиций различного порядка. Право на труд ислам провозгласил еще четырнадцать столетий тому назад. Из Корана и Сунны следует, что во-первых, труд является обязанностью члена общества, во-вторых, исламское государство должно предоставлять необходимую работу каждому трудоспособному человеку, в-третьих, трудящиеся имеют право требовать справедливую оплату за свой труд и нормальные условия труда3.

Многие положения о труде закреплены в Коране, в котором указывается, что Аллах обеспечил средства к жизни своим людям, подарил им пропитание, заботу и благословение. В Коране в суре «Перенос ночью» говорится: «Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ» (17:70). В данной суре уважение к человеку сочетается с предоставлени-ем ему Господом средств к жизни. Аллах говорит также, что он дал человеку средства передвижения, чтобы тот мог искать себе пропитание и другие милости Аллаха. А когда он будет иметь возможность, трудясь каждый день, получать хлеб, то сможет вести достойную жизнь и поклоняться одному Аллаху. Смысл данной нормы состоит также в том, что Аллах требует от человека путешествовать по земле и морям,

чтобы приобретать средства к жизни законным путем. Если же он не будет прилагать никаких усилий в поисках хлеба и других милостей, ниспосланных ему, то он свернет с правильного пути и будет недостоин почета и уважения, оказанных ему Господом. Коран гласит: «Аллах - тот, который дал вам землю пребыванием, а небо - строением, и сформировал вас, и прекрасно дал вам формы, и наделил вас благами» ( 40:64). Итак, Аллах гарантировал людям пропи-тание и подчинение им всех источников богатства.

Мухаммада категорически не удовлетворяла абстрактная, лишенная связи с жизнью, мистифицированная религия. По его убеждению, за верой непременно должно стоять дело: «Творите по своей возможности, Мы тоже действуем» (2:121); «О народ мой, творите по вашей возможности! Я творю, и вы узнаете» (39:39). Вера, таким образом, мыслилась как обязательно сопряженная с «добрым делом», которое признавалось в определенном смысле равносильным первой и выступало в качестве ее критерия. Все, что делал мусульманин, он делал «во имя Аллаха». Поэтому можно утверждать, что в раннем исламе «доброе дело», в том числе и труд, рассматривался как «поиск человеком милости Аллаха»4. Выработав собственные принципы нравственной оценки поступков мусульманина, ислам сводит одобряемые им поступки в единую категорию «благое дело» как «критерия веры» и «мерила воздаяния и наказания». Таким образом, были сформированы универсальные этические категории, выступающие воплощением моральной добродетели. Одна из составных этой добродетели - труд как поиск милости Аллаха. Мухаммаду и его сподвижникам удалось привести в соответствие новую трактовку труда как усилия, предпринимаемого ради приближения к Богу, как деятельности человека во имя Аллаха, направленной на поиск милости, со старым его пониманием - трудом ради приобретения средств к жизни. Отныне слово «пропита-

ние» наполняется новым, духовно более весомым содержанием «жизненного удела», которым Аллах наделяет своих рабов5.

Ислам осуждает общество, которое не оценивает и пренебрегает способностями и усилиями людей; он не приемлет также общество, члены которого отказываются за -рабатывать себе на пропитание: «для любого из вас будет лучше взять веревку, собирать дрова, носить их на спине и продавать, чтобы уберечь себя от унижений нищенства: ведь люди могут подать милостью, а могут и отказать»6. Для мусульманского общества важно, чтобы человек работал, а не пребывал в безделье, становясь обузой для остальных. Паразитировать на обществе бесчестно, исключая те случаи, когда человек не способен найти работу по причине болезни или инвалидности. Категорически запрещается попрошайничество и допустимо только в совершенно безвыходных ситуациях и в случае жесточайшей нужды. Просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал, кто взял на себя долг и не может выплатить его. Исходя из этих положений возник такой специфический институт, как «закят» - обязательное пожертвование, которое состоятельные мусульмане должны предоставлять всем нуждающимся.

По исламу, человек должен не жалеть труда в стремлении овладеть искусством управления, торговлей, осваивать достижения научно-технической мысли. Коран призывает мусульманина использовать свои способности и усердие к тому, чтобы обеспечить себя материально, не быть зависимым от других, так как только «Сатана обещает вам бедность» (2:271). По словам пророка Мухаммада, «нищета - путь к неверию». Поэтому мусульманин должен стремиться преуспеть в земных делах, завоевать уважение окружающих, обеспечить себе и своим близким материальный достаток. Об этом свидетельствует сура в Коране: «Дал Аллах преимущество усердствующим своим имуществом и своими душа-

ми перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде» ( 4:97).

