УДК 392(076) Таха Мохаммад Али
руководитель Ассоциации содействия реализации социальных и культурных проектов в Республике Крым «Созидание»; e-mail: [email protected]
ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается ислам как одна из мировых религий. В ней освещаются такие вопросы, как сущность ислама и его особенности; основы мусульманского права; основные направления, течения и секты ислама; характерные черты данной религии; научные достижения мусульман; исламский фактор: фундаментализм, экстремизм, терроризм и ваххабизм; понятия «джихад» и «шахид»; миф об «исламской угрозе».
Ключевые слова: ислам; Коран; мусульманин; шариат; исламский фактор; фундаментализм; экстремизм; терроризм; ваххабизм; секта; джихад; шахид.
Takha Mokhammad Ali
Head of the Association of Social and Cultural Assisstance Projects in the Repablic of Crimea "Cration", Simferopol. Russian Federation; e-mail: [email protected]
THE ISLAM AND РOLICY
The article is dedicated to the Islam and domestic and foreign policy of the country which must take it into account. In this article the following problems are brightened: five pillars of the Islam, its peculiarities; the Islam and knowledges; Muhammad - prophet of the Allah; the Arabic invades; the basic of the Muslim rules; the basic directions, trends and sects of the Islam; basic feathers of the Islam; success of Arabs -Muslims in sciences; Islam's factor; Islam's fundamentalism, extremism, terrorism and Wahhabism; conception of jihads and gashed; myth of Islam's threat.
Key words: the Islam; Koran; Muslim; lariat; Islam's factor; fundamentalism: extremism; terrorism; Wahhabism; sect; jihads; gashed.
Сущность ислама
Ислам оказал на мировое развитие значительное влияние, и с этим необходимо считаться, поэтому следует изучать ислам и выстраивать взаимоотношения с мусульманским миром. При осуществлении внутренней и внешней политики следует строго учитывать особенности ислама как мировой религии.
Предрассудки заключаются в убеждении, будто исламскому миру можно навязать западную модель политической системы.
Ислам (ар. покорность Аллаху, покорность воле Бога) -одна из мировых религий. Слово «ислам» на арабском языке соответствует слову «салям» - «мир».
Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII в. Основателем ислама считается пророк Мухаммад (570-632) из племени курайш, начавший проповедовать его в Мекке в VII в. н. э. [Криворучко 2010].
Ислам - духовное ядро новой социальной общности. Это -надродовое и надэтническое мировоззрение. Ислам сплотил всех мусульман вокруг одной веры. Он признает историческую значимость иудаизма и христианства. Данная религия не признает: троичности Бога, божественности Христа, непорочности зачатия, первогреха. Ислам миролюбив и терпим к инакомыслию.
Ислам представлен более чем в 120 странах мира, включая Россию. В начале ХХ в. каждый пятый житель на планете был мусульманином. К 2020 г. ожидается - каждый третий. Приверженцев ислама во всем мире - 1,5 млрд человек [Массе 2007]. Ни в одной другой религии нет такого процента верующих среди населения, страстно и самозабвенно преданных Господу.
Пять столпов ислама
Пять столпов ислама - основные предписания шариата, являющиеся сутью мусульманской веры и обязательные для всех верующих мусульман:
• исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада
• ежедневная пятикратная молитва
• пост раз в году в месяц Рамадан
• добровольная милостыня (закят)
• паломничество в Мекку (хадж) [Ислам... 1988].
Каждый мусульманин, если он здоров, не имеет долгов и имеет достаточно средств для путешествия, хотя бы один раз в жизни должен выполнить хадж - паломничество в Мекку к мечети Аль-Харам, где находится святилище Кааба. Это одна из основных пяти обязанностей мусульман. Четыре других - исповедание веры, молитва, пост и деяние в пользу бедных. Каждый мусульманин должен молиться пять раз в день, держать пост в месяц Рамадан (мусульманин не должен есть и пить в светлое время суток).
