Научная статья на тему 'РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (НИРС) / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Бакшеев Андрей Иванович, Бакшеева Светлана Лукинична, Гусаренко Виктория Владимировна, Шепелева Юлия Сергеевна

Современный этап развития медицины характеризуется появлением новых направлений, усилением тенденций интеграции медицинских исследований, ростом объемов медицинской информации, расширением внедрения достижений медицинской науки в клиническую практику.В статье дается характеристика научно-исследовательской работы студентов (НИРС) высших медицинских учебных заведений, доказано, что она является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности. Определяется влияние НИРС на формирование творческого потенциала студенческой молодежи. Представлены проблемы организации НИРС как образовательной профессионально ориентированной технологии подготовки будущих медицинских работников.Сделан вывод, что использование НИРС как профессионально ориентированной технологии позволяет решить студентам определенный комплекс проблем, связанных с формированием их профессиональной компетентности, в частности: повышение престижности научной деятельности; ориентация студентов, которые проявляют способности к научной деятельности, на решение приоритетных медицинских проблем; издание в рамках вузов сборников научных работ студентов; постоянное использование системы грантов; создание единой информационной системы для студентов, активно занимающихся НИРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Бакшеев Андрей Иванович, Бакшеева Светлана Лукинична, Гусаренко Виктория Владимировна, Шепелева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UNIVERSITY RESEARCH WORK IN TEACHING STUDENTS IN THE FIELD OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION

The current stage of medical development is characterized by the emergence of new directions, the strengthening of trends in the integration of medical research, the growth of medical information, the expansion of the introduction of medical science achievements into clinical practice. The content of education is gradually becoming focused on the development of creative abilities of students, the level of which will determine the professionalism of the employee. Constant effective stimulation of intellectual development, the need for relevant, purposeful independence, the formation of appropriate psychological qualities. The article describes the research work of students (R&D) of higher medical educational institutions, it is proved that it is an integral component of professional competence. The influence of R&D on the formation of the creative potential of students is determined. The problems of the organization of R&D as an educational professionally oriented technology for training future medical workers are presented. It is concluded that the use of R&D as a professionally oriented technology allows solving a certain set of problems related to the formation of their professional competence, in particular: increasing the prestige of scientific activity; orientation of students who show abilities for scientific activity to solve priority medical problems; publication of collections of scientific works of students within universities; systematic use of the grant system; creation of a unified information system for students actively engaged in research and development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Роль вузовской научно-исследовательской работы в обучении студентов в области медицинского и фармацевтического образования

Турчина Жанна Евгеньевна,

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: turchina-09@mail.ru

Бакшеев Андрей Иванович,

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: baksh-ai@yandex.ru

Бакшеева Светлана Лукинична,

д.м.н., доцент, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: sbacsheeva@mail.ru

Гусаренко Виктория Владимировна,

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: vikyse2007@ya.ru

Шепелева Юлия Сергеевна,

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: LADY-BOMG@yandex.ru

Современный этап развития медицины характеризуется появлением новых направлений, усилением тенденций интеграции медицинских исследований, ростом объемов медицинской информации, расширением внедрения достижений медицинской науки в клиническую практику.

В статье дается характеристика научно-исследовательской работы студентов (НИРС) высших медицинских учебных заведений, доказано, что она является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности. Определяется влияние НИРС на формирование творческого потенциала студенческой молодежи. Представлены проблемы организации НИРС как образовательной профессионально ориентированной технологии подготовки будущих медицинских работников. Сделан вывод, что использование НИРС как профессионально ориентированной технологии позволяет решить студентам определенный комплекс проблем, связанных с формированием их профессиональной компетентности, в частности: повышение престижности научной деятельности; ориентация студентов, которые проявляют способности к научной деятельности, на решение приоритетных медицинских проблем; издание в рамках вузов сборников научных работ студентов; постоянное использование системы грантов; создание единой информационной системы для студентов, активно занимающихся НИРС.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов (НИРС), личностно-деятельностный подход, проблемное обучение, профессиональная компетентность.

Повышение роли человеческого фактора в медицинской сфере предопределяет повышение требований, предъявляемых к будущему медицинскому работнику. Постоянно растет спрос на высококвалифицированных врачей, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в ней.

