Научная статья на тему 'Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе'

Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ОРКСЭ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОРКСЭ / CULTUROLOGICAL APPROACH / ИЗУЧЕНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / LEARNING IN A MULTINATIONAL SCHOOL / ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / BASICS OF SECULAR ETHICS / ПЕДОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / A PEDOCENTRIC EDUCATIONAL MODEL / FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

Многонациональная и многоконфессиональная школа реальность московской системы образования. Автор рассматривает методологические и психологические сложности, с которыми сталкиваются педагоги «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), родители учащихся, школьная администрация, предлагает пути их решения. Особое внимание уделено регламенту выбора модуля ОРКСЭ в многонациональном классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching a comprehensive course in Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics in a multi-ethnic class

A multcultural and multi-confessional school is the reality of the Moscow system of education. The author discusses methodological and psychological challenges encountered by teachers of the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, by students' parents, school administrators and suggests solutions. A particular attention is paid to how to choose a particular module of this subject for a multi-ethnic class.

Текст научной работы на тему «Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе»

Gulfiya Khabibullina,

Dean of the full-time education Department, the Moscow Islamic Institute, Leader of the Team of Islamic Education Development, Department of Education and Science of the Spiritual Administration of Muslims of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences m-i-u@inbox.ru

The role of Islamic education in the formation of civic responsibility

Abstract: Respect for traditions, culture and religion of different peoples is an essential feature of Islam. The author discusses stereotypes in Muslims and Russian approaches to civic and patriotic development in Islamic education.

Keywords: civic education, patriotic education, Islamic educational system, Islamic education, Russian Muslims, the Islamic concept of personality

Елена Теплова

Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе

Многонациональная и многоконфессиональная школа - реальность московской системы образования. Автор рассматривает методологические и психологические сложности, с которыми сталкиваются педагоги «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), родители учащихся, школьная администрация, предлагает пути их решения. Особое внимание уделено регламенту выбора модуля ОРКСЭ в многонациональном классе.

Ключевые слова: ОРКСЭ, культурологических подход в преподавании ОРКСЭ, изучение модулей ОРКСЭ в многонациональной школе, основы светской этики, педоцентрическая модель воспитания

Елена Феликсовна Теплова,

канд. истор. наук, зав. кафедрой истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования (ГАОУ ВО МИОО) TeplovaEF@mioo.ru

Комплексный модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики» сегодня стал обычной практикой московских образовательных комплексов. Не оправдались опасения, что возникнут сложности при разделении классов на подгруппы по изучению моду-

лей, снят вопрос о том, надо ли рассказывать детям о религии.

Все очевиднее становится тот факт, что школьников необходимо знакомить с религиозной культурой. С одной стороны, это способствует формированию у детей правильного представления о современном мире, с другой - влияет на воспитание ответственной гражданской позиции и российской идентичности.

Понимание необходимости знакомства детей с ценностями духовно-нравственной культуры отражено в появлении в школьной жизни предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», изучение которой предполагается в средней школе (5-9 классы). Наполнение и содержание этой предметной области, а также методика ее преподавания еще только формируются, а вот ОРКСЭ уже имеет множество наработок. Создан регламент по выбору модуля, написаны учебники и методические пособия, разработаны и апробированы рабочие тетради, накоплен большой педагогический опыт [1-6]. И все же есть вопросы, которые необходимо решать при преподавании модулей курса ОРКСЭ, так как многонациональный и многоконфессиональный класс - данность и вызов современной жизни.

Сегодня наибольшее число московских четвероклассников изучают модуль «Основы светской этики», второй по числу выбравших - модуль «Основы православной культуры» и третий - «Основы мировых религиозных культур». Понятно, что на уроках ОРКСЭ присутствуют дети из семей с разной религиозной культурой, а при обсуждении вопросов, поднимаемых на занятиях, педагог обязательно должен учитывать и этот факт.

Модуль «Основы светской этики», являющийся альтернативным религиозным модулям, казалось бы, такой простой и понятный на первый взгляд, таит

в себе серьезные сложности. Говоря с детьми, например, о семье, необходимо помнить, что для многих современных детей семья - это он сам и его родители. Педоцентрическая модель воспитания помещает самого младшего члена семьи в ее центр. Это нередко создает у детей устойчивое представление о том, что внутри семьи существуют обязательства только старших перед младшими. Этот принцип особенно хорошо понимаем детьми из малодетных семей. Для ребенка же из семьи, живущей в той или иной религиозной традиции, такой вид отношений в корне не верен. Такой ученик постоянно учитывает тот факт, что семья - это коллектив близких ему людей, это, конечно, его мир, и он наполнен интересами и потребностями и других членов семьи. Любовь к родителям здесь проявляется в помощи и в уважении к непрестанному и нелегкому родительскому труду. Дети из религиозных семей часто иначе воспринимают гендерные роли: мама, постоянно трудящаяся дома, или мама - успешный предприниматель. Следует помнить, что многие современные школьники воспитываются в неполных семьях или в семьях с отчимом. Появление в доме мужчины в статусе нового мужа или друга мамы детьми из разных семей и воспринимается по-разному.

