Научная статья на тему 'Вопрос соотношения некоторых норм УК России и норм международного уголовного права'

Вопрос соотношения некоторых норм УК России и норм международного уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3546
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО УК РФ / АГРЕССИЯ / ГЕНОЦИД / ЭКОЦИД / CRIMES AGAINST PEACE AND SECURITY OF MANKIND / INTERNATIONAL CRIMES UNDER THE PENAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / AGGRESSION / GENOCIDE / ECOCIDE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

В статье представлен анализ уголовно-правовых норм, закрепленных в Главе 34 УК РФ и их соответствие существующим международным обязательствам России. Выявлены проблемы применения и квалификации совершаемых общественно опасных деяний по составам преступлений против мира и безопасности человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Question of the Correlation between Some Certain Regulations of the Penal Code of the Russian Federation and

The article provides the analysis of penal norms fixed in Chapter 34 of the Penal Code of the Russian Federation and their correspondence to the existing international obligations of Russia. The problems of enforcement and classification of socially dangerous actions according to the elements of crimes against peace and security of mankind are exposed

Текст научной работы на тему «Вопрос соотношения некоторых норм УК России и норм международного уголовного права»

ВОПРОС СООТНОШЕНИЯ

НЕКОТОРЫХ НОРМ УК РОССИИ

И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

© Лисаускайте В. В., 2007

В. В. Лисаускайте — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Юридического института ИГУ

Глава 34 УК РФ содержит 8 составов преступлений, признанных законодателем как группа общественно опасных деяний, направленных против интересов мира и безопасности человечества. В уголовном законодательстве России впервые выделяются данные составы преступлений с общим видовым объектом — мир и безопасность человечества. Тем самым подчеркивается повышенная общественная опасность деяний, признанная таковой мировым сообществом.

В международном праве традиционно рассматриваются как тождественные понятия «преступление против мира и безопасности человечества» и «международное преступление». Оба термина в равной степени используются в международных документах.

С учетом взаимосвязи гл. 34 УК РФ и норм международного права следует рассмотреть некоторые особенности их соотношения.

Согласно ч. 2 ст. 1 УК РФ уголовное законодательство основывается, в том числе, на общепризнанных принципах и нормах международного права. С момента окончания II Мировой войны было принято большое количество международных документов, в той или иной степени регламентирующих международные преступления. Россия является участников большинства из них. Некоторые из международных соглашений содержат относительную классификацию преступлений против мира и безопасности человечества:

• Устав международного военного трибунала 1945 г.;

• Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

• Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.;

• Резолюция ГА ООН «определение агрессии» 1974 г. и другие документы.

В связи с этим можно констатировать, что при разработке статей гл. 34

УК РФ законодатель отчасти отталкивался от норм, содержащихся в международных соглашениях. Так, ст. 353 УК РФ «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны» можно определить как международное преступление «агрессия». Однако, как отмечают многие ученые, диспозиция рассматриваемого состава не содержит конкретных определений, является бланкетной. Данная особенность может вызвать затруднения по применению нормы, поскольку на сегодняшний день ни один международный договор не содержит четкого толкования агрессии и форм ее осуществления.

Статью 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» можно достаточно условно рассматривать как вид соучастия (подстрекательство), закрепленный в самостоятельном составе относительно ст. 353 УК РФ. Это инициатива, российского законодателя, поскольку в международных документах пока отсутствует именно такая трактовка агрессии. В то же время, согласно Резолюции ГА ООН 1974 г., перечень действий, подпадающих под агрессию, не является исчерпывающим.

Статья 355 УК РФ «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения» впервые получила свое закрепление в уголовном законе. Специфика его заключается в том, что предмет обобщен как оружие массового поражения (далее ОМП), и включает в себя, в свою очередь: химическое, биологическое, токсическое и другие виды такого оружия. В отношении каждого из видов действует свой специфический международный режим. Особенно это относится к ядерному оружию, которое в диспозиции ст. 355 УК РФ не обозначается и, скорее всего, подпадает под выражение «другой вид оружия массового поражения». Следует отметить, что по международным соглашениям для России действует запрет только на сбыт ядерного оружия.

В данном случае, с одной стороны, РФ выступает пионером по закреплению незаконного оборота ОМП как преступления, как международного преступления. С другой стороны — редакция ст. 355 УК РФ является некорректной относительно существующих международных обязательств РФ в сфере регулирования ОМП.

Статья 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны». Данный состав преступления в международном праве рассматривается как группа международных преступлений — «военные преступления». Следует отметить, что Статут Международного уголовного суда включает 50 составов преступлений в рамках данной группы.

