УДК _343.2_ (075.8) ББК 67.408
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
МЕВЛУД ДЕМУРАЛОВИЧ ДАВИТАДЗЕ,
доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Одинцовского филиала МГИМО
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемы борьбы с терроризмом в современном мире и в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ понятия «терроризм», приведенного в ст. 205 УК РФ п.1, ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» от 26.02.2006 г., в которых были затронуты вопросы, связанные с преступлениями террористического характера. На анализе указанных норм была предложена новая редакция ст. 361 УК РФ, предусматривающая ответственность за акт международного терроризма.
Ключевые слова: терроризм, акт международного терроризма, преступление террористического характера, насилие, добровольцы, предупреждение, ответственность.
Annotation. In this article problems of fight against terrorism in the modern world and in the Russian Federation are considered. The comparative analysis of the concept "terrorism" given in Art. 205 of the Criminal Code of the Russian Federation of item 1, Art. 3 of the Federal Law "About Counteraction to Terrorism" of 26.02.2006 in which the questions, the bound to crimes of terrorist character were raised, is carried out. On the analysis of the specified norms the new edition of Art. 361 of the Criminal Code of the Russian Federation providing responsibility for the act of the international terrorism was offered.
Keywords: terrorism, act of the international terrorism, crime of terrorist character, violence, volunteers, prevention, responsibility.
Преступления террористического характера в последние десятилетия становятся актуальной проблемой для всего мирового сообщества.
Как свидетельствуют события, связанные с терроризмом, ни одна страна в современном мире не застрахована от него. Об этом говорят террористические акты, имевшие место как в России, европейских странах, так и в США.
После террористических актов в США 2001 г., в Манчестере 22 мая и Лондоне 4 июня 2017 г. (Великобритания) борьба с терроризмом в современном мире приняла другие масштабы, однако полностью предупредить и предотвратить проявления терроризма не удается, что и порождает необходимость объединения усилий мирового сообщества как для противодействия терроризму, так и для выработки общего понятия терроризма. Как известно, до настоящего времени в юридической практике отсутствует единое общепринятое понятие терроризма и террористического акта, что, естественно, влияет на эффективность противодействия и борьбы с их проявлениями.
Первоначальное определение «международный терроризм» использовалось в 70-х годах XX века, а начиная с 1996 года в связи с участившимися фак-
тами террористических актов в мире его часто стали использовать в рамках ООН. В частности, вопросы, связанные с преступлениями террористического характера, были затронуты в Конвенциях:
• о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
• о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970);
• о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971).
Проблемы, связанные с борьбой с терроризмом, стали актуальными не только на международном, но и на межгосударственном и региональном уровнях. Например, в ст. 1 Договора о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999) терроризм рассматривается как «противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:
• насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;
• уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;
• причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
• посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
• нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;
• иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом1».
В ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001) под терроризмом понимается:
а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении настоящей Конвенции (далее — Приложение), и как оно определено в этом договоре;
б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон2.
После сентябрьского теракта 2001 года в США был принят Закон о борьбе с терроризмом «Акт патриота». В гл. 113В Федерального УК понятие «терроризм» было расширено и стало охватывать такие понятия, как «международный терроризм», «внутригосударственный терроризм», «федеральные преступления терроризма», «кибертерроризм»3 и т.д.
Если провести параллель между соответствующими законами РФ и США, можно отметить, что в УК РФ отсутствует деление терроризма по аналогии с законом США о борьбе с терроризмом «Акт патриота»
от 2001 г., однако некоторые их позиции схожи.
В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.02.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» терроризмом признается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Согласно подпункту «з» п. 2 указанного закона под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях4.
В соответствий с ч. 1 ст. 205 УК РФ под террористическим актом признается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях5. В целом понятия террористического акта, данные в ч. 1 ст. 205 УК РФ и Федеральном законе от 26.02.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», совпадают.
Как известно, одной из важнейших задач уголовного законодательство согласно ч. 1 ст. 2 УК РФ является обеспечение мира и безопасности человечества. Учитывая данное положение уголовного законодательства, в гл. 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» законодателем была включена ст. 361 УК РФ, предусматривающая ответственность за акт международного терроризма.
Диспозиция ч. 1 указанной нормы предусматривает ответственность (как в США) за совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий.
