Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА'

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутырева Ирина Викторовна

В условиях динамично изменяющегося общества проблема формирования ценностных установок и сохранения традиций выступает одной из главных и имеющих первоочередное значение для выстраивания общественных отношений. Политика государства, направленная на конструктивное взаимодействие разных институтов, отвечающих за социализацию, является залогом стабильности самих общественных отношений. Рассматривая образование как главный институт социализации, следует определить сложности и возможности в формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения и современной молодежи. В статье отражена позиция, согласно которой теологическое образование служит основой, на которой возможно созидание. Именно духовные ценности имеют ключевое значение для становления сознания общества, укрепления основ государственности, патриотизма и личностных качеств каждого отдельно взятого индивида. Необходимость возврата к духовным ценностям обусловлена современным состоянием общества, динамикой его развития, следствием чего зачастую является отход от традиций, переосмысление культурного самосознания и идентичности. Устойчивым фундаментом, на котором создаются и держатся русская идентичность и традиционность, выступает духовность. Именно поэтому теологическое образование следует рассматривать как не просто возможный, а необходимый путь к сохранению традиций, нравственных ориентиров современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутырева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL EDUCATION AS A BASIC FACTOR OF SOCIALIZATION AND THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN A DYNAMICALLY CHANGING SOCIETY

In a dynamically changing society, the problem of the formation of value attitudes and the preservation of traditions is one of the main and paramount issues for the construction of social relations. State policy aimed at constructive interaction of various institutions responsible for socialization is a guarantee of the stability of social relations themselves. Considering education as the main institution of socialization, it is necessary to determine the difficulties and opportunities in the formation of value orientations of the younger generation and modern youth. The article reflects the position that theological education is the basis on which creation is possible. It is spiritual values that are of key importance for the formation of the consciousness of society, for strengthening the foundations of statehood, patriotism and personal qualities of each person. The need to return to spiritual values results from the current state of society, the dynamics of its development, which often leads to the departure from traditions, the rethinking of cultural awareness and identity. Spirituality is a solid foundation on which Russian identity and traditions are created and preserved. Therefore, theological education should be considered not just as possible, but as a necessary way to preserve the traditions and moral foundations of modern society.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 19-23 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 19-23

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-19-23

Научная статья УДК 37.014

Теологическое образование как базовый фактор социализации и формирования ценностных ориентиров в условиях динамично изменяющегося общества

И. В. Кутырева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Кутырева Ирина Викторовна, доцент кафедры теологии и религиоведения, Kutyirina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0546-0746

Аннотация. В условиях динамично изменяющегося общества проблема формирования ценностных установок и сохранения традиций выступает одной из главных и имеющих первоочередное значение для выстраивания общественных отношений. Политика государства, направленная на конструктивное взаимодействие разных институтов, отвечающих за социализацию, является залогом стабильности самих общественных отношений. Рассматривая образование как главный институт социализации, следует определить сложности и возможности в формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения и современной молодежи. В статье отражена позиция, согласно которой теологическое образование служит основой, на которой возможно созидание. Именно духовные ценности имеют ключевое значение для становления сознания общества, укрепления основ государственности, патриотизма и личностных качеств каждого отдельно взятого индивида. Необходимость возврата к духовным ценностям обусловлена современным состоянием общества, динамикой его развития, следствием чего зачастую является отход от традиций, переосмысление культурного самосознания и идентичности. Устойчивым фундаментом, на котором создаются и держатся русская идентичность и традиционность, выступает духовность. Именно поэтому теологическое образование следует рассматривать как не просто возможный, а необходимый путь к сохранению традиций, нравственных ориентиров современного общества.

Ключевые слова: социализация, адаптация, ценностные ориентиры, теологическое образование, гуманитарное знание Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 21-011-44127).

