УДК 37:01/02?
00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-183-189
ВОПРОС О РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ
Н. П. Рихтер
Средняя общеобразовательная школа № 14, Красногорск
Рассмотрены взгляды представителей педагогической психологии в России конца XIX - начала ХХ в. по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей. Анализируются исследования ученых, стремящихся к реформированию современной им школы, постановке в центр школы ученика, его запросов и потребностей, всестороннему экспериментальному изучению детской природы, формулированию целей воспитания на основе научных данных.
Описываются выводы экспериментальных наблюдений психологов над законами развития эстетического чувства у детей, опыты по эстетике цветовых и музыкальных восприятий, мысли о необходимости предоставления ребенку свободы в развитии эстетического чувства, о важном значении эстетических чувств для нравственного воспитания детей.
В исследовании затрагиваются подходы психологов к решению проблемы влияния искусства и, в частности, музыки на организм ребенка, ее воздействия на настроение и эмоциональную сферу, признания музыки важнейшим средством эстетического воспитания, необходимым элементом воспитания в школе.
Ключевые слова: педагогическая психология, эстетические чувства, эстетическое воспитание, развитие эстетических чувств, гармоничное развитие, индивидуальность ребенка, искусство, музыка, пение.
Педагогическая психология является одной из важнейших отраслей научного знания, изучение которой необходимо педагогу для более глубокого понимания природы каждого ребенка, выбора путей взаимодействия, достижения наиболее значимых результатов в обучении и воспитании, развития детских талантов. Исследование истории педагогической психологии, взглядов и подходов психологов прошлого по вопросу о сущности и развитии эстетических чувств имеет особую ценность для современного учителя.
Продолжая традиции, заложенные К. Д. Ушин-ским, осознававшим, что психическое развитие человека во многом зависит от внешних влияний, в том числе от воспитания, однако призывавшего прежде всего к познанию человека, необходимости понимания объективных законов воспитания, опоре на широкий круг наук - философию, логику, анатомию, физиологию и другие, первое место отводившему именно психологии («Конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками») [1, с. 390391]), ученые разных отраслей знаний рубежа Х1Х-ХХ вв. с целью реформирования школы создали и развивали педагогическую психологию как новое направление научного изучения индивидуальности детей, основанное на систематическом наблюдении и изучении природы ребенка с помощью эксперимента.
Одним из первых трудов по данному направлению была книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (отдельное издание вышло в 1877 г.),
где впервые был введен в научный оборот термин «педагогическая психология». В качестве синонимов терминов «педагогическая психология», «педология» чаще использовался термин «экспериментальная педагогика». Видными представителями науки за рубежом были немецкие педагоги В. Лай (1862-1926), Э. Мейман (1862-1915), французский психолог А. Бине (1857-1911), американские ученые Э. Ли Торндайк (1874-1949) и Г. Стенли Холл (1846-1924), в России А. П. Нечаев, В. М. Бехтерев, Н. Е. Румянцев, А. Ф. Лазурский, Г. И. Россо-лимо, Д. А. Дриль, Ц. П. Балталон и другие.
В этот период русским психологом А. Ф. Лазур-ским (1874-1917) был разработан естественный эксперимент, дающий возможность не нарушать привычную деятельность учеников и учителей при изучении педагогических явлений, в 1901 г. А. П. Нечаев (1870-1948) в работе «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» одним из первых в России сделал попытку использовать данные экспериментальной психологии в дидактических целях [2, с. 33]. В Санкт-Петербурге были открыты Педагогическая академия и Психоневрологический институт, возникло Общество экспериментальной психологии, организовывались психологические кабинеты при учебных заведениях [2, с. 31], проводились съезды по педагогической психологии (в 1906, 1909 гг. и т. д.), созданы экспериментальные учебные заведения, в 1908 г. под редакцией А. П. Нечаева и Н. Е. Румянцева стал издаваться «Ежегодник экспериментальной педагогики», публиковались статьи в журналах,
психолого-педагогическая литература, читались курсы для учителей, лекции.
