Научная статья на тему 'Второй Всероссийский миссионерский съезд (1891 г.)'

Второй Всероссийский миссионерский съезд (1891 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионерский съезд / Русская Православная Церковь / цель внутренней миссии / раскольники / особо вредные секты / признаки вредности сект и раскольничьих толков / собеседования / missionary congress / the Russian Orthodox Church / the purpose of the internal mission / schismatics / especially harmful sects / signs of the harmfulness of sects and schismatic views / interviews

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смулов А.М.

В работе раскрываются цель, наиболее важные задачи, статистика участников и другие значимые обстоятельства работы Второго Всероссийского миссионерского съезда (1891 г.). Весьма подробно приводятся, комментируются и кратко анализируются решения Съезда, даются их обоснования и подчеркивается значение для практической миссии РПЦ. В заключении исследования приводятся авторские выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Second All-Russian Missionary Congress (1891)

The work reveals the purpose, the most important tasks, the statistics of participants and other significant circumstances of the work of the Second All-Russian Missionary Congress (1891). The decisions of the Congress are given in great detail, commented on and briefly analyzed, their justifications are given and their significance for the practical mission of the ROC is emphasized. The author's conclusions are presented in the conclusion of the study

Текст научной работы на тему «Второй Всероссийский миссионерский съезд (1891 г.)»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-6-763-786

Второй Всероссийский миссионерский съезд (1891 г.)

А.М. Смулов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: jeger@bk.ru

Ключевые слова: миссионерский съезд, Русская Православная Церковь, цель внутренней миссии, раскольники, особо вредные секты, признаки вредности сект и раскольничьих толков, собеседования.

Key words: missionary congress, the Russian Orthodox Church, the purpose of the internal mission, schismatics, especially harmful sects, signs of the harmfulness of sects and schismatic views, interviews.

Резюме: В работе раскрываются цель, наиболее важные задачи, статистика участников и другие значимые обстоятельства работы Второго Всероссийского миссионерского съезда (1891 г.). Весьма подробно приводятся, комментируются и кратко анализируются решения Съезда, даются их обоснования и подчеркивается значение для практической миссии РПЦ. В заключении исследования приводятся авторские выводы.

Abstract: The work reveals the purpose, the most important tasks, the statistics of participants and other significant circumstances of the work of the Second All-Russian Missionary Congress (1891). The decisions of the Congress are given in great detail, commented on and briefly analyzed, their justifications are given and their significance for the practical mission of the ROC is emphasized. The author's conclusions are presented in the conclusion of the study.

[Smulov A.M. The Second All-Russian Missionary Congress (1891)]

Тема дореволюционных миссионерских съездов, особенно анализ их значимости для жизни православного народа и Церкви, преемственности их решений, слабо раскрыта как в дореволюционной, так и в современной научной литературе. По существу, это всего несколько специализированных трудов. До революции, это преимущественно работы Скворцова В.М., в частности (Скворцов, 1891; Скворцов, 1897), Айвазова И.Г., иеромонаха Серафима (Кузнецова) и некоторых других известных миссионеров того времени, текущие информационные сообщения разного уровня церковных периодических изданиях. По итогам Съездов издавались отдельными брошюрами и публиковались в церковных органах их решения и Определения Св Синода, принятые по решениям Съездов. Работы и издания носили либо информационный или директивный характер, либо, если они были воспоминаниями участников Съездов, то носили информационный и личностно-эмоциональный характер. В постсоветское время миссионерским съездам 1887-1917 гг. было посвящено несколько работ, в частности (Ефимов, 2007; Историческая справка…, 2010; Михалев, 2015) и др. Наиболее полной следует признать работу проф. Ефимова А.Б., который дает справки по всем миссионерским съездам и указывает на ряд значимых аспектов принятых на них решений.

Таблица 1

Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по священному сану, чел.

Священный сан С правом решающего голоса С правом совещательного голоса Без права голоса Всего

Архимандрит 2 1 - 3

Протоиерей 9 1 - 10

Протоиерей единоверческой Церкви 3 - - 3

Игумен - 1 - 1

Иеромонах 2 - - 2

Иеромонах единоверческой Церкви 2 1 - 3

Иерей 48 15 ¬ 63

Иерей единоверческой Церкви 1 10 - 11

Диакон 2 - - 2

Монах (инок) - 1 - 1

Без сана 25 9 25 59

Итого: 94 39 25 158

Источник: составлено автором по данным (Скворцов, 1891: 48-51)

Вместе с тем, следует заметить, что подробного анализа материалов Съездов ни в количественных, ни в качественных моментах, в ранее изданных публикациях не приводится. Настоящая работа имеет целью частичное восполнение имеющегося пробела в количественном и качественном анализе документов (материалов), подробное ознакомление современного читателя с принятыми решениями, для начала в отношении только Второго Всероссийского миссионерского съезда.

Таблица 2

Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по должности участника, чел.