Для цитирования: Кутырева И. В. Теологическое образование как базовый фактор социализации и формирования ценностных ориентиров в условиях динамично изменяющегося общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 19-23. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-19-23 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Theological education as a basic factor of socialization and the formation of value orientations in a dynamically changing society

I. V. Kutyreva

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Irina V. Kutyreva, kutyirina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0546-0746

Abstract. In a dynamically changing society, the problem of the formation of value attitudes and the preservation of traditions is one of the main and paramount issues for the construction of social relations. State policy aimed at constructive interaction of various institutions responsible for socialization is a guarantee of the stability of social relations themselves. Considering education as the main institution of socialization, it is necessary to determine the difficulties and opportunities in the formation of value orientations of the younger generation and modern youth. The article reflects the position that theological education is the basis on which creation is possible. It is spiritual values that are of key importance for the formation of the consciousness of society, for strengthening the foundations of statehood, patriotism and personal qualities of each person. The need to return to spiritual values results from the current state of society, the dynamics of its development, which often leads to the departure from traditions, the rethinking of cultural awareness and identity. Spirituality is a solid

© Кутырева И. В., 2022

foundation on which Russian identity and traditions are created and preserved. Therefore, theological education should be considered not just as possible, but as a necessary way to preserve the traditions and moral foundations of modern society. Keywords: socialization, adaptation, values, theological education, humanitarian knowledge

Acknowledgements: The reported study was funded by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 21-011-44127). For citation: Kutyreva I. V. Theological education as a basic factor of socialization and the formation of value orientations in a dynamically changing society. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 1, pp. 19-23 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-19-23

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

В условиях динамично изменяющегося общества тема адаптации существующих традиционных ценностей и укладов к новым возникающим форматам и формациям обретает свою практическую значимость. Проблемы конфликтов в коммуникационных отношениях, адаптации разных поколений к новым условиям порождают необходимость включения в обсуждение данной темы разных институтов и выработки путей решения. Особенным образом проявляется влияние процесса глобализации, непосредственным образом сказывающегося на образе жизни, который ведут современные молодые люди [1, с. 81]. Среди институтов, оказывающих непосредственное и самое существенное влияние на становление личности, а также отвечающих за взаимодействие разных участников общественных отношений, следует назвать институт семьи и образования. Именно семейные отношения, школа и другие образовательные учреждения формируют личность, обеспечивают ее вхождение в социум, отвечают за адаптацию в динамично изменяющихся условиях.

В настоящий момент прослеживается тенденция усиления духовного и нравственного воспитания современной молодежи, укрепления патриотического самосознания и гражданских начал, обеспечиваемая государственными институтами. Среди причин, обусловливающих данную тенденцию, можно назвать динамичность в развитии общества, которая, безусловно, оказывает существенное влияние на трансформацию традиционных ценностей, на их переосмысление. Подобное переосмысление в переломные моменты развития общества может привести к крайне негативным последствиям, а именно: ослаблению нравственных ориентиров, нарушению диалога между поколениями, утрате преемственности в передаче традиционных ценностей, ослаблению культурной обобщенности и самосознания. Поэтому в данный период необходима консолидация разных государственных и общественных институтов для реализации политики сохранения духовно-нравственных, моральных и патриотических устоев общества.

Для современного общества актуальной становится тенденция, направленная на усиление социальной роли образования и семьи как институтов.

Может ли молодой человек видеть себя активным членом общества, стремящимся к сохранению традиций, развитию своей страны, если он не владеет основными принципами, не знает таких понятий, как патриотизм, гражданственность, ответственность перед другими, взаимопонимание и взаимопомощь, преемственность ценностей и т.д.? Ответ однозначный: конечно, нет. Как отмечалось выше, образование является одним из приоритетных институтов, который обеспечивает развитие и становление личности, причем на всех ступенях - и среднее общее, и высшее.

Приоритет духовно-нравственного становления личности закреплен на законодательном уровне и в настоящее время воспитание рассматривается как одна из главнейших задач, поставленных государством.

Законом Российской Федерации «Об образовании» закреплено, что цель образования состоит в том числе в содействии развитию взаимопонимания и сотрудничества между гражданами, воспитанию толерантности, а также созданию условий для реализации прав учащихся на свободный выбор мнений и свободное представление своих убеждений (п. 4 ст. 14). Согласно Закону основные общеобразовательные программы призваны обеспечить духовно-нравственное становление личности, развитие и воспитание подрастающего поколения посредством обеспечения должного уровня качества подготовки обучающихся с формированием необходимых ценностных ориентиров.

О том, что данный вопрос являлся достаточно актуальным для системы общего образования свидетельствует тот факт, что в 2010 г. была разработана концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая явилась следствием возникшего интереса к системе образования как основополагающему началу формирования национального само-

сознания со стороны представителей научной общественности и педагогов.

