DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10048
Теология
Иеродиакон Моисей (Семянников), И.В. Макарова
ЭГОИЗМ КАК ФАКТОР В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЗГЛЯД С ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
Статья адресована широкому кругу специалистов, занимающихся воспитанием и социализацией подростков и студенческой молодежи. Целью исследования является анализ специфики отношения этой группы социума к эгоизму и его проявлениям. Задачи состоят в сопоставительном анализе большой эмпирической базы данных и трактовке результатов со святоотеческих позиций, выработке практических рекомендаций. Секуляризация общества приводит к смене полярностей в иерархии ценностей, выводя на первый план дефицитарные потребности. Это сказывается на распространении потребительства и эгоистических наклонностей. В этой связи особо актуален волевой акт, позволяющий на основе осознанного, свободного выбора перейти к самоограничению. Подчеркивается незаменимость опоры на православную традицию в семье, в учебных заведениях и в жизни общества. Дается перечень святоотеческой и современной теологической литературы, необходимой специалистам для формирования стратегии успешной социализации.
Ключевые слова: развитие общества, подростки, студенческая молодёжь, теологическое образование, святоотеческая традиция, эгоизм, агрессивность, образ жизни.
Теологическое образование и духовно-нравственное воспитание в современном обществе в последние годы приобретает все более активную форму. Государство, перестав препятствовать Церкви вмешиваться в воспитательный процесс, создает тем самым условия для развития процессов христианизации социума. Но посеянные за многие десятилетия плевелы вражды на Бога дают свои плоды в виде атеистического отрицания, и, что еще более трагично и остро, в виде «секуляризации сознания» [Семянников, 2017] общества в целом. Общественные нормы, приспосабливаясь под изменяющиеся условия жизни (социальный серфинг) искажают онтологические качества личности, постепенно и понемногу трансформируют, выражаясь словами А. И. Ильина, «опошливают» саму суть жизни, ее религиозность (духовно-нравственный серфинг). Пошлость приобретает свойства религиозности (Ср.: [Ильин, 1993, гл. 13]). Такая дилемма порождает ряд негативных процессов, отражающихся, в первую очередь, на молодежи. Способствует этому и ряд духовно-деструктивных факторов: засилье коммерчески-зависимых СМИ, киберпространство, дающее возможность почувствовать себя демиургом и т. д. В первую очередь, весь этот процесс отражается на младших членах общества через искажение внутрисемейных отношений, трансформацию понятий «брак», «семья». Очевидно, что такая ситуация не может не искать положительного разрешения как со стороны всего общества, так и со стороны науки: теологии, педагогики и психологии.
В этой статье авторы, продолжая ряд публикаций [Боровская, Семянников, 2019], рассматривающих результаты исследований духовно-нравственного состояния современной подростковой среды, обратятся к сравнительному анализу отношения
Иеродиакон Моисей (Сергей Николаевич Семянников) — соискатель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (638806@rambler.ru);
Ирина Владимировна Макарова — доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет (pogosovai@mail.ru).
подростков и студентов к таким явлениям, как эгоизм, как искренность и самоотверженность в семейных отношениях.
Лонгитюдные исследования путем диалога и анкетирования проводились в течение ряда лет в подростковой среде, посредством их была создана сравнительная база. Основной этап онлайн-анкетирования подростков состоялся в 2014-2015 учебном году. Текст «Что мне дороже всего на свете», прошедший научную экспертизу в ГБОУ ВПО МПГУ, был размещен на ресурсе http://podrostki.today/ для анонимного анкетирования, в котором приняли участие 42,8% респондентов мужского пола и 57,2% респондентов женского пола (на момент написания статьи). Средний возраст респондентов составил 13,5 лет. Анализ полученного материала широко представлен в ряде статей на портале https://elibrary.ru/defaultx.asp и на сайте автора http://podrostki.today/. Результаты исследования отношения подростков ко лжи и эгоизму в семье подробнее всего были изложены в статье «Особенности отношения современной молодежи к институту семьи» [Семянников, 2018].
