СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Поливариативный подход в стратегии современного религиозного образования
Ибрагимов Ибрагим Джавпарович,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье анализируются методологические ориентиры построения теологического образования в современной России. В условиях глобализации социокультурных процессов развитие отечественного теологического образования приобретает особую важность, так как выступает необходимым условием сохранения конкурентоспособности российского гуманитарного знания.
Разработка стратегии развития теологического образования связывается с пониманием полипарадигмальных оснований построения различных образовательных практик. В условиях социальной полипарадигмальной реальности, характерной для современного этапа развития общества, поиск собственных аксиологических ориентиров, отражающих социально-историческую преемственность, в частности, в формировании религиозной идентичности, приобретает особую ценность. По-липарадигмальность рассматривается автором статьи в контексте построения системы межпредметной интеграции. При этом, полипарадигмальное измерение дидактики теологии в значительной мере отражает вариативность и плюрализм подходов к организации теологического образования в вузе. Теоретические позиции автора иллюстрируются анализом форм и методов организации подготовки теологов на базе Пятигорского государственного университета.
Ключевые слова: дидактика теологии, полипарадигмаль-ность, религиозное образование, методы обучения теологии, конфессиональные дисциплины.
о с
U
сэ см о см
Развитие теологического образования в поликонфессиональной и многокультурной России выступает одним из важнейших условий сохранения преемственности в сфере культурно-образовательных традиций, выработанных народами за многовековую историю развития. Это особенно актуально в условиях социальной полипара-дигмальной реальности, в рамках которой поиск собственных аксиологических ориентиров, отражающих социально-историческую преемственность, в частности, в формировании религиозной идентичности, приобретает особую ценность [1, с. 4].
В последние десятилетия в Российской Федерации активно поддерживается и стимулируется развитие теологического образования в высших учебных заведениях, а также развитие сотрудничества в данной сфере между государственными вузами и религиозными вузами, общественными организациями, объединениями [2; 3]. Благодаря участию ряда российских вузов в программах развития духовного образования и подготовки профессиональных кадров с глубоким знанием религиозной культуры, апробации новых форм организации теологического образования накоплен интересный педагогический опыт, который необходимо учитывать в процессе выработки дальнейших стратегий развития образовательной практики. Не менее ценным результатом является сформированность эффективной социокультурной среды для обсуждения ряда вопросов развития религиозной практики, реализации идей государственно-конфессионального партнерства в данной сфере. Именно в диалоге государства и общественных организаций видятся стратегические пути развития современного религиозного образования, подготовки профессиональных кадров в области теологии [4, с. 18].
В связи с разработкой и реализацией государственной программы содействия развитию религиозного образования, реальным масштабным развитием теологического образования, значительно активизировалась роль Пятигорского государственного университета (ПГУ), накопившего значительный образовательный потенциал в сфере подготовки данных специалистов. Ценность опыта построения теологического образования в стенах ПГУ связана с тем, что накоплен он в поликонфессиональном и многокультурном регионе Северного Кавказа и может быть учтен в других регионах современной России.
Теологическое образование получило импульс к развитию на рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда с 2000-х годов в различных российских вузах открываются направления профессиональной подготовки, связанные с изучением основ религиозного знания, преимущественно, христианства (православия) и ислама. Учебные дисциплины, связанные с преподаванием основы религий, получили название «дисциплины конфессиональной подготовки», или, по-другому, «конфессиональные дисциплины».
Происходящий сегодня «религиозный ренессанс» является следствием происходящего в настоящее время противостояния глобализации и деглобализации (регионализации) социокультурных процессов. Если глобализация ориентировала на процесс всемирной политической, социокультурной, экономической и религиозной интеграции и унификации, то противостоящая ей регионализация обозначила приоритет национально-религиозной самобытности народов, форм социокультурного многообразия жизнедеятельности в современном мире. С деглобализацией жизни наметились новые стратегии духовного возрождения народов, социокультурных преобразований, обозначились факторы стабилизации общественных отношений. Современный мир сохранил присущее ему многообразие религиозных и этнических проявлений, культурных паттернов, которые делают его поливариативным по своей социальной природе. В этих условиях теология как сфера социокультурного знания, интегрирующая различные представления об истоках и устоях религиозных учений, приобретает значимость как в научном, так и социальном контекстах.