Основные положения ислама
К основным положениям ислама относятся:
- Всевышний один (нет выше Всевышнего, нет Бога, кроме Всевышнего);
- Мухаммад - пророк, посланный Всевышним;
- судьба каждого мусульманина решена на небесах;
- вера в рай и ад;
- признание Корана священной книги.
Простота теологических основ, отсутствие громоздких интеллектуальных и метафизических конструкций, способность дать целостную и понятную картину мира и общества, ясные правила и нормы в религиозно-культовых и социально-бытовых областях способствуют росту числа сторонников ислама в различных странах мира.
Основы мусульманского права
Шариат - Божественный закон. Законы шариата - это правовая система поведения правоверных мусульман, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом.
В исламе два источника веры: Коран и Сунна. Коран - от Бога, Сунна есть предание, хадис о Пророке.
Коран - священная книга мусульман, в которой зафиксированы основные идеи и принципы вероучений Мухаммада. Коран - свод правил поведения в семье и общине, основы законодательства, философии и эстетики. Коран - замечательный памятник средневековой литературы, эталон классического литературного арабского языка. Коран - один из величайших трудов в истории человеческой цивилизации. Он включает 114 сур (глав), состоящих из 6 211 айя-тов, 77 934 слов на арабском языке. Коран разделен на 30 частей, или 60 разделов.
Сунна - свод обычаев и правил поведения общины - означает теорию и практику мусульманского правоверия. Иджма - общее согласие мусульманской общины [Криворучко 2010].
Основные направления, течения и секты ислама
Ислам подразделяется на три основные направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Каждое направление имеет свои на течения и секты.
Течения и секты исламских направлений:
- суннизм: маликиты, шафииты, ханифиты, ханбалиты, мута-зилиты, ахмадиты, махдиты;
- шиизм: исмаилиты, имамиты, зейдиты, кайсаниты, карматы, ассасины, кайсаниты, друзы, низариты, мусталиты, даудиды, су-лейманиты, алавиты (нусайриты), хуруфиты;
- хариджизм: мухаккимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты (абадиты), суфриты [Васильев 1983].
Характерные черты ислама:
- ислам, несмотря на разные направления, течения и секты, представляет собой достаточно цельную религиозную систему;
- ислам - образ жизни, мыслей, более того, основа целой цивилизации;
- специфика ислама - слияние духовного и светского начала, политической администрации и религиозной власти.
Мухаммад - пророк Аллаха
Сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Постижимы лишь Его существование и единственность. Вера в Аллаха является первым и основным догматом веры в исламе.
Ислам считает Мухаммада последним пророком. Он основал религию ислама; обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Ясрибе (Медине). Датой основания ислама считается 622 г., ознаменовавшийся переселением (хиджра) пророка Мухам-мада из его родного города Мекки в Медину.
Мухаммаду удалось сделать своими последователями огромную массу людей в мире, и это свидетельствует о том, что человечество ныне невозможно представить без ислама, ярко свидетельствует в пользу величия и силы этой религии [Криворучко 2010].
Арабское господство
При ближайших преемниках Мухаммада - Абу Бакре, Умаре, Усмане и Али арабы создали огромнейшую империю - Арабский халифат, простиравшийся от границ с Францией до Индии.
К факторам, благоприятствовавшим арабским завоеваниям, относятся:
- наличие внутренних раздоров в стане противника;
- предоставление халифами полной свободы действий своим командующим армиями;
- использование арабами противоречий в стане противника;
- наличие у арабских войск военного опыта и железной дисциплины [Беляев 1966].
Ислам и знания
Ислам выдвинул знание на почетное место. Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина. Знание - одно из центральных понятий религии - имеет две стороны: знание Аллаха и человека. Надпись на медресе гласит: «Учиться - обязанность каждого мусульманина».
Знание - основная сила ислама. Поиски знания открывают дорогу в рай. Ученые - наследники Пророка. «Перо ученых ценнее крови мучеников». «Ищи знания даже если они так далеко, как Китай», - сказал Мухаммад [Сагадеев 1988].
