Роль воспитательной работы в профессиональном становлении современного специалиста высшей школы
Турчина Жанна Евгеньевна,
к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Бакшеев Андрей Иванович,
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Бакшеева Светлана Лукинична,
д.м.н., доцент, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Андренко Олег Валерьевич,
к.б.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Иванов Виталий Геннадьевич,
к.м.н., доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Решение глобальных проблем общества зависит от того, какой тип человека будет сформирован этим обществом, каким оказывается уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень вовлеченности в социальную жизнь. Учитывая перспективы дальнейшего развития России, можно определить, что важнейшей социальной функцией высшей школы является функция формирования личности гуманистического типа, специалиста как конкурентоспособного человека, настоящего интеллигента, способного не только профессионально, но и творчески подходить к решению задач социального, профессионального и личностного смысла в их органическом единстве.
В статье раскрыта сущность воспитания и воспитательной работы; проанализирована система воспитательной работы в учебном процессе и определены ее составляющие; также выявлены основные направления и содержание деятельности вуза как серьезной воспитательной системы и очерчен управленческий аспект в организации воспитательной работы. Сделан вывод о том, что основой воспитательной работы с будущими специалистами в вузе является стройная система воспитательной работы в высшей школе, а роль воспитательной работы в учебном процессе в вузе заключается в создании целостной личности, как высшей ценности; личности, которая способна самостоятельно и творчески мыслить, сознающей свое жизненное определение. Таким образом, основные задачи воспитательной работы в вузах заключаются в развитии высокого профессионализма, высокой культуры делового общения, формирование духовности, утверждение чувства глубокого патриотизма.
Ключевые слова: высшее учебное заведение (вуз), воспитательная работа; учебный процесс; система воспитательной работы, организация воспитательной работы.
Цель исследования. Целью статьи является раскрытие роли воспитательной работы в учебном процессе и профессиональном становлении будущего специалиста в вузе.
Материалы и методы исследования. В процессе работы был использован информационный материал по проблеме исследования, который обработан с использованием методов анализа научной литературы с учетом принципов системного подхода и системного анализа.
Результаты исследования. Как отмечается в исследованиях [1], в широком смысле воспитание - это вся сумма влияний на психику человека, направленных на его подготовку к активному участию в производственной, общественной, культурной жизни общества, а также стихийное воздействие социально-экономических условий и специально организованное влияние воспитательных заведений. Воспитание в узком педагогическом значении - это специально организованное и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели - формирование всесторонне развитой личности.
По мнению М.А. Замураевой [2], процесс воспитания сложен и динамичен. Его движущими силами являются противоречия, которые можно условно разделить на две группы - внутренние и внешние. К внутренним относят противоречия между растущими социально значимыми задачами, которые необходимо решить воспитаннику, и имеющимися у него возможностями (содержание и формы воспитания). К внешним относят противоречия между требованиями вуза и семьи; между требованиями разных преподавателей; между организованным в вузе воспитанием и стихийным влиянием окружения студента. Своевременное выявление противоречий и их разрешение способствует повышению эффективности воспитательного процесса.
Исследователи [3] отмечают, что процесс воспитания - целостный процесс. В нем органически соединены содержательная и процессуальная стороны. Первая характеризует совокупность воспитательных целей, вторая - самоуправляемый процесс педагогического взаимодействия педагога и учащейся молодежи.
В ряде исследований [4], абсолютно справедливо на наш взгляд, указано, что формирование личности будущего специалиста, которое осуществляется в вузах, предусматривает подготовку специалистов высокой квалификации, социально активной и профессионально компетентной лично-
сти, способной составить конкуренцию в области профессиональной деятельности. Важно рассматривать воспитательный процесс в вузе как часть общекультурного процесса, связанного с развитием личности, в тесном взаимодействии с экономической, политической, социальной, а также культурологической ситуациями в стране.
Для осуществления эффективного процесса подготовки специалиста в вузе необходимо применять системность, охватывающую все аспекты обучения и воспитания [5]. Н.В. Гафурова и Т.П. Бугаева [6] рассматривают систему воспитательной работы в вузе как целостный педагогический процесс формирования и развития личности будущего специалиста, который осуществляется на основе единства с учебным процессом, взаимодействия с социальной средой, с учетом наклонностей студента и социального заказа общества.
Ф.К. Тугуз [7] считает, что система воспитательной работы - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных учебных и внеурочных мероприятий, упорядоченных целями воспитания, которая является одной из разновидностей социальных систем и имеет ряд общих с ними признаков, а именно целеустремленность, целостность, полиструктурность, динамизм, взаимодействие со средой, открытость к другим системам, вариативность. О.Л. Назарова и И.А. Ройтштейн [8], к ней относит следующие компоненты: целевое наставление, цель воспитания, основные направления воспитательной работы, ее организационные формы, управление, взаимодействие с окружающей средой.
Ряд исследователей [9] считают, что любая педагогическая система, в частности, система воспитательной работы в вузе, состоит из взаимосвязанных подсистем и их компонентов. К тому же каждая система является компонентом другой системы высшего уровня. Ни одна из этих систем не функционирует изолированно, а обязательно связана с самыми разнообразными системами и системными образованиями. Эти связи настолько тесны, что изменение одной из них приводит к изменению системы вообще. Например, учебный процесс как подсистема воспитательной работы напрямую связан с содержанием учебных дисциплин, их воспитательным потенциалом, а также с возможностями преподавателя реализовать воспитательную функцию обучения. Другой подсистемой воспитательной работы является внеаудиторная деятельность студентов, которая со своей стороны является системой мероприятий, участие в которых удовлетворяет потребности студентов и развивает их социально-профессиональные качества, при условии подчинения внеаудиторной работы общей цели воспитательной системы вуза.
Также подсистемами системы воспитательной работы в вузе являются:
система управления воспитательным процессом студентов, основной задачей которой является координация, согласование воспитательных влияний всех субъектов воспитания (деканаты,
кафедры, преподаватели, кураторы, органы самоуправления, клубы, объединения и т.п.); системы нравственного, стетического, гражданского, физического, трудового, умственного воспитания студентов; система студенческого самоуправления; системы организации досуга и быта студентов и другие.
Все они находятся во взаимосвязи, образуют целостность и являются продуктивными, если объединены общей целью системы воспитательной работы. Важно при организации системы воспитательной работы учитывать, что она характеризуется динамизмом. Постоянная подвижность состава студентов, изменение учебных дисциплин, преподавателей, постоянное развитие студентов в учебно-воспитательном процессе обусловливают потребность изменений во всех элементах воспитательной системы.
Поскольку к профессиональной деятельности будущего специалиста следует отнести также высокий общекультурный уровень (гуманизм, морально-этическая культура, эрудиция, культура речи и общения, внешний вид), сохранение собственного физического и психологического здоровья, здоровый образ жизни, эмоциональную устойчивость, жизнерадостность, то, по нашему мнению, именно взаимодействие основных элементов, которые составляют основу системы воспитания в вузе, поможет обеспечить формирование настоящего профессионала своего дела [10].
В связи с этим, мы считаем, что основными направлениями и содержанием деятельности вуза как целостной воспитательной системы являются: изучение личности студентов, формирование профессиональной направленности личности, воспитание призвания, любви к будущей профессии, воспитание активной гражданской позиции, чувства гражданина, профессиональное достоинство, воспитание интеллектуальной культуры, формирование умений и навыков культуры умственного труда, воспитание потребности к самообразованию, нравственное воспитание, формирование духовной культуры, цивилизованного, гуманного отношения к людям, формирование экологической и экономической культуры, формирование политической и правовой культуры, воспитание эстетической культуры во всех формах ее проявления, воспитание физической культуры, развитие студенческого самоуправления в организации воспитательной работы в группах, студенческом общежитии, обеспечение связи целей и задач воспитательной системы, организационная работа по выполнению плана воспитательной работы со стороны ректората, деканатов, кураторов групп в университете [11].
Таким образом, анализ литературы дает возможность сделать вывод о том, что системность является одним из важнейших принципов в организации воспитательной работы в высшей школе.
В ходе исследования нами было установлено, что воспитательная работа в вузе должна быть реализована на следующих уровнях: социаль-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ном (общественном, который оказывает влияние на личность со стороны всего общества), институ-циализированном (административном, на котором воспитание осуществляется в рамках определенного учебно-воспитательного заведения), интерперсональном (педагогическом, который характеризуется способами индивидуального или группового воспитательного воздействия на студентов), интраперсональном (самоуправленческом, на котором осуществляется самовоспитание личности) [12]. По мнению многих исследователей [13], с мнением которых мы согласны, наибольший педагогический эффект можно получить лишь при условии согласованности воздействий на всех определенных выше уровнях.
