Научная статья на тему 'Волонтёрская деятельность студентов медицинских вузов, как важный этап подготовки к профессиональной деятельности'

Волонтёрская деятельность студентов медицинских вузов, как важный этап подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтёрство / социальная активность / студенты-медики / волонтёрская деятельность / профессиональная деятельность / медицинские организации / volunteering / social activity / medical students / volunteer activities / professional activities / medical organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Бакшеев Андрей Иванович, Вахрушева Наталья Петровна, Ноздрин Дмитрий Александрович, Гусаренко Виктория Владимировна

Проблемы теоретического и методологического обоснования исследования института волонтёрства и волонтёрской деятельности студентов медицинских вузов актуальны, как с точки зрения формирования гражданского общества, так и с точки зрения подготовки будущих врачей к профессиональной деятельности. Статья посвящена волонтёрской деятельности студентов-медиков в различных лечебных учреждениях, как важному этапу их подготовки к дальнейшей врачебной работе. Раскрыты основные характеристики феномена волонтёрства и волонтёрской деятельности, представленные в научных исследованиях. Показано, что эффективным средством формирования профессионализма будущих врачей в медицинском университете является специально организованная, профессионально ориентированная внеучебная волонтёрская деятельность, предполагающая непосредственное привлечение обучающихся к планированию и реализации волонтёрских инициатив на базе лечебного учреждения. В статье раскрыты основные виды осуществления волонтёрской деятельности на примере ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Бакшеев Андрей Иванович, Вахрушева Наталья Петровна, Ноздрин Дмитрий Александрович, Гусаренко Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITIES OF MEDICAL STUDENTS AS AN IMPORTANT STAGE OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The problems of theoretical and methodological substantiation of the study of the institution of volunteering and volunteer activities of medical university students are relevant both from the point of view of the formation of civil society and from the point of view of preparing future doctors for professional activities. The article is devoted to the volunteer activities of medical students in various medical institutions, as an important stage in their preparation for further medical work. The main characteristics of the phenomenon of volunteering and volunteer activities, presented in scientific research, are revealed. It has been shown that an effective means of developing the professionalism of future doctors at a medical university is specially organized, professionally oriented extracurricular volunteer activities, which involve the direct involvement of students in the planning and implementation of volunteer initiatives on the basis of a medical institution. The article reveals the main types of volunteer activities using the example of the Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky”.

Текст научной работы на тему «Волонтёрская деятельность студентов медицинских вузов, как важный этап подготовки к профессиональной деятельности»

Волонтёрская деятельность студентов медицинских вузов, как важный этап подготовки к профессиональной деятельности

Турчина Жанна Евгеньевна,

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: turchina-09@mail.ru

Бакшеев Андрей Иванович,

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: baksh-ai@yandex.ru

Вахрушева Наталья Петровна,

ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

E-mail: VahrushevaNP@yandex.ru Ноздрин Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: dmitrynodrin@yandex.ru

Гусаренко Виктория Владимировна,

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: vikyse2007@ya.ru

Проблемы теоретического и методологического обоснования исследования института волонтёрства и волонтёрской деятельности студентов медицинских вузов актуальны, как с точки зрения формирования гражданского общества, так и с точки зрения подготовки будущих врачей к профессиональной деятельности.

Статья посвящена волонтёрской деятельности студентов-медиков в различных лечебных учреждениях, как важному этапу их подготовки к дальнейшей врачебной работе. Раскрыты основные характеристики феномена волонтёрства и волонтёрской деятельности, представленные в научных исследованиях. Показано, что эффективным средством формирования профессионализма будущих врачей в медицинском университете является специально организованная, профессионально ориентированная внеучебная волонтёрская деятельность, предполагающая непосредственное привлечение обучающихся к планированию и реализации волонтёрских инициатив на базе лечебного учреждения.

В статье раскрыты основные виды осуществления волонтёрской деятельности на примере ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого».

Ключевые слова: волонтёрство, социальная активность, о студенты-медики, волонтёрская деятельность, профессио-5 нальная деятельность, медицинские организации.

см о см

Цель статьи: анализ волонтёрской деятельности студентов-медиков в лечебных учреждениях, как важный этап подготовки к их профессиональной деятельности.

Материалы и методы

В соответствии с целью исследования мы провели отбор научных источников по проблеме исследования, с ограничением по дате публикации не старше 10 лет и условием свободного доступа к информации. Для решения поставленной цели был использован метод анализа научных источников по проблеме волонтёрской деятельности.