Статья 357 УК РФ «Геноцид». По своему содержанию диспозиция статьи практически повторяет положения Конвенции

1948 г. и Статута Международного уголовного суда 1998 г.

Статья 358 УК РФ «Экоцид», также закреплен как международное преступление впервые. Следует отметить, что сам термин «экоцид» не известен международному праву. Диспозиция ст. 358 УК РФ представляет собой самостоятельное сочинение российского законодателя. Действительно, существует достаточно большое количество международных соглашений, регламентирующих проблемы защиты окружающей природной среды, в которых рассматриваются те или иные действия, в основном, как деликты, правонарушения. На практике законодательное закрепление уголовной ответственности за экологические правонару-

шения является инициативой самих государств, признающих существование проблемы.

Большинство юристов при толковании данной нормы УК РФ ссылаются на 2 документа. Положение ст. 55 Дополнительного Протокола I к Женевским конвенциям

1949 г., которое устанавливает принцип защиты окружающей природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба при ведении военных действий. Однако диспозиция ст. 358 УК РФ не ограничивает совершение объективной стороны состава только периодом вооруженного конфликта. Другим международным документом, по мнению юристов, является Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого другого использования средств воздействия на природную среду. Однако документ не содержит четкого определения преступления «экоцид». В договоре дается расплывчатая характеристика запрещенных действий. Таким образом, диспозиция ст. 358 требует детализации состава преступления для возможности его применения.

Статья 359 УК РФ «Наемничество» также является новшеством российского законодателя. В международном праве наемничество регламентируется Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. Однако РФ не является участником данного соглашения. По мнению ряда юристов, наемничество можно рассматривать как запрещенный метод ведения войны, выделенный в самостоятельный состав.

Статья 360 УК РФ «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» предусмотрена в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, разработанного Комиссией международного права ООН. Однако пока этот документ не принят и не имеет юридической силы. РФ является участником Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. и ряда других соглашений, которые необходимо применять при толковании диспозиции ст. 360 УК РФ.

Закрепление такого состава преступления, скорее всего, вызвано довольно частой практикой посягательства на лиц и учреждения, пользующиеся международной за-

щитой, которая сложилась во многих странах мира.

Относительно составов преступлений, закрепленных в гл. 34 УК РФ, интересным является положение ч. 5 ст. 78, устанавливающей правила исчисления сроков давности.

УК РФ определил, что к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности не применяются.

По мнению большинства авторов, данное правило исходит из взятых Россией на себя международных обязательств. Как уже было отмечено, РФ является участником Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. Однако в связи с этим возникает ряд вопросов.

1. Почему среди этих 4 составов присутствует экоцид, который в Конвенции 1968 г. не указывается как международное преступление? И ни один иной международный документ не содержит правила об отсутствии сроков давности за экологические преступления вообще. Следовательно, выбор составов преступлений, на которые сроки давности не распространяются, является самостоятельной прерогативой российского законодателя.

2. Если это так, то почему не распространить правило ч. 5 ст. 78 УК РФ на все 8 составов гл. 34? То есть на все преступления, признаваемые РФ как преступления особой общественной опасности, посягающие на международный мир, правопорядок и безопасность человечества. Это было бы вполне логично, с учетом того, что при определении самого перечня составов международных преступлений и их содержания россий-

ский законодатель лишь основывался на нормах международного права. В целом же он исходил из своих собственных представлений об особо опасных общественных деяниях, которые могут причинить значительный ущерб международному миру и безопасности человечества.

По нашему мнению, подобное нововведение в ст. 78 УК РФ нисколько не противоречило бы международным обязательствам России. Это правило также позволило бы выделить в самостоятельную категорию преступлений составы гл. 34 и учитывать тяжесть данных деяний, исходя, в первую очередь, из их статуса, определенного самим УК России, как особо опасного. Последнее пока не получило отражение в санкциях всех восьми рассматриваемых составов преступлений.

Таким образом, в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что перечень составов преступлений, закрепленных в гл. 34 УК РФ, является собственной инициативой законодателя, и лишь отчасти основывается на существующих международных обязательствах России. В связи с этим, к сожалению, часть статей данного раздела требует внесения дополнений для конкретизации рассматриваемых деяний. И, поскольку РФ закрепила более широкую классификацию преступлений против мира и безопасности человечества, то и сроки давности за эти преступления, в рамках национального уголовного законодательства, следует установить единые для всех составов гл. 34 УК РФ. То есть закрепить отсутствие исчисления срока давности в отношении всех общественно опасных деяний, рассматриваемых законодателем как преступления против мира и безопасности человечества. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.