Онлайн-анкетирование студентов было приурочено к началу 2018-2019 учебного года. В представляемой выборке отражены результаты первичного этапа, позволяющие сформулировать и разработать стратегию исследования. Анкета «Моя семья» прошла научную экспертизу в МПГУ и размещена на ресурсе http://podrostki.today/. Эта анкета была предложена студентам нескольких ВУЗов Московского региона. На момент написания статьи (к 10 октября 2018 г.) ответы были получены от респондентов, средний возраст которых составил 19,9 лет. Из них 24,6% мужского и 75,4% женского пола. Рассмотрим результаты ответов на тему отношения к эгоизму (см.: Таблица 1: Отношение к эгоизму; Рисунок 1: Отношение к эгоизму).
Таблица 1. Отношение к эгоизму
Эгоизм — это...? (Одиночный выбор)
Варианты ответов %
Студенты Школьники
Полностью отрицательное качество, которое мешает жить и мне, и другим, поэтому с ним нужно бороться 5,7% 45,8%
Частично отрицательное качество, присущее человеку, которое невозможно самому преодолеть, поэтому с ним приходится мириться 29,5% 13,1%
Частично положительное качество, просто этим качеством нужно уметь пользоваться, чтобы поменьше досаждать окружающим 51,6% 15,4%
Полностью положительное качество, которое позволяет жить комфортно и добиваться своих желаний, потому что весь мир создан для меня 6,6% 3,5%
Другое 4,1% 11%
Ничего из вышеперечисленного 2,5% 11,2%
Как ты относишься к эгоизму окружающих? (Одиночный выбор)
Мы все можем ошибиться, поэтому я постараюсь не обидеть человека-эгоиста, но в похожей ситуации подам положительный пример 23% 26,5%
Эгоизм — это плохо, поэтому я постараюсь сразу же указать человеку на этот недостаток 4,9% 25,7%
Если его эгоизм меня не задевает, то зачем мне с человеком ссориться, это же его личное дело 50,8% 20,6%
Это только его личное дело. Меня оно не касается 16,4% 10,7%
как ты относишься к эгоизму (себялюбию) в самом себе? (Одиночный выбор)
Я знаю, что эгоизм — это отрицательное качество, поэтому я очень стараюсь бороться с его проявлениями в моем внутреннем мире 23,1% 44,4%
Мой эгоизм часто заставляет меня краснеть перед окружающими, но в некоторых случаях он помогает мне достичь своих целей. Я считаю, что эгоизмом просто нужно научиться пользоваться, чтобы поменьше обижать людей 19% 10,7%
Мой эгоизм часто заставляет меня ощущать неловкость перед людьми, но это качество природное, оно зачем-то дано человеку, поэтому бороться с ним нет особой нужды 7,4% 4,2%
Мой характер вполне меня устраивает. Мой эгоизм — это моя защитная реакция на окружающий мир, а те, кто на меня за это обижается, пусть лучше посмотрят на себя 29,8% 8,5%
Мой эгоизм — это черта моего характера, которая характеризует его силу. Обижаться на это могут только безвольные и бесхарактерные карлики, удел которых — терпеть и преклоняться перед силой 4,1% 0
Я не знаю в себе проявлений эгоизма. Возможно, они и есть, но мне это неизвестно, и особой нужды знать об этом я не испытываю 6,6% 8,6%
Другое 5% 23,6%
Рисунок 1. Отношение к эгоизму
Эгоизм - это...?
51.60%
45.80% ■ Студенты 1 Школьники
29.50%
13.10% 15.40% а.60%3 5(ж 11% 11.20%
5.70% Шя ■ 4.10% 2.50%
Полностью Частично Частично Полностью Другое Ничего из
отрицательное отрицательное положительное положительное вышеперечисленного
Как видно из статистики ответов, студенты в большей мере склонны цинично озвучивать негативные черты характера: эгоизм и равнодушие. В этом отношении позиция школьников-подростков социально и нравственно позитивнее. Вполне вероятно, что сказывается эффект «лихих девяностых», которые сами по себе были хаосом и дезориентацией и привели к хаосу в ценностных ориентациях. Они были ложью и породили ложь, а обманутые надежды прикрывают себя ложью. Обманулись именно те, кто пошел за «отцом лжи» (ср. Ин 8:44) в потоке гнавшихся за приманками, хлынувшими в страну, а шедшие в противоположном направлении обрели свободу. Ведь нынешние 19-20-летние студенты являются своего рода «детьми перестройки» — их родители на рубеже 1990-х как раз становились как личности. Рассмотрим эту тематику подробнее с богословских и психолого-педагогических позиций.
Стремление человека к всё более полному удовлетворению естественных нужд и потребностей, к получению невинных радостей жизни (как-то: создание семьи, чадородие, воспитание детей, добыча средств для нужд семьи и т. п.) часто имеет тенденцию к постепенному превращению в погоню за всё большим количеством и качеством материальных и чувственных благ. Стремление переходит в категорию цели жизни.
Получается, что цель жизни человека — достижение блаженства в материальном мире, при помощи плотских удовольствий. Начинает действовать принцип «у меня должно быть всё лучше, больше, красивее, чем у соседа». Такую тенденцию развития человека, кроме Библейских текстов и святых отцов [Евагрий Монах, 2003, 510; Авва Дорофей, 2003, 643; Исаак Сирин, 2003, 694-695], отмечает и ряд зарубежных авторов: [Baumeister et al., 1997, 191-218; Mead, 1934; Cooley, 1902]. Свт. Иоанн Златоуст затрагивает эту проблему в своих Беседах на псалмы. Он отмечает, что сердце человека, привязанное к благам мира сего, устремляется уже не к Богу, а к этим самым благам, т. е. к миру сему. Тем самым человек бывает порабощен ими, он становится рабом мира сего. Тварь, созданная по образу и по подобию Божию, призванная к обожению, начинает служить тварному, земному, временному: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф 6:21) «Вскую любите суету и ищете лжи? Здесь, кажется мне, он (пророк Давид. — Иеродиак. М, И.М.) и на идолослужение, и на порочную жизнь указывает. <...> Укажешь ли ты на славу, или на богатство, или на власть — всё суета» [Иоанн Златоуст, 2011, 24].
Рассматривая богословские понятия «эгоизм» («себялюбие») и «агрессивность» («злобность») как качества души, можно заключить, что такие свойства человеческой личности придают ей определенный характер. «Так и лживый человек. не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри, и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава. Вот мы сказали о лжи, что она от лукавого, сказали и об истине, что истина есть Бог» [Авва Дорофей, 2018]. Лживая двойственность жизни искажает душу человека (ср. Табл. 1: осторожно-лукавое «если меня не задевает.» — 50,8%), его сущностные свойства как сына Божия, как некогда злоба и зависть блудного сына отправили «на страну далече» (Лк 15, 11-32). Отрываясь от Источника Благ, человек дичает, пленяется погоней за временным, преходящим, становится ненасытным потребителем. Эфемерные наслаждения, как цель жизни, трансформируют и саму жизнь в нечто эфемерное. Жизнь насыщается ложью. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8:44). Внутренний мир человека поражается злом, как чумой, и, как чума, зло это транслируется на окружающих, стремясь поглотить и их. Такая внутренняя ситуация делает человека гордостно-одиноким, стремящимся к общению и не реализующим его (ср. Табл. 1.: «Мой эгоизм — это моя защитная реакция» — 29,8%). Общение — это диалог, а эгоист не способен, хотя внутренне и желает, сохранить это качество в своей душе. Современные исследователи этой тематики заключают, что «.все виды лжи нужно воспринимать как серьезнейшие культурные угрозы, требующие минимизации, преодоления, устранения» [Зимбули, 2012, 192].
В вышеприведенной аллегории свт. Иоанна Златоуста со всей яркостью отображается обманчивость этой жизненной позиции, ведь плохой гражданин царства земного хорошим гражданином Царствия Небесного быть не может, а следовательно, стремится ко лжи, к искажениям. Тьма — то же искажение истины, отсутствие света. Значит, стремление к овладению временным, преходящим — это стремление за фантомом, лживым по своей природе, и поэтому влекущим человека в противоположную сторону от истинно вечного. В результате такой метаморфозы происходит нарушение иерархии ценности человеческих потребностей и нужд. Цепочка «духовное — душевное — телесное» низводится (напр., по А. И. Маслоу) до потребностей телесных, базовых, основных. Это потребности в пище, сексуальном удовлетворении, физических комфортных условиях существования, в формулировке современных исследователей — «дефицитар-ные потребности» (ср. Табл. 1.: «эгоизм — частично (29,5%) и полностью положительное (51,6%)) качество) [см. также: Шеховцова, Зенько, 2012]. Иерархия ценностей меняет свою полярность, добро провозглашается злом, а зло — добром. На первый план выходят потребности телесные, плотские. На многочисленных будничных примерах из нашей жизни (алкоголизм, наркомания, объедение и т. п.) все мы убеждаемся в пагубности такого явления. По словам свт. Феофана Затворника, в душе тогда «.потребности разбегаются в разные стороны, и каждая требует своего.» (цит. по: [Шеховцова, Зенько,
2012, 81]) и начинается хаос. Хаос рождает распад, деструкцию души, психики и физиологии: «Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность» [Феофан Затворник, 2003, 312]. Как уже указывалось, смещается полярность эмоционально-мотивационной сферы, что приводит к ее неустойчивости и разрушению. В результате страдают все духовные, нравственные и интеллектуально-физиологические стороны человека, он становится «злой человек — разнузданная тварь, все его поступки проистекают из одержимости разрушения всего и вся» [Ильин, 2012, 63].
Такая ситуация развития ставит вопрос о том, что можно противопоставить этому процессу и как перебороть тягу человеческой личности ко греху. Как ей настроить свои желания, влечения, мотивацию на устремленность к добру. Здесь на первый план выступает одно из основных свойств человеческой личности — воля. Не вдаваясь в подробности различных понятий и подходов к трактовке смысла этого термина, выделим основное для нашей тематики: привычка и зависимость, как результат последовательного и многократного удовлетворения желаемого, вызывает волевой акт. Волевой акт происходит (возникает) из возникновения потребности к удовлетворению желаемой цели (влечение^-желание^-хотение). Последовательное, неоднократное удовлетворение желаемого вызывает привычку и зависимость (см.: [Зарин, 1996, гл. II]). Исходя из этого, можно прийти к выводу, что воля человека — «это управление, регуляция человека собой, т. е. регуляция своего поведения посредством не внешних, а внутренних факторов» [Шеховцова, Зенько, 2012, 91]. Значит, наша человеческая воля — это сила, позволяющая на основе осознанного, свободного выбора отсечь и заблокировать не подходящую нам мотивацию. А волевой акт — это способность к осознанию и активному стремлению к самоограничению. Т. е. сила воли дает возможность не только выбрать истинные цели и осуществить, реализовать свой выбор, но, что не менее важно, она дает возможность осознать и активно подавить негативные устремления. «Где-то в глубине человеческого подсознания есть то священное место, где дремлет духовное предначало инстинкта» [Ильин, 2012, 118].
Желание достижения результата реализуется у человека в обращении к Богу, которое выражается в молитве. Но и в этом пункте всё существо вопроса сводится к воле человека, его горячему желанию, его самоотверженной устремленности к Исполнителю чаяний. «Важно помнить, что молитва — это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога» [Блум, 2011, 115-116]. И в то же время «не существует однозначного способа отображения подлинного опыта богопознания с помощью слов и выражений» [Завершинский, 2017, 20].
Очевидно, что духовно-нравственные проблемы вызывают и социальный кризис человека, о чем говорят многие светские исследования. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии исследование ценностных ориентаций в настоящее время является одним из наиболее приоритетных направлений. Ссылаясь на таких исследователей, как А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург, Б. В. Зейгарник, А. А. Кроник, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков и др., современная педагогика признаёт актуальность тезиса о том, что внутренний мир с его смысловой системой «являются системообразующим основанием личности» [Тудупова, 2010, 51]. Влияние ценностно-смысловых ориентиров на внутренний мир является одним из основных факторов, интересующих исследователя, т. к. окружающая студента среда формирует потенциал для позитивной (или негативной) социализации (социальной адаптации) [Семянников, 2017] и профессионального самоопределения выпускников школ и учащихся ВУЗов. Но при этом «произошла примитивизация нравственного развития. выражающаяся в росте уровня цинизма, грубости, жестокости, агрессивности», пытающихся компенсировать страх и одиночество [Сорокоумова, 2009, 41].