Индивидуализм и практицизм, которые многие современные родители зачастую прививают своим малышам, приводят к появлению конкуренции и конфликтам между детьми даже в одной семье. Для ребят, воспитывающихся в традиционной культуре Кавказа, например, нет разделения на родных и двоюродных братьев (сестер). Здесь действует принцип - «Сын моего дяди - мой брат». В то же время для многих школьников двоюродный брат - член другой семьи. И таких примеров может быть множество. Светская этика помещает ребенка в центр социума, делая его понимание добра и зла, хорошего и плохого абсолютной ценностью

и истиной. В то же время дети, воспитывающиеся в религиозной традиции, ориентированы на соотнесение своего поведения и чувств с идеалами, закрепленными в религиозных учениях. Установки модуля «Основы светской этики» примеряют с нравственными устоями и ценностями современного общества, семьи же, опирающиеся в деле воспитания подрастающего поколения на религиозные нормы, никогда с этим не согласятся.

Существуют и серьезные сложности в преподавании религиозных модулей. Конечно, идеальной представляется ситуация, когда детям, семьи, которых живут в той или иной религиозной культуре, рассказывает об этой религии педагог, сам ее исповедующий. Но эта ситуация не может соответствовать многонациональной школе и культурологическому характеру курса ОРКСЭ. Вообще рассказ о религии в школе с позиции «своя - чужая», «хорошая - плохая» недопустим. Кроме того, нельзя рассказывать об одной религии с позиции другой, например, об исламе с позиций христианства или иудаизма. Нарушение этого правила приведет к конфликту.

На уроках по модулю «Основы мировых религиозных культур» школьники знакомятся с четырьмя религиями, и понятно, что на уроках присутствуют дети, воспитывающиеся в той или иной религиозной культуре. Неверно сказанное слово или неправильное понимание педагогом религиозной нормы может нанести ребенку психологическую травму. Кроме того, если учитель не знает, как верующие понимают и оценивают тот или иной аспект, то, безусловно, снижается авторитет самого педагога. Ошибки учителя будут обсуждаться детьми дома с родителями, что, в свою очередь, может вызвать серьезный конфликт. В школьной практике, как и во всех ситуациях, лучше не допустить конфликтную ситуацию, чем ее преодолевать.

Для того, чтобы избежать подобных случаев, педагог должен знать, к какой религиозной культуре принадлежат его ученики. Он должен также уметь разрешать споры, которые могут возникнуть между учащимися. Например, дети из мусульманских и иудейских семей могут сказать, что Троица - это три различных божества, что, безусловно, вызовет недовольство детей из христианских семей. На уроке может возникнуть и такая ситуация, когда педагог, придерживающийся атеистических взглядов, пренебрежительно или иронично выскажется, например, о какой-нибудь религиозной святыне или традиции или расскажет некорректную историю об основателе религии. Информации такого рода достаточно в интернете. Это обидит детей и обеспокоит родителей.

Модульный комплексный курс ОРКСЭ предусматривает возможность широкого привлечения родителей к изучению этого предмета. Такое участие предусматривается на различных этапах: выбор модуля, работа над творческим проектом, внеклассное мероприятие (экскурсия, фестиваль, конкурс и т. д.). Особенного внимания требует и такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Все учебные пособия по модулям ОРКСЭ содержат задания типа: «Обсуди с родителями...», «Спроси у взрослых...», « Как в твоей семье...». Мнение родителей зачастую может не совпадать не только с мнением учителя, но и с позицией авторов учебников. Это педагогу также надо учитывать.

