Научная статья на тему 'Оценка уровня деонтологической компетентности студентов младших и старших курсов медицинского вуза'

Оценка уровня деонтологической компетентности студентов младших и старших курсов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / QUESTIONNAIRE / MEDICAL ETHICS / DEONTOLOGY / DEONTOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанов Дмитрий Алексеевич, Ряхимова Эльвира Равильевна, Симаганова Ирина Николаевна, Царакаева Екатерина Владимировна, Нестерова Светлана Михайловна

В настоящее время качество медицинской помощи во многом определяется соблюдением норм и принципов поведения медицинскими работниками при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Деонтологическая компетентность формируется ещё на этапе профессионального обучения в вузе. Оценка знаний в вопросах врачебной этики и медицинской деонтологии у студентов медицинского института является актуальным исследовательским направлением. В данной статье представлены результаты анонимного анкетирования студентов Медицинского института ФГБОУ ВО «ПГУ» по вопросам медицинской этики и деонтологии. Анкетирование показало, что все опрошенные имеют достаточно хорошую теоретическую базу по рассматриваемому разделу этики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанов Дмитрий Алексеевич, Ряхимова Эльвира Равильевна, Симаганова Ирина Николаевна, Царакаева Екатерина Владимировна, Нестерова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE LEVEL OF DEONTOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF YOUNGER AND SENIOR COURSES OF A MEDICAL UNIVERSITY

Currently, the quality of medical care is largely determined by the observance of norms and principles of behavior by medical workers in the performance of their professional duties. Deontological competence is formed at the stage of professional training at a university. Assessment of knowledge in medical ethics and medical deontology among students of a medical institute is an actual research area. This article presents the results of an anonymous survey of students of the Medical Institute of "PSU" on issues of medical ethics and deontology. The questionnaire showed that all respondents have a fairly good theoretical base for the ethics section under consideration.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня деонтологической компетентности студентов младших и старших курсов медицинского вуза»

Оценка уровня деонтологической компетентности студентов младших и старших курсов медицинского вуза

Степанов Дмитрий Алексеевич

студент, Медицинский институт, Пензенский государственный университет, stomsd@yandex.ru

Ряхимова Эльвира Равильевна

студент, Медицинский институт, Пензенский государственный университет, elviraryhimova@mail.ru

Симаганова Ирина Николаевна

студент, Медицинский институт, Пензенский государственный университет, ira.shuraseva@mail.ru

Царакаева Екатерина Владимировна

студент, Медицинский институт, Пензенский государственный университет, ekaterina5413@icloud.com

Нестерова Светлана Михайловна

преподаватель кафедры «Стоматология», Медицинский институт, Пензенский государственный университет, svetahohlova1987@mail.ru

В настоящее время качество медицинской помощи во многом определяется соблюдением норм и принципов поведения медицинскими работниками при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Деонтологическая компетентность формируется ещё на этапе профессионального обучения в вузе. Оценка знаний в вопросах врачебной этики и медицинской деонтологии у студентов медицинского института является актуальным исследовательским направлением. В данной статье представлены результаты анонимного анкетирования студентов Медицинского института ФГБОУ ВО «ПГУ» по вопросам медицинской этики и деонтологии. Анкетирование показало, что все опрошенные имеют достаточно хорошую теоретическую базу по рассматриваемому разделу этики. Ключевые слова: анкетирование, медицинская этика, деонтология, деонтологическая компетентность.

Актуальность

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества оказания медицинской помощи. По результатам работы M. Beattie [et al.], качество медицинской помощи определяется несколькими факторами: знаниями и опытом врача, материально-техническим обеспечением, взаимоотношениями врача и пациента. Последний фактор активно совершенствуется в связи с тем, что в условиях современного мира реализуется пациент-ориентированная медицинская помощь [1, с. 49-50; 2, с. 3-4].

Проводимые оценки удовлетворенности пациентов подчеркивают важность соблюдения норм и принципов поведения медицинскими работниками при выполнении ими своих профессиональных обязанностей - медицинской деонтологии [3, с. 152-153; 4, с. 10-11]

Деонтологическая компетентность формируется на этапе профессионального обучения в вузе и зависит от различных факторов: степени освоения знаний в данной области, особенностей профессиональной мотивации, осознания своего профессионального долга, сформированности определенных личностных качеств. Медицинское образование XXI века недостаточно полно соответствует как изменениям работы системы здравоохранения, так потребностям и ожиданиям населения. Некоторые исследователи утверждают, что в связи с закреплением меркантилизма и прагматизма в образовании отмечается вытеснение ме-дико-деонтологической проблематики, дегуманизация сознания врачей, и формирование отрицательных социальных установок у специалистов по отношению к пациенту [5, с. 134-135]

Одной из причин перечисленных отрицательных явлений - это низкий уровень деонтологической сформированности компетентности будущих медицинских работников.

Данные обстоятельства обуславливают актуальность и ценность проводимой работы.

Цель исследования: оценка знаний врачебной этики и медицинской деонтологии у студентов медицинского института

Материалы и методы исследования. Для анализа и определения уровня развития этического воспитания студентов Медицинского института ФГБОУ ВО «ПГУ» было проведено анонимное анкетирование с использования интернет-технологий (инструментов Google - Google Формы). Анкета включала в себя 15 вопросов, которые позволяют определить уровень грамотности в области

m Д

о о .п

S

о

О

S Я

О о о в S

я

П ■и

е о

0 сч

<0

01

этики и деонтологии студентов Медицинского института. Для статистической обработки полученных данных воспользовались возможностями сервиса Google Формы, пакетом программ Microsoft Office.

Результаты исследования и их обсуждение.

Общее количество респондентов составило 130 человек.

В результате анализа результатов ответов выявлено, что большинство заполнивших анкету относится к женской части населения - 100 (76,9%), остальные 30 (23,1%) - мужская часть. Мужчины и женщины исследуемого контингента находятся в возрастном транше от 18 до 30 лет.

Среди опрашиваемых студентов имеются представители Факультета стоматологии- 84 (64,6%), и Лечебного факультета - 46 (35,4%).

В анкетирование принимали участие студенты тех курсов, на которых были разобраны дисциплины, посвященные вопросам медицинской этики и деонтологии. Распределение по курсам можно представить следующим образом: 2 курс -30 (23,1%), 3 курс - 28 (21,5%), 4 курс - 30 (23,1%), 5 курс - 36 (27,7%), 6 курс - 6 (4,6%).

В исследовании уточнялась информация, касающаяся наличия работы. Большая часть респондентов не работают - 96 (73,8%), 28 человек (21,5%) имеют работу, остальные 6 (4,6%) студентов воздержались от ответа на данный вопрос. Из 28 работающих студентов 26 (92,86%) заняты в области медицины, 2 (7,14%) - в сфере образования, рекламы.

На вопрос, касающийся качества преподавание в вузе дисциплин, посвященных изучению вопросов врачебной этики и медицинской деонтологии, доминирует мнение «Скорее качественно»

- 62 (47,7%). Остальные студенты отвечали: «Качественно» - 24 (18,5%), «Скорее некачественно»

- 18 (13,8%), «Очень качественно» - 12 (9,2%), «Некачественно» - 10 (7,7%), «Совсем некачественно» - 4 (3,1%).

На протяжении всего обучения студенты медицинских вузов сталкиваются с тем, что повторяют основные аспекты медицинской деонтологии. Данное обстоятельство формирует совершенно противоположные мнения у обучающихся к данному разделу этики. В связи с этим в анкету был включен вопрос: «Необходимо ли включать в программу циклов на старших курсах занятия, посвященные вопросам медицинской этики и деонтологии?». Положительно ответили 94 (72,3%) студента, 36 (27,7%) студентов - отрицательно. Последние отмечают, что «не видят смысла в повторном изучении дисциплин по деонтологии»

Многие участники анкетирования оценивают свой уровень знаний основных вопросов медицинской этики и деонтологии как средний - 86 (66,2%). Другие студенты: низкий - 6 (4,6%), высокий - 38 (29,2%). Полученные знания по медицинской этике и деонтологии используют 94 (72,3%) студента, не используют - 14 (10,8%), оставшиеся

22 (16,9%) считают, что «Трудно найти им применение».

На вопрос, что в первую очередь входит в понятия этики и деонтологии, «чуткое отношение ко всем больным, уважительное отношение к врачам» выбрали 74 (56,9%). Другие опрашиваемые выделили культуру общения - 34 (26,2%), грамотность - 8 (6,2%), культуру поведения - 6 (4,6%), внешний вид - 4 (3,1%), соблюдение субординации

- 2(1,5%).

