УДК 34 ББК 67
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА ЕНДОЛЬЦЕВА,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО(У) МИД России Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
E-mail:
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы нормативного закрепления понятия международного терроризма; анализируются состав преступления, предусмотренного ст. 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенной в уголовный закон в июле 2016 г., особенности и проблемы его правовой конструкции; высказываются предложения, связанные с определением объекта уголовно-правовой охраны в контексте международной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: преступления против мира и безопасности человечества, международные преступления, международный терроризм, акт международного терроризма, преступления террористического характера, интересы Российской Федерации, охраняемые уголовным законом.
Annotation. This article considers the problems of legislative consolidation of the international terrorism concept, examines the structure of this crime provided by Art. 361 of the Criminal code of the Russian Federation, introduced in the criminal law in July 2016, features and problems of its legal structure. The proposals of defining the object of criminal law protection in the context of international policy of the Russian Federation are made.
Keywords: crimes against peace and security of mankind, international crimes, international terrorism, act of international terrorism, crimes of a terrorist nature, interests of the Russian Federation, protected by criminal law.
В гл. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против мира и безопасности человечества» законодатель сгруппировал общественно опасные деяния, получившие в научной и учебной литературе наименование международных преступлений. Как известно, их специфика заключается в том, что борьба с ними ведется на основе международно-правовых договоров и соглашений, государства — участники которых берут на себя обязательство установить в национальном законодательстве такие преступные деяния и вести борьбу с ними.
В момент принятия Уголовного кодекса РФ (1996 г.) гл. 34 включала восемь основных составов международных преступлений, предусмотренных: ст. 353 («Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»); ст. 354 («Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»); ст. 355 («Производство или распространение оружия массового поражения»); ст. 356 («Применение запрещенных средств и методов войны»); ст. 357 («Геноцид»), ст. 358 («Экоцид»); ст. 359 («Наемничество»); ст. 360 («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»).
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ в России была введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (ст. 3541 УК РФ). Криминализация данного преступления вполне оправданна и назрела уже давно.
А в июле 2016 г. Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) был дополнен ст. 361, предусматривающей уголовную ответственность за акт международного терроризма. Необходимость введения данной нормы обусловлена национальными интересами России, которая в предельно сложной международной обстановке сегодня все более решительно реализует суверенное право на необходимую оборону от реальной угрозы ее безопасности и безопасности российских граждан со стороны международного терроризма.
Российский законодатель еще в 2006, 2013 гг., а затем в 2016 г. дополнил гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» рядом преступлений террористического характера (ст. 2051—2055 УК). Однако, перед российским государством встала задача, защищая свои интересы, защитить своих граждан не только на собственной территории, но и за пределами Российской Федерации. Федеральным зако-
ном от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 введена уголовная ответственность за акт международного терроризма.
Международный характер терроризма обусловлен особенностями нашей эпохи. Одной из общих современных тенденций этого преступного деяния выступает неуклонное увеличение его общественной опасности не только для национальной, но и международной безопасности. Это подтверждается ростом количества как актов терроризма, так и его жертв, а также расширением географии стран, где происходят террористические акты. Бесчеловечность террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии миру и безопасности человечества от угроз террористических группировок и организаций; особенно важно не допустить террористов к оружию массового поражения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области.
Терроризм как социально-правовое явление характеризуется сегодня многими формами проявления, каждая из которых, в свою очередь, обладает определенной спецификой. В связи с этим на международном уровне нет единого понимания международного терроризма; предложенные на рассмотрение его определения не приемлемы для тех или иных государств, поскольку не всегда совпадают с их национальными интересами. Современный терроризм — это целенаправленное, организованное в систему и повторяющееся преступное деяние; его цель, как правило, политическая. Терроризм является не самоцелью, а служит средством к достижению поставленных задач: достижение не только политических, но и социальных, экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка, мирного сосуществования государств и народов.
Противодействие терроризму в современном демократическом, цивилизованном и гуманистически настроенном обществе включает в себя целую систему мер правовых, криминологических, воспитательных и иных видов воздействия.
