Актуальность преподавания курса «Всеобщая история» в медицинском вузе
Бакшеев Андрей Иванович,
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Андренко Олег Валерьевич,
к.б.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных
наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный
медицинский университет имени
проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России
E-mail: [email protected]
Турчина Жанна Евгеньевна,
к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Рогачев Александр Георгиевич,
д.и.н., профессор кафедры истории и политологии, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»
E-mail: [email protected]
Сафронов Сергей Алексеевич,
к.и.н., доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций, Гуманитарный институт, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: [email protected]
Социально-гуманитарные, в том числе и исторические, дисциплины в высшей школе формируют мировоззрение студентов, дают понимание основ развития общества и обеспечивают развитие навыков непрерывного духовного самосовершенствования. Трансформация социально-гуманитарного образования набирает немалый вес при необходимости формирования мировоззрения гражданина современной России. Это обусловливает обновление содержания и номенклатуры социально-гуманитарных дисциплин, что отражается в изменении учебных планов и программ гуманитарного цикла высшего образования. Эти процессы не обошли стороной и медицинские университеты, которые должны вести подготовку разнообразных медицинских и одновременно гуманитарно-ориентированных специалистов.
В представленной работе рассмотрена актуальность преподавания курса «Всеобщая история» в медицинском вузе. В статье освещены специфические цели преподавания исторических дисциплин, отражена важная роль курса «Всеобщая история» в формировании исторического сознания и гражданской позиции будущих медиков, необходимость построения программы курса «Всеобщая история» на принципах историзма, дано обоснование необходимости знания будущим врачом основных вех всеобщей истории.
Также авторами сделан вывод о том, что преподавание курса «Всеобщая история» в медицинском вузе дает студентам-медикам возможность усвоить знания о социально-экономическом и политическом развитии мира с древнейших времен до настоящего времени, правильно понять многомерность исторического опыта.
Ключевые слова: медицинский вуз, социально-гуманитарные дисциплины; исторические дисциплины; преподавание курса «Всеобщая история», историческое сознание, гражданская позиция, патриотизм.
Цель исследования
Цель статьи - обосновать актуальность и важность преподавания курса «Всеобщая история» в медицинском вузе.
Материалы и методы исследования
В процессе работы был использован информационный материал по проблеме исследования, который обработан с использованием методов анализа научной литературы с учетом принципов системного подхода и системного анализа.
Результаты исследования
Современный врач реализуется в социуме не только как профессионал, но и как гражданин, руководитель, житель определенного региона и населенного пункта, участник социального взаимодействия, субъект социальных отношений, носитель значительного количества знаний и тому подобное. Большое число социальных ролей, которые выполняет современный специалист-медик с дипломом о высшем образовании, актуализирует его потребность в значительных по объему и разнообразных по содержанию и направленности общественных и гуманитарных знаниях, умениях и навыках. Только при наличии такого потенциала, врач может задействовать свои лучшие интеллектуальные и моральные качества, творческие способности, которые способствуют самореализации личности и в профессии, и в социуме.
В течение последнего десятилетия содержание социально-гуманитарного образования в вузах (в том числе и медицинских), система и методика обучения обществознанию студентов были предметом серьезной профессиональной дискуссии.
Учитывая общественно-политические события, требования к формированию социально-гуманитарной компетентности выпускников медицинских вузов, профессорско-преподавательский состав медицинских университетов в последние годы столкнулся с необходимостью кардинального совершенствования содержания и методик обучения [1].
Как нам представляется, проблемы развития высшего образования на протяжении многих лет являются предметом исследования многих и российских и зарубежных ученых. Так, теоретико-методологические основы модернизации содержания гуманитарного образования в высшей школе в последние годы исследованы в работах Д. А. Ен-довицкого и О.П. Кондауровой [2, 3]. Учеными-методистами Л.Б. Кулеминой и О.М. Гильмутдино-вой [4, 5] подробно изучались проблемы методи-
ки преподавания исторических дисциплин в высшей школе. В исследованиях И.В. Амбарцумова, А.Ф. Гавриленкова, Э.Ш. Бекировой и Л.И. Редь-киной [6, 7] показано определяющее влияние социально-гуманитарных дисциплин на формирование личности студента, как будущего специалиста. Отдельные аспекты преподавания этих дисциплин в медицинских вузах стали предметом исследования Н.А. Мицюк, Л.А. Пинской, Е.А. Ша-ровариной [8].