Значительное внимание в своих исследованиях ученые уделяли экспериментальному исследованию природы эстетических чувств. На Втором Всероссийском съезде по педагогической психологии, состоявшемся 1-5 июня 1909 г. в Санкт-Петербурге, где обсуждались вопросы психологических основ воспитания, психологических основ обучения и другие, одним из важных вопросов был «искусство в жизни ребенка (психологические основы эстетического воспитания)» [2, с. 3].
Утверждая сложность вопроса о сущности и педагогическом значении эстетического чувства, А. П. Нечаев искал ответ на вопрос: «каковы психологические условия эстетического наслаждения и полезно ли оно в биологическом отношении?» [3, с. 236]. Согласно мнению ученого, эстетическое наслаждение связано с переживанием удовольствия, является бескорыстным, незаинтересованным чувством, когда вещь нравится нам сама по себе, без всяких посторонних соображений [3, с. 237].
Н. Е. Румянцев (умер в 1919 г.) предлагал для выяснения идеала воспитания понять, «что такое идеальная личность» [4, с. 14-18], в интересах гармонического развития не бороться с индивидуальными особенностями, а «необходимо ими дорожить, как ценными элементами личности, определяющими силу человека, его способности и призвание» [4, с. 18]. Психология детства как основа современной педагогики должна прежде всего ответить на вопрос, «кого учить», решить «вопрос об объекте воспитания - ребенке» [4, с. 20]. Задача воспитания - «развить до возможных пределов все природные задатки человека и сделать его способным к дальнейшему умственному самообразованию, нравственному самоопределению и борьбе за свои идеалы» [4, с. 92].
В докладе «Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей», прочитанном на Первом Всероссийском съезде учителей городских по Положению 1872 г. училищ 7-14 июня 1909 г., Н. Е. Румянцев отмечал, что в современной психологии «все более и более выясняется роль чувства в психической жизни и в частности в деле познания», в школе обращают больше внимания на воспитание эмоциональной стороны жизни ребенка, развитие его воли, возбуждение самодеятельности; приобретение знаний стремятся соединить с переживанием приятных эмоций, эстетических чувств. Перед педагогической наукой ставится задача - выбрать наиболее целесообразные средства эстетического воспитания. Решить задачу можно двумя путями: изучением теорий эстетического чувства или наблюдением над законами развития эстетического чувства у детей.
Второй путь - более правильный, на него и вступила уже экспериментальная педагогика [5, с. 351].
Ссылаясь на опыты зарубежных ученых над развитием эстетического чувства, вывод Э. Мейма-на о том, что эстетическое чувство развивается у детей очень медленно и «большая часть настоящего мира искусства не существует для младших учеников народной школы» [5, с. 352], Н. Е. Румянцев признавал, что эстетическое чувство развивается параллельно с расширением умственного кругозора, с эволюцией представлений о прекрасном.
Для анализа представлений детей о красивом в разных возрастах Н. Е. Румянцев проводил опыт, в ходе которого просил класс писать все, что придет в голову, при мысли о приятном, при воспоминании о чем-либо красивом. Мысли детей отличались большим разнообразием, это были не случайные ассоциации. Каждый ребенок писал слова в том порядке, как ему действительно припоминалось что-нибудь красивое (цветы, кукла, зайчик...). Дети разных возрастов думали о разном: в 8-9 лет - это платье, цветы, лента, стол, в 16-17 лет - природа весной, Исаакиевский собор, театр, музыка, ваза, статуя, водопад, море, стихи, любовь [5, с. 353357]. Вывод - детям начальной школы настоящее эстетическое суждение недоступно. Отсюда - выбор средств эстетического воспитания: «Для развития эстетического чувства ребенка необходимо окружить его доступными его пониманию красивыми впечатлениями, нужно сделать так, чтобы все окружающее ребенка было насыщено красотою в доступной ему форме» [5, с. 361].
