Научная статья на тему 'ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ СЪЕЗД (1897 Г.)'

ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ СЪЕЗД (1897 Г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / ОХРАНА ПРАВОСЛАВИЯ / МИССИОНЕРСКИЙ СЪЕЗД / МИССИОНЕРСКИЙ ОПЫТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАРОДА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА / РАСКОЛ / СЕКТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смулов Алексей Михайлович

В работе исследуются основополагающие для руководства миссии Русской Православной Церкви конца XIX - начала XX вв. установления Третьего Всероссийского миссионерского съезда (1897 г.). Материалы миссионерских съездов, состоявшихся до революций 1917 г., хотя и были своевременно опубликованы в разных российских церковных и светских изданиях, в силу историко-политических особенностей периода советской власти оказались мало или вообще неизвестными для современных православных священно и церковнослужителей, миссионеров. Вместе с тем, события российской церковной и государственной истории конца XIX - начала XX вв. в значительной мере повторяются в конце XX - начале XXI вв. Определения Третьего Всероссийского миссионерского съезда являются весьма значимыми для быстрого и результативного возрождения православной миссии на всей территории миссионерского поля Русской Православной Церкви. Автором проводится сопоставление принятых Съездом решений с современными потребностями духовно-нравственного просвещения российского общества. Выводы, приведенные в работе, подчеркивают главные моменты этих Определений и актуальность исследования для современной жизни Русской Церкви и ее миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THIRD ALL-RUSSIAN MISSIONARY CONGRESS (1897)

The article examines the fundamental principles of the Third All - Russian Missionary Congress (1897) for the leadership of the mission of the Russian Orthodox Church in the late XIX - early XX century. The materials of the missionary congresses held before the revolutions of 1917, although they were published in various Russian church and secular publications in a timely manner, due to the historical and political peculiarities of the period of Soviet power, turned out to be little or unknown to modern Orthodox clergy and church clergy, missionaries. At the same time, the events of the Russian church and state history of the late XIX - early XX centuries are largely repeated in the late XX - early XXI centuries. The definitions of the Third All- Russian Missionary Congress are very significant for the rapid and effective revival of the Orthodox mission throughout the entire territory of the ROC missionary field. The author compares the decisions taken by the Congress with the modern needs of spiritual and moral education of the Russian society. The conclusions presented in the work emphasize the main points of these Definitions and the relevance of the study for the modern life of the ROC and its mission.

Текст научной работы на тему «ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ СЪЕЗД (1897 Г.)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал № 2 (7) 2021

А.М. Смулов

Третий Всероссийский миссионерский съезд (1897 г.)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_2_22

Аннотация: В работе исследуются основополагающие для руководства миссии Русской Православной Церкви конца XIX — начала XX вв. установления Третьего Всероссийского миссионерского съезда (1897 г.). Материалы миссионерских съездов, состоявшихся до революций 1917 г., хотя и были своевременно опубликованы в разных российских церковных и светских изданиях, в силу историко-полити-ческих особенностей периода советской власти оказались мало или вообще неизвестными для современных православных священно- и церковнослужителей, миссионеров. Вместе с тем, события российской церковной и государственной истории конца XIX — начала XX вв. в значительной мере повторяются в конце XX — начале XXI вв. Определения Третьего Всероссийского миссионерского съезда являются весьма значимыми для быстрого и результативного возрождения православной миссии на всей территории миссионерского поля Русской Православной Церкви. Автором проводится сопоставление принятых Съездом решений с современными потребностями духовно-нравственного просвещения российского общества. Выводы, приведенные в работе, подчеркивают главные моменты этих Определений и актуальность исследования для современной жизни Русской Церкви и ее миссии.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православная миссия, охрана Православия, миссионерский съезд, миссионерский опыт, духовно-нравственное просвещение народа, определение Святейшего Синода, определение Архиерейского собора, раскол, секта.

Об авторе: Алексей Михайлович Смулов

Преподаватель кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного

университета.

E-mail: jeger@bk.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0254-0417

Ссылка на статью: Смулов А.М. Третий Всероссийский миссионерский съезд (1897 г.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (7). С. 22-37.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (7) 2021

Alexey Smulov

The Third All-Russian Missionary Congress (1897)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_2_22

Abstract: The article examines the fundamental principles of the Third All — Russian Missionary Congress (1897) for the leadership of the mission of the Russian Orthodox Church in the late XIX — early XX century. The materials of the missionary congresses held before the revolutions of 1917, although they were published in various Russian church and secular publications in a timely manner, due to the historical and political peculiarities of the period of Soviet power, turned out to be little or unknown to modern Orthodox clergy and church clergy, missionaries. At the same time, the events of the Russian church and state history of the late XIX — early XX centuries are largely repeated in the late XX — early XXI centuries. The definitions of the Third All-Russian Missionary Congress are very significant for the rapid and effective revival of the Orthodox mission throughout the entire territory of the ROC missionary field. The author compares the decisions taken by the Congress with the modern needs of spiritual and moral education of the Russian society. The conclusions presented in the work emphasize the main points of these Definitions and the relevance of the study for the modern life of the ROC and its mission.

Keywords: Russian Orthodox Church, Orthodox mission, protection of Orthodoxy, missionary congress, missionary experience, spiritual and moral enlightenment of the people, definition of the Holy Synod, definition of the Bishops ' Council, schism, sect.

About the author: Alexey Mikhailovich Smulov

Lecturer of the Department of Missiology of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities.

E-mail: jeger@bk.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0254-0417

Article link: Smulov A.M. The Third All-Russian Missionary Congress (1897). Herald of the Historical

Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 2 (7), pp. 22-37.

Греческое слово «миссия» = «священноапостольство», с латинского «missю» переводится на русский язык как «поручение», «посылка» кого-либо с неким поручением. Миссия исторически являлась одной из главных форм церковного служения, особенно во взаимодействии с миром, находящимся «за ее оградой»1.

