Научная статья на тему 'Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь'

Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1094
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЧЕБНИК ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ / WORLD WAR II / GREAT PATRIOTIC WAR / HISTORY TEXTBOOK / HISTORICAL MEMORY / MEMORY POLICY / REPUBLIC OF BELARUS / MEMORIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибан Ирина Владимировна, Баранов Николай Николаевич

В статье анализируется белорусский опыт преподавания истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Как и в России, в Республике Беларусь эти события являются ключевыми для исторической памяти народа. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Авторы статьи исходят из того, что в XXI веке все более очевидной является зависимость изучения и интерпретации событий прошлого от особенностей ментально детерминированной исторической памяти и политики памяти, реализуемой государством. Основным источником формирования образов прошлого являются учебники истории. Источниками исследования стали учебные пособия по истории для школ и высших учебных заведений, используемые в образовательном процессе в Беларуси. Цель исследования на основе анализа ключевых учебных пособий изучить подходы авторов к преподаванию истории Великой Отечественной войны в современной Беларуси и выявить ключевые тезисы концепции, закрепляемой в сознании школьников и студентов при помощи учебников. В результате проведенного исследования удалось изучить особенности преподавания истории войны на разных этапах обучения, проанализировать содержание специального курса «Великая Отечественная война (в контексте Второй мировой войны)», выявить ключевые тезисы белорусской концепции истории Великой Отечественной войны. Выявлены формы работы с обучающимися, охарактеризованы проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя истории и преподаватели вузов. Сделан вывод о том, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне как важнейшей части Второй мировой является государственной задачей, реализуемой прежде всего в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Грибан Ирина Владимировна, Баранов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teach to Remember: the Great Patriotic War in the Educational Space of the Republic of Belarus

The article analyzes the Belarusian experience of teaching the history of the Second World War and the Great Patriotic War. As in Russia, in the Republic of Belarus, these events are key to the historical memory of the people. The methodological basis of the research is the concept of historical memory. The authors of the article proceed from the fact that in the 21st century the dependence of studying and interpreting past events on the peculiarities of mentally determined historical memory and the memory policy implemented by the state is becoming more and more obvious. The main source of the formation of images of the past is history books. The sources of the study were history textbooks for schools and higher educational institutions used in the educational process in Belarus. The purpose of the study is to analyze the approaches of the authors to the teaching of the history of the Great Patriotic War in modern Belarus based on the analysis of key textbooks and identify key themes of the concept fixed in the minds of schoolchildren and students using textbooks. As a result of the study, it has become possible to study the specifics of teaching history of war at different stages of training, analyze the content of the special course “The Great Patriotic War (in the context of the Second World War)”, and identify key points of the Belarusian concept of the history of the Great Patriotic War. The article identifies forms of work with students, describes the problems faced by school history teachers and university professors. It was concluded that preserving the memory of the Great Patriotic War as the most important part of the Second World War is a state task, implemented primarily in the framework of the educational process.

Текст научной работы на тему «Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь»

УДК 372.893 (430) ББК 63.2

НАУЧИТЬ ПОМНИТЬ: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь*

I И.В. Грибан, Н.Н. Баранов

38

Аннотация. В статье анализируется белорусский опыт преподавания истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Как и в России, в Республике Беларусь эти события являются ключевыми для исторической памяти народа. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Авторы статьи исходят из того, что в XXI веке все более очевидной является зависимость изучения и интерпретации событий прошлого от особенностей ментально детерминированной исторической памяти и политики памяти, реализуемой государством. Основным источником формирования образов прошлого являются учебники истории. Источниками исследования стали учебные пособия по истории для школ и высших учебных заведений, используемые в образовательном процессе в Беларуси. Цель исследования — на основе анализа ключевых учебных пособий изучить подходы авторов к преподаванию истории Великой Отечественной войны в современной Беларуси и выявить ключевые тезисы концепции, закрепляемой в сознании школьников и студентов при помощи учебников. В результате проведенного исследования удалось изучить особенности преподавания истории войны на разных этапах обучения, проанализировать содержание специального курса «Великая Отечественная война (в контексте Второй мировой войны)», выявить ключевые тезисы белорусской концепции истории Великой Отечественной войны. Выявлены формы работы с обучающимися, охарактеризованы проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя истории и преподаватели вузов. Сделан вывод о том, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне как важнейшей части Второй мировой является государственной задачей, реализуемой прежде всего в рамках образовательного процесса.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, учебник истории, историческая память, политика памяти, Республика Беларусь, мемориализация.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-59-00010 Бел_а «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России»). The study is sponsored by the Russian Foundation for Basic Research (Project No. 18-59-00010 Bel_a "Memory of the Great Patriotic War: Directions, Trends, Practices of Memorialization in Belarus and Russia").