В то же время, существующая система организации работы со студентами не соответствует требованиям современного общества. Формы и методы обучения, используемые в высшей школе, не позволяют будущим специалистам влиять на содержание, темп и качество своего образования, а научная работа со студентами слишком формализована и нацелена на достижение количественных показателей, а не количественных результатов, полученных в творческом поиске. В связи с этим необходимо использовать новые педагогические технологии, позволяющие не только донести до студентов определенную систему знаний, а также научить их самостоятельно добывать, преобразовывать, анализировать научные знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности [1].

Значительный потенциал в решении указанных задач принадлежит НИРС, которая может рассматриваться как одно из средств профессионального становления будущих медиков и фармацевтов в условиях современности.

Цель исследования

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать роль и место НИРС в деятельности высших медицинских учебных заведений в качестве метода повышения профессиональной компетентности будущих выпускников в области медицинского и фармацевтического образования.

Материалы и методы

В психолого-педагогической науке вопросы НИРС рассматривались в следующих направлениях: философские взгляды на проблему научных исследований освещены в работах [2]; особенности, методология и организация НИРС исследованы в [3, 4]; НИРС как элемент подготовки будущих специалистов рассмотрена в [5, 6]; методико-технологические рекомендации по организации НИРС представлены в [7]; специфика педагогического руководства НИРС в вузах раскрыта в [8].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Многие ученые [3] отмечают, что НИРС определяется высшей формой самостоятельного учебного познания, поскольку оно приобретает формы научного предвидения (самостоятельная постановка цели и нахождение пути ее решения).

Целями организации НИРС, по мнению Л.В. Чу-провой [6], являются: предоставление максимальной возможности для развития личности и профессиональных качеств, творческой индивидуальности будущего специалиста; развитие творческих способностей и активизация умственной деятельности; формирование потребности непрерывного самостоятельного пополнения знаний; получение глубокой системы знаний как признака прочности.

Результаты исследования

НИРС позволяет раскрыть потенциал будущего специалиста, сделать свой вклад в исследование актуальных проблем медицинской науки, и, что главное для студента, осознать важность такой работы для повышения своей конкурентоспособности [8]. Для того, чтобы эта работа проводилась в течение всего периода обучения, необходимо поддерживать интерес к исследованию, стимулировать эту деятельность.

Стоит заметить, что отечественный опыт приобрел определенные успехи в становлении и развитии НИРС в медицинских вузах, цель, которой -через систематизацию знаний по фундаментальным (анатомия, физиология, патология, микробиология, фармакология и др.) и профессионально-ориентированным дисциплинам (терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия и проч.) глубже и полнее раскрыть мир клинической медицины, фармации, помочь молодым исследователям овладеть методикой исследований [8]. Содержание готовности к выполнению НИРС должны составлять такие элементы, как знание, умение, творчество, желание [9]. В то же время должны констатировать слишком позднее (в большинстве случаев на последних курсах) привлечение студентов к НИРС [10], ее недостаточную мотивацию, нечеткий характер связи с будущей профессиональной деятельностью, отсутствие научной инициативы со стороны самих студентов [7, 11].

Существенных изменений можно ожидать, если перестроить содержание и методику преподавания профессионально-ориентированных дисциплин [12]. Среди факторов, способствующих формированию соответствующих качеств исследователя в ходе НИРС, необходимо выделить личностно-деятельностный подход в обучении [5]. Таким образом, современная система учебно-научной деятельности медицинского вуза должна быть личностно ориентированной, то есть воспитание научной культуры личности с максимально — возможной индивидуализацией, созданием условий для саморазвития, утверждением медицин-су ской этики [13, 14]. В медицинском вузе необхо-еЗ димо создание научной среды, способствующей формированию и развитию у студентов-медиков

умений научных исследований, клинического мышления, привлечения их к активной самостоятельной деятельности в научной сфере [15, 16].

В эффективной организации и осуществлении НИРС на протяжении всех лет обучения будущих медиков и фармацевтов важную роль должен играть системный подход, основанный на четких скоординированных учебных планах специальности, переориентации медицинских вузов на необходимость научно-методического обеспечения изучаемых дисциплин, создании положения о НИРС с определением функций структурных подразделений при отделениях вуза, действенном организационно-экономическом механизме привлечения талантливых студентов к научной деятельности [17].

