Инновационные подходы в подготовке студентов медицинских вузов к общению с детьми с особыми потребностями
сч о сч
СП О!
о ш т
X
3
<
т О X X
Турчина Жанна Евгеньевна,
к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого» Минздрава России, turchina-09@mail.ru
Бакшеев Андрей Иванович,
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясе-нецкого» Минздрава России, baksh-ai@yandex.ru
Нор Ольга Владимировна,
к.м.н., доцент кафедры физической и реабилитационной медицины с курсом ПО, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого» Минздрава России, 245900@mail.ru
Лисовская Наталья Михайловна,
к.м.н., доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, diltiazem@bk.ru
Фатьянова Ольга Петровна,
ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, oligaf@mail.ru
Изучение особенностей работы с детьми, которые имеют определенные нарушения психофизического развития - одна из актуальных проблем современности. В статье рассматриваются актуальные вопросы коммуникационной культуры будущих врачей. Выделен круг задач, связанных с педагогической подготовкой будущих врачей к оказанию медицинских услуг детям с особыми потребностями: совершенствование методики преподавания учебных дисциплин этического направления, дополнение содержания учебно-воспитательной работы в учреждениях высшего медицинского образования информационными материалами о специфике коммуникации специалистов сферы здравоохранения с детьми с особыми потребностями, формирование профессиональной готовности будущих врачей к просветительской работе с родителями «особых детей». Выделены инновационные подходы в подготовке будущего врача, учитывая актуальность данной проблемы. Определены базовые ценности в контексте культуры общения будущих врачей с детьми с особыми потребностями, такие, как: пациентоцен-тричность, личностный подход, уважение человеческого достоинства лиц с особыми потребностями, реализация их прав и интересов, создание условий для эффективной диагностики, лечения и консультации детей с особыми потребностями, сотрудничество со специалистами других сфер и общественностью по всесторонней поддержке детей данной категории и их семей. Подчеркнута важность эмпатии, учет специфики будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: общение, воспитание, дети с особыми потребностями, инновационный подход.
Цель исследования
Цель статьи - рассмотреть актуальные вопросы повышения уровня коммуникативной культуры будущих врачей в общении с детьми с особыми потребностями и членами их семьи.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели было осуществлено качественное исследование возможностей и направлений подготовки студентов медицинских университетов к общению с детьми с особыми потребностями. При этом был использован комплекс теоретических методов исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение - для изучения литературных источников, касающихся проблемы исследования.
Всего было отобрано 13 источников информации, необходимых для реализации цели исследования. Первая группа источников содержала концептуальные положения относительно характеристики категории детей с особыми потребностями. Вторая группа источников содержала исследования по формированию коммуникативной культуры студентов учреждений высшего медицинского образования, в том числе посвященные опыту подготовки студентов медицинских университетов к общению с детьми с особыми потребностями.
Результаты исследования.
При подготовке будущих врачей необходимо, чтобы высокий уровень профессиональных качеств сочетался с социально-гуманистическими характеристиками, в частности умением работать не только с пациентами, но и членами семьи, учитывать специфические особенности представителей разных возрастных групп, эффективно общаться, избегать профессионального выгорания [1].
В исследовании [2] выделены следующие группы детей с особыми потребностями: дети с задержкой психического развития, дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением умственного развития, дети с церебральным параличом, дети с нарушением речевого развития, дети с аутизмом, гиперактивные дети. Правда, иногда этот перечень понимают шире, дополняя группами детей, потребности которых в целом выходят за пределы «общепринятой нормы», это: дети из социально уязвимых групп (например, воспитанники детдомов), одаренные дети [3], которые тоже могут нуждаться в особом отношении со стороны медицинских работников.
На протяжении последних лет внимание к профессиональному общению врачей и студентов медицинских университетов стремительно растет [4]. Проблема общения в контексте профессиональной подготовки будущих врачей и профессиональной деятельности врачей-практиков достаточно полно представлена в современной науке. Так, В.А. Манулик, Ю.В. Михайлюк [5] анализируют технологии развития коммуникативной компе-
тентности будущих врачей в процессе профессиональной подготовки. Специфику коммуникации в профессиональной деятельности врачей-практиков исследуют П.П. Пивненко [6] (общение в процессе эффективной врачебной деятельности), А.В.Сарапулова, О.В. Тепля-кова [7] (вопросы коммуникативных навыков врача), Ф.В. Орлов [8] (основы психологии общения медицинских работников).
Оказание медицинской помощи детям с инвалидностью является объектом постоянного интереса врачей и ученых-медиков, однако педагогический аспект подготовки будущих медицинских работников к работе с несовершеннолетними с особыми потребностями выпадает из виду. Отсутствие знаний, навыков, необъективное отношение к пациентам-детям с ограниченными возможностями могут негативно повлиять на результаты лечения, что особенно недопустимо во время работы с ними.