Миссия — и проповедь как ее основной метод — была освящена и широко использовалась Господом Иисусом Христом во время трех лет земной жизни, после выхода Его на общественное служение. Благовестие было основным мотивом миссии Христа: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Господь призывал ко Крещению Духом Святым и вере в Святую Троицу. Такое же завещание Он оставил апостолам и всем христианам последующих времен: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:19-20).

Миссия Русской Церкви началась с года ее рождения и плодотворно продолжалась без перерыва девять столетий, до ее пресечения после революций 1917 г. Расцвет русской православной миссии пришелся на период конца XIX — начала XX вв. (1870-1905 гг. и некоторое время далее). В годы советской власти главные носители миссии и народного просвещения — архиереи, священники и церковнослужители, монашествующие, миссионеры, активные верующие люди — подверглись всяческого рода изоляции, вплоть до физического уничтожения.

Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и главного дела ее жизни — миссионерства. Вместе с тем знания, навыки и умения миссионерской деятельности за десятилетия безбожной власти в значительной мере были утрачены вместе с потерей ее активных участников. Многие российские граждане утратили веру в Бога, будучи лишенными возможности знать Его и исповедовать. Считая себя православными, такие люди были — и в значительной степени остаются — православными лишь номинально, в силу исторической традиции такого самоименования и самопозиционирования.

Для исправления создавшегося ненормального положения наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры» в 1994 г. было принято определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире», положившее начало возрождению православной миссии в России.

Вместе с тем, мало кто из считающих себя верующими православными христианами имеет представление об исторических условиях приобретения Церковью широчайшего по формам и методам опыта миссионерской деятельности, включая решения Всероссийских миссионерских съездов (1887-1917 гг.), а также о возможности использования этого опыта в новых исторических условиях.

До сегодняшнего дня проведено мало системных исследований и издано недостаточное число работ, посвященных миссии в целом, а тем более миссионерским съездам, состоявшимся в дореволюционные годы. Эти работы носят преимущественно вид отдельных статей и разделов в монографиях. Наиболее фундаментальное исследование было проведено профессором А. Б. Ефимовым2.

Вместе с тем, опыт, выявленный в ходе проведения миссионерских съездов и обобщенный в их решениях, остается мало востребованным и почти неизвестным церковному сообществу, несмотря на то, что принципиально значимые вопросы и проблемы того времени остаются практически теми же в современном мире, тем более что современная жизнь Русской Православной Церкви полностью их наследует. Также крайне важной задачей является передача накопленного и обобщенного опыта миссионерских деяний в учебные программы духовных учебных заведений.

1 Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 6.

2 Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви.

Еще в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Патриарх Алексий II отмечал, что «возрождение традиционных форм миссионерства, укорененных в историческом опыте, а также выработка и освоение новых видов этого служения — вот принципиальная задача православной миссии»3. Миссионерские съезды и являли концентрированное изложение и оценку этого исторического опыта миссионерского служения Церкви.

В связи с этим исследуемая тема состояния миссии Русской Православной Церкви в конце XIX — начале XX вв. и значения Всероссийских миссионерских съездов представляется весьма актуальной. Настоящая статья посвящена опыту, обобщенному III Всероссийским миссионерским съездом (1897 г.).

Решение о созыве Съезда было принято указом Св. Синода от 3-11 апреля 1897 г. за № 1172 «Об открытии третьего миссионерского противораскольнического и проти-восектантского съезда в городе Казани».

К моменту созыва съезда самой актуальной и главной задачей внутренней миссии стала охрана Православия от различного рода религиозных заблуждений расколосектанства и возвращение к истинной вере и спасению во Христе отпавших и заблудших4.

Отсюда важными задачами съезда стали: 1) выработка общего плана борьбы с рас-колосектантством; 2) обмен мыслями, использование опыта одних для исправления ошибок других; 3) разрешение имеющихся и возможных недоразумений в миссионерском служении и 4) единение миссионеров.

Особое внимание участников съезда должно было быть обращено на новейшие секты, как на явление «модное и доминирующее, овладевающее симпатиями интеллигенции и помрачающее здравый смысл и совесть народа». Тем более, что такие секты были мало изучены и их деятельность не предана широкой огласке. Требовалось «указать верные средства к искоренению злой немоги или по крайней мере к ограничению ее развития»5.

Миссионерам следовало учитывать, что новоявленные секты и их лжеучения, разрушая веру народа и его мировоззрение, создают благоприятные условия для развития и распространения антигосударственных идей, а под личиной новых сект было легко укрываться вольномыслию революционно настроенных атеизма и социализма. Зачастую такого рода пропаганда приводила к тому, что и в издавна «застывших» сектах стала проявляться антигосударственная политическая направленность их деятельности6.

И сегодня, при поддержке «западного» финансирования и «методического» руководства, секты и разного рода ангажированные новые религиозные движения пытаются разбить российское общество на десятки и сотни обособленных группировок, а единую страну разделить на недружественные кластеры. Многие тоталитарные секты, используя людское сребролюбие, активно и не всегда безуспешно пытаются проникнуть в структуры власти разных уровней, прилагают усилия к захвату управления на крупных отечественных предприятиях реального сектора национальной экономики и в системообразующих банках страны. Такого рода секты часто разрушительным образом влияют на человеческую психику, доводят неустойчивые личности до самоубийства, совместно с банками и самостоятельно реализуют разнообразные финансовые махинации (аферы, пирамиды).

Съезд состоялся в г. Казани с 22 июля по 6 августа 1897 г. Город проведения съезда был определен и. о. синодального обер-прокурора, сенатором, тайным

3 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года. 9 июня 2008 г. // Ц^: http://www.patriarchia.ru/db/text/421863 (дата обращения: 10.07.2021).

4 Скворцов В. М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани, по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. Киев, 1897. С. 24.

5 Там же. С. 196.

6 Там же. С. 28.

В. К. Саблер

советником В. К. Саблером как являвшимся главным просветительным центром (исследуемого периода) для нехристиан восточной части Российской империи, располагавшим духовной академией с миссионерским отделением.

В работе съезда приняло участие 196 делегатов, а ежедневное число участвующих в заседаниях доходило до 300 человек. Делегаты из 50 епархий представляли православные миссии, монастыри, братства, духовные учебные заведения и других церковные учреждения и организации.

Председательствовал на съезде ректор Казанской духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий, "^1936). Товарищами председателя были избраны профессор Н. И. Ивановский и профессор протоиерей Т. И. Буткевич (оба — знатоки старообрядчества и сектантства). На съезде присутствовали: и. о. обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблер, известные специалисты по расколу А. Я. Дородницын, Н. П. Кутепов, К. В. Кутепов, В. М. Скворцов, П. П. Добро-

мыслов и др.

При открытии съезда, на первом его заседании, с докладом об общих задачах и характере деятельности миссионерского съезда выступил заслуженный ординарный профессор Казанской духовной академии Н. И. Ивановский, который внес предложения по некоторым «отделам» (комиссиям) съезда7.

Для успешной работы съезда были образованы следующие комиссии8:

1) По вопросам о единоверии. Председателем был определен иеромонах единоверческой Церкви Мина (Шустов, "1911);

2) По разработке вопросов о правах и обязанностях миссионеров. Председатель — иерей Философ Орнатский ("1918). Задачей комиссии было рассмотрение необходимых изменений и дополнений в «Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам», принятых на I Миссионерском съезде;

3) По пересмотру каталога книг для миссионерских противораскольничьих и про-тивосектантских библиотек и одобрению новых миссионерских изданий. Председатель — Полтавский епархиальный миссионер и преподаватель духовной семинарии иерей Иустин Ольшевский ("1920);

4) «Преподавательская по разработке вопроса о наилучшей постановке преподавания истории и обличения расколосектантства в семинариях». Председатель — известный специалист по расколосектантству, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, магистр богословия, иерей Константин Кутепов ("1911);

5) По «постановке преподавания Закона Божия в начальных школах селений, зараженных расколосектантством». Председатель — бывший миссионер, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Самарской епархии, кандидат богословия, иерей Алексей Матюшенский ("1917);

7 Ивановский Н. И. Общие задачи и характер деятельности Миссионерского Съезда. Речь перед началом совещаний 3-го мисс. съезда // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 614-623.

8 Торжество открытия 3-го всероссийского Миссионерского Съезда и общий обзор его занятий // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 681-682.

SS

В. М. Скворцов

6) По разработке вопросов новейшего сектантства. Председатель — профессор Харьковского университета, доктор богословия, протоиерей Т. И. Буткевич (^1925);

7) По «разрешению недоуменных вопросов, встречающихся в практике проти-восектантских миссионеров». Председатель — ректор Казанской духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий).

Названия комиссий и состав их председателей показывают, какие вопросы повестки дня съезд счел наиболее важными для пристального рассмотрения.

Перед началом заседаний съезда с речью «О церковно-общественном и государственном значении миссионерства» выступил секретарь съезда В. М. Скворцов9. Им, в частности, было отмечено, что миссионерство «... дело важное, имеющее значение не просто церковное, но и церковно-обще-ственное и даже скажу более — государственное значение» (здесь и далее в цитатах курсив автора цитаты. — А. С.) <...> Православная Церковь и русское государство, где все в народной жизни получает свое освящение, силу и действенность при посредстве Церкви, — православие и самодержавие, общественная и бытовая жизнь русского народа — все это так тесно, так органически вековою историей Руси святой связано между собою, что все вопросы веры и Церкви у нас на православной Руси в то же время суть и вопросы государственные»10.

Докладчик перечислил и дал оценку вызовам миссионерства, характерным для исследуемого периода: 1) позиции интеллигенции, считающей себя «мыслящей», представители которой «укрепились на верху горы общественной жизни»; 2) светской печати11 и 3) сектантского своеволия и лжеучений12.

Ныне, когда государство отделило себя от Церкви и не участвует в ее миссионерских деяниях, еще большее значение приобретает церковно-общественное служение Русской Православной Церкви, а вызовы православной миссии не только сохранились прежними, но и существенно расширились13.

22 июля съезд открыл известный миссионер, архиепископ Казанский и Свияж-ский Владимир (Петров, "^1897). После открытия съезда владыка «в простой задушевной отеческой беседе» выступил с воспоминаниями «о состоянии миссионерского дела в России» в годы его молодости14.

В свою очередь, сенатор В. К. Саблер обратился к присутствующим с пространной речью. После помина усопших миссионеров товарищ обер-прокурора дал миссионерам подробные назидания.

2 августа 1897 г. с докладом-воспоминанием «Из пережитого» выступил миссионер-ветеран с 35-летним стажем, «апостол якутов и просветитель язычников в Сибири

9 Скворцов В. М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Речь перед началом совещаний 3-го мисс. съезда // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 623-633.

10 Там же. С. 623-624.

11 Там же. С. 626, 632.

12 Там же. С. 627-631.

13 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 27 марта 2007 г. // URL: http://патриархия. рфМЬДех:/220922.^т1 (дата обращения: 10.07.2021). См. Раздел 1, п. 5.

14 Скворцов В.М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани... С. 63.

и Азии», епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов, "1900). Тогда же владыка внес ряд конструктивных предложений по пресечению тоталитарного сектантства, которые возможно было реализовать во взаимодействии Церкви и государства15.

Вместе с тем, признавая любые отклонения от Православия в качестве тяжелых духовных болезней, съезд неоднократно отмечал, что «первыми и главными мерами уврачевания этого духовного недуга — православная миссия Церкви всегда признавала прежде всего и главным образом меры духовного порядка»16. И вновь: «Повторяем, что меры духовного воздействия в деле уврачевания сектантского недуга, (а тем паче в последние десятилетия подъема церковно-просветительной жизнедеятельности) в нашей православной отечественной Церкви — шли и идут впереди»17.

Съезд принял пространное (в 22 пункта) Постановление «О мерах и способах духовно-просветительного действия миссии в борьбе с расколо-сектанством»18.

Съезд подчеркнул характеристику миссии как дела специального и многотрудного, заслушал постановления Второго миссионерского съезда по тексту циркулярного указа Св. Синода № 9 от 1892 г.19 и признал, что принятые решения были плодотворными, особенно в тех случаях, когда они активно проводились в жизнь в надлежащем образом устроенных миссиях. Для укрепления и развития ранее принятых Вторым съездом решений Третий съезд определил:

1) Учредить миссии во всех епархиях без исключения, обратить внимание духовенства и миссионеров на неуклонное исполнение ранее принятых решений, особенно на приходском уровне. Были отмечены недостатки в работе по данному направлению. С целью обеспечения условий и средств для жизни и миссионерской деятельности приходских пастырей была определена необходимость ходатайствовать:

а) о формировании церковных (приходских) библиотек, снабжении их специальными миссионерскими изданиями и безвозмездном распространении апологетических листков среди населения за счет средств епархиальных братств;

б) об издании доступных по цене и в удобном для использования формате Святоотеческих творений, деяний Вселенских и Поместных Соборов, старопечатных книг, уважаемых раскольниками, за счет средств Св. Синода;

в) об издании общедоступной миссионерской толковой Библии;

г) об учреждении премий за лучшие сочинения по вопросам внутренней миссии, за счет средств Св. Синода, а темы курсовых и выпускных работ в духовных академиях назначать предпочтительно миссионерского характера;

д) об издании миссионерских отчетов епархий отдельными брошюрами для рассылки в библиотеки духовных академий и семинарий, братства и епархиальные миссионерские комитеты;

е) об объединении наиболее важных сведений из миссионерских отчетов для последующего издания в журнале «Миссионерское обозрение»20.

Все эти позиции предстоит рассмотреть заново и по возможности реализовать в настоящее время.

2) Уделить серьезное внимание вопросу «о достодолжной школьно-воспитательной подготовке к пастырскому и в частности миссионерскому служению кандидатов священства». До 1895 г. миссионерские предметы не преподавались в духовных учебных заведениях, и пастыри занимались самообучением в деле миссии.

15 Мелетий, еп. Из пережитого. Речь, сказанная 2-го августа в собрании Миссионерского Съезда // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 633-639.

16 Скворцов В.М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани... С. 196.

17 Там же. С. 197.

18 О мерах и способах духовно-просветительного действования миссии в борьбе с расколосек-тантством // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 852-872.

19 Циркулярные Указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900 гг. / Собрал А. Завьялов. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1901. С. 315-319.

20 О мерах и способах духовно-просветительного действования миссии в борьбе с расколосек-тантством... С. 853-854.

Полезными и необходимыми к повсеместному применению съезд определил следующие общие мероприятия (направления):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) внушение учащимся со стороны начальства духовных учебных заведений любви и духа ревности к пастырско-миссионерскому служению;

б) привлечение под руководством опытных наставников учащихся в учебное и каникулярное время к миссионерскому служению с целью знакомства с реальной ситуацией на приходах, понимания запросов и нужд населения, обретения навыков и практической закалки;

в) привлечение воспитанников академий и семинарий к ежедневным богослужениям в домовых или крестовых архиерейских храмах с целью «воспитания и укрепления в кандидатах священства духа вящего благочестия, церковности и религиозной . настроенности»;

г) устроение для воспитанников паломничеств в лавры, знаменитые монастыри, на поклонения святыням.

Для специальной миссионерской подготовки рекомендованы следующие мероприятия (направления):

д) при изучении Св. Писания особое внимание уделять миссионерским толкованиям стихов, которые извращаются в сектантских и раскольнических лжеучениях; при изучении творений Св. Отцов особое внимание уделять миссионерской их стороне;

е) создание при семинариях двухгодичных миссионерских курсов для практической подготовки лиц, способных к миссионерской работе и к занятию пастырско-миссионерских должностей на приходах, наиболее страдающих от сектантства и раскольников21.

К настоящему времени в духовных академиях и семинариях, в иных духовных учебных заведениях, как правило, введена дисциплина «Миссиология», которая лишь отчасти дает общие знания изучаемого предмета. Для того, чтобы поднять миссионерскую работу на надлежащий уровень, проникнуться духом постановлений Миссионерских съездов, требуется увеличение академических часов лекционных, семинарских и практических занятий по ряду дисциплин, в первую очередь по «Истории православной миссии», «Богословию православной миссии», «Миссиологии» и «Практической миссии». Наиболее эффективной системой подготовки миссионеров было бы выделение специализированных потоков обучения или специализация нескольких духовных учебных заведений на обучение делу миссии, как это сделано в Белгородской православной духовной семинарии с миссионерской направленностью.

3) Признать в качестве «условий, препятствующих успехам пастырской деятельности»: а) «взимание платы духовенством за труд требоисправления», б) крайне низкую материальную и финансовую обеспеченность духовенства, не дающую уверенности в завтрашнем дне22.

4) Обратить особое внимание «на тяжелое материальное и нравственное положение духовенства в приходах, зараженных расколосектантством, что самым ближайшим образом отражается и на состояние приходской миссии». На такие приходы должно назначать «священников наиболее способных и ревностных к прохождению пастырских обязанностей, которые смогли бы вести должным многотрудное дело вразумления заблудших». Была осуждена практика назначения на зараженные приходы «проштрафившихся» священников и других членов причта23.