Вместе с тем, на наш взгляд, исследователями до сих пор четко не обоснована актуальность преподавания курса «Всеобщая история» именно в медицинском вузе; неразрешимыми остаются противоречия между необходимостью изучения в медицинских университетах исторических дисциплин и неопределенностью их оптимальной номенклатуры.
А.Д. Доника [9] считает, что в условиях глобализации, в которой живет весь мир, высшее медицинское образование приобретает новые функции и задачи. С одной стороны, его задачей остается подготовка опытных специалистов для современного мирового рынка труда. С другой стороны - формирование у молодых людей способности противостоять примитивизации мышления и развивать глубокое теоретическое, творческое мышление, в том числе, через приобщение к опыту прошлого.
Особую роль в реализации этих задач играют исторические дисциплины, которые, по мнению О.М. Гильмутдиновой [5], формируют ряд основных, фундаментальных морально-этических императивов: общечеловеческие ценности; национально-ориентированные ценности; ценности современного мира. Именно эти ценности позволяют на основе системы гуманитарного образования определить и привить молодым людям культ гармонично развитого человека - образованной, культурной, физически и морально здоровой, социально ориентированной творческой личности с активной социально-политической позицией в обществе.
Именно в студенческие годы формируется человеческая личность, общественное сознание, гражданская позиция. Молодежь активно привлекается к общественной, воспитательной работе, в которой возникает острая потребность формулировать и отстаивать собственные убеждения и мнения. Следовательно, определенное «историческое сознание», приобретенное в школе, должно трансформироваться в новое качество - превращаться в позицию гражданина России. И здесь недостаточно знания даже хорошо изученных школьных уроков. Их нужно по-новому переосмыслить, понять связь прошлого с повседневностью, постоянно пользоваться уроками истории в жизни [4].
Специфика формирования гражданской позиции студентов в образовательной среде медицинского вуза состоит в том, что, осуществляясь в целостном учебно-воспитательном процессе,
оно пронизывает этот учебный процесс со всеми его формами и методами, внеаудиторную воспитательную работу, научно-исследовательскую работу студентов, практическую подготовку и тому подобное [10, 11].
В свою очередь, сам студент-медик является активным субъектом воспитания, трансформируя содержание профессионального образования, осуществляя анализ собственных действий относительно своей позиции в отношении государственных, общественных интересов и т.д. [3]. Кроме того, результаты разноаспектных исследований доказывают, что именно студенты находятся на том возрастном этапе, который является сенситивным для осознания гражданских ценностей общества и осмысления приоритетов общественной культуры [12].
Очевидно, что значительное влияние на формирование гражданской позиции студентов осуществляет учебная дисциплина «Всеобщая история», определенная отраслевыми стандартами высшего образования как нормативная дисциплина социально-гуманитарного цикла для медицинских вузов.
В последнее время появилось немало научных и научно-популярных работ (как историков прошлого, так и современных), где представлены материалы дискуссионного или полемического характера, требующие уточнений, углубления, иногда в определенной степени политизированные. В этой связи, как нам представляется, только изложенная в проблемно-хронологическом плане на базе современной историографии такая учебная дисциплина как «Всеобщая история» дает студентам возможность усвоить знания о социально-экономическом, политическом и культурном развитии мира с древнейших времен до настоящего времени, многомерность исторического опыта.
Отметим также, что программа курса «Всеобщая история» в медицинском вузе должно строиться на принципах историзма, а не идеологических догм, что способствует решению таких задач, как научить студентов думать, анализировать, видеть исторические события в их развитии и взаимосвязях, использовать знания таких тесно связанных с историей наук, как философия, политология, социология, биоэтика и др.