Соответствующие знания студенты получают в процессе подготовки в клинической ординатуре: отоларингологии, офтальмологии, психиатрии, травматологии; магистерских программах по физиотерапии, эрготера-пии и т.п., поэтому насущным является и пересмотр программ по дисциплинам вроде «Врачебная этика», «Медицинская деонтология», «Биоэтика» [9] как сквозных в процессе обучения будущих работников медицинской сферы; других учебных дисциплин, по крайней мере, тех, которые чаще всего могут быть связаны с психофизиологическими отклонениями.
Уже на этапе первого обращения к врачу пациент должен быть защищен от негативных последствий предвзятого отношения. Эти компетентности формируются как специальными дисциплинами, так и интегральными результатами обучения, которые могут быть предусмотрены при изучении разных предметов в процессе получения высшего медицинского образования [10].
Для улучшения профессиональной деятельности, повышения уровня знаний и навыков представителей служб здравоохранения, обучение медицинских специалистов должно включать в себя необходимую информацию, касающуюся инвалидности [11].
Все вышесказанное обусловливает необходимость усовершенствования форм и методов обучения будущих врачей. Рассмотрим отдельные аспекты повышения коммуникационной культуры студентов.
Способы изучения указанных аспектов медицинского образования в процессе обучения не устоялись в методике преподавания, однако более продуктивным представляется практика сквозного компонента, который позволяет, во-первых, не перегружать учебный план студентов медицинских специальностей отдельными дисциплинами, во-вторых, предполагает усвоение необходимых знаний и навыков студентами всех специализаций, а не только тех, которые чаще всего работают с детьми с особыми потребностями.
Исследователи [12] подчеркивают негативное влияние стереотипов и недостатка знаний медицинского персонала о людях с ограниченными возможностями на процесс и результаты лечения и предлагают свой выход из ситуации. Как результат - подготовка «универсального» медика, повышение качества предоставления медицинских услуг для всех категорий населения независимо от возраста, состояния здоровья, социального статуса [6].
Авторы [12] очерчивают специфические цели и прогнозируемые результаты обучения, которые позволят избежать нехватки знаний:
1. Приобретение знаний об особых потребностях, развенчивание стереотипов;
2. Привитие альтруистического отношения и преданности в процессе помощи людям с особыми потребностями;
3. Содействие развитию навыков, необходимых для ухода и лечения таких пациентов.
Реализация этих целей предполагает усвоение информации и приобретение умений. Исследователи предсказывают овладение знаниями о типах, характере, причинах заболевания и их распространении, поведенческих проблемах, особенно в семье, о принципах и клинических подходах к удовлетворению конкретных потребностей. Отдельный пункт - информация о доступных ресурсах, услугах, правительственных и неофициальных сообществах [13].
Основные навыки, которые необходимо получить: пациентоцентричность, умение видеть человека в инвалиде в том числе соблюдение прав и выполнение пожеланий, эффективная диагностика, соответствующее разъяснение и получение согласия таких пациентов как на дальнейшие процедуры, так и на дальнейшие направления к «узким» специалистам [12].
Также должны быть предусмотрены лекционные и семинарские занятия, работа со стандартизированным пациентом, встречи с реальными пациентами и их семьями, возможность посещения общественных организаций, клиническая практику и возможность исследований [5]. Такая подготовка студентов медицинских специальностей к работе с детьми с особыми потребностями позволит, по нашему мнению, решить современные проблемы с данной категорией пациентов и в будущем дополнит знания и методы работы педагогов с этой группой населения.
Заключение
Очевидно, что каждая врачебная специальность имеет свои характерные проявления общения с пациентами. Именно поэтому при подготовке методических материалов, написании монографий и диссертаций целесообразно сочетать общие тенденции, свойственные для успешного общения, с закономерностями профессиональной деятельности (физиотерапевты, педиатры, хирурги и др.). Свои специфические особенности имеет возраст, пол, вид заболевания пациента, социальные особенности. Необходимо обратить внимание на эту проблему, начиная с первого курса и при изучении всех предметов. Целесообразно провести уточнение приоритетов в системе повышения квалификации преподавателей, а также внести изменения в учебные планы для аспирантов и докторантов.
Литература
1. Лямова О.О. Проблема воспитания гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8(1). - С. 36-40.
2. Давидян С.А. Проблемы обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - №3. - С. 20-22.
3. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: Пер с англ.: 3-е изд. - М.: Теревинф. - 2013. - 368 с.
4. Бакшеев А.И. Анализ возможных вариантов организации подготовки преподавателей медицинских вузов
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
cñ
01
О Ш Ш X
на основе требований стандартов WFME // Инновационные технологии в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика". Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2019. - С. 24-30.
5. Манулик В.А., Михайлюк Ю.В. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретический аспект) // Инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 1(33). - С. 1923.
6. Пивненко П.П. К вопросу о развитии коммуникативного компонента во взаимодействии врача и пациента // Развитие потенциала социально-гуманитарных наук в формировании soft skills медицинских кадров юга России. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ. - 2020. - С. 103-110.
7. Сарапулова А.В., Теплякова О.В. Коммуникативные навыки студентов медицинского вуза: опыт наблюдения на кафедре поликлинической терапии // Медицинское образование и профессиональное развитие. -2016. - № 1. - С.60-67.
8. Орлов Ф.В. Психология в работе врача. - СПб.: Чебоксары, 2009. - 176 с.
9. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M.Yu., Gusarenko V.V., Rakhinsky D.V., Shepeleva J.S. Legal status of bioethics: international experience and national characteristics // Revista Inclusiones. - 2020. - Vol. 7. - № S3-3. - Pp. 198-207.
10. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика". Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. - С. 328-334.
11. Tervo R.C., Palmer G., Redinius P. Health professional student attitudes towards people with disability // Clinical Rehabilitation. - 2004. - Vol. 18(8). - pp. 908-915.
12. Symons A.B., McGuigan D., Akl E.A. A curriculum to teach medical students to care for people with disabilities: development and initial implementation // BMC Medical Education. - 2009. - Vol. 9(1).78. D0I:10.1186/1472-6920-9-78
13. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Sharova O.Y., Galaktionova M.Yu., Chesnokova L.L., Rukavitsyna E.A. Innovations in medicine: features of regulation and prospects for the development of telemedicine // Revista Inclusiones. -2020. - Vol. 7. - № S4-1 num Especial - Pp. 447-459.
Innovative approaches in preparing medical students to communicate
with children with special needs Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Nor O.V., Lisovskaya N.M., Fatyanova O.P.
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34_
The study of the peculiarities of working with children who have certain disorders of psychophysical development is one of the urgent problems of our time. The article discusses topical issues of the communication culture
of future doctors. A range of tasks related to the pedagogical training of future doctors for the provision of medical services to children with special needs is highlighted: improving the methods of teaching ethical disciplines, supplementing the content of educational work in higher medical education institutions with information materials on the specifics of communication of healthcare professionals with children with special needs. needs, the formation of the professional readiness of future doctors for educational work with the parents of "special children". Highlighted innovative approaches in the preparation of a future doctor, taking into account the urgency of this problem. The basic values in the context of the culture of communication of future doctors with children with special needs have been determined, such as: patient-centeredness, personal approach, respect for the human dignity of persons with special needs, the realization of their rights and interests, creating conditions for effective diagnosis, treatment and consultation of children with special needs. needs, cooperation with specialists in other spheres and the public for the comprehensive support of children of this category and their families. Empathy is emphasized, taking into account the specifics of future professional activities.
Keywords: communication, education, children with special needs, innovative
approach. References
1. Lyamova OO The problem of fostering a humane attitude towards a person
among students of a medical university // Fundamental research. - 2011.
- No. 8 (1). - S. 36-40.
2. Davidyan S.A. Problems of education and upbringing of disabled children
and children with disabilities // Additional education and upbringing. -2016. - No. 3. - S. 20-22.
3. Seligman M., Darling R. Ordinary families, special children: Per from Eng-
lish: 3rd ed. - M .: Terevinf. - 2013 .-- 368 p.
4. Baksheev A.I. Analysis of possible options for organizing the training of
teachers of medical universities based on the requirements of WFME standards // Innovative technologies in medical education. Sat. Art All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". Ch. ed. S.Yu. Nikulin. KrasSMu them. prof. V.F. Voino-Yasenetsky. - Krasnoyarsk, 2019. - S. 24-30.
5. Manulik V.A., Mikhailyuk Yu.V. The problem of communicative competence
in the professional activity of a doctor (theoretical aspect) // Innovative educational technologies. - 2013. - No. 1 (33). - S. 19-23.
6. Pivnenko P.P. On the development of the communicative component in the
interaction of a doctor and a patient // Development of the potential of social and humanitarian sciences in the formation of soft skills of medical personnel in the south of Russia. - Rostov n / a: Publishing house of Rostov State Medical University. - 2020. - pp. 103-110.
7. Sarapulova A.V., Teplyakova O.V. Communication skills of students of a
medical university: observation experience at the department of poly-clinic therapy // Medical education and professional development. - 2016.
- No. 1. - P. 60-67.
8. Orlov F.V. Psychology in the work of a doctor. - SPb .: Cheboksary, 2009
.-- 176 p.
9. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M.Yu., Gusarenko V.V.,
Rakhinsky D.V., Shepeleva J.S. Legal status of bioethics: international experience and national characteristics // Revista Inclusiones. - 2020. -Vol. 7. - № S3-3. - Pp. 198-207.
10. Baksheev A.I., Turchina J.E., Nor O.V. Formation of communicative com-
petence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". Ch. ed. S.Yu. Nikulin. - 2020. - pp. 328-334.
11. Tervo R.C., Palmer G., Redinius P. Health professional student attitudes towards people with disability // Clinical Rehabilitation. - 2004. - Vol. 18(8). - pp. 908-915.
12. Symons A.B., McGuigan D., Akl E.A. A curriculum to teach medical students to care for people with disabilities: development and initial implementation // BMC Medical Education. - 2009. - Vol. 9(1).78. DOI:10.1186/1472-6920-9-78
13. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Sharova O.Y., Galaktionova M.Yu., Chesnokova L.L., Rukavitsyna E.A. Innovations in medicine: features of regulation and prospects for the development of telemedicine // Revista Inclusiones. - 2020. - Vol. 7. - № S4-1 num Especial - Pp. 447-459.
<
m о x
X