TEACH TO REMEMBER: THE GREAT PATRIOTIC WAR

IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE REPUBLIC OF BELARUS

I I.V. Griban, N.N. Baranov

Abstract. The article analyzes the Belarusian experience of teaching the history of the Second World War and the Great Patriotic War. As in Russia, in the Republic of Belarus, these events are key to the historical memory of the people. The methodological basis of the research is the concept of historical memory. The authors of the article proceed from the fact that in the 21st century the dependence of studying and interpreting past events on the peculiarities of mentally determined historical memory and the memory policy implemented by the state is becoming more and more obvious. The main source of the formation of images of the past is history books. The sources of the study were history textbooks for schools and higher educational institutions used in the educational process in Belarus. The purpose of the study is to analyze the approaches of the authors to the teaching of the history of the Great Patriotic War in modern Belarus based on the analysis of key textbooks and identify key themes of the concept fixed in the minds of schoolchildren and students using textbooks. As a result of the study, it has become possible to study the specifics of teaching history of war at different stages of training, analyze the content of the special course "The Great Patriotic War (in the context of the Second World War)", and identify key points of the Belarusian concept of the history of the Great Patriotic War. The article identifies forms of work with students, describes the problems faced by school history teachers and university professors. It was concluded that preserving the memory of the Great Patriotic War as the most important part of the Second World War is a state task, implemented primarily in the framework of the educational process.

39

Keywords: World War II, the Great Patriotic War, history textbook, historical memory, memory policy, Republic of Belarus, memorialization.

1 сентября 2019 г. исполняется 80 лет с момента начала Второй мировой войны — ключевого события в истории ХХ века. Несмотря на то, что уже десятилетия отделяют человечество от этого конфликта, история войны по-прежнему остается актуальной и политизированной. Под влиянием современных политических событий продолжаются исторические и общественные дискуссии о

причинах и виновниках развязывания войны, ее последствиях и цене Победы. В то же время все меньше остается очевидцев событий. Исчезает «живая» память о войне, и современная молодежь формирует представление о происходящем в мире в 1939—1945 гг. на основе художественных фильмов и телепередач зачастую весьма сомнительного качества; компьютерных игр, нередко искажа-

ющих самые очевидные исторические факты [1]; проводимых периодически патриотических мероприятий, в рамках которых часто упускается самое важное — за шаблонными фразами и эмоциональными выступлениями размывается суть трагедии, развернувшейся в мире в 1939 году и поставившей на грань выживания целые народы.

Основным источником формирования образов прошлого, своеобразным фундаментом для исторического сознания являются школьные учебники истории [2—4]. На протяжении всего постсоветского периода для России остается актуальным вопрос о том, какими должны быть учебные пособия по истории. В настоящее время в России продолжается реформа школьного исторического образования: во-первых, с 2015 г. реализуется постепенный возврат от концентрической к линейной системе преподавания истории [5]; во-вторых, внедряется в образовательный процесс линейка учебников, написанных в соответствии с концепцией нового 40 учебно-методического комплекса по Отечественной истории и на основе историко-культурного стандарта [там же]. История Второй мировой войны и Великой Отечественной как ее важнейшей части являются одним из самых сложных для интерпретации и изложения в учебной литературе периодов отечественной истории. Так, оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны, причины и цена Победы СССР в Великой Отечественной войне включены создателями историко-культурного стандарта в «Примерный перечень трудных вопросов истории России» [6]. В этой связи

большой интерес представляет зарубежный опыт преподавания истории. В рамках данной статьи рассмотрим особенности изучения истории Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой) в школах и высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Преподавание истории Великой Отечественной войны в школе

Для Республики Беларусь тема Великой Отечественной войны имеет особое значение: за годы войны Беларусь потеряла свыше 4 млн человек, было уничтожено 209 городов, 9200 деревень, разрушено более 8 тыс. школ [7]. Война затронула каждую белорусскую семью. По данным социологических опросов, 88,7% жителей Беларуси убеждены, что «победа в Великой Отечественной войне — это важнейшее событие в истории Беларуси, Великая Победа отцов и дедов, героический подвиг всего советского народа, величайший взлет человеческого духа, духовности и патриотизма [8, с. 159]. Закономерно, что проблеме сохранения памяти о событиях периода 1939—1945 гг. в Беларуси традиционно уделяется большое внимание на государственном уровне, а система образования играет ключевую роль в этом процессе. По данным опроса, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, каждый четвертый респондент получает информацию о Великой Отечественной войне именно через систему образования [8, с. 162].