Как вывод, можно заключить, что молодежная среда в таких условиях является особо важным миссионерским полем, ждущим своего Сеятеля, ожидающим реализации миссионерского диалога. Все эти негативные проявления вполне очевидно требуют научного осмысления и разработки духовно-нравственных методик для их преодоления [Семянников, 2016].
источники и литература
1. Авва Дорофей (2003) — Авва Дорофей, прп. Слова. Добротолюбие. М.: Паломникъ, 2003. В 2 т. 810 с.
2. Авва Дорофей (2018) — Авва Дорофей, прп. Преподобного отца нашего аввы Дорофея поучение девятое, о том, что не должно лгать. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/ Books/27/13.html (дата обращения: 10.10.2018).
3. Блум (2011) — Антоний (Блум), митр. Школа молитвы. М.: Христианская жизнь, 2011. 496 с.
4. Боровская, Семянников (2019) — БоровскаяЕ.Л, Моисей (Семянников), иеродиак. Влияние выбора образа жизни на развитие общества // Христианское чтение. 2019. № 2. C. 57-64.
5. Евагрий Монах (2003) — Евагрий Монах, прп.. Поучения Добротолюбие. М.: Паломникъ, 2003. Т. 1. 567 с.
6. Завершинский (2017) — Завершинский Г., прот. Богословие диалога: Тринитарный взгляд / Науч. ред. и комм. С. А. Чурсанова. М.: Издательство Московской Патриархии, 2017. 336 с.
7. Зарин (1996) — Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Эти-ко-богословское исследование. М.: Паломникъ, 1996. 695 с.
8. Зимбули (2012) — Зимбули А.Е. Ложь: нравственно-оценочные аспекты // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). СПб.: Астерион, 2012. № 3 (24). С. 187-192.
9. Иоанн Златоуст (2011) — Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М.: Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса, 2011. 640 с.
10. Ильин (1993) — Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. 448 с.
11. Ильин (2012) — Ильин И.А. Книга надежд и утешений. М.: Альта Принт, 2012. 384с.
12. Исаак Сирин (2003) — Исаак Сирин, прп. Добротолюбие. М.: Паломникъ, 2003. Т. 2. 810 с.
13. Семянников (2016) — Семянников С. Н. Основные принципы миссии к подросткам из социальных реабилитационных центров // «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Мф 6:33). Материалы XII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». Липецк; Задонск: ЛГПУ им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2016. С. 292-295.
14. Семянников (2017) — Семянников С. Н. Социальный серфинг как показатель деформации нравственных ценностей в воспитании подростков // Дискуссия. 2017. № 8 (82). С. 84-91.
15. Семянников (2018) — Семянников С. Н. Особенности отношения современной молодёжи к институту семьи // «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Материалы 13 Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». Воронеж: Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2018. С. 296-298.
16. Сорокоумова (2010) — Сорокоумова Е. А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Культурология. 2010. № 2 (53). С. 205-207.
17. Тудупова (2010) — Тудупова Т. Ц. Этнокультурное исследование ценностных ориен-таций современных подростков // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. № 5. С. 51-56.
18. Феофан Затворник (2009) — Феофан Затворник Вышенский, свт. Что есть духовная жизнь. М.: Отчий дом, 2009. 304 с.
19. Шеховцова, Зенько (2012) — ШеховцоваЛ.Ф, ЗенькоЮ.М. Элементы православной психологии. М.: Издательство московского подворья СТСЛ, 2012. 252 с.
20. Baumeister et al. (1997) — Baumeister R. The Self and Society: Changes, Problems and Opportunities. Self and Identity / Ed. by R. F. Baumeister, R. D. Ashmore, L. Jussim. New York : Oxford University Press, 1997.
