Научная статья на тему 'Преступления со специфическим статусом по международному уголовному праву'

Преступления со специфическим статусом по международному уголовному праву Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1336
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМ СТАТУСОМ / НАЕМНИЧЕСТВО / ЭКОЦИД / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / НАПАДЕНИЕ НА ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ / CRIMES WITH THE SPECIFIC STATUS / MERCENARILY / ECOCIDE / ILLEGAL CIRCULATION OF THE WEAPON OF MASS DEFEAT / AN ATTACK ON PERSONS AND THE ESTABLISHMENTS / USING THE INTERNATIONAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисаускайте Валентина Владо

В статье представлен анализ правового закрепления и юридический анализ некоторых составов преступления, закрепленных в Главе 34 УК РФ. В работе использованы международные документы, регламентирующие рассматриваемые вопросы, отражены различные научные позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crimes With Specific Status by International Criminal Law

In clause the analysis of legal fastening and the legal analysis of some structures of the crime fixed in Chapter 34 Crime Code of the Russian Federation is presented. In work the international documents regulating cases in point are used, various scientific positions are reflected.

Текст научной работы на тему «Преступления со специфическим статусом по международному уголовному праву»

УДК 341.4

ПРЕСТУПЛЕНИЯ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

© Лисаускайте В. В., 2010

В статье представлен анализ правового закрепления и юридический анализ некоторых составов преступления, закрепленных в Главе 34 УК РФ. В работе использованы международные документы, регламентирующие рассматриваемые вопросы, отражены различные научные позиции.

Ключевые слова: преступления со специфическим статусом; наемничество; экоцид; незаконный оборот оружия массового поражения; нападение на лиц и учреждения, пользующихся международной защитой.

УК РФ содержит Главу 34 «Преступления против мира и безопасности человечества». В данной Главе закреплены 8 составов преступлений, которые, по мнению законодателя, следует относить к международным преступлениям1. Однако не все составы, в ней закрепленные, признаются в качестве международных преступлений в международных документах. На сегодняшний день отсутствует единообразная, юридически закрепленная классификация международных преступлений, что дает возможность государствам самостоятельно для себя определять, какие именно преступления имеют повышенную общественную опасность и посягают на мирное сосуществование и безопасность всего человечества.

Глава 34 содержит ряд составов международных преступлений, которые, фактически, впервые получили такой юридический статус. Следует отметить, что данный статус существует только на национальном уровне, в то время как в международном уголовном праве нет однозначной позиции по этому вопросу. Поэтому мы предлагаем, применительно к Главе 34 УК РФ и с учетом науки международного уголовного права, следующую классификацию преступлений:

• традиционные международные преступления (ст. 353, 354, 356, 357) в соответствии с действующими международными документами;

• преступления со специфическим статусом (ст. 355, 358, 359, 360).

В рамках статьи рассмотрим особенности второй группы. Можно отметить несколько причин для ее выделения:

1) с точки зрения развития науки международного уголовного права;

2) с точки зрения правового закрепления преступлений в международных нормах в УК РФ.

С учетом первой позиции данная группа составов преступлений выделена, поскольку в науке международного уголовного права сформировалась уже четкая позиция ряда ученых. Данные исследователи считают, что некоторые преступления, традиционно относящиеся к преступлениям международного характера, и имеющие такое международно-правовое закрепление, в связи с их распространенностью во всем мире, а, следовательно, повышенной общественной опасностью, негативным влиянием на развитие мирового сообщества, необходимо относить к международным преступлениям. К таким деяниям они относят: наемничество, международный терроризм, незаконный оборот оружия массового поражения, нападение на лиц и учреждения, пользующихся международной защитой. Поскольку эти преступления не имеют международно-правового закрепления в качестве именно международных преступлений, мы относим их к группе общественно опасных деяний со специфическим статусом.

Национальное законодательство многих государств предусматривает уголовную ответственность за совершение таких преступлений. Однако такие составы преступных посягательств не закреплены в перечне международных преступлений в Статуте Международного уголовного суда. Международная борьба с этими преступлениями регулируется рядом конвенций, следова-

тельно, они относятся к преступлениям международного характера, хотя многие специалисты склоняются к необходимости отнесения данных преступных посягательств к одному из видов международных преступлений и закрепления их в соответствующем перечне в рамках Статута.

