УДК 378
Т. Г. ГУБАНОВА, П. Ю. ГАЛИН, Е. Н. НИКОНОВА
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ПРОВОДИМАЯ С КЛИНИЧЕСКИМИ ОРДИНАТОРАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ», КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
T. G. GUBANOVA, P. Y. GALIN, E. N. NIKONOVA
EDUCATIONAL WORK CONDUCTED WITH CLINICAL RESIDENTS STUDENTS MAJORING IN THERAPY HOW IMPORTANT PART THE SYSTEM OF PRACTICAL TRAINING OF A SPECIALIST IN LIGHT OF REQUIREMENTS FSES AND PROFESSIONAL STANDARD
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
Формирование личности будущего специалиста является основной задачей системы высшего образования, но наиболее важное значение этот процесс приобретает при получении специальности во время обучения в ординатуре.
Вся система воспитательной работы должна способствовать накоплению знаний, приобретению умений и навыков, практического опыта, а следовательно, гражданскому и профессиональному становлению будущего специалиста.
Направленность воспитательной работы определяется целями высшего образования, социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием, индивидуальными потребностями всех участников учебно-воспитательного процесса. Главной целью воспитательной деятельности на кафедре клинической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУявляется развитие и становление личности клинических ординаторов - будущих специалистов-терапевтов,
Губанова Тамара Геннадиевна - к. м. н., доцент кафедры клинической медицины; тел. (3532) 500-606 (доб. 806); e-mail: gtg00@inbox.ru
Галин Павел Юрьевич - д. м. н., профессор, зав. кафедрой клинической медицины; тел. (3532) 500-606 (доб. 806); e-mail: pgalin@yandex.ru; K_terapy@orgma.ru
Никонова Елена Николаевна - к. м. н., доцент кафедры клинической медицины; тел. (3532) 500-606 (доб. 806); e-mail: elenanikon68@mail.ru
сочетающих в себе, с одной стороны, высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной медицины, с другой стороны - активную жизненную позицию, доброту, гуманизм.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
SUMMARI
Personality formation of future specialist is the main objective of the higher education system but most important this process gets the value during the specialty during residency training.
The whole system of educational work should contribute to knowledge accumulation acquisition of skills, practical experience, therefore civil and professional development future specialist.
The orientation of educational work is determined by the goals of higher education, social order for quality training of specialists with higher education, individual needs of all participants of the educational process. The main purpose of educational activities at the department of clinical medicine FSBEI HE OrSMU is the development and formation of the personality of clinical residents - future therapists, combining, on the one hand, high education, deep professional
knowledge and skills, the desire to participate in the preservation and development of the best traditions of Russian medicine, on the other hand - an active life position, kindness, humanism.
KEY WORDS: EDUCATIONAL WORK, METHODS OF EDUCATIONAL WORK, CRITERIA OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL WORK.
25 августа 2014 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N1092 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.49 «Терапия» [5]. Данный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «терапия». Выпускники, освоившие программу ординатуры, должны овладеть универсальными и профессиональными компетенциями для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая, организационно-управленческая. При этом важными задачами профессиональной подготовки в медицинском вузе являются формирование комплексного научного мировоззрения, высокой психолого-педагогической культуры и выработка активной жизненной позиции будущего врача. «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.» (утверждена приказом Минобразования РФ от 18.10.99 г. № 574) ориентирует воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности. Таким образом, проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы устремлены на человека как целое.
Основные направления воспитательной деятельности
Направленность воспитательной работы определяется целями высшего образования,
социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием, индивидуