Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеев Андрей Иванович, Филимонов Владимир Васильевич, Андренко Олег Валерьевич, Ноздрин Дмитрий Александрович, Турчина Жанна Евгеньевна

Современные образовательные стандарты ставят новые задачи перед высшим образованием: индивидуализация обучения, педагогические инновации, дистанционные формы и методы, трансформация роли преподавателя, создание предпосылок для организации обучения на протяжении всей жизни - задачи, решение которых должно обеспечить качественное образование, постоянное профессиональное совершенствование и конкурентоспособность выпускников российских вузов. Историческое высшее образование является разновидностью высшего образования. В широком смысле понятие «историческое высшее образование» является синонимом исторической подготовки студентов, как составляющей общей гуманитарной подготовки обязательной для всех вузов. Поэтому решение проблемных вопросов преподавания курса «История России» является актуальным и своевременным. В статье проанализированы актуальные проблемы преподавания курса «История России» в медицинском вузе, связанные, прежде всего с тем, что преподавание данной дисциплины не сосредоточено на специализированной кафедре; существует значительное сокращение аудиторных часов; в целом наблюдаются низкий уровень знаний по отечественной истории у студентов-первокурсников; недостатки с материально-техническим и научно-методическим обеспечением преподавания учебной дисциплины. Отдельное внимание уделено проблеме качества учебной информации учебников и пособий по курсу «История России», решением которой может стать электронный учебник, который имеет весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционными учебными пособиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакшеев Андрей Иванович, Филимонов Владимир Васильевич, Андренко Олег Валерьевич, Ноздрин Дмитрий Александрович, Турчина Жанна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF TEACHING THE COURSE «HISTORY OF RUSSIA» AT A MEDICAL UNIVERSITY

Modern educational standards pose new challenges for higher education: individualization of education, pedagogical innovations, distance forms and methods, transformation of the teacher’s role, creation of prerequisites for organizing lifelong learning - tasks whose solution should ensure quality education, continuous professional development and competitiveness of graduates Russian universities. Historical higher education is a type of higher education. In a broad sense, the concept of «historical higher education» is synonymous with the historical training of students, as a component of the general humanitarian training, mandatory for all universities. Therefore, the solution of problematic issues of teaching the course «History of Russia» is relevant and timely. The article analyzes the actual problems of teaching the course «History of Russia» in a medical university, connected, first of all, with the fact that the teaching of this discipline is not focused on a specialized department; there is a significant reduction in classroom hours; in general, there is a low level of knowledge of national history among first-year students; shortcomings with the material and technical and scientific and methodological support of teaching the academic discipline. Special attention is paid to the problem of the quality of educational information of textbooks and manuals for the course «History of Russia», the solution of which can be an electronic textbook, which has significant didactic advantages over traditional teaching aids.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Основные проблемы преподавания курса «История России» в медицинском вузе

о с

CJ

см о см

Бакшеев Андрей Иванович,

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: baksh-ai@yandex.ru

Филимонов Владимир Васильевич,

к.ф.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: ivt_filimOA@mail.ru

Андренко Олег Валерьевич,

к.б.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных

наук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный

медицинский университет имени

проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

E-mail: andrenko@yandex.ru

Ноздрин Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: nozdrindmitry@ya.ru

Турчина Жанна Евгеньевна,

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, E-mail: turchina-09@mail.ru

