Научная статья на тему 'ВОПРОС ЦЕРКОВНОЙ МИССИИ В КОНТЕКСТЕ МИССИОНЕРСКИХ И МОНАШЕСКИХ СЪЕЗДОВ 1887–1917 ГГ. И ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 ГГ. (Рец. на: Смулов А.М. Миссионерские и монашеские съезды 1887–1917 гг., Поместный Собор 1917–18 гг. и их значение для миссии РПЦ. М.: Издательство «Перо», 2021. 349 с.)'

ВОПРОС ЦЕРКОВНОЙ МИССИИ В КОНТЕКСТЕ МИССИОНЕРСКИХ И МОНАШЕСКИХ СЪЕЗДОВ 1887–1917 ГГ. И ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 ГГ. (Рец. на: Смулов А.М. Миссионерские и монашеские съезды 1887–1917 гг., Поместный Собор 1917–18 гг. и их значение для миссии РПЦ. М.: Издательство «Перо», 2021. 349 с.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС ЦЕРКОВНОЙ МИССИИ В КОНТЕКСТЕ МИССИОНЕРСКИХ И МОНАШЕСКИХ СЪЕЗДОВ 1887–1917 ГГ. И ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 ГГ. (Рец. на: Смулов А.М. Миссионерские и монашеские съезды 1887–1917 гг., Поместный Собор 1917–18 гг. и их значение для миссии РПЦ. М.: Издательство «Перо», 2021. 349 с.)»

Вопрос церковной миссии в контексте миссионерских и монашеских съездов 1887—1917 гг. и Поместного Собора 1917—1918 гг.

Рец. на: Смулов А. М. Миссионерские и монашеские съезды 1887—1917 гг., Поместный Собор 1917—18 гг. и их значение для миссии РПЦ. М.: Издательство «Перо», 2021. 349 с.

The Issue of the Mission of the Church

in the Context of the Missionary and Monastic Congresses of 1887—1917 and of the Local Council of 1917—1918

Rev. of: Смулов А. М. Миссионерские и монашеские съезды 1887—1917 гг., Поместный Собор 1917—18 гг. и их значение для миссии РПЦ. М.: Издательство «Перо», 2021. 349 с.

Монография доктора экономических наук, профессора кафедры миссиологии ПСТГУ Алексея Михайловича Смулова определенно является важной для православной миссиологии. В фокусе работы — миссионерские и монашеские съезды 1887—1917 гг. и вопросы церковной миссии, которые обсуждались в рамках Поместного Собора 1917—1918 гг.

Несмотря на то что в историографии по миссии Русской Церкви отдельные вопросы, связанные с миссионерством, в контексте дискуссий на всероссийских миссионерских и монашеских съездах 1887—1917 гг. и Поместном Соборе 1917—1918 гг. затрагивались исследователями не раз, фундаментального труда по этой теме еще написано не было. Поэтому автор своей работой пытается восполнить этот пробел (с. 5—6).

Структура книги выглядит лаконичной и логичной, хотя можно было бы не только в конце третьей главы поместить параграф, посвященный выявлению преемственной связи решений и деяний съездов и Поместного Собора, но соответствующий раздел включить в конце первой и второй главы, в котором бы прослеживались корни определений каждого миссионерского и монашеского съезда. Это, как нам кажется, в результате позволило бы решить ту задачу, о сложности выполнения которой автор пишет в конце своей работы (с. 163).

Во введении Смулов формулирует понятие «миссия» в широком смысле и в узком: под первым подразумевается «вся жизнь Православной Церкви, ее монастырей и приходов, миссионерских учреждений» (с. 5), под вторым — миссионерские деяния, которые «охватывают весьма широкий спектр мероприятий» (с. 5). Как нам представляется, в подобном исследовании термин «миссия» должен быть определен четче, с учетом конкретного исторического контекста. Также не лишним было бы дать историческую справку определениям внутренней и внешней миссии, которым автор уделяет недостаточно внимания, хотя в работе эти термины употребляются часто (с. 9). Под внутренней миссией Смулов понимает обращение к крещенным в православии людям, но впавшим в соблазн или ушедшим из православия. В то время как в дореволюционную эпоху под внутренней миссией подразумевалось, наоборот, обращение к проживавшим на территории России языческим народам, иудеям и мусульманам.

Источниковая база монографии, которая освещается во введении, является исчерпывающей. Помимо архивных материалов, автор использует статьи, воспоминания современников съездов и Поместного Собора. Вместе с кратким описанием источников Смулов приводит основную литературу по изучаемой проблеме. Однако можно было бы не ограничиваться упоминанием одних фамилий авторов исследований по этой теме, а представить небольшой историографический обзор.

