Научная статья на тему 'Некоторые значимые факторы, снижающие эффективность миссии РПЦ, ее монастырей и монашествующих в конце XIX начале XX вв.'

Некоторые значимые факторы, снижающие эффективность миссии РПЦ, ее монастырей и монашествующих в конце XIX начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссиология / миссионерство / миссионерская практика / Русская Православная Церковь / проблемы / факторы / missiology / missionary work / missionary practice / Russian Orthodox Church / problems / factors

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смулов А.М.

В статье, на основе изучения документов всероссийских миссионерских и монашеских съездов Русской Православной Церкви в конце XIX начале XX вв., выявлены, проанализированы и классифицированы значимые факторы (проблемы), снижающие эффективность православной церковной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some significant factors that reduce the effectiveness of the mission of the ROC, its monasteries and monastics in the late XIX early XX centuries

The article, based on the study of documents of the All-Russian missionary and monastic congresses of the Russian Orthodox Church in the late XIX early XX centuries, identifies, analyzes and classifies significant factors (problems) that reduce the effectiveness of the Orthodox church mission.

Текст научной работы на тему «Некоторые значимые факторы, снижающие эффективность миссии РПЦ, ее монастырей и монашествующих в конце XIX начале XX вв.»

DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-3-299-313

EDN: HBVRJH

Некоторые значимые факторы, снижающие эффективность миссии РПЦ, ее монастырей и монашествующих в конце XIX - начале XX вв.

А.М. Смулов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University

Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: jeger@bk.ru

Ключевые слова: миссиология, миссионерство, миссионерская практика, Русская Православная Церковь, проблемы, факторы.

Key words: missiology, missionary work, missionary practice, Russian Orthodox Church, problems, factors.

Резюме: В статье, на основе изучения документов всероссийских миссионерских и монашеских съездов Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX вв., выявлены, проанализированы и классифицированы значимые факторы (проблемы), снижающие эффективность православной церковной миссии.

Abstract: The article, based on the study of documents of the All-Russian missionary and monastic congresses of the Russian Orthodox Church in the late XIX - early XX centuries, identifies, analyzes and classifies significant factors (problems) that reduce the effectiveness of the Orthodox church mission.

[Smulov A.M. Some significant factors that reduce the effectiveness of the mission of the ROC, its monasteries and monastics in the late XIX - early XX centuries]

Для начала заметим, что о православных монастырях и их положительном, часто ключевом, значении в развитии России и духовно-нравственном просвещении ее народа сказано много добрых слов и многими авторами (в частности, можно посмотреть издание (Смулов, 2019).

Настоящая статья, вне уже сказанного о монастырях, содержит концентрированное изложение разного рода проблем монастырской жизни, преимущественно касающихся аспектов ее миссионерской направленности.

Естественно, что не всегда и не все было благополучно в монастырях и в среде монашествующих. Но особенностью РПЦ всегда являлось то, что Церковь, в лице своих лучших представителей, сама вскрывала и открыто бичевала недостатки и нестроения в своей внутренней жизни. В частности, можно обратиться к критическим замечаниям целого ряда авторов, в том числе, прославленных РПЦ в лике святых: свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт., 2004: 18), свт. Филарета (Дроздова, †1867) (Святитель Филарет (Дроздов), 2003: 2», прп. Пимена Угрешского (Мясникова) (Пимен (Мясников), архим. 1874, с. 102), свт Феофана Затворника Вышенского (Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника, 2006: 59-60, 66, 88, 232), многочисленные недостатки в жизни монашествующих и в организации миссии Церкви отмечал свщмч прот. Иоанн Восторгов (РГИАа; Восторгов Иоанн, прот., 1908), также известны работы православного духовного писателя и историка Церкви Муравьева А.Н. (†1874) (РГАДА, л. 4), иеромонаха Иоасафа [фамилия не приводится - прим. С.А.М.], участника Первого Всероссийского съезда монашествующих 1909 г. (Серафим, иером., 1999: 149,151), миссионера архиепископа Никона (Рождественского, †1919) Вологодского и Тотемского (Серафим, иером., 1999: 49,59), митрополита Антония (Храповицкого, †1936), Киевского и Галицкого (Антоний (Храповицкий), митр., 1994: 198-199, 201], свящ. Д. Филимонова (1910), Монахини N (2008: 200) и др.

Для начала приведем фундаментальные проблемы, оказывающие негативное влияние как на развитие и результативность миссии РПЦ в целом, так и ее монастырей, в частности.