Должность С правом решающего голоса С правом совещательного голоса Без права голоса Всего

Настоятель Никольского единоверческого монастыря 1 - - 1

Благочинный 2 - - 2

Благочинный единоверческой Церкви 2 - - 2

Епархиальный миссионер 21 - - 21

Миссионер (уездный, окружной, городской) 8 - 2 10

Помощник миссионера 1 - 2 3

Сотрудник миссии - - 2 2

Ректор Московской Духовной академии 1 - - 1

Ректор Духовной семинарии - 1 - 1

Преподаватель духовной семинарии (в т.ч. Скворцов В.М. из Киевской ДС) 16 4 - 20

Преподаватель духовного училища 1 2 - 3

Преподаватель (городского, сельского) училища ¬ 1 1 2

Учитель ЦПШ - 1 4 5

Библиотекарь - - 1 1

Протоиерей 8 1 - 9

Игумен - 1 - 1

Иеромонах 2 1 - 3

Иерей 27 25 - 52

Диакон 1 - - 1

Монах (инок) - 1 - 1

Псаломщик единоверческой Церкви - - 1 1

Делопроизводитель - 1 - 1

Член С-Пб Общества религиозно-нравственного просвещения - - 1 1

Мирянин 3 - 11 14

Итого: 94 39 25 158

Источник: составлено автором по данным (Скворцов, 1891: 48-51)

Второй Всероссийский миссионерский съезд прошел в Москве в Никольском единоверческом монастыре в период с 29 июня по 15 июля 1891 г. Съезд собрал 157 делегатов («депутатов») из 49 епархий, председательствовал на съезде архим. Павел Прусский (Леднев, †1895). Отец Павел был известным миссионером, присоединившимся к Православной Церкви в 1868 г. из беспоповского согласия, бывший старообрядец, настоятель упомянутого монастыря.

Более подробные сведения о составе участников съезда приведены в табл. 1,2,3 и 4.

В статистических данных по съезду существуют значительные несогласования. Так, например, по данным Скворцова В.М. статистика съезда выглядела следующим образом: по назначению епархиальных архиереев на съезд прибыло 92 чел., по изъявленному желанию - 65 чел. (в том числе, с правом совещательного голоса - 39 чел, без такого права - 26 чел.). Всего - 157 чел., включая: 6 монашествующих, 89 священников, 2 диакона, 25 преподавателей духовных учебных заведений, 8 учителей начальных школ, 27 чел. из мещан, крестьян и проч. сословий (Скворцов В.М., 1891: 48). По расчетам автора по тексту документа и данным «Списка членов второго миссионерскаго Съезда (Скворцов В.М., 1891: 48-51) статистика была следующей: по назначению епархиальных архиереев на съезд прибыло 94 чел., по изъявленному желанию - 64 чел. (в том числе, с правом совещательного голоса - 39 чел, без такого права - 25 чел.). Всего - 158 чел., в том числе: 10 монашествующих, 96 священников, 2 диакона, 36 миссионеров разных уровней, их помощников и сотрудников, 25 ректоров и преподавателей духовных учебных заведений (см. табл. 1, 2).

В табл. 2 позиции «протоиерей», «игумен», «иеромонах», «иерей», «диакон», «монах» добавлены в таблицу для учета священнослужителей, должности которых в списках участников съезда не указаны.

В табл. 3 статистика является представительной, но не полной, поскольку далеко не все участники отразили при регистрации свои ученые степени и квалификации. По имеющимся данным, с учеными степенями и квалификациями присутствовало 42 чел., что составляет четверть депутатов Съезда.

Таблица 3

Состав II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по ученым степеням, квалификации и образованию, чел.

Ученая (научная) степень, квалификация, образование С правом решающего голоса С правом совещательного голоса Без права голоса Всего

Магистр богословия 3 1 - 4

Кандидат академии 6 - - 6

Кандидат богословия 20 10 1 31

Действительный студент духовной академии 1 - - 1

Студент духовной академии (лицо проходящее обучение в академии) 1 - - 1

Студент духовной академии, не закончивший курс обучения - - 1 1

Выпускник духовной семинарии 21 6 3 30

Студент духовной семинарии (лицо проходящее обучение в семинарии) 12 - 1 13

Выпускник богословских курсов при духовной семинарии 1 - - 1

Выпускник (городского, сельского) училища 1 1 - 2

Выпускник миссионерской школы прот. С. Кашменского - - 1 1

Выпускник народной школы 1 - - 1

Выпускник школы Великобритании - 1 - 1

Ученик братской школы - - 1 1

Получивший домашнее образование - 1 - 1

Итого: 67 20 8 95

Источник: составлено автором по данным (Скворцов, 1891: 48-51)

Дадим некоторые пояснения по ученым (научным) степеням, квалификациям и образованию рассматриваемого периода времени.

«Кандидат университета» - низшая ученая степень в Российской империи в 1803-1884 гг. в триаде «кандидат - магистр - доктор» (за исключением периода существования ученой степени «действительный студент», которая была на ступень ниже степени «кандидат»). Присваивалась она лицам, с отличием окончившим университет (или приравненные к нему - лицей, академию) и написавшим научную работу на избранную тему. Наименование «кандидат» использовалось с указанием учебного заведения (например, кандидат Московской духовной академии) или отрасти знаний (например, кандидат богословия). Не следует отождествлять «кандидата» того времени с современной степенью «кандидат наук», которая скорее соответствует научной степени «магистр» в Российской империи, а степень «кандидат», того периода, скорее соответствует современной степени «магистр» при защите магистерской диссертации с оценкой «отлично» (Кандидат университета, 2021).