Первоначальные сведения об истории Второй мировой и Великой Отечественной войн учащиеся Беларуси получают в 10 классе в рамках

курса «Всемирная история новейшего времени 1918—1945»1. Базовым учебным пособием по этому предмету является книга под редакцией Г.А. Космача [9]. В пособии достаточно подробно освещены ключевые события начального этапа Второй мировой войны и периода Великой Отечественной. По содержанию и подходу к освещению сложных и дискуссионных вопросов учебное пособие похоже на современные российские учебники истории. Достаточно подробно описаны причины неудач начального этапа войны. Много внимания уделено партизанскому движению, жизни и движению сопротивления на оккупированных территориях [9, с. 152-202]. В отличие от учебников советского времени представлена информация о существовании штрафных рот и батальонов, использовавшихся на самых сложных участках фронта, и заградительных отрядах, расстреливающих отступавших. В отдельный пункт выделена информация о роли церкви во время войны [10].

В рубрике «Исторический портрет» представлены биографические справки о наиболее важных исторических личностях периода (к таким авторы отнесли Г.К. Жукова, И.С. Конева, А.М. Василевского, Б.Л. Монтгомери, И.Б. Тито, Л.М. Доватора, Г.С. Шпагина, О.Ф. Берггольц, Д. Эйзенхауэра, К.К. Рокоссовского). Интересно, что, например, такой странице истории войны, как блокада Ленинграда, в белорусском учебнике уделено больше внимания, чем

в современных российских учебных пособиях.

Более подробно история Беларуси во время Великой Отечественной войны освещается на страницах пособия «История Беларуси. XIX — начало XXI в.» под редакцией Е.К. Новика [11]. В этом учебнике больше внимание уделяется боевым действиям на территории Беларуси. Эмоционально описаны первые дни войны: «героически сражались», «погибали, но не покидали боевых позиций», «бессмертный подвиг» и т.д. [там же, с. 124]. Основной текст сопровождается иллюстративным материалом: репродукциями картин (например, «Защита Брестской крепости в 1941 г. Е. Зайцева) и фотографиями («Советские военнопленные. Июнь 1941 г.», «Солдаты Красной Армии ведут бой с противником в районе Острошицкого Городка возле Минска. Июнь 1941 г.») [там же, с. 125]. Надо отметить высокое качество иллюстративного материала, он действительно служит хорошим эмоциональным дополнением к основному тексту. Отдельный параграф посвящен германскому оккупационному режиму на территории Беларуси. Особенностью этого пособия является наличие после каждого параграфа рубрики «Наш край», которая позволяет сопоставить полученные на уроке знания с историей родного населенного пункта. Кроме этого, материал каждого параграфа дополняется подборкой исторических документов, в том числе — источников личного происхождения. Вопросы и

41

1 Необходимо отметить, что с 2008 г. в Беларуси также произошел переход с концентрической системы изучения истории в школе в линейной. Такой подход порождает серьезный недостаток -учащиеся, заканчивающие 9 классов и не планирующие продолжать обучение в школе, изучают историю только до 1917 г.

задания после параграфов предполагают подробную работу с этими источниками. Завершает раздел о войне параграф «Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией», где более подробно освещаются подвиги на фронте и в тылу, трудовой героизм, участие белорусов в европейском движении Сопротивления. Иллюстративный материал представлен фотографиями памятников и мемориальных комплексов, находящихся на территории республики. Представляет интерес тот факт, что отдельным параграфом следует информация «Участие Белорусской ССР в создании Организации Объединенных наций» [там же, с. 164-166].

Помимо того, что война достаточно подробно изучается в рамках основного школьного курса истории, в Республике Беларусь существует уникальный факультативный курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», который был введен на основании Указа Президента Ре-42 спублики Беларусь № 579 от 22 ноября 2002 г. и в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2004 № 708 [12]. А.П. Соловьянов отмечает, что курс «разрабатывался в крайне сжатые сроки, не хватало преподавательских кадров-специалистов, практически отсутствовал лекционный материал» [13, с. 272]. В результате коллективом ведущих белорусских специалистов по истории Великой Отечественной войны во главе с профессором А.А. Коваленей и профессором Н.С. Сташкевичем было подготовлено учебное пособие, изданное на двух государственных языках

[14]. Главная цель курса сформулирована следующим образом: «Формирование патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения, укрепление исторической памяти, чувства ответственности за будущее страны и мирового сообщества, содействие консолидации белорусского общества» [15].

Авторы отмечают, что стремятся к критическому и комплексному освещению событий. Описание истории Великой Отечественной войны предваряется рассмотрением международной обстановки конца 1930-х — начала 1940-х гг. Уделено внимание такому сложному для интерпретации и преподавания событию, как подписание пакта Молотова-Риббен-тропа и последовавшее за ним присоединение западных областей Белоруссии к СССР. Подчеркивается вынужденный характер советско-германского сближения. Воссоединение западных и восточных областей Беларуси оценивается как положительное событие, акт исторической справедливости, приведший к увеличению территории, экономическому развитию региона, укреплению страны. При этом указывается на «ошибки и перекосы»: закрытие храмов, костелов, синагог, выселение недовольных в восточные и северные регионы СССР [10, с. 281].

Изложение материала в учебнике представлено в целом в традиционном ключе: большое внимание уделяется событиям на территории Беларуси, дается представление о ключевых сражениях, отдельно освещается освобождение Беларуси и жизнь в тылу. Как отмечает Н.А. Сосновская, «содержание учебника в большей мере основано на изложении тради-

ционнои парадигмы, за исключением ее идеологической составляющей» [10, с. 281]. В то же время, авторы не избегают таких тем, как коллаборационизм, репрессии, просчеты советского руководства и конкретно И.В. Сталина, приведшие к неудачам на начальном этапе войны.

Учебник содержит богатый иллюстративный материал (плакаты, листовки, фотографии, репродукции картин, карты) и большое количество источников. В учебник вошли документы, ранее в учебную литературу Беларуси не включавшиеся: фрагменты из советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнительного протокола к нему, Договора о дружбе и границе между СССР и Германией, выдержки из выступления И.В. Сталина от 3 июля 1941 г., из приказа Народного Комиссара обороны СССР № 227 и др. [16, с. 135]. В комплекте с пособием для формирования более полного представления о событиях была подготовлена хрестоматия, в которую вошли ключевые документы предвоенного и военного периода [17].

Особого внимания заслуживает атлас «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», подготовленный коллективом авторов под редакцией А.А. Ковалени. На наш взгляд, это уникальное издание, и этот позитивный опыт неплохо было бы позаимствовать для преподавания курса отечественной истории в России. В атласе представлена подборка карт по следующим разделам: «Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны», «Борьба против фашистской

агрессии (1941—1944 гг.)», «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн». Всего в атласе содержится 61 карта, дающая возможность подробно проследить не только историю боевых действий на разных фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн, но и обратить внимание на проблему памяти о войне. В атласе размещены карты «Мемориальные комплексы и памятники по увековечению событий Великой Отечественной войны на территории Республики Беларусь», «Города СССР, удостоенные звания «Город-Герой», «Важнейшие мемориальные сооружения по увековечению событий Второй мировой войны» [18, с. 50-51].

Таким образом, помимо содержания основного курса всемирной истории и истории Беларуси, изучаемых в школе, учащиеся имеют возможность углубить знания в рамках уникального, не имеющего аналогов на постсоветском пространстве специального курса «История Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны)» (объем курса — 43 18 часов). Некоторые авторы отмечают, что преподаванию этого спецкурса в школе не всегда уделяется должное внимание [19].

Изучение истории Второй мировой и Великой Отечественной войны в высших учебных заведениях Беларуси

Студенты высших учебных заведений продолжают изучение истории войны. В учебном пособии для вузов «История Беларуси в контексте европейской цивилизации» под редакцией С.А. Елизарова отдельная глава посвящена периоду 1939—1945 гг.

Подробно освещена предыстория войны, начальный период, ключевые сражения и итоги. Большое внимание уделено деятельности партизан и подпольщиков и операции «Багратион» [20, с. 305-335]. Кроме этого, в вузах с 2004-2005 учебного года также была введена дисциплина «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в объеме 34 учебных часов. Основным пособием для изучения курса стал учебник под редакцией А.А. Ковалени и Н.С. Сташкевича, в котором сохраняется структура и логика пособия, разработанного для школ, но материал представлен более полно и глубоко [14]. В качестве дополнительного пособия по курсу часто используется книга «С верой в Победу: Беларусь в Великой Отечественной войне: 100 вопросов и ответов» [21], материал которой создан на основе архивных материалов, подтверждает и углубляет сведения, полученные из базовых учебных пособий для школ и вузов.

Помимо пособий, созданных под 44 редакцией А.А. Ковалени, в некоторых вузах были подготовлены альтернативные учебники: например, в Белорусском национальном техническом университете [22], Полоцком государственном университете [23]. Коллективом Белорусской государ -ственной сельскохозяйственной академии под редакцией Г.А. Гусарова и А.М. Куницкой было разработано методическое пособие для самостоятельной работы [24].

В целом представленная в учебных пособиях концепция соответствует традиционным тезисам советской версии истории войны, но включает в себя отдельные пункты, по-

священные теме коллаборационизма, репрессий, жизни оккупированных территорий, вклада белорусского народа в победу. Анализ учебных пособий для школ и вузов позволяет кратко сформулировать основные тезисы концепции изучения истории Второй мировой и Великой Отечественной войны:

• Вторая мировая война — результат межгосударственных противоречий и недальновидной политики Англии и Франции;

• 23 августа 1939 г. Советский Союз был вынужден подписать советско-германский договор о ненападении, последствием которого стало воссоединение территорий Западной и Восточной Беларуси, что стало актом исторической справедливости;

• составной и решающей частью Второй мировой войны являлась Великая Отечественная война;

• со стороны Германии война носила захватнический характер;

• для СССР это была справедливая, «священная война советского народа за свободу и независимость Отечества»;

• на начальном этапе войны руководством страны во главе с И.В. Сталиным был допущен ряд просчетов, что привело к большим потерям;

• фундамент для победы в войне начал закладываться в Беларуси в 1941 г.;

• Беларусь внесла большой вклад в победу созданием внутреннего «партизанского» фронта;

• победа стала возможна благодаря мужеству и единству советского народа;

• операция по освобождению Беларуси «Багратион» — одна из круп-

нейших в истории Второй мировой войны [25; 9; 11; 10].

Несмотря на повышенное внимание к изучению истории Великой Отечественной войны в школах и вузах Беларуси, исследователи выделяют ряд проблем. Так, М.А. Журавков отмечает, что в 2005—2007 гг. вследствие изменений стандарта высшего образования возникла угроза исключения факультатива «Великая Отечественная война». В 2008—2009 учебном году курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» был включен в дисциплину «История Беларуси». Типовой программой на изучение раздела «Геополитическое становление Беларуси в середине ХХ века» (охватывавшего период с 1918 г. до первой половины 1980-х гг.) предусматривалось всего 8 часов лекций и 4 часа семинарских занятий [19, с. 340]. Тогда ряд историков Беларуси обратились с письмом к Министру образования и Президенту страны с просьбой не исключать курс, и он был сохранен [26, с. 205].

В преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне вузам было предписано организовать обязательное изучение спецкурса на первом — третьем курсах высших учебных заведений. Изучение завершалось обязательной текущей аттестацией в форме зачета. В 2010—2011 учебном году спецкурс был закреплен в качестве обязательного, но уже в следующем учебном году в связи с реализацией Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, спецкурс был отнесен к разряду специа-

лизированных модулей по выбору студента, которые служат дополнением к так называемому интегрированному модулю «История» (объем модуля — 34 часа, в том числе на темы по Второй мировой и Великой Отечественной войнам — 2 часа лекций и 4 часа семинаров) [19, с. 341].

В связи с подготовкой празднования 70-летнего юбилея освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Министерство образования предложило «включить в учебные планы учреждений высшего образования обязательную факультативную дисциплину «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Вузы получили право самостоятельно определять объем часов. В результате каждый вуз определил количество часов на дисциплину самостоятельно, и оно варьируется от 6 часов в Минском государственном лингвистическом университете до 34 в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова 45 [19, с. 342].

А.П. Соловьянов констатирует, что уровень знаний у студентов невысок, несмотря на введение курса по истории войны в средней школе. Учащиеся часто путаются в хронологии событий, сведения носят зачастую фрагментарный характер. К серьезным проблемам относится и нехватка времени, которое выделяется на чтение курса в вузах.

Если говорить о формах работы, которые практикуют учителя и преподаватели в рамках изучения истории Великой Отечественной войны, то, помимо традиционных (подготов-

ка рефератов, встречи с ветеранами, посещение музеев, написание эссе об истории своей семьи, организация научно-практических конференций и т.д.), многие преподаватели активно используют в процессе обучения работу с художественными фильмами о войне: среди них советские «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Иди и смотри», «Горячий снег», киноэпопея «Освобождение». Из современных в образовательном процессе преподаватели в Беларуси используют картины «Брестская крепость», «В августе 44-го», «Днепровский рубеж», «Я — русский солдат» и др. [13, с. 276]. Во многих образовательных учреждениях школьники и студенты включены в поисковую работу по уточнению и увековечению судеб защитников Отечества, погибших во время войны.

Таким образом, для исторической памяти населения Республики Беларусь история Великой Отечественной войны как важнейшей составной части Второй мировой явля-46 ется ключевым событием. Сохранение памяти о войне и вкладе Беларуси в Победу считается государ -ственной задачей. Одним из ключевых источников формирования представлений о Второй мировой и Великой Отечественной войнах в условиях, когда свидетелей тех событий уже практически не осталось, являются учебники истории. Анализ белорусских учебных пособий для школ и вузов позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, концепция, представленная в учебной литературе, базируется на ключевом постулате о том, что для СССР это была справедли-

вая, «священная война советского народа за свободу и независимость Отечества», а Победа стала возможна благодаря единству и мужеству всего советского народа. Вместе с тем, авторы учебников стремятся подчеркнуть роль Беларуси в борьбе с фашистской Германией.

Во-вторых, в современных учебниках авторы стремятся осветить и такие сложные и дискуссионные вопросы, как причины поражений СССР на начальном этапе войны, репрессии в армии, коллаборационизм и т.д.

В-третьих, специальный курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» является уникальным элементом образовательного пространства Республики Беларусь и не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Введение курса стало толчком для новых исследований и разработок, подготовки учебных пособий для образовательных учреждений [13, с. 276].

В-четвертых, в настоящее время в школах, учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования факультатив включен в курс «История Беларуси», а в вузах занимает неравноценное место. Несмотря на это, в процессе получения образования белорусские школьники и студенты несколько раз обращаются к предыстории и истории Великой Отечественной войны. Школьные учителя и вузовские преподаватели истории стремятся научить молодежь помнить о трагичном и героическом прошлом, помнить об уроках войны и цене, заплаченной за Победу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грибан, О.Н. Трансформируя память: отражение Второй мировой войны в компьютерных играх [Текст] // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 2. — С. 32-38.

2. Грибан, И.В., Антропов, К.А. Советско-финляндская война 1939-1940 годов на страницах школьных учебников истории современной России: эволюция подходов [Текст] // Преподавание истории в школе.

— 2017. — № 3. — С. 42-49.

3. Краснова, М.А. Современный учебник истории и его роль в образовательном процессе [Текст] // Метадалопя даследа-вання псторьп Беларуси праблемы, дасягненш, перспектывы: зборнж навуко-вых артыкулау. — Минск: Беларуская на-вука, 2018. — С. 229-237.

4. Тагильцева, Н.Г., Грибан, И.В. Память о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.: отражение в отечественной культуре и школьных учебниках истории [Текст] // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 12. — С. 12-19.

5. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории // Российское историческое общество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsi ya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kom pleksa-po-otechestvennoj-istorii.html# histcult (дата обращения: 30.12.2018).

6. Котенев, В.А., Кузьмин, А.В. Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта [Текст] // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ — 2017. — №7. — С. 30-37.

7. Жилинский, М.Г. Беларусь в годы Великой Отечественной войны. Героизм. Трагедия. Память. [Текст] // Этот день мы приближали, как могли...: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2.

— Минск, 2016. — С. 148-155.

8. Котляров, И.В. Мужеством своим шагнувшие в бессмертие: социологические

тренды [Текст] // Этот день мы приближали, как могли.: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2.

— Минск, 2016. — С. 156-164.

9. Космач, Г.А. Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения [Текст] / Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова; под ред. Г.А. Космача. — Минск: Нар. асвета, 2012. — 214 с.

10. Сосновская, Н.А. Отражение истории Великой Отечественной войны в учебных пособиях Беларуси [Текст] // Этот день мы приближали, как могли.: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. — Минск, 2016. — С. 278285.

11. Новик, Е.К. История Беларуси, 1917-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения [Текст] / Е.К. Новик, автор метод. аппарата В.В. Гинчук; пер. с белорус. яз. Н.Л. Стрехи. — Минск: Нар. асвета, 2012.

— 182 с.

12. Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2002 г. №579 «О подготовке и проведении празднования 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне» // Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/ukazp/ pos03/ukaz03305.htm (дата обращения: 20.10.2018).

13. Соловьянов, А.П. Изучение курса «Великая Отечественная война советского народа» в высших учебных заведениях Беларуси [Текст] // Этот день мы приближали, как могли.: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. — Минск, 2016.

14. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учеб. пособие [Текст] / А.А. Ковале-

47

48

ня и др. — Минск: Изд. центр БГУ, 2009.

— 281 с.

15. Краснова, М. Методические рекомендации по изучению факультатива «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в 11 классе [Текст] // Псторыя. Праблемы выкладання. — 2008. — № 9.

16. Краснова, М.А. Изучение Второй мировой и Великой Отечественной войн в школах Беларуси [Текст] // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: материалы международ. конф. — М.: РИСИ, 2010. — С. 133-136.

17. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): хрестоматия [Текст] / сост. А.А. Ко-валеня и др. — Минск: Белорус. наука, 2008. — 350 с.

18. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Атлас. Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения [Текст]

— Минск, 2015. — 52 с.

19. Гребень, Е.А., Дулов, А.Н. Курс «Великая Отечественная война советского народа» в системе высшего образования и патриотического воспитания студенческой молодежи Беларуси [Текст] // Победа — одна на всех: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 24 апреля 2014 г. / А.И. Жук, А.А. Ковале-ня (ответственные редакторы) и др. — Витебск: ВГУ, 2014. — 373 с.

20. История Беларуси в контексте европейской цивилизации: учеб. пособие [Текст] / С.А. Елизаров и др. — Минск: Вышейшая школа, 2016. — 399 с.