Думается, что давно нуждается в обновлении и методика преподавания исторических дисциплин. Особенно в контексте внедрения личностного подхода и привлечения информационных технологий. Значительно активнее должны использоваться интернет-технологии. Э.Ш. Бекирова, Л.И. Редькина [7] отмечают, что историческое знание, оценки, выводы, которые делегируются студенту через преподавание исторических дисциплин, должны иметь «характер приращивания». К тому же, преподавание этих дисциплин в вузе, в том числе курса «Всеобщая история», должно носить диалогический характер в форме: а) диалога студента с преподавателем-историком; б) диалога студента с учебным пособием; в) диалога
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
студента со своей исторической памятью, сложившейся в средней школе и обновляемой в процессе изучения истории в вузе; г) диалога студента с социально-историческим опытом, который существует в форме социальных стереотипов массового сознания, общественно-бытовых мифологем и др.
А.Ю. Суслов со своими соавторами [13] подчеркивает, что преподавание исторических дисциплин в вузах имеет существенные отличия по сравнению со школой, а именно:
1. Обобщающий характер. Опираясь на фактологическую базу, заложенную средней школой, преподаватель вуза (в том числе и медицинского) должен дать студентам общее представление об историческом процессе с древнейших времен до современности, выявить основные тенденции исторического развития, показать место России в контексте общемировой истории.
2. Высокий научный уровень, который, как правило, определяется квалификацией преподавателя, наличием у него ученой степени, звания его личным участием в научных разработках гуманитарной кафедры.
3. Мировоззренческий характер. Формирование гражданской позиции начинается, безусловно, с детства, но решающим этапом ее формирования становятся именно юношеские (студенческие) годы.
При этом надо учитывать, что значительный объем учебного материала студентам приходится прорабатывать самостоятельно, ведь в современном медицинском вузе (да и не только медицинском) часы на самостоятельную подготовку постоянно увеличиваются за счет аудиторных часов. В связи с этим, особенно актуальным становится переход к активным методам обучения, высокая степень гибкости и адаптивности которых позволяет эффективно использовать их в различных ситуациях учебного процесса в медицинском вузе.
Бесспорно, такой процесс должен обязательно базироваться на обоснованном сочетании различных методов и приемов. При относительном приоритете активных методов на занятиях по курсу «Всеобщая история» должны занять надлежащее место и лекции, и семинарские занятия, и самостоятельная работа над книгой, и, конечно, индивидуальная практическая работа студентов под руководством преподавателя-историка. Думается, что только органическое единство всех методов обучения обеспечивает учебному процессу необходимую гибкость и производительность, что делает его действительно проблемным по содержанию и эффективным по форме [14].
Таким образом, ответ на вопрос: «Для чего будущему врачу знания по всеобщей истории?» представляется нам таким:
- во-первых, с познавательной целью, поскольку о знание всеобщей истории является характерцу ным признаком образованности человека; еЗ - во-вторых, с мировоззренческой целью, по-Ц скольку, изучая всеобщую историю, студент
овладевает общими научными методами познания объективного бытия, которые пригодятся ему при изучении других наук и в его деятельности после окончания вуза;
- в-третьих, с прикладной целью, поскольку история как наука, выявляя на основе теоретического осознания исторических фактов закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс, предотвращать субъективные решения. Специалисты с высшим образованием с самого начала или со временем, будут работать с людьми, возглавлять медицинские коллективы, проводить в них воспитательную и мобилизующую работу, и для убеждения в правильности решений или намерений руководителя решающим может стать обращение к фактам исторических событий, опыту прошлого, то есть непосредственное использование исторических знаний. Даже для рядового врача достоверная историческая информация может стать полезной для его карьерного роста. Общественная активность и политическая зрелость укрепят доверие к нему и обеспечат успех в профессиональной деятельности. Всего этого нельзя достичь без знания прошлого исторического мирового опыта;
- и, наконец, с воспитательной целью, поскольку история, помимо научной нагрузки, несет в себе информацию ментального содержания. Знание всемирной истории и места России в контексте общемировой истории формирует лучшие гражданские качества будущих специалистов-медиков: высокую нравственность, осознание долга перед обществом, чувство патриотизма [15].
