Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Дата публикации: 1.09.2016 № 4 (22). С. 32-38. УДК 37.036
Р. И. Кузьмина
Культура как внутренняя потребность ребенка в контексте рассмотрения подходов художественно-эстетического воспитания
Все системы художественно-эстетического воспитания (ХЭВ) можно классифицировать в рамках трех подходов: природосообразного, культурологического и синергетического.
Природосообразный подход рассчитан на раннее развитие у ребенка сенсорной сферы и обучение детей искусству. Б. Т. Лихачев относит такое обучение искусству к утилитарно-прагматической концепции, которая не является необходимой. К этому направлению можно отнести также концепцию «материнской любви» Ш. Судзуки, в которой, исходя из идеи природного развития, разработан метод материнской любви. Близка по духу концепция Вальдорфской школы Р. Штайнера, в которой предлагается эвритмия - особый вид искусства переживания чувств с помощью музыки и движения, способ раскрытия и развития психоэмоциональной сферы детей.
Культурологический подход особенно эффективен в странах, имеющих национальные традиции, когда искусство является неотъемлемой частью жизни ребенка, то есть его ближней зоной развитии («искусство в жизни»).
Синергетический подход. «Жизнь - в искусство». Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» говорит о единой системе эстетического воспитания (ЭВ). В его системе можно заметить совмещение философских подходов (расширение эстетического и использование для достижения цели активных механизмов: развитие эмоциональной сферы и образного мышления).
В данной работе рассматривается направленность современных образовательных программ и предлагается поуровневое развитие эстетического у детей в новой парадигме - «культура как внутренняя потребность ребенка».
Ключевые слова: подходы ХЭВ, природосообразный, культурологический, синергетический, Судзуки, Штайнер, Неменский, Пуртова, Вахнянская, чувства как предмет учебной деятельности, поэтапное развитие эстетического, единое психологическое пространство, направленность развития, современные образовательные программы
Perspectives of Science & Education. 2016. 4 (22)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Accepted: 1 Jujy 2016 Published: 1 September 2016 No. 4 (22). pp. 32-38.
Culture as an internal need of the child in the context of the consideration of approaches of artistic and aesthetic education
All artistic and aesthetic education systems (HEW) can be classified under three approaches: natureconformable, cultural and synergistic.
Natureconformable approach is designed for the early development of the child's sensory areas and art education for children. B. T. Likhachev classifies such learning the art to utilitarian-pragmatic concept that is not necessary. To this direction could include the concept of "motherly love" S. Suzuki, in which, based on the idea of natural development, developed a method of motherly love. Close in spirit to the concept of R. Steiner Waldorf School, which proposed eurythmy is a special kind of art experiences feelings through music and movement, a way of disclosing and development of psychoemotional sphere of children. Culturological approach is particularly effective in countries with national traditions, when art is an integral part of a child's life, i.e. its near area development («art in life»).A synergistic approach. «Life is art». B. m. Nemenskij in the book «the wisdom of beauty» speaks of a single system of aesthetic education (EV). In his system, you may notice the combination of two philosophical approaches (increasing aesthetic and use to achieve the goal of active mechanisms: the development of the emotional sphere and figurative thinking).
In this paper the focus of modern educational programs and offers tiered aesthetic development of children in the new paradigm «culture as an internal need for child».
Keywords: approaches KEV: natureconformable, cultural, synergy. Suzuki, Steiner, Nemenskij, Vahnanskaya, Purtova, feelings as the subject of training activities, gradual development of the aesthetic, a single psychological space, the orientation of the development of modern educational programs
R. I. Kuz'MINA
_Введение
стетика рассматривает чувственное по/ знание окружающей действительности и
имеет дело с ее разными сторонами - с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный областях, включая производственную. Люди эстетически оценивают цветы, величественные здания, устремленные ввысь храмы, предметы техники - компьютеры, автомобили и т. д. Все, что создано трудом человека - красивые поступки людей, прекрасные произведения искусства не проходит мимо их внимания и отношения [6].