Современные образовательные стандарты ставят новые задачи перед высшим образованием: индивидуализация обучения, педагогические инновации, дистанционные формы и методы, трансформация роли преподавателя, создание предпосылок для организации обучения на протяжении всей жизни - задачи, решение которых должно обеспечить качественное образование, постоянное профессиональное совершенствование и конкурентоспособность выпускников российских вузов. Историческое высшее образование является разновидностью высшего образования. В широком смысле понятие «историческое высшее образование» является синонимом исторической подготовки студентов, как составляющей общей гуманитарной подготовки обязательной для всех вузов. Поэтому решение проблемных вопросов преподавания курса «История России» является актуальным и своевременным. В статье проанализированы актуальные проблемы преподавания курса «История России» в медицинском вузе, связанные, прежде всего с тем, что преподавание данной дисциплины не сосредоточено на специализированной кафедре; существует значительное сокращение аудиторных часов; в целом наблюдаются низкий уровень знаний по отечественной истории у студентов-первокурсников; недостатки с материально-техническим и научно-методическим обеспечением преподавания учебной дисциплины. Отдельное внимание уделено проблеме качества учебной информации учебников и пособий по курсу «История России», решением которой может стать электронный учебник, который имеет весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционными учебными пособиями.

Ключевые слова: историческое образование, проблема, научно-методическое обеспечение, патриотизм, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебник, высшее образование.

Цель исследования

Цель статьи - проанализировать основные проблемные вопросы преподавания курса «История России» в медицинском вузе и предложить пути их решения.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели было осуществлено качественное исследование основных проблем преподавания курса «История России» в медицинском вузе и предложены пути их решения.

В ходе исследования были использованы такие теоретические методы исследования как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении источников информации по проблеме исследования.

Информационная база исследования включала 14 источников информации, содержащих концептуальные положения относительно сущности исторического высшего образования, а также исследования, посвященные проблемным вопросам преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе.

Результаты исследования

В своей совокупности высшее историческое образование призвано способствовать: 1) развитию общечеловеческих ценностных ориентаций будущих специалистов; 2) воспитанию патриотизма, морально-этических убеждений, причастности к истории народа и культурно-цивилизационным достижениям человечества; 3) развитию аналитических навыков, нацеленных на осмысление основных принципов исторического развития человеческого общества; 4) развитию умений работать с первоисточниками и научной исторической литературой; 5) выработке навыков использовать приобретенные знания для понимания процессов, происходящих в обществе и политике, адекватного оценивания происходящих событий [1].

В настоящее время преподавание гуманитарных дисциплин в медицинском вузе, в частности курса «История России», сталкивается с рядом проблем, первая из которых связана с тем, что преподавание отечественной истории подчас не сосредоточено на специализированной кафедре, а количество часов существенно уменьшено и продолжает уменьшаться. Собственно говоря, это вполне понятно, ведь в медицинских вузах приоритет все же имеют дисциплины медицинского направления. Такое нигилистическое отношение к преподаванию курса «История России» приводит к ликвидации кафедр, сокращению аудитор-

ных часов на изучение данной дисциплины, неоправданному увеличению количества студентов в лекционных потоках, уменьшению или изъятию семинарских занятий и пр. [2].

В связи с расширением автономии университетов и факультетов курс «История России» может попасть в полную зависимость от субъективистского отношения к нему со стороны их руководства, а это, в свою очередь, может стать беспрецедентным разрушительным фактором преподавания «Истории России» и других гуманитарных и социально-политических дисциплин, крайне важных для воспитания студентов [3].

Таким образом, сегодня, как никогда актуальными являются задачи внедрения комплексного подхода в преподавании «Истории России» в высшей школе, предложение студентам учебно-методических комплексов нового поколения и создание благоприятных условий в развитии способностей студента путем совершенствования навыков самостоятельной работы.

В связи с этим, как нам представляется, нужно строить учебную программу по проблемному, а не по хронологическому принципу как сейчас. Такой подход - единственно возможный не только потому, что он позволяет преподавать отечественную историю в условиях перманентного сокращения аудиторных часов, предусмотренных на чтение этого курса, но и потому, что проблемный подход к преподаванию данной дисциплины представляет студентам иное, чем в средней школе, измерение усвоения исторического знания, значительно более ориентированное на развитие критического мышления и творческих способностей, создает особые условия для совершенствования навыков самостоятельной работы [4].