Научные исследования [14] показывают, что результативность воспитательной работы в вузах зависит, в частности, от качественного состава контингента студентов вуза; от качественных показателей профессорско-преподавательского состава, отбора кураторов академических групп, руководителей студенческих объединений, клубов, кружков и тому подобное. Поэтому считаем, что основными задачами воспитательной работы в вузах должны быть: развитие высокого профессионализма, который включает глубокие специальные знания и широкую гуманитарную подготовку, способность к самостоятельному мышлению, к принятию нестандартных, оригинальных решений; высокая культура делового общения; формирование духовности, которая предполагает становление высокой нравственности, высоких эстетических вкусов и идеалов и при этом вызывает у учащейся молодежи стремление ликвидировать инфантилизм, иждивенчество, безразличие, сформировать чувство коллективизма, умение работать в команде; утверждение чувства глубокого патриотизма [15].
На основе анализа научной литературы об отношении студентов к воспитательному процессу, к себе как студенту, будущему профессионалу мы пришли к выводу, что совершенствование системы воспитания будущего специалиста связано с поиском путей создания условий, которые дадут студенту возможность: раскрыть собственные потребности и способности, что способствует самоутверждению, самореализации (в личностном и профессиональном планах); познать свою сущность и самоопределиться (также в личностном и профессиональном планах); найти свое собственное место в среде вуза, где ему будет психологически комфортно, интересно, где он сможет почувствовать собственную значимость, где в его присутствии будут заинтересованы другие студенты; приобщиться к общей и профессиональной культуре; самореализоваться в полезной деятельности и общении [16]. 5 Исследователь Н.Ф. Голованова [17] указыва-5 ет на то, что в педагогическом процессе личность й студента, будущего специалиста, должна рассма-° триваться как основной ценностный ориентир ав в деятельности вуза. Мы разделяем мнение уче-
ных, что надо научиться видеть в студенте личность, понимать всю сложность и многомерность ее структуры, различать многозначность поступков и действий, разнообразие чувств, эмоций, мотивов. Только в этих условиях преподаватель сможет управлять процессом формирования, развития, воспитания, профессиональной подготовки студента как личности, контролировать этот процесс и вносить соответствующие импульсы, ориентиры, корректировки [18].
Программа воспитания молодежи рассматривается исследователями [19] как формально или неформально обоснованный и технологически обеспеченный алгоритм достижения поставленной цели, где принципиальной позицией в ее построении является предоставление участникам программы реального выбора разных позиций (участия или неучастия в программе, отдельных блоков программы, форм участия и др.).
Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы логически следует, что цель воспитания должна:
1) конкретизироваться соответственно потребностям и условиям современного состояния социального развития России;
2) быть единой для всех звеньев и ступеней системы воспитания;
3) в конкретизированном виде быть критерием эффективности воспитания на каждом из возрастных этапов саморазвития индивида.
Думается, что при этом, в воспитательной работе со студентами должно отдаваться предпочтение новым качественным подходам к ее организации. Это связано, прежде всего, с формированием новой модели будущего специалиста, способного быстро приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, творчески мыслящего профессионала, активного, самостоятельного, с широким спектром современных знаний и умений, способного к постоянному самосовершенствованию. Поэтому деятельность всех субъектов воспитательной работы должна быть направлена на поиск новых педагогических технологий, методов (интерактивных и традиционных) и форм (индивидуальных, групповых и массовых), а также на признание приоритета самовоспитания студенческой молодежи, индивидуальной деятельности, направленной на развитие своего личностного потенциала.
Успех воспитательной работы, значительным образом зависит от качества управления ею. А результативность управления, в свою очередь, зависит от реализации концептуальных основ руководства. Умение точно и диагностически правильно определить цели и задачи, глубоко осознать их, оценить обстоятельства, в которых будет проводиться работа, выбрать наиболее целесообразную структуру, содержание, формы и методы, научно и обоснованно спланировать работу и на высоком уровне реализовать ее - это те важнейшие требования, которые ставятся перед руководителем вуза.