Результаты исследования

В настоящее время волонтёрское движение в нашей стране принимает очень большой размах. Особенно это проявляется в трудные для людей времена, когда бескорыстная помощь добровольцев является для некоторых граждан единственным средством связи с миром. Развитие добровольчества в системе образования обладает значительным потенциалом для решения задач воспитания студентов и носит практико-

ориентированный и личностно значимый характер [1]. Любая добровольческая деятельность представляет собой уникальную возможность совместить удовлетворение личных потребностей человека с потребностями общества [2].

Волонтёрство по своей структуре является уникальным явлением, которое не знает границ и не зависит от уровня материального достатка его участников. Признавая особую роль волонтёрской деятельности и её неоспоримую пользу, ООН в своих резолюциях рекомендовала всем странам предусматривать и учитывать волонтерство в национальных стратегиях и программах социально-экономического развития; изменить, при необходимости, национальное законодательство, если это устанавливает какие-либо ограничения по волонтерской работе.

В России волонтерская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 (ред. от 8.12.2020) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [3], что является признаком признания государством волонтёрского движения как основы гражданского общества и ставит его на качественно новый уровень, усиливает законодательную базу организации деятельности волонтеров.

Волонтёрская деятельность (волонтёрство, волонтёрское движение) как социальный феномен современного общества является предметом исследования многих ученых.

Так, М.В. Певной определяет волонтёрскую деятельность, как специфическую форму благотворительности, добровольную, безвозмездную деятельность, которая характеризуется совершением активных действий субъектом предоставления волонтёрской помощи в пользу получателя волонтёрской помощи с целью улучшения его состояния. Волонтёрство считает эффективным способом объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении социальных задач, мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации общества, методом влияния на повышение эффективности социальной политики и в целом - достижение благополучия общества [4].

О.Е. Чуйков и Д.О. Смирнова под волонтёрской деятельностью понимают отдельный вид социальной активности, признаками которого является отсутствие вознаграждения (финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы), добровольность, польза от деятельности (группе либо лицам, получающим вознаграждение, либо обществу в целом, окружающей среде), а феномен волонтёрства определяется, как общественно полезная деятельность, не имеющая целью достижение других целей кроме общественного блага; волонтёрство не является деятельностью во благо государства, оно не имеет политической окраски, основывается на общечеловеческих ценностях [5].

С точки зрения Л.В. Неверовой, волонтёрская работа - это благотворительная деятельность, осуществляемая физическими лицами на основе неприбыльной деятельности, без заработной платы, без продвижения по службе, ради благосостояния и процветания сообществ и общества в целом. Рассматривая волонтёрство, как социокультурную практику, Л.В. Неверова трактует его, как обычные действия человека или группы людей, имеющих добровольный характер, направленные на решение социальных проблем определенных категорий населения и зависящие от социокультурного контекста, в частности ценностей, норм, традиций, образцов поведения и т.п. исторически конкретного общества. [6]

Изучению волонтёрской деятельности в медицинских вузах России посвящены исследования [7,8,9,10], определившие сущность, признаки, особенности, направления и принципы волонтёрской работы.

Требования сегодняшнего дня влияют на процесс модернизации волонтёрства, которое способствует, в том числе, росту профессионализма, включающему в себя профессиональные, образовательные и социальные ценности и воспринимается как то, что делает человека профессионалом и отличает одну профессию от другой. Профессионализм медиков развивается непрерывно

на протяжении всей жизни, начиная с поступления в университет и на протяжении всей профессиональной карьеры [11].

Одним из эффективных средств формирования профессионализма будущих врачей в медицинском университете является специально организованная профессионально ориентированная внеучебная волонтёрская деятельность, направленная на подготовку к работе с разными категориями пациентов в различных клинических ситуациях, требующая применения профессиональных знаний, умений и компетентностей.

Эффективность процесса подготовки к профессиональной деятельности студентов-медиков в процессе волонтёрской деятельности в университете, по мнению исследователей, может быть обеспечена реализацией соответствующих педагогических условий, которыми являются: формирование позитивной мотивационно-ценностной ориентации к саморазвитию и самореализации в будущей профессиональной деятельности; привлечение к вариативным формам реализации волонтёрской деятельности, в том числе в тесном сотрудничестве с лечебными учреждениями; организация эффективной системы методического сопровождения и поддержки волонтёрских инициатив через деятельность системы студенческого самоуправления; моделирование и включение в содержание образовательного процесса профессионально ориентированных ситуаций [7].

Приоритетной доминантой реализации определенных педагогических условий в медицинском университете, по мнению исследователей, является организованная деятельность студенческого волонтерского центра, функционирование которого предусматривает два основных направления: просветительское и деятельностное [8].

