Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБЩЕНИЮ С ПАЦИЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБЩЕНИЮ С ПАЦИЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПАЦИЕНТЫ / ДЕОНТОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Нор Ольга Владимировна, Бакшеев Андрей Иванович, Ноздрин Дмитрий Александрович, Андренко Олег Валерьевич

Социальное значение медицинской деятельности для общества, сложность и многосторонность их профессиональных обязанностей вызывают потребность не только высокого уровня врачебного профессионализма, фундаментальных знаний теории и практики медицины, соответствующих медицинских умений и навыков, владения медицинскими технологиями, адекватными методами и приемами врачебной деятельности, но и предусматривают наличие коммуникативных знаний, умений и навыков. В статье рассматриваются концептуальные положения относительно медицинского сопровождения людей с ограниченными физическими возможностями (ОФВ). Показана необходимость обучения будущих медицинских работников общению с людьми с ОФВ с позиций деонтологического подхода. Определены принципы общения, которые помогут достичь цели эффективной коммуникации медицинского персонала с людьми с ОФВ. Сделан вывод о том, что общение с пациентами с ОФВ накладывает особые требования на врачей относительно их профессиональной подготовки в вопросах соблюдения правил этики и деонтологии, среди которых совершенствование знаний морально-этических и деонтологических основ общения и особенностей психологического состояния людей с ОФВ, а также умение выбрать и эффективно использовать наиболее подходящий способ взаимодействия с каждым пациентом с ОФВ индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Нор Ольга Владимировна, Бакшеев Андрей Иванович, Ноздрин Дмитрий Александрович, Андренко Олег Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PREPARING MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO COMMUNICATE WITH PATIENTS WITH DISABILITIES

The social significance of medical activity for society, the complexity and versatility of their professional duties cause the need not only for a high level of medical professionalism, fundamental knowledge of the theory and practice of medicine, relevant medical skills, possession of medical technologies, adequate methods and techniques of medical activity, but also provide for the availability of communicative knowledge, skills and abilities. The article discusses the conceptual provisions regarding medical support for people with disabilities (FEV). The necessity of training future medical workers to communicate with people with FEV from the standpoint of a deontological approach is shown. The principles of communication that will help achieve the goal of effective communication of medical personnel with people with FEV are defined. It is concluded that communication with patients with FEV imposes special requirements on doctors regarding their professional training in compliance with the rules of ethics and deontology, including improving knowledge of the moral, ethical and deontological foundations of communication and the peculiarities of the psychological state of people with FEV, as well as the ability to choose and effectively use the most appropriate way of interacting with each patient with FEV individually.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ОБЩЕНИЮ С ПАЦИЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Актуальные вопросы подготовки студентов медицинских вузов к общению с пациентами с ограниченными физическими возможностями

о с

U

см

СП

Турчина Жанна Евгеньевна,

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: turchina - 09@mail.ru

Нор Ольга Владимировна,

к.м.н., доцент кафедры физической и реабилитационной медицины с курсом ПО, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» E-mail: 245900@mail.ru

Бакшеев Андрей Иванович,

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: baksh-ai@yandex.ru

Ноздрин Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: nozdrindmitry@ya.ru

Андренко Олег Валерьевич,

к.б.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: andrenko@yandex.ru

Социальное значение медицинской деятельности для общества, сложность и многосторонность их профессиональных обязанностей вызывают потребность не только высокого уровня врачебного профессионализма, фундаментальных знаний теории и практики медицины, соответствующих медицинских умений и навыков, владения медицинскими технологиями, адекватными методами и приемами врачебной деятельности, но и предусматривают наличие коммуникативных знаний, умений и навыков.

В статье рассматриваются концептуальные положения относительно медицинского сопровождения людей с ограниченными физическими возможностями (ОФВ). Показана необходимость обучения будущих медицинских работников общению с людьми с ОФВ с позиций деонтологического подхода. Определены принципы общения, которые помогут достичь цели эффективной коммуникации медицинского персонала с людьми с ОФВ. Сделан вывод о том, что общение с пациентами с ОФВ накладывает особые требования на врачей относительно их профессиональной подготовки в вопросах соблюдения правил этики и деонтологии, среди которых совершенствование знаний морально-этических и деонтологических основ общения и особенностей психологического состояния людей с ОФВ, а также умение выбрать и эффективно использовать наиболее подходящий способ взаимодействия с каждым пациентом с ОФВ индивидуально.

Ключевые слова: студенты медицинского университета; люди с ограниченными физическими возможностями; пациенты; деонтология; обучение; общение.

Цель исследования

Цель статьи - рассмотреть актуальные вопросы подготовки студентов медицинских университетов к общению с пациентами с ограниченными физическими возможностями.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели было осуществлено качественное исследование требований к подготовке студентов медицинских университетов к общению с людьми с ограниченными физическими возможностями.

В ходе исследования были использованы такие теоретические методы исследования как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении источников информации по проблеме исследования.

Информационная база исследования включает в себя 14 источников информации, содержащих концептуальные положения относительно медицинского сопровождения людей с ОФВ. Также используются исследования, посвященные общению будущих медицинских работников с пациентами, имеющими ограниченные физические возможности, с позиций деонтологического подхода.

Результаты исследования

Особенности жизнедеятельности формируют у людей с ограниченными физическими возможностями (ОФВ) уязвимость психики, которая нуждается в особой тактике общения, внедрении этических норм и норм деонтологии при общении с ними, лечении и медико-социальном сопровождении. В связи с этим возникает необходимость в дополнении и совершенствовании знаний будущих врачей относительно умения выбирать и эффективно применять наиболее рациональные способы взаимодействия с каждым человеком с ОФВ [1].

Изучение особенностей работы с людьми, имеющими определенные нарушения психофизического развития - одна из актуальных проблем современности. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах инвалидов (далее -Конвенция) [2] 3 мая 2012 г. С этого времени государство взяло на себя обязательство защищать права и достоинство людей с ОФВ.

Толерантное сосуществование с людьми с ОФВ в обществе зависит, прежде всего, от семейного и школьного воспитания, а обеспечение прав людей с ОФВ начинается с подготовки бу-

дущих специалистов различных отраслей народного хозяйства в университетах и колледжах [3]. В то же время разработки в сфере обеспечения прав людей с ОФВ возложенные на здравоохранение до сих пор не стали комплексными и системными. Медицинское обслуживание и сопровождение людей с ОФВ является объектом многочисленных исследований [4, 5, 6], однако педагогическая подготовка будущих медиков к работе и общению с людьми с ОФВ исследованы недостаточно полно, хотя право инвалидов на здоровье, абилита-цию и реабилитацию являются отдельными статьями упомянутой Конвенции [7].

Отсутствие соответствующих знаний, умений и навыков, необъективное отношение к пациентам с ОФВ могут оказать негативное влияние непосредственно на процесс лечения [8].

В единственном на настоящий момент Всемирном докладе по проблемам инвалидности ВОЗ (2011) на основе анализа ситуации в 51 стране мира отмечается, что люди с ОФВ в два раза чаще сталкиваются с несоответствием знаний и навыков поставщиков медицинских услуг потребностям больного; вероятность невнимательного отношения к больному - в четыре раза выше; а вероятность отказа от предоставления медико-санитарной помощи - примерно в три раза выше, чем для других пациентов [9].

На основе проведенного анализа научной литературы нами сделан вывод о том, что в повседневной практике врача при общении с людьми с ОФВ возрастает необходимость устранения причин возникновения конфликтных ситуаций, а также их профилактика [10].

Эффективным решением данных проблем является обучение будущих медицинских работников с позиций деонтологического подхода к общению с людьми с ОФВ [11].

Под медицинской деонтологией, являющейся составляющей медицинской этики и морали, понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы [12].

В настоящее время взаимоотношения между больными и медицинским персоналом, уход за пациентами являются значимыми профилактическими и терапевтическими факторами. В связи с этим, как нам представляется, на этические и деонтологические принципы и правила следует постоянно обращать самое пристальное внимание [13].