20 февраля 1898 г. на заседании учебного отдела Общества распространения технических знаний Ц. П. Балталон (1855-1913) прочел сообщение «Из психологии творчества», в котором выражал уверенность в том, что воспитание эстетического чувства (или чувства красоты) имеет такое же важное значение, как и воспитание ума. Развитие его состоит «в расширении способности чувствовать сходства и различия, гармонию и дисгармонию» [6, с. 139]. На Первом Общероссийском съезде по педагогической психологии (1906) в докладе «Эстетическое чувство. Опыты по эстетике цветовых и музыкальных восприятий» Ц. П. Балталон спрашивал: «Что такое эстетическое чувство, из какого более простого чувства оно образуется, в силу какой биологической потребности оно широко развивается, обнимая собою обширную область культуры?» [7, с. 60-61]. Описывая опыты с геометрическими фигурами по эстетике зрительно-пространственного восприятия, ученый констатировал, что ближайшим условием красоты пространственных форм является возбуждаемое ими эмоциональное состояние, выражающееся в интенсивном чувстве сходства отношений [7, с. 61].
Выводы данного исследования, опубликованные в журнале «Вопросы философии и психологии» и обсужденные на заседании Московского психологического общества, побудили Ц. П. Балта-лона обратиться к экспериментальной проверке той же гипотезы в двух других областях - цветовых и музыкальных восприятий. Суть первого опыта состояла в предложении большому количеству испытуемых (взрослым, детям, рабочим) картонок с различными цветовыми сочетаниями. Результат - то, что симметрия и ритм были признаны красивыми абсолютным большинством, сочетания ассиметрии и аритмии решительно отвергались. Вывод - действие общего закона или «принципа соотношений сходства определяющего природу эстетического чувства» [7, с. 62-66].
Проверке данной гипотезы были посвящены и опыты по эстетике музыкальных восприятий. Объясняя отличие музыкального звука от шума, в акустике это «ряд периодических колебаний воздуха», с точки зрения физиологии «ряд однообразных сходных раздражений слухового нерва в тот же промежуток времени», Ц. П. Балталон задал вопрос о том, что представляет звук с психологической точки зрения. «Музыкальное звуковое ощущение, соответствующее простому музыкальному тону, это - длительный психический процесс, ряд сходных звуковых возбуждений, отделенных друг от друга сходными промежутками времени; эти сходные возбуждения, сливаясь между собою в сознании, порождают то приятное чувство сходства звуковых отношений, которое мы называем эстетическим чувством» [7, с. 67].
Опыты Ц. П. Балталона по вопросу об условиях эстетической приятности впечатления, производимого одновременным звучанием двух музыкальных звуков, заключались в предложении испытуемым различных интервалов, звучащих на фортепиано, когда необходимо было отметить те из них, которые звучали «приятно». В итоге интервалы распределились по степени «приятности» так: большая терция, квинта, октава. Неприятными были признаны секунда и септима. Причины этих различий Ц. П. Балталон видел в природе звука, наличии в составе каждого двузвучия элементов сходства и различия. В составе септимы, например, не встречалось ни одной пары сходных по числу колебаний тонов, в составе секунды -одна пара. В составе же двузвучий, признанных большинством эстетически приятными, количество сходных тонов значительно [7, с. 68-71]. Таким образом, музыкально-эстетическое чувство при этом определилось как «чувство интенсивного сходства звуковых отношений, воспринимаемых в определенный, краткий момент времени» [7, с. 72].
Экспериментальные исследования в области пространственных, цветовых и музыкальных восприятий дали основание ученому заключить, что эстетическое чувство имеет свой источник «из коренной потребности психического организма человека в восприятии и усвоении отношений сходства как в окружающей внешней среде, так и в собственной деятельности» [7, с. 72]. По Ц. П. Балтало-ну, эстетическое чувство - это чувство, содействующее интересам самой жизни, когда открытие, накопление и созидание всякого рода сходств приятно само по себе, без отношения к практической пользе, когда удовольствие восприятия сходств постепенно обращается в особое пристрастие к двигательному, цветовому, звуковому, словесному, образному ритму как одному из отличительных особенностей человеческой психики, как основе искусства [7, с. 73].
В прениях по докладу Ц. П. Балталона на съезде Д. А. Дриль (1846-1910) высказал мнение: «Прекрасный доклад Ц. П. затрагивает важный в воспитательном отношении вопрос о влиянии музыки. Последняя сильно влияет на мозговое кровообращение, на настроение и эмоциональную сферу вообще. Поэтому понятно, что такой фактор, как музыка, может быть очень сильным и плодотворным средством в руках способных и образованных воспитателей. Не будем забывать, что настроение и эмоциональная сфера лежат в основе нашей умственной жизни, наших отношений к окружающим. Недаром греки - эти поклонники гармонического развития, видели в музыке необходимый элемент воспитания... Я только делаю предложение, чтобы секция высказалась за постановку вопроса о введении музыки как элемента воспитания в школы, будущему съезду» [7, с. 76-77].
Профессор И. А. Сикорский (1842-1919) в 1909 г. писал, что чувство определяет характер человека и выражается во всех сторонах его жизни, поэтому правильное развитие чувств (эстетических, интеллектуальных, нравственных) - одна из важнейших задач воспитания [8, с. 79].
Николай Дмитриевич Виноградов (род. в 1868 г.) сформулировал общую цель воспитания как «стремление к гармоничному развитию всех лучших сторон человеческой природы» [9, с. 50]. При этом необходимым ученый признавал развитие основных эмоций, на основе которых создаются более высокие формы эмоциональной жизни - интеллектуальные, моральные и эстетические [9, с. 51].
Рассматривая природу эстетического чувства с психологической точки зрения, Н. Д. Виноградов подчеркивал, что эстетическое чувство имеет биологическое происхождение, связано с процессом развития и эволюции человека, постепенно осложнялось в связи с ростом культуры [9, с. 303-305].
Роль эстетического чувства в жизни человека очень велика [9, с. 308].
Н. Д. Виноградов отмечал, что эстетическое чувство - своеобразное душевное переживание, связанное с восприятием прекрасного. В элементарной форме эстетическое чувство связано с органами чувств - зрением и слухом, на основе восприятий получаются эстетические переживания, которые затем осложняются, к ним присоединяются высшие проявления этой эмоции, в возникновении которых большая роль принадлежит разного рода представлениям, ассоциациям, идеям и мыслям [9, с. 300-301].
Главная задача воспитателей - дать ребенку с самого раннего возраста свободу в развитии эстетического чувства, материал, на почве которого может развиться эстетическая эмоция. Вся обстановка, жизнь ребенка должны доставлять обильный и разнообразный материал для развития, упражнения и укрепления этой эмоции (игрушки, пластический материал, рисование, лепка) и развития творческих способностей [9, с. 315-316].
Музыка, которая «считается необходимым предметом общего образования, преследующим, главным образом, эстетические цели или цели эстетического воспитания», имеет при этом огромное значение [9, с. 316]. Однако насильственное культивирование эстетического чувства без ясно выраженных задатков может только подавить естественные эмоциональные тенденции, привести к отрицательным результатам, внушить чувство отвращения к этим упражнениям. Нужно предоставить ребенку свободу в развитии эстетического вкуса; знакомить его с известными образцами искусства, совершенными произведениями человеческого творения. Оценка этих творений должна носить самостоятельный характер, а не иметь принудительного отношения [9, с. 317-319].
Психолог М. С. Григорьевский (род. в 1872 г.) отмечал, что эстетические чувствования детей более исследованы. Именно в отношении способности к художественному творчеству индивидуальные различия проявляются особенно сильно, так как большую роль играет дарование [10, с. 248].
Рассматривая вопрос о «высших чувствах», наряду со зрительным ощущением М. С. Григорьевский упоминал о слуховых ощущениях. Благодаря слуху мы познаем свойства предметов, голоса птиц и животных, через звуки открывается внутренняя жизнь людей. Психолог ссылался на П. Ф. Капте-рева: «Звуки служат для нас и источником эстетических наслаждений (музыка). Сочетаясь по законам гармонии и мелодии, звуки заставляют нас переживать различные волнения, уносят нас от жизненных забот в царство вечной красоты» [10, с. 55].
Психолог различал ощущения слуха (музыкальные пьесы, гласные звуки) и шумы (плеск воды), писал о значении музыкальных тонов и способности их различать для душевной жизни человека. Объяснял физическую природу слуховых ощущений, понятие тембра [10, с. 56].