Управление системой воспитательной работы в вузе, как уже отмечалось [13], является слож-
ным циклическим, целенаправленным процессом, в ходе которого субъекты воспитательной работе выполняют ряд управленческих операционных функций, таких как: планирование, организация, координация, анализ, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование, что способствует конкретизации целей воспитания на уровне академической группы, факультета, университета; разнообразию направлений воспитательной работы коллектива преподавателей и студентов; применению новых форм и методов воспитательной работы, инновационных технологий; формированию творчества и активности педагогического и студенческого коллективов.
Заключение. Для осуществления эффективного процесса подготовки специалиста в вузе необходимо применять системность, которая охватывает все аспекты обучения и воспитания. Основой воспитательной работы с будущими специалистами в вузе является система воспитательной работы в высшей школе как упорядоченная совокупность взаимосвязанных мер, подчиненных целям воспитания и ее основные элементы, основные направления и содержание деятельности вуза как воспитательной системы, главные, определяющие задачи воспитательной работы с будущими специалистами в вузе и тому подобное.
При этом основная роль воспитательной работы в учебном процессе в вузе заключается в создании целостной личности, как высшей ценности; личности, которая способна самостоятельно и творчески мыслить, сознающей свое жизненное определение, а основные задачи воспитательной работы в вузах заключаются в развитии высокого профессионализма, высокой культуры делового общения, формирование духовности, утверждение чувства глубокого патриотизма.
Литература
1. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Уральского уни-верситетата, 2015. 408 с.
2. Замураева М.А. Воспитательная работа как фактор развития социокультурной среды вуза// Высшее образование в России. 2015. № 6. С.124-130.
3. Попок Л.В., Розов Н.Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения// Вестнник МГУ. Сер. Педагогическое образование. 2011. № 1. С. 3-14.
4. Носова Т.А. Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОС ВПО// Высшее образование в России. 2012.№ 7. С. 92-97.
5. Гусаковский М.А. О воспитании в современном университете: смена правил игры// Высшее образование в России. 2015.№ 1. С. 76-86.
6. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система// Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102-106.
7. Тугуз Ф.К. Университетская среда как фактор воспитания// Высшее образование в России.
2011. № 2. С. 72-78.
8. Назарова О.Л., Ройтштейн И.А. Воспитательная работа и молодежная политика в вузе// Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 88-92.
9. Башкиров С.П., Волкова О.А. Компетентност-ный подход к организации воспитательной работы в вузе// Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 142-147.
10. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. -С.328-334.
11. Бакшеев А.И., Лисовская Н.М., Фатьянова О.П., Турчина Ж.Е. Формирование навыков здоровье сбережения у современной студенческой молодежи // В сб.: Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. Материалы IV Национальной научно-практической конференции. Ред. Ю.Ю. Шу-рыгина. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. -Улан-Удэ, 2018. - С. 20-21.
12. Кагерманьян В.С. Современная система воспитания студентов вузов: концептуальные основы и программа развития. - М.: ФИРО, М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. 76 с.
13. Организация воспитательной работы в современном вузе в условиях цифровизации образования: монография/колл. авторов; под ред. В.А. Ивановой, О.Н. Жердевой. - Барнаул: Гра-фикс, 2021. 86 с.
14. Шамякина Т.И. Воспитание студенчества в образовательном процессе// Социология. 2015. № 3. С. 94-101.
15. Бакшеев А.И. Нравственные традиции и их роль в воспитании молодого поколения // Проблемы подготовки специалистов в системе непрерывного образования: сб. ст. - Красноярск: ГОУ ВПО «Гос. ун-т цвет. металлов и золота». - 2006. - Вып. 12. - С. 81-85.
16. Неверов А.П., Андреева С.М. Мероприятия воспитательного характера в вузе: на пути к системе// Alma mater. 2018. № 7. С. 33-36.
17. Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования// Высшее образование в России.
2012. № 7. С. 29-34.
18. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международ-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф.
B.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. -
C.381-386.
19. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетяги-на И.Н., Синьговская Н.С. Роль воспитательной работы со студентами стоматологического факультета на современном образовательном этапе модернизации высшей школы// Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С.289-289.
THE ROLE OF EDUCATIONAL WORK IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN SPECIALIST IN HIGHER EDUCATION
Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Andrenko O.V., Ivanov V.G.