Рассматривая полипарадигмальность как методологический ориентир изучения современных социокультурных процессов, выделим следующие установки в развитии теологического знания - ак-сиологизация, фундаментализация, институцио-нализация, плюрализм, многомерность, поликри-териальность, непрерывность, преемственность, процессуальность и др. В своей совокупности данные установки формируют полипарадигмальное измерение теологического знания, отражают плюрализм и вариативность подходов к организации современного теологического знания.
Традиционно теологическое знание составляет основу религиозного образования как значительного пласта культурно-просветительской деятельности, связанного с конфессиональным изучением основ религии, формированием религиозного сознания, развитием религиозного чувства. Следует согласиться с мнением М. Элиаде в отношении того, что «всякий, кто старается дать определение термину религиозное образование, столкнется с экстраординарными трудностями» [5; 67]. Причем эти трудности носят не только собственно методологический характер, связанный с учетом полипарадигмальности самого контента, но и дидактический, связанный со спецификой организации образовательного процесса, поиском наи-
более эффективных форм, методов и технологий его реализации.
Представляя образовательный контент в рамках исламского направления, остановимся, прежде всего, на дисциплинах конфессиональной подготовки. К ним следует отнести: «арабский язык», «кораническую науку», «историю конфессий (сира)», «конфессиональное учение (акыда)», «конфессиональное право (фикх)», «вероучитель-ную литературу (хадисы)», «исламскую этику». Данные дисциплины имеют непосредственное отношение к теологии, составляют ее содержательную основу и ориентируют на «погружение» в содержание предметного знания.
Наряду с данной группой дисциплин конфессиональной подготовки в учебном плане по направлению подготовки «Теология» (исламская теология) представлен ряд предметов, обеспечивающих студента представлением о социокультурной роли ислама, других религиозных течений в современном мире. К данной группе возможно отнести следующие дисциплины: «Историю теологии», «Историю ислама», «Историю религий», «Введение в специальность», «Религию в современном мире», «Государственное законодательство о религии», «Основы социальной концепции ислама в России», «Новые религиозные движения в России».
Следует отметить, что перечень дисциплин конфессиональной подготовки студентов в различных образовательных организациях высшего образования может варьироваться, однако содержательный контекст во многом совпадает.
Анализ практического опыта преподавания основных дисциплин конфессиональной подготовки в духовных образовательных организациях дает основание констатировать, что образовательный процесс организован традиционным образом. Несмотря на имеющийся положительный эффект подобной организации образовательного процесса, считаем эффективным использовать различные организационные, логические и технические приемы, которые выстраивают систему современных методов обучения.
Так, в процессе организации подготовки теологов на базе Пятигорского государственного университета, особое внимание нами уделено на внедрении следующих форм и технологий образовательной деятельности, использование которых предполагает реализацию идеи полипарадигмаль-ности в построении вариативных образовательных практик:
а) активном использовании проектно-исследовательского подхода, в рамках которого максимально полно и всесторонне применяется комплекс методов, ориентированных на самостоятельный поиск актуальной информации, решение проблемных ситуаций в рамках изучения основных разделов преподаваемых дисциплин, построение собственной траектории познавательной деятельности при «погружении» в подготовку авторского проекта и т.д. Реализация данного подхода
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
сэ см о см
в полной мере отвечает требованиям ФГОС к подготовке бакалавров в рамках различных направлений подготовки и основана на идее активизации процесса обучения средствами преподаваемых дисциплин;
б) внедрении мультимедийных средств обучения, использовании технологий дистанционного обучения для управления самостоятельной работой студентов. Данная установка позволяет преподавателю на практике реализовать «золотое правило дидактики», сформулированное в XVII веке Я.А. Коменским, активизировать образовательный процесс, сделать его эффективным не только в процессе организации аудиторной работы, но и в процессе управления самостоятельной деятельностью студентов. Использование данных средств организации обучения позволяет на практике решить задачу формирования и развития информационной образовательной среды в рамках профессиональной подготовки теологов. Данная информационная образовательная среда становится фактором и ресурсом профессионально - личностного становления будущего специалиста [6, с. 79].