Важный момент в лекциях М. С. Григорьевского для народных учителей - объяснение природы эстетических чувствований, отличия которых в том, что «вызывающая их деятельность имеет своей целью не только отправление жизненной или социальной функции, но удовольствие от упражнения в этом». Эстетические чувствования возникают по поводу восприятий красоты в природе и искусстве, имеют в основе прирожденную человеку идею красоты как воплощение любви: «Искусство и любовь одно» (Гюйо). Особенность эстетических чувствований - спокойное эстетическое созерцание произведений искусства, мелодий, звуков путем зрения, слуха, воображения. Важно при этом отметить роль эстетических чувствований как «подспорья» для нравственного воспитания. «В душе того, кто сильно чувствует красоту и кто любит ее бескорыстно, вряд ли могут найти себе место низменные чувства» [10, с. 185-186].
По мысли М. С. Григорьевского, эстетические чувствования помогают человеку в борьбе с дурными привычками, пьянством, неряшливостью, в выработке привычки к порядку, вежливости, хорошим манерам, открывают человеку более широкий взгляд на всю человеческую жизнь и на мир; возбуждают религиозные чувства, умиротворяют душу. Поэтому важно научить детей «не быть слепыми при виде живописных красот», заботиться о развитии в детях эстетических чувствований с помощью созданий красивой обстановки дома и в школе, природы, знакомства с произведениями искусства, ваяния, музыки, чтения поэтических произведений в школе. Нельзя при этом забывать об эстетическом значении музыки и пения и неотразимом влиянии их на людей. Песня и музыка оказывают на детей благотворное действие, поэтому «пение должно занимать в школе почетное место. Пусть детей научат тем нашим народным песням, пусть выучат петь и лучшие из наших патриотических песен и многочисленные песни наших композиторов. Тогда они проникнутся отвращением к тем глупым романсам и частушкам, которые распеваются с таким удовольствием нашей молодежью по выходе из школы» [10, с. 187-189].
Идеал личности для М. М. Рубинштейна (18781953) - всесторонне и индивидуально развитая, сильная, жизнеспособная, социальная, самодеятельная, представляющая собой культурно-нравственную силу цельная личность, неповторимая индивидуальность, которая развивается только при
помощи культуры, при стремлении к сознательному, свободному культивированию своего я самодеятельным путем, продукт духовной свободы, творчества самого человека [11, с. 65-87].
В работе «Эстетическое воспитание детей» ученый ставил эстетическое воспитание на один уровень с нравственным, религиозным и интеллектуальным. Искусство для психолога было важнейшим средством приобщения детей к красоте, пробуждения добрых чувств, побуждения к нравственному поведению. Идеальной целью эстетического воспитания он признавал «взращивание эстетических творцов», реальной целью считал воспитание эстетической восприимчивости, способности «перенимать и ценить красивое и эстетичное» [12, с. 59-60]. Свое мнение М. М. Рубинштейн выражал словами Корнелиуса: «Нет надежды сделать из всего народа художников-мастеров, но можно надеяться воспитать народ, который будет понимать своих художников» [12, с. 61].
Особое значение М. М. Рубинштейн придавал музыке и хоровому пению, считал их «громадным эстетически воспитательным фактором». Ученый был против постановки пения в школе, когда из учеников выбирали «готовых певцов», большинство ребят оставляя без пения, настаивал, чтобы пение было обязательным для всех, за исключением тех, кто совсем не поддается музыкальному воспитанию [12, с. 120]. В классическом и национальном искусстве психолог видел основу формирования у детей чувства красоты, рекомендуя учителям не только исполнять музыку с детьми, но и пояснять им «настроение музыкальной вещи» [12, с. 130].
Крупнейший физиолог и психолог В. М. Бехтерев (1857-1927) считал решение вопроса о целях воспитания непосредственным делом педагогической науки [13, с. 44], признавал музыку «особо важным фактором эстетического воспитания». Ученый утверждал, что эстетическое воспитание должно начинаться с первых дней детства [14, с. 51], был убежден, что от этого в значительной мере зависит эстетическое и нравственное развитие человеческой личности [14, с. 57].
В статье «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» -докладе на заседании педагогической секции по изучению влияния музыки на организм при Психоневрологическом институте в мае 1914 г. -В. М. Бехтерев отмечал, что с развитием музыкального слуха развивается эстетическое музыкальное чувство, музыкальный слух предъявляет иные требования к музыкальному произведению [14, с. 47-48].