В рамках реализации первого направления (просветительского) предлагается внедрение просветительских тренингов, семинаров, лекций, бесед, интерактивных встреч, направленных на обучение будущих волонтеров, формирование у них необходимых умений и компетентностей в реализации волонтерской деятельности. Второе направление (деятельностное) предполагает непосредственное привлечение будущих врачей к планированию и реализации волонтёрских инициатив на базе лечебного учреждения с разными группами пациентов: пожилыми людьми, детьми, детьми с особыми потребностями и т.д. В рамках реализации этого направления студенты-медики, кроме практического опыта, приобретают дополнительные профессиональные знания по различным медицинским аспектам [11].

Участие в волонтёрской деятельности не только способствует формированию активной гражданской позиции молодого человека, развитию лидерских качеств, критическому анализу ситуации и выбору адекватной модели поведения, но и позволяет погрузиться в профессиональную среду, взять на себя ответственность за выполнение профессиональных задач, апробировать себя

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

в роли будущего медика, апробировать собственный набор профессионального инструментария, адаптированный в соответствии с индивидуальным стилем профессионального поведения и деятельности [9].

Рассмотрим основные виды волонтёрской деятельности в медицинских организациях на примере ФГБОУ ВО «Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», (далее - КрасГМУ).

Основной клинической базой для работы студентов-медиков КрасГМУ является КГБУЗ «Краевая клиническая больница», г. Красноярска. В отделениях этого учреждения студенты на протяжении многих лет помогают на волонтёрских началах осуществлять уход за пациентами пожилого возраста и тяжело-больными, приобретая умение деонтологического поведения, искусство общения с пациентами, создание для них безопасного окружения [12].

В КрасГМУ работает лекционная группа, участники которой в стенах лечебного учреждения ведут просветительскую деятельность с целью повышения санитарной культуры пациентов больницы, мотивации к здоровому образу жизни, достижению активного долголетия. Студенты используют разработанные и собственноручно изготовленные мультимедийные презентации, санитарные бюллетени. Указанная деятельность, направленная на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, сахарного диабета, пропаганду здорового образа жизни и т.д., чрезвычайно важна в профессиональном становлении будущих врачей, позволяет им понять важность выбранной профессии, полюбить ее [13].

Традиционным стало посещение участниками волонтёрской группы подопечных Красноярского краевого пансионата для лиц с инвалидностью и пожилого возраста. Ежегодно в начале октября, к Международному дню пожилых людей проходит культурно-благотворительная акция с участием всех академических групп университета. Были начаты также прогулки с дружеским чаепитием для пациентов пансионата, поскольку в таких заведениях люди особенно страдают от дефицита общения.

Заключение

В современной России волонтёрство студентов медицинских вузов представляет собой один из наиболее необходимых видов социальной активности будущих медицинских работников. Понимание необходимости волонтёрской деятельности при подготовке студентов медицинских университетов „ к профессиональной деятельности приводит к осоз-с= нанию необходимости присутствия в образователь-~ ной среде медицинского университета различных сэ видов такой деятельности с целью повышения, как ,_ количественных, так и качественных характеристик ^ волонтёрской практики.

Известно, что профессионализм медицинских работников обеспечивается не только профессиональными компетенциями, но и набором личностных и гражданских качеств, которые формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности [14].

Волонтерская деятельность студентов Красноярского государственного медицинского университета имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в лечебных учреждениях является одним из ресурсов процесса подготовки студентов-медиков к профессиональной деятельности, создает образовательную и социокультурную среду формирования и профессионального становления будущих врачей, способствует развитию профессиональных и личностных качеств студентов-медиков, компетенций в выбранной профессии.

Литература

1. Ломова О.С. Добровольчество как средство формирования общекультурных компетенций студентов // Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики: сборник статей I Международного научно-педагогического форума (Красноярск 2-4 февраля 2022 г.). Красноярск, 2022. С. 366-369.

2. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтерские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 147-154.

3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтер-стве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7495/

4. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 434 с.

5. Чуйков О.Е., Смирнова Д.О. Добровольчество и волонтерство как тренд современного российского общества// Известия ЮЗГУ. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. № 9(2). С. 188-195.

6. Неверова Л.В. Особенности волонтерской деятельности в молодежной среде// Youth World Politic. 2013. № 4. С. 45-48.

7. Семенова О.А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском университете// Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 9-2 (87). С. 24-27

8. Мирзоева Н.М., Сатвалдинова Д.М., Самарина А.Ю. Особенности волонтерской медико-просветительской деятельности студентов СГМУ// Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2019. № 10. С. 436-440.

9. Чуйков О.Е., Лагутин И.Б., Свечников В.А., Бабина А.С., Батюков В.В. Волонтерство как одно из направлений деятельности медицинского вуза// Проблемы социальной гигиены,

здравоохранения и истории медицины. 2022. № 30(2). С. 312-317.

10. Федулова И.В. Добровольческая деятельность студентов медицинских вузов как актуальная образовательная практика подготовки современного специалиста// Инклюзия в образовании. 2018. № 3(10). С. 79-84.

11. Турчина Ж.Е., Бакшеев А.И., Бакшеева С.Л., Шарова О.Я., Нор О.В. Интерактивные методы обучения в системе высшей школы // Современное педагогическое образование. - 2022. -№ 4. - С. 137-140.

12. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика". - 2020. - С. 328-334.

13. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика". КрасГ-МУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. - С. 381-386.

14. Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р // Гарант: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/72039562/ (дата обращения: 09.01.24).

VOLUNTEER ACTIVITIES OF MEDICAL STUDENTS AS AN IMPORTANT STAGE OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Vakhrusheva N.P., Nozdrin D.A., Gusarenko V.V.

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

The problems of theoretical and methodological substantiation of the study of the institution of volunteering and volunteer activities of medical university students are relevant both from the point of view of the formation of civil society and from the point of view of preparing future doctors for professional activities. The article is devoted to the volunteer activities of medical students in various medical institutions, as an important stage in their preparation for further medical work. The main characteristics of the phenomenon of volunteering and volunteer activities, presented in scientific research, are revealed. It has been shown that an effective means of developing the professionalism of future doctors at a medical university is specially organized, professionally oriented extracurricular volunteer activities, which involve the direct involvement of

students in the planning and implementation of volunteer initiatives on the basis of a medical institution.

The article reveals the main types of volunteer activities using the example of the Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky".

Keywords: volunteering, social activity, medical students, volunteer activities, professional activities, medical organizations.

References

1. Lomova O.S. Volunteering as a means of developing general cultural competencies of students // Integration of medical and pharmaceutical education, science and practice: collection of articles of the I International Scientific and Pedagogical Forum (Krasnoyarsk February 2-4, 2022). Krasnoyarsk, 2022. P. 366369.

2. Starodubtsev V.A., Rodionov P.V. Educational and professional volunteer organizations // Higher education in Russia. 2017. No. 6 (213). pp. 147-154.

3. Federal Law "On Charitable Activities and Volunteering (Volunteering)" dated 08/11/1995 N 135-FZ (latest edition) https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

4. Pevnaya M.V. Volunteerism management: international experience and local practices: monograph. - Ekaterinburg: Ural Publishing House. Univ., 2016. 434 p.

5. Chuikov O.E., Smirnova D.O. Volunteering and volunteering as a trend in modern Russian society // News of South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2019. No. 9(2). P. 188-195.

6. Neverova L.V. Features of volunteering among youth // Youth World Politic. 2013. No. 4. pp. 45-48.

7. Semenova O.A. Features of volunteer activities at a medical university // International Scientific Research Journal. 2019. No. 9-2 (87). pp. 24-27

8. Mirzoeva N.M., Satvaldinova D.M., Samarina A. Yu. Features of volunteer medical and educational activities of SSMU students // Bulletin of medical Internet conferences. 2019. No. 10. pp. 436-440.

9. Chuikov O.E., Lagutin I.B., Svechnikov V.A., Babina A.S., Batyukov V.V. Volunteering as one of the activities of a medical university // Problems of social hygiene, healthcare and history of medicine. 2022. No. 30(2). pp. 312-317.

10. Fedulova I.V. Volunteer activities of medical university students as a current educational practice for training a modern specialist // Inclusion in education. 2018. No. 3(10). pp. 79-84.

11. Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Sharova O. Ya., Nor O.V. Interactive teaching methods in the higher school system // Modern pedagogical education. - 2022. - No. 4. - P. 137140.

12. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". - 2020. - pp. 328334.

13. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". Krasnoyarsk State Medical University named after. prof. V.F. Voino-Yasenetsky. - Krasnoyarsk, 2018. - pp. 381-386.

14. On approval of the Concept for the development of volunteer-ism (volunteering) in the Russian Federation until 2025: Order of the Government of the Russian Federation dated December 27, 2018 No. 2950-r // Garant: [website]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/72039562/ (access date: 01/09/24).

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.