Научная статья на тему 'СЪЕЗД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНОЧЕСТВА В 1909 Г.: ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИССИИ РПЦ'

СЪЕЗД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНОЧЕСТВА В 1909 Г.: ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИССИИ РПЦ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / МОНАШЕСТВО / МОНАШЕСКИЙ СЪЕЗД / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ORTHODOX MISSION / MONASTIC LIFE / MONASTIC CONGRESS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смулов А.М.

Статья посвящена исследованию миссионерской направленности Постановлений Съезда представителей иночества 1909 г. Анализируется и показывается многогранность принятых Съездом решений, касающихся совершенствования, развития и активизации миссии православных монастырей и монашествующих. Раскрывается многообразие возможных методов миссионерских деяний монастырей РПЦ, в узком и широком смыслах понятия «миссия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONGRESS OF REPRESENTATIVES OF THE MONASTIC COMMUNITY IN 1909: RESOLUTIONS, DETERMINING THE FURTHER DEVELOPMENT OF THE ROC MISSION

The article is devoted to the study of the missionary orientation of the resolutions Of the Congress of representatives of the monastic community of 1909. The author analyzes and shows the versatility of the decisions taken by the Congress concerning the improvement, development and activation of the mission of Orthodox monasteries and monastics. The article reveals the variety of possible methods of missionary activities of the ROC monasteries, in the narrow and broad sense of the concept of “mission”.

Текст научной работы на тему «СЪЕЗД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНОЧЕСТВА В 1909 Г.: ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МИССИИ РПЦ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 6, 2020: 820-840

Съезд представителей иночества в 1909 г.: постановления, определяющие дальнейшее развитие миссии РПЦ

А.М. Смулов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia e-mail: jeger@bk.ru

Ключевые слова: православная миссия, монашество, монашеский съезд, Русская Православная Церковь.

Key words: Orthodox mission, monastic life, monastic Congress, Russian Orthodox Church.

Резюме: Статья посвящена исследованию миссионерской направленности Постановлений Съезда представителей иночества 1909 г. Анализируется и показывается многогранность принятых Съездом решений, касающихся совершенствования, развития и активизации миссии православных монастырей и монашествующих. Раскрывается многообразие возможных методов миссионерских деяний монастырей РПЦ, в узком и широком смыслах понятия «миссия».

Abstract: The article is devoted to the study of the missionary orientation of the resolutions Of the Congress of representatives of the monastic community of 1909. The author analyzes and shows the versatility of the decisions taken by the Congress concerning the improvement, development and activation of the mission of Orthodox monasteries and monastics. The article reveals the variety of possible methods of missionary activities of the ROC monasteries, in the narrow and broad sense of the concept of "mission".

[Smulov A.M. Congress of representatives of the monastic community in 1909: resolutions, determining the further development of the ROC mission]

Понятие «миссия» может быть рассмотрено в узком и широком смыслах. В узком смысле, это деяния, которые определяются непосредственно, как миссионерско-просветительская деятельность. В широком смысле, это вся жизнь Православной Церкви, ее монастырей и приходов, миссионерских учреждений. Начиная от богослужения и Св Таинств, особо - Евхаристии, духовно-нравственного примера, воспитания-воцерковления и просвещения, социального служения, благотворительности, заканчивая церковным образованием и всей жизнью Церкви.

Основным и наиболее полным источником информации о съезде монашествующих 1909 г. является печатный труд (Серафим иеромон., 1912) иеромонаха Серафима (Кузнецова). Приведенное издание практически есть «летопись съезда» и является единственной известной целостной и подробной публикацией о событиях происходивших на съезде. Частично с материалами съезда можно познакомиться в Российском государственном архиве древних актов: Ф. 1204 Свято-Троицкая Сергиева Лавра, опись 1, часть 15 (1626-1925), единицы хранения 17518 «О монашеском съезде в Лавре» и 17518а «Материалы съезда ученого монашества». Частично материалы съезда находятся в документах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки: ф. 765 Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский, картоны 1 и 4.

Часть материалов, для дальнейшей их проработки, определялась по книге зав. кафедрой Миссиологии ПСТГУ, д.ф.-м.н., проф. Ефимова А.Б. (2007), где приведены краткие сведения о съездах монашествующих и некоторая библиография.

Первый Всероссийский монашеский съезд состоялся с 05 по 13 июля 1909 г., и явился важным событием для всего русского монашества, крайне нуждавшегося в обсуждении назревших и больных вопросов его духовной и обыденной жизни. Св Синод определил Почетным председателем съезда Московского митрополита Владимира (Богоявленского), а председателем - Вологодского архиепископа Никона (Рождественского), который и стал основным докладчиком с темой: «Нужды современного русского монашества».

В составе участников съезда были 8 архиереев, из которых три (Преосвященные Андрей (Ухтомский, f1937), епископ Мамадышский; Иоанн (Смирнов, f1918), епископ Киренский; Никон (Рождественский, f1919), епископ Вологодский и Тотемский), были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью РПЦ. В работе съезда участвовали 35 архимандритов, 19 игуменов и 25 иеромонахов, служащие, в частности, наместниками 3 лавр и настоятелями 31 монастыря. Присутствовали 6 ректоров духовных Академии

(Преосвященный Евдоким (Мещерский, f1935), епископ Волоколамский, второй викарий Московской епархии) и семинарий. Кроме того, два священнослужителя несли послушания, связанные непосредственно с миссионерским деланием (Серафим иером., 1912, с. б/н - см. списки участников; НИОР РГБ (б)).