Слух для ребенка важнее зрения, дети очень рано начинают воспроизводить мотивы, и даже дети идиоты, неспособные к речи, могут напевать мело-
дии или быть отличными музыкантами, оставаясь равнодушными к самым изящным изображениям. Следовательно, «развитие музыкального слуха у детей должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста, уже способна возбуждать эстетическую эмоцию» [14, с. 52].
В. М. Бехтерев призывал устранить все, что нарушает правильное развитие слуха - болезни, резкие звуковые эффекты, «побрякушки», бережно обращаться с ним, постепенно развивая музыкальность у детей. Признаком соответствия музыки слуху ребенка, доступности уровню его развития психолог считал сосредоточение. В качестве примера он приводил воздействие колыбельной песни, успокаивающей психику, нежное звучание дуэта из «Пиковой дамы» на граммофоне. Ученый заметил, что по мере роста ребенка на него оказывает влияние ритм, позднее изменение высоты тонов или мелодия звуков, затем тембр или музыкальная окраска, тон речи. С возрастом меняется и отношение детей к музыкальным пьесам: в раннем детском возрасте бравурная музыка не переносится ребенком, со временем начинает оживлять его, возбуждая радостные эмоции [14, с. 48-51].
По мысли В. М. Бехтерева интерес к пению следует поддерживать и развивать, устраивая общие игры с пением, например в виде маленького хоровода, танцев. Существенную помощь при этом могут оказать музыкальные инструменты (аристон, а позднее небольшой граммофон с умело подобранными пластинками и рояль, особенно если его совмещать с пением) [14, с. 54-55].
Таким образом, педагогическая психология как направление русской научной мысли рубежа XIX-ХХ вв. уделила значительное внимание исследованию вопроса о природе и развитии эстетических чувств. Ученые путем наблюдения над законами развития эстетического чувства у детей пришли к выводу, что эстетическое чувство развивается с возрастом, параллельно с расширением умственного кругозора, с эволюцией представлений о прекрасном (Н. Е. Румянцев).
Русские психологи проводили опыты по эстетике цветовых и музыкальных восприятий, определили музыкально-эстетическое чувство как чувство «сходства звуковых отношений, воспринимаемых в определенный краткий момент времени» (Ц. П. Балталон). Мыслители призывали учителей и воспитателей предоставить ребенку с самого раннего возраста свободу в развитии эстетического чувства (Н. Д. Виноградов), отмечали значение эстетических чувствований для нравственного воспитания ребенка (М. С. Григорьевский). Важное место в исследованиях занимала проблема влияния искусства на ребенка, воздействие музыки на мозг,
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)
кровообращение, настроение, эмоциональную роннему естественно-научному изучению приро-
сферу вообще (В. М. Бехтерев). Педагоги-психоло- ды ребенка, формулировали цели воспитания на
ги признавали музыку «очень сильным и плодо- основании систематического наблюдения, стати-
творным средством в руках способных и образо- стики и эксперимента, призывали учителей быть
ванных воспитателей», а значит, «необходимым психологами, овладевать основами биологиче-
элементом воспитания в школе» (Д. А. Дриль). ских, антропологических и психологических зна-
Представители педагогической психологии ний, придавали большое значение развитию инди-
конца XIX - начала ХХ в. стремились к всесто- видуальности.
Список литературы
1. Лордкипанидзе Д. О., Днепров Э. Д. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974. С. 365-413.
2. Труды Второго Съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. 1-5 июня. Отчет, составленный секретарем съезда М. И. Коноровым при содействии секретарей съезда А. И. Неклюдовой и Н. Е. Румянцева. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1910. 401 с.
3. Проф. А. П. Нечаев. Очерк психологии для воспитателей и учителей. С рисунками в тексте и с приложением указателя избр. психолог. сочинений. 5-е изд. СПб.: Тип. П. П. Сойкина. 348 с.
4. Румянцев Н. Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. М.: Изд-во ж. «Народный учитель». Тип. «Общественная польза», 1913. 256 с.
5. Румянцев Н. Е. Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей // Труды Первого Всероссийского съезда учителей городских по Положению 1872 года училищ 7-14 июня 1909 года / под ред. В. Л. Самсонова и Г. Г. Тумима: в 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. Монтвида, 1910. С. 350-363.