68 (52,3%) студентов часто сталкивались с неэтичным обращением со стороны медицинского работника, редко - 60 (46,2%), не сталкивались - 2 (1,5%). Причины нарушений принципов этики и деонтологии в повседневной практике специалистов заключались, по мнению респондентов, заключаются в «Личностном факторе» - 86 (66,2%), «Низкой квалификационной подготовке по данному аспекту» - 42 (32,3%), «Поведение пациентов» - 2 (1,5%).

На вопрос «Как, по Вашему мнению, должны обращаться медицинские работники к пациентам?» ответы студентов разделились: «По имени, отчеству» считают 120 (92,3%) человек, «По фамилии»

- 6 (4,6%), «Пациент» - 4 (3,1%).

Выводы

Оценка знаний в вопросах врачебной этики и медицинской деонтологии у студентов медицинского института является актуальным исследовательским направлением. Все опрошенные имеют достаточно хорошую теоретическую базу по вопросам медицинской этике и деонтологии. Из приведенных данных следует, что не все студенты заинтересованы в более подробном теоретическом изучении данной дисциплины. Практическая сторона исследования обозначенной проблемы позволяет определить точки совершенствования образовательного процесса в вузе. Необходимо постоянное повышение и поддержание уровня грамотности в вопросах врачебной этики и медицинской деонтологии студентов Медицинских образовательных учреждений посредством проведения практических работ, отработке теоретических знаний.

Литература

1. Черкасов М.А. Комплексная оценка качества оказания медицинской помощи с точки зрения пациента/ М.А. Черкасов, А.Ж. Черный, И.И. Шубня-ков [и др.] // Новости хирургии. - 2019. - № 1. - С. 4958.

2. Кожекенова Л.Г. Концептуальное видение реализации стратегии медицинской помощи, ориентированной на пациента в отечественной и мировой практике здравоохранения / Л.Г. Кожекенова, А.К. Мусаханова // Наука и здравоохранение.

- 2014. - №5. - С. 3-7.

3. Садовой М.А. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «Всем не угодишь» или «Пациент всегда прав»? / М.А. Садовой, О.С. Кобя-кова, И.А. Деев [и др.] // Бюллетень сибирской медицины. - 2017. - № 1. - С. 152-161.

4. Прилучная А.И. Оценка удовлетворенности населения организацией консультативно-диагностической помощи и госпитализацией в стационар / А.И. Прилучная, А.В. Чикинева, И.А. Цыцо-рина // Политравма. - 2011. - № 2. - С. 10-13.

5. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача / Е.В. Костомарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 4. - С. 134-138.

Evaluation of the level of deontological competence of students of younger and senior courses of a medical university

Stepanov D.A., Riakhimova E.R., Simaganova I.N., Tsarakaeva E.V., Nesterova S.M.

Penza State University

Currently, the quality of medical care is largely determined by the observance of norms and principles of behavior by medical workers in the performance of their professional duties. Deontological competence is formed at the stage of professional training at a university. Assessment of knowledge in medical ethics and medical deontology among students of a medical institute is an actual research area. This article presents the results of an anonymous survey of students of the Medical Institute of "PSU" on issues of medical ethics and deontology. The questionnaire showed that all respondents have a fairly good theoretical base for the ethics section under consideration.

Key words: questionnaire, medical ethics, deontology,

deontological competence. References

1. Cherkasov M.A. A comprehensive assessment of the quality of

medical care from the point of view of the patient / M.A. Cherkasov, A.Zh. Black, I.I. Shubnyakov [et al.] // Surgery News. - 2019 .-- No. 1. - S. 49-58.

2. Kozhekenova L.G. A conceptual vision of the implementation of a

patient-centered care strategy in domestic and world health practice / L.G. Kozhekenova, A.K. Musakhanova // Science and Health. - 2014. - No. 5. - S. 3-7.

3. Sadovoy M.A. Satisfaction with the quality of medical care: "You

will not please everyone" or "Is the patient always right"? / M.A. Sadovoy, O.S. Kobyakova, I.A. Deev [et al.] // Bulletin of Siberian medicine. - 2017. - No. 1. - S. 152-161.

4. Priluchnaya A.I. Assessment of population satisfaction with the

organization of consultative and diagnostic assistance and hospitalization in a hospital / A.I. Priluchnaya, A.V. Chikineva, I.A. Tsytsorina // Politrauma. - 2011. - No. 2. - S. 10-13.

5. Kostomarova E.V. The deontological competence of a medical

student as a factor in the success of a doctor's professional activity / E.V. Kostomarova // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. - 2014. - No. 4. - S. 134-138.

m

О О .С s о

О

S Я

О о о в

S .

П ■о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.