Научная статья на тему 'Художественная импровизация как средство эмоционального развития детей 5-7 лет'

Художественная импровизация как средство эмоционального развития детей 5-7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ / ARTISTIC MOOD-IMAGE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / AESTHETIC FEELING / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ-ОБРАЗ / "СЛОВАРЬ ЭМОЦИЙ" / "DICTIONARY OF EMOTIONS" / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / САМОВЫРАЖЕНИЕ / SELF-EXPRESSION / УРОВНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ (НАЧАЛЬНЫЙ / LEVELS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF 5-7 YEAR OLD CHILDREN (INITIAL / НЕУСТОЙЧИВЫЙ / UNSTABLE / ДОСТАТОЧНЫЙ) / SUFFICIENT) / EMOTIONAL DEVELOPMENT BY MEANS OF ART IMPROVISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Розова Ирина Николаевна

В статье рассматривается проблема эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении. С учетом мнений общепризнанных в психологии и педагогике ученых таких, как: В. А. Сухомлинский, В. Г. Ражников, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, В. О. Усачева, Б. Л. Яворский, раскрывается возможность использования художественной импровизации как средства эмоционального развития детей. Представлены три позиции на эстетическое чувство, сформулированные в монографии И. Л. Вахнянской, на которые автор опирается при описании возможностей передачи эстетических эмоций и чувств посредством художественной импровизации. Процесс эмоционального развития детей 5-7 лет рассматривается как целостное, динамическое, личностное образование, имеющее собственную структуру, состоящую из взаимосвязанных компонентов: когнитивно-подражательного, инициативно-подражательного, продуктивно-личностного. В публикации приведены обобщенные результаты экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Розова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная импровизация как средство эмоционального развития детей 5-7 лет»

УДК 37.01

И. Н. Розова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Э. В. Зауторова

Череповецкий государственный университет

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В статье рассматривается проблема эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении. С учетом мнений общепризнанных в психологии и педагогике ученых таких, как: В. А. Сухомлинский, В. Г. Ражников, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, В. О. Усачева, Б. Л. Яворский, раскрывается возможность использования художественной импровизации как средства эмоционального развития детей. Представлены три позиции на эстетическое чувство, сформулированные в монографии И. Л. Вахнянской, на которые автор опирается при описании возможностей передачи эстетических эмоций и чувств посредством художественной импровизации. Процесс эмоционального развития детей 5-7 лет рассматривается как целостное, динамическое, личностное образование, имеющее собственную структуру, состоящую из взаимосвязанных компонентов: когнитивно-подражательного, инициативно-подражательного, продуктивно-личностного. В публикации приведены обобщенные результаты экспериментального исследования.

Эмоциональное развитие посредством художественной импровизации, эстетическое чувство, художественное настроение-образ, «словарь эмоций», эмпатия, самовыражение, уровни эмоционального развития детей 5-7 лет (начальный, неустойчивый, достаточный).

The paper considers the problem of emotional development of 5-7 year old children in preschool educational institution. Taking into account the opinion of such scholars as V.A. Sukhomlinsky, V.G. Razhnikov, O.P. Radynova, K.V. Tarasova, V.O. Usacheva, B.L. Yavorsky, the author of the paper reveals the possibility of using art improvisation as the means of children's emotional development. Three positions set out in I.L. Vakhnyanskaya's monograph are used by the author when describing the possibilities of conveying aesthetic emotions and feelings by means of art improvisation. The process of emotional development of 5-7 year old children is considered as an integral, dynamic, personal formation having its own structure and consisting of interrelated components: cognitive - imitative, initiative - imitative, efficiently personal. The paper presents the summary results of the pilot study.

Emotional development by means of art improvisation, aesthetic feeling, artistic mood-image, «dictionary of emotions», empathy, self-expression, levels of emotional development of 5-7 year old children (initial, unstable, sufficient).

Введение.

В настоящее время современная социальная ситуация российского общества характеризуется размытостью нравственных ориентаций, эмоциональной напряженностью, неустойчивостью норм эмоциональной культуры, повышением тревожности населения, что, в свою очередь, не может не отражаться на детях. Ребенок, присваивая определенные эталоны и правила поведения, накапливает обобщенные переживания, которые влияют на его самочувствие, на возможность быть самобытным. Отклонения в эмоциональной жизни детей побуждают педагогов и психологов искать формы и методы работы с чувствами ребенка. Обсуждение новых средств и форм специально организованной работы с детскими эмоциями, с эмоциональной сферой ребенка задает проблему личностного контекста обучения и развития.

Возрастной период ребенка с 5 до 7 лет считается благоприятным для организации работы по эмоциональному развитию. Он характеризуется как период эмоционального познания мира, когда чувства преобладают над логикой, причем основой для этого процесса выступают эстетические эмоции, которые появляются в онтогенезе ребенка раньше других видов эмоциональных проявлений, создают основу для становления социальных, моральных, интеллектуальных чувств. Исходя из этого, эмоциональное развитие детей, воспитание эмоционального опыта ребенка должно происходить на художественно-

образном материале (синтезе искусств). Искусство как образная модель человеческой жизнедеятельности дает возможность детям 5-7 лет осуществлять эмоциональное освоение окружающего мира и саморазвитие по этим законам (Н. А. Ветлугина, М. А. Гладунцова, М. С. Каган, В. Г. Ражников, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Л. В. Школяр, В. А. Школяр и др.).