Еще одной, не менее значимой проблемой является, в целом, низкий уровень знаний по отечественной истории у студентов-первокурсников. Это уже говорит, прежде всего, о пробелах в усвоении программы школьного курса «Истории России». Можно также констатировать наличие дублирования содержательных составляющих курсов «Истории России» в средней и высшей школах. Причем делается это часто из-за необходимости восполнить пробелы школьного обучения. Много проблем добавляют недостатки с материально-техническим и научно-методическим обеспечением преподавания данной учебной дисциплины [5].

Наряду с этим, проблемой является и качество учебной информации учебников и пособий по курсу «История России». По нашему мнению, качественно новым учебником, который удовлетворит потребности сегодняшнего студенчества, может стать электронный учебник (е-учебник), под которым исследователи [6] понимают автоматизированную систему обучения, содержащую методические, дидактические, информационные, справочные материалы по изучаемой дисциплине, а также программное обеспечение, позволяющее в совокупности использовать их в целях самостоятельного изучения предмета и самоконтроля полученных знаний.

Использование в е-учебниках разнообразных цифровых технологий предоставляет значительные дидактические преимущества е-книге в сравнении с традиционным печатным учебным пособием:

во-первых, мультимедиа-технологии предоставляют обучающимся возможность красочного и наглядного получения информации;

во-вторых, большое количество информации интегрируется на одном носителе, а использование гиперссылок делает проще навигацию по учебному пособию и дает возможность выбрать индивидуальную учебную траекторию изучения материала;

в-третьих, электронный учебник позволяет системно представить учебно-методический материал, сделать его более доступным для изучения и открытым для корректировки и дальнейшего совершенствования. Фактически электронный учебник является электронной версией методического опыта преподавателя по конкретной учебной дисциплине [7];

в-четвертых, е-учебник объединяет учебно-методические материалы, которые необходимы преподавателям при подготовке и проведении различных форм занятий согласно нормативным требованиям. Он также позволяет самостоятельно изучать учебные темы, готовиться к занятиям и получать дополнительные сведения по изучаемому предмету. Также немаловажным фактором является помощь студентам в осуществлении самоконтроля усвоения знаний, а преподавателям -в осуществлении различных видов контроля успеваемости обучающихся [8].

Представляется, что к преимуществам е-учеб-ника следует отнести и большую технологичность его создания, а также использования, которые обеспечиваются универсальностью назначения, доступностью для преподавателей и студентов, простотой и дешевизной копирования, возможностями дальнейшего совершенствования, совместимостью с различными электронными устройствами, автоматизацией функционала, экономичностью, возможностью обмена информацией в сети Интернет и т.п. [9].

Еще одним преимуществом е-учебника является высокий уровень системности представления учебно-методических материалов, который в е-у-чебнике может быть достигнут посредством систематизации всей совокупности предоставляемых материалов в базе данных, а также четкому соответствию образовательной программе и тематическому плану изучаемой дисциплины [10].

Использование е-учебников приводит к организационному и методическому совершенствованию проведения занятий по «Истории России» по двум основным направлениям, первое из которых нацелено на повышение эффективности традиционного преподавания при использовании возможностей е-учебника, а второе - на поиск новых форм проведения занятий. В качестве примера можно привести приобретающую все большую популяр-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

oj о см

ность идею «компьютерного сопровождения лекций», когда традиционная лекция сопровождается применением мультимедийных технологий и сохраняется ведущая роль преподавателя [11].

Вместе с тем, возможно, провести и непосредственно «электронную лекцию». В этом случае восприятие и усвоение студентами учебного материала происходит в индивидуальном порядке, а сам текст лекции изучается самостоятельно на автоматизированном рабочем месте. При этом основной функцией преподавателя становятся общие комментарии по изучаемому вопросу, осуществление индивидуальных консультаций, ответы на вопросы, а также рекомендации по применению е-учеб-ника при усвоении каждой конкретной темы [12].

Таким образом, внедрение е-учебников в образовательный процесс демонстрирует их довольно высокую эффективность, и думается, что в будущем они будут играть основную роль в педагогическом процессе российской высшей школы.

Как нам представляется, при преподавании курса «История России» в российских вузах не нужно еще раз повторять школьную программу, а нужно преподавать эту дисциплину в проблемном измерении. Необходимо сосредоточиться на тех важных моментах отечественной истории, которые больше всего формируют чувство патриотизма, гордости у молодежи. Именно эта дисциплина, прежде всего, должна воспитывать высокий уровень сознания ее граждан [13].

При формулировании тем курса должны быть учтены специфические особенности вуза. Так, например, в медицинских вузах, думается, следует делать больше упор на достижениях именно медицинских наук (в курсе «Истории России») [14]. Организационные формы изучения «Истории России», по нашему мнению, должны включать лекции - беседы и лекции - видео демонстрации осуществляемые преподавателями в аудиториях, оснащенных компьютерной техникой, семинарские занятия, самостоятельную работу, практические занятия студентов в музеях, храмах и тому подобное.

Заключение

Результаты исследования показали, что основные проблемы преподавания курса «История России» в медицинском вузе связаны с тем, что преподавание этой дисциплины не сосредоточено на специализированной кафедре; существует значительное сокращение аудиторных часов; в целом наблюдаются низкий уровень знаний по отечественной истории у студентов-первокурсников; недостатки с материально-техническим и научно-методическим обеспечением преподавания учебной дисциплины; недостаточное качество учебной информации учебников и пособий по курсу «Истории России».

Литература

1. Рычков А.В. Какую историю следует изучать в вузе // Омский научный вестник. Сер. Обще-

ство. История. Современность. - 2018. № 1. -С. 82-85. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-182-85.

2. Yatsenko M.P., Malimonov I.V., Shepeleva Ju.S., Baksheev A.I., Rakhinsky D.V. Problems of historical education content improvement as a result of global-geopolitical transformations // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh.I. Ibragimov Complex Research Institute. - 2020. - С. 908-916.

3. Гильмутдинова О.М. О некоторых аспектах методики преподавания истории в вузе// Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2013. - № 4 (19). - С. 116-118.

4. Бекирова Э.Ш., Редькина Л.И. Инновационные педагогические технологии, методы и формы активизации познавательной активности студентов в контексте преподавания истории в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 64(2). - С. 21-24.

5. Амбарцумов И.В., Гавриленков А.Ф. Предмет «история» с точки зрения студентов непрофильных факультетов и заведений// Гуманитарный научный вестник. - 2019. - № 2. -С. 1-10.

6. Ланкин B., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. С.130-134.

7. Лунев В.В., Лунева Т.А., Колмаков В.Ю., Бак-шеев А.И., Рахинский Д.В. Особенности учебного процесса в условиях самоорганизации студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 11-2. - С. 98-104.

8. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф.

B.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. -

C.381-386.

9. Филатова А.И., Чумакова М.Н., Каляки-на И.М. Электронные учебники как средство улучшения образования// Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3(17). -С. 83-84.

10. Ашурков И.С., Князев М.В., Чернов А.Ю., Федотов А.В. Проблемные аспекты внедрения электронных учебников в образовательный процесс// Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 127-130.

11. Личман Б.В. Преподавание истории России в будущем будет многоконцептуальным// Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 1 (38). - С. 73-80.

12. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е. Дистанционное обучение в медицинском образовании: границы возможностей // В сб.: Педагогика и медицина в служении человеку. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 16-23.

13. Кулемина Л.Б. Преподавание истории в условиях гуманизации и гуманитаризации высшего образования в России // Образование и право. - 2017. - № 9. - С. 57-63.

14. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. -С.328-334.

THE MAIN PROBLEMS OF TEACHING THE COURSE «HISTORY OF RUSSIA» AT A MEDICAL UNIVERSITY

Baksheev A.I., Filimonov V.V., Andrenko O.V., Nozdrin D.A., Turchina Zh.E.