«Действительный студент» - первая ученая степень, введенная в 1819 г, присваивалась лицам, без отличия окончившим духовную академию, то есть сдавшим выпускные экзамены, но не набравшего количества баллов, достаточного для присвоения степени кандидата. С 1835 г. перестала быть ученой степенью, но еще около полувека использовалась в качестве характеристики уровня квалификации (Действительный студент. 2021). Лица, окончившие по 1 разряду (с отличием) духовную семинарию получали уровень квалификации «студент».

Таблица 4

Состав депутатов II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г., обратившихся из раскола и сектантства, чел.

Количество, чел., с правом решающего голоса Количество, чел., с правом совещательного голоса Количество, чел., без права голоса Всего Примечание

Обратившихся из раскола 6 5 4 15 В том числе: единов. прот. - 1, иереев - 3, единов. иереев - 6, миссионер - 1, псаломщик - 1

Обратившихся из раскола и сектантства крестьянин 9 7 8 24 В том числе: единов. прот. - 1, единов. иеромонах - 1, иереев - 5, единов. иереев - 4, монах (инок) - 1, епарх. миссионер - 1, единов. псаломщик - 1

Итого: 15 12 12 39

Источник: составлено автором по данным (Скворцов, 1891: 48-51)

В табл. 4 приведены данные по лицам, обратившимся из раскола и сектантства. Из раскола в лоно Церкви возвратилось 38 депутатов Съезда, из сектантства лишь 1 из них. При этом 24 чел. были из крестьян и 15 чел. из мещан и др. сословий. Судьбы их после присоединения к Православию оказались связанными с миссией, при этом, в частности: 2 чел. стали протоиереями, 1 - иеромонахом, 18 - иереями, 1 - иноком, 1 - епархиальным миссионером, 1 - миссионером и 2 - псаломщиками (на момент регистрации на Съезде).

Съезд четко сформулировал цель внутренней миссии РПЦ «на текущем этапе», а именно: «Охрана православия и всего народа от религиозных заблуждений и возвращение на путь истины от веры отпавших» ((Скворцов, 1891) - цит. по (Ефимов, 2007: 490)).

Обращая внимание на цели и характер съезда архим. Павел высказал мнение, что «съезд должен быть по преимуществу практическим, опираться на факты и наблюдения депутатов-миссионеров, и только на них построить свои выводы, соображения и постановления» (цит. по Скворцов, 1891: 4). Подчеркивая состав задач съезда (вопросов, подлежащих обсуждению) Председательствующий «указал на то, что нынешнему съезду необходимо подробно разработать вопрос о рационалистических сектах и определить насколько они вредны для церкви и государства; “все это нужно обосновать на таких фактах и наблюдениях, которых не могли бы оспаривать теоретики“» (цит. по Скворцов, 1891: 4).

Профессор кафедры Истории и обличения русского раскола Московской Духовной академии Н.И. Субботин (†1905) подробно изложил присутствующим круг вопросов («предметов»), которые необходимо было обсудить съезду. Обращаясь к важности постановлений I Всероссийского миссионерского съезда и их исполнения, докладчик внес предложения определить - везде ли эти постановления исполнены, какое они оказывают реальное воздействие в миссионерском деле, удобны и целесообразны ли принятые Правила, требуют ли они изменений и дополнений. Особо предлагалось обратить внимание на учреждение миссий и создание миссионерских библиотек в епархиях (Скворцов, 1891: 4).

Управляющий канцелярией Св Синода, тайный советник Саблер В.К. (†1929, в дальнейшем - товарищ Обер-прокурора Синода (1892-1905 гг.) и Обер-прокурор Синода (1911-1915 гг.), член Государственного Совета; с 1915 г. - Десятовский), трепетно относящийся ученому монашеству и ученым, в своем выступлении отметил: «Отрадно, что в числе депутатов нынешняго съезда находится много ученых сил из преподавателей семинарий, на которых лежит обязанность подготовлять новых миссионеров-пастырей, тем более отрадно, что многие успели заявить уже свою почтенную в этом отношении деятельность» (цит. по Скворцов В.М., 1891: 5) (см. табл. 2, 3). Докладчик, подчеркивая важность съезда и его задач, отметил, что «миссионерские съезды не есть увлечение минутой или модой: они вызываются жизненною потребностию разумного коллегиальнаго обсуждения вопросов такой святой и высокой важности, как спасение погибающих от лжеучений, как охранение православного народа от пути погибельнаго, как защита святынь церкви и веры от дерзновенаго попрания врагов его» (цит. по Скворцов В.М., 1891: 5).