В нашем экспериментальном исследовании изучалась возможность эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации, а точнее, следующими ее видами: цветовой, моторно-двигательной, пластической, темброво-инструмен-тальной, звукоречевой, вокальной и синтезом импровизаций. Понятие «художественная импровизация» применялось в исследовательской работе в общеэстетическом плане, а не в конкретном (искусствоведческом).

Использование разных видов импровизации в работе с детьми отражено в трудах Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, З. Н. Новлянской (поэтическая и литературная); Л. Н. Алексеевой, А. М. Айламазян, А. Дункан, И. В. Лифиц, С. Д. Рудневой (танцевальная); Н. Н. Гиляровой, Е. А. Дубровской, В. Г. Раж-никова, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой, В. О. Уса-чевой, Л. В. Школяр (музыкальная - вокальная, инструментальная); А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркун-ской, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Л. Яворский (рису-

ночная). Данные исследования отражают многообразие научных идей и подходов к пониманию эмоционального развития детей, роли художественной им-ровизации в эмоциональных переживаниях и чувствах человека. Вместе с тем В. Г. Ражников, В. О. Усачева, К. В. Тарасова обращают внимание на то, что художественная импровизация широко не применяется в работе с детьми, и в практике ее отсутствие на занятии не считается недостатком в работе педагога.

Проблема целенаправленного использования разных видов художественной импровизации (цветовой, моторно-двигательной, пластической, темброво-инструментальной, звукоречевой, вокальной, а также синтеза импровизаций) как средства эмоционального развития детей 5-7 лет изучена недостаточно и предметом специального самостоятельного исследования не являлась.

Основная часть.

В ходе нашего исследования анализировались и обсуждались технологии, формы и методы эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации; пути развития детских способностей распознавания, понимания и выражения обыденных и эстетических эмоций, художественных настроений-образов в разных видах художественной импровизации; методический материал, необходимый для организации этого процесса; обогащение развивающей предметно-пространственной образовательной среды и ее влияние на эмоциональное развитие детей посредством художественной импровизации; выделение, уточнение и использование специальных педагогических условий, необходимых для успешного эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации.

Мы рассматриваем художественную импровизацию как форму общения и действия, возникающую как эмоциональный отклик, эмоциональное отношение личности к произведению искусства. «Следовательно, произведение искусства может быть представлено как содержательная форма - не только причина, вызывающая у ребенка эстетические чувства, но источник и исходная форма детского эстетического чувства, его материальное выражение» [2, с. 40]. «Материальное выражение» (И. Л. Вахнянская) осуществлялось ребенком при помощи деятельности и знаков. Дети, участвующие в нашем исследовании, создавали цветовое пятно карандашом или красками, комбинировали звуки и тембры на детских музыкальных инструментах и в процессе вокализации, осмысливали выбор позы, мимики, пластических движений с помощью разнообразных атрибутов, завершали настроение-образ с помощью элементов костюмов, грима и слов, обозначающих художественное настроение.

В своей монографии И. Л. Вахнянская рассматривает эстетическое чувство с трех позиций:

а) эстетическое чувство как форма общения: «Эмоциональное общение предполагает спо-

собность к сопереживанию и самовыражению людей. Эмоциональное общение опосредуется худо-жетвенным предметом (музыкой) и имеет выработанные культурой формы (пение, исполнение, слушание)» [2, с. 44];

б) эстетическое чувство как способ деятельности: «Использование разных видов деятельности под музыку - широко распространенный в музыкальной педагогике прием. <...> В новом контексте известные приемы стали нести новую развивающую нагрузку, стали формами эмоционально-эстетической деятельности» [2, с. 45];

в) эстетическое чувство как рефлексия: «Эстетическое чувство как рефлексия выступает в нескольких моментах, главным из которых является осознание собственных переживаний. Ребенок начинает осознавать себя партнером по эмоциональному общению. <...> Устанавливается связь между чувством и слухом - между эмоциональными, сенсорными и двигательными компонентами воспроизведения музыкальной формы» [2, с. 45].

Ситуации, позволяющие ребенку войти в форму общения и действия, требовали яркого эмоционально-эстетического насыщения. Поэтому большая часть разработанных нами занятий по развитию проходила как игра, сказка, сюжетное приключение. Задача самовыражения в художественной импровизации требует особой эмоциональной атмосферы, которая настраивает и развивает у детей потребность эмоционального высказывания как обращение к настроению другого. Взаимодействие сказочных «героев», личное участие и наблюдение за выразительными действиями другого дает возможность выделить элемент музыкального языка, который «ответственен» за смену выразительного звучания, смену настроения, образа и поведения. Так, например, настроения-образы «медведя» и «зайца» в ситуации, когда «зайчик дразнит медвежонка», «совенка» и «храброго гусенка» в ситуации страха перед угрозой; «сказочных горошин из стручка» в ситуации разных мнений; «разбойника Мордакадама» и «короля страны Музыкалии» в ситуации противостояния и последующего примирения увлекают детей в эмоциональную игру. Роли, исполненные ярко и адекватно настроению-образу, являются показателем развитого эмоционального отношения.