5) Иметь суждение о необходимости лучшего обеспечения священников единоверческих приходов, путем постановки их «по обеспечению в особое миссионерское положение, с назначением в единоверческих приходов жалования как и в зараженных расколо-сектантством»24.

21 Там же. С. 854-856.

22 Там же. С. 857-858.

23 Там же. С. 859.

24 Там же. С. 860.

6) «Просить Св. Синод сделать распоряжение о привлечении низших чинов причта и учителей народных школ к участию в приходской миссии, а в тех случаях, когда низшие чины клира опытны в борьбе с расколом и сектантством, священники оказывали бы миссионерской деятельности таковых всякое со своей стороны внимание и содействие»25.

7) Признать полезным, для духовного воздействия на православных и раскольников, чтобы истовые уставные богослужения в городах, хотя бы в одном из приходских или монастырских храмов, «были отправляемы ... с точным, без всяких сокращений, исполнением церковного устава»26.

8) Ходатайствовать перед Св. Синодом «о воспрещении отпеваний самоубийц в храмах и торжественных соборных и церковных панихид по самоубийцам и христианам инославного исповедания, в случаях же погребения умалишенных самоубийц — отпевание было бы совершаемо в доме без торжественных погребальных процессий»27.

9) Выразить желание, «чтобы обязанность надзора за торговлей иконами на базарах и ярмарках была возложена на местных благочинных или их помощников и приходских священников тех селений, где происходят базары и ярмарки с тем, чтобы места для продажи икон были отводимы (бесплатно) в колокольнях, оградах и в их вратах или же, по крайней мере, в близи церковных оград»28. Одобрить приобретение икон и крестиков на собственные средства храма, а потом реализацию их всем желающим, вместе с недорогими изданиями житий святых (изображенных на иконах).

10) Просить священноначалие разъяснить пастырям и миссионерам целесообразность создания и снабжения необходимыми указаниями и пособиями братств (кружков) ревнителей Православия, которые могли бы собирать необходимую информацию, принимать (под руководством священника) активные действия в деле миссии29.

11) Съезд заслушал доклады об учреждении и деятельности разного рода специальных миссионерских школ (в Вятской, Донской, Екатеринославской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Томской епархиях) для подготовки начетников из народа30 и признал полученный опыт положительным.

12) Признать целесообразными и полезными, и рекомендовать епархиальным архиереям создание временных миссионерских курсов для начетчиков из народа, которые учреждать для удобства крестьян в сельских центрах и при монастырях на срок в 4-6 недель под руководством епархиального миссионера31. Был заслушан доклад о положительном опыте деятельности подобных курсов в гг. Калуге и Оренбурге.

13) Признать необходимым повсеместное проведение епархиальных миссионерских съездов. Выразить желание, чтобы в епархиальных миссионерских съездах принимали участие наиболее опытные миссионеры соседних епархий32. Отмечена практика Киевской, Харьковской и Херсонской епархий по данному вопросу.

14) Признать желательным предоставление права епархиальным архиереям, вне зависимости от содержания учебных программ, разрешать преподавание в епархиальных женских училищах дисциплин по истории и обличению раскола или сектантства (по местным потребностям)33.

Сегодня весьма актуальным становится подготовка женщин и девушек из числа учащихся педагогических, культурных, медицинских и других светских учебных заведений для всемерного усвоения ими истин Православия. Возросшие духовно

25 Там же. С. 861.

26 Там же. С. 862.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же. С. 863.

30 Там же. С. 863-865.

31 Там же. С. 865-866.

32 Там же. С. 866.

33 Там же. С. 867.

и нравственно, они смогут первыми передавать усвоенный опыт Православия своим детям, ученикам, пациентам и клиентам, нуждающимся в укреплении духа и веры. Эта категория мирян является одной из приоритетных для миссионерского служения Церкви.

15) Выразить полное сочувствие идее и единодушное пожелание об учреждении «Всероссийского Миссионерского Общества для борьбы с расколом и сектами» и ходатайстве перед государыней императрицей Александрой Федоровной о принятии такого миссионерского общества под свое покровительство34.

16) О возможности православному священнику, по желанию прихожан, преподавать благословение двуперстным старообрядческим образом (сложением) были даны разъяснения из определения Св. Синода от 24 июня 1892 г. о правах, предоставленных епархиальному преосвященному по данному и другим подобным вопросам35.

17) Просить обер-прокурора Св. Синода, с учетом обсуждения вопроса на втором и третьем съездах, о внесении инициативы об издании Закона «об охранении воскресного и праздничного покоя» для призыва народа к христианскому времяпровождению таких дней36.

В настоящее время, с одной стороны, этот пункт в прямом прочтении потерял свою актуальность, с другой стороны, региональные власти по просьбе населения приняли и принимают постановления об ограничении шумных мероприятий и работ в дни и часы отдыха.

18) Ходатайствовать перед Св. Синодом об издании надлежащих распоряжений по организации переселения желающих православных в Сибирь с учетом необходимости их защиты от соблазняющего влияния переселенцев-сектантов и обеспечения участия в православных богослужениях, Св. Таинствах и обрядах37.

В последнее время государство пытается наладить процесс переселения людей в районы Дальнего Востока, издан специальный закон о возможности бесплатного получений «дальневосточного гектара» для его последующего жилищного и хозяйственного освоения. Учитывая, что идеологически это направление развития территории в значительной степени перекликается с учением секты анастасиевцев («Звенящие кедры России»), миссионерам необходимо вернуться к вопросам защиты верующих и неверующих переселенцев от влияния этих и иных сектантских лжеучений на вновь осваиваемых территориях.