Приступим к описанию деяний съезда, по существу. Собрание рассматривало в своих совещаниях три основных направления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А). итоги исполнения постановлений Первого миссионерского съезда. Целью совещания было «определить на основании четырехлетней практики, в какой степени постановления сии оказались удобоприложимыми и действительными и не требуют ли некоторыя из них дополнения или исправления» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 1).

Б). выработка мер, необходимых для предотвращения дальнейшего распространения сектантства и наиболее вредных раскольничьих толков.

В). выявление и определение признаков «по которым те или другие из существующих в расколе толков, и особенно секты мистическаго и рационалистическаго характера, должны быть отнесены к разряду особенно вредных» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 1).

По итогам исполнения постановлений I съезда (направление А).) второй съезд определил следующее (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 1-15):

1). «О желаемом устройстве и составе противураскольнических миссий». Признать проделанную работу имеющей благотворное влияние на пресечение распространения сект и обострение раскола среди верующих, и кроме того - приносящей положительный результат в деле возвращения заблудших в лоно Церкви. Привести в исполнение данное решение в епархиях, где специальные миссии еще не открыты (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 1).

2). О содержании, обеспечивающем труд миссионеров и их пенсиях. Поставить вопрос об освобождении деятельных миссионеров, не имеющих священного сана, от исполнения воинской повинности и предоставлении им права на получение пенсии (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 1-2).

3). «О пособиях, необходимо нужных миссионеру». Констатировалось, что: а). миссионерские библиотеки открыты далеко не во всех епархиях; б). и в). каталоги книг противораскольнического и противосектантского содержания в библиотеках оказались неполными; г). каталоги будут требовать новых дополнений; д). следует признать весьма полезной в деле обличения раскола книгу «Выписки Озерскаго» (Выписки из старописменных…, 1862); е). необходимо вновь подтвердить одно из постановлений I съезда.

В постановляющей части отмечено: а). принять надлежащие меры к открытию ранее определенных (запланированных) миссионерских библиотек; б). и в). создать комиссию и поручить ей дополнить список книг, обязательно необходимых для библиотек; г). информировать миссионеров об издании новых тематических книг и приобретать их для библиотек, основать специальный журнал, посвященный изучению мистических и рационалистических сект; д). ходатайствовать перед Св Синодом о новом издании книги «Выписки Озерскаго» и рассылки ее во все православные церкви, без исключения; е). подтвердить, что «крайне желательно и нужно, чтобы книги, особенно в церковных библиотеках, не лежали без употребления, как это иногда бывает, а были действительно читаемы и не только одними членами причта, но и прихожанами, а также местными старообрядцами, о чем священник должен иметь попечение, а преосвященные имеют за сим наблюдение и лично, при обзоре епархии, и чрез оо. благочинных» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 2-3).

4). «О способах действования миссионеров». Определение порядка отношений миссионеров и приходских священников признано не требующим дополнений и изменений, но только последовательного исполнения. Признано целесообразным просить распоряжения властей о содействии миссионерам и священникам со стороны местных администраций в организации бесед в населенных пунктах, зараженных сектантством и расколом.

5). При рассмотрении условий, благоприятствующих успешной деятельности миссионеров, а также ей препятствующих, признано необходимым:

а) подтвердить высокие требования к приходским священникам и выразить желание, чтобы епархиальные архиереи напоминали им об этом и всячески пресекали недостатки, руководствуясь словами Св Писания; «горе человеку, имже соблазн приходит» [см. Мф. 18:7] и «аще кто соблазнит единаго от малых сих, уне есть» [см. Мф. 18:6] и проч.;

б) подтвердить пункт о тщательности выбора священников для назначения на приходы сильно зараженные расколом;

в) подтвердить действенность решения о недопустимости партесного пения («козло-гласования») и требования к иконам, используемым в храмах и домах верующих. Признать желательным и нужным:

α) издать и по доступной цене передать в продажу обиходы древнего церковного распева,

β) учредить в епархиях курсы церковного пения при церковно-приходских и министерских школах,

γ) вводить в храмах общее пение, «по крайней мере, некоторых, особо важных церковных молитв и песнопений» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 5),

δ) для руководства иконописцев издать образцовый лицевой подлинник,

ε) для писания по подлинникам икон (для продажи) учредить иконописные школы, преимущественно в женских монастырях (по примеру Дивеевского и Понетаевского монастырей Нижегородской епархии),

ζ) ходатайствовать о том, «чтобы делу распространения икон дана была правильная организация и право на продажу оных давалось только лицам православнаго исповедания и испытанной нравственной благонадежности, лица-же, не имеющия на то дозволения, к торговле иконами не допускались и за недозволенную им торговлю подвергались ответственности». Признать желательным, «чтобы по епархиям, при монастырях и братствах, также при складах свечных заводов, устроены были иконные лавки и производилась продажа икон» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 5-6),

г) постановление об открытии школ выполнено и «раскольники охотно, по крайней мере, без предубеждения отдают детей в сии школы». Следует более точно определить «способ преподавания Закона Божия». Надлежит «раскрыть детям: 1) что Церковь создана Христом и есть тело Его, 2) что Сам Христос учредил в ней священство или иерархию в трех чинах, что священство должно пребывать в Церкви преемственно, безпрерывно и вечно, 3) что Сам-же Христос учредил в Церкви семь таинств, и они должны совершаться в Церкви Его непрерывно, вечно, 4) что христианское общество, не имеющее преемственной иерархии и всех богоучрежденных таинств не может составлять собой богосозданную Церковь» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 6). Далее Съездом даются другие методические указания по организации преподавания Закона Божия, указывается отношение к раскольническим школам и вносится предложение по их повсеместному закрытию. Вносится также предложение о предоставлении детям раскольников льгот по отбыванию воинской повинности исключительно против справки об изучении ими курса Закона Божия.