При разработке последовательного раскрытия возможностей художественной импровизации в эмоциональном развитии детей 5-7 лет мы опирались на идеи развивающего обучения, разработанные В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, в том числе о логике восхождения от абстрактного к конкретному [1]; на положения об эстетическом чувстве, выделенные И. Л. Вахнянской [2]; на мнение В. Г. Ражникова о том, что дети 5-7 лет восприимчивы к эмоциональным впечатлениям и способны мыслить чувствами и целостными образами достаточно легко [4]; на заключения Н. Н. Гиляровой [3], К. В. Тарасовой [3], В. О. Усачевой [5] о готовности ребенка 5-7 лет к импровизированию как спонтанной детской игре. С учетом генезиса творческого процесса нами выделены три ступени художественной импровизации:

1) когнитивно-подражательная (импровизация-подражание художественно-эстетическому эталону);

2) инициативно-подражательная (импровизация с элементами творческой инициативы);

3) продуктивно-личностная (импровизация -личностная история).

В проведенном экспериментальном исследовании процесс эмоционального развития детей 5-7 лет рассматривался как целостное, динамическое, личностное образование, имеющее собственную структуру, состоящую из взаимосвязанных компонентов: когнитивно-подражательного (получение знаний об обыденных и эстетических эмоциях, о художественных настроениях-образах, характеризующих произведение искусства (словарь эмоций); об элементарных способах передачи настроения в творческой деятельности (подражательно по образцу - художественно-эстетическому эталону); инициативно-подражательного (первоначальное понимание эмоционального состояния и эстетических эмоций в искусстве и жизни, тонкое дифференцирование их с помощью взрослого, понимание своего личностного отношения и сопереживания художественному настроению-образу, проявление эмпатии через творческую инициативу; расширение словаря эмоций, увеличение тезауруса; обогащение эмоционального опыта); продуктивно-личностного (подразумевает овладение ребенком способностью выражать свое эмоционально-эстетическое суждение, осознание собственного переживания и перевод его в эмоционально-эстетическую оценку; самовыражение в виде целостных образов-настроений; осознание, понимание и чувствование себя состоявшимся партнером эмоционального общения, свободно использующим словарь эмоций в различных ситуациях; регулирование своих эмоций).

Разработанные экспериментальные методики по выявлению уровней отдельных показателей (готовности заниматься импровизацией; определение объема «словаря эмоций»; выявление представлений о средствах музыкальной и цветовой выразительности; наличие способностей распознавать, понимать и выражать эстетические эмоции, художественные настроения-образы в разных видах художественной импровизации; наличие навыков сотрудничества, рефлексии в ходе коллективной деятельности - синтезе импровизаций и др.) позволили выявить общий уровень эмоционального развития детей до и после экспериментального исследования и сделать вывод о развивающем эффекте экспериментального обучения и развития.

В пилотажном исследовании приняли участие 314 человек; в эксперименте - 60 детей МБДОУ «Детский сад развивающего вида №91». Обобщенные результаты эмоционального развития детей 5-7 лет в экспериментальной группе (ЭГ) в дошкольном обра-

зовательном учреждении посредством художественной импровизации распределились по уровням: констатирующая диагностика - начальный уровень (50 % чел), неустойчивый (36,6 % чел), достаточный (13,3 %); контрольная диагностика - начальный (13,3 %), неустойчивый (53,3 %), достаточный (33,3 %). Данные, полученные при обследовании детей контрольной группы (КГ), показывают менее значимые изменения: констатирующая диагностика - начальный уровень (50 % детей), неустойчивый (40 %), достаточный (10 %); контрольная диагностика - начальный уровень (43,3 %), неустойчивый (46, 6 %), достаточный (10 %).

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что постепенно в ЭГ снижалось количество детей с начальным уровнем эмоционального развития, за счет чего наблюдался значительный прирост детей во втором (неустойчивом) уровне. Количество детей с достаточным уровнем развития к концу исследования выросло в 2,5 раза, что доказывает эффективность проведенного эксперимента, направленного на эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации.

Выводы.

Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования результаты подтвердили возможности использования художественной импровизации как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, позволили уточнить и внести изменения в программу эмоционального развития детей 5-7 лет «Эмоциональные шедевры», сформулировать рекомендации по ее внедрению, разработать семинары-практикумы для педагогов и консультации для родителей, описать и проанализировать диагностические материалы, скорректировать и обосновать педагогические условия эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации.

Литература

1. Вахнянская, И. Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности / И. Л. Вахнянская. - М. ; Ижевск, 1999.

2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М., 1986.

3. Психология музыкальной деятельности / под ред. Г. М. Цыпина. - М., 2003.

4. Ражников, В. Г. Практика эстетической антропологии. Новая профессия: детский арт-психолог / В. Г. Ражников. - М., 2006.

5. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / [Л. В. Школяр и др.]. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.