Чуткие к красоте люди наделены эстетическим чувством. Сам процесс восприятия красоты называется эстетическим восприятием, итогом которого является эстетическое переживание. Таким образом, эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения являются проявлением эстетического отношения к предметам и явлениям искусства или природы. Всевозможные эстетические отношения к действительности, возникающие у человека или отдельных социальных групп общества, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Наиболее емкое определение эстетического дал А. Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений» [12].
Природа эстетического принадлежит науке эстетике. Издавна связывают эстетическое воспитание, эстетический опыт и культуру с духовным развитием и процветанием общества, с формированием новых поколений творцов. В связи с этим, имеются важные аспекты психолого-педагогической науки, которые находятся на стыки дисциплин, - психологии развития и эстетического воспитания [11].
Известно, что эстетическое развитие ребенка осуществляется посредством эстетического воспитания (ЭВ) через эстетическое отношение (ЭО), которое являясь ядром творческого потенциала, способно соединить воспитание с обучением. В свое время (1999) был написан учебник под редакцией Н. И. Киященко, и многие его идеи о том, что эстетическое воспитание - это любое воспитание, а не только художественно-эстетическое, старались по возможности притворить в жизнь [6]. Правда, желание и действительность не всегда совпадают. Так произошло и на этот раз. Не так все просто, как хотелось бы. Учебник замечательный, красивые и правильные идеи, нона практике они не претворяются в жизнь.
Важным является эстетическое чувство (ЭЧ). Еще В. Г. Белинский отметил, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень
эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием. И здесь очень многое зависит от педагога [22].
Учитель, прежде всего, обращает внимание на то, что источниками средств эстетического воспитания становится эстетика различных сторон деятельности ребенка. Например, непосредственное включение в совместную деятельность с взрослым делает таким источником быт. Большое внимание обычно уделяется искусству, которое выступает средством эстетического воспитания (изобразительное, искусство, музыка, литература, архитектура, театр). Приобщение к искусству вызывают эмоциональные переживания у ребенка - сострадания и сочувствия, зарождая в детской душе поистине эстетическое восприятие действительности [14]. Природа же является не только средством, но и условием эстетического воспитания, так как она олицетворяет собой основу красоты -гармонию - разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании [6].
Сама же художественная деятельность детей, организуемая взрослым, и является необходимым условием эстетического воспитания: в ней, как правило, присутствует воспроизводящий (репродуктивный) и творческий компоненты психологического развития ребенка.
В художественно-эстетическом воспитании используются методы: показ, упражнение, объяснение, поисковые ситуации и др., которые связаны с формированием умений и навыков и, как правило, используются воспитателем в изобразительной деятельности и музыкальном воспитании детей. Метод показа особенно важен при первичном знакомстве детей с предметом эстетической действительности. Для педагога нужно уметь определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было максимально сосредоточено на нем. При этом очень важным является эмоциональность педагога, показ им своих чувств и отношения к объекту [18].
Следует обращать внимание на формы организации художественно-эстетического воспитания. Самостоятельная художественная деятельность начинается с дошкольного возраста, возникает по инициативе самого ребенка и направлена на удовлетворение его потребностей сделать что-то самостоятельно. Руководство взрослого человека при этом является опосредованным, а в задачу педагога входит, как, не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Театрализованные игры и игры-драматизации, проходящие под непосредственным руководством воспитателя (праздники, физкультурно-массовые развлечения и др.) также относятся к форе эстетического воспитания дошкольников.
К эстетическому воспитанию (ЭВ) ребенка издавна относили художественно-эстетическое воспитание (ХЭВ). Оно, как правило, состояло в обучении детей рисованию, пению, слушанию
музыки и игре на музыкальных инструментах. Однако оказалось, что не только искусство развивает у детей эстетическое чувство, но и сама жизнь (философско-антропологическая концепция Н. И. Киященко). Получила высокую оценку философская концепция Э. В. Ильенкова - широкое воздействие искусства на все стороны жизнедеятельности человека [5]. Ведь любое воспитание включает эстетический компонент - и физкультура, и математика, и политика и т. д., только часто педагог не может выделить эстетическое в своей дисциплине.