д) признать необходимость точного исполнения пункта решения о взаимоотношениях между единоверцами и обще-православными верующими. Оценивается состояние этих отношений, высказываются мотивированные возражения против учреждения особого «единоверческого епископа» и определяется ходатайство по этому вопросу в адрес Св Синода.

е) рассматривается пункт решения I съезда, ранее не утвержденный Св Синодом, о дозволении православному священнику в обоснованных случаях «совершать некоторые требы, но не публичныя служения, по старопечатным книгам». Со ссылкой на разрешение Св Синода от 1828 г. (при учреждении противораскольнической миссии в Пермской епархии) православным священникам, служащим в составе миссии, на «совершение богослужения и треб церковных по старопечатным книгам, на правах единоверческих церквей, если то окажется нужным», возбудить новое ходатайство об утверждении Св Синодом данного пункта (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 9-10),

ж) обсуждался вопрос о строительстве раскольниками молитвенных домов внешне похожих на православные храмы, а внутренне, практически во всем, совпадающие с их убранством, об использовании лжепопами и лжедиаконами одежд, облачений и внешнего вида православного духовенства. Была подтверждена необходимость принять меры, установленных п. 8 постановлений I съезда, к таким противозаконным действиям. Предложено запретить проникновение раскольников на Рогожское кладбище в Москве, тем более совершать на нем торжественные служения,

з) по 9-му пункту постановления отмечена крайняя вредность Федосеевской секты и решено «подтвердить прежнее ходатайство о том, чтобы правительством было обращено строгое внимание на главный приют Федосевства - Преображенское кладбище, окончательное закрытие которого есть дело крайней, безотлагательной необходимости» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 10),

и) подтвердить пп. 10 и 11 об усилении мер препятствования проникновению в Россию сектантских и раскольнических изданий («сочинений»), об обеспечении прекращения печатания таких изданий в подпольных типографиях на территории Империи, об усилении цензуры (особенно духовной) за реализуемыми книгами и возможностью их использования в учебных процессах,

i) просить Св Синод об исполнении ранее неисполненного решения I съезда (п. 11) о составлении и издании в форме особой книжки единого руководства миссионерам для единообразия их ответов в полемике с раскольниками,

к) руководствуясь особым указом Св Синода 1886 г. «об учреждении во всех духовных семинариях самостоятельных общеобязательных кафедр истории и обличения старообрядческого раскола и других сект», дополнить их деятельность, для чего «надлежит устроить отдельныя, особыя от класснаго преподавания, публичныя общедоступныя собеседования преподавателей этого предмета и воспитанников со старообрядцами и другими сектантами, как они были учреждены указом Святейшаго Синода 1881 года» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 12).

Второй съезд приводит семь причин, позволяющих считать внесенное предложение весьма полезным, поскольку собеседования:

- во 1-х, являют воспитанникам пример проведения собеседований и дают, отчасти, возможность самим принять в них участие, приобретать практический опыт;

- во 2-х, позволяют ослабить или даже вообще преодолеть страх от бесед с сектантами и раскольниками;

- в 3-х, дают возможность возбудить интерес и любовь воспитанников к такого рода беседам, а в рядах миссионеров - к борьбе с сектами и расколом;

- в 4-х, обеспечивают преподавателю возможность опытного (практического) познания учений раскольников и других сектантов;

- в 5-х, в силу необходимости публичных ответов (мотивированных возражений) заблуждающимся, преподаватели и воспитанники получают стимул более глубокого познания предмета;

- в 6-х, помогают преподавателю вести классные занятия на более высоком уровне, в силу лучшего уяснения сущности лжеучений, получаемой «из первых уст»; тем же способствуют и воспитанникам качественному усвоению предмета;

- в 7-х, знания, навыки и умения, полученные в ходе проведения собеседований (участии в них), позволяют лучше усваивать смежные дисциплины, особенно практически их части (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 12-13).

Далее в данном подпункте даются достаточно подробные организационно-методические указания по проведению собеседований и труду преподавателей упомянутых кафедр (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 13-15). Правила проведения бесед были изложены в Определении Св Синода от 25 мая 1888 г. №1116 (пп. 9-17) и опубликованы, в частности, в «Церковных ведомостях» в № 28 от 1888 г.

6). Подтверждена необходимость «иметь точныя сведения о числе раскольников и сектантов, об учении, ими содержимом, и о нравственном их состоянии» для чего рекомендовано вменить, на основах конфиденциальности, определенные обязанности приходского духовенства и епархиальных миссионеров в отношениях с епархиальным начальством и непосредственно с епархиальным архиереем (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 15).