21. С верой в Победу: Беларусь в Великой Отечественной войне: 100 вопросов и ответов: учебно-методические материалы по дисциплине «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» для студентов инженерно-технических специальностей высших учебных заведений: к 70-летию освобождения Беларуси от германских агрессоров и 70-летию Великой Победы

[Текст] / А. А. Коваленя, Б. Д. Долгото-вич, Д. Н. Хромченко. — 2-е изд., исправленное и дополненное. — Минск: Белару-ская навука, 2014. — 212 с.

22. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) [Текст]: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/ data/2257/ (дата обращения: 10.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Корсак, А.И. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) [Текст]: учебно-методический комплекс. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 397 c.

24. Гусарова, Г.А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) [Текст]: материалы для самостоятельной работы / Г.А. Гусарова, А.М. Куницкая. — Горки: ЮГСХА, 2014. — 78 с.

25. Дианова, Т.Б., Баталко, Т.И. Методологические аспекты формирования патриотизма белорусского студенчества в рамках курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» [Текст] // Метадалопя даследавання псторьп Беларуси праблемы, дасягненш, перспектывы: зборнж на-вуковых артыкулау. — Минск: Беларуская навука, 2018. — С. 206-213.

26. Журавков, М.А. Воспитание патриотизма у учащихся в ходе изучения истории Великой Отечественной войны в учреждениях образования Гродненской области [Текст] // Этот день мы приближали, как могли...: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посввящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. — Минск, 2016. — С. 204-211.

REFERENCES

1. Dianova T.B., Batalko T.I., "Metodologi-cheskie aspekty formirovaniya patriotizma belorusskogo studenchestva v ramkakh kur-sa 'Velikaya Otechestvennaya vojna sovets-kogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny)'", in: Metadalogiya dasledavannya gistoryi Belarusi: prablemy, dasyagnenni, perspektyvy: zbornik navukovykh artykulau,

Minsk, Belaraskaya navuka, 2018. (in Russian)

2. Greben E.A., Dulov A.N., "Kurs Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda' v sisteme vysshego obrazovaniya i patri-oticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi Belarusi", in: Pobeda - odna na vsekh: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenczii, Vitebsk, 24 apre-lya 2014 g, ed. by A.I. Zhuk, A.A.Kovalenya, Vitebsk, VGU, 2014. (in Russian)

3. Griban I.V., Antropov K.A., Sovetsko-finly-andskaya vojna 1939-1940 godov na stranic-zakh shkolnykh uchebnikov istorii sovre-mennoj Rossii: evolyucziya podkhodov, Prepodavanie istorii v shkole, 2017, No. 3. (in Russian)

4. Griban O.N., Transformiruya pamyat: otrazhenie Vtoroj mirovoj vojny v kompyuternykh igrakh, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2017, No. 2. (in Russian)

5. Gusarova G.A. Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny): materialy dlya samostoyatel-noj raboty, Gorki, 2014, 78 p. (in Russian)

6. Istoriya Belarusi v kontekste evropejskoj czivilizaczii: ucheb. Posobie, Minsk, Vyshej-shaya shkola, 2016. (in Russian)

7. „Konczepcziya novogo uchebno-metodiche-skogo kompleksa po Otechestvennoj istorii", in: Rossijskoe istoricheskoe obshhestvo, available at: https://historyrussia.org/proek-ty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodi cheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html#histcult (accessed: 30.12.2018). (in Russian)

8. Korsak A.I., Velikaya Otechestvennaya voj-na sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny): uchebno-metodicheskij kom-pleks, Novopoloczk, PGU, 2011. (in Russian)

9. Kosmach G.A.,. Koshelev V.S,. Krasnova M.A., Vsemirnaya istoriya Novejshego vremeni: 1918-1945 gg.: ucheb. posobie dlya 10-go kl. uchrezhdenij obshh. sred. obrazovaniya s rus. yaz. Obucheniya, Minsk, Nar. asveta, 2012. (in Russian)

10. Kotenev V.A., Kuzmin A.V., Osobennosti perekhoda na linejnuyu sistemu shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya v usloviyakh

realizaczii trebovanij istoriko-kuFturnogo standarta, Uchenye zapiski Tambovskogo ot-deleniya RoSMU, 2017. (in Russian)

11. Kotlyarov I.V., „Muzhestvom svoim shag-nuvshie v bessmertie: socziologichesk4ie trendy", in: Etot den my priblizhali, kak mo-gli...: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashh. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne i okonchaniya Vtoroj mirovoj vojny, Minsk, 2016. (in Russian)

12. Krasnova M., Metodicheskie rekomendaczii po izucheniyu fakultativa „Velikaya Ote-chestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny)" v 11 klasse, Gistoryya. Prablemy vykladannya, 2008, No. 9. (in Russian)