Действительно, распространенность в последние годы этих преступлений в мире подтверждает их высокую общественную опасность и необходимость изменения их правового статуса. Последствия от их совершения зачастую масштабны и катастрофичны. Однако, на сегодняшний день, несмотря на существование большого количества международных конвенций, их регламентирующих, пока ни один документ не закрепляет статуса данных деяний как международных преступлений. Следовательно, за их совершение не могут наступить и соответствующие правовые последствия. Таким образом, юридически данные составы преступлений представляют собой преступления международного характера, а их высокая общественная опасность и распространенность позволяет нам выделить промежуточную группу преступлений в классификации по международному уголовному праву с учетом всех существующих особенностей.

В основе второй позиции лежит мнение законодателя Российской Федерации, отразившееся в Уголовном кодексе в Главе 34.

К таким преступлениям (как уже было отмечено) следует отнести:

• наемничество;

• экоцид;

• незаконный оборот оружия массового поражения;

• нападение на лиц и учреждения, пользующихся международной защитой.

Три состава преступлений данной позиции совпадают с предыдущей. В основу придания им статуса международных преступлений действительно положен критерий распространенности и повышенной общественной опасности. Однако «экоцид», как международное преступление, вряд ли можно определить как деяние, имеющее эти признаки. Включение данного состава в Главу 34 УК РФ можно обосновать только с позиции придания Россией особой важности охране окружающей природной среды.

Таким образом, с точки зрения уголовного законодательства России вышеуказанные деяния представляют собой международные

преступления. Однако международное уголовное право еще не достигло такого развития. Данное различие нельзя назвать противоречием, поскольку обе правовые системы рассматривают все эти деяния преступными, но признают их различную статусность.

Рассмотрим особенности составов преступлений со специфическим статусом с учетом их правового закрепления в российском законодательстве и международном уголовном праве.

1. Наемничество

Общественная опасность данного преступления проявляется в том, что формируется специфическая когорта людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным мотивам.

ГА ООН в своих резолюциях неоднократно осуждала наемничество и признавала его преступным, рекомендовала государствам предпринимать все необходимые меры для устранения такого явления. Первый документ, затрагивающий проблему наемничества — Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции 1949 г. о защите жертв войны. В нем указаны признаки наемника: любое лицо, которое:

• специально завербовано на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

• фактически принимает участие в военных действиях;

• целью участия является получение личной выгоды, которая превышает обещанную комбатантам личного состава;

• не является гражданином стороны, находящейся в конфликте, либо постоянно проживающим на территории государства — участника вооруженного конфликта;

• не входит в состав вооруженных сил;

• не послано государством, которое не является стороной конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил [1].

В Дополнительном протоколе I также указывается, что наемник не признается комбатантом или военнопленным, не подпадает под нормы международного гуманитарного права, не является субъектом гуманитарной защиты и не может претендовать на какие-либо права, обязанности, гарантии в период вооруженного конфликта. В то же время в документе не указано, что действия

наемника являются преступными и необходимо привлекать их к уголовной ответственности.

Другой международный акт, регламентирующий вопросы борьбы с наемничеством — Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. Конвенция расширяет признаки наемника и относит к последним лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности и целостности [2].

Статут Международного уголовного суда (далее — МУС) не содержит такого состава преступления, как наемничество. Многие ученые рассматривают наемничество как специфический, особо общественно опасный метод или средство ведения войны, т. е. определенный вид военного преступления. В то же время сам термин «наемник», или «наемничество», в Статуте не используется, следовательно, данное общественно опасное деяние международным преступлением не является и его следует отнести к преступлениям международного характера.

Подтверждением этого факта является официальное мнение экспертов ООН по изучению и обновлению международного права и представлению рекомендаций. В 2002 г. эксперты отметили, что имеющееся определение, которое содержится в Конвенции 1989 г. и ст. 47 ДП I 1977 г., является непригодным и недостаточным в качестве основы для того, чтобы можно было считать наемническую деятельность международным преступлением [3].

Однако УК РФ в Главе «Преступления против мира и безопасности человечества» содержит ст. 359, которая регламентирует уголовную ответственность за совершение наемнических действий.