Ислам проводит резкую грань между достойным и недостойным способами зарабатывания на жизнь. Любой способ зарабатывания с причинением ущерба и потерь другим людям считается запретным -«харам». Если способ честный и благородный, то он считается разрешенным - «ха-лал». Ислам запрещает труд, связанный с обманом, мошенничеством, взяточничеством, производством и реализацией алкоголя, игорным бизнесом7.

Немаловажное значение для понимания отношения ислама к труду имеет и принцип запрета на ростовщичество. Многие современные исследователи ислама связывают этот запрет с отсутствием в ростовщичестве элемента труда. Аллах, по Корану, разрешает торговлю, которая приносит прибыли (рабах), но отвергает рост (рибу). Причем в отличие от многих других запретов, особенно на вино и азартные игры, запрет на рибу сохраняет свою устойчи-вость и по сей день, нередко препятствуя (по меньшей мере формально) нормальному функционированию банковского дела8. Причины запрета на ростовщичество состояли в том, что риба вела к накопительству, а это осуждалось исламом. Согласно новой религии, богатство и имущество объявлялись следствием милости Аллаха и должны были быть израсходованы на общественное благо после удовлетворения верующим своих естественных нужд и нужд своей семьи. Ислам, сохраняя определенную близость в области теории с иудейско-христианской догматикой, в целях самоидентификации старался внедрить совершенно отличную собственную практику, и прежде всего новый образ жизни. Можно выделить и нравственно-этическую сторону запрета на рибу. Ислам считает, что ростовщики наносят «обиду обездоленным» и предупреждает их: «Не обижайте, и вы не будете обижены» (2:279). Таким образом,

заем денег в рост с целью наживы на чужих нуждах и страданиях запрещен Кораном.

По мнению исследователя ислама Д. Е. Еремеева, запрет ростовщичества послужил тормозом развития капиталистических отношений в мусульманских государствах. Христианская церковь тоже осуждала высокий процент при выдаче кредита, но это оставалось благим пожеланием, категорией нравственной добродетели. В мусульманском же государстве запрещение ростовщичества, канонизированное шариатом, было государственным законом. Это обстоятельство породило уродли-вые формы кредитных операций. Ростовщичество не исчезло, оно ушло в подполье. Ростовщики при выдаче займа прибегали к оформлению фиктивных документов на якобы совершенную торговую сделку. В одном из аятов Корана (2:276) сказано весьма определенно: «хотя Аллах запретил рост (лихву, ростовщический процент), он разрешил торговлю». Кредитование под видом торговой операции настолько рас -пространилось в мусульманских странах, что существует и теперь9. При этом важно отметить, что шариат осуждает не богатство само по себе, а пустое накопительство, сосредоточение в одних руках имущества, которое не используется, не находится в обороте и не дает дохода, не расходуется в полезных целях. В Коране по этому поводу записано: «А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести, что ждет их мучительное наказание» (9:34), «Расходуйте то, что даровано вам в наследство» (57:7).

«Среди основных ценностей, которые защищаются шариатом, наряду с религией, жизнью, достоинством значится и частная собственность», - отмечает видный российский исламовед Л. Р. Сюкияйнен. В целом ислам с уважением относится к собственности и не считает приобретение имущественных благ чем-то зазорным и отвлекающим от служения Аллаху. Наоборот, в Коране говорится: «Богатство и дети - украшения жизни в этом мире»

(18:46). Имущество и собственность - не цель, а средство удовлетворения интересов людей в установленных исламом границах. Однако приоритетными путями приобретения имущества в собственность являются два - собственный труд и коммерческая деятельность. Важно иметь в виду, что мирской труд ислам рассматривает как деятельность, сравнимую по значимости с поклонением Аллаху10.

Также Л. Р. Сюкияйнен обращает внимание на роль государства в регулировании форм собственности: «при всей значимости социальных принципов, присущих исламу, он не отдает явного предпочтения коллективным формам собственности перед частными и индивидуальными. Шариат исходит не из приоритета общественной собственности, а из принципа ограничений частных прав, что придает роли государства в экономике религиозно-этическое измерение»11. Таким образом, право собственности в исламе дано человеку с определенной целью, оно должно быть ограничено определенными рамками, чтобы не вредить общественным интересам.