6. Извлечение из протоколов Учебного отдела Общества распространения технических знаний. Заседание 20 февраля 1898 года // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 134-140.
7. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая - 4 июня). Отчет, составленный секретарем съезда М. И. Короковым. СПб., 1906. 280 с.
8. Профессор И. А. Сикорский. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд., доп. Киев: Лито-тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1909. 112 с.
9. Виноградов Н. Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Лекции по записям слушательниц. Пособие для экзамена. Ч. I. М.: Тип. В. И. Воронова, 1916. 367 с.
10. Григорьевский М. С. Лекции по педагогической психологии, читанные народным учителям, с 16 рисунками в тексте. Н. Новгород: Издание Нижегородского губернского земства, 1914. 264 с.
11. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: К. И. Тихомиров, 1913. 594 с.
12. Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей. М.: Практические знания, 1915. 130 с.
13. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1997. 512 с.
14. Бехтерев В. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства // Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 47-57.
Рихтер Нина Павловна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 (ул. Игната Титова, 5, Красногорск, Россия, 143401). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.06.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-183-189
THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC FEELINGS IN CHILDREN EDUCATIONAL PSYCHOLOGY OF RUSSIA AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES
N. P. Rikhter
Secondary General School No. 14, Krasnogorsk, Russian Federation
The article is devoted to consideration of the views of the representatives of pedagogical psychology in Russia in the late XIX - early XX centuries on the question of the nature and development of aesthetic feelings in children. The paper examines the research of scientists seeking to reform the contemporary school setting in the center of the school of the student, his or her requests and needs, a comprehensive experimental study of children's nature, goals, education on the basis of scientific data.
The paper describes the findings of the pilot observations of psychologists over the laws of development of aesthetic sense in children, experiments on colour aesthetics and music perception, thoughts about the necessity of giving the child freedom to develop aesthetic sense, the importance of the aesthetic feelings for moral education of
children. The study addresses the approaches of psychologists to the problem of the influence of art, and in particular, music, on the body of the child, its impact on mood and emotional state, recognition of music as the most important means of aesthetic education, a necessary element of education in school.
The article is based on the study of the history of educational psychology, attitudes and approaches of educators of the past to the question of the nature and development of aesthetic feelings, shows the value of the thoughts of scientists of the period of formation of pedagogical culture of the modern teacher, the motivation of teachers to a more careful monitoring of children, the study of children's individuality, desire for disclosure of creative abilities in each child.
Key words: educational psychology, aesthetic sense, aesthetic education, aesthetic development of the senses, harmonious development of the individuality of the child, art, music, singing.
References
1. Lordkipanidze D. O., Dneprov E. D. Pedagogicheskoye naslediye K. D. Ushinskogo [Pedagogical heritage of K. D. Ushinsky]. Ushinskiy K. D. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya. V 2 t. T. 2. [Ushinsky K.D. Selected pedagogical works. In 2 volumes. Vol. 2]. Ed. A. I. Piskunova (executive editor), G. S. Kostyuk, D. O. Lordkipanidze, M. F. Shabaeva. Moscow, Pedagogika Publ., 1974. Pp. 365-413 (in Russian).
2. Trudy Vtorogo S"ezda po pedagogicheskoy psikhologii v S.-Peterburge v 1909 g. 1-5 iyunya. Otchet, sostavlennyy sekretarem s"ezda M. I. Konorovym pri sodeystvii sekretarey s"ezda A. I. Neklyudovoy i N. E. Rumyantseva [Proceedings of the second Congress on educational psychology in St. Petersburg in 1909, 1-5 June. Report from the Congress Secretary M. I. by Kononovym with the assistance of the secretaries of the Congress A. I. nekludova and N. E. Rumyantsev]. St. Petersburg, Tip. P. P. Soykina Publ.,1910. 401 p. (in Russian).
3. Prof. A. P. Nechaev. Ocherk psikhologii dlya vospitateley i uchiteley. S risunkami v tekste i s prilozheniem ukazatelya izbr. psikholog. sochineniy. 5-e izd. [Outline of psychology for educators and teachers. With pictures in the text and with an index of selected psychological messages]. St. Petersburg, Tip. P. P. Soykina Publ. 348 p. (in Russian).