7). Рекомендовано для предотвращения негативных последствий при вступлении в брак православных с сектантами и раскольниками, наладить взаимоотношения священников и органов власти, а органам полицейской власти тщательнее наблюдать за исполнением требований закона о совершеннолетии лиц, вступающих в брак (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 15).

Рассматривая вопросы направления Б). о выработке мер, необходимых для предотвращения дальнейшего распространения сектантства и наиболее вредных раскольничьих толков, на основе имеющихся у миссионеров сведений, съезд разделил перечень мер на два подотдела: I. со стороны Церкви и II. со стороны гражданского правительства.

В подотделе I констатировалось, что Церковью (в лице Св Синода) указано достаточное количество способов духовно-нравственного противостояния любого вида заблуждениям, но со стороны архиереев необходима активизация контроля реализации ранее принятых решений всем духовенством.

В целях дальнейшего обличения сектантства со стороны Церкви Съезд предложил пять конкретных мер (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 16-17):

1). назначать на приходы, где активны сектанты, священников безукоризненного поведения и одновременно имеющих высокий уровень подготовки для противостояния сектантской деятельности;

2). исходя из того, что рационалистическое сектантство ложно обосновывает свои доводы «придавая смыслу Священнаго Писания самые уродливыя толкования» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 16), издать Библию (по крайней мере, Священное Писание Нового Завета) с надлежащими противосектантскими комментариями (краткими подстрочными толкованиями и подбором параллельных мест), которая стала бы пособием для миссионеров;

3). предпринять новое издание на русском языке творений мужей апостольских и христианских апологетов, которое можно будет использовать для вразумления сектантов во время бесед с ними;

4). издать миссионерское руководство «которое заключало бы в себе наиболее обстоятельные ответы на все возражения сектантов» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 17) и позволяло бы обеспечить единство и согласие миссионеров в собеседованиях с ними;

5). на зараженных сектантством приходах обеспечить, в максимально возможном количестве, бесплатное распространение брошюр и миссионерских листков церковно-религиозного и противосектантского содержания. Кроме того, обеспечить наличие миссионерских изданий в церковных библиотеках.

Принимая во внимание традиционное уклонение сектантов от общения с миссионерами и сопротивление им, понимание на опыте недостаточности мер только духовно-нравственного воздействия на членов сект, во II подотделе съезд предложил к принятию гражданским ведомством 11 пунктов (мер административного воздействия), необходимых «для пресечения дальнейшаго развития сектантства в православном народе», именно с целью нейтрализации «последователей наиболее вредных сект» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 17).

Предложенные меры имели следующее содержание (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 17-21):

1). В виду большой вредности скрытой антигосударственной деятельности вожаков сект в народе признать полезным:

а). всеобщее оглашение циркуляров и распоряжений Министерства внутренних дел и губернаторов, связанных с мерами и способами пресечения развития сектантства на местах;

б). разъяснение заблуждающимся существующих законов против веры и Церкви, в присутствии уполномоченных от верующего народа;

в). издать необходимые извлечения из законов и вывешивать их в публичных местах в районах проявления сектантства.

2). В связи со значительным распространением устных проповедей штундо-баптистов книгонош, направляемых из-за границы, и приносящих соблазн верующему народу, прекратить в России деятельность Британского Библейского Общества. За приезжающими проповедниками «иметь бдительное наблюдение и привлекать их законной ответственности» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 18).

3). В паспортах сектантов делать специальные отметки о принадлежности к сектам и ограничить их свободное перемещение из мест жительства.

4). На общественные сельские должности не назначать еретиков и сектантов, а «совращение в секту, явное или тайное потворство ей, а равно соблазнительная жизнь должны быть неминуемо наказуемы устранением виновных в сем от всяких общественных должностей» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 19).

5). Намеренные дерзкие хуления на православные Святыни и грубые ругательства на православное духовенство «должны быть строго преследуемы подлежащими властями, и виновные в таком кощунстве должны быть судимы по всей строгости законов» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 19). Случаи оправдания сектантов, судимых за проступки против веры, являют соблазн для верующих и способствуют распространению сект.

6). Ограничить покупку и аренду больших земельных площадей сектантами с целью из обогащения (приводится пример действий Киевского генерал-губернатора по пресечению таких действий в юго-западном крае).

7). С целью предупреждения совращения православных в сектантство, запретить молитвенные собрания секты хлыстов и последователей рационалистических сект. «Удовлетворение их религиозной потребности, по мнению членов Съезда, нисколько этим не будет стеснено, так как последователи рационалистических сект, отвергая необходимость православных храмов, не признают и надобности в общественно-церковной молитве» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 20).