Система НИРС должна быть нацелена на развитие личности медицинского работника и фармацевта, которые, используя полученные в высшей школе проектировочные (умения спланировать любой вид работы), адаптационные (умения применить данный план в конкретных условиях), организационные, мотивационные, коммуникативные, познавательные умения таким образом повысят свою конкурентоспособность [18].

Заключение

Использование НИРС как профессионально ориентированной технологии позволяет решить определенный комплекс проблем, связанных с формированием их профессиональной компетентности, в частности: повышение престижности научной деятельности; ориентация студентов, которые проявляют способности к научной деятельности, на решение приоритетных медицинских проблем; издание в рамках вузов сборников научных работ студентов; систематическое использование системы грантов; создание единой информационной системы для студентов, активно занимающихся НИРС.

Литература

1. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. -С.328-334.

2. Аверченков В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2011. 156 с.

3. Ефанов А.В., Федоров В.А., Приходько Л.С., Зуева A.C., Комарова К.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО РГППУ, 2009.144 с.

4. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Научно-исследовательская работа студента как гума-

нитарная технология: Учебное пособие. - СПб.: Книжный Дом, 2007. 208 с.

5. Суслова И.А. Научно-исследовательская работа студентов в образовательной программе вуза// Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 3. С. 50-55.

6. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. С. 380383.

7. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 122-124.

8. Власова В.Н., Таирова Н.Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов в медицинском университете// Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 173-182.

9. Гомза Т.В., Селивонова А.И. НИРС на общенаучной кафедре с позиций компетентностного подхода // Проблемы высшего образования. 2009. № 1. С. 290-293.

10. Силина Д.О. Статистическое исследование студентов ВУЗа по проблеме вовлеченности в научно-исследовательскую работу (НИРС) // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 1-1 (19). С. 311-313.

11. Крапивина И.В. Учебно-педагогическое сотрудничество в условиях НИРС как фактор формирования профессиональной компетентности студентов медицинского ВУЗа // Дальневосточный медицинский журнал. 2019. № 4. С.53-57.

12. Гусева А.Х. Способы модернизации НИРС: основные положения инновационной технологии государственной итоговой аттестации // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 35. С. 223-229.

13. Абдикаликова Д.Р., Кожанова Р.Т., Кошкарба-ева Б.С., Касымбекова Б.К., Дедова О.Ю., Из-майлович М.Р., Рахимжанова Г.К. Проблемы внедрения научно ориентированного обучения в медицинское образование // Медицина и экология. 2017. № 3 (84). С. 127-129.

14. Турчина Ж.Е., Бакшеев А.И., Бакшеева С.Л., Шарова О.Я., Нор О.В. Интерактивные методы обучения в системе высшей школы // Современное педагогическое образование. - 2022. -№ 4. - С. 137-140.

15. Чорненькая Ж., Грицюк М. Основные направления внедрения компетентностного подхода в высшее медицинское образование как средство модернизации ее содержания // Modern Science - Moderni Veda. 2017. Т. 4. № 1. С. 135142.

16. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф.

B.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. -

C.381-386

17. Федотенко И.Л., Тимохина А.В. Формирование профессиональной направленности будущих фармацевтов в условиях ВУЗа: теоретический анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 139-151.

18. Бакшеев А.И. Анализ возможных вариантов организации подготовки преподавателей медицинских вузов на основе требований стандартов WFME // Инновационные технологии в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2019. - С. 24-30.

THE ROLE OF UNIVERSITY RESEARCH WORK IN TEACHING STUDENTS IN THE FIELD OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION

Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Gusarenko V.V., Shepeleva Yu.S.