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Modern educational standards pose new challenges for higher education: individualization of education, pedagogical innovations, distance forms and methods, transformation of the teacher's role, creation of prerequisites for organizing lifelong learning - tasks whose solution should ensure quality education, continuous professional development and competitiveness of graduates Russian universities. Historical higher education is a type of higher education. In a broad sense, the concept of «historical higher education» is synonymous with the historical training of students, as a component of the general humanitarian training, mandatory for all universities. Therefore, the solution of problematic issues of teaching the course «History of Russia» is relevant and timely. The article analyzes the actual problems of teaching the course «History of Russia» in a medical university, connected, first of all, with the fact that the teaching of this discipline is not focused on a specialized department; there is a significant reduction in classroom hours; in general, there is a low level of knowledge of national history among first-year students; shortcomings with the material and technical and scientific and methodological support of teaching the academic discipline. Special attention is paid to the problem of the quality of educational information of textbooks and manuals for the course «History of Russia», the solution of which can be an electronic textbook, which has significant didactic advantages over traditional teaching aids.

Keywords: history education, problem, scientific and methodological support, patriotism, information and communication technologies, electronic textbook, higher education.

References

1. Rychkov A.V. What history should be studied at the university // Omsk Scientific Bulletin. Ser. Society. History. Modernity. -

2018. No. 1. - P. 82-85. DOI: 10.25206 / 2542-0488-2018-182-85.

2. Yatsenko M.P., Malimonov I.V., Shepeleva Ju.S., Baksheev A.I., Rakhinsky D.V. Problems of historical education content improvement as a result of global - geopolitical transformations // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh.I. Ibragi-mov Complex Research Institute. - 2020. - P. 908-916.

3. Gilmutdinova OM On some aspects of the methodology of teaching history at the university // Bulletin of the Kazan State Power Engineering University. - 2013. - No. 4 (19). - S. 116118.

4. Bekirova E. Sh., Redkina L.I. Innovative pedagogical technologies, methods and forms of enhancing the cognitive activity of students in the context of teaching history in higher education // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 64 (2). - S. 21-24.

5. Ambartsumov I.V., Gavrilenkov A.F. The subject of «history» from the point of view of students of non-core faculties and institutions // Humanitarian scientific bulletin. - 2019. - No. 2. -P. 1-10.

6. Lankin B., Grigorieva O. Electronic textbook: opportunities, problems, prospects // Higher education in Russia. - 2008. -No. 2. P. 130-134.

7. Lunev V.V., Luneva T.A., Kolmakov V. Yu., Baksheev A.I., Rakhinsky D.V. Features of the educational process in the conditions of self-organization of students // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. - 2019. -No. 11-2. - S. 98-104.

8. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. «University pedagogy». Ch. ed. S. Yu. Nikulin. KrasSMU them. prof. V.F. Voino-Yasenetsky. -Krasnoyarsk, 2018. - S. 381-386.

9. Filatova A.I., Chumakova M.N., Kalyakina I.M. Electronic textbooks as a means of improving education // Problems of modern science and education. - 2013. - No. 3 (17). - S. 83-84.

10. Ashurkov I.S., Knyazev M.V., Chernov A. Yu., Fed-otov A.V. Problematic aspects of the introduction of electronic textbooks in the educational process // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - No. 5. - P. 127-130.

11. Lichman B.V. Teaching the history of Russia in the future will be multi-conceptual // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. - 2017. - No. 1 (38). - S. 73-80.

12. Baksheev A.I., Turchina J.E. Distance learning in medical education: the boundaries of possibilities // In collection: Pedagogy and medicine in service to man. Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference. - 2020. - P. 16-23.

13. Kulemina L.B. Teaching history in the context of humanization and humanization of higher education in Russia // Education and Law. - 2017. - No. 9. - P. 57-63.

14. Baksheev A.I., Turchina J.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. «University pedagogy» Ch. ed. S. Yu. Nikulin. - 2020. - pp. 328-334.

C3

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.