Влияние арабов-мусульман на развитие западной культуры
Завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки и Испании арабами в VIII в. - поворотный пункт в мировой истории. Арабы с уважением относились к завоеванным народам, которые стали поддерживать ислам, изучать арабский язык и литературу. Это принято считать началом экономического и социального прогресса мусульманских стран, продолжавшееся более 400 лет и ставшее блестящей главой в истории человеческой культуры, искусства и науки. В захваченных арабами небольших городах создавались арабские школы и колледжи, а в крупных -университеты. Согласно Корану провозглашалось равенство женщин [Фалыштинский, Шидфар 2000].
Научные достижения мусульман
Промышленность
• Ибн Фазлом в 794 г. в Багдаде была построена первая фабрика по производству бумаги. В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже: в Византии - в 1100 г., на Сицилии - в 1102 г., в Германии - в 1228 г., в Англии - только в 1309 г.
Медицина
• Ибн Сина или Авиценна (980-1037) создал обширный канон медицины, который ученые называют высшим достижением науки. Канон был переведен на латынь и доминировал в преподавании медицины в Европе до конца XVII в.
Математика
• Аль-Хорезми (786-850) - общепризнанный основатель алгебры, известный европейцам как Алгорисмус; от его имени был образован термин «алгоритм». Слово «ад-джабр» из названия его книги стало звучать как «алгебра»
• Беттани (858-929) фактически заложил основы тригонометрии. Понятие о синусе открыто мусульманами. Мусульмане называли синус «сейб». На Западе это слово, подвергшись изменению, приняло звучание «синус»
• Абул-Вафа (940-998) внес в тригонометрию понятие о тангенсе, котангенсе и косекансе
• Омар Хайям (ок. 1048-1123) внес в алгебру формулу бинома (которая приписывается Ньютону)
• Сабит бин Гурра (ум. в 901) открыл дифференциальное исчисление задолго до Ньютона и ввел геометрическую алгебру задолго до Декарта
• Аль-Бируни (973-1048) выдвинул идею о функциях раньше европейцев
Астрономия
• Бергани в IX в. открыл существование пятен на Солнце и первым вычислил точное значение кривизны эклиптики
• Братья Муса в ГХ-Х вв. вычислили длину земной окружности
• Аль-Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца
• Битруджи (XIII в.) своими трудами открыл дорогу Копернику
• Труды арабов-мусульман в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия
Итак, в течение 400 лет арабы внесли новые идеи в промышленность, медицину, фармацевтику, математику, физику, астрономию,
географию. Арабы строили корабли, каналы. Они принесли мудрость Китая, Индии и всего Востока в Европу, открыли тригонометрию и алгебру, оставили имена в истории аэродинамики [Брандт 2014].
Но почему в дальнейшем мусульманский мир уступил Европе? На этот вопрос дает ответ история развития ислама и теория пас-сионарности Л. Н. Гумилева (1912-1992).
Периоды развития этноса
Арабский ученый Ибн Халдун (1332-1406) еще в Средние века утверждал, что любая цивилизация переживает в своем развитии начало, расцвет и упадок. Мусульманский мир в этом отношении не является исключением. Это подтверждает и другой факт, что мусульманский мир ожидает подъем и расцвет во всех областях культуры. Он еще удивит весь мир своими открытиями в науке и технике. Этот вывод подтверждается теорией Л. Н. Гумилева: этнос в своем развитии переживает ряд периодов: толчок - 200 лет, подъем - 300, надлом - 200, упадок - 300, затухание - 200 и вырождение - 200 лет. Итого: продолжительность развития этноса около 1 400 лет [Гумилев 2012].
В самом деле, с 570 г. (рождение Мухаммада) до 1979 г. (Исламская революция в Иране) прошло 1 400 лет.
Исламский фактор
Исламский фактор - деятельность исламских субъектов в различных областях общественной жизни под исламскими лозунгами влияет на обстановку в мире и национальную безопасность отдельных стран. Большое значение для возрастания активности мусульман и политизации их деятельности в различных сферах жизни имела антимонархическая революция в Иране (1978-1979), которая привела к установлению исламского правления и созданию государства на основе ислама шиитского толка.