19) Ходатайствовать перед Св. Синодом о том, чтобы:

- при фабриках и заводах были открыты школы (наподобие церковно-приход-ских), возводились храмы или школы-церкви для удовлетворения религиозных нужд трудящихся38;

- для всех работающих на разнообразных плантациях подростков установить особое нравственное наблюдение, тем более для несовершеннолетней прислуги женского пола;

- правительством был установлен строгий надзор над жизнью вообще, и за условиями быта работниц плантаций и фабрик, равно привлечение к строгой ответственности лиц, совершающих в отношении них противоправные действия;

- управляющие фабриками и заводами вели точную регистрацию всех работающих с указанием вероисповедания, передавали сведения местному приходскому священнику для ведения миссионерских бесед39.

20) Признать полезными для дела миссии: приурочение паломничеств священников к паломничеству народному (чтобы священник сопровождал и окормлял паломническую группу в пути); назначение в монастырях руководителей из числа

34 Там же. С. 867-868.

35 Там же. С. 868.

36 Там же.

37 Там же. С. 868-869.

38 Там же. С. 869.

39 Там же. С. 869-870.

монашествующих для удовлетворения религиозной любознательности поклонников; организацию в людных пунктах (пристанях, железнодорожных станциях) книжной торговли изданиями религиозно-нравственного содержания40.

В паломнических поездках данный пункт постановления сегодня реализуется в весьма полной мере, в обителях из числа монашествующих и послушников назначаются лица, целенаправленно работающие на просвещение богомольцев, на транспортных узлах появляются православные часовни и церковные лавки, обеспечивающие религиозные потребности пассажиров.

21) О поддержании от Св. Синода ежегодной денежной субсидией в 1.000 руб. миссионеров Нижегородской епархии во время месячной работы Макарьевской ярмарки для многих ежедневных бесед с многочисленными, приезжающими на ярмарку, сектантами и раскольниками, активно пропагандирующими свои лжеучения среди продавцов и покупателей. «Съезд признал изложенное заявление заслуживающим серьезного внимания»41.

В ряде регионов вошли в традиционную практику организация и проведение православных ярмарок, на которых ведутся беседы с посетителями и организован процесс исполнения предъявляемых ими церковных треб.

22) Ходатайствовать перед Св. Синодом об издании богослужебных последований особого чиноприема в Церковь приверженцев того или иного толка или секты. Вопрос исследовался на примере секты баптистов, но было определено, что в каждом случае (в отношении каждого присоединяющегося к Православию) необходимо проводить расследования использованного чина Крещения. Крещеных во имя Отца и Сына и Св. Духа не перекрещивать, но крестить вторично тех, кто был крещен иначе. Совратившихся из Православия в раскол и секты и раскаявшихся принимать в Церковь третьим чином42.

Многие пункты постановлений съезда сегодня попали в фокус внимания синодального и епархиальных миссионерских отделов, они начинают реализовываться по мере изыскания кадровой и материально-финансовой возможностей Русской Православной Церкви, ее митрополий и епархий, рядовых христиан. Целый ряд епархий, благочиний и приходов получили наименование «миссионерских».

Важным для развития миссии стал одобренный съездом документ «Заключение комиссии съезда о правах и обязанностях миссионерской службы»43, который содержал принципиальные вопросы, грамотное решение которых позволяло существенно поднять результативность миссионерских деяний в епархиях и на местах.

Съезд определил необходимым:

1) Признавая приходского священника незаменимым и первым миссионером на его приходе, обеспечить таковым наилучшие условия служения, особенно на приходах, зараженных сектантством и расколом;

2) Во всех зараженных раскольничеством и сектантством епархиях, где еще не организованы миссии, создать таковые «с назначением достаточного числа миссионеров»;

3) Для создания и реализации единого методического подхода, единообразного устройства миссии во всех епархиях и в помощь местному духовенству создать институт православных миссионеров, освобожденных от любых иных обязанностей, кроме миссионерских44.

В связи с изложенным выше Комиссия предложила существенно дополнить «Правила об устройстве миссии и о способах действий миссионеров.» (утверждены определением Св. Синода от 25 мая 1888 г. за № 1116), а именно45:

40 Там же. С. 870-871.

41 Там же. С. 871.

42 Там же. С. 871-872.

43 Скворцов В.М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани. С. 248-253.

44 Там же. С. 248.

45 Там же. С. 249-253.

1) В каждой епархии по мере надобности учреждается необходимое число должностей миссионеров;

2) Миссионеры делятся на епархиальных, окружных и миссионеров-сотрудников;

3) По представлениям епархиальных архиереев Св. Синодом на должности епархиальных миссионеров назначаются нравственно благонадежные лица духовного и светского звания, как правило имеющие высшее богословское образование и дар слова;

4) Епархиальные миссионеры, освобожденные от иных обязанностей, числом до двух в каждой епархии, назначаются со специализацией по вопросам раскола (один) и по вопросам сектоведения (один);

5) В помощь епархиальным миссионерам назначаются освобожденные от иных обязанностей миссионеры окружные, обладающие необходимыми, определенными съездом и правилами, качествами;

6) Епархиальные и окружные миссионеры подчиняются непосредственно епархиальному преосвященному и выполняют его указания;

7) Окружные миссионеры осуществляют миссионерскую деятельность в пределах своих округов;

8) Миссионерская деятельность (включая миссионерские поездки) осуществляется круглогодично, за исключением времени полевых работ;

9) При посещении округов епархиальными миссионерами окружные миссионеры сопровождают их, присутствуют на собеседованиях и всячески перенимают их опыт;

10) Епархиальные миссионеры на основании отчетов окружных миссионеров составляют годовые отчеты о состоянии миссионерского поля епархии, проделанной работе и представляют их епархиальным архиереям;

11) Епархиальные и окружные миссионеры состоят членами советов братств и их отделений, а по вверенным вопросам имеют право голоса; миссионерам предоставляется право бесплатной пересылки служебной корреспонденции и наличия персональной печати;

12) В помощь епархиальным миссионерам, по решению епархиального преосвященного, по предложению первых набираются в необходимом числе миссионеры-сотрудники;

13) Миссионеры-сотрудники подчиняются епархиальным миссионерам, получают от них поручения и предоставляют отчеты об исполнении;

14) Цели деятельности миссионеров-сотрудников определяются следующим образом:

а) помогать миссионерам в сборе данных о миссионерском поле вверенной территории, наблюдать за деятельностью и перемещением руководителей и учителей раскола и сект,

б) в частном порядке вести беседы с заблуждающимися,

в) знакомить верующих и заблуждающихся с истинами православной веры, путем бесплатной раздачи книг и брошюр религиозно-нравственного и полемического содержания.

