13.6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА
Грузинская Екатерина Игоревна, канд. юрид. наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин филиала Место работы: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Новороссийске
Аннотация: В представленной статье проводится анализ системы преступлений против мира и безопасности человечества в системе уголовного законодательства стран Евразийского экономического союза. Автор уделяет внимание как структурному расположению уголовно-правовых норм, так и их содержательному наполнению.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, уголовное законодательство преступления против мира и безопасности человечества.
CRIMES AGAINST THE PEACE AND SECURITY OF MANKIND IN THE SYSTEM OF THE SPECIAL PART OF THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Gruzinskaya Ekaterina I., PhD, Head of the Department of humanitarian disciplines Place of employment: FGBOU «Kuban state University» branch in Novorossisk
Abstract: The article analyzes the system of crimes against the peace and security of mankind in the system of criminal legislation of the countries of the Eurasian economic Union. The author pays attention to the structural location of criminal-legal norms and their content.
Keywords: The Eurasian economic Union, criminal law crimes against the peace and security of mankind.
Усилившаяся интеграция Российской Федерации в мировое сообщество, ее лидирующее положение во многих сферах международных отношений привели к созданию такой международной организации как Евразийский экономический союз, включающий в настоящее время 5 стран-участниц: Российская Федерация, Республика Арсения, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Беларусь и созданный в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и развития условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Одновременно с этим, анализ мировой законодательной практики показал, что в современном мире прослеживается всеобщая тенденция выделения в законодательствах специальных разделов или глав о преступных деяниях, посягающих на интересы, охраняемые международным правом. Более того в большинстве случаев охрана мира и безопасности человечества охраны занимает первичное положение среди объектов уголовно-правовой охраны, что, к сожалению, не было учтено в национальном уголовном праве [1].
В Особенной части уголовных законов стран ЕАЭС законодатель впервые предусмотрел самостоятельный раздел и отдельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества, предусмотрев в них преступления, обозначенные в международных конвенциях (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.; Международная конвенция о пресечении апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г.; Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1978 г..; Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974г.; Женевская
Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие от 10 апреля 1981 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия от 3 января 1993г.; Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г.). Указанная группа преступлений относится к международным преступлениям, которые посягают на важнейший объект всех государств и народов - сохранение мира и обеспечение в целом безопасности человечества. Уголовно-правовая охрана мира и безопасности человечества от преступных посягательств является одним из важнейших направлений по реализации основных положений, закрепленных в международно-правовых актах и Конституциях государств - членов ЕАЭС. Тем не менее, несмотря на это следует отметить отсутствие единого подхода к расположению данной группы преступлений в системе Особенной части уголовных кодексов.
Так в Уголовном кодексе России, Кыргызской республики и Республики Армения, преступления против мира и безопасности человечества располагаются в заключительной части Особенной части, что нельзя признать правильным, так как это противоречит конституционным положениям о приоритете норм международного права над национальным законодательством.
В противовес этому законодатель Беларуси отвел
Грузинская Е. И. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В
СИСТЕМЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
главенствующее место преступлениям против мира и безопасности человечества, открывая ими Особенную часть закона. Несколько иной подход наблюдается в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан (в отличие от утратившего силу УК РК 1997 года), где преступления против мира и безопасности человечества располагаются в главе 4 после группы деяний, посягающих на личность (глава 1), семью и несовершеннолетних (глава 2) и конституционные права и свободы человек и гражданина (глава 3).
Страна
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская республика
Российская Федерация
Структурное расположение
Раздел 13 «Преступления против мира и безопасности человечества» глава 33 «Преступления против мира и безопасности человечества»
Раздел VI «Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления» глава 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» Глава 4 «Преступления против мира и безопасности человечества»
Раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества» глава 34 «Преступления против мира и безопасности человечества
Раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества» глава 34 «Преступления против мира и безопасности человечества
Комментарии
Среди объектов уголовно-правовой охраны отведено последнее место
Среди объектов уголовно-правовой охраны отведено главенствующее место
Среди объектов уголовно-правовой охраны имеет приоритет над защитой интересов общества и государства. Среди объектов уголовно-правовой охраны отведено последнее место
Среди объектов уголовно-правовой охраны отведено последнее место
Уголовно-правовые нормы об ответственности за анализируемые преступления являются бланкетными. Правовой основой регламентации ответственности за преступления против мира и безопасности человечества являются международно-правовые акты: Устав международного военного трибунала; Устав токийского международного военного трибунала. В Уставе международного военного трибунала не только определялись основания уголовной ответственности, но и устанавливались три основных вида международных преступлений:
- против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий);
- военные преступления (нарушение законов или обычаев войны, в том числе убийства, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий, убийство или истязание военнопленных или лиц, находящихся на море, убийство заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления);
- преступления против человечества (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет [2].
Впоследствии международное сообщество продолжало работу по совершенствованию международных норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. В 1991 году на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права в первом чтении приняла проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Проект состоял из Общей и Особенной частей:
- часть первая включала нормы, формулирующие вопросы уголовной ответственности (принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответственность, и др.);
- часть вторая содержала нормы о 12 видах преступлений против мира и безопасности человечества: агрессия, угроза агрессией, вмешательства во внутренние и внешние дела другого государства;
- колониальное господство и другие формы иностранного господства;
- геноцид; апартеид;
- систематическое и массовое нарушение прав человека;
- исключительно серьезные военные преступления; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников;
- международный терроризм; незаконный оборот наркотических средств;
- преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
В 1994 году после дополнений проект был принят во
втором чтении. Особенная часть включала пять видов преступлений: агрессию, геноцид; преступления против человечности, военные преступления, преступления против персонала ООН и дипломатических лиц [3].
Таким образом, под преступлениями против мира и безопасности человечества мы предлагаем понимать умышленно совершенные общественно опасные деяния, направленные на подрыв мирного сосуществования государства и народов, мировое сообщество и международный правопорядок.
Система преступлений против мира и безопасности человечества в уголовном законодательстве стран-участников ЕАЭС отличается многообразием.
Так, наблюдается разнообразие в количественном наполнении соответствующих разделов: УК РА - 14 статей, УК РБ - 10 статей, УК РК - 15 статей, УК КР - 4 статьи, УК РФ - 10 статей.
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Ст. 384 Агрессивная война Ст. 385 Публичные призывы к агрессивной войне
Ст. 386 Производство или распространение оружия массового поражения Ст. 387 Применение запрещенных
средств и методов ведения войны Ст. 388 Террористическая акция против представителя иностранного государства или международной организации Ст. 389 Международный терроризм Ст. 390 Серьезные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов Ст. 391 Бездействие или отдача преступного приказа во время вооруженного конфликта Ст. 392 Преступления протии безопасности человечества Ст. 393 Геноцид Ст. 394 Экоцид Ст. 395 Наемничество Ст. 396 Нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
Ст. 397 Незаконное использование отличительных знаков, охраняемых международными договорами
Ст. 122
Ст. 123 Ст. 124
Ст. 125
Ст. 126 Ст. 127 Ст. 128
Ст. 129
Ст. 130
Ст. 131
Подготовка либо ведение агрессивной войны Пропаганда войны Акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации
Нападения на учреждения, пользующиеся международной защитой
Акт международного терроризма Геноцид
Преступления против безопасности человечества Производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни Экоцид
Ст. 160 Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
Ст. 161 Пропаганда или публичные призывы к развязывания агрессивной войны
Ст. 162 Производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения
Ст. 163 Применение запрещенных
средств и методов ведения войны
Ст. 164 Нарушение законов и обычаев войны
Ст. 165 Преступные нарушения норм
международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов
Ст. 166 Бездействие или дача преступного приказа во время вооруженного конфликта
Ст. 167 Незаконное пользование знаками, охраняемыми международными
_договорами_
Кыргызская республика
Российская Федерация
Ст. 168 Ст. 169 Ст. 170 Ст. 171
Ст. 172
Ст. 173
Ст. 174
Геноцид Экоцид
Наемничество
Создание баз (лагерей) подготовки наемников
Участие в иностранных вооруженных конфликтах Нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой
Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни
Ст. 373 Геноцид Ст. 374 Экоцид Ст. 375 Наемничество Ст. 376 Нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой
Ст. 353
Ст. 354
Ст. 3541 Ст. 355
Ст. 356
Ст. 357 Ст. 358 Ст. 359 Ст. 360
Ст. 361
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны Реабилитация нацизма Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения Применение запрещенных средств и методов ведения войны Геноцид Экоцид
Наемничество
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой Акт международного терроризма
Как видно из выше представленной таблицы наблюдается унификация законодательства относительно таких деяний как геноцид, экоцид, наемничество, нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой
Большинство из перечисленных в Проекте Международного Уголовного кодекса статей включены в уголовные законы всех стран-участников ЕАЭС: геноцид (ст. 357 УК РФ, ст. 103 УК АР, ст. 373 УК КР, ст. 168 РК, ст. 170 УК РБ), агрессия (ст. 384, 385 УК РА, ст. 122 РБ, ст. 160, 161 УК РК, ст. 353, 354 УК РФ), преступления против персонала ООН и связанного с нею персонала (ст. 125 РБ, ст. 396 УК РА, ст. 376 УК КР, ст. 360 УК РФ, ст. 173 УК РК) В ряде случаев их названия и(или) диспозиции норм дословно воспроизводят положения действующих Конвенций и норм Проекта Международного кодекса геноцид, экоцид). До последнего времени российское уголовное законодательство отличалось от аналогичных законов стран ЕАЭС отсутствием статьи, предусматривающей ответственность за международный терроризм. Однако федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ проблема была устранен и глава 34 УК РФ была дополнена ст. 361 «Акт международного терроризма»[4].