Представительство отвечало требованиям Указа об участии в иноческом съезде «настоятелей монастырей или, взамен их, ... особенно ревностных и опытных в духовной жизни старцев», «лучших из представителей монашества», «иноков, ревнующих о славе монашества» (НИОР РГБ (в): л. 12). От Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря на съезд, с правом решающего голоса, был делегирован благочинный иеромонах Паисий.

Основной и главнейшей задачей съезда стало получение ответа на вопрос о том, «какие меры возможно и должно принять для поднятия духовной жизни в современном монашестве, какие препятствия к этому необходимо устранить.» (Серафим иером., 1912: 20).

Перечень вопросов решаемых на съезде составил 22 позиции, но, с позиции миссионерской работы монашествующих Русской Православной Церкви, к самым важным из них, следует отнести вопросы о:

- «миссионерском служении церкви со стороны монастырей» (Серафим иером., 1912: п. 19, с. 24) (в узком смысле понятия);

- мерах по усилению воспитательного действия богослужения (Серафим иером., 1912: п. 2, с. 21);

- развитии в монастырях старчества (Серафим иером., 1912: п. 6, с. 22) и духовничества (Серафим иером., 1912: п. 16, с. 24);

- хождении иноков со святынями (Серафим иером., 1912: п. 18, с. 24);

- служении иночества во время войн и внутренних смут (Серафим иером., 1912: п. 21, с. 25);

- благотворительной деятельности обителей (Серафим иером., 1912: 46).

(вопросы пунктов 2,6,16,18 и 21 - в широком смысле

понятия; см. также РГАДА (а)).

Вопросы об усилении монашествующими и монастырями всех видов миссионерской деятельности ставились и обсуждались на съезде особенно напряженно, при этом весьма дискуссионным оставался вопрос о благотворительной деятельности монастырей и о формах их социального служении вообще (Серафим иером., 1912: 46).

Перед началом съезда в газете «Московские ведомости» была опубликована статья, которая имела подпись: «иноки-простецы», и в которой обращалось внимание участников предстоящего собрания на ряд моментов жизни обителей, связанных, в частности, и с их миссионерским служением:

«12. Вследствие крайне распространяющихся теперь в народе разных лжеучений, пьянства и вообще распущенности хорошо бы установить ведение в храмах обителей внебогослужебных бесед для приходящих сюда богомольцев, в каковых беседах выяснялись бы гибельныя последствия этих нравственных недугов и давались бы советы, как бороться с ними и избавиться от них, при чем безплатно раздавались бы им (богомольцам) более соответствующие духу нынешняго времени печатные листки. Беседы эти могут вестись способными к этому делу иеромонахами, иеродиаконами и даже простыми иноками. Конечно, такие проповедники найдутся в немногих обителях. Следовательно, в таком случае, могут быть поочередно присылаемы по назначению для этого дела ученые молодые иноки, готовящиеся быть пастырями словесного стада Христова.

13. Для монастырской братии также следовало бы установить в известные часы беседы в трапезной или другом помещении, где знающими лицами разъяснялись бы им как истины христианского вероучения, сущности и цели жизни иноков, так и обязанности их и прочее.

14. Дознано, что прибывающие в монастыри богомольцы вынуждены бывают смущаться через то, что им предлагают так называемые «записчики», сидящие с книгами, записать себя или родных своих на помин за известную плату. Поэтому этих «записчиков», своею профессиею довольно напоминающих древних мытарей, следовало бы упразднить.

15. Завести бы во всех монастырях живописные мастерския, и способных к живописи послушников обучать рисованию и живописи, дабы каждый монастырь мог предлагать богомольцам иконы своей работы и хорошаго письма. Это в конце-концов вытеснило бы продаваемые ныне иконы на жести или хотя и на дереве, но крайне плохого письма суздальских «богомазов» (Серафим иером., 1912: 34-35).

Из приведенных отрывков статьи «простецов» видно, что они весьма точно представляли себе не только проблемы общества, но и проблемы иноков и обителей.

Съезд был открыт докладом Преосвященного Никона (Рождественского), епископа Вологодского и Тотемского «Нужды современнаго русскаго монашества», в котором Владыка обличал возможную потерю духа и цели жизни монашества при навязывания обителям просветительской и благотворительной деятельности на подобии светских их форм (Серафим иером., 1912: 46-47), хождение иноков с иконами не в благоговейных миссионерских Крестных ходах, но с целью сбора средств на содержание монастырей (Серафим иером., 1912: 48), при превращении «отправления богослужения в механическое выполнение обряда» (Серафим иером., 1912: 52; см. п. 6 первой части доклада) и др.

Докладчик акцентировал внимание на необходимость расширения практики святоотеческих поучений. «. посмотрите, с каким вниманием миряне устремляются к амвону, когда монах выходит читать их [святоотеческие поучения -прим. С.А.М. ]. Даже простое, монотонное чтение не всегда грамотного монаха оставляет впечатление. Следует только читать не по славянски, а в русском переводе, причем желательно читать именно по переводу Оптинской пустыни (такия книги, как аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Симеона Новаго Богослова и под.). ... Но не для мирян, главным образом, следует читать творения отеческие, хотя и они, конечно будут назидаться, а для назидания самих иноков и послушников. ... Иногда можно разнообразить чтения, заимствуя их и из современных учителей Церкви. Особенно полезны поучения святителя Феофана, Вышенскаго затворника» (Серафим иером., 1912: 54).

