Основные инновационные направления преподавания курса «Биоэтика» в медицинском вузе
см о см
о
О!
о ш т
X
3
<
т О X X
Бакшеев Андрей Иванович,
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясе-нецкого» Минздрава России, baksh-ai@yandex.ru
Турчина Жанна Евгеньевна,
к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого» Минздрава России, ШгсЫпа - 09@mail.ru
Тяжельников Юрий Александрович,
к.м.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, sargon72@yandex.ru
Гусаренко Виктория Владимировна,
старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого» Минздрава России, vikyse2007@ya.ru
Шепелева Юлия Сергеевна,
старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенец-кого» Минздрава России, lady-bomg@yandex.ru
Введение в учебные планы подготовки будущих врачей учебной дисциплины «Биоэтика» является обоснованным и целесообразным, поскольку способствует формированию морального и биоэтического регулирования оказания медицинской помощи населению, обеспечению эффективной и безопасной терапии, усвоению основ надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований новых лекарственных веществ и медицинских технологий. В статье рассмотрена актуальность преподавания курса «Биоэтика» в медицинском вузе. Также освещены специфические цели обучения биоэтике, отмечается важная роль данного курса в формировании биоэтического мировоззрения будущих врачей, их ответственности за результаты своей профессиональной деятельности с учетом биоэтических принципов, а также для решения вопросов биобезопасности при лечении пациентов. Отражена особая специфика преподавания биоэтики. Показано, что важной задачей преподавания биоэтики является формирование клинического мышления, осознание, что настоящий прогресс без высокой морали и нравственности, уважения к достоинству человека - невозможен.
Сделан вывод о том, что успешное развитие биоэтики в России является необходимой предпосылкой для создания эффективной системы подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
Ключевые слова: биоэтика, медицинское образование, преподавание биоэтики, медицинская профессия, клиническое мышление, будущий врач, инновационное направление.
Цель исследования
Цель статьи - обосновать актуальность и важность преподавания курса «Биоэтика» в медицинском вузе.
Материалы и методы исследования.
В процессе работы был использован информационный материал по проблеме исследования, который обработан с использованием методов анализа научной литературы с учетом принципов системного подхода и системного анализа.
Результаты исследования.
Современное общество все больше внимания уделяет этическим аспектам медицины, которые в свою очередь существенно влияют на развитие всей отрасли здравоохранения. Можно утверждать, что этическое образование приобрело новое значение для всех категорий медицинских работников.
Главной целью медицинского образования является подготовка специалистов, которые, кроме успешного применения специальных знаний для лечения пациентов, смогут оказывать духовное, целостное сопровождение больным, а также любить и чтить жизнь от его зачатия вплоть до смерти. Как нам представляется, мысль об эвтаназии никогда не должна посещать человека [1]. Во время обучения в высших учебных заведениях необходимо развить у будущих врачей умение владеть основными принципами биоэтики и деонтологии при непосредственном контакте с пациентами, членами их семей, опекунами, а также в коллективе работников в области охраны здоровья [2].
В современном обществе человек постоянно сталкивается с проблемами жизни, болезни и смерти. В связи с этим отметим, что когда возрастает роль общечеловеческих ценностей, интерес к «здоровому образу жизни» усиливается, возникают понятия «культура жизни» и «культура общения». Важное значение для будущего медицинского специалиста приобретает умение общаться с пациентом, сопереживать ему и лечить добрым и утешительным словом. Ведь профессия врача -это, прежде всего призвание, и требует соблюдения высоких медико-этических принципов и мо-
рально-нравственных ценностей во имя сохранения жизни и здоровья человека. Это готовность всегда нести и закладывать в душу пациента надежду на выздоровление, помогать и служить, особенно больному человеку, постоянно даря ему частичку своей души [3].
На сегодня в медицинской отрасли прослеживается активное развитие и внедрение новейших медицинских технологий, трансплантологии, генной инженерии и генной терапии, новых способов лечения заболеваний с помощью стволовых клеток, стремительный рост арсенала новых фарма-котерапевтических средств, особенно с высокой биологической активностью [4].
Наряду с современными достижениями медицинской науки важное значение приобретают биоэтические проблемы относительно оценки новейших медико-биологических достижений с точки зрения определения степени их опасности для человека и всего человечества, формирование знаний о законодательных документах, регламентирующих защиту человека от нежелательных последствий внедрения новых биомедицинских технологий. Актуальными становятся вопросы уважения к жизни человека, защиты прав человека и его достоинства, безопасного применения лекарств, безопасности пациентов, биобезопасности и биозащиты человека и общества, ответственности за сохранение жизни на всей планете [5].