Представляет интерес и то, что в Коране отражены социальные отношения, сложившиеся в Аравии еще к началу VII в. Заслуживают одобрения постановления о рабах. В сурах часто говорится о рабском труде в домашнем хозяйстве, о рабынях-наложницах (2:173; 4:29, 94; 5:91; 9:60; 24:32; 33:49; и др.). Пророком предписывалось тому, кто добыл раба как военнопленного на войне либо купил, наследовал, наконец, получил в подарок, пользоваться лично им и его рабочей силой, но зато налагалось на владельца обязательство обходиться с ним более или менее человечно. Считалось добрым делом давать рабу волю; последний мог также откупиться, если был в состоянии внести своему господину соответствующий выкуп. Само собой разумеется, что эти постановления были часто нарушаемы и нарушаются до сих пор, данные факты можно было наблюдать и в истории других вероисповеданий, например христианства12.

Д. Е. Еремеев считает, такое отношение к рабскому труду не способствовало развитию рабовладельчества. Речь идет главным образом о домашнем рабстве. Если семья имеет раба, Коран советует проявлять доброту в обращении с ним (4:40), откладывать часть милостыни на выкуп рабов (9:60), рассматривает освобождение невольников как богоугодное дело (90:13). Рабыни могут быть не только служанками и наложницами, но и законными женами. Если судить по Корану, в Аравии не было сословно-классовой обособленности рабов и рабовладельцев, характерной для рабовладельческого общества, рабство не получило большого распространения, осталось «домашним»13.

Следует сказать, что Коран защищает существующую социальную стратификацию: «Не желайте того, чем Аллах дал вам одним преимущество перед другими» (4:32); «взгляни, как Мы одним дали преимущества над другими, а ведь последняя жизнь - больше по степеням и больше по преимуществам» (17:21). Он авторитетно призывал к умеренной жизни, к отказу от гордыни накопительства.

По мнению исследователя А. М. Маме-дова, особо в исламе предпочиталась торговля, в Коране и хадисах настоятельно звучит призыв заниматься торговлей. В отличие от христианства, осуждавшего в средние века торговлю как средство наживы и погони за богатством, имеющее в себе, по словам Фомы Аквинского, нечто безобразное, постыдное, грязное, ислам в этот период всячески поощряет торговлю14.

Действительно, анализ содержания ряда хадисов дает повод утверждать, что мусульманские идеалы этого периода резко отличались от принципов раннеислам-ского понимания проблемы труда. Появились хадисы, согласно которым Мухаммад якобы поощрял занятие торговлей, приравнивая ее к джихаду. Приобретение законного богатства, согласно одному хадису, есть джихад. Законный дирхем, полученный от торговли, предпочтительнее, чем

десять, приобретенных от прочих занятий. «Порядочный торговец» ставится на том свете в один ряд с пророками и борцами за веру: «Порядочный и честный торговец, -говорится в хадисе, - с пророками, правдивейшими и павшими на войне». Другой хадис гласит: «Порядочный торговец - под сенью престола в Судный день» 15.

Было обещано, что Аллах возвысит торговцев, и они получат высокое вознаграждение за труд в будущей жизни. Известно, что торговля вовлекает в азарт, который побуждает добиваться прибыли любыми способами. Устоявший в рамках честности и доверия является муджахедом -победителем над своей страстью и достоин звания муджахеда ( борца на пути Аллаха)16.

В Коране также нет негативного отношения к торговле. Наоборот, коранический язык изобилует купеческой терминологией. По этому поводу в Коране говорится: «Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил» (2:275), «Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4:29). Приведем и высказывание пророка Мухаммада: «Да смилуется Аллах над великодушным человеком, если тот продает, покупает и добивается своего права без излишней настойчивости»17. Итак, ислам запрещает ту торговлю, которая связана с несправедливостью, обманом, эксплуатацией и всем тем, что порицаемо в исламе. Сделки считаются запретными, если они связаны с алкогольными напитками, наркотиками, свининой, статуями, потребление и использование которых запрещено в исламе.

Как христианство, так и ислам не делает различий между теми, кто занят умственным или физическим трудом, кто занят на производстве, в сфере услуг или на государственной службе, кто занят индивидуальной деятельностью или же работает по найму. Одни и те же принципы трудовой этики распространяются на учителя, врача, инженера, фабричного и сельскохозяйственного

рабочего, на аппарат управления и министров. Важно не кем, а как работает мусульманин18.