В первой главе Смулов анализирует пять всероссийских миссионерских съездов, проходивших с 1887 по 1917 г., а также епархиальный съезд, организованный в 1910 г. в Казани по вопросам внешней миссии. Необходимость рассмотрения съезда в Казани, на котором обсуждался вопрос только внешней миссии, автор аргументирует тем, что его идеи можно плодотворно использовать в рамках внутренней миссии (с. 163). Кроме того, о значении съезда в Казани для миссии внутри Церкви, как утверждает автор, писали сами современники (с. 95).

Не прибегая к вводному историческому контексту о положении Русской Православной Церкви к концу XIX в., автор погружает читателя непосредственно в деятельность миссионерских съездов. Следует сказать, что подобный подход был характерен только в контексте рассмотрения Первого миссионерского съезда, в отношении остальных автор указывает, хоть и в сжатом формате, историческую канву и причины созыва съездов. Заслугой Смулова можно считать кропотливую работу по суммированию результатов съездов в виде кратких тезисов. По сути, каждый параграф в работе, особенно в первых двух главах, представляет из себя выжимку важных определений миссионерских и монашеских съездов, а также Поместного Собора, которые касаются церковной миссии. Иногда, правда, хотелось бы более подробного изложения тех или иных заключений автора, составленных на основе документов съездов. В частности, во втором параграфе, посвященном работе Второго миссионерского съезда, автор говорит о важном принципе «легкости совращения из православия и трудности возвращения отпавших в лоно Церкви» (с. 30), выработанном в рамках этого съезда, по которому оценивается степень вредности сект. Однако автор не поясняет механику действия этого принципа, каким образом происходит оценка пагубности сект, автором заявляется лишь об использовании и результатах работы данного принципа (с. 30—31).

Вопрос церковной миссии в контексте миссионерских и монашеских съездов 1887-1917 гг. ...

Тем не менее это один из немногих пунктов, который нуждается в более полном раскрытии. В большинстве случаев автор талантливо систематизирует объемный массив данных.

В рамках изучения Четвертого миссионерского съезда Смулов обращается к воспоминаниям участников съезда, что важно для объективного восприятия деятельности съезда. При этом автор не приводит целиком текст, а представляет основные идеи лиц, принимавших участие на миссионерском съезде.

В конце первой главы Смулов отмечает наиболее значимые, с его точки зрения, результаты, сформированные по итогам Всероссийских миссионерских съездов. Однако остается не очень понятным, по какому критерию автор определяет их значимость. Если автор исходит из того, что в этих итоговых решениях затрагиваются вопросы миссионерской деятельности, то чем они отличаются от других положений, в которых также присутствует проблема церковной миссии? Например, автор отмечает, что в решении «О преподавании миссионерских наук в православной богословской школе» впервые было заявлено о необходимости включения такой дисциплины, как «История православной миссии» (с. 110). В данном случае мы понимаем, что важность этого решения определяется тем, что в нем впервые было указано о введении новой дисциплины. Но в отношении остальных положений, которые, по мнению автора, представляются наиболее существенными, такой аргументации мы не встретим.

Вторая глава посвящена Всероссийским монашеским съездам, которые собирались три раза в период с 1909 по 1917 г.

Как и в предыдущей главе, внимание автора сосредоточено на постановлениях съезда миссионерской направленности. Опять же начало главы лишено предварительного исторического контекста о состоянии русского монашества к концу XIX столетия, который, как нам кажется, был бы совсем не лишним.

Достаточное внимание в этом разделе автор уделяет теме старческого служения. К наиболее важным позициям с точки зрения миссионерской работы монашествующих, которые стояли на повестке съезда представителей иночества в 1909 г., автор среди прочего относит развитие в монастырях старчества, а также духовничества (с. 114-115).

Съезд ученого монашества, состоявшийся в 1917 г., имеет важную предысторию. Автор однозначно утверждает, что с XVIII в. монашество может быть условно разделено на монастырское и «школьное». Однако процесс складывания нового типа монашества, который связывал себя с научной и преподавательской деятельностью, происходил на протяжении всего XVIII в., и только духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. зафиксировала это положение ученого монаха1.

В конце второй главы Смулов констатирует преемственную связь решений всех трех съездов монашествующих (с. 141). Но он не дает полноценного обоснования, почему так важно установить преемственность в постановлениях съездов.

В рамках заключительной, третьей главы автор, во-первых, приводит статистические данные о составе участников Поместного Собора 1917-1918 гг.,

1 См.: Сухова Н. Ю. Российское «ученое монашество» перед проблемами учености и монашества (1880-1910-е гг.) // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 197-198.

во-вторых, анализирует содержание Определений Поместного Собора, которые касаются христианской миссии, и, в-третьих, пытается проследить преемство решений миссионерских и монашеских съездов, а также Поместного Собора.