15) приходской священник должен «непрерывно вести миссионерское дело»46, используя пастырские беседы и назидания, а также другие духовные средства:

а) участливое отношение к пастве, истовое совершение крестного знамения, благоговейное уставное богослужение, внятное чтение и пение молитвословий,

б) открытые собеседования, проникнутые христианской любовью, поучительные беседы с прихожанами и разъяснение предметов разномыслия,

в) устройство внебогослужебных бесед и чтений, сопровождающихся, по возможности, молитвами и песнопениями с участием присутствующих,

г) учреждение церковно-приходских школ и школ грамотности с миссионерской направленностью,

46 Там же. С. 251.

Сегодня не стоит вопрос об организации именно такого рода школ. В современных реалиях их заменяют воскресные школы для детей и взрослых, дающие начальные знания веры и формирующее общее образование личности их слушателей. Учрежденные православные гимназии и другие православные учебные заведения дают общее среднее или специальное образование и одновременно православное воспитание своим учащимся. В последнем случае потребность и необходимость в такого рода учебных заведениях может быть признана весьма значимой, и здесь имеется существенный потенциал приложения церковно-миссионерских сил.

д) распространение литературы, раскрывающей заблуждения в вере, четко и ясно (доходчиво) излагающей церковное учение,

е) выбор помощников из числа прихожан, способных вести просветительские беседы с миссионерским содержанием,

«В виду особой полезности таких деятелей, надлежит заботиться об устройстве школ и курсов для приготовления способных крестьян к миссионерской деятельности среди раскольников и сектантов по образцу школы, основанной в г. Вятке протоиереем Кашменским»47. Подобные школы и курсы в настоящее время могут быть предложены для целевой подготовки представителей интеллигенции и молодежи, исповедующих Православие.

ж) наблюдение за книгоношами, распространяющими лжеучения и донесение о таких фактах священноначалию48.

Остальные пункты правил были оставлены без изменений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ко многим из этих добавлений в правила предстоит еще раз вернуться, переосмыслить их содержание и внедрять в миссионерскую практику по мере подготовки миссионерских кадров и изыскания необходимых ресурсов. При этом финансовые и материальные средства для подъема дела миссии на надлежащий уровень надлежит изыскивать как на общецерковном уровне, так и на уровнях митрополий, епархий, благочиний и приходов.

Поскольку одной из главных задач работы съезда было изучение сектантства, то многие его члены представили отзывы, заключения и рефераты о деятельности сект и раскольников в епархиях. Съезд выделил 20 рефератов в качестве наиболее значимых и важных49.

Сегодня эта работа активно продолжается в ряде миссионерских противосектант-ских центров, в частности, в Центре религиоведческих исследований во имя священ-номученика Иринея Лионского, тесно примыкающего к кафедре миссиологии ПСТГУ и изучающего проблемы культов, сект и иных новых религиозных движений.

Съездом был рассмотрен широкий круг нарушений законов Российской империи со стороны расколосектантов и обсуждены возможные внешние (по отношению к Церкви) государственные меры пресечения пропаганды лжеучений и проявлений, направленных против Церкви и веры50.

Большую работу во время заседаний съезда проделала Комиссия по разрешению недоуменных вопросов, но разрешить все поставленные вопросы не успела ввиду их весьма большого числа. Приведем здесь некоторые вопросы, которые были внесены на рассмотрение Комиссии и остаются актуальными до сегодняшнего дня:

- Согласна ли с благостью Божией вечность мучений? ...

- Как совместить с святостию апостолов слова св. апостола Павла: «Человек я грешный»?

- Христос, похваляя неправедного домоуправителя, не даст ли право так всем поступать (Лк 16:1-9)?

47 Там же. С. 252.

48 Там же. С. 249-253.

49 Там же. С. 70-71.

50 Совещания и решения того же Съезда о внешних мерах пресечения пропаганды лжеучений и других против веры и церкви преступлений расколосектантства // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 872-888.

- Отправлять ли в Православной Церкви молитвословия за лютеран и католиков?

и др.51

Следует отметить своевременность и важность обсуждения методики собеседований с заблуждающимися52. В документах съезда это обсуждение приведено в своеобразной форме: записи последовательности обсуждения, перемежающееся рекомендациями по поднимаемым подвопросам.

Приведем некоторые из отмеченных тем (подвопросов) и методических приемов собеседований, представляющих интерес для современной миссионерской работы:

- о приглашении отказывающихся общаться раскольников и сектантов на беседы. Подвопрос этот признан особо важным и после его обсуждения выявлены достойные к использованию в практике миссии способы и приемы, отмечена результативность использования хорошего хорового и общего пения православных участников собеседований;

- о торжественных молебнах и возношениях молитв перед началом бесед. Признано обязательным, но может варьироваться с учетом местных условий и состава участников от раскольников и сектантов; предложено использовать для общего моления всех присутствующих евангельскую молитву «Отче наш...»;

- о времени собеседования в годовом круге. Высказано мнение, что наиболее благоприятным временем являются «глубокая осень, зима, отчасти ранняя весна (праздник Пасхи), конец мая и начало июня», но всегда «всячески избегать устроения беседы в рабочее время, и сообразовываться с местными условиями жизни и быта населения.»53;

- о концентрации внимания миссионера на важных положениях лжеучений, высказанных совопросниками, и их записи для памяти. Определено полезным для последующего обстоятельного (по пунктам) разбора сказанного оппонентом;

- о продолжительности и форме выступления миссионера. Рекомендовано строить краткую, даже «отрывочную» речь, используя вопросо-ответную форму;

- о начале беседы с раскольниками и сектантами рационалистических и мистических толков. Рекомендовано «типовое» начало для бесед с раскольниками, для бесед с сектантами предложены варианты, выбор которых оставлен на усмотрение проти-восектантских миссионеров;

- о методах, полагаемых в основу общения с сектантами рационалистских толков. Считать таковыми: метод полемический и метод апологетический, «с какого же именно из них начинать и как ими пользоваться, это следует предоставить личному усмотрению и опытности» миссионеров54.

