Научная статья на тему 'Актуальные вопросы в изучении источников исламского права'

Актуальные вопросы в изучении источников исламского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2222
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / КОРАН / ИДЖМА / СУННА / КИЯС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеева Елена Михайловна, Ворожцова Ольга Олеговна

Исламское право одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В статье анализируются источники исламского права. Исламское право это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии Исламе. Основными источникам исламского права являются Коран [13, с. 688], Сунна, Иджма и Кияс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы в изучении источников исламского права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОЧНИКОВ ИСЛАМСКОГО

ПРАВА

Гордеева Е.М.1, Ворожцова О.О.2

'Гордеева Елена Михайловна — доктор юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права;

2 Ворожцова Ольга Олеговна — магистрант, направление фундаментальная юриспруденция, кафедра теории и истории государства и права юридический институт Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: исламское право одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В статье анализируются источники исламского права. Исламское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - Исламе. Основными источникам исламского права являются Коран ['3, с. 688], Сунна, Иджма и Кияс.

Ключевые слова: исламское право, Коран, Иджма, Сунна, Кияс.

Изучение источников исламского права важно для каждого юриста и специалиста по международным отношениям. В настоящее время на Земле проживает около 1,8 млрд мусульман [3], людей, которые соблюдают не только законы своей страны, но и нормы Шариата, поэтому ислам представляет собой огромную правовую систему и имеет приверженцев по всему миру. Многие современные исламские государства закрепляют нормы ислама в Конституции. Это, прежде всего, Саудовская Аравия, Иран, Бахрейн, Пакистан. Во многих странах Азии и Тихоокеанского региона, в Африке, на Ближнем Востоке общественная жизнь выстраивается в большей или меньшей степени на основе мусульманских традиций.

К проблеме изучения источников исламского права обращаются в своих работах многие российские и зарубежные ученые: М.Н. Марченко, Л.Р. Сюкияйнен, К. Ясин, Л. Баскинс, Л.В.С. Ван ден Берг, В. Халлак, А.М. Васильев, Г.Ф. Елаян, Г.Э. Грюнебаум, Н.В. Жданов, Л.И. Климович, А.В. Малашенко, В.Н. Кудрявцев и др. Без сомнения, тема изучения источников исламского права актуальна и интересна, так как именно на них опирается религия, число последователей которой постоянно растет. Соответственно будет расти и количество ученых, изучающих данный вопрос.

Для целей данной статьи необходимо определиться, что такое источники права. «В современной правовой науке понятие «источник права» рассматривается в двух аспектах: в широком - как причины и закономерности, обусловливающие возникновение и содержание права; и в узком - как способ закрепления и существования норм права в позитивных предписаниях, как внешняя форма выражения права, придающая ему характер официальных правовых норм» [8]. Источниками права могут быть: нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, религиозные тексты и общие принципы права. В данной статье под источниками права понимаются, прежде всего, религиозные тексты.

1.1 Коран

Коран - священная книга мусульман, где содержатся конкретные наставления: как молиться, поститься, подавать милостыню и совершать хадж; можно ли разводиться; какие права имеют женщины; молитвы и другие моральные обязательства правоверного мусульманина. Каждый правомерный мусульманин соблюдает правила, описанные в их Священной книге, поскольку: «В Коране благочестивый мусульманин слышит голос Бога, который направляет и ободряет, утешает и упрекает, обещая праведную милость и вечное блаженство, одновременно угрожая нечестивым гневом и вечными муками» [1, с. 356]. Коран считается определяющим источником в вопросах исламского права. Только когда сам Коран не говорит напрямую или подробно об определенной теме, мусульмане обращаются к альтернативным источникам исламского права.

Коран является первым и наиболее важным источником исламского права. Считается, что это прямое слово Бога, открытое Мухаммеду через ангела Гавриила в Мекке и Медине. В Священных Писаниях указывается моральная, философская, социальная, политическая и экономическая основы, на которых должно строиться общество. Стихи, раскрытые в Мекке, касаются философских и богословских вопросов, тогда как стихи, раскрытые в Медине, касаются социально-экономических

законов. На заре развития ислама откровения пророка Мухаммеда передавались из уст в уста [4] и не были записаны в виде одного документа, пока халиф Абу Бакр [6, с. 187] (один из тестей пророка Мухаммеда, его друг) не решил подготовить письменный текст, и поручил это задание Зейду ибн-Сабиту, бывшему секретарю пророка [12, с. 22]. В помощь Зейду была созвана специальная комиссия, и их совместные усилия привели к созданию Корана в четырех экземплярах. 10 лет спустя Коран был завершен в существующей ныне форме Хазратом Усманом, третьим халифом.

Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав [7, с. 72], которые носят название «суры». Каждая сура делится на различное количество стихов или аятов. Содержание сур очень разнообразно: основы мусульманского права, мифологические сюжеты, взаимоотношения человека и сверхъестественных сил. Таким образом, Коран - «это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни» [7, с. 73].