Новые религиозные руководители Ирана стали проводить политику «экспорта исламской революции» с активным использованием исламского фактора в другие страны [Ананьев 2014].
На появление исламского фактора повлияли следующие причины:
- утрата исламом своих позиций в результате колониальных завоеваний, вынудившая мусульман жить под европейским правлением;
- исчезновение силового сдерживания исламского экстремизма в связи с падением авторитарных режимов в мире в ХХ в.
Исламский фактор включает фундаментализм, экстремизм и терроризм. К нему также примыкает исламский ваххабизм.
Исламский фундаментализм - идейное течение в исламе, представители которого требуют возврата к «истокам» данной религии, прежде всего к Корану и шариату.
Теоретические установки исламского фундаментализма:
- призыв к возврату первоначального, «истинного» ислама;
- панисламистские идеи;
- идея возрождения халифата;
- борьба за исламское правление, установление исламского порядка, основанного на законах шариата;
- идея джихада - священной борьбы за веру.
Исламский экстремизм представляет собой крайне правую
оппозицию во всех странах, где он существует. Его цель - остановить или, по крайней мере, взять под жесткий контроль любую эволюцию общества, в частности, повернуть вспять его вестер-низацию.
Исламские экстремисты результатом своей деятельности считают достижение трех основополагающих целей:
- установление в обществе норм «истинного» исламского государства;
- введение в общественную практику норм шариата;
- восстановление Халифата.
Методы исламских экстремистов:
- взрывы, поджоги, разрушения и уничтожение зданий, общественных учреждений, дипломатических и международных представительств, технических объектов и культурных ценностей;
- захват заложников, в том числе на воздушном и морском транспорте, а также в общественных местах (больницах, торговых центрах, предприятиях);
- угрозы проведения диверсионных акций и уничтожения объектов жизнеобеспечения общества, техногенных промышленных
объектов, а также применение химического и бактериологического оружия [Исламский мир... 2005].
Стратегии экстремистов:
- развязывание кампании террора, которая должна привести к дестабилизации внутренней обстановки и последующему всеобщему возмущению;
- создание общины «истинных» мусульман, которая, окреп-нув, начнет гражданскую войну против всего остального «неверного» общества;
- захват власти путем государственного переворота, а затем уже «сверху» осуществление тотальной исламизации общества.
Исламский терроризм является одной из основных и наиболее опасных проблем современного мира. Он угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери.
Коран допускает вооруженное насилие над неверными лишь в случае агрессии с их стороны. В Коране также недвусмысленно говорится о предпочтении мира перед войной с неверными: «Если неверующие склонны к миру, то и ты, Мухаммад, склоняйся к миру» (Коран 8 : 61).
Мухаммад сказал: «Бей неверного, если он занес меч над твоей головой» (Коран 8 : 65). Вторая часть умалчивается, а акцентируется только первая. Это современные террористы используют для оправдания своих корыстных целей.
Ваххабизм - учение Мухаммада бен Абдель Ваххаба (17031792) проповедовало возвращение к чистоте раннего ислама времен пророка Мухаммада, требовало от мусульман избегать проявлений роскоши в быту, одежде.
Ваххабитами стали называть практически все исламские оппозиционные группы, действующие в странах СНГ, которые проповедуют идеи сепаратизма и прибегают к методам насилия для достижения своих целей.
Ваххабизм является геополитической картой, разыгрываемой США. Раскол единых мусульманских образований (государств, общин, организаций), выступающих против США, - одно из главных направлений американской «исламской» политики.
Понятие «джихад». Смысл понятия «джихад» специально искажается в угоду политических целей, предавая анафеме миролюбивые идеи ислама.
Джихад имеет две стороны:
1) внутренняя: война с собственным неверием или недостаточной верой;
2) внешняя: война с многими оговорками. Война за веру -крайнее средство.
В западном и в российском общественном мнении ислам прочно ассоциируется с экстремизмом и терроризмом, что является крупной политической ошибкой [Массе 2007].
Ведут ли террористы джихад?