13. Krasnova M.A., „Izuchenie Vtoroj mirovoj i Velikoj Otechestvennoj vojn v shkolakh Belarusi", in: Vtoraya mirovaya i Velikaya Otechestvennaya vojny' v uchebnikakh istorii stran SNG i ES: pmblemy, podkhody, inter-pretaczii: materialy' mezhdunarod. konf., Moscow, RISI, 2010. S. 133-136. (in Russian)

14. Krasnova M.A., „Sovremennyj uchebnik istorii i ego rol v obrazovatel'nom proczesse", in: Metadalogiya dasledavannya gistoryi Belaru-si: prablemy, dasyagnenni, perspektyvy: zbor-nik navukovykh artykulau, Minsk, Belaruskaya navuka, 2018. (in Russian)

15. Novik E.K., Istoriya Belarusi, 1917-1945 gg.: ucheb. posobie dlya 10-go kl. uchrezhdenij obshh. sred. obrazovaniya s rus. yaz. Obucheniya, Minsk, Nar. asveta, 2012. (in Russian)

16. veroj v Pobedu: Belarus v Velikoj Otechestvennoj vojne: 100 voprosov i otvetov: uchebno-metodicheskie materialy po disczi-pline Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny) dlya studentov inzhenerno-tekhni-cheskikh speczialnostej vysshikh uchebnykh zavedenij: k 70-letiyu osvobozhdeniya Bela-rusi ot germanskikh agressorov i 70-letiyu Velikoj Pobedy", A.A. Kovalenya, B.D. Dol-gotovich, D.N. Khromchenko, Minsk, Belaruskaya navuka, 2014, 212 p. (in Russian)

17. Solovyanov A.P., „Izuchenie kursa ,Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Belaru-si", in: Etot den my priblizhali, kak mogli : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.,

49

18.

19.

20.

21.

22.

50

24.

25.

posvyashh. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Ote-chestvennoj vojne i okonchaniya Vtoroj mi-rovoj vojny, Minsk, 2016. (in Russian) 23.

Sosnovskaya N.A., „Otrazhenie istorii Veli-koj Otechestvennoj vojny v uchebnykh po-sobiyakh Belarusi", in: Etot den my pribliz-hali, kak mogli...: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashh. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne i okonchaniya Vtoroj mirovoj vojny', Minsk, 2016, pp. 278-285. (in Russian) Tagilczeva N.G., Griban I.V.. Pamyat o rus-sko-tureczkoj vojne 1877-1878 gg.: otrazhenie v otechestvennoj kulture i shkolnykh uchebnikakh istorii, Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii, 2017, No. 12, pp. 12-19. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus ot 22 noyabrya 2002 g. No. 579 „O podgotovke i provedenii prazdnovaniya 60-j godovshhiny osvobozhdeniya Respubliki Belarus ot ne-meczko-fashistskikh zakhvatchikov i Pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj 26. vojne", available at: http://laws.newsby.org/ documents/ukazp/pos03/ukaz03305.htm (accessed: 20.10.2018). (in Russian) Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny): ucheb. Posobie, Minsk, Izd. czentr BGU, 2009, 281 p. (in Russian) Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny):

khrestomatiya, Mins, Belorus. nauka, 2008, 350 p. (in Russian)

Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny). Atlas. Uchebnoe posobie dlya 10 klassa uch-rezhdenij obshhego srednego obrazovaniya s russkim yazykom obucheniya, Minsk, 2015, 52 p. (in Russian)

Velikaya Otechestvennaya vojna sovetskogo naroda (v kontekste Vtoroj mirovoj vojny): uchebno-metodicheskoe posobie available at: http s://rep. bntu .by/bitstream/handle/data/ 2257/ (accessed: 10.01.2019). (in Russian) Zhilinskij M.G., "Belarus v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Geroizm. Tragediya. Pamyat", in: Etot den my priblizhali, kak mogli...: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashh. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne i okonchaniya Vtoroj mirovoj vojny, Minsk, 2016, pp. 148-155. (in Russian)

Zhuravkov M.A., „Vospitanie patriotizma u uchashhikhsya v khode izucheniya istorii Velikoj Otechestvennoj vojny v uchrezhde-niyakh obrazovaniya Grodnenskoj oblasti", in: Etot den my priblizhali, kak mogli.: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvvyashh. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Ote-chestvennoj vojne i okonchaniya Vtoroj mi-rovoj vojny, Minsk, 2016, pp. 204-211. (in Russian)

Грибан Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, директор центра культурно-образовательных проектов, Уральский государственный педагогический университет, [email protected]

Griban I.V., PhD in History, Associate Professor, Director of the Center of Cultural and Educational Projects, Ural State Pedagogical University, [email protected]

Баранов Николай Николаевич, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой новой и новейшей истории, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, [email protected]

Baranov N.N., ScD in History, Associate Professor, Chairperson, Modern and Contemporary History Department, B.N. Yeltsin Ural Federal University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.