Уголовный кодекс РФ выгодно отличается криминализацией деяний, направленных на реабилитацию нацизма (ст. 3541 УК РФ). В свою очередь в российском законе отсутствует норма, предусматривающая ответственность за апартеид (расовую дискриминацию), несмотря на то, что необходимость ее установления в национальном законодательстве заявляет и ратификация Россией Конвенции о ликвидации всех
Грузинская Е. И.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года. Одновременно с этим в ст. 392 УК РА и ст. 128 УК РБ с идентичным названием (и, как нам кажется не совсем удачным с точки зрения юридической техники) «Преступления против безопасности человечества» и похожими криминообразующими признаками криминализированы деяния, направленные на расовую сегрегацию и дискриминацию (апартеид).
Наконец, Уголовные кодексы стран ЕАЭС находятся в «проигрышном» положении при установлении уголовной ответственности за агрессию - в нормах международного права прямо перечислены деяния, признаваемые актом агрессии и угрозы агрессии, чего нет в диспозициях статей.
Таким образом, система преступления против мира и безопасности человечества, выделенная законодателями стран-участниц ЕАЭС в отдельные структурные образования имеет существенные отличия. Одновременно с этим, в каждой из них имеются и специфические особенности, как в содержательном плане, так и по способу конструирования норм. Чем точнее будут сформулированы криминообразующие признаки преступлений, ставящих под угрозу мир и человечество, тем более эффективной будут меры противодействия им. Как видится, преступления против мира и безопасности человечества, в силу своей природы, носящие международно-универсальный характер, требуют идентичного изложения криминообразующих признаков в законодательстве стран, объединяющихся для достижения своих интересов как экономического, так и гуманитарного характера. Для этого в первую очередь необходимо обеспечить ратификацию всех соответствующих международных документов участниками той или иной конфедерации, в нашем случае ЕАЭС.
Список литературы:
1. Серебренникова А. Уголовная ответственность за преступления против человечности и военные преступления по законодательству Германии // Пробелы в российском законодательстве.- 2016. - №3: - С. 179-183.
2. Нюрнбергский процесс: сборник материалов: в двух томах. Том 1. - М., 1952. - С. 16.
3. Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. - М., 1999.
4. Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 28, ст. 4559.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Грузинской Е.И. «Преступления против мира и безопасности человечества в системе особенной части уголовного законодательства стран евразийского экономического союза» В актуальности темы представленной работы сомневаться не приходится. В центре внимания автора - система преступлений против мира и безопасности человечества, закрепленная в уголовном законодательстве стран-участниц Евразийского экономического союза, что представляется более чем неподдельный интерес на сегодняшний день. Повышенный интерес научной общественности к преступным деяниям, посягающим на мирное существование государств и всего человечества в целом, вызван тем, что они имеют тягчайшие последствия для населения планеты. В этих условиях возникает необходимость объединения усилий всех государств, организаций в тесной координации и сотрудничестве между государствами в решении мировой проблемы преступности, учитывая, что противодействие ей является общей и совместной обязанностью.
Международными организациями был принят достаточно объемный пакет документов, обязывающих государства активизироваться в противодействии данным негативным социальным проявлениям. В результате подобной активности международных организаций в доктрине уголовного и международного права появились различные концепции и научные направления в понимании, видении и сути международного преступления как самостоятельного правового института.
В рамках представленной статьи была предпринята попытка провести компаративистский анализ системы преступлений против мира и безопасности человечества, закрепленных в уголовном законодательстве стран Армении, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Российской Федерации.
Автором отмечается различный подход законодателя как к непосредственно расположению обозначенной группы норм, так и к его структурному наполнению, выделяются «слабые» и «сильные» стороны каждого отдельного кодекса. По результатам сравнительно-правового анализа предлагается и соответствующая дефиниция - преступления против мира и безопасности человечества. Следует отметить, что для изложения материала автор прибегает к табличной форме его подачи, что значительно облегчает осознание написанного.
В целом статья представляет научный интерес и может быть полезна всем, кто интересуется проблемами международного уголовного права, ее рекомендуется задействовать при подготовке научных работ любого уровня.
Исходя из вышеизложенного, следует заключить что подготовленные Грузинской Е.И. материалы по своей актуальности, новизне и содержанию заслуживают опубликования на страницах научного издания. Рецензент:
Доктор юридический наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ
Кузнецов А.П.