4. Rumyantsev N. E. Lektsii po pedagogicheskoy psikhologii dlya narodnykh uchiteley [Lectures on educational psychology for national teachers]. Moscow, Izd-vo zh. Narodnyy uchitel'. Tip. Obshchestvennaya pol'za Publ., 1913. 256 p. (in Russian).
5. Rumyantsev N. E. Eksperimental'nye dannye po voprosu o razvitii esteticheskogo chuvstva u detey [Experimental data on the development of aesthetic sense in children]. Trudy Pervogo vserossiyskogo s"ezda uchiteley gorodskikh po Polozheniyu 1872 goda uchilishch 7-14 iyunya 1909 goda. V 2 t. T. 1 [The First All-Russian Congress of Teachers of the City in accordance with the Regulations of 1872 of the Schools June 7-14, 1909. In 2 volumes. Vol. 1]. Ed. V. L. Samsonov and G. G. Tumim. St. Petersburg, Tip. Montvida Publ., 1910. Pp. 350-363 (in Russian).
6. Izvlecheniye iz protokolov Uchebnogo otdela Obshchestva rasprostraneniya tekhnicheskikh znaniy. Zasedaniye 20 fevralya 1898 goda [Extract from the protocols of the study department of the Society for the dissemination of technical knowledge. The meeting, on 20 Feb. 1898]. Vestnik vospitaniya - Herald of Education, 1898, no. 4, pp. 134-140 (in Russian).
7. Trudy pervogo vserossiyskogo s"ezda po pedagogicheskoy psikhologii v S.-Peterburge v 1906 g. (31 maya - 4 iyunya). Otchet, sostavlennyy sekretarem s"ezda M. I. Korokovym [Proceedings of the first all-Russian Congress on educational psychology in St. Petersburg in 1906 (31 may -4 June). Report from the Congress Secretary M. I. Korokovym]. St. Petersburg, 1906. 280 p. (in Russian).
8. Professor I. A. Sikorskiy. Psikhologicheskiye osnovy vospitaniya i obucheniya [Psychological foundations of education and training]. Kiev, Lito-tip.T-va I. N. Kushnerev i K, Kievskoye otdeleniye Publ.,1909. 112 p. (in Russian).
9. Vinogradov N. D. Pedagogicheskaya psikhologiya v svyazi s obshchey pedagogikoy. Lektsii po zapisyam slushatel'nits. Posobiye dlya ekzamena. Ch. 1 [Educational psychology in connection with General education. Lectures on the records of the trainees. Guide for exam. Part 1]. Moscow, Tip. V. I. Voronova Publ.,1916. 367 p. (in Russian).
10. Grigor'evskiy M. S. Lektsii po pedagogicheskoy psikhologii, chitannye narodnym uchitelyam s 16 risunkami v tekste [Lectures on educational psychology, read to teachers with 16 drawings in the text]. Nizhny Novgorod, Izdaniye Nizhegorodskogo gubernskogo zemstva Publ., 1914. 264 p. (in Russian).
11. Rubinshteyn M .M. Ocherk pedagogicheskoy psikhologii v svyazi s obshchey pedagogikoy [Essay in pedagogical psychology in connection with general pedagogy]. Moscow, K. I. Tikhomirov Publ.,1913. 594 p. (in Russian).
12. Rubinshteyn M. M. Esteticheskoye vospitaniye detey [Aesthetic education of children]. Moscow, Prakticheskiye znaniya Publ., 1915. 130 p. (in Russian).
13. Kharlamov I. F. Pedagogika: ucheb. posobiye [Pedagogy: tutorial]. Moscow, Yurist Publ., 1997. 512 p. (in Russian).
14. Bekhterev V. Znacheniye muzyki v esteticheskom vospitanii rebenka s pervykh dney ego detstva [The importance of music in the aesthetic education of the child from the first days of his childhood]. Vestnik vospitaniya - Herald of Education, 1915, no. 6, pp. 47-57 (in Russian).
Rikhter N. P., Secondary General School No. 14 (ul. Ignat Titova, 5, Krasnogorsk, Russian Federation, 143401). E-mail: [email protected]