Представляется достаточно специфичным положение преступления наемничества в российском законодательстве и его соответствие международному уголовному праву. С одной стороны, российский законодатель создал определенную новеллу, признав деяние международным преступлением, каковым оно пока не является по действующим международным документам. С другой стороны, РФ не является участником Конвенции 1989 г., которая фактически относит

наемничество к преступлениям международного характера. Создается впечатление, что наша страна шагнула далеко вперед в отличие от мирового сообщества, в то же время велика вероятность возникновения большого количества сложностей и проблем при привлечении к уголовной ответственности за данное преступление, особенно иностранных граждан, поскольку для большинства стран это деяние носит менее общественно опасный характер и влечет наступление менее суровой ответственности.

Проведем юридический анализ ст. 359 УК РФ. Данная норма содержит примечание, где в качестве определения наемника частично указываются признаки из Дополнительного протокола I 1977 г.

С учетом конструкции статьи, можно согласиться с позицией многих ученых о том, что последняя содержит два состава преступления: первый закреплен в ч. 1 и 2, а второй — в ч. 3.

Объектом наемничества являются общественные отношения по охране международных правил ведения войны, устанавливающих характеристику вооруженных сил конфликтующих сторон.

Объективная сторона характеризуется несколькими альтернативными действиями.

Вербовка — действия по набору соответствующих лиц, найм, привлечение, набор, т. е. обещание каких-либо материальных выгод для нанимающегося в обмен на различного рода его услуги. Преступление считается оконченным, если установлено наличие любой договоренности между сторонами вне зависимости от ее формы.

Обучение наемника — передача ему в различной форме знаний и умений, направленных на достижение тех или иных результатов в вооруженных конфликтах.

Финансирование наемника — обеспечение его денежными средствами, которые могут предназначаться для различных целей: выплата вознаграждения, закупка вооружения и т. п. Преступление считается оконченным с момента фактического использования денежных средств по предполагаемому назначению, а не с момента их получения самим наемником.

Иное материальное обеспечение — снабжение обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. Деяние будет окончено с момента фактического использования материальных предметов по предполагаемому на-

значению, а не в момент их получения самим наемником.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — непосредственное участие самого наемника в боевых операциях во исполнение приказа нанимателя для достижения целей последнего.

Состав данного преступления носит формальный характер. Преступление считается оконченным при совершении виновным хотя бы одного из вышеуказанных действий, которые носят альтернативный характер, в отношении хотя бы одного наемника.

Субъективная сторона данного преступного деяния всегда характеризуется виной в форме прямого умысла. В ч. 3 статьи в рамках субъективной стороны необходимо установить наличие обязательного признака — цель совершения данных действий, которой является получение вознаграждения.

Характеристики субъекта преступления по ст. 359 УК РФ различны в зависимости от части данной статьи. По ч. 1 субъект является общим — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Часть 2 закрепляет признаки специального субъекта — «использование своего служебного положения». Следует согласиться с мнением А. Г. Кибальника, что в данном случае следует понимать не только должностных лиц, а любых использующих свое служебное положение лиц, включая выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях [4].

Часть 3 устанавливает уголовную ответственность самого наемника. Таким образом, необходимо определить признаки наемника, которые отражены в примечании к ст. 359 УК РФ.

2. Экоцид

Ряд ученых, а также УК РФ (как уже было отмечено ранее) действиям такого характера устанавливают статус международного преступления, подчеркивая тем самым серьезность и опасность события и его последствий для всего мирового сообщества.

Четкое определение экоцида в международном праве по-прежнему отсутствует. Несмотря на признание мировым сообществом проблемы экологических чрезвычайных ситуаций и их последствий, особенно являющихся результатом преднамеренной человеческой деятельности, до сих пор отсутствует международный документ, регламентирующий такое деяние как международное

преступление и раскрывающий сущность экоцида.

Проблема негативного воздействия на окружающую среду возникла еще после II Мировой войны, когда был причинен катастрофический вред природе путем применения различных видов оружия. Поэтому Женевские конвенции 1949 г. установили обязательство государств содействовать не-причинению вреда окружающей среде при ведении военных действий путем избирательного использования средств ведения военного конфликта.