В издании (Что нужно для успеха православной миссии? 1910, Серафим (Кузнецов Георгий Михайлович), иером., 1911-1912: 45-47) приводятся выводы, определяющие «стратегические» глубинные негативные факторы, мешающие развитию миссии в ходе всей истории РПЦ, в том числе в рассматриваемый в настоящем исследовании период времени. Это:

1) миссионерское служение не по призванию, а «по должности»,

2) отсутствие надлежащего материально-финансового обеспечения миссионерской работы,

3) миссия не принимается как миссия всецерковная и всенародная (Что нужно для успеха православной миссии? 1910, Серафим (Кузнецов, Георгий Михайлович), иером., 1911-1912: 47),

4) отношение государства к Церкви, как к своему «придатку» к «ведомству православного исповедания», обязанному выполнять властно-административные указания (Слезкина О.В.),

К этому следует добавить:

5) государственный «бюрократический формализм, прочно укоренившийся в области управления делами православной церкви, возложивший свой мертвящий отпечаток на живое дело миссии» (Ал. О-в., 1916: 424),

6) с определенного момента «распространение православия ушло с повестки дня» государства, «Власти декларировали важность православной веры в деле духовного сближения народов» (Миронов, 2018: 173), но «на практике лишь заботились о поддержании православия в среде уже крещеных и не особенно содействовали миссионерским устремлениям православной церкви» (Миронов, 2018: 173, сноска 255, 303).

И еще один принципиально важный фактор, связанный с внутренней ситуацией в большинстве монастырей:

7) ситуация с уровнем образования настоятелей обителей существенно ухудшилась к 1900 г.: за сорок лет доля настоятелей с высшим духовным образованием уменьшилась в 6,5 раза, с высшим светским - в 2 раза, со средним духовным - в 1,35-1,4 раза, в то время как доля настоятелей с неполным средним образованием выросла в 3 раза. Такая ситуация практически сохранялась до 1917 г. То есть, можно считать, что почти три четверти руководителей обителей имели образование ниже неполного среднего. А 64% из них вообще не имели образования (Смулов, 2019: 56-57; рассчитано по данным Конюченко А.И.);

Понятно, что эти факторы определяли и ограничения, возникающие в миссионерском служении монастырей.

Далее рассмотрим «тактические», но не менее важные, негативные факторы, разделив их, по отношению к монастырям, на внешние и внутренние.

К внешним негативным факторам можно отнести:

1. Отсутствие четких и доступных прикладных методик миссионерской работы РПЦ с различного рода заблуждающимися и отпавшими, адаптированных к миссионерскому полю каждой епархии (особенно носящих наименование «миссионерских») которые могли бы быть плодотворно использованы монастырями.

2. Некачественные переводы текстов Св. Писания и Св. Предания на языки инородцев, молитв, слабое владение священно- и церковнослужителями языками инородцев, приводящее к искажению смысла богослужения или молитвы вплоть до кощунства.

3. Попытки радикального реформирования Церкви со стороны «прогрессивных представителей» российского общества, в ожидании повышения социального значения РПЦ и ее монастырей, но реально вызывающие нестабильность церковной жизни.

Реформы «радетелей об обновлении Церкви» предполагали, в частности: «…3. введение выборности духовенства; 4. передача управления епархиями белому духовенству; 5. привлечение монастырей к социальному, образовательному и медицинскому служению; 6. привлечение богатых монастырей к содержанию бедных» и проч. (РГИАб, л. 21; Гайда, 2008: 22), что могло бы принести прямой урон молитвенной и миссионерской деятельности монастырей.

4. Сильную дифференциацию распределения монастырей по территории империи. Наименьшее количество монастырей приходилось на Азиатскую и Северо-Западную части империи. Туркестанская, Екатеринославская, Рижская, Владивостокская и Якутская епархии имели по одному мужскому монастырю, а Варшавская епархия таковых не имела. По одному женскому монастырю имели Варшавская, Гродненская, Благовещенская, Владивостокская и Иркутская епархии, в Якутской епархии женских монастырей не было (Краткий Статистический Обзор…, с. 209, 211). Территориальная диспропорция сама по себе вызывала проблемы в организации монастырско-монашеской миссии.

5. Насельники обителей - мужчины в миссии могли быть существенно более активны, в то время как, до принятия решения ВПС 1917-18 гг. о допустимых видах миссионерской деятельности женщин, насельницы-женщины были весьма существенно ограничены в методах ведения миссии, даже в случаях, когда женские монастыри признавались «миссионерскими».