21. Cooley (1902) — Cooley C.H. Human nature and social order. New York: Scribner, 1902.
22. Mead (1934) — Mead G. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago, 1934.
Hierodeacon Moses (Semjannikov), Irina Makarova. Egoism as a factor in the lifestyle of modern youth — the results of empirical research: prom theological point of view.
Abstract: The article is addressed to a wide range of specialists involved in the upbringing and socialization of adolescents and students. The aim of the study is to analyze the pecularities of the attitude of this group of society to egoism and its manifestations. The tasks consist in a comparative analysis of a large empirical database and interpretation of the results from the patristic positions, and the development of practical recommendations. The secularization of society leads to a change in the polarities in the hierarchy of values, bringing deficiency needs to the fore. This affects the spread of consumerism and selfish inclinations. In this regard, the volitional act is particularly relevant, allowing, on the basis of a conscious, free choice, to proceed to self-restraint. The indispensability of reliance on the Orthodox tradition in the family, in educational institutions and in the life of society is emphasized. A list of patristic and modern theological literature, necessary for specialists to form a strategy of successful socialization, is given.
Keywords: community development, adolescents, student youth, theological education, sacramental tradition, egoism, aggression, lifestyle.
Hierodeacon Moses (Sergey Nikolayevich Semjannikov) — Postgraduate Student at St. Tikhon Orthodox University (638806@rambler.ru).
Irina Vladimirovna Makarova — Associate Professor at SEI HPE "Moscow City Pedagogical University" (pogosovai@mail.ru).
Sources and References
1. Avva Dorofey (2003) —Avva Dorofey, prp. Slova. Dobrotolyubiye [St. Abba Dorotheus. Words. Philocalia]. In 2 vols. Moscow: Palomnik", 2003, 810p. (Russian translation).
2. Avva Dorofey (2018) — Avva Dorofey, prp. Prepodobnogo ottsa nashego avvy Dorofeya poucheniye devyatoye, o tom, chto ne dolzhno lgat' [St. Abba Dorotheus. Spiritual teaching of our venerable father abba Dorotheus about what should not be done]. Available at: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/27/13.html (accessed: 10.10.2018). (Russian translation).
3. Blum (2011) — Antoniy (Blum), metropolitan. Shkola molitvy [School of prayer]. Moscow: KHristianskaya zhizn', 2011, 496 p. (In Russian).
4. Borovskaya, Semyannikov (2019) — Borovskaya E.L., Moisey (Semyannikov), hierodeacon. Vliyaniye vybora obraza zhizni na razvitiye obshchestva [The Influence of Life Way Choice on Society Development from Theological Point of View]. Khristianskoye Chteniye, 2019, no. 2, pp. 57-64. (In Russian).
5. Evagriy Monakh (2003) — Evagriy Monakh, prp. Poucheniya. Dobrotolyubiye [St. Evagrius the Monk. Teachings. Philocalia]. Moscow: Palomnik", 2003, vol. 1, 567p. (Russian translation).
6. Zavershinskiy (2017) — Zavershinskiy G., archpriest. Bogosloviye dialoga: Trinitarnyy vzglyad [The Theology of dialogue. Trinitarian view]. Ed. and comm. by S.A. Chursanov. Moscow: Moskovskaya Patriarkhiya Publ., 2017, 336 p. (In Russian).
7. Zarin (1996) — Zarin S. M. Asketizm po pravoslavno-khristianskomu ucheniyu. Etiko-bogoslovskoye issledovaniye [Asceticism according to the Orthodox-Christian doctrine. Ethical and theological research]. Moscow: Palomnik", 1996, 695 p. (In Russian).
8. Zimbuli (2012) — ZimbuliA.E.Lozh': nravstvenno-otsenochnyye aspekty [Lies: moral and evaluative aspects]. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye (Terra Humana). Saint Petersburg: Asterion, 2012, no. 3 (24), pp. 187-192. (In Russian).
9. Ioann Zlatoust (2011) — Ioann Zlatoust, svt. Besedy na psalmy [St. John Chrysostom. Talks on Psalms]. Moscow: Pravoslavnoye blagotvoritel'noye bratstvo vo imya Vsemilostivogo Spasa, 2011, 640 p. (Russian translation).