Международные преступления характеризуются умыслом при характеристике субъективной стороны. Следовательно, и экоцид должен обладать данным признаком.

В период с 1968 по 1971 гг. похожая ситуация возникла в вооруженном конфликте на территории Вьетнама. США, которые участвовали в данном конфликте, использовали бомбы, насыщенные химическими препаратами (пестициды, предназначенные для обработки сельскохозяйственных угодий от вредителей), для борьбы с партизанами. Предполагалось уничтожение последних путем отравления воды, воздуха, посевных культур. В результате был причинен катастрофический вред не только окружающей среде, но и человеку — массовые патологии у населения, наличие врожденных пороков и аномалий.

Эти события послужили причиной постановки проблемы умышленного причинения вреда окружающей среде или человеку через воздействие на окружающую среду. В результате в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого другого использования средств воздействия на природную среду. Однако Конвенция не дает четкого определения такого преступления, как экоцид. Расплывчата и содержательная характеристика запрещенных Конвенцией действий. В результате, на практике оказалось невозможно признать те или иные действия как нарушающие конвенционные обязательства.

Потребность применения норм Конвенции возникла в период вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии, когда вооруженные силы НАТО применили бомбы, боеголовки которых были насыщены радиоактивными веществами. В результате некоторые территории были заражены радиацией. Однако доказать и установить причинно-следственную связь между ис-

пользованными боеприпасами и заражением не удалось, исходя из правил, закрепленных в Конвенции 1976 г.

Также следует отметить, что большой уклон в Конвенции делается на возможность воздействия на некоторые явления природы (цунами, землетрясение и т. п.), их вызывание для наступления последствий на территории другого государства (геофизическая война). В реальности существует большая вероятность воздействия на окружающую среду во время вооруженного конфликта путем влияния на объекты противника без применения спецтехнологий. Например, поджог нефтяных скважин Кувейта вооруженными силами Ирака в период войны в Персидском заливе, что привело к экологическим последствиям на территории нескольких государств. В то же время в данной ситуации не удалось применить нормы Конвенции 1976 г., поскольку Ирак не является участником соглашения, следовательно, не обязан выполнять содержащиеся в нем обязательства.

Позднее попытка признания причинения вреда природе в качестве международного преступления была предпринята Комиссией ООН по международному праву при разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Так, в 1996 г. при рассмотрении данного проекта Генеральной Ассамблеей ООН такой состав, как «преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде», Комиссия предлагала рассматривать в качестве отдельного и самостоятельного вида международных преступлений, поскольку оно может быть совершено как в военное, так и в мирное время. Проект Кодекса, принятый ГА ООН, включил в себя похожий состав преступления как вид военного преступления. Причиной такой позиции стало мнение ряда государств об отсутствии реальной возможности причинения подобного вреда в мирное время, так как нет реальных примеров этого. Практика показывает, что преднамеренно причинить вред окружающей среде можно только с определенной целью, которой может выступать стремление воздействовать на противника в вооруженном конфликте (создание катастрофичной экологической обстановки на территории другого государства или его части). В то же время нельзя отвергать возможность проявления такого события.

Исходя из позиции принятого проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде — это преднамеренное причинение или отдача приказа о причинении широкомасштабного, долговременного и серьезного ущерба природной окружающей среде.

Таким образом, на сегодняшний день, экоцид или преднамеренное, серьезное причинение вреда окружающей среде пока не имеет общепризнанного статуса международного преступления, закрепленного в каком-либо международном соглашении. Существуют различные международные конвенции, рассматривающие различные экологические правонарушения как деликты либо преступления международного характера, предусматривающие механизмы взаимодействия государств для пресечения данной негативной деятельности.

Как уже было отмечено, российский законодатель разработал и узаконил определенную новеллу по сравнению с международным уголовным правом. Данная норма получила свое закрепление в ст. 358 УК РФ, где изложена диспозиция преступления против мира и безопасности человечества — экоцид.

Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу [5].

Объектом преступления выступают общественные отношения по охране окружающей природной среды от существенного негативного воздействия, последствия которого необратимы, т. е. по охране экологической безопасности человечества.