Рис. 1. Общее число мужских и женских монастырей в России, ед.

Источник: составлено автором по данным (Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). 1884-1916. СПБ, Синодальная типография; Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). 1866-1883. СПБ, Синодальная типография).

Отсюда следует, что диспропорциональность динамики роста мужских и женских монастырей (см. рис. 1) вызывала существенные сложности в активизации миссионерского служения. Диспропорция наличествовала и в числе их насельников. Так, например, на конец исследуемого периода, общая численности насельников мужских монастырей составила 21330 чел., в то время как женские монастыри имели общим числом 73299 насельницы. При этом число послушниц превышало число монахинь в среднем в 3,25 раза, в то время как штаты мужских монастырей, как правило, содержали вакансии (Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). 1884-1916. СПБ, Синодальная типография; Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). 1866-1883. СПБ, Синодальная типография).

6. Церковные реформы императора Александра II не были доведены до логического конца, и попытка свт. Иннокентия (Попова-Вениаминова), митр. Московского и Коломенского - перевести все мужские монастыри РПЦ в общежительный тип, по объективным и субъективным причинам, не завершилась успехом. Не поддержанный Св. Синодом, значительным числом настоятелей и монашествующих переход к общежитию, вызвал очередные нестроений в обителях: по большей части, отвлечение от правильной монастырской жизни в обсуждения и дискуссии.

К внутренним негативным факторам можно отнести:

1. Отсутствие в миссионерских монастырях регулярного, чинного и понятного монастырского миссионерского богослужения для новокрещеных, что преимущественно должно было совершаться в отдельных монастырских храмах или в храмах, находящихся невдалеке от обители. Таким образом, в частности, не оказывалось благодатного примера для этнических приходов.

2. Совершенные и совершаемые миссионерами-монашествующими ошибки при проведении миссионерских мероприятий оставались не исправленным (Садовский Владимир, свящ., 1910: 435-436).

3. Миссия, в определенной части, утратила апостольский характер и стала ремеслом. «Между апостольством и современной миссией - большая разница. Апостольство - это саможертвование, а наша миссия, большей частию, - одно из средств к существованию» (Садовский Владимир, свящ., 1910: 435-436).

4. Увлечение полемикой, то есть спором, во вред катехизации. «Миссия должна вдохнуть в жизнь православных христиан мир и любовь» (Садовский Владимир, свящ., 1910: 435-436).

5. Проблемы настоятелей монастырей и монашествующих, отражающихся на ведении миссии, отмечал на Всероссийском Поместном Соборе архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Чичагов, †1937, прославлен РПЦ в 1997 г. в лике священномучеников в Соборе Бутовских новомучеников и Соборе Дивеевских святых):

- «У нас нет кандидатов, [подготовляемых к избранию и поставлению настоятелями монастырей], которые могли бы действительно руководить братией и собирать ее около себя. Слабая братия руководится часто неразвитыми духовно, малограмотными игуменами, архимандритами и настоятельницами, или молодыми карьеристами, или безвольными старцами» (Деяние 135, 2000: 214);

- «При недостатке людей ныне, по необходимости, часто посвящаются в сан люди, не знакомые даже со Словом Божиим» (Деяние 135, 2000: 214).

- «Никто не влетает в обители с неба, но все приходят из грешного мира и приносят с собой худую нравственность, пороки, дурные привычки и затем поддерживают их сношениями с миром. Упадок нравственности в монахах есть последствие упадка религии и нравственности в среде мирян» (Деяние 135, 2000: 213).

- «Горе монастырей - современные послушники. Целая армия тунеядцев и странников. Летом они странствуют, зимой остаются в обителях и творят здесь кражи и безобразия. Настоятели же лишены возможности делать отметки об их поведении в паспортах» (Деяние 135, 2000: 215).

Добавим к этому, что в монастырях практически отсутствуют опытные духовники, которые могли бы духовно окормлять не только самих монашествующих, но и приходящих в монастырь паломников-богомольцев.

Обратимся несколько более подробно к проблемам миссии монастырей, имевших статус миссионерских или находившихся в миссионерских епархиях. Вот, что мы находим в источниках и литературе:

1. Одну из главных задач таких монастырей, помимо исполнения их прямого назначения - «наиболее полного единения с Господом путем оставления всего для исполнения заповедей о всецелой любви к Богу и ближнему» (Положение о монастырях и монашествующих, 2017), миссионер еп. Андрей (Ухтомский) Мамадышский формулировал таким образом: «чтобы эти монастыри не забывали своих миссионерских целей. Ведь основная цель их существования та, чтобы просвещать своих сородичей…» (Епископ Андрей, 1910б: 19). И прежде всего миссионерские монастыри должны были бы быть местом оглашения лиц, готовящихся принять Св. Крещение.