Следует принимать во внимание и то, что иногда и в столичных школах встречаются родители, владеющие русским языком хуже, чем их дети. Влияние семьи на ребенка является решающим, задача педагога -не допустить конфликтной ситуации. Бывают случаи, когда учитель для отстаивания своей позиции прибегает к использованию авторитарных методов. В такой ситуации некоторые семьи для защиты ребенка фор-

мально соглашаются с мнением оппонента. Это дает ученику урок того, что можно обмануть преподавателя, что учитель не всегда прав. Педагог же получает неверное представление о причинах своей «победы». В дальнейшем велика вероятность возникновения ситуации, когда авторитет учителя не сработает. Родители все чаще отстаивают свое право на формирование мировоззрения детей. Каждый из этапов взаимодействия с родителями требует продуманных методов. Примерные рекомендации по проведению родительских собраний и выполнению регламента по выбору модулей приведены в конце статьи.

Изучение религиоведческих модулей курса ОРКСЭ должно носить строго культурологический характер. В принципе любой такой модуль не адресован только тем детям, которые живут в этих религиозных культурах. Педагогу необходимо учитывать и реальные причины, повлиявшие на выбор родителей. А причины могут быть разными. Например, семья выбирает модуль «Основы буддийской культуры», потому что часто посещает страны, где исповедуют эту религию. Часто выбирают не модуль, а учителя - классного руководителя. Школа не предоставляет возможности выбрать желаемый модуль по причине отсутствия педагога или недостаточного количества учебников. Родителей могут попросить переписать заявление, чтобы не создавать группу из одного-двух учеников. Таким образом, ребенок оказывается среди одноклассников, изучающих неродную для него религиозную культуру. Это приводит к повышенному вниманию со стороны одноклассников, к некомфортному состоянию ученика на уроке.

Такое внимание возникает и потому, что на уроке присутствуют дети из семей той религиозной культуры, о которой идет речь. Это внимание может вызываться и негативным отношением семей к той или иной религии, например, к исламу и мусульманам. Бытовое пред-

ставление семьи о людях, исповедующих ту или иную религию, также, безусловно, отразится на учебной деятельности и в межличностных отношениях. Задача учителя в том, чтобы, проявляя максимальный такт, предотвратить конфликты, деликатно прокомментировать слова детей.

Задачи, стоящие перед модульным комплексным курсом ОРКСЭ, - знакомство детей с культурой традиционных религий России, воспитание уважения к своей и чужой религиозной традиции. Игнорирование мно-гонациональности и многоконфессиональности приведет к напряжению и межличностным конфликтам. Учет состава учащихся будет способствовать успешному решению этих задач и гармонизации межнациональных отношений в школьном коллективе.

Методические рекомендации по преподаванию модульного комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе. I этап. Выбор модуля:

1. Строго придерживаться регламента по выбору модуля ОРКСЭ.

2. Провести беседу с родителями о целях и задачах курса, пояснить содержание модулей, интересующих семью. Предложить родителям познакомиться с содержанием книги для родителей в школьной библиотеке или на сайте Департамента образования г. Москвы [5].

3. Пояснить родителям, что курс носит исключительно культурологический характер; религиозные модули не предполагают обучение вере или участие в религиозных действиях.

4. Познакомить родителей с содержанием программы и УМК по соответствующим модулям.

5. Организовать встречу родителей с учителем, который будет вести модуль.

6. Рассказать родителям о тех внеклассных мероприятиях, которые планируется проводить при изучении курса ОРКСЭ, и о предполагаемой проектной деятельности.

7. В случае недостаточного понимания родителями русского языка, привлекать к беседе детей или носителей языка.

Литература:

1. Клишина О.С., Теплова Е.Ф. Основы светской этики: рабочая тетрадь. 4-й класс. М.: МИОО - Этносфера, 2014. - 120 с.

2. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф. Основы буддийской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. М.: МИОО - Этносфера, 2013. 152 с.

3. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Клемперт А.И. Основы иудейской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. М.: МИОО - Этносфера, 2014. 204 с.

4. Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Ярлыкапов А.А. Основы исламской культуры: книга для учителя. Методическое пособие / Научн. ред. Ю.А. Горячев. М.: МИОО - Этносфера, 2014. 108 с.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Шк. кн., 2013. 24 с.

6. Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., Дорофеев В., прот., Яшина О.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-й класс. Учебник. М.: Русское слово, 2013.

Elena Teplova,

Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of History and Religious Cultures of Peoples of Russia, Moscow Institute of Open Education (MIOE), Moscow teplovaEF@mioo.ru

Teaching a comprehensive course in Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics in a multi-ethnic class

Abstract: A multcultural and multi-confessional school is the reality of the Moscow system of education. The author discusses methodological and psychological challenges encountered by teachers of the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, by students' parents, school administrators and suggests solutions. A particular attention is paid to how to choose a particular module of this subject for a multi-ethnic class.

Keywords: Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, culturological approach, learning in a multinational school, basics of secular ethics, a pedocentric educational model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.