Международное право и национальные уголовные законодательства относят терроризм к наиболее опасным преступлениям. Для обеспечения борьбы с терроризмом создана значительная правовая база. В международных конвенциях предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различным видам и формам террористической деятельности. Среди них: Токийская конвенция 1963 г., Гааг-
ская конвенция 1970 г., Монреальская конвенция 1971 г., направленные на борьбу с преступлениями террористов на воздушном транспорте, Нью-Йоркская конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, Нью-Йоркская конвенция 1979 г. о борьбе с захватом заложников, Венская конвенция 1980 г., Монреальская конвенция 1991 г. о маркировке пластических взрывчатых веществ.
Российская Федерация является активным участником международного противодействия терроризму. Так, 7 августа 2000 г. Россией была ратифицирована Европейская конвенция о пресечении терроризма, 13 февраля 2001 г. — Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом; 10 июля 2002 г. — Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, 10 января 2003 г. — Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В некоторых регионах приняты собственные нормативные акты, направленные на борьбу с терроризмом. Например, страны Содружества Независимых Государств заключили между собой Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (1999 г.), в 2000 г. была принята межгосударственная Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом, образован Антитеррористический центр СНГ.
Несмотря на немалое количество международно-правовых актов, направленных на борьбу с терроризмом, в международном праве по-прежнему отсутствует единое понятие международного терроризма, нет и исчерпывающего перечня соответствующих преступных деяний. В нормах международно-правовых актов устанавливаются лишь положения о преступлениях, являющихся различными проявлениями международного терроризма (в частности: захват заложников, авиационный терроризм, политические убийства, захват государственных учреждений, посольств, взрывы и поджоги в аэропортах, вокзалах, на улицах и площадях крупных городов, в культурных центрах, промышленных сооружениях, связанные с уничтожением или повреждением имущества, устрашением людей, причинением им телесных повреждений или смерти), т.е. таких деяний, которые посягают не только на права и интересы физических или юридических лиц, но и интересы международных организаций и государств.
Как отмечают авторы, существуют значительные трудности создания универсального определения тер-
роризма, ибо это преступление и его признаки весьма разнообразны (создание реальной опасности, угрожающей неопределенному кругу лиц; публичный характер его совершения; преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности не ради самого страха, а ради других целей) [1]. По мнению И.И. Карпеца, международный терроризм есть «преступный акт, охватывающий два или более государств и представляющий собой организационную или иную деятельность, направленную на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т.д., сопровождающийся разрешением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов» [2].
Е.Г. Ляхов говорит о том, что «акт международного терроризма объективно направлен против определенных общечеловеческих ценностей, охраняемых уже не только национальным, но и международным правом» [3].
А.П. Кузнецов, Н.Н. Маршакова под международным терроризмом понимают умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения, регулирующие межгосударственные связи, международный правопорядок, путем причинения (или угрозы причинения) в любых формах существенного вреда жизненно важным интересам государств (мирового сообщества), для достижения международно-правовых целей [4].
Г.А. Дробот, определяя международный терроризм как «террористические действия, предпринятые гражданами одной страны против граждан другой страны и осуществленные на территории третьих стран», отмечает, что все общие признаки рассматриваемого явления «.. .в той или иной мере неоднозначны и противоречивы, как и сам феномен терроризма» [5].
Каким же пониманием международного терроризма руководствовался российский законодатель, введя уголовную ответственность за акт международного терроризма в ст. 361 УК РФ?
Диспозиция ч. 1 ст. 361 УК РФ описывает признаки рассматриваемого преступления следующим образом: совершение вне пределов Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвер-
гающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угрозу совершения указанных действий.
Наказывается такое деяние лишением свободы на срок от 10 до 20 лет либо пожизненным лишением свободы, т.е. это преступление относится в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к категории особой тяжести.
Отметим, что в соответствии с ч. 5 ст. 78 УК РФ к лицам, совершившим акт международного терроризма, сроки давности не применяются. Следует одобрить позицию законодателя (ФЗ от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ), который воспринял предложения авторов о не применении сроков давности к лицам, совершившим преступления террористического характера [6]. А в июле 2016 г. в ч. 5 ст. 78 УК РФ перечень статей Особенной части УК РФ, за совершение которых сроки давности не применяются, был дополнен также ст. 361 УК РФ.