Епископ Никон вносил целый ряд предложений по совершенствованию иноческой жизни, в частности, и миссионерского служения монашествующих.

Так, пункт 4 второй части доклада говорил о необходимости «обратить самое строгое внимание и на умственное развитие иноков в религиозном отношении» (Серафим иером., 1912: 59).

Пункт 7 акцентировал внимание на всемерное развитие феномена старчества: «Старчество есть самый жизненный нерв истиннаго православнаго монашества; без него невозможно постоянное воспитание духа путем совершеннаго отсечения своего смышления; при самом идеальном настоятеле нужен, по немощам нашего времени, старец в каждой обители» (Серафим иером., 1912: 63). Преосвященный подчеркивал духовно-миссионерскую роль явления старчества для глубокого воцерковления мирян: «Старцы должны быть прежде всего духовниками для говеющих мирян. Многие стремятся в обитель ... в надежде получить там от опытного старца руководство к духовной жизни. А это и есть старчество. ... Вот - главная задача служения монастырей мирянам» (Серафим иером., 1912: 65).

Было обращено внимание на положительное влияние практики внебогослужебных бесед и миссионерских диалогов (собеседований). «Можно в больших обителях, где бывает и большое стечение богомольцев, открывать внебогослужебныя беседы в церквах с народом, особенно если есть иноки, способные к этому деланию. Можно устраивать и собеседования с раскольниками и сектантами, если есть достаточно изучившие сектантство и раскол, в странноприимницах. Можно и должно встречать в обителях богомольцев, как дорогих гостей того угодника Божия, котораго мощи в обители почивают, или икона имеется чудотворная, руководить их при обозрении обители, поведая все, что поучительно для них из жизни угодника и и из истории обители. Вот чем . могут наши обители послужить миру православному» (Серафим иером., 1912: 65-66).

Десятый пункт был обращен пожеланиями к ученому монашеству, которое ставило «себе целию служение Церкви

Божией на поприщах учебном, миссионерском и пастырском» (Серафим иером., 1912: 66-67). Владыка призывал к тому, «чтоб на первом плане у них была такая же великая цель, что и у простых монахов - воспитание своей собственной души для царства небеснаго, для живаго общения с Богом и жизни в Боге. Тогда сами собою достигнутся и вторыя цели, ибо именно тогда то, достигая святой цели богообщения, они станут способны, пригодны и достойны служения Церкви Христовой; тогда и поймут, что не их личные силы, не их ум, способности и дарования, а Сам Христос в них и через них исполняет им порученное Церковию служение» (Серафим иером., 1912: 67).

Обратим внимание на слова Высокопреосвященного Владимира (Богоявленский, f1918, в 1992 г. канонизирован РПЦ в лике священномучеников), митрополита Московского, сказанные им в речи при открытии съезда и посвященные исторической миссионерской роли монастырей. «Из монастырей выходили проповедники, которые с опасностью для жизни шли в среду язычников и сеяли там семена христианской жизни. Некоторые из монастырей [основанных подвижниками-проповедниками - прим. С.А.М.] служили оплотом к распространению и утверждению христианства между язычниками. ... Монастыри были самыми деятельными распространителями и религиознаго просвещения. Они первые стали заводить у себя библиотеки, считая книжное дело самым богоугодным делом, и устроять школы для обучения грамоте. ... Но главная заслуга монастырей заключается в том, что они оказывали благоприятное влияние своим примером, как проводники в жизнь, без всяких уступок, известных нравственных требований» (Серафим иером., 1912: 79-80).

Безусловно центральными, с точки зрения миссионерских деяний РПЦ, стали две речи (первая была сказана в заключение первого торжественного заседания съезда - 05 июля, вторая - 08 июля) чиновника особых поручений при обер-прокуроре Св Синода, действительного статского советника (в последующем -тайного советника), известного миссионера Скворцова В.М., командированного на съезд иноков Св Синодом, оглашения им содержания Протокола №2 заседания Миссионерской комиссии съезда от 07 июля 1909 г., и возникшая вокруг них дискуссия

А.М. Смулов / А.М. 8шы1оу

участников съезда.

В своей первой речи Скворцов В.М. показал тесную связь между созывом Съезда представителей иночества и деятельностью ранее состоявшегося IV Всероссийского миссионерского съезда. Докладчик пояснил присутствующим историчность и неразрывность явлений «миссия» и «миссионерство» с жизнью Церкви, показал связь миссионерства и монашеских обителей: «... монастыри и миссия, на протяжении всей нашей истории всегда были так близки друг к другу в своем служении матери-церкви, так нераздельны, в качестве факторов христианскаго просвещения "сидящих во тьме и сени смертной", - в охране веры и верных сынов церкви и родины» (Серафим иером., 1912: 89).

Очертив круг целей миссионерской деятельности, Скворцов В.М. выделил в качестве главной цели и первой задачи миссии «утверждение верных чад церкви в догматах своей веры, в ограждении их от приражения лжеучений, в охране истинно-верующих и право-славящих от "волков лютых, от татей и разбойников", что "инуде перелазят" во двор овчий, -за церковную ограду, и здесь духовно погубляют души, искупленныя честною кровию Христа, а каждая такая душа дороже целого мира» (Серафим иером., 1912: 89).