Важной задачей преподавания биоэтики является, на наш взгляд, унификация преподавания вопросов, которые в настоящее время включены в различные разделы учебной программы. Кроме этого важна помощь в систематизации современных взглядов на биоэтические проблемы в мировом сообществе, что повлияет на формирование клинического мышления, познавательных способностей будущих врачей, их наблюдательности на основе знаний, полученных в процессе медицинского образования, а также специального обучения [6].
По мнению ряда исследователей [7, 8], обучение студентов медицинских вузов биоэтике имеет следующие специфические цели:
1. Формирование этического сознания. Каждый медицинский работник должен учиться находить в каждой из конкретных ситуаций ее моральную и этическую проблему. Не может быть специалиста, связанного со сферой здравоохранения, который в своем поведении не ориентировался бы на этические нормы.
2. Предоставление адекватного знания, умения и практических навыков, необходимых для рационального этического анализа. Здесь речь идет о способности логически оценивать этические проблемы, применяя концептуальные инструменты биоэтики и шкалу собственных ценностей, в дебатах с коллегами и пациентами.
3. Обучение способности критической оценки альтернативных вариантов принимаемых решений. Необходимо воспитание у будущих медицинских работников последовательности, которая способствует формированию гармонии профессиональной компетентности с совестью и предотвращает превращение профессионализма и нравственности в сугубо декларативные понятия.
4. Обучение умению брать на себя этико-про-фессиональную ответственность и всегда стремиться к сотрудничеству. Достижение такой цели является важной и необходимой предпосылкой успешной работы в команде профессионалов современной интегрированной системы охраны здоровья.
В этой связи представляется, что эффективное преподавание общей, специальной и прикладной биоэтики является предметом, как до дипломного, так и последипломного обучения [9].
Общая биоэтика включает в себя анализ направлений биоэтики, ее методов и этических теорий, что способствует глубокому познанию позиций участников дискуссии. К общей биоэтике относится история ее становления и развития, а также проблемы прав человека и морально-этическая оценка его поведения. Общая биоэтика предлагает фундаментальные нормы, правила, принципы и понятия, применяемые в прикладной этике. Она касается проблем транскультурной этики и антропологически-социальных этических аспектов здравоохранения человека. Общая биоэтика рассматривает методологические проблемы медико-биологических исследований, динамику научного прогресса, ценности и границы научного поиска [10].
Специальная биоэтика изучает специфические проблемы: биоэтические основы профессиональной деятельности врача, отношения между медицинскими работниками, пациентом и его семьей, справедливое распределение ресурсов в сфере здравоохранения (социальная справедливость и социальные обязанности), воспитание уважения к здоровому образу жизни, биоэтику медико-биологических экспериментов и концепции биобезопасности и риска биомедицинских технологий [11].
Прикладная биоэтика направлена на практически ориентированную связь между этическими теориями и конкретным случаем. Она концентрируется на решении конкретной этической ситуации в прикладном смысле в условиях данного клинического или научного учреждения. К таким проблемам относят биоэтический анализ искусственного аборта и искусственной прокреации, биоэтический контроль генетических технологий, биоэтические проблемы боли, страдания, реабилитации; биоэтические аспекты трансплантологии и трансфузио-логии, ВИЧ и других социально опасных инфекций, психонаркологических заболеваний [12].
х
X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
CS
о
CS
0
01
о ш m
X
<
m О X X
Междисциплинарный характер биоэтики предполагает социологическое понимание медицинского и биологического сотрудничества, а также психологическое понимание характера потребностей, которые испытывают исследователи, врачи, медицинские работники, больные, и виды влияний, объектом которых они являются [13].
Как нам представляется, лекции по биоэтике должны носить проблемный характер и предполагать рассмотрение нормативно-правового регулирования медицинской отрасли, законодательных документов по вопросам биоэтики и прав человека, функций биоэтических комитетов, а также биоэтических основ проведения клинических исследований и профессиональной деятельности врача.
Для обеспечения качества знаний студентов медицинских вузов, практические и семинарские занятия необходимо проводить в виде дискуссий, «круглых столов», научно-практических конференций, во время которых обсуждаются основные вопросы темы, готовятся и представляются на рассмотрение мультимедийные презентации, заслушиваются рефераты. Методом деловой игры на занятиях можно воспроизвести принципы этического общения врача с пациентом и его родственниками, с другими медицинскими работниками.