Следует отметить, что положения ч. 1 ст. 205 УК РФ и ч. 1 ст. 361 в части совершения взрыва, поджога или иных действий совпадают. При этом ответственность за указанные действия в первом случае наступает, если они имели место на территории РФ, а во втором — за пределами РФ и были направлены как против граждан РФ, так и против интересов РФ. При этом, совершая террористический акт (ст. 205 УК РФ), виновный преследует цель дестабилизации деятельно-
сти органов власти или международных организаций либо цель оказывать воздействие на принятие ими решения. При акте международного терроризма (ст. 361 УК РФ) цель виновного заключается в том, чтобы путем совершения деяния, указанного в ч. 1 ст. 361 УК РФ, достичь нарушения мирного сосуществования государств и народов либо нанести вред интересам Российской Федерации.
Стремление Российской Федераций всеми законными средствами защищать как жизнь, здоровье, свободу и интересы своих граждан, где бы они ни находились, так и интересы РФ, устанавливая ответственность за акт международного терроризма (ст. 361УК РФ), полностью отвечает требованиям ч. 2 ст. 61 Конституции РФ и ст. 12 УК РФ.
При этом следует отметить, что ответственность по ст. 361 УК РФ не должна иметь избирательный характер и должна одинаково применяться в отношении любого лица, совершившего преступления, охватывающие ч. 1, 2 и 3 ст. 361 УК РФ, направленные не только против граждан и интересов Российской Федерации, но и против законных интересов иностранных граждан, лиц без гражданства или суверенных государств независимо от того, какими целями руководствовались в своих действиях виновные лица.
Необходимость постановки такого вопроса вытекает из того, что, как свидетельствуют последние события, отдельные граждане России (как и граждане иных государств) принимают (или принимали) активное участие в действиях, направленных как против интересов граждан, так и против законных интересов суверенных государств на неподконтрольных им территориях.
Подобные случаи в настоящее время наблюдаются в Сирии, Филиппинах и Украине. Например, по словам министра МВД РФ В.А. Колокольцева, в Сирии на стороне ИГИЛ воюют несколько тысяч добровольцев (по отдельным сведениям их около 10 тысяч), выходцев из РФ, в отношении которых возбуждено 477 уголовных произ-водств6. Вопрос об уголовном преследовании указанных лиц возник в связи с тем, что последние выступают на стороне запрещенной в России организации ИГИЛ против поддерживаемого РФ правительства Сирии, и тем самым их действия расцениваются как действия против интересов Российской Федерации в этой стране.
При этом вопрос об уголовной ответственности граждан-добровольцев РФ, воюющих в рядах вооруженных формирований ЛНР и ДНР против Украины и совершившие по законодательству этой страны тяжкие преступления, направленные как против интересов граждан, так и против интересов этой страны, по сей день в Российской Федерации не ставился. Так же не без соответствующего реагирования правоохранительных органов РФ остались действия граждан РФ, воюющих в составе НВФ в Абхазии и Южной Осетии против целостности грузинского государства и совершивших тяжкие преступления, подпадающие под понятие терроризма по законодательству Грузии. Ярким тому примером является бесчинство вооруженных сторонников Басаева в Аб-
хазии. Впоследствии Басаев и его сторонники, воодушевленные своими «победами», вернувшись в Чечню, стали ядром чеченских НВФ, устроивших ад террористических актов в России. Если бы правоохранительные органы РФ своевременно принимали в отношении указанных лиц за их «героизм» в Абхазии соответствующие меры, то РФ могла бы избежать двух вооруженных конфликтов в Чеченской Республике, унесших тысячи жизней граждан России. Однако, как видим, в данном случае так называемая целесообразность действий басаевцев в Абхазии и их безнаказанность, к сожалению, впоследствии привели к двум чеченским войнам. Не исключено, что так называемые нынешние добровольцы, действующие в составе НВФ за пределами РФ, как и басаевцы в свое время, могут в будущем представлять определенную угрозу внутри РФ.