Объективная сторона такого преступления как акт международного терроризма характеризуется деянием в виде активных действий в виде взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации, а также угрозы совершения таких действий. Местом совершения преступления является территория, находящаяся за пределами Российской Федерации.
Отметим, что состав рассматриваемого преступления по конструкции его объективной стороны является формальным, т.е. для признания преступления оконченным достаточно совершить действия в целях, указанных в ч. 1 ст. 361 УК РФ. Поэтому причиненные последствия лежат за рамками основного состава преступления. Однако, если акт международного терроризма повлек за собой причинение смерти человеку, то в соответствии с ч. 3 ст.361 УК РФ такой квалифицирующий признак усиливает уголовную ответственность. Если были причинены иные тяжкие последствия, то в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ они являются обстоятельством, отягчающим наказание виновного лица.
Субъектом данного преступления, в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ, является любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой
вины, выраженной прямым умыслом: осознавая общественную опасность своих действий, лицо желает их совершить в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направляет их против интересов Российской Федерации.
Вместе с тем, по нашему мнению, формулировка диспозиции ч. 1 ст. 361 УК РФ нуждается в существенном уточнении. Так, данной нормой предусматривается уголовная ответственность за совершение действий, направленных против интересов России. По крайней мере, об этом нам говорит союз «либо», позволяющий альтернативное целеизъявление совершаемого деяния, признаки которого указаны в ч. 1 ст. 361 УК РФ. Однако, действия, направленные против только интересов Российской Федерации, должны, на наш взгляд, составлять иной объект уголовно-правовой охраны. Ранее мы уже упоминали, что преступления террористического характера, посягающие на общественную безопасность в нашем государстве, справедливо размещены законодателем в гл. 24 УК РФ. Учитывая, что основным объектом преступления, предусматривающего уголовную ответственность за акт международного терроризма, является мир и безопасность человечества, предлагаем изложить ч. 1 ст. 361 УК РФ в следующей редакции: «совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов и направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий».
Почему нами предлагается союз «и», а не «либо», как предусмотрено действующей ныне редакцией рассматриваемой уголовно-правовой нормы?
Уверены, что интересы России не противоречат целям мирного сосуществования государств и народов. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей речи на параде Победы на Красной площади 9 мая 2017 г. отметил: «Россия всегда будет на стороне сил мира, с теми, кто выбирает путь равноправного партнерства, кто отрицает войны как противные самой сути жизни и природе человека»; «для эффективной борьбы с терроризмом, экстремизмом, неонацизмом, другими угрозами необходима консолидация всего международного сообщества» [7].
Международный терроризм является одной из острейших проблем современности. Вопросы безопас-
ности приобретают новое измерение, как на национальном, так и на международном уровнях. Это важно учитывать в теории и практике международных отношений. Для борьбы с международным терроризмом, как обостряющейся глобальной проблемы, не достаточно усилий одной державы или группы государств, его преодоление требует коллективных усилий всего мирового сообщества. Вместе с тем, отсутствие согласованного на международном уровне определения международного терроризма является существенным препятствием в применении действующих международных договоров.
Литература
1. Самович Ю.В. О понятии «международный терроризм» // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.
2. Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
3. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М.: Междунар. отношения, 1991.
4. Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Международный терроризм в условиях глобализации // СПС «Консультант Плюс».
5. Дробот Г.А. Международный терроризм как объект изучения // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1.
6. Ендольцева Ю.В. Давность в уголовном праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
7. URL: http://www.liveinternet.ru/users/knigalyb/-post414769558/
References
1. Samovich Y.V. About the concept of «international terrorism» // Bulletin of the Tomsk state University. 2012. No. 361.
2. Karpets I.I. International Crimes. M., 1979.
3. LyakhovE.G. Terrorism and international relations. M.: International relations, 1991.
4. KuznetsovA.P., Marshukova N.N. International terrorism in conditions of globalization // ATP «Consultant Plus».
5. Drobot G.A. International terrorism as an object of study // Socio-humanitarian knowledge. 2008. No. 1.
6. Endoltseva Y.V. Statute of Limitations in criminal law: Candidate of law diss. M., 2013.
7. URL: http://www.liveinternet.ru/users/knigalyb/-post414769558/