Объективная сторона выражена в совершении общественно опасного деяния (как действия, так и бездействия) в виде массового уничтожения, отравления или иных действий, которые способны вызвать экологическую катастрофу. Данные действия должны быть прямым следствием деятельности человека, поскольку подобные негативные последствия могут наступить и в результате катастрофического стихийного бедствия, которое разрушило или повредило какие-либо технические сооружения, в результате чего и был причинен масштабный вред окружающей среде. То есть причинная связь должна четко прослеживаться

между действиями и наступившими последствиями.

Диспозиция предусматривает массовый характер действий. Необходимо установить данный критерий, который может быть выражен в потере нескольких видов флоры или фауны, большой территориальной распространенности отравления атмосферы или водных ресурсов. Последствие, угроза наступления которого предусмотрена в статье, в результате совершения вышеобозна-ченных действий — экологическая катастрофа. УК РФ не содержит определения данного термина.

Экологическая катастрофа — это необратимые изменения в окружающей среде, которые угрожают жизни и здоровью человека, состоянию окружающей среды, естественных экологических систем, генетическому фонду растений и животных.

Преступление «экоцид» может быть совершено любым способом, как в мирное, так и в военное время, поскольку данные признаки объективной стороны в диспозиции статьи не конкретизированы.

Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет на момент совершения преступления. Лицо осознанно совершает определенные действия, которые могут привести к экологической катастрофе или иным последствиям, предусмотренным диспозицией статьи. Можно предположить о возможности специального субъекта, поскольку подобные действия могут быть совершены лицом, на которое возложены определенные обязанности по обеспечению безопасности определенных объектов, нарушение которой может повлечь последствия, предусмотренные ст. 358 УК РФ.

Поскольку норма не содержит указания на форму вины, исходя из правил Общей части УК РФ, субъективная сторона экоцида может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В теории уголовного права существуют различные позиции по данному вопросу. Логично, что поскольку экоцид закреплен как международное преступление, вина должна быть только умышленной.

Как отмечает А. Г. Кибальник, экоцид является формальным составом, преступление будет окончено при совершении любого из перечисленных действий при наличии указанной угрозы [6].

3. Незаконный оборот оружия массового поражения

УК РФ содержит статью 355 — «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения». Диспозиция статьи перечисляет конкретные действия, которые можно охарактеризовать более широким термином — незаконный оборот ОМП. Это действия в виде разработки, производства, накопления или сбыта химического, биологического, токсического и любого другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ.

Оружие массового поражения — любой вид оружия неизбирательного действия, применение которого способно причинить смерть неопределенному кругу лиц [7]. Его опасность и отличительность от других видов оружия, в том числе, заключается в:

• неизбирательности действия, т. е. масштабы распространения боевой силы данного вида оружия четко ограничить невозможно;

• вред неопределенному кругу лиц — последствия столь широкомасштабны, что сложно четко определить количество жертв. Воздействие также оказывается на окружающую среду, а, следовательно, встает вопрос о вероятности нормального существования следующих поколений.

На сегодняшний день существует несколько видов оружия массового поражения, рассмотрим их основные характеристики.

Химическое оружие — это отравляющие вещества и средства их боевого применения, поражающий фактор которых основан на токсичных свойствах химических веществ и соединений, которые, находясь в газообразном или жидком состоянии, могут проникать в организм человека через дыхательную систему, кожные покровы, слизистые оболочки или пищеварительный тракт [8].

Конвенция о химическом оружии детально определяет его составляющие и компоненты, признает оборот и использование химического оружия преступлением. В России действуют Федеральные законы «Об уничтожении химического оружия» 1997 г., «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 г.» 1997 г.

Биологическое (бактериологическое) оружие — использование болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов), способных вызывать массовые заболе-

вания людей, животных и растений (чума, сибирская язва, оспа, холера и т. д.) [9].

Токсическое оружие — оружие, поражающим фактором которого являются белковые или полипептидные вещества, представляющие собой продукт жизнедеятельности ряда микроорганизмов, животных и растений, и способные вызвать гибель человека и животных. Токсическое оружие часто рассматривается как разновидность биологического оружия. Они различаются между собой только по характеру поражающего фактора: у биологического оружия — это живой микроорганизм, у токсического оружия — продукт обмена веществ.