Указав на то, что монастыри по праву именуются «духовными врачебницами для больных духом, для грешных мирян», всех ищущих Божескую правду, что «в доброй духовноблагоустроенной и церковно-благолепной обители освежаются они духом, подкрепляются примерами веры и благочестия, закаляются в вере, забронировываются от тлетворных влияний века сего, от мудрований лжеименного разума», миссионер делает два закономерных вывода: 1. «в святых обителях осуществляется самая главная и первая задача миссии» и 2. «наши монастыри всегда были и да пребудут на свято-русской земле цитаделями православия, оплотом Церкви, где непрестанно бодрствует в молитве веры за грешную Русь иноческая стража» (Серафим иером., 1912: 90).

В заключении своего первого выступления Скворцов В.М. призвал членов иноческого съезда: «уделите же ваше серьезное, благочестивой внимание миссионерскому делу,

поставьте его на ряду с важнейшими вопросами программы вашей деятельности» (Серафим иером., 1912: 93; НИОР РГБ (а): л. 4об).

Съезд прислушался к обращению Скворцова В.М. и заслушал вопрос о постановке миссионерского служения ранее многих других вопросов повестки дня (НИОР РГБ (а): л. 22).

Вторая речь чиновника особых поручений при обер-прокуроре Св Синода была посвящена вопросу об отношении монастырей к миссионерскому служению Церкви.

В начале выступления были констатированы факты действительности о том, что православная вера и Церковь, как ее выразительница, стали предметами агрессивного оппозиционного обвинения как якобы наличествующего в Российской империи источника реакционной борьбы, как тормоза политической эволюции и социального прогресса. В то же время, от оппозиционных борцов с христианством, всяческую активную поддержку стали получать источающие церковную смуту, раскол, а также секты любых антиправославных толков. Показана целенаправленность и планомерность подрывной работы проводимой «вратами ада» (см. Мф. 16:18). Были даны оценки законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственной думы, ущемляющих права и возможности Русской Православной Церкви, имеющей статус проводника государственной религии - православной веры.

Призвав монастыри быть готовыми к предстоящей борьбе в защиту веры и благочестия, к духовной помощи народу и к ответу на «новые духовные запросы взбунтованной народной мысли» (Серафим иером., 1912: 138), докладчик перешел к ознакомлению участников съезда с системой мер, которые, по представлению Миссионерской комиссии съезда монашествующих, должны быть принятыми для эффективного противодействия антиправославной и антицерковной агитации (РГАДА (б): л. 136-137).

Председательствовал на втором заседании комиссии епископ Сухумский Димитрий (Сперовский, f1923; с 1919 г. архиепископ Старорусский, викарий Новгородской епархии). Постановка вопроса была сформулирована следующим образом: «§19 программы съезда монашествующих гласит:

«миссионерское служение церкви со стороны монастырей: старчество для мирян, внебогослужебныя беседы; борьба с расколом и ересями, распространение апологетических и вообще духовно-нравственных изданий, руководство паломниками, где это особенно потребно» (Серафим иером., 1912: 139).

Во время заседания Комиссии, Скворцов В.М. доложил ее членам постановления IV Всероссийского миссионерского съезда в рамках заседаний отделов и общего собрания миссионерского съезда об организации миссии при монастырях и участии монашеских обителей в делах миссионерского служения Церкви.

Согласившись с решение общего собрания Киевского миссионерского съезда, по тщательному и достаточному обсуждению вопроса, Комиссия вынесла свои суждения, сформулированные по существу в п. 4 Протокола (Серафим иером., 1912: 140-141):

- привлекать в качестве монастырских миссионеров для проповедей, ведения миссионерских внебогослужебных бесед с иноками и мирянами представителей ученого монашества, духовную зрелость которых к миссионерским деяниям определять по заключению окормляющих их старцев (п. 4а) (НИОР РГБ (а): л. 23об);

- заботиться о влиянии на богомольцев (мирян) при их стечении на престольные праздники торжественным, истовым богослужением, совершением Крестных ходов и проповедническим словом (п. 4б);

- оказывать всяческое содействие проповедническим и просветительским деяниям епархиальной миссии со стороны отцов настоятелей обителей (п. 4б);

- иметь в обителях монашествующих, готовых к проповедям миссионерского характера в храмах, странноприимницах и вне помещений (п. 4в);

- раздавать, при удобных случаях, приходящему в монастыри, народу листки и брошюры миссионерско-апологетического содержания (п. 4в);

- ознакомить монашествующую братию с историей и порядком обличения местных сект, для чего привлекать

епархиальных миссионеров, а библиотеки обителей снабдить необходимой литературой (п. 4г) (НИОР РГБ (а): л. 24);

- устраивать, по-необходимости и возможности, при монастырях миссионерские школы и курсы для иноков, клириков и мирян (п. 4д) (НИОР РГБ (а): л. 24);

- оказывать на постоянной основе епархиальной миссии любое посильное содействие со стороны монастырей в деле устроения миссионерских съездов и собраний, равно и путем выделения денежных средств (пп. 4е и 4ж).