Постепенно происходит пересмотр возможностей искусства для эстетического развития ребенка. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б. М. Неменского, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Е. А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
Следуя современной структуре деятельности, любой ребенок, имеет не только материальные нужды, но и духовные, в том числе эстетические, и эта неосознанная потребность должна быть удовлетворена. На эстетической эмоциональности лежит основная нагрузка воспитания одаренного ребенка - видеть прекрасное в материальных и духовных продуктах человечества и стараться соответствовать этим образцам. По мнению А. А. Мелик-Пашаева и З. Н. Новлянской, осознание художественного произведения как особого предмета выступает исходной формой эстетической эмоциональности [14].
Данное положение хорошо просматривается в современной схеме В. В. Давыдова, представляющего деятельность, когда эмоциональность считается более главной, чем умственная активность, так как она подключает волю и внимание в качестве контрольной функции за правильностью реализации поставленной цели [4].
В основе такого подхода лежит положение о развитии эстетического чувства через целенаправленное воздействие на психику ребенка средств искусства (ХЭВ) и организацию учебной деятельности, позволяющей решать психологические задачи формирования ЭО к художественному произведению.
И. Л. Вахнянская, соединив обучение с ЭВ на уроках музыки, выделяет три учебных задачи для развития эмоционально-эстетического отношения: 1) формирование понимания эмоционально-эстетического смысла, 2) открытие эмоциональной выразительности, 3) воспитание адекватного сопереживания художественному произведению, а также предлагает некоторые методики «Художественный предмет», «Подбор картин к музыке». Можно сказать, что подход И. Л. Вахнянской находится в русле интенсивных стратегий ЭВ. Именно эта сторона опускается
в теории и практики ЭВ, когда педагог, как правило, знает, что надо развивать, но не знает, как это делать. По мнению И. Л. Вахнянской, предметом учебной деятельности должны быть не только понятия, но и чувства [1].
Анализ литературы показывает, что все системы ХЭВ можно классифицировать в рамках трех подходов: природосообразного, культурологического, опирающегося на культурные традиции народа, и синергетического, основанного на философских концепциях с применением современных педагогических методик.
Природосообразный подход учитывает раннее развитие у ребенка сенсорной сферы.
1) Так, в Японии с раннего детского возраста решаются узкопрофессиональные задачи: ребенка музыке обучают с 2х-летнего возраста. Такой подход дает хорошие результаты не только в воспитании личности, но и в экономике. Специалист по детскому воспитанию Б. Т. Лихачев относит раннее обучение искусству к утилитарно-прагматической концепции, когда максимальное стимулирование сенсорной сферы ребенка, его способности различать тончайшие оттенки цвета, звуковые тональности доказывает возможность человеческого организма, но не является реально необходимым.
2) К этому направлению можно отнести концепцию «материнской любви» скрипача Ш. Судзуки, в которой, исходя из идеи природного развития, разработан метод материнской любви. Мать повторяет с детьми музыкальные игры (45 минут в день), детям больше показывают, чем поясняют. Исследователи считают, что такой путь эффективен для развития экспрессивности и эмоциональности, лежащие в основе эстетического чувства.
Педагогическая концепция Судзуки Ш. опирается на идею сензитивности раннего дошкольного возраста для эмоционального и чувственного развития. «Дети принимают музыку как частицу мира, в котором живут» - под специально подобранную музыку, они убирают игрушки, рано начинают играть на барабане и с 2 лет их учат играть на скрипке. Судзуки Ш. разработал для слушания музыки программу-минимум, состоящую из 28 произведений. В процессе слушания у детей постепенно формируется эстетический вкус, развивается музыкальная память. В средней общеобразовательной школе Японские дети умеют играть на музыкальных инструментах (кастаньеты, цитра, тарелки, флейта, скрипка) и имеют навык двухголосного хорового пения.