В соответствии с данной концепцией программы воспитания и социализации берут свое название от той ценности, освоение и усвоение которой учащимся необходимо обеспечить. К таким базовым ценностям А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков относят патриотическое начало, социальную солидарность и ответственность, развитую гражданственность, традиционные российские религии, семейные, трудовые ценности и др. [2, с. 18].

Исходя из этого, программы образования следует рассматривать как способствующие формированию гражданского общества, развитию экономических систем, выстраиванию межкультурного диалога, восприятию и решению глобальных проблем всего человечества. В связи с этим образование, которое формирует личность и гражданина, не представляется возможным рассматривать лишь в теоретическом аспекте, а необходимо обсуждать с точки зрения практической применимости.

В 2020 г. по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках выполнения государственного задания по проекту «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации» создано методическое пособие, в котором детально рассмотрены виды и способы воспитания в различных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Одной из немаловажных проблем, затронутых в данном пособии, на наш взгляд, является проблема сплоченности классного коллектива - достаточно сложной социальной системы, которая характеризуется единством с позиций формального закрепления и неформальной общности. Как отмечают И. С. Парфенова и Н. Л. Селиванова, для ребенка важным моментом социализации является необходимость ощущения себя членом значимой для него группы, общности, с которой ему важно быть идентифицированным. Правильным, с точки зрения конструктивной социализации, является приверженность школьному классу как общности. В случае, если подобной социальной системой не станет школьный класс, где подросток проводит много времени, такой группой может стать компания с деструктивными ценностями, сомнительными увлечениями и пр. Поэтому чем комфортнее ребенок ощущает себя в школе и классе, тем успешнее и конструктивнее выстраиваются его учебная деятельность,

дружеские взаимоотношения и, как следствие, нивелируется потребность удовлетворения недостатка общения в антисоциальных группах [3, с. 23].

На формирование такого коллектива, групповой сплоченности в том числе, должна быть направлена программа воспитания, так как именно в коллективе зарождаются ответственность перед другими, осознание принадлежности к чему-то общему и только впоследствии -ощущение себя частью традиции, устоев, культуры. Представляется, что воспитание - это комплексный процесс, который находит свое отражение и в учебной, и во внеучебной деятельности. Конечно, все дисциплины должны содержать воспитательный компонент в том или ином объеме, но для целенаправленного воздействия в структуру учебной программы на уровне среднего общего образования введены дисциплины Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России, задачей которых непосредственно является формирование духовно-нравственных ориентиров современной молодежи.

В соответствии с п. 18.2.1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций.

Дискуссии по проблеме введения данных дисциплин, безусловно, велись, но в большей степени вопросы содержали методический и содержательный аспекты, в том числе следующие: обязательная или факультативная это дисциплина, какой учитель-предметник может реализовывать данный курс, часовая нагрузка и т.д. Заметим, споров о целесообразности введения, актуальности целей и задач курса, необходимости повышения знаний о традиционных ценностях, формировании культурного самосознания, консолидации общества практически не было.

Политику общеобразовательных школ поддержали и высшие учебные заведения, которые стали активно включать теологическое направление подготовки в перечень реализуемых образовательных программ. Необходимо отметить, что, как правило, вузы среди новых направлений стремятся открывать те, которые будут востребованы абитуриентами, которые актуальны с точки зрения рынка труда. Со-

ответственно, мы можем констатировать тот факт, что формируется новый заказ общества. Примечательно, что государство поддерживает данную тенденцию и определяет теологию как необходимый вектор развития.

Нужность теологии для современного общества определена в работе Г. В. Флоровского «Пути русского богословия»: «Наступает время, когда богословие перестает быть личным или "частным делом", которым каждый волен заниматься или не заниматься, в зависимости от своей одаренности, влечений, вдохновения. В нынешний лукавый и судный день богословие вновь становится каким-то "общим делом", становится всеобщим и кафолическим призванием... Вновь открывается богословская эпоха... Наше время вновь призвано к богословию» [4, с. 45].

О взаимодействии и плодотворном влиянии теологии и других отраслей гуманитарного знания заявляют многие исследователи. Е. В. Кузь -мина отмечает, что успехи русской философии начала XX в., а также российского богословия и в целом университетской гуманитаристики не были бы возможны без диалога разных областей и продуктивного, тесного междисциплинарного взаимодействия [5, с. 132].