1.2 Сунна

Сунна является следующим важным источником исламского права и обычно определяется как «свод традиционных мусульманских законов, основанных на жизни и действиях пророка Мухаммеда» [2]. Устные предания о пророке, воспоминания о нем, его изречения к 9 веку были собраны в шесть сборников, они как раз и составили Сунну. Сунна основывается на историях, связанных с поведением Пророка Мухаммеда и его сподвижников. Согласно шиитским юристам [16, с. 29], Сунна включает в себя слова, поступки двенадцати имамов и Фатимы, дочери Мухаммеда, которые в исламе считаются безгрешными. Но особенно важными среди этих историй являются те, которые касаются самого пророка, в котором его нередко просят разрешить различные споры или решить вопросы права. Обоснование использования Сунны в качестве источника закона можно найти в Коране. Коран призывает мусульман следовать примеру Мухаммада: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния» [13, с. 553].

Подавляющее большинство мусульман считают Сунну важным дополнением и разъяснением Корана [11, с. 3]. В исламской юриспруденции Коран содержит много правил поведения, ожидаемого от мусульман, но нет конкретных правил по многим религиозным и практическим вопросам. Поэтому, благодаря Сунне, мусульмане могут взглянуть на образ жизни пророка, его сподвижников и понять, как стоит поступать в той или иной ситуации. Эти истории (известные как «хадисы»1) отражают подробности и детали того, как пророк и его сподвижники стремились жить своей жизнью в соответствии с недавно обнародованным религиозным порядком, изложенным в Коране. Хадисы, составляющие основу Сунны, являются более формальным источником, чем Коран. Это связано с тем, что текст Корана был записан сразу после смерти Пророка, во времена третьего халифа Усмана. А хадисы были собраны в виде книги как минимум через сто лет после смерти Мухаммеда [18].

На основе Корана и Сунны существует свод мусульманских религиозных, юридических, бытовых правил - «шариат». Данное понятие означает «правильный путь» или «руководство», которое помогает человеку идти по правильному пути к праведной жизни в соответствии с исламом. Вознаграждением правильной земной жизни будет вечная жизнь в раю: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!» [13, с. 505]. Иногда шариат отождествляют с понятием «исламское право», однако: «анализ соотношения указанного феномена с шариатом с позиций современной правовой науки позволяет провести их достаточно четкое различение» [17], но «в российском сравнительном правоведении исламское (мусульманское) право, по сути, подменяется упрощенно трактуемым фикхом (систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях), который при этом без всяких оснований называется шариатом» [17]. Главная особенность современного шариата заключается в том, что он больше не интерпретируется исключительно учеными, а часто воспринимается по-своему как национальными государствами, так и отдельными мусульманами. В результате, например, либералы, ультраконсерваторы или экстремисты трактуют шариат в соответствии со своими желаниями и воззрениями.

1.3 Иджма

Третьим источником исламского права считается Иджма, что означает «единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном или Сунной» [15, с. 61]. Иджма относится также к случаям, когда правила или установки принимаются по общему согласию (мнение большинства) [5, с. 40], даже если они не встречается ни в Коране, ни в Сунне. Через некоторое время Иджма был определен как согласие муджахидов народа (то есть тех,

1 Предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.

кто на основании своих знаний имеет право самостоятельно судить) после смерти Пророка по любому вопросу веры. В результате таких соглашений (консенсусов) спорные моменты религии были улажены, и каждое решение Иджмы стало неотъемлемой частью веры, и неверие в это стало рассматриваться как акт неверия (куфр - неверие в существование и единство Аллаха). 1.4 Кияс

Четвертым источником исламского права является Кияс - «суждение по аналогии, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов» [9]. «Это сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру» [9]. Кияс предоставил исламским юристам метод выведения законов по вопросам, прямо не затронутым Кораном или Сунной. Потребность в Киясе возникла вскоре после смерти Мухаммеда, когда расширяющееся исламское государство вступило в контакт с другими государствами и столкнулось с ситуациями, выходящими за рамки Корана и Сунны. Некоторые течения в исламе выступают против использования Кияса, считают ее не нужным нововведением. Такой позиции придерживаются мутазилиты и шииты-джафариты [10]. Тем не менее, большинство учёных признают Кияс источником исламского права и прибегают к суждениям по аналогии при решении вопросов религиозного характера.

Ислам обладает характеристиками сложной правовой системы, стремящейся регулировать все сферы человеческого поведения в соответствии со своей идеальной парадигмой того, что является правильным и неправильным. Классическая исламская юриспруденция основывается на монотеистическом мировоззрении, которое рассматривает Бога как первоисточник закона: «Монотеистическое мировоззрение есть понимание того, что мир возник на основе мудрого плана и что бытие основано на благости и милости, стремясь довести находящихся в нем существ до необходимого совершенства» [14, с. 22]. Именно поэтому основными источниками исламского права стали Коран, Сунна, Иджма и Кияс. На протяжении всей истории исламских государств эти источники использовались юристами в порядке убывания при определении законности вопроса.