Особо ислам подчеркивает превосходство земледельческого труда, обещая щедрое воздаяние за него. Однако это не означает, что умма должна сосредоточить свои силы и устремления исключительно на земледелии. Поэтому наряду с земледелием должны быть специальности и профессии, которые могли бы поддерживать достойную жизнь общества, а также укреплять и обогащать государство. Следовательно, исламское общество должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для своего достойного существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину19.

Таким образом, мусульманин должен использовать свой труд, занимаясь земледелием, торговлей или производством, а также выполняя любой другой труд, не связанный с запретом. Необходимо отметить, что система запретов занимает важное место в исламе и была призвана способствовать сохранению феодальных порядков. Запретными считаются те виды деятельности, которые наносят вред обществу, его вере, морали, чести и нравственности. Упорный труд не только обеспечивает средства для достойной жизни всех членов общества, но и защищает их от унижения попрошайничества из-за нищеты. Запреты существовали во всех религиях, и ислам в этом отношении не составляет исключения. Однако фиксация шариатом особой системы запретов для мусульман была призвана подчеркнуть специфику данной религии и противопоставить ее другим. Запреты шариата существуют во всех областях жизни мусульман, они имеют определенную социальную и религиозную направленность. Лишь на рубеже Х1Х-ХХ вв. реалистически мыслящие мусульманские идеологи стали приходить к пониманию того, что некоторые исламские запреты мешают об -

щественному прогрессу. В современных условиях часть запретов шариата снята самими мусульманскими богословами в связи с изменением социальных условий, развитием науки и техники, сознания и быта верующих20.

Как можно заключить из вышеизложенного, в религиозных законах ислама заключается бесконечное множество отдельных постановлений, которые другие религии, за исключением иудаизма, предоставляют государственному праву, зато мы не находим в Коране краткого изложения главнейших, нравственных предписаний, какие группируются, например, в десяти заповедях. Встречаются, правда, случайные нравственные наставления, например, необходимость поступать честно в деловых сношениях и т. п., но потребности построения небольшого свода общих правил, к которым в повседневной жизни каждый мог бы самостоятельно приноравливать свою совесть, ислам как бы не ощущает. Для него деяния не важны, все сосредотачивается на вере. Каждое повеление Божие, возвещан-ное через откровение пророку, как таковое обязательно, не принимая в соображение какой бы то ни было связи с остальными постановлениями. Поэтому для мусульманина почти не понятна разница между религиозностью и нравственностью. В мусульманском обществе религиозная дея-тельность и религиозные отношения налагаются на социальные связи, шариатское урегулирование охватывает все стороны реального человеческого бытия, создает свою обширную аксиологическую, самобытную систему, регламентирующую все без исключения области.

Таким образом, исследование основных положений канонического шариата позволяет раскрыть его социальную сущность и проследить эволюцию в процессе исторического развития. В зоне распространения ислама шариат в течение длительного периода истории был единственным сводом законов и принципов, регулирующих жизнь мусульманского общества. Во мно-

гом это было следствием длительного господства на Востоке феодальных отношений, которые сохранялись и после проникновения сюда капиталистических отношений. И то обстоятельство, что шариат дожил до наших дней, непосредственно связано с сохранением феодального уклада во

многих исламских государствах. Однако следует отметить, что цивилизационные процессы, происходящие в ряде мусульманских государств, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в обществе, которые формируют новое отношение к труду.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 3.

2 См.: Аль-Али Насер Абделъ Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 23-24.

3 См.: Там же. С. 57.

4 См.: Мамедое А. М. Об отношении ислама к труду // Актуальные проблемы современного ислама. Баку, 1990. С. 29-30.

5 Там же. С. 33.

6 Аль-Али Насер Абделъ Рахим. Указ. соч. С. 57-58.

7 Максуд Р. Ислам. М., 2001. С. 200-201.

8 Мамедое А. М. Указ. соч. С. 28.

9 Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С. 268.

10 См.: Сюкияинен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Отечеств. зап. 2004. № 6. С. 59-60.

11 Там же. С. 62.

12 См.: Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Абба-сидов. М., 2004. С. 294.

13 См.: Еремеев Д. Е. Указ. соч. С. 54.

14 См.: Мамедое А. М. Указ. соч. С. 37.

15 Там же.

16 Кардави Ш. Ю. Дозволенное и запретное в исламе. М., 2004. С. 136.

17 См.: Сюкияинен Л. Указ. соч. С. 59.

18 Ермаков И. А. Исламская этика труда. М., 2001. С. 386.

19 См.: Кардави Ш. Ю. Указ. соч. С. 128.

20 См.: Керимов Г. М. Указ. соч. С. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.