2. В своей опубликованной работе (Епископ Андрей, 1910а: 526-528) Преосвященный Андрей затрагивает самые существенные, на его взгляд, проблемы, а именно:

- о волюнтаристском неисполнении монастырями решений миссионерских съездов и следующих за ними Определений Св Синода (Епископ Андрей, 1910а: 526);

- о возможности, праве и долженствовании монастырей заниматься миссионерской деятельностью (Епископ Андрей, 1910а: 526-527);

- о том, как именно может монашествующий исполнять свой миссионерский долг (Епископ Андрей, 1910а: 527);

- о том, что настоятели и настоятельницы миссионерских навыков и опыта не имеют, не готовят и не воспитывают миссионеров в своих обителях, и «вообще служить миссии не желают» (Епископ Андрей, 1910а: 528);

- о косности позиций администраций монастырей, настроенных исключительно на внешнее благоустройство обителей (Епископ Андрей, 1910а: 528).

3. Весьма недостаточной (по целому ряду объективных и субъективных причин) была миссионерская деятельность монастырей на западной окраине России, где постоянно сохранялась необходимость противостояния экспансии католичества.

4. Особо слабым было миссионерское служение женских монастырей .

5. Проблемы миссии монастырей, расположенных в епархиях со значительным числом инородцев были, преимущественно, следующие:

- православные монастыри, по целому ряду объективных и субъективных причин «не оказывали и теперь не оказывают на инородцев желаемого христианско-просветительного воздействия» (Филимонов, 1910: 758);

- местное население ряда населенных пунктов, более двух веков соседствующее с монастырем, продолжает быть «по религиозным верованиям своим язычниками, не имеют понятия о Христианской вере, не слыхали чтения Евангелия и церковного Богослужения на их родном языке» (Филимонов, 1910: 758-759);

- любящие ходить по монастырям инородцы-богомольцы прекрасно знают «внешнее» состояние посещаемых обителей (какие богатства и украшения, какие порядки, какая длительность богослужений, насколько красиво поют певчие, какие меню питания и насколько хорошо кормят паломников и т.п.). Но ни разу они не упоминают «о том, какое назидание и духовное утешение получает душа их в монастырях, какой внутренний переворот произвела в них та или другая обитель, в каком монастыре находила себе успокоение их мятущаяся совесть, где и какие старцы дают им душеспасительные советы, наставление и утешение» (Филимонов, 1910: 759-760);

- старшие сестры женских монастырей запрещают монашествующим-инородкам читать молитвы на своих национальных языках, богослужения заставляют читать исключительно на церковно-славянском языке (Филимонов, 1910: 780);

- послушницы из русских девушек «поднимают [девушек из инородцев - С.А.М.] на смех за плохое знание русского языка, насмехаются над ними за совершение молитв на родном языке, называя последний «тарабарским», «поганым» и проч.» (Филимонов, 1910: 780).

В своей публикации свящ. Даниил Филимонов делает общий неутешительный вывод: «монастыри наши в том виде, в каком они устроились и существуют в настоящее время, не могут удовлетворять задачам и целям миссионерского служения среди инородцев» (Филимонов, 1910: 790). Усугубляет этот вывод заключение епископа Мамадышского Андрея: «По десятилетнему опыту могу удостоверить полную справедливость мыслей отца Даниила» (Филимонов, 1910: 795).

И все же, чтобы снять негативное представление о миссии монастырей конца XIX - начала XX вв., приведем мнение Председателя Соборного отдела «Монастыри и монашество» (на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг.) архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова), который отмечал, что даже если незначительное число монахов безукоризненно исполняют принятые обеты, удостаиваются Божественной благодати и приносят пользу Русской Православной Церкви и людям, то уже в этом случае следует считать, что монастыри исполняют свое предназначение. Напоминает свщмч. Высокопреосвященный Серафим об основных обязанностях монашествующих:

1. молиться за весь мир,

2. быть для мирян духовным пастырем, в идеале - духовным старцем, обличителем неправды,

3. осуществлять заступничество за людей несправедливо обиженных,

4. вести благотворительность для всех в том реально нуждающихся (Деяние 135, 2000: 212-213).