Заключение
Таким образом, важной составляющей образования в медицинских вузах является учебный курс «Всеобщая история». Изучение курса «Всеобщая история» направлено на повышение научно-теоретического уровня, общей культуры, эрудиции, мировоззренческой зрелости современных специалистов-медиков; приобретение ими комплекса исторических знаний и развитие аналитического мышления. Овладение студентом содержательным минимумом по курсу «Всеобщая история» должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, который не только выполняет на необходимом профессиональном уровне свои задачи, но и не отчужден от универсального исторического миропонимания, нравственных и эстетических ценностей прошлых культур.
Содержание курса «Всеобщая история» составляют сведения соответствующей науки, изложенные в проблемно-хронологическом плане на базе современной отечественной и зарубежной науки. Такое содержание дает студентам возможность усвоить знания о социально-экономическом и политическом развитии мира с древнейших времен до настоящего времени, многомерность исто-
рического опыта, уроки создания и функционирования различных государств и тому подобное. В современных условиях студентам важно осмыслить мировой исторический путь на принципах научной объективности, без фальсификаций этого вопроса.
Знания материала по курсу «Всеобщая история» имеют большое практическое значение, они учат студентов-медиков критически, самостоятельно мыслить, умело анализировать зарубежное прошлое и настоящее, использовать исторический опыт для решения актуальных проблем общественной жизни.
Литература
1. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. -С.328-334.
2. Ендовицкий Д.А. Гуманитарная составляющая подготовки специалистов // Вестник ВГУ. 2016. № 1. С. 5-9.
3. Кондаурова О.П. Проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях // Вестник ВГУ. 2017. № 4. С.79-82.
4. Кулемина Л.Б. Преподавание истории в условиях гуманизации и гуманитаризации высшего образования в России // Образование и право. 2017. № 9. С. 57-63.
5. Гильмутдинова О.М. О некоторых аспектах методики преподавания истории в вузе // Вестник КГЭУ. 2013. № 4 (19). С. 116-118.
6. Амбарцумов И.В., Гавриленков А.Ф. Предмет «история» с точки зрения студентов непрофильных факультетов и заведений // Гуманитарный научный вестник. 2019. № 2. С. 1-10.
7. Бекирова Э.Ш., Редькина Л.И. Инновационные педагогические технологии, методы и формы активизации познавательной активности студентов в контексте преподавания истории в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64(2). С. 21-24.
8. Мицюк Н.А., Пинская Л.А., Шаровари-на Е.А. Новые подходы к преподаванию курса «Истории России» в медицинском вузе // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2011. № 4. С. 90-93
9. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика. 2015. № 1 (15). С. 5860.
10. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Gusarenko V.V., Rakhinsky D.V., Rukavitsyna E.A., Ber-
shadskaya S.V. Euthanasia and Human Right to Life in International and National Law // Revista Inclusiones. - 2020. - Vol. 7. - № S2-2. - Pp. 329341.
11. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M. Yu., Gusarenko V.V., Rakhinsky D.V., Shepel-eva J.S. Legal status of bioethics: international experience and national characteristics // Revista Inclusiones. - 2020. - Vol. 7. - № S3-3. - Pp. 198207.
12. Бакшеев А.И. Нравственные традиции и их роль в воспитании молодого поколения // Проблемы подготовки специалистов в системе непрерывного образования: сб. ст. - Красноярск: ГОУ ВПО «Гос. ун-т цвет. металлов и золота». - 2006. - Вып. 12. - С. 81-85.
13. Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамма-тов Ш.С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Том 19. № 9. С. 70-85.
14. Бекирова Э.Ш., Егорова Ю.Н. Организация самостоятельной работы студентов на занятиях по истории как средство формирования личностного и профессионального саморазвития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 38-41.
15. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф.
B.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. -
C.381-386.
THE RELEVANCE OF TEACHING THE COURSE "UNIVERSAL HISTORY" AT A MEDICAL UNIVERSITY
Baksheev A.I., Andrenko O.V., Turchina Zh.E., Rogachev A.G., Safronov S.A.