Вопрос о старчестве для мирян (п. 1 Протокола) предложено было передать на обсуждение комиссии монашеского съезда о старчестве и духовничестве. Вопрос о миссионерских целях бесед монастырских духовников с народом (п. 3) - передать на заключение той же комиссии. Вопросы о поднятии умственного уровня монашествующих и усилении их дисциплины (п. 2) на заседании Миссионерской комиссии не рассматривать, как определяющих основное содержание соборного решения всего съезда (Серафим иером., 1912: 139-140). Предложение о заведении и содержании монастырских книгонош (п. 4з) - отклонить, а вопрос о сборщиках и сборщицах в миру средств на нужды (содержание) монастырей (п. 4i) передать в соответствующую профильную комиссию (Серафим иером., 1912: 141).

Внесенное Комиссией решение читалось на съезде по пунктам, и было принято после дискуссии.

По пункту 4а мнения, в части заключения старца о готовности инока, не зависимо от степени его учености и возраста, к проповедническому и миссионерскому служениям, высказывали игумен Зосимовой пустыни Герман (Гомзин, в дальнейшем - схиигумен, f1923, в РПЦ в 2000 г. прославлен в лике преподобных), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Товия (Цымбал, f1916), начальник скита при Оптиной пустыни игумен Варсонофий (Плиханков, старец, в дальнейшем - схиархимандрит, f1913, прославлен РПЦ в 2000 г. в лике преподобных). Отметим замечание иеромонаха Алексия (Соловьев, старец, в дальнейшем - иеросхимонах, f1928, прославлен РПЦ в 2000 г. в лике преподобных) из Зосимовой пустыни: «основа монашеской жизни состоит,

разумеется, в смирении; монастыри установлены для тех, кто желает проводить жизнь в страхе Божием, в духе истиннаго покаяния и смирения. И если этого не будет, то главное в монашеской жизни утратиться. А ручаться за отдельныя личности, чтобы этого с ними не случилось, невозможно. Без смирения это искушение тщеславия вполне возможно: при отсутствии его немыслимы и другие добродетели. Смирение есть друг любви, а любовь есть друг смирения, и проповедь без смирения будет цветом без плода. Монах есть как бы олицетворение покаяния, и не напрасно монастыри называются иногда местами покаяния. Бывает, конечно, что инок оказывается в почетном положении; в молодые годы привыкает к почестям и перестает интересоваться ими, но бывает и наоборот. Закон иноческой жизни не одинаков, надо радоваться тому, что исполняются все пожелания относительно привлечения в монастыри ученых иноков и людей опытных в миссионерском деле, но их надо вручать руководству старца» (Серафим иером., 1912: 142-143). Председательствующий подчеркнул, что он разделяет высказанные мнения.

Отметим особое мнение об участии обителей в миссионерском деле члена съезда монашествующих с правом решающего голоса, благочинного Соловецкого монастыря иеромонаха Паисия (Пихин), который, в связи со спецификой «строя жизни» и местоположения монастыря, отмечал 09 июля 1909 г., что предложения Скворцова В.М. для Соловецкого монастыря «не могут быть применимы».

Во-первых, в части того, чтобы «прибывший в монастырь миссионер-монах состоял в подчинении у старца-наставника»: в монастыре нет старцев, а если новопостиженные иноки и поручаются под духовную опеку, то «эти особыя отношения новоначальных к духовнику, как и к старцу, скоро прекращаются, и самое назначение такое совершенно забывается».

Во-вторых, в части «присоединения миссионера-монаха к братству монастырскому»: монастырь не видит в том нужды и таковому следует жить особняком, «как и всякому пришельцу».

В-третьих, монастырю «нет никакого дела» до личных качеств миссионера, «лишь бы только он подчинялся внешней

монастырской дисциплине, тогда он будет терпимый в монастыре человек».

В-четвертых, ученому миссионеру-монаху возможно произносить проповеди летом, когда в монастырь прибывают множество паломников-мирян. В зимнее время, когда в монастыре находятся только братия и трудники, миссионер может остаться в обители, если они пожелают слушать его проповеди, «в противном случае ему мы укажем место на наших подворьях в Архангельске, или в Сумском посаде, наполненном раскольниками» (РГАДА (г): л. 90-92, л. 155-156). Со столь резкой позицией о. благочинного, с точки зрения сегодняшнего дня, трудно согласиться.

В ходе заседаний съезда, Владыка Никон (Рождественский) не согласился с неправильной мыслью заведующего Екатеринодарским подворьем Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонаха Павла о том, что «вопрос о миссионерской деятельности иноков надо разсматривать с точки зрения народа» (Серафим иером., 1912: 144; НИОР РГБ (а): л. 23об). В этой связи приведем предложение епископа Серпуховского Никона, изложенное им в Докладной записке о Правилах богослужения, об изменения редакции п. 2 Правил с «Выбор поучений зависит от настоятеля или, с его согласия, от уставщика» на «Всего лучше читать те поучения, какие указываются в уставе, только не на славянском языке, а в русском переводе, причем могут быть допускаемы, по усмотрению настоятеля, и некоторые сокращения» (РГАДА (б): л. 160-171]. При этом Владыка рекомендовал использовать тексты из сборника Уставных чтений в русском переводе. По замечанию протопресвитера Василия Виноградова (1885-^1968) сборник Уставных чтений «несет на себе печать святоотеческой мудрости и отражает духовный опыт многих поколений» (Василий Виноградов, протопресв.).