Вернемся к проблемам монашеской миссии. Обозначим внутренние проблемы монастырей:

1) потеря духа и цели жизни монашества при насильственном «обмирщении» жизни монастырей и навязывании им со стороны общества светских форм деятельности;

2) неблагоговейные крестные ходы (вынесение из стен монастырей неумеренного числа икон), которые имели целью лишь сбор денег на содержание, монашествующих;

3) превращение богослужения в формальное действие;

4) отсутствие практики чтения святоотеческих поучений для насельников монастырей и богомольцев-паломников;

5) низкий духовный и умственный уровень развития иноков, в том числе и в религиозном отношении;

6) отсутствие развития феномена старчества и духовничества;

7) слабое распространение внебогослужебных бесед для мирян, приходящих в обители;

8) крайне слабое участие ученого монашества в миссионерско-просветительской деятельности;

9) склонность монахов к странствиям, ставящим под соблазн благочестивое поведение иноков.

Архим. Симеон (Холмогоров) подчеркивал, что пребывание иноков вне стен монастыря, часто в условиях жизни практически мирской, вредно сказывается на поддержании аскетических устремлений и духовного роста. А с учетом недостатков в надлежащем воспитании «школьного» монашества зачастую приводило к их духовным падениям.

Владыка Феодор (Поздеевский) добавлял к этому слабое (в силу малости живой веры, личного духовного опыта и недостаточной связи с монастырско-церковной жизнью) участие ученого монашества в творческом, но строгом развитии российской богословской науки. Заметим от себя, что в том числе, в рассматриваемый период истории Церкви, полностью отсутствовали богословские исследования в сфере богословия миссии.

Преосвященный Феодор указывал и на недостаточную подготовку выпускников духовных академий к миссионеркой практике.

Монастыри исследуемого периода, при внешнем материальном расцвете, часто теряли внутреннее делание, заключающееся в ревности, молитвенности, посте и трудолюбии, в любви к ближнему. Обители теряли стержень истинных образцов христианской жизни и благочестия.

При исследовании причин наличия проблем миссионерской деятельности автором настоящего исследования были дополнительно привлечены материала Первого Казанского миссионерского съезда (1910 г.) по внешней миссии. Хотя обсуждение на этом Съезде, в первую очередь, касалось проблем и задач миссии внешней, направленной к людям не принявшим Св. Крещения, но большинство поднятых на нем вопросов (проблем) и принятых решений можно в полной мере отнести и к миссии внутренней.

Анализ сфер проявления проблем миссионерской деятельности РПЦ, следующих из материалов миссионерских съездов и съездов монашествующих конца XIX - начала XX вв., Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. позволяет сделать классификацию этих сфер, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Сферы проблем миссии РПЦ (краткая схема)

Выводы:

1. Проблемы миссионерской деятельности РПЦ в исследуемом периоде определялись целым рядом объективных исторических и значительным числом субъективных причин, связанных, в частности, с личностными качествами священноначалия, настоятелей и наместников монастырей, общим состоянием российского населения.

2. Факторы, оказывающие негативное влияние на эффективность миссии монастырей и монашествующих можно разделить на «стратегические» - глубинные негативные факторы и на «тактические», но не менее значимые, негативные факторы, разделив их, по отношению к монастырям, на внешние и внутренние.

3. Крайне негативное влияние на развитие миссии монастырей играло то обстоятельство, что к 1900-1917 гг. 64% настоятелей и наместников монастырей не имели никакого образования (ни духовного, ни светского), и не имели опыта миссионерского служения, а поэтому не могли обеспечить эффективное развитие монастырской миссии.

4. По результатам проведенного исследования документов миссионерских съездов и съездов монашествующих конца XIX - начала XX вв., Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. предложена краткая авторская классификация проявления проблем миссионерской деятельности РПЦ.

ЛИТЕРАТУРА

Ал. О-в. 1916. Узко-формальная постановка православной миссии и односторонний характер воздействия ее на заблуждающихся. - Миссионерское обозрение. Сентябрь-Октябрь. С. 423-432.

Антоний (Храповицкий), митр. 1994. Пастырское богословие. [Печоры]: Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь; М.: ТОО «АРП Инт. Ко». 325 с.

Восторгов Иоанн, прот. 1908. Возрастающее религиозное одичание: Доклад на IV Всероссийском миссионерском съезде в Киеве. - Прибавления к Церковным ведомостям. 34: 1645-1652.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). 1884-1916. СПБ, Синодальная типография.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гайда В.А. 2008. Русская общественность последних лет Империи о вере и Церкви. С. 16-23. - В сб.: Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона. М.: Изд-во ПСТГУ. 232 с.