Данные виды оружия регулируются на международном уровне Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их уничтожении 1972 г. Так, Конвенция устанавливает запрет на разработку, производство, накопление, приобретение или сохранение биологического и токсического оружия. В то же время соглашением предусмотрена возможность использования агрессивных биологических агентов в мирных исследованиях [10].

Применение биологического оружия было запрещено еще Женевским протоколом о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. [11]

Ядерное оружие — оружие, в котором средством поражения является ядерный заряд, т. е. устройство, содержащее запас ядерной энергии. Поражающими факторами ядерного оружия являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, электромагнитный импульс, радиоактивное заражение.

В отличие от других видов ОМП, ядерное оружие лишь ограничено в использовании. Для России действует только запрет на сбыт ядерного оружия, т. е. передачу в любом виде другой стороне. Существует большое количество международных соглашений и договоров, которые регламентируют ограничение тех или иных видов деятельности в отношении ядерного оружия. Среди них: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов ору-

жия массового поражения 1971 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1971 г. и др.

Объектом преступления ст. 355 УК РФ выступают общественные отношения по охране безопасности человечества при законном обороте ОМП в соответствии с международными договорами РФ.

Объективная сторона выражена в альтернативных действиях, указанных в диспозиции состава.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка — любая деятельность по созданию и усовершенствованию поражающих свойств оружия массового поражения. К разработке также относится проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ставящих целью получение такого оружия.

Производство — любое действие, целью которого является получение готового к применению оружия массового поражения.

Накопление — количественное пополнение арсеналов такого оружия, годного к применению.

Приобретение — любое завладение таким оружием, включая покупку, хищение, обмен, получение в дар.

Сбыт — любое добровольное отчуждение вне зависимости от получения эквивалента [12].

Совершение любого из данных действий рассматривается как оконченное преступление. Для России действует запрет, исходя из международных обязательств, на разработку, производство, накопление, приобретение и сбыт химического, биологического и токсического оружия, сбыт ядерного оружия, но не запрещена разработка ядерного оружия и средств доставки.

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности на момент совершения преступления 16 лет.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного). Мотивы и цели для квалификации значения не имеют.

Теоретически незаконный оборот оружия массового поражения можно рассматривать как разновидность военного преступления. Однако отсутствие окончательной урегулированности в отношении ядерного оружия и нежелание ряда государств становиться участниками основных международных соглашений в этой сфере не дают возможности в полной мере отнести данное

преступление к международным, а тем более, к разновидностям военных международных преступлений.

4. Нападение на лиц и учреждения, пользующихся международной защитой

Целью закрепления данного состава преступления стало стремление российского законодателя оградить лиц и учреждения, пользующихся международной защитой, от различного рода экстремистских групп, использующих террористические средства. Негативные события, происходящие в той или иной точке нашей планеты, подтверждают повышенную общественную опасность данного деяния и необходимость со стороны всего мирового сообщества поддерживать механизм обеспечения безопасности лиц и учреждений, пользующихся международной защитой.

Фактически диспозицию состава преступления ст. 360 УК РФ можно разделить на 2 части в зависимости от объекта нападения: лица, пользующие международной защитой, и учреждения, пользующиеся международной защитой. Проанализируем каждую в отдельности.

Лица, находящиеся под международной защитой — понятие собирательное. Само право на защиту данных лиц является прямым следствием закрепленного в международном праве принципа личной неприкосновенности определенной группы лиц. Их перечень определен Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.

В соответствии с данным документом можно выделить следующие группы:

1. Глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства; глава правительства или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи.

2. Любой представитель или должностное лицо государства; любое должностное лицо, которое имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого посягательства на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Данное право абсолютно и распространено на все время пребывания данных лиц на территории иностранного государства.

В рамках второй группы можно выделить несколько подгрупп лиц, имеющих право на международную защиту:

• персонал дипломатических представительств (Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.);

• члены специальных комиссий (Конвенция о специальных миссиях 1969 г.);

• представители государств при межправительственных и неправительственных международных организациях (Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.);

• консульский персонал (Конвенция о консульских сношениях 1963 г.).