Согласно автору, решения Поместного Собора о церковной миссии являются «контрапунктом преобразования миссионерской деятельности Церкви» (с. 149). Несмотря на то что этот тезис кажется очевидным и неоспоримым, стоило бы к нему добавить конкретные примеры, доказывающие его значимость и актуальность.

Применяя понятие «миссия» в широком и узком смыслах, Смулов выбирает конкретные Определения Поместного Собора, в которых затрагивается тема организации православной миссии. Отмечаются основные обсуждения на Соборе с миссионерской проблематикой.

Наибольший интерес представляет третий параграф последней главы. В нем Смулов устанавливает преемственную линию деяний и решений съездов и Поместного Собора 1917—1918 гг. Но решить такую задачу во всей полноте, как признается автор, практически не представляется возможным (с. 163). Хотя, учитывая специальный характер исследования, возможно, стоило бы провести полноценный анализ. Однако автор выбирает только наиболее значимые, по его мнению, направления миссии и проводит между ними сравнение.

Смулов выявляет четырнадцать ключевых направлений (с. 169), связанных с церковной миссией, которые обсуждались на миссионерских и монашеских съездах и в конечном счете были наследованы в документах Поместного Собора 1917-1918 гг.

Таким образом, автор заключает, что все важнейшие положения об устройстве христианской миссии в Церкви, которые рассматривались на съездах и Поместном Соборе, имеют четкую преемственную связь (с. 169). Однако такое заключение кажется несколько искусственным, хотя и справедливым. Все-таки для объективной оценки преемства съезда и Поместного Собора требуется анализ всех их деяний и решений.

Помимо обозначенных проблем, стоит выделить еще несколько пунктов, которые вызывают вопросы.

В подведении итогов Четвертого миссионерского съезда автор, видимо, упустил достаточно значимое решение о введении в семинариях особого курса «Разбор и опровержение социализма». В известном смысле социализм как идеология, появившаяся в России в середине XIX в., начинает активно обсуждаться в начале XX столетия. В это время в свет выходят сочинения критического характера, в которых социализм рассматривается как антихристианское и вредное для самодержавного государства учение. Поэтому на следующий год после проведения съезда Святейшим Синодом была утверждена программа курса по обличению социализма для преподавания в духовных учебных заведениях, в рамках которой предполагалось осмыслить с церковной точки зрения идеологию социализма.

Последнее замечание касается вывода в третьей главе. Автор, кроме прочего, пишет, что «без изыскания надлежащего объема материально-финансовых ресурсов дело миссии начинает терять эффективность, а общество приходит в духовно-нравственный упадок» (с. 170). К сожалению, автор не уточняет, в ка-

Национальные государства или «мировое общество»?

ком смысле здесь употребляется термин «миссия». Если в узком смысле, под которым, согласно А. М. Смулову, понимается система миссионерской деятельности, ее организация (с. 5), то указанное заключение совершенно корректно. Однако если имеется в виду широкое значение миссии, подразумевающее жизнь Церкви, участие в ее таинствах (с. 5), то вывод автора становится спорным. При таком определении церковной миссии последняя не сводится только к вопросам материальных средств, так же, как и духовный уровень общества напрямую не может зависеть от этого.

Тем не менее монография А. М. Смулова представляется весьма своеобразной и интересной с точки зрения подачи материала, содержит богатое приложение с портретами участников миссионерских, монашеских съездов и Поместного Собора 1917-1918 гг., некоторыми их текстами выступлений на заседаниях, а также таблицами и схемами, облегчающими восприятие обширной информации по этой теме. Книгу можно смело рекомендовать в качестве вспомогательного пособия всем, кто специализируется на истории церковной миссии.

Ванифатьев Николай Александрович,

аспирант,

ПСТГУ

Россия, г. Москва

niki.vanifatiy@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1454-2604

Статья поступила в редакцию 05.09.2022 The article was submitted 05.09.2022

Nikolay Vanifatiev, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia niki.vanifatiy@mail. ru https://orcid.org/0000-0003-1454-2604

Национальные государства

или «мировое общество»?

Рец. на: Nationen und Nationalismen in Geschichtsschreibung und Erinnerungskultur / H.-H. Nolte, Hrsg. Gleichen; Zürich, 2020. 184 S.

National States or the "World Society"?

Rev. of: Nationen und Nationalismen in Geschichtsschreibung und Erinnerungskultur / H.-H. Nolte, Hrsg. Gleichen; Zürich, 2020. 184 S.

Коллективная монография немецких историков «Нации и национализмы в историографии и культуре памяти» вышла под редакцией Ганса-Генриха Нольте в 2020 г. Она представляет собой 16-й том разнообразной по тематике книжной серии «Критика историописания», основанной этим известным в том числе в России историком в 1981 г. Кстати, предыдущий 15-й том был посвящен взаим-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.