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
The solution of the global problems of society depends on what type of person will be formed by this society, what is the level of his individual consciousness, the nature and breadth of interpersonal relationships, the degree of involvement in social life. Taking into account the prospects for the further development of Russia, it can be determined that the most important social function of higher education is the function of forming a personality of a humanistic type, a specialist as a competitive person, a real intellectual who is able not only professionally, but also creatively to solve problems of social, professional and personal meaning in their organic unity. The article reveals the essence of education and educational work; the system of educational work in the educational process was analyzed and its components were determined; the main directions and content of the activity of the university as a serious educational system are also identified, and the managerial aspect in the organization of educational work is outlined. It is concluded that the basis of educational work with future specialists at the university is a harmonious system of educational work in higher education, and the role of educational work in the educational process at the university is to create a holistic personality as the highest value; a person who is able to think independently and creatively, who is aware of his life definition. Thus, the main tasks of educational work in universities are the development of high professionalism, a high culture of business communication, the formation of spirituality, and the establishment of a feeling of deep patriotism.
Keywords: higher educational institution (university), educational work; studying proccess; system of educational work, organization of educational work.
References
1. Educational environment of the university: traditions and innovations: monograph / A.V. Ponomarev [i dr.]. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2015. 408 p.
2. Zamuraeva M.A. Educational work as a factor in the development of the socio-cultural environment of the university// Higher education in Russia. 2015. No. 6. P. 124-130.
3. Popok L.V., Rozov N. Kh. Educational activity at the university: problems of revival// Bulletin of Moscow State University. Ser. Teacher Education. 2011. No. 1. S. 3-14.
4. Nosova T.A. Organization of the educational work of the university in the context of the Federal State Educational Standard
of Higher Professional Education // Higher Education in Russia. 2012. No. 7. S. 92-97.
5. Gusakovsky M.A. On education in a modern university: changing the rules of the game // Higher education in Russia. 2015. No. 1. S. 76-86.
6. Gafurova N.V., Bugaeva T.P. Educational process in the university as a system // Higher education in Russia. 2009. No. 6. S. 102-106.
7. Tuguz F.K. University environment as a factor of education// Higher education in Russia. 2011. No. 2. S. 72-78.
8. Nazarova O.L., Roitshtein I.A. Educational work and youth policy at the university// Higher education in Russia. 2011. No. 10. S. 88-92.
9. Bashkirov S.P., Volkova O.A. Competence-based approach to the organization of educational work at the university// Higher education in Russia. 2016. No. 6. P. 142-147.
10. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ser. "University Pedagogy" Ch. ed. S. Yu. Nikulin. -2020. - S. 328-334.
11. Baksheev A.I., Lisovskaya N.M., Fatyanova O.P., Turchina Zh.E. Formation of health saving skills in modern student youth // In: Features of the formation of a healthy lifestyle: factors and conditions. Materials of the IV National Scientific and Practical Conference. Ed. Yu. Yu. Shurygin. East Siberian State University of Technology and Management. - Ulan-Ude, 2018. - P. 20-21.
12. Kagermanyan V.S. Modern system of education of university students: conceptual foundations and development program. -M.: FIRO, M.: Forum: INFRA-M, 2008. 76 p.
13. Organization of educational work in a modern university in the context of digitalization of education: monograph / call. authors; ed. V.A. Ivanova, O.N. Zherdeva. - Barnaul: Graphics, 2021. 86 p.
14. Shamyakina T.I. Education of students in the educational process// Sociology. 2015. No. 3. P. 94-101.
15. Baksheev A.I. Moral traditions and their role in the upbringing of the young generation // Problems of training specialists in the system of continuous education: Sat. Art. - Krasnoyarsk: GOU VPO "Gos. un-t color. metals and gold. - 2006. - Issue. 12. -P. 81-85.
16. Neverov A.P., Andreeva S.M. Educational activities in the university: on the way to the system// Alma mater. 2018. No. 7. P. 33-36.
17. Golovanova N.F. The problem of educating students in the context of modernization of higher education// Higher education in Russia. 2012. No. 7. S. 29-34.
18. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University Pedagogy". Ch. ed. S. Yu. Nikulin. KrasGMU them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. -Krasnoyarsk, 2018. - S. 381-386.
19. Tishkov D.S., Brusentsova A.E., Peretyagina I.N., Singov-skaya N.S. The role of educational work with students of the Faculty of Dentistry at the present educational stage of modernization of higher education // Successes of modern natural science. 2014. No. 12-3. pp. 289-289.
о с
u
CM CM