Развивая тему о мерах по усилению воспитательного действия богослужения, весьма полезным представляется остановиться на Отзыве о желательных преобразованиях в русском монашестве, направленным в адрес съезда монашествующих его участником Преосвященным Димитрием (Сперовский), епископом Сухумским из г. Сухуми еще до

начала работы съезда, а именно 27 июня 1909 г. Владыка отмечал: «Необходимо, чтобы во всех монастырях богослужение исполнялось по церковному уставу без пропусков и чтобы установленныя утренния и вечерния молитвы, а также вечернее правило с канонами совершалось бы неотложно. Если в бедных и малолюдных обителях не могут всего положенного по уставу петь выполнить именно пением (например, всех стихир), то пусть исполняют благоговейным чтением, но не пропускают» (РГАДА (в), п. 13: л. 27-27об). Он же обращал внимание на то, что «Необходимо ввести во всех монастырях за богослужением чтение из творений Свв. Отцов и учителей церкви, а также и проповедей и сочинений лучших русских проповедников и духовных писателей. Дело это нужно завести не для того, чтобы только буквально исполнять требование типикона, а разумно, понятно и назидательно для слушателей. В тех монастырях, куда стекается много богомольцев, необходимо завести проповедничество для народа, привлекая для этого монахов с богословским образованием, что и теперь, как мне известно, делается в Почаевской Лавре» (РГАДА (в): п. 21, л. 28-28об).

Добавим к изложенному выше позицию участника съезда с правом совещательного голоса иеромонаха Серафима (Кузнецова, f1959), начальника Серафимовского скита Белогорского монастыря (Пермская епархия), который в одном из своих докладов съезду писал, что следовало бы: «Совершать Богослужение как в мужских, так равно и в женских монастырях строго по церковному Иерусалимскому уставу, без малейших пропусков, дабы и епархиальные Архиереи не могли принуждать монастыри сокращать произвольно принятый всей церковью Богослужебный устав» (п. 1 Доклада) и «Обязать настоятелей и настоятельниц обязательно говорить утром и вечером поучения не только читая по книжке, но и изустно добавляя из своих духовных практических опытов жизни» (п. 3 Доклада) (РГАДА (д): л. 177-177об).

Заочную оценку последнее предложение получило через сто лет после внесения его вниманию съезда: «. на монашеском съезде 1909 года из самых благочестивых соображений приняли смехотворную резолюцию,

предписывающую настоятелям проводить беседы с насельниками по три раза в день, чтобы поднять уровень воспитания» (Монахиня N, 2008: 203).

По нашему мнению, столь иронично-категоричная оценка не может быть принята ни по духу, ни по букве. Речь у докладчика не шла о пространных поучениях, но это могли быть и краткие устные наставления, основанные на личном духовном опыте настоятеля, приводимые, например, перед началом трапез до или после чтения поучений книжных. Созвучно высказался Председатель съезда: «Грешно отнимать духовную пищу у братии, выгадывая лишь несколько минут времени опущением их» (Серафим иером., 1912: 54). То есть, опущением поучений, включая святоотеческие и учителей Церкви. Сам Господь Иисус Христос в краткие строки притчей вкладывал глубочайший духовно-нравственный и воспитательный урок (см. например, Мф. 13:10-11,31:33, Мк. 4:33, Лк. 6:39 и др.). А вот слова из доклада самого иеромонаха Серафима (Кузнецова), разъясняющие его позицию: «Обязать каждаго настоятеля и настоятельниц ежедневно за полунощницей и за вечерним правилом говорить поучения, не только читая по одной книжке, но и растворяя поучение своим живым словом, пережитым и прочувствованным жизненным практическим опытом, соблюдая пасомых, как агнцев Христовых, как членов любезнейших, согревая их, заботясь о них и любя равною мерою любви, а самое главное, чтобы у настоятелей и настоятельниц слово с делом не расходилось, дабы они шли впереди своего стада во всяком подвиге» (Серафим иером., 1912: 125-126). Здесь же о. Серафим рекомендует обширный список душеполезных книг и других изданий, включая Троицкие (миссионерские) листки.

Элементом миссионерской деятельности являются Крестные ходы и, как вариант, хождения иноков со святынями. Принципиальное значение здесь имеет цель хождения с иконами и умеренность таких действий. Съезд уделил этому весьма важному вопросу свое внимание.

11 июля (Журнал №9 общего заседания съезда) было проведено обсуждение доклада профильной комиссии по п. 18-му Программы работы съезда, а именно по вопросу о хождении со святынями. Обсуждение началось с критического замечания

в адрес обителей, выносящих неумеренное количество икон из стен монастырей. Было отмечено, что из некоторых монастырей выносится одновременно от четырех до семи святых икон, в результате это приводит к нестроениям, поскольку с иконами зачастую покидают стены обители почти все монахи. Странствование же в соблазнах мира ставит под угрозу благочестивое поведение самих иноков и может привести к их падениям (НИОР РГБ (а): л. 44об). В прениях выступили: миссионер Скворцов В.М., иеромонах Тихоновой Калужской пустыни Сергий, наместник Оранского Богородицкого монастыря архимандрит Аркадий (Антуфьев) и др.

Действительный статский советник Скворцов В.М. указал на особое миссионерское значение Крестных ходов со святыми иконами, определяемое в текущий момент двумя факторами: 1. иконоборчеством со стороны разного рода сект, 2. активной демонстрацией католиками их святынь с целью «объявления католической веры». Указанные два фактора требуют от участников православных Крестных ходов особой торжественности и благоговейности, совершения ходов с благословения епархиального архиерея или даже Св Синода (НИОР РГБ (а): л. 44об).