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky; Krasnoyarsk State Agrarian University; Siberian Federal University
Socio-humanitarian, including historical, disciplines in higher education form the worldview of students, give an understanding of the foundations of the development of society and ensure the development of skills of continuous spiritual self-improvement. The transformation of social and humanitarian education is gaining considerable weight when it is necessary to form the worldview of a citizen of modern Russia. This determines the updating of the content and nomenclature of social and humanitarian disciplines, which is reflected in the change of curricula and programs of the humanities cycle of higher education. These processes have not spared medical universities, which should train a variety of medical and humanitarian-oriented specialists at the same time.
In the presented work, the relevance of teaching the course "Universal History" at a medical university is considered. The article highlights the specific goals of teaching historical disciplines, reflects the important role of the course "Universal History" in the formation of historical consciousness and the civic position of future physicians, the need to build the program of the course "Universal History" on the principles of historicism, substantiates the need for a future doctor to know the main milestones of universal history. The authors also concluded that teaching the course "Universal History" at a medical university gives medical students the opportunity to acquire knowledge about the socio-economic and political development of the world from ancient times to the present, to correctly understand the multidimensional^ of historical experience.
C3
о
CO
-a
I=i А —i о
C3 t; о m О от
З
ы о со
Keywords: medical university, social and humanitarian disciplines;
historical disciplines; teaching of the course "Universal History", historical consciousness, citizenship, patriotism.
References
1. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Ser. "University pedagogy", Editor-inChief S. Yu. Nikulin. - 2020. - pp. 328-334.
2. Endovitsky D.A. The humanitarian component of training specialists // Bulletin of VSU. 2016. No. 1. pp. 5-9.
3. Kondaurova O.P. Problems of teaching social and humanitarian disciplines in higher educational institutions // Bulletin of VSU. 2017. No. 4. pp. 79-82.
4. Kulemina L.B. Teaching history in the conditions of humaniza-tion and humanitarization of higher education in Russia // Education and Law. 2017. No. 9. pp. 57-63.
5. Gilmutdinova O.M. On some aspects of the methodology of teaching history at the university // Vestnik KSEU. 2013. No. 4 (19). pp. 116-118. 6. Ambartsumov I.V., Gavrilenkov A.F. The subject "history" from the point of view of non-core students
6. Ambartsumov I.V., Gavrilenkov A.F. The subject "history" from the point of view of students of non-core faculties and institutions // Humanitarian scientific Bulletin. 2019. No. 2. pp. 1-10.
7. Bekirova E. Sh., Redkina L.I. Innovative pedagogical technologies, methods and forms of activation of cognitive activity of students in the context of teaching history in higher school // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 64(2). pp. 21-24.
8. Mitsuk N.A., Pinskaya L.A., Sharovarina E.A. New approaches to teaching the course "History of Russia" at a medical university // Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. 2011. No. 4. pp. 90-93
9. Donika A.D. The problem of the formation of ethical regulators of a doctor's professional activity // Bioethics. 2015. No. 1 (15). pp. 58-60.
10. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Gusarenko V.V., Rakhin-sky D.V., Rukavitsyna E.A., Bershadskaya S.V. Euthanasia and Human Right to Life in International and National Law // Revista Inclusiones. - 2020. - Vol. 7. - № S2-2. - Pp. 329-341.
11. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M. Yu., Gusarenko V.V., Rakhinsky D.V., Shepeleva J.S. Legal status of bioethics: international experience and national characteristics // Revista Inclusiones. - 2020. - Vol. 7. - № S3-3. - Pp. 198-207.
12. Baksheev A.I. Moral traditions and their role in the education of the younger generation // Problems of training specialists in the system of continuing education: Sat. Art. - Krasnoyarsk: GOU VPO "State University color. metals and gold". - 2006. -Vol. 12. - pp. 81-85.
13. Suslov A. Yu., Salimgareev M.V., Hammatov S.S. Innovative methods of teaching history in a modern university // Education and Science. 2017. Volume 19. No. 9. pp. 70-85.
14. Bekirova E. Sh., Egorova Yu.N. Organization of independent work of students in history classes as a means of forming personal and professional self-development // Problems of modern pedagogical education. 2019. No.63-1. pp.38-41.
15. Baksheev A.I. The necessity of educating the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Collection of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". Editor-in-chief S.Y. Nikulin. KrasSMU named after Prof. V.F.
o d
u
CM