8). С целью пресечения распространения сект на местах, подавления соблазнов для православных верующих, административным органам осуществлять выселение наиболее упорных и вредных сектантов по приговорам крестьянских обществ, а также по представлению губернаторов «в места, кои правительство признает для сего удобнейшими». Со своей стороны Съезд полагал, что «наиболее влиятельных и опасных лжеучителей-сектантов всего лучше было-бы заключать в такие монастыри, как Соловецкий и Спасо-Ефимиев, где не только будет пресечена им всякая возможность влияния на народ, но и открыты способы к их собственному вразумлению» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 20).

9). Гонимым от сектантов православным, особенно несовершеннолетним членам семей сектантов, оказывать покровительство со стороны, как местного духовенства, так и сельских должностных лиц.

10). «В видах поднятия уровня религиозно-нравственного состояния … населения» в воскресные и праздничные дни запретить по городам и селам не только продажу спиртных напитков, но и «вообще торговлю и базары, которые желательно перенести с праздничных на будничные дни» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 21).

11). Признать целесообразным проведение епархиальных съездов миссионеров (с участием епархиальных и окружных миссионеров, и приходских священников) для выяснения реального положения дел с сектантством на местах и определения эффективных средств борьбы с ним. «… весьма желательно, чтобы снова повторен был съезд миссионеров всех епархий в месте, которое будет признано от Св. Синода наиболее удобным для сего» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 21). (Данный пункт можно было бы отнести к подотделу I, но, учитывая специфику положения РПЦ до 1917-1918 гг., он вполне относится и к подотделу II).

В целях реализации направления В). на II миссионерском съезде было проведено отдельное совещание (№ 2) «О существенных признаках и степени вредности русских мистических и рационалистических сект» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 21-36).

В первом разделе Совещания Съезд обратил внимание на наличие в России трех видов сект:

- мистических (хлыстовство, шалопутство, скопчество, а также другие с ними сходные, но имеющие различные местные названия, как-то: монтантство, мормонство и т.п.);

- рационалистических (духоборство, молоканство, штундо-баптизм, пашковщина, толстовщина и проч.);

- жидовствующих (как особая по своему характеру и не похожая на иные).

В обоснование степени вредности сект был положен принцип «легкости совращения из православия и трудности возвращения отпавших в лоно Церкви» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 32).

Особо подробно съезд изучил, развенчивал заблуждения и, отнеся к категории наиболее вредных, предложил меры противодействия следующим сектами:

- жидовствующих (или иудействующих) (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 22-23),

- хлыстово (с ними - скопчество) (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 23-26). Учения этих двух сект тождественны. «Главное отличие секты скопцов состоит лишь в том, что скопцы во избежание хлыстовскаго разврата и на мнимом основании Свящ. Писания (Матф. 12,19), подвергают себя тяжкому физическому уродству (оскоплению)» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 26).

[В оригинале документа опечатка, следует читать: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Кроме того скопцы часто ссылались в своем лжеучении на следующие стихи Св Писания: Мф. 5:29-30, Мк. 9:43-48, Гал. 5:24 и 6:17, Ис. 56:4-5 и Прем. 3:14, на целый ряд цитат из трудов Св Отцов и житий Святых. - прим. С.А.М.],

- молоканство (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 26-28),

- штунда (наставляется и руководится немецкими баптистами, фактически состоит в союзе с пашковщиной) (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 28-31).

Второй раздел совещания был посвящен «раскольничьим толкам» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 31-36). Совещание рассмотрело многочисленные дробления староообрядчества на различные «толки», «согласия» и «упования», как правило, враждебные друг другу, но объединяющиеся в делах противостояния Православию.

Наиболее влиятельные группы раскола были определены Съездом следующим образом:

- поповщина - раскольники, которые привержены самовольному установлению священства (наиболее известны под наименованиями «австрийской» или «белокриницкой» лжеиерархии) и являющаяся самой многочисленной и влиятельной (по оценкам, в нее входили более 2/3 всех раскольников),

- безпоповщина - состоит из большого числа толков, не признающих священства как такового,

- беглопоповщина - раскольники, ведомые священством «бегающим» от Православной Церкви (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 31).

Съезд дал детализированную характеристику состава «поповщины» (окружники, противоокружники, мнимоокружники и др.), «беспоповщины» (Поморский толк, Федосеевщина, Филипповщина, толк странников (иначе - бегунов), Спасово согласие (иначе - нетовщина) и др. «мелкие» толки),

В обоснование степени вредности раскольничьих толков был положен тот же принцип, который был использован для аналогичного анализа вредности сект.

Исходя из этого принципа, самым опасным было признано «австрийское поповщинское согласие» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 33), анализ которого и меры, рекомендуемые к противодействию подробно изложены в (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 33-34).

Из группы безпоповщины наиболее вредными съезд признал секты Федосеевскую, Филипповскую и Странников-бегунов (особенно ее ревнителей: «красносмертов», «странноприимцев» - иначе «пристанодержателей»). Анализ этой группы и возможные (необходимые) меры к ним (включая государственное преследование за тяжкие преступления против личности) изложены в (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 34-36).