В Коране говорится «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом» (Коран 16 : 125). Что же касается военных действий, то они допускаются лишь в качестве необходимого средства обороны, а не способа покончить с неверием.
Шариат даже в ходе законной войны категорически запрещает убивать женщин и детей, а тем более стариков, священнослужителей, и вообще всех невоеннообязанных.
По исламским нормам коллективную ответственность за акты террора должны нести все причастные к ним лица. Ведь согласно шариату джихад допустим лишь по приказу имама-правителя.
Не шахиды, а грешники.
Коран: «Не убивайте самих себя; воистину Аллах милостив к вам» (Коран 4 : 29).
Идущие на самопожертвование рассчитывают стать шахида-ми. На земле они уже добились своего: их стали совершенно безосновательно так называть. Но у Аллаха их надеждам не суждено сбыться, хотя бы потому, что шариат категорически запрещает самоубийство.
Погибших по причине собственных грехов согласно Корану ни при каких обстоятельствах нельзя отнести к шахидам.
Ислам и террор
Сама исламская религия объявляет запретным убийство невинных людей и покушение на чужую собственность [Массе 2007]. Исламские лидеры осудили теракт 11 сентября 2001 г.
Представления о том, что воин, павший в бою, попадает в рай, свойственны не только исламу, но и другим религиям.
На совершение акта самопожертвования ради идеи решаются и представители иных конфессий, и члены вполне светских организаций, и просто далекие от религии люди [Кирдаков 2009].
Миф об «исламской угрозе»
Миф об «исламской угрозе» является лишь дымовой завесой, «ширмой» для осуществления Западом своих реальных и куда более изощренных, тонких стратегических операций, направленных, в соответствии с нормами классической стратегии, на сталкивание между собой потенциальных союзников в лагере конкурентов для того, чтобы расправиться с каждым из них по одиночке [Дугин 2001].
Ислам рассматривается Западом как соперник, посягающий на установленный мировой порядок. Кампания против ислама имеет цель дискредитировать мировую религию и подорвать ее историческое движение, так как она имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать политической силой мирового масштаба.
Ислам рассматривается Западом как действенная сила, потенциально угрожающая западному господству.
Таким образом, эволюция человечества способствовала развитию прогресса науки и техники: от примитивных каменных орудий до космических кораблей и других величайших творений современной цивилизации. Все эти успехи - результат целеустремленности, беспрерывной работы ума народов мира. В этом прогрессе значительная роль принадлежит исламу.
Как и в Средневековье, мусульмане займут достойное место в развитии человечества. Таков магистральный путь общественного прогресса, объективный закон развития любой цивилизации. Такова и диалектика жизни. Уже сейчас мы видим, как исламский мир набирает обороты в экономике, политике, социальных вопросах, культуре, науке и искусстве. Ислам является религией мира. В своем приветствии мусульмане желают друг другу мира. Успех реализации внутренней и внешней политики любого государства зависит от учета особенностей ислама как мировой религии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев А. Г. Исламский фактор в современных международных отношениях: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 32 с.
Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем Средневековье. М. : Наука, 1966. 280 с.
Брандт М. Ю. История Средних веков. М. : Наука, 2014. 336 с.
Васильев А. С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М. : Просвещение, 1983. 368 с.
Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб. : Кристалл, 2012. 638 с.
Дугин А. М. Ислам против ислама // Вторжение. 2001. № 7. С. 24-38.
Ислам : Словарь атеиста / под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова. М. : Политиздат, 1988. 266 с.
Кирдаков А. А. Религиозный экстремизм и международный терроризм: Реферат / Институт правоведения. М. : МГЮА, 2009. С. 21-33.
Коран / перевод с ар. И. Ю. Крачковского. М. : Наука, 2005. 684 с.
Криворучко А. П. Ислам и современность. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. 268 с.
Массе А. Ислам: очерк истории. М. : Наука, 2007. 174 с.
Сагадеев А. В. Калам (Обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. М. : АН СССР, ИНИОН, 1988. 215 с.
Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М. : Наука, 2000. 362 с.