Как известно, иностранные государства не всегда в состоянии привлечь к уголовной ответственности так называемых иностранных добровольцев и наемников за совершенные ими преступления, в том числе за акты международного терроризма на неподконтрольных территориях этих стран. Применяя в отношении таких лиц на территории РФ (невзирая на их принадлежность к гражданству того или иного государства, в том числе в отношении граждан РФ) соответствующие нормы уголовного законодательства, Российская Федерация может реализовать принцип неотвратимости наказания за совершенные деяния. Таким образом, РФ будет соблюдать положение нормы ч. 1 ст. 12 УК РФ, согласно которой граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступления против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. При этом следует отметить, что согласно положению ч. 1 ст. 12 УК РФ в части ... «против интересов, охраняемых УК РФ»... предполагается охрана прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение мира, безопасности человечества.
С целью предупреждения актов международного терроризма вне территории РФ от кого бы они ни исходили, направленных не только против интересов граждан РФ и интересов Российской Федерации, но и против иностранных граждан, лиц без гражданства и против общепризнанных интересов иностранных государств, считаем целесообразным статью 361 УК РФ «Акт международного терроризма» изложить в следующей редакции:
1. Совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против общепризнанных прав и законных интересов Российской
Федерации и других суверенных государств, а также угроза совершения указанных действий, —
наказывается.....
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказывается....
3. Участие или совершение акта международного терроризма в составе вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством иностранного государства7, —
наказывается.
4 Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, либо на объекты транспортной коммуникации, электростанции;
б) сопряжены с посягательством на объекты социального и гуманитарного назначения;
в) сопряжены с финансированием акта международного терроризма или вовлечением лица в совершение акта международного терроризма;
г) сопряжены с обучением и вооружением лица, совершившего акт международного терроризма;
д) повлекли по неосторожности смерть человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий8, -
наказывается.
Считаем, что такая редакция указанной нормы полностью отвечает:
• во-первых, положению ч. 2 ст. 1 УК РФ, согласно которой УК РФ основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, которые предусматривают в качестве одной из главных задач обеспечение мира и безопасности человечества;
• во-вторых, положению ч. 1 ст. 2 УК РФ, где указаны, что одной из основных задач УК РФ является обеспечение мира и безопасности человечества;
• в-третьих, положению и сущности гл. 34 УК РФ, в которой уголовная ответственность предусматривается за «преступления против мира и безопасности человечества».
При оставлении ст. 361 УК РФ в действующей редакции, предусматривающей ответственность за акты международного терроризма, подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, оставляя при этом за рамками уголовно-право-
вой охраны интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, а также законные интересы иностранных государств, она не вполне будет соответствовать положению и духу главы 34 УК РФ, главной целью которой является защита мира и безопасности человечества, а не интересы отдельно взятой страны и ее граждан.
Известно, что уважение и защита общепризнанных интересов иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных государств будет являться залогом защиты законных интересов наших граждан и нашей страны во всем мире.
Литература
1. См.: http://docs.cntd.ru/document/901824672.
2. См.: https://normativ.kontur.ru/document?modul еЫ=^оситеп№10927.
3. См.. http://isfic.info/forug/zarug51.htm.
4. См.: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_58840/4fdc493704d123d418c32ed33 872ca5b3fb16936/.
5. См.: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/.
6. 6https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/161777.
1 См.: http://docs.cntd.ru/document/901824672.
2 См.: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docu mentId=10927.
3 См.. http://isfic.info/forug/zarug51.htm.
4 См.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58 840/4fdc493704d123d418c32ed33872ca5b3fb16936/.
5 См.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/.
6 https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1%81<Ж1%82(^0%В8/161777.
7 В ч. 2 ст. 208 УК РФ ответственность предусматривается за участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. Это означает, что РФ дает индульгенцию от ответственности всем, в том числе и своим гражданам, если они участвуют на территории иностранного государства в составе вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством данного государства и совершивших преступления против законных интересов этого государства.
8 Под иными тяжкими последствиями как и п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ следует понимать причинение гражданам различного вреда здоровью или значительного материального ущерба, нарушение работы объектов социального назначения, разрушение или блокировка объектов транспортной коммуникации и связи, заражение местности и существенное ухудшение экологической обстановки, дестабилизация обстановки в регионе, возникнавение паники и массового страха населения и поток беженцев из региона, гибель людей, необходимость объявления чрезвычайного или военного положения в регионе и. т.д. При квалификации деяний, предусмотренных в ч. 1, 2 и 3 ст. 361 УК РФ, использовать положения примечаний и квалифицирующих признаков ст. 205 и 205.1 УК РФ.