Подчеркивая значение II Всероссийского миссионерского съезда, можно отметить следующее:

- основной мерой препятствования распространению раскола и сектантства члены Съезда определили просвещение российского, в первую очередь - русского, народа, как главной составляющей внутренней миссии (Историческая справка…, 2010),

- было принято решение издать Евангелие (и всю Библию) с подстрочными примечаниями и толкованиями, более того - специальное миссионерское противосектантское издание, содержащее разъяснения, касающиеся использования текста Св Писания для обоснования лжеучений самыми разными сектами (Михалев, 2015),

- 4 июля 1894 г. состоялось Высочайшее утверждение Положения Комитета министров, а 3 сентября 1984 г. циркуляра Министерства внутренних дел (№ 24) о признании штунды особо вредной сектой и о запрещении собраний штунды (Скворцов, 1897: 339-341).

Выводы:

1. В составе депутатов Съезда присутствовало значительное число «ученых сил» и преподавателей семинарий, положительно зарекомендовавших себя в практической миссионерской работе, накопивших значительный опыт использования действенных форм и методов миссионерства. Четверть депутатов Съезда (из числа зарегистрированных) имели ученые степени и квалификации.

2. Данные учета участников Съезда показывают, что крестьяне, обратившиеся в Православие из раскола и сектантства, в значительной своей части, встали на путь активного миссионерства. В частности, таким образом преобразились обратившиеся крестьяне: из 24 чел. приняли священный или церковный сан, стали профессиональными миссионерами - 14 чел., то есть 58%.

3. Съезд однозначно определил ориентацию миссионерского сообщества на внутреннюю миссию и четко задал цель миссионерской деятельности РПЦ: «Охрана православия и всего народа от религиозных заблуждений и возвращение на путь истины от веры отпавших» (Ефимов, 2007: 490).

4. Съезд задал главный вектор предстоящего развития миссии Церкви: осуществление на миссионерском поле практической деятельности, принимающей в основу факты, наблюдения и опыт действующих миссионеров, на твердом фундаменте которых делались выводы, высказывались назревшие соображения и принимались постановления.

5. Особое внимание было уделено назревшим задачам подробной разработки вопросов оценки деятельности рационалистических сект в России, классификации сект по критерию степени их вредности для Церкви, общества и государства. Решения Съезда преимущественно обосновывались на таких фактах, которые не могли быть оспорены апологетами сектантства. Были выработаны особые меры по предотвращению распространения в Империи сектантства и вредных раскольнических толков.

6. В основу определения степени вредности сект был положен принцип «легкости совращения из православия и трудности возвращения отпавших в лоно Церкви» (Второй Миссионерский Съезд..., 1897: 32). Такой же принцип был положен в основу анализа и классификации вредности раскольничьих толков. Съездом был определен конкретный перечень наиболее опасных сект и толков.

7. Важным привнесением Съезда явилась разработка подходов к вспоможению и покровительству (со стороны духовенства и сельских властей) православным верующим, пострадавшим от деятельности сектантов (включая и несовершеннолетних детей сектантов).

8. Значимое практическое (в том числе просветительское) значение для укрепления православной веры следует признать за такими действиями (решениями), последующими за работой Съезда, как: признание русского православного народа в качестве ведущего за собой все остальные народы Империи, главной движущей силой внутренней миссии; издание Евангелия с противосектантскими примечаниями и толкованиями (разъяснениями); Высочайшее утверждение циркуляра МВД (№ 24 от 3 сентября 1894 г) о признании штунды особо вредной сектой и о запрещении ее собраний.

ЛИТЕРАТУРА

Второй Миссионерский Съезд в Москве. 1897. 29 июня - 15 июля 1891 г. Совещания и постановления втораго всероссийскаго Миссионерскаго Съезда в Москве. - Киев, Типография И.И. Чоколова, Фундуклеевская улица, дом № 22, 1897.

Выписки из старописменных, старопечатных и других книг, свидетельствующия о святости соборной и апостольской церкви и о необходимости покоряться ея уставам, для достижения спасения: Сделаны московским купцом Адрианом Ивановичем Озерским. 1862. Москва: В Университетской типографии, 1862.

Действительный студент. 2021. Сайт «Википедия». [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Действительный_студент [07 апреля 2021 г.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ефимов А.Б. 2007. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ. 688 c.

Историческая справка: Всероссийские миссионерские съезды. 2010. / Информационный центр миссионерского отдела Московской духовной академии. 16 ноября 2010 г. Сайт «Богослов.ru», [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.bogoslov.ru/text/1245176/index.html [07 апреля 2021 г.].

Кандидат университета. 2021. Сайт «Википедия». [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кандидат_университета [07 апреля 2021 г.].

Михалев Д. 2015. Миссионерские съезды. «Миссионерская страничка». - Спас. № 5 (134), май. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=1381 [07 апреля 2021 г.].

Скворцов В.М. 1891. Второй Миссионерский съезд в Москве. М.: Университетская типография. Страстной бульвар, 1891.

Скворцов В.М. 1897. Деяния 3-го Всероссийскаго Миссионерскаго Съезда в Казани, по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. Киев, Типография И.И. Чоколова, Фундуклеевская ул., дом № 22, 1897.

Получена / Received: 04.06.2021

Принята / Accepted: 10.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.