Также представляется, что со студентами всех специальностей на практических и семинарских занятиях необходимо рассматривать вопросы государственного регулирования биомедицинских вмешательств в организм человека на принципах биоэтики, достоинства и неприкосновенности человеческой жизни от момента ее зачатия до естественной смерти. Вместе с тем, важное значение имеют биоэтические, правовые и социальные проблемы реанимации, боли, эвтаназии, смерти, медико-социальные вопросы аборта, генной инженерии, генной терапии и генетических репродуктивных технологий [14].
Важными аспектами обучения, на наш взгляд, является и то, что со студентами-медиками необходимо подробно и глубоко обсуждать биоэтические основы профессиональной деятельности врача, принципы правдивости, конфиденциальности (врачебная тайна) и информированного согласия на проведение исследований и лечения, неин-вазивных и инвазивных процедур.
Особое значение приобретает обучение студентов, которые в дальнейшем будут работать с детьми. Поэтому с будущими педиатрами должны дополнительно рассматриваться медико-этические аспекты при лечении детей разного возраста, биоэтические, правовые и социальные проблемы употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения, их вредность для организма ребенка, а также меры профилактики наркоманий и алкоголизма. Будущим же медицинским психологам следует
больше внимания уделять вопросам психологической поддержки больного и его семьи, созданию доверительного контакта с пациентами и его близкими.
Заключение.
Таким образом, успешное развитие биоэтики в России является необходимой предпосылкой для создания эффективной системы подготовки специалистов с высшим медицинским образованием. Изучение студентами медицинских вузов основ биоэтики способствует формированию биоэтического мировоззрения будущих врачей, их ответственности за результаты своей профессиональной деятельности с учетом биоэтических принципов, надлежащей подготовке специалистов для проведения биомедицинских исследований при внедрении новых лекарственных средств и медицинских технологий.
Литература
1. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Mineev V.V., Maksimov S.V., Rakhinskiy D.V., Aisner L.Yu.. Euthanasia in modern society: the topicality, practicability, and medical aspect of the problem // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. -2018. - Vol. 10. № 6. - Pp. 1360-1363.
2. Остапенко В.М., Коноплева Е.Л. Биоэтика в медицинском вузе (опыт и перспективы преподавания) // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии. - Витебск: ВГМУ, 2016.- С. 211-213.
3. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика" Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. - С. 328-334.
4. Калякина Н.И. Биоэтические аспекты применения медицинских инноваций // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С. 49-50.
5. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика. - 2015. - № 1 (15). - С. 5860.
6. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. "Вузовская педагогика". Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. -Красноярск, 2018. - С. 381-386.
7. Башилов Р.Н., Башилова С.М. Основные задачи биоэтического образования на опыте ТГМУ // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии. - Витебск: ВГМУ, 2016. - С. 227-229.
8. Луговой С.В. Образы биоэтики в российской высшей школе // РАЦИО.ги. - 2017. - № 18(2). - С. 52-61.
9. Александров А.А., Силич Т.В., Мишаткина Т.В. Биомедицинская этика в системе последипломного образования врачей: учеб.-метод. пособие / под ред. Г.Я. Хулупа, Т.В. Мишаткиной. -Минск: БелМАПО, - 2008. - 160 с.
10. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M.Yu., Gusarenko V.V., Rakhinsky D.V., Shepeleva J.S. Legal status of bioethics: international experience and national characteristics // Revista Inclusiones. -2020. - Vol. 7. № S3-3. - Pp. 198-207.
11. Baksheev A.I., Nozdrin D.A., Turchina Zh.E., Sharova O.Ya., Yurchuk G.V., Rakhinskiy D.V. Bioethical principles and mechanisms for regulation of biomedical research // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - Vol. 10. № 4. - Pp. 889-892.
12. Шкарин В.В., Доника А.Д., Реймер М.В. Национальные особенности преподавания биоэтики в медицинском вузе // Биоэтика. - 2019. -№2(24). - С. 25-30.
13. Кулик С.П., Тиханович Н.У. Биоэтика как аксиологическая модель профессиональной компетентности медицинских работников // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии. - Витебск: ВГМУ, 2016. - С. 214-217.
14. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Проблемы преподавания биоэтики (материалы совещания ЮНЕСКО) // Бюллетень сибирской медицины. - 2006. -№ 5. - С. 137-141.
Main innovative directions teaching the course "Bioethics" at a medical university
Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Tyazhelnikov Yu.A., Gusarenko V.V., Shepeleva Yu.S.
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
The introduction of the academic discipline "Bioethics" into the curricula for the training of future doctors is reasonable and expedient, since it contributes to the formation of moral and bioethical regulation of the provision of medical care to the population, the provision of effective and safe therapy, the assimilation of the basics of good clinical practice when conducting clinical trials of new drugs and medical technologies. ... The article discusses the relevance of teaching the course "Bioethics" in a medical university. The specific goals of teaching bioethics are also highlighted, the important role of this course in the formation of the bioethical worldview of future doctors, their responsibility for the results of their professional activities, taking into account bioethical principles, as well as for solving biosafety issues in the treatment of patients, is noted. The special specificity of teaching bioethics is reflected. It is shown that an important task of teaching bioethics is the formation of clinical thinking, the realization that real progress is impossible without high morality and ethics, respect for human dignity. It is concluded that the successful development of bioethics in Russia is a necessary prerequisite for creating an effective system for training specialists with higher medical education. Keywords: bioethics, medical education, teaching bioethics, medical
profession, clinical thinking, future doctor, innovative direction. References
1. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Mineev V.V., Maksimov S.V., Rakhinskiy
D.V., Aisner L.Yu.. Euthanasia in modern society: the topicality, practicability, and medical aspect of the problem // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - Vol. 10. № 6. - Pp. 1360-1363.
2. Ostapenko V.M., Konopleva E.L. Bioethics in a medical university
(experience and perspectives of teaching) // Bioethics and modern problems of medical ethics and deontology. - Vitebsk: VSMU, 2016. - pp. 211-213.
3. Baksheev A.I., Turchina J.E., Nor O.V. Formation of communicative
competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy" Ch. ed. S.Yu. Nikulin. - 2020. - pp. 328-334.
4. Kalyakina N.I. Bioethical aspects of the application of medical innovations
// International Journal of Experimental Education. - 2017. - No. 4-1. - S. 49-50.
5. Donika A. D. The problem of the formation of ethical regulators of a doctor's
professional activity // Bioethics. - 2015. - No. 1 (15). - S. 58-60.
6. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor
in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University pedagogy". Ch. ed. S.Yu. Nikulin. KrasSMU them. prof. V.F. Voino-Yasenetsky. - Krasnoyarsk, 2018. - S. 381-386.
7. Bashilov R.N., Bashilova S.M. The main tasks of bioethical education on
the experience of TSMU // Bioethics and modern problems of medical ethics and deontology. - Vitebsk: VSMU, 2016. - pp. 227-229.
8. Lugovoi S.V. Images of bioethics in Russian higher education // RATSIO.ru.
- 2017. - No. 18 (2). - S. 52-61.
9. Aleksandrov A.A., Silich T.V., Mishatkina T.V. Biomedical ethics in the
system of postgraduate education of doctors: textbook - method. manual / ed. G.Ya. Hulupa, T.V. Mishatkina. - Minsk: BelMAPO, - 2008 .-- 160 p.
10. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Galaktionova M.Yu., Gusarenko V.V., Rakhinsky D.V., Shepeleva J.S. Legal status of bioethics: international experience and national characteristics // Revista Inclusiones. - 2020. -Vol. 7. № S3-3. - Pp. 198-207.
11. Baksheev A.I., Nozdrin D.A., Turchina Zh.E., Sharova O.Ya., Yurchuk G.V., Rakhinskiy D.V. Bioethical principles and mechanisms for regulation of biomedical research // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - Vol. 10. № 4. - Pp. 889-892.
12. Shkarin V.V., Donika A.D., Reimer M.V. National features of teaching bioethics in a medical university // Bioethics. - 2019. - No. 2 (24). - S. 2530.
13. Kulik S.P., Tikhanovich N.U. Bioethics as an axiological model of professional competence of medical workers // Bioethics and modern problems of medical ethics and deontology. - Vitebsk: VSMU, 2016. - pp. 214-217.
14. Apresyan R.G., Shamov I.A. Problems of teaching bioethics (materials of the UNESCO meeting) // Bulletin of Siberian Medicine. - 2006. - No. 5. -P. 137-141.
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м