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

The current stage of medical development is characterized by the emergence of new directions, the strengthening of trends in the integration of medical research, the growth of medical information, the expansion of the introduction of medical science achievements into clinical practice. The content of education is gradually becoming focused on the development of creative abilities of students, the level of which will determine the professionalism of the employee. Constant effective stimulation of intellectual development, the need for relevant, purposeful independence, the formation of appropriate psychological qualities. The article describes the research work of students (R&D) of higher medical educational institutions, it is proved that it is an integral component of professional competence. The influence of R&D on the formation of the creative potential of students is determined. The problems of the organization of R&D as an educational professionally oriented technology for training future medical workers are presented. It is concluded that the use of R&D as a professionally oriented technology allows solving a certain set of problems related to the formation of their professional competence, in particular: increasing the prestige of scientific activity; orientation of students who show abilities for scientific activity to solve priority medical problems; publication of collections of scientific works of students within universities; systematic use of the grant system; creation of a unified information system for students actively engaged in research and development.

Keywords: research work of students (R&D), personal-activity approach, problem-based learning, professional competence.

References

1. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ser. «University Pedagogy» Ch. ed. S. Yu. Nikulin. -2020. - S. 328-334.

2. Averchenkov V.l., Malakhov Yu.A. Fundamentals of scientific creativity: textbook. allowance. - M.: FLINTA, 2011. 156 p.

3. Efanov A.V., Fedorov V.A., Prikhodko L.S., Zueva A.S., Koma-rova K.V. Organization of research work of students at the university: textbook.-method. allowance. - Yekaterinburg: Publishing House of GOU VPO RGPPU, 2009.144 p.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3

о m О от

З

ы о со

4. Berezhnova L.N., Bogoslovsky V.I. Research work of a student as a humanitarian technology: Textbook. - St. Petersburg: Book House, 2007. 208 p.

5. Suslova I.A. Research work of students in the educational program of the university// Bulletin of the association of universities of tourism and service. 2011. No. 3. S. 50-55.

6. Chuprova L.V. Research work of students in the educational process of the university // Theory and practice of education in the modern world. - St. Petersburg: Renome, 2012. S. 380383.

7. Olkhovaya T.A. Development of students as subjects of research activity // International Journal of Experimental Education. 2010. No. 11. P. 122-124.

8. Vlasova V.N., Tairova N. Yu. Organization of research work of students at the medical university// Humanitarian and social sciences. 2016. No. 4. S. 173-182.

9. Gomza T.V., Selivonova A.I. Research work at the general scientific department from the standpoint of the competence approach // Problems of higher education. 2009. No. 1. S. 290293.

10. Silina D.O. Statistical study of university students on the problem of involvement in research work (NIRS) // Student science and the XXI century. 2020. V. 17. No. 1-1 (19). pp. 311-313. eleven.

11. Krapivina I.V. Educational and pedagogical cooperation in the conditions of scientific research as a factor in the formation of professional competence of students of a medical university // Far Eastern Medical Journal. 2019. No. 4. S. 53-57.

12. Guseva A. Kh. Ways to modernize NIRS: the main provisions of the innovative technology of the state final certification // Modern problems of linguistics and methods of teaching the Russian language at the university and school. 2022. No. 35. S. 223229.

13. Abdikalikova D.R., Kozhanova R.T., Koshkarbaeva B.S., Kasymbekova B.K., Dedova O. Yu., Izmailovich M.R., Rakh-imzhanova G.K. Problems of implementation of scientifically oriented education in medical education // Medicine and Ecology. 2017. No. 3 (84). pp. 127-129.

14. Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Sharova O. Ya., Nor O.V. Interactive teaching methods in the system of higher education // Modern Pedagogical Education. - 2022. - No. 4. -P. 137-140.

15. Chornenkaya Zh., Gritsyuk M. The main directions of introducing a competency-based approach to higher medical education as a means of modernizing its content // Modern Science - Mod-erni Veda. 2017. V. 4. No. 1. S. 135-142.

16. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. «University Pedagogy». Ch. ed. S. Yu. Nikulin. KrasGMU them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. -Krasnoyarsk, 2018. - S. 381-386

17. Fedotenko I.L., Timokhina A.V. Formation of the professional orientation of future pharmacists in the conditions of the university: theoretical analysis // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2022. No. 1. S. 139-151.

18. Baksheev A.I. Analysis of possible options for organizing the training of teachers of medical universities based on the requirements of WFME standards // Innovative technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. «University Pedagogy». Ch. ed. S. Yu. Nikulin. KrasGMU them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. - Krasnoyarsk, 2019. - S. 24-30.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.