10. Il'in (1993) — Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta [Axioms of religious experience]. Moscow: Rarog", 1993, 448 p. (In Russian).
11. Il'in (2012) — Il'in I.A. Kniga nadezhd i utesheniy [Book oh hopes and consolations]. Moscow: Al'ta Print, 2012, 384p. (In Russian).
12. Isaak Sirin (2003) — Isaak Sirin, prp. Dobrotolyubiye [St. Isaac the Syrian. Philocalia]. Moscow: "Palomnik", 2003, vol. 2, 810 p. (Russian translation).
13. Semyannikov (2016) — SemyannikovS.N. Osnovnyye printsipy missii k podrostkam iz sotsial'nykh reabilitatsionnykh tsentrov [Basic principles of the mission to adolescents from social rehabilitation centers]. "Ishchite prezhde Tsarstviya Bozhiya i pravdy ego" (Mf 6:33). Materialy
XII Mezhdunarodnogo foruma «Zadonskiye Svyato-Tikhonovskiye obrazovatel'nyye chteniya» ["Seek first the Kingdom of God and his righteousness" (Matthew 6:33). Proceedings of the 12th International Forum "Zadonsk St. Tikhon's Educational Readings']. Lipetsk; Zadonsk: LGPU im. P. P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2016, pp. 292-295. (In Russian).
14. Semyannikov (2017) — SemyannikovS.N. Sotsial'nyy serfing kak pokazatel' deformatsii nravstvennykh tsennostey v vospitanii podrostkov [Social surfing as an indicator of the deformation of moral values in the education of adolescents]. Diskussiya. Ekaterinburg, 2017, no. 8 (82), pp. 84-91. (In Russian).
15. Semyannikov (2018) — SemyannikovS.N. Osobennosti otnosheniya sovremennoy molodezhi k institutu sem'i. V sbornike: Pridite ko mne vse truzhdayushchiyesya i obremenennyye, i Ya uspokoyu vas [Features of the attitude of modern youth to the family institution. In the collection: Come to me all who are weary and burdened, and I will give you rest]. Materialy
XIII Mezhdunarodnogo foruma "Zadonskiye Svyato-Tikhonovskiye obrazovatel'nyye chteniya" [Proceedings of the 13th International Forum "Zadonsk St. Tikhon's Educational Readings']. Ed. by N. Ya. Bezborodova, N.V.Styuflyayeva. Voronezh: Lipetskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2018, pp. 296-298. (In Russian).
16. Sorokoumova (2010) — Sorokoumova E.A. Psikhologicheskiye osobennosti nravstvennogo razvitiya sovremennykh podrostkov [Psychological features of moral development of modern teenagers]. Kul'turologiya, 2010, no. 2 (53), pp. 205-207. (In Russian).
17. Tudupova (2010) — Tudupova T. Ts. Etnokul'turnoye issledovaniye tsennostnykh oriyentatsiy sovremennykh podrostkov [Ethno-cultural study of value orientations of modern teenagers]. Vestnik Buryatskogo gosuniversiteta, 2010, no. 5, pp. 51-56. (In Russian).
18. Feofan Zatvornik (2009) — Feofan Zatvornik Vyshenskiy, svt. Chto est' dukhovnaya zhizn' [St. Theophanes the Recluse. What the spiritual life is]. Moscow: Otchiy dom, 2009, 304p. (In Russian).
19. Shekhovtsova, Zen'ko (2012) — Shekhovtsova L.F., Zen'ko Yr. M. Elementy pravoslavnoy psikhologii [Elements of Orthodox psychology]. Moscow: Moskovskoye podvor'ye Svyato-Troitskoy Sergiyevoy lavry Publ., 2012, 252 p. (In Russian).
20. Baumeister et al. (1997) — Baumeister R. The Self and Society: Changes, Problems and Opportunities. Self and Identity. Ed. by R. F. Baumeister, R. D. Ashmore, L. Jussim. New York : Oxford University Press, 1997.
21. Cooley (1902) — Cooley C. H. Human nature and social order New York: Scribner, 1902.
22. Mead (1934) — Mead G. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago, 1934.