в) построении образовательного процесса на основе использования игровых образовательных технологий, что позволяет создать необходимый «мотивационный фон» и активизировать студентов на решение образовательных задач. К игровым формам организации обучения нами отнесены конкурсы, деловые игры, викторины, учебные олимпиады и т.д. К активным формам и методам обучения студентов, вызывающим особый интерес, следует отнести конкурсы знатоков истории ислама и знатоков исламского права, «брейн-ринги» по различным учебным темам и разделам преподаваемых курсов [7, с. 234-241].
Несомненно, выбор учебных заданий и качество их выполнения студентами во многом зависит от профессионального уровня преподавателя, его педагогического мастерства. Вместе с тем, использование вариативных подходов к организации образовательного процесса позволяет комплексно решать поставленные дидактические задачи, формировать представление студентов о по-липарадигмальной природе современного теологического знания.
Литература
1. Денисенко С.В. Российская религиозная образовательная политика. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД, 2009.- 26 с.
2. Кириллова А.И. Религиозная деятельность как показатель инкультурации // Социологические исследования.- 2011.- № 8. - С. 102-107.
3. Вегас Х.М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 98-99.
4. Киселев Г.С. Религиозные смыслы мира и человека // Вопросы философии.- 2011.- № 5. -С.18-30.
5. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 118 с.
6. Cohen-Almagor R., Zambotti M. Liberalism, Tolerance and Multiculturalism: The Bounds of Liberal Intervention in Affairs of Minority Culture / Cohen-Almagor, R., Zambotti, M. // Ethical Liberalism in Contemporary Societies. - Frankfurt am Main: Peter Lang, 2009. - P. 79-98.
7. Ibragimov I. D., Iskhakova R.R., Galeeva M.A., Kalashnikova M.M., Ryseva Yu. V., Galimzyanova I.I., Sharonov I.A. Optimization of Research and Methodology work at University in Terms of the Process Approach // International Journal of Sustainable Development.- 2015.-№ 8(3). - С. 234-241.
MULTIVARIATE APPROACH IN THE STRATEGY OF MODERN RELIGIOUS EDUCATION
Ibragimov I.D.
Pyatigorsk state University
The article analyzes the methodological guidelines for the construction of theological education in modern Russia. In the context of globalization of socio-cultural processes, the development of domestic theological education is of particular importance, as it is a necessary condition for maintaining the competitiveness of Russian Humanities.
The development of a strategy for the development of theological education is associated with an understanding of the multi-paradigm foundations for building various educational practices. In the context of the social polyparadigmatic reality characteristic of the modern stage of society's development, the search for one's own axiologi-cal guidelines that reflect the socio-historical continuity, in particular, in the formation of religious identity, becomes particularly valuable. Polyparadigm author considers in the context of constructing a system of interdisciplinary integration. At the same time, the polypara-digmatic dimension of didactics of theology largely reflects the variability and pluralism of approaches to the organization of theological education in higher education. The author's theoretical positions are illustrated by an analysis of the forms and methods of organizing the training of theologians on the basis of Pyatigorsk state University.
Keywords: didactics of theology, polyparadigmality, religious education, methods of teaching theology, confessional disciplines.
References
1. Denisenko S.V. Russian religious educational policy. Abstract. diss. - Rostov-on-don, 2009.- 26 p.
2. Kirillova A.I. Religious activity as an indicator of inculturation // Sociological research.- 2011. - No. 8. - Pp. 102-107.
3. Vegas H.M. Values and education. Criticism of moral relativism. - St. Petersburg: SPBU publishing house, 2007. - Pp. 9899.
4. Kiselev G.S. Religious meanings of the world and man // Question of philosophy.- 2011. - No. 5. - P. 18-30.
5. Eliade M. Sacred and worldly. - Moscow: MSU publishing house, 1994.-118 p.
6. Cohen-Almagor R., Zambotti M. Liberalism, Tolerance and Multiculturalism: The Bounds of Liberal Intervention in Affairs of Minority Culture / Cohen-Almagor, R., Zambotti, M. // Ethical Liberalism in Contemporary Societies. - Frankfurt am Main: Peter Lang, 2009. - P. 79-98.
7. Ibragimov I. D., Iskhakova R.R., Galeeva M.A., Kalashnikova M.M., Ryseva Yu. V., Galimzyanova I.I., Sharonov I.A. Optimization of Research and Methodology work at University in Terms of the Process Approach // International Journal of Sustainable Development.- 2015.- № 8 (3). - С. 234-241.