Рассматривая перспективы включения теологии в сферу научного знания, С. А. Колесников отмечает, что развитие теологии в университетах способствует приданию теологии как отрасли практического характера. Особое отношение к университетской теологии в современном образовательном пространстве будет способствовать укреплению ее значимости, а также превращению университетской теологии в центр религиозной культуры в пространстве культуры светской [6, с. 78].

Представляется, что теологическое образование служит той основой, которая может и должна обеспечить укрепление базовых ценностей общества, поскольку теология является направлением, которое объединяет в себе другие отрасли гуманитарного знания. Сегодня она становится объединяющей, не только личной, но и общей, необходимой.

Принимая во внимание изменчивость сферы образования, следует отметить необходимость адаптации образовательных программ по теологическим направлениям к динамично изменяющимся условиям и возможностям образовательной среды. Думается, что внедрение проектов, разработанных на цифровых платформах, позволит активизировать

интерес к теологической отрасли знания, а также откроет многогранные возможности для всех участников образовательного процесса. Создание образовательных проектов на сегодняшний день является активной формой включения учащихся в учебную и научную деятельность, которая улучшает качество образования, повышает интерес к процессу, расширяет возможности.

Таким образом, необходимость возврата к истокам теологического образования обусловлена рядом причин, среди которых можно назвать потерю духовно-нравственных ориентиров в обществе, увеличение дистанции в понимании реалий между разными поколениями, утрату традиционных ценностей, культурного самосознания, что в целом приводит в том числе к социальной напряженности.

Среди действенных механизмов для противостояния подобной напряженности со стороны государства и социальных институтов выделяются регулирование общественных отношений, а также нацеленность на воспитание подрастающего поколения с конструктивным пониманием жизненных ценностей. В подобной ситуации нестабильности теологическое образование выступает не просто ориентиром, а единственной основой, на которой возможно созидание.

Список литературы

1. Орлов М. О. Особенности социализации человека в условиях глобализирующейся цивилизации // Вестник Омского университета. 2021. Т. 26, № 2. С. 79-82.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2010. 24 с.

3. Степанов П. В., Селиванова Н. Л., Круглое В. В., Степанова И. В., Парфенова И. С., Шустова И. Ю., Черкашин Е. О., Мирошкина М. Р., Тихонова Т. Н., Добровольская Е. Ф., Попова И. Н. Воспитание в современной школе : от программы к действиям : методическое пособие / под ред. П. В. Степанова. М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.

4. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев : Путь к истине, 1991. 599 с.

5. Кузьмина Е. В. Теология и герменевтика : М. Д. Му-ретов // Вестник Омского университета. 2014. № 1. С. 132-135.

6. Колесников С. А. Современная теология и современная наука : перспективы сотрудничества // Христианское чтение. 2018. № 5. С. 73-84.

References

1. Orlov M. O. Features of human socialization in the context of a globalizing civilization. Vestnik Om-skogo universiteta [Herald of Omsk University], 2021, vol. 26, no. 2, pp. 79-82 (in Russian).

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Concept of Spiritual and Moral Development and Education of the Personality of a Citizen of Russia]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 24 p. (in Russian).

3. Stepanov P. V., Selivanova N. L., Kruglov V. V., Stepano-va I. V., Parfenova I. S., Shustova I. Yu., Cherkashin E. O., Miroshkina M. R., Tikhonova T. N., Dobrovol's-

kaya E. F., Popova I. N. Vospitanie v sovremennoy shkole: ot programmy k deystviyam: metodicheskoe posobie [P. V. Stepanov, ed. Education in a Modern School: From the Program to the Actions. A methodological guide]. Moscow, FGBNU «ISRO RAO» Publ., 2020. 119 p. (in Russian).

4. Florovskiy G. V. Puti russkogo bogosloviya [The Paths of Russian Theology]. Kiev, Put' k istine Publ., 1991. 599 p. (in Russian).

5. Kuz'mina E. V. Theology and hermeneutics: M. D. Mu-retov. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], 2014, no. 1, pp. 132-135 (in Russian).

6. Kolesnikov S. A. Contemporary theology and contemporary science: prospects of cooperation. Khristianskoe chtenie [Christian Reading], 2018, no. 5, pp. 73-84 (in Russian).

Поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 17.12.2021; принята к публикации 20.12.2021 The article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 17.12.2021; accepted for publication 20.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.