По мнению ряда исследователей [14], при обучении будущих врачей общению с людьми с ОВФ необходимо придерживаться усвоения студентами следующих принципов общения, благодаря которым можно достичь эффективной коммуникации и не травмировать пациентов с ОФВ, а также их родственников:

1. Личностный подход к каждому пациенту с ОФВ означает осознание того, что люди различаются по уровню интеллекта и характера, имеют

различный жизненный опыт. При этом, каждый пациент с ОФВ может обладать собственным мнением и видением ситуации, которые могут не совпадать с мнением лечащего врача. Как следствие, возникает необходимость в понимании больного, уважении к высказываемой им точке зрения, деликатному отношению к его ошибочным взглядам.

2. Учет особенностей психологического состояния в зависимости от заболевания предполагает учет ранимости пациентов с ОФВ, исключение из общения с ними грубости и невнимательности.

3. Недопустимость выражения недоверия к пациенту с ОФВ или, тем более, его осуждения при несогласии с его мнением о природе возникновения заболевания или о пропущенных возможностях лечения.

4. Акцентирование внимания пациентов с ОФВ на позитивное восприятие будущего, поскольку ряд заболеваний может восприниматься пациентами с ОФВ в качестве непосредственной угрозы их жизни, вызывая изменения представлений о будущем и особые психологические реакции от «отрицания» до агрессии, которую, безусловно, следует воспринимать как средство самозащиты.

Таким образом, внедрение в процесс обучения в медицинских вузах этико-деонтологического подхода к профессиональному общению будущего врача с пациентами с ОФВ состоит из специальных медицинских знаний, а также, в значительной степени, зависит от воспитания способности к сочувствию, уровня культуры, образованности, деликатности, интеллигентности, устойчивой профессиональной мотивации.

Заключение

Общение с людьми с ОФВ накладывает на врача специальные требования к его профессиональной подготовке в вопросах соблюдения правил этики и деонтологии. Особенности жизнедеятельности людей с ОФВ приводят к формированию у них особенностей психического состояния, которым необходима особая тактика в процессе общения.

В связи с этим, общение с людьми с ОФВ накладывает особые требования в вопросах соблюдения этических и деонтологических правил. Совершенствование знаний морально-этических и деонтологических основ общения и особенностей психологического состояния людей с ОФВ у студентов медицинских вузов, на наш взгляд, будут способствовать адекватной, благожелательной атмосфере процессов лечения и восстановления. При этом будущему врачу необходимо владеть умением выбрать и эффективно использовать наиболее подходящий индивидуальный способ общения с каждым пациентом с ОФВ.

Высокий уровень профессиональной компетентности врачей, совершенствование знаний морально-этических и деонтологических основ общения с пациентами с ОФВ и особенностей их психологического состояния приведет к тому, что психологическим итогом общения, вне зависимо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

сти от результатов лечения, станет нравственная удовлетворенность пациента и пробуждение в нем эмоциональной заинтересованности, а также признание компетентности врача.

Литература

1. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Yurchuk G.V., Rahinsky D.V., Leopa A.V., Melnikova T.V. Medico-psychological support of elderly patients with somatic pathology in doctor-patient relations // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - Vol. 10. - № 10. - Pp. 25062509.

2. Конвенция ООН о правах инвалидов. https: // www.svgu.ru/ovz/files/22.pdf

3. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф.

B.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. -

C.381-386.

4. Мигунова Ю.Ю. Основы медико-социальной реабилитации различных групп населения. -Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2014. 102 с.

5. Шурыгина Ю.Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2013. 100 с.

6. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан, - М., 2011, 135 с.

7. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. -С.328-334.

8. Местергази Г.М. Врач и больной или по-новому о старом. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 112 с.

9. Всемирный доклад об инвалидности. Резюме. - ВОЗ, Всемирный банк, 2011. 28 с. https:// apps.who.int/iris/handle/10665/87365

10. Kurtz S.M. Doctor-Patient Communication: Principles and Practices// Canadian Journal of Neurological Sciences. 2002. Vol. 29(2). pp. 2329.

11. Kee J.W.Y., Khoo H.S., Lim I., Koh M.Y.H. Communication Skills in Patient-Doctor Interactions: Learning from Patient Complaints// Health Professions Education. 2018. Vol. 4. pp. 97-106.

12. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 286 с

13. Троицкая Л.А., Романова М.А., Григорьева И.А., Алехичева Н.Н., Беликова А.А. Де-онтологические принципы и психологические особенности профессионального взаимодействия доктора с пациентом // Практика педиатра. 2013. № 6. С. 48-61.

14. Popescu C.A., Suciu S.M., Buzoianu A.D. Medical student attitudes toward the doctor-patient Communication// Conference: Communication, Context, Interdisciplinary. 2014. pp. 428-433.

TOPICAL ISSUES OF PREPARING MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO COMMUNICATE WITH PATIENTS WITH DISABILITIES

Turchina Zh.E., Nor O.V., Baksheev A.I., Nozdrin D.A., Andrenko O.V.

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

The social significance of medical activity for society, the complexity and versatility of their professional duties cause the need not only for a high level of medical professionalism, fundamental knowledge of the theory and practice of medicine, relevant medical skills, possession of medical technologies, adequate methods and techniques of medical activity, but also provide for the availability of communicative knowledge, skills and abilities.

The article discusses the conceptual provisions regarding medical support for people with disabilities (FEV). The necessity of training future medical workers to communicate with people with FEV from the standpoint of a deontological approach is shown. The principles of communication that will help achieve the goal of effective communication of medical personnel with people with FEV are defined. It is concluded that communication with patients with FEV imposes special requirements on doctors regarding their professional training in compliance with the rules of ethics and deontology, including improving knowledge of the moral, ethical and deontological foundations of communication and the peculiarities of the psychological state of people with FEV, as well as the ability to choose and effectively use the most appropriate way of interacting with each patient with FEV individually.

Keywords: medical university students; people with disabilities; patients; deontology; education; communication.

References

1. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Yurchuk G.V., Rahinsky D.V., Leopa A.V., Melnikova T.V. Medico-psychological support of elderly patients with somatic pathology in doctor-patient relations // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. -2018. - Vol. 10. - № 10. - Pp. 2506-2509.

2. The UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities. https: // www.svgu.ru/ovz/files/22.pdf

3. Baksheev A. I. The necessity of educating the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Collection of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". Editor-in-chief S.Y. Nikulin. KrasSMU named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky. - Krasnoyarsk, 2018. - pp. 381-386.

4. Migunova Yu. Yu. Fundamentals of medical and social rehabilitation of various population groups. - Maikop: IP Magarin O.G., 2014. 102 p.

5. Shurygina Yu. Yu. Theoretical foundations of social and medical rehabilitation of various population groups. - Ulan-Ude: VSSTU, 2013. 100 p.

6. Dementieva N.F., Ustinova E.V. Forms and methods of medical and social rehabilitation of disabled citizens, - M., 2011, 135 p.

7. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with

international participation. Ser. "University Pedagogy", Editor-inChief S. Yu. Nikulin. - 2020. - pp. 328-334.

8. Mestergazi G.M. The doctor and the patient or in a new way about the old. - M.: BINOM. Laboratory of Knowledge, 2009. 112 p.

9. World Report on Disability. Resume. - WHO, World Bank, 2011. 28 p. https://apps.who.int/iris/handle/10665/87365

10. Kurtz S.M. Doctor-Patient Communication: Principles and Practices// Canadian Journal of Neurological Sciences. 2002. Vol. 29(2). pp. 23-29.

11. Kee J.W.Y., Khoo H.S., Lim I., Koh M.Y.H. Communication Skills in Patient-Doctor Interactions: Learning from Patient Com-

plaints// Health Professions Education. 2018. Vol. 4. pp. 97106.

12. Shamov I.A. Biomedical ethics: textbook. - M.: GEOTAR-Media, 2014. 286 p.

13. Troitskaya L.A., Romanova M.A., Grigorieva I.A., Alekhiche-va N.N., Belikova A.A. Deontological principles and psychological features of professional interaction of a doctor with a patient // Practice of pediatrician. 2013. No. 6. pp. 48-61.

14. Popescu C.A., Suciu S.M., Buzoianu A.D. Medical student attitudes toward the doctor-patient Communication// Conference: Communication, Context, Interdisciplinarity. 2014. pp. 428-433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.