Иеромонах Сергий [имя указано по протоколу - прим. С.А.М.] поставил съезд в известность, что в их епархии, одновременно с православными Крестными ходами, такие торжественные ходы устраивают раскольники ради сравнения: «чей крестный ход лучше». Архимандрит Аркадий заметил, что в результате проведения торжественных Крестных ходов в их местности имели место случаи обращения раскольников в православие (НИОР РГБ (а): л. 44об).

Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Товия проинформировал присутствующих об апрельском (15.04.1909) Постановлении Духовного Собора Лавры «О порядке изношения иконы прп Сергия из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (РГАДА (е): л. 16).

По результатам заслушивания 18-го вопроса съездом были приняты два принципиально важных для успеха миссии постановления: 1. «. посылать . для отправления молебнов не только иеромонахов и иеродиаконов, но и послушников певцов

самых благонадежных по поведению, благоговейных и трезвенных; при сем предупреждать и приглашающих с св. иконою или с крестным ходом, чтобы они не предлагали служащим спиртных напитков, как воспрещенных им монашескими правилами» и 2. «Не отпускалось более одной иконы, кроме исключительных случаев, но и то с разрешения Св. Синода или по крайней мере епархиального начальства» (НИОР РГБ (а): л. 44об-45).

В тот же день был рассмотрен 21 -й вопрос Повестки дня о служении иночества во время войн и внутренних смут. Съезд отметил, что, в условиях, «когда все вражеские силы объединились и ополчились на православную Россию с целью или совсем ее растерзать, или завладеть ею, искоренить в ней святую веру и благочестие», иноки должны быть в первых рядов борцов за православие.

Были определены шесть мер, которые, во время внутренних смут, должны приниматься монашествующими в пользу Отечества. Практически все они носят ярко выраженный миссионерский характер: «1. Усердная молитва за Царя и отечество. 2. Открытое исповедничество и твердое стояние за Веру. 3. Разъяснение обращающимся богомольцам их обязанностей. 4. Усиленная проповедь. 5. Печатание и распространение религиозно-нравственных и патриотических листков и книжек. 6. Во время народных бедствий посильная материальная помощь (Серафим иером., 1912: 188).

Из текста Отзыва епископа Сухумского можно прибавить его предложение (РГАДА (в): п. 23, л. 28об): «В потребныя времена пусть монастыри не отказываются послужить Церкви и Отечеству посылкою в армию и флот иеромонахов, материальными благотворениями на нужды армии, на раненых и больных воинов, на голодающих и т.п.». Понятно, что указанные действия открывают широкие возможности для миссионерской просветительской, благотворительной и иной богоугодной деятельности. Правда Преосвященный оговорил; «Однако не нужно подобную деятельность считать постоянною обязанностию монастырей и монашествующих. Это поделие, а не дело иноческое».

В результате обсуждения, на случай войны, были

установлены следующие меры: «1. В случае надобности посылка иеромонахов для богослужения и напутствия в действующую армию, хотя постоянное пребывание во флоте и армии не желательно. 2. Пожертвование средств. 3. Успокоение смущаемого населения и поддержание в нем патриотизма» (Серафим иером., 1912: 188-189). Первые две из них также являются миссионерскими в широком смысле понятия «миссия».

Преосвященный Никон 10 июля дополнил программу Съезда (НИОР РГБ (в): л. 2] и внес на обсуждение вопрос (Журнал № 7 общего заседания съезда) о проживании и содержании епископов, находящихся на покое, с возможностью учреждения для таковых особого монастыря (НИОР РГБ (а): л. 38об).

Скворцов В.М., используя предоставленную возможность, заметил, что его решение может иметь важное значение с позиции миссионерской работы: «Теперь многие престарелые, известные своим богословским образованием, епископы живут на епархиях, не желая уходить на покой в монастыри. Но если бы для них существовала своего рода академия, в виде особаго монастыря, то таковой монастырь имел бы огромное общественное значение. Здесь были бы ученые силы. Сюда могли бы обращаться с различными вопросами, требующими мудраго решения и богословскаго знания. Они бы могли быть вызываемы и в Синод» (НИОР РГБ (а): л. 38об-39). По существу рассмотренного вопроса съезд принял развернутое ходатайство перед Св Синодом.

Вопрос о благотворительности монастырей был затронут на съезде, но не получил широкого обсуждения. Во-первых, этот вопрос достаточно широко в предыдущие годы дискутировался в периодической печати, включая полемику с Преосвященным Председателем съезда, в бытность его еще архимандритом. Во-вторых, следует полагать, что у членов съезда имелось четкое представление о границах благотворительной и социальной деятельности, приемлемой для монашеских обителей. В-третьих, арихиепископ Никон (Рождественский) в своем пленарном докладе изначально подчеркнул: «.не значит, что монастыри вовсе не могут делать и такое добро для мира: это

значит только, что сие добро не должно ставить самоцелию для монахов. Пусть оно явится, если сие Богу угодно, как зрелый плод их духовного преуспеяния.» (Серафим иером., 1912: 46).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 августа 1909 г., уже после окончания иноческого съезда, епископ Никон (Рождественский), направил приветствие «участникам монашеского съезда и всем боголюбивым инокам святорусской земли». Приветствие Владыки содержало, в частности, предложение в качестве специального печатного органа для монашествующих некоего нового издания, выходящего 50 раз в год (то есть практически еженедельно). Объем одного выпуска предлагался в один печатный лист, то есть примерно 800 машинописных страниц в год. Содержание части рубрик издания предполагало миссионерскую направленность, именно: «I. Благодатное слово: выписки из творений святоотеческих. II. Старческое слово: выдержки из писаний известных старцев-подвижников. III. Подвижничество во Христе: жизнеописания подвижников, воспоминания о них. IV. Святыя обители: история, описание, сведения о святых местах и святынях Русской Земли и Востока. V. Для чтения новоначальным: веро- и нраво- учительные статьи. VII. Старческие ответы: переписка с читателями, ответы редакции» (НИОР РГБ (г): л. 2-2об).