Ислам представляет собой огромную правовую систему и число его приверженцев по всему миру постоянно увеличивается. Растет и острота вопросов, связанных с исламским правом. Изучение источников исламского права остается важным и актуальным направлением международно-правовых исследований. Например, особый интерес вызывает вопрос: как пользуясь одними и теми же источниками исламского права, разные люди трактуют положения Ислама по-своему? Например, сунниты и шииты. Почему кто-то толкует Ислам так, что появился такой феномен, как «исламский терроризм», который вызывает озабоченность людей во всем мире? На этот и другие вопросы в области исламского права ученым еще предстоит ответить.

Список литературы

1. Ayoub M. The Qur'an in Muslim Life and Practice // The Muslim Almanac. Ed. A. Nanji. Gale Research, Inc. Detroit, MI, 1996. Р. 355-364.

2. Cambridge Dictionary // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/sunna/ (дата обращения: 17.05.2019).

3. Lipka M., Hackett C. Why Muslims are the world's fastest-growing religious group // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/04/06/why-muslims-are-the-worlds-fastest-growing-religious-group/ (на 2017 год)/ (дата обращения: 17.05.2019).

4. Sources of Islamic Law and sources of Law in Pre Mugbal Period and Mugbal Period // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/16633/6/06_chapter%201.pdf/ (дата обращения: 17.05.2019).

5. Wegner J.R. Islamic and Talmudic Jurisprudence: The four Roots of Islamic law and Their Talmudic Counterparts // The American Journal of legal History. Vol. XXVI, 1982. Р. 25-71.

6. Большаков О.Г. История Халифата. T.I. Ислам в Аравии. 570-633. Второе издание. М., 2000. 310 c.

7. Васильев Л.С. История религий Востока. Книжный дом «Университет»; М., 2000. 227 с. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20110708124143/http://www.history.univ.kiev.ua/download/Library-KNU-History/East/Istorireliya%20giy%20Vostoka.pdf/ (дата обращения: 17.05.2019).

8. Васильева Т.А. Понятие и значение источников права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-i-znachenie-istochnika-prava/ (дата обращения: 17.05.2019).

9. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. -315 с.

10. Источники исламского права: суждение по аналогии (кияс) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://islam.globaVobshchestvo/islamskoe-pravo/istochniki-islamskogo-prava-suzMeme-po-analogii-kiyas/ (дата обращения: 17.05.2019).

11. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. 512 с.

12. Кныш А.Д., Маточкина А.И. Ислам: история, культура и практика. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2015. 159 с.

13. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. Издательский дом «УММА»; М., 2007. С. 688.

14. Мутаххари М. Исламское мировоззрение. М. Издательство «Исток». 2010. 105 с.

15. ПоповаИ.А. Источники мусульманского права // Бизнес в законе. 2009. Вып. 4. С. 60-61.

16. СанаиМ. Мусульманское право и политика: Учебное пособие. М., 2004. 97 с.

17. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал // Ежегодник либертарно-юридической теории. 2007. Вып. 1. С. 98.

18. Хадисы у шиитов и суннитов. Часть 2: Запрет записи хадисов после смерти Пророка (С): «сунниты» без Сунны // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otvetarsh313.com/hadisy-u-shiitov-i-sunnitov-chast-2 / (дата обращения: 17.05.2019).

ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКА

ПОЛИЦИИ В 21 ВЕКЕ Исаева Ю.П.

Исаева Юлия Петровна — магистр юридических наук, кафедра конституционного права, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в настоящее время этика поведения работников сферы государственного управления рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения сотрудников государственных органов имеет сложный характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний, которые формируют единое морально-этическое пространство для работников сферы государственного управления.

В настоящей статье нами будет рассмотрен вопрос о служебной этике сотрудника полиции с учетом служебной деформации.

Ключевые слова: полицейская этика, служебный этикет, сотрудник полиции, конфликт интересов, Кодекс профессиональной этики.

Этика - это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

В современном мире развитие России, ее регулирование социальных структур невозможно без этики.

Этика открывает возможности анализировать состояние кадров государственных служб: критерии и требования, предъявляемые к государственному служащему. Она позволяет рассмотреть встающие проблемы перед человеком в жизни: что есть добро и зло? Как надо жить? К чему стремиться и чего избегать? На эти жизненные вопросы этика стремилась постичь природу морали и человека и сущность моральных ценностей.

Вся территория этики государственного служащего до конца не исследована, возникают различные точки зрения о её задачах.1

Общечеловеческие качества составляют профессиональный этический облик государственной службы. Служба требует в процессе общения между служащими наличия отношений взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение и понимать их психологию. Вместе с тем честность и правдивость тесно связаны с другими нормами профессионального этического кодекса государственного служащего - его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.

1 Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.