3) Своеобразна концепция Вальдорфской школы Р. Штейнера (Митчелл Дж. «Неизвестный Штайнер»), которая исходит от идеи духовно-телесного развития ребенка (эвритмия), раскрывающая формирование красоты на основе музыки и пластики. В центре воспитательной системы находится ребенок, который, пройдя духовное развитие, становится индивидуаль-
ностью. У Штейнера Р. эвритмия - особый вид искусства переживания чувств с помощью музыки и движения, способ раскрытия и развития психоэмоциональной сферы детей. На первый взгляд, дисциплины Вальдорфской школы подобны таким же предметам обычной школы. Однако назначение Вальдорфской школы другое: «тут все дети поют и рисуют, они рисуют без сюжета, поют не только на уроках музыки» и т. д. Развитие духовной жизни происходит на фоне кропотливой работы и свободного выбора эстетической сущности, близкой для себя - театр, музыка, живопись, оркестр и др.
Культурологический подход особенно эффективен в странах, имеющих национальные традиции, когда искусство является неотъемлемой частью жизни ребенка, то есть его ближней зоной развитии («искусство в жизни»).
На примере стран, в которых эстетическое исторически интегрировано в повседневную жизнь ребенка, можно проследить основные положения культурологического подхода:
Во-первых, имеются религиозные и культурные традиции, вошедшие в культуру народа. Например, танец, пение и игра на музыкальных инструментах естественным образом вплетаются в жизнь ребенка (Индия), соблюдаются красивые ритуалы - чаепитие, икебана (Япония).
Во-вторых, искусство не делится на «чистое» и «прикладное»: нет деления на искусство и фольклор (Япония).
Традиционное культурологическое направление опирается на фольклор, так как последний «упорядочивает» хаос», регламентирует жизнь человека в гармонии с природой, с социальной средой, помогает ему выдерживать громадные физические и нравственные перегрузки. Это неиссякаемый источник этики и эстетики быта, межличностных отношений, объединяющих между собой людей самых разных поколений. Фольклор синтезирует народные представления о добре и красоте, о долге и радости, о чувстве ответственности за себя и другого, что утверждается как норма.
На основе культурологического подхода в России созданы программы дошкольного воспитания: «Типовая», «Радуга», «Здравствуй», «Детство», в которых главной целью является приобщение ребенка к танцевальной и музыкальной культуре, ознакомление с народными обычаями: играми, плясками, промыслами, поделками, игре на народных музыкальных инструментах -цитра, колокольчики, ксилофон, барабан, дудочка, кларнет и др. [27].
Новая культурологическая концепция - культура как внутренняя потребность ребенка была выдвинута НИИ дошкольного воспитания и отражена в экспериментальных программах «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик». Такой подход предполагает создание педагогических условий, когда культура перестает быть
внешней средой, к которой должен адаптироваться ребенок. Она превращается в естественный орган жизнедеятельности ребенка, которым он должен творчески овладеть, точно так же как он овладевает своим телом [20]. Е. А. Флерина в книге «Эстетическое воспитание дошкольника» указывает, что в эстетическом воспитании значительным средством служит красота, окружающая ребенка - в природе, быту, общественной жизни. Опрятное и нарядное помещение, светлая, спокойная окраска стен, удобная и красивая мебель, посуда, игрушки, цветы, картинки, скульптура, опрятный вид детей и взрослых - все это не только радует взор ребенка, но и воспитывает в нем культурно-эстетические привычки, развивает вкус. Она считает средством эстетического воспитания все виды искусства, которые воздействуют на ребенка и, которые являются доступными для его восприятия [24; 25].
В начальной школе-детский сад № 165 г. Красноярска дети воспитывались по программе «Золотой ключик», наблюдателем которой был автор. Дети 3 - 10 лет находились в одном психологическом пространстве, которое создается коллективом воспитателей, педагогов, обслуживающим персоналом и родителями. По данным руководителя программы Т. В. Пуртовой, взаимодействие детей разного возраста, проживающих различные жизненные ситуации, ускоряет созревание психологической готовности к школе [20].
Синергетический подход. «Жизнь - в искусство». Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» говорит об единой системе ЭВ. В его системе можно заметить совмещение двух философских подходов (расширение эстетического и использование для достижения цели активных механизмов: развитие эмоциональной сферы и образного мышления). Такая система ЭВ охватывает и объединяет не только предметы художественного цикла и внеклассной работы по ним, но буквально пронизывает всю жизнь ребенка. Фундаментом такой системы являются искусства: литература, музыка, ИЗО.
Основные принципы ХЭВ Неменского Б. М. -это поуровневое формирование эстетического. Первый уровень формирует ЭО к миру на основе общеобразовательных дисциплин и искусства. Второй уровень формирует творческие поиски, самовыражение на основе художественной самодеятельности. Третий уровень накапливает профессиональные ЗУН на базе художественной (музыкальной) школ и частных уроков [16; 17].
Известны работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами искусства, например, по изобразительному искусству -работы под руководством Р. И. Капустиной [27], по музыке - К. В. Тарасовой [19] и ее школой. В основе этих работ лежит труд известного педагога и деятеля искусства Е. А. Флериной.
Главной областью исследований Е. А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое
воспитание дошкольников. В 20-х гг. на основе анализа около 500 тыс. детских рисунков и 15 тыс. образцов детской лепки Е. А. Флерина изучила душевный мир ребенка, разработав критерии, используя детскую изобразительную деятельность^; 25].
В современной школе также уделяется большое внимание изобразительному искусству [21].
Показано, что в каждом возрасте начальной школы следует выделять доминанту, структура которой помогает учителю отделить главное от второстепенного. Например, на уроках ИЗО обозначены темы по возрастам: первый класс - «искусство видеть», второй класс - «ты и искусство», третий класс - «искусство вокруг нас», 4 (5) класс - «каждый народ - художник». И на каждом этапе решаются задачи: цвет, линия, форма, объем, пространство, композиция. Используются приемы: рисование с натуры, рисование на темы, декоративный рисунок, беседы об искусстве [18].
Нами установлено, что посредством расширения поля эстетического воздействия и применения интенсивных методов развития, например, эстетическое развитие детей с опорой на движение, с опорой на развитие творческого музыкального мышления и импровизацию, ХЭВ может служить средством повышения одаренности ребенка [10; 11].
В настоящее время, когда мир стал высотех-нологичным, уделяется внимание направленности программ обучения [3].
Известно учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ. Эти программы влияют на всю систему знаний. Обзор современных образовательных программ дошкольного воспитания приведен в работе [3].
Главное - научить молодежь создавать инновационные идеи и новые подходы. В этом ключе интересны разработки ученых КГПУ им. В. П. Астафьева (Красноярск), которыми 26 - 28 ноября 2012 года был проведен Международный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», посвященный дошкольному образованию [13].Рассматривались вопросы: сопровождение процессов развития и социализации детей дошкольного возраста в условиях вариативных и альтернативных форм дошкольного образования; создание образовательной среды в альтернативных дошкольных учреждениях: нормативно-правовое регулирование, научно-методическое, экономическое и кадровое обеспечение; качество дошкольного образова-
ния как социокультурный феномен; проблемы экспертного измерения, оценки и развития качества дошкольного образования. Обучение общению как центральному процессу становления личности ребенка посвятила свою монографию Т. В. Пуртова.
Красноярцами проведена презентация образовательных программ для альтернативных дошкольных учреждений:
1) «Развитие способностей детей дошкольного возраста». Разработчики: авторский коллектив под руководством к.п.н., доцента кафедры педагогики детства КГПУ им. В. П. Астафьева Пур-товой Тамарой Васильевной.
2) «Социально-эмоциональное развитие детей с разными возможностями здоровья» Разработчики: авторский коллектив под руководством д.мед.н., профессора кафедры психологии детства КГПУ им В. П. Астафьева Ковалевского Валерия Анатольевича.
3) «Развитие и сохранение здоровья детей» Разработчики: авторский коллектив под руководством д.п.н., профессора кафедры педагогики детства КГПУ им В. П. Астафьева Усакова Валерия Иосифовича.
4) «Обучение общению детей и взрослых в игре соревновательного характера. Ведущая мастер-класса: Т. В. Пуртова Т. В. Юркевич В. С. Отводит большое место психологии в организации образования [28]. Яковлева Е. Л. Видит развитие личности ребенка посредством творческого потенциала. Суходольская-Кулешова Л. В. обращает внимание на культуру будущего учителя [22].
Таким образом, организация эстетического воспитания во многом зависит от умений учителя и его доброго отношения - всегда быть на стороне ребенка (Е. Л. Яковлева) [29].
В заключении следует отметить, что в настоящее время происходит обобщение знаний. Так, В. Т. Кудрявцев важную роль видит в синтезе знаний из разных учебных дисциплин. Таким образом, он полагает, что в современном обществе должен быть комплексный характер деятельности, который создает форму и содержание обучения. Он воображение связывал с творческими способностями, поэтому творчество пронизывает все знания людей. В результате оказывается, что системы знаний включают и эстетическое, и художественное, поскольку это самое общее, объединяющее все дисциплины, например, известный авиаконструктор Яковлев говорил: «Не знаю почему, но некрасивый самолет не полетит!».
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахнянская, И. Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности / И. Л. Вахнянская. - М.: МОПО РФ, 1999. - 126 с.
2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок /Н. А. Ветлугина. - М.: АСТ, 2010. - 112 с.
3. Волошкина, М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений М. С. Волошкина // Начальнаяшкола. - 2000. - № 1. - С. 13-20.
щ Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии / Ред. Е. В. Щедрина. - 2003. - № 2 март-апрель 2003. - с. 42-50.
5. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. - В кн.: Вопросы эстетики / Э. В. Ильинков - М.: Искусство. - вып. 6.- С.46-92.
6. Киященко Н. И. (отв. ред.) /Н. И. Киященко // Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) -М.: ИФ РАН, 1998. - 302 с.
f. Кудрявцев, В. Т. На путях к вершинно-глубинной психологии / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 2006.- № 5.
- С. 113-125. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Электронный ресурс. Режим доступа disserCat http://www.dissercat.com/content/infolingvisticheskaya-sistema-razvitiya-intellektualno-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashcheis#ixzz47n5wCsRK
8. Кузьмина, Р. И. Развитие склонностей дошкольников как показатель эффективности обучения /Р. И. Кузьмина, А. В.Сидорова, И. Е.Кузьмин, Л. И. Иванова, И. Б. Рычкова. - Электронный ресурс. - Режим доступа. http://edu.znate.ru/ docs/index-3020498-22.html
9. Кузьмина, Р. И. Педагогические задачи в контексте эстетического воспитания одаренной личности / Р. И. Кузьмина, И. Е. Кузьмин // Проблемы сучастноi педагогичноi освти. - К^в: Педагопчна пресса, 2002.10. Кузьмина Р.И. Современное состояние проблемы одаренности /Р. И. Кузьмина // Проблеми сучасно!' педагопчно!' освти.
Сер.: Педагопка i психолопя. - Ялта, РВВ КГУ, 2012. -Вип.35.Ч. 2.- С. 53-64.
11. Кузьмина Р. И. Художественно-эстетическое воспитание как фактор актуализации одаренности в начальной школе /Р. И. Кузьмина // Вестник современной науки, 2015. № 7. - 37-39.
12. Лосев А. Ф. История эстетических категорий /А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков.- 1965. - 374 с. - Электронный ресурс. Режим доступа. http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/213914-losev-af-shestakov-vp-istoriya-esteticheskih-kategoriy.html
13. Международный форум. «Человек, семья и общество: история и перспективы развития ». Ноябрь 26 - 28, 2012, г. Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева.
14. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к искусству.- ЭБС: Бином, Лаборатория знаний, 2012.
15. Мелик-Пашаев А. А. Психология одаренности: художественная одаренность / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: МИОО, 2005. -128 с. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:lib.mgppu.ru/opacunicode/index..
16. Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение. 1987. - 253 с.
17. Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. - М.: Издательство УРАО, 2000.- 192 с.
18. Неменский, Б. М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство», «Художественный труд»: Материалы к 12 научно-практическому семинару «Мастерская Б. М. Неменского».
19. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова.НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика 1988. - 173 с.
20. Пуртова Т. В. Обучение общению детей дошкольного возраста: Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 152 с.
21. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
22. Суходольская-Кулешова, Л. В. Эстетическая культура будущего учителя / Л. В. Суходольская-Кулешова// Педагогика. -2003. - № 7. - С. 83.
23. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ: Обзор современных образовательных программ дошкольного воспитания // Учебно-методическая презентация. Опубликовал wikikurgan.orbitel.ru 09.06.2013.
24. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника /Е. А. Флерина.- М., 1961.
25. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание в семье /Е. А. Флерина. - М., 1963.
26. Эстетическое воспитаниедетей посредством живописи bibliofond.ru/view.aspx?id=500102 эстетическое воспитание детей посредством живописи. - Электронный ресурс. Режим доступа http://socialforum.kspu.ru/index. php?Itemid=1&id=70&option=com_content&view=article
27. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства / Под ред. Р. И. Капустиной. - Шадринск, 1999.
- 134 с.
28. Юркевич, В. С.Психологическая наука и образование /В. С. Юркевич // Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества. - 2009. - № 4. - С. 74-86.- [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://go.mail.ru/ search?q=psyjournals.ru%2Fpsyedu%2F2009%2Fn4%2F.
29. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования / Е. Л. Яковлева // Мир психологии.
- 1996. N 2. - С. 145-151. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RT2RJDOM.
REFERENCES
1. Vahnjanskaja, I. L. Jemocional'no-jesteticheskoe razvitie mladshih shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti / I. L. Vahnjanskaja. - M.: MOPO RF, 1999. - 126 p.
2. Vetlugina, N.A. Hudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok /N. A. Vetlugina. - M.: AST, 2010. - 112 p.
3. Voloshkina, M. I. Sovremennye programmy dlja doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij M. S. Voloshkina//Nachal'najashkola. - 2000. - № 1. - p. 13-20.
4. Davydov, V. V. Novyj podhod k ponimaniju struktury i soderzhanija dejatel'nosti / V. V. Davydov // Voprosy psihologii / Red. E. V. Shhedrina. - 2003. - № 2 mart-aprel' 2003. - p. 42-50.
5. Il'enkov, Je. V. Ob jesteticheskoj prirode fantazii. - V kn.: Voprosy jestetiki / Je. V. Il'inkov - M.: Iskusstvo. - vyp. 6.- p.46-92.
6. Kijashhenko N.I. (otv. red.) /N. I. Kijashhenko // Sovremennye koncepcii jesteticheskogo vospitanija (teorija i praktika) - M.: IF RAN, 1998. - 302 p.
7. Kudrjavcev, V. T.Na putjah k vershinno-glubinnoj psihologii / V. T. Kudrjavcev // Voprosy psihologii. - 2006.- № 5. - p. 113-125. Nauchnaja biblioteka dissertacij i avtoreferatov. - Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa disserCat http://www.dissercat.com/ content/infolingvisticheskaya-sistema-razvitiya-intellektualno-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashcheis#ixzz47n5wCsRK
8. Kuz'mina, R. I. Razvitie sklonnostej doshkol'nikov kak pokazatel' jeffektivnosti obuchenija /R. I. Kuz'mina, A. V.Sidorova, I. E.Kuz'min, L. I. Ivanova, i. B. Rychkova I. B. - Jelektronnyj resurs. - Rezhim dostupa. http://edu.znate.ru/docs/index-3020498-22. html
9. Kuz'mina, R. I. Pedagogicheskie zadachi v kontekste jesteticheskogo vospitanija odarennoj lichnosti / R. I. Kuz'mina, I. E. Kuz'min // Problemy suchastnoi pedagogichnoi osviti. - Kiiv: Pedagogichna pressa, 2002.
10. Kuz'mina R.I. Sovremennoe sostojanie problemy odarennosti /R. I. Kuz'mina // Problemi suchasnoï pedagogichnoï osviti. Ser.: Pedagogika i psihologija. - Jalta, RVV KGU, 2012. -Vip.35.Ch. 2.- p. 53-64.
11. Kuz'mina R. I. Hudozhestvenno-jesteticheskoe vospitanie kak faktor aktualizacii odarennosti v nachal'noj shkole /R. I. Kuz'mina // Vestnik sovremennoj nauki, 2015. № 7. - p. 37-39.
12. Losev A. F. Istorija jesteticheskih kategorij /A. F. Losev, V. P. Shestakov.- 1965. - 374 p. - Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa. http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/213914-losev-af-shestakov-vp-istoriya-esteticheskih-kategoriy.html
pá; Mezhdunarodnyj forum. «Chelovek, sem'ja i obshhestvo: istorija i perspektivy razvitija ». Nojabr' 26 - 28, 2012, g. Krasnojarsk, KGPU im. V. P. Astaf'eva.
SA Melik-Pashaev, A. A., Novljanskaja, Z. N. Stupen'ki k iskusstvu.- JeBS: Binom, Laboratorija znanij, 2012.
15; Melik-Pashaev A. A. Psihologija odarennosti: hudozhestvennaja odarennost' / A. A. Melik-Pashaev. - M.: MIOO, 2005. - 128 s. - [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:lib.mgppu.ru/opacunicode/index.
16; Nemenskij, B. M. Mudrost' krasoty / B. M. Nemenskij. - M.: Prosveshhenie. 1987. - 253 p.
17; Nemenskij, B. M. Poznanie iskusstvom / B. M. Nemenskij. - M.: Izdatel'stvo URAO, 2000.- 192 p.
18; Nemenskij, B. M. Metodicheskie puti osushhestvlenija programmy «Izobrazitel'noe iskusstvo», «Hudozhestvennyjtrud»: Materialy k 12 nauchno-prakticheskomu seminaru «Masterskaja B. M. Nemenskogo».
19; Ontogenez muzykal'nyh sposobnostej / K. V. Tarasova.NII doshk. vospitanija APN SSSR. - M.: Pedagogika 1988. - 173 p.
§0; Purtova T. V. Obuchenie obshheniju detej doshkol'nogo vozrasta: Monografija. Krasnojarsk: RIO KGPU, 2002. - 152 p.
21; P'jankova, N. I. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennoj shkole / N. I. P'jankova. - M.: Prosveshhenie, 2006. - 176 p.
22; Suhodol'skaja-Kuleshova, L. V. Jesteticheskaja kul'tura budushhego uchitelja / L. V. Suhodol'skaja-Kuleshova// Pedagogika. -2003. - № 7. - p. 83.
23; Uchebno-metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo processa v DOU: Obzor sovremennyh obrazovatel'nyh programm doshkol'nogo vospitanija // Uchebno-metodicheskaja prezentacija. Opublikoval wikikurgan.orbitel.ru 09.06.2013.
24; Flerina, E. A. Jesteticheskoe vospitanie doshkol'nika /E. A. Flerina.- M., 1961.
25; Flerina, E. A. Jesteticheskoe vospitanie v sem'e /E. A. Flerina. - M., 1963.
26; Jesteticheskoe vospitaniedetejposredstvom zhivopisi bibliofond.ru/view.aspx?id=500102 jesteticheskoe vospitanie detejposredstvom zhivopisi. - Jelektronnyjresurs. Rezhim dostupa http://socialforum.kspu.ru/index. php?Itemid=1&id=70&option=com_content&view=article
27; Jesteticheskoe vospitanie starshih doshkol'nikov sredstvami iskusstva / Pod red. R. I. Kapustinoj. - Shadrinsk, 1999. - 134 p.
28; Jurkevich, V. S.Psihologicheskaja nauka i obrazovanie /V. S. Jurkevich // Odarennye deti i intellektual'no-tvorcheskij potencial obshhestva. - 2009. - № 4. - p. 74-86.- [Jelektronnyjresurs]. Rezhim dostupa:http://go.mail.ru/search?q=psyjournals. ru%2Fpsyedu%2F2009%2Fn4%2F.
29; Jakovleva, E. L. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti kak cel' obrazovanija / E. L. Jakovleva // Mir psihologii. - 1996. N 2. - p. 145-151.[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: Nauchnaja biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat http://www. dissercat.com/content/psikhologiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RT2RJDOM.
Информация об авторе Кузьмина Рузольда Ивановна
(Россия, Симферополь) Профессор доктор биологических наук, профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет» E-mail: [email protected]
Information about the author
Kuz'mina Ruzol'da Ivanovna
(Russia, Simferopol) Professor, Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Psychology Crimean Engineering Pedagogical University E-mail: [email protected]