Как следует из проведенного анализа, вопросы совершенствования, развития и активизации миссионерских деяний монастырей и монашествующих Русской Православной Церкви стояли в качестве приоритетных на заседаниях Съезда представителей иночества 1909 г. Это был первый Всероссийский монашеский съезд, и он, при некотором разнообразии мнений участников, четко определил основные направления и методы деятельности обителей и ее насельников в части ведения миссии на всем «миссионерском поле» Церкви.

Выводы

1. Главным выводом можно принять слова миссионера Скворцова В.М.: 1. «в святых обителях осуществляется самая главная и первая задача миссии» и 2. «наши монастыри всегда были и да пребудут на свято-русской земле цитаделями православия, оплотом Церкви, где непрестанно бодрствует в молитве веры за грешную Русь иноческая стража».

2. Съезд, наряду с решением многих других назревших вопросов жизни монастырей и монашествующих, создал фундамент, определивший дальнейшее результативное ведение миссионерской деятельности обителями и их насельниками, установил основные направления и методы миссионерских деяний, указал на значимость личного примера миссионера в делах духовно-нравственного воспитания монашествующих и мирян.

3. Постановления о миссионерском служении монастырей и монашествующих, принятые на Съезде представителей иночества 1909 г., сохраняют свою актуальность до сегодняшнего дня.

ЛИТЕРАТУРА

Василий Виноградов протопресв. Уставные чтения. Сайт «Азбука веры». (Электронный ресурс). - URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogradov/ustavnye-chtenija/ [21 января 2020 г.].

Ефимов А.Б. 2007. Очерки по истории миссионерства Русской Православной

Церкви. М.: ПСТГУ. 688 c. Монахиня N. 2008. Плач третьей птицы. М.: Издательский Совет РПЦ. 400 с. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (НИОР РГБ (а)). Ф. 765 «Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский» Карт. 4, ед. хранения 7. Съезд монашествующих в Троицкой Сергиевой Лавре (июль 1909). Протоколы заседаний съезда. 1909. НИОР РГБ (б). Ф. 765 «Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский» Карт. 4, ед. хранения 6. Съезд монашествующих в Троицкой Сергиевой Лавре (июль 1909). Списки участников съезда. 1909. Список участников монашескаго съезда в Троице-Сергиевой Лавре от 5 по 13 июля 1909 года. - Почаев, Типография Почаевской Успенской Лавры. 1909 года. НИОР РГБ (в). Ф. 765 «Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский» Карт. 1, ед. хранения 7. Синодальный Указ Никону (Рождественскому), епископу Вологодскому и Тотемскому, об «устроении монастырского съезда». 1909 марта 20. НИОР РГБ (г). Ф. 765 «Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский» Карт. 1, ед. хранения 11. Никон (Рождественский), епископ Вологодский и Тотемский. Приветствие «участникам монашеского съезда и всем боголюбивым инокам святорусской земли».

Российский государственный архив древних актов (РГАДА а). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед.

хранения 17518. «О монашеском съезде в Лавре». Программа съезда монашествующих, имеющаго быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля сего 1909 года. Копия. (Типографский текст).

РГАДА (б). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть II. Материалы съезда ученого монашества». Протокол заседания миссионерской комиссии перваго Съезда представителей иночества 7 июля 1909 г.

РГАДА (в). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть I. Материалы съезда ученого монашества». Смиренный Димитрий, Епископ Сухумский. Отзыв о желательных преобразованиях в русском монашестве.

РГАДА (г). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть II. Материалы съезда ученого монашества». Съезду монашествующих при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Члена онаго, благочиннаго Соловецкаго монастыря, иеромонаха Паисия, докладная записка.

РГАДА (д). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Опись 1, часть 15 (16261925), 1909 г. Ед. хранения 17518а. «Микрофильм. Часть I. Материалы съезда ученого монашества». В Монашеский Съезд От Начальника Серафимовскаго Скита, Белогорскаго Монастыря, Пермской епархии Иеромонаха Серафима Доклад.

РГАДА (е). Ф. 1204 «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», Опись 1, часть 15 (1626-1925), 1909 г. Ед. хранения 17518. «О монашеском съезде в Лавре». От наместника Лавры А. Товия. В Редакции Московских Церковных Ведомостей. О постановлении Духовного Собора Лавры от 15.04.1909 о порядке изношения иконы прп Сергия из СТСЛ.

Серафим (Кузнецов Георгий Михайлович иеромонах; 1873-1959). 1912. Первый Всероссийский иноческий съезд: (воспоминания, записки и наблюдения участника съезда). Иеромонах Серафим. Кунгур: Типография М.Ф. Летунова. 269, [14] с., [1] л. портр.

Получена /Received: 18.11.2020 Принята /Accepted: 25.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.