Учреждения, пользующиеся международной защитой, можно определить исходя из содержания тех же документов. К таким объектам относятся:

1) официальные помещения, жилые помещения, транспортные средства лица, пользующегося международной защитой; резиденция главы государства в стране пребывания;

2) помещение дипломатического представительства — здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, вне зависимости от права собственности на данные строения. Международная защита распространяется на обслуживающий данное здание земельный участок, предметы, предназначенные для официального использования представительства и личного использования дипломатических представителей;

3) помещения ООН, где бы они не находились, багаж персонала ООН;

4) служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала;

5) консульские помещения, используемые исключительно для целей консульского учреждения.

Данный перечень не является исчерпывающим. Вопрос о защите помещения, транспортного средства и т. п. зависит от статуса лица, пользующегося международной защитой.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в нападении на выше-представленные объекты. Термин «нападение» в законе не раскрывается. В соответствии с доктриной уголовного права, акт любого нападения — это внезапное проявление

агрессии по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь, т. е. насильственное агрессивное воздействие на потерпевшего. При этом нападение может быть как физическим, так и психическим (угроза причинения вреда). В последнем случае должна быть реальность угрозы для потерпевшего, а у нападающего должна быть возможность реализации данной угрозы.

В соответствии с Конвенцией под актами нападения следует рассматривать:

• убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

• насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства данного лица.

Нападение на учреждение, пользующееся международной защитой, может выражаться в уничтожении или повреждении учреждения или предмета, пользующегося международной защитой, либо во вторжении на территорию дипломатического или консульского учреждения, представительства международной организации.

Такое нападение характеризуется не-санкционированностью, т. е. отсутствием согласия лица, уполномоченного дать разрешение на нарушение неприкосновенности данного учреждения.

Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности 16 лет на момент совершения преступления.

Субъективная сторона данного преступления всегда характеризуется прямым умыслом. Цель является обязательным признаком ст. 360 УК РФ, поскольку позволяет отграничить его от схожих составов преступлений (например, хулиганство). Так, нападение на дипломатических представителей из хулиганских побуждений не будет квалифицироваться по ст. 360 УК РФ. Целью в соответствии с диспозицией может выступать провокация войны или осложнение международных отношений. Провокация войны — поведение, подстрекающее кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой начало вооруженного столкновения между государствами.

Осложнение международных отношений представляет собой собирательный характер. Данная цель может выражаться в разрыве дипломатических отношений, срыве переговоров, приостановлении участия государства в международном соглашении и т. д. [13]

Состав преступления носит формальный характер, поскольку вне зависимости от объекта нападения наступление последствий значения не имеет. И сам факт его выполнения говорит о совершении рассматриваемого преступления.

Вышепроведенный анализ некоторых преступлений, закрепленных в Главе 34 УК РФ, еще раз подтверждает необходимость научного выделения в международном уголовном праве как группы преступлений со специфическим статусом. И

1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) 1977 г. // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

2. Международная Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

3. Трикоз Е. Н. Преступления против мира и безопасности человечества: сравнительный и международноправовой аспекты. С. 259.

4. Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Преступления против мира и безопасности человечества. М., 2004. С. 262.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля 2010 года). Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010. С. 31.

6. Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 111.

7. Там же. С. 160.

8. Там же. С. 160.

9. Там же. С. 162.

10. Плешаков А. Биологическое оружие: понятие и уголовная ответственность // Сов. юстиция. 1993. № 23. С. 22-24.

11. Трикоз Е. Н. Преступления против мира и безопасности человечества. С. 250.

12. Кибальник А. Г., Соломоненко И. Г. Указ. соч. С. 172.

13. Там же. С. 190.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Термины «преступления против мира и безопасности человечества» и «международные преступления» в международном уголовном праве рассматриваются как синонимы, поэтому в дальнейшем в статье будут использоваться оба определения.

The Crimes With Specific Status by International Criminal Law © Lisauskayte V., 2010

In clause the analysis of legal fastening and the legal analysis of some structures of the crime fixed in Chapter 34 Crime Code of the Russian Federation is presented. In work the international documents regulating cases in point are used, various scientific positions are reflected.

Key words: crimes with the specific status; mercenarily; ecocide; illegal circulation of the weapon of mass defeat; an attack on persons and the establishments; using the international protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.