Деяние 135. 2000. 14 (27) июля 1918 г. Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Том 9. Деяния 118-136. М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь.

Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. 2006. 3-е изд. Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни.

Епископ Андрей (псевдоним - «Е.А.»). 1910а. Об организации миссии при монастырях. / Сотрудник братства святого Гурия, 1910, № 33 от 17 июня 1910 г. Сборник «О просвещении приволжских инородцев». Том 2. «Сотрудник братства свят. Гурия». Казань: Типо-Литография И.С. Перова, на Еулаке соб. д.

Епископ Андрей. 1910б. Обязанность Миссионерских монастырей. Сотрудник братства святого Гурия, 1909, № 2 от 12 декабря 1909 г. Сборник «О просвещении приволжских инородцев». Том 1. 30 номеров журнала «Сотрудник братства свят. Гурия». Посвящается Казанскому Миссионерскому Съезду 1910 г. Казань: Типо-Литография И.С. Перова, на Еулаке соб. д.

Игнатий (Брянчанинов), свт. 2004. Письма о подвижнической жизни (555 писем). Под. ред. А.М. Мосина. Минск, Свято-Елисаветинский монастырь.

Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). 1866-1883. СПБ, Синодальная типография.

Конюченко А.И. 2001. Социально-демографические характеристики настоятелей мужских православных монастырей России во второй половине XIX - начале XX века. - Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 1 (12): 39-49.

Краткий Статистический Обзор условий религиозно-просветительской деятельности Российской Православной Церкви при изменившемся устройстве России и по отделении Церкви от государства. - В сб.: Богословский сборник. Вып. 1. М.: ПСТБИ, 1997. с. 195-233.

Миронов Б.Н. 2018. Российская империя: от традиции к модерну: в 3 т. 2-е изд., испр. СПб.: Дмитрий Буланин. 896 с.

Монахиня N. 2008. Плач третьей птицы. М.: Издательский Совет РПЦ. 400 с.

Пимен (Мясников), архим. 1874. Монашество и современные о нем толки. // ЧОИДР, апрель-июнь, кн. 2.

Положение о монастырях и монашествующих. 2017. 30 ноября 2017 г. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. Официальный сайт Московского Патриархата «Русская Православная Церковь». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html (01.02. 2023).

РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Фонд 1468, опись 1, дело 1859. Муравьев А.Н. Письмо Михаилу Петровичу.

РГИАа (Российский государственный исторический архив). Фонд 1569, опись 1, дело 54 «Письма прот. Восторгова П.П. Извольскому, с приложением докладных записок о выборах от духовенства в Гос. Думу по некоторым губерниям, по церковно-школьному вопросу и др.».

РГИАб. Фонд 892, оп. 3, д. 155. Балашовы.

Садовский Владимир, свящ. 1910. Открытие Миссионерскаго съезда в Казани, 13 июня 1910 г. - Симбирския епархиальныя ведомости. 13 (1 июля 1910): 434-436.

Святитель Филарет (Дроздов). 2003. Избранные труды, письма, воспоминания. М.: Православ. Свято-Троиц. богосл. ин-т, 2003 (Русская богословская библиотека). 985, [1] с.: ил., портр.

Серафим, иером. 1999. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М.: Изд. им Святителя Игнатия Ставропольского. 366 с.

Серафим (Кузнецов, Георгий Михайлович), иером. 1911-1912. Первый в России по внешней миссии Казанский миссионерский съезд 13-26 июня 1910 года: Т. 1-3. Иером. Серафим. Нижний Новгород: Типо-лит. И.М. Машистова.

Слёзкина О.В. 2012. Проблемы деятельности миссионеров синодальной внутренней миссии (по материалам журнала «Миссионерское обозрение» за 1896-1916 гг.). - Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 5: 66-94.

Смулов А.М. 2019. Русская Православная Церковь и ее монастыри: жизнь и данные статистики в миссионерском аспекте (конец XIX - 20-е гг. XX в.). М.: Издательство «Перо»: 130 c.

Филимонов Д.Ф. 1910. Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского края. - Сотрудник братства святого Гурия. 48: 757-763; 49: 778-781; 50: 790-795.

Что нужно для успеха православной миссии? - Церковный вестник. 24. 1910.

Поступила / Received: 27.03.2023

Принята / Accepted: 28.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.