Методики организации и ведения собеседований с сектантами мистических толков были обсуждены на отдельном заседании съезда, в рамках обсуждения вопроса о сектах хлыстов и др.55.

Доклады и решения III миссионерского съезда вызвали множество ярых нападок противников Православия, вызванных неточностью располагаемой информации или прямым умыслом в клевете на Церковь и ее миссионеров. Справедливо заметил проф. А. Б. Ефимов в своем труде: «Съезд проходил в обстановке обостренной политической борьбы различных группировок, которые были едины в одном — в ненависти к Православной Церкви и, особенно, к миссионерам. В прессе началась травля миссионеров и миссионерского съезда, который определялся как собрание, где ведутся бессмысленные словопрения о вере, миссионеры — гасителями просвещения, штабом

51 Скворцов В.М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани. С. 71-73.

52 Совещания и решения 3-го всероссийского Миссионерского Съезда по вопросам о мерах и способах воздействия на расколосектантство (Методика собеседований с заблуждающимися) // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 843-852.

53 Там же. С. 848.

54 Там же. С. 851.

55 Хлыстовство, шалопутство и прыгунство // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 831-832.

опричников, шпионами правительства, само миссионерство — делом "темным, лишним и вредным"»56. Основным поводом для нападок послужило искажение содержания речи епископа Мелетия (Якимова). Нечто подобное в антиправославных действиях противников Русской Православной Церкви мы наблюдаем и сегодня. Нападки эти часто инициируются и активизируются из-за рубежей России, в частности, официальными властями США.

В заседаниях были рассмотрены и другие проблемы и вопросы, касающиеся повышения активности и результативности миссионерской работы Русской Православной Церкви.

Подчеркнем еще раз, что в нынешних условия деятельности Русской Православной Церкви, жизни российского общества и государства на передний план выходит давно назревшая необходимость преодоления системного духовного кризиса, активизации духовно-нравственного просвещения российского, в первую очередь русского, народа. Для грамотного решения столь сложной и разносторонней задачи, необходимо обратиться к историческому опыту православной миссии, обобщенному, в частности, на Всероссийских миссионерских съездах 1887-1917 гг.

Дополнительно изысканные финансово-материальные ресурсы в первую очередь следует направлять в духовные учебные заведения, ведущие целевую подготовку специалистов-миссионеров. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и ... все [в чем имеете нужду] приложится вам» (Мф 6:33).

Выводы:

1. Главнейшими результатами работы съезда следует признать: 1) дополнения в «Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам» (приняты I Миссионерским съездом); 2) развитие и конкретизацию решений II Миссионерского съезда; 3) принятие решения о правах и обязанностях миссионерской службы; 4) обсуждение и одобрение методики собеседований с раскольниками и сектантами.

2. Решения съезда имеют высокую актуальность для сегодняшней жизни Церкви и российского общества, подлежат изучению, анализу и внедрению в миссионерскую практику в части необходимой и возможной, в первую очередь в учебные программы духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

Источники и литература

1. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года. 9 июня 2008 г. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/421863 (дата обращения: 10.07.2021).

2. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

3. Ивановский Н. И. Общие задачи и характер деятельности Миссионерского Съезда. Речь перед началом совещаний 3-го мисс. съезда // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 614-623.

4. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 27 марта 2007 г. // URL: http://патриархия. рфМЬАехШ20922.Ы:т1 (дата обращения: 10.07.2021).

5. Мелетий, еп. Из пережитого. Речь, сказанная 2-го августа в собрании Миссионерского Съезда // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 633-639.

56 Ефимов А. Б. Очерки по истории. С. 491-492. [со ссылкой на: Скворцов В.М. Сенсационные кривотолки о занятиях 3-го всероссийского Миссионерского Съезда и правда дела // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 735-786].

6. О мерах и способах духовно-просветительного действования миссии в борьбе с рас-колосектантством // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 852-872.

7. Скворцов В. М. Деяния 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани, по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. Киев, 1897.

8. Скворцов В. М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Речь перед началом совещаний 3-го мисс. съезда // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 623-633.

9. Скворцов В. М. Сенсационные кривотолки о занятиях 3-го всероссийского Миссионерского Съезда и правда дела // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 735-786.

10. Совещания и решения 3-го всероссийского Миссионерского Съезда по вопросам о мерах и способах воздействия на расколосектантство (Методика собеседований с заблуждающимися) // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 843-852.

11. Совещания и решения того же Съезда о внешних мерах пресечения пропаганды лжеучений и других против веры и церкви преступлений расколосектантства // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 872-889.

12. Торжество открытия 3-го всероссийского Миссионерского Съезда и общий обзор его занятий // Миссионерское обозрение. 1897. Август. С. 661-711.

13. Хлыстовство, шалопутство и прыгунство // Миссионерское обозрение. 1897. Сентябрь-октябрь. С. 831-843.

14. Циркулярные Указы Святейшего правительствующего Синода 1867-1900 гг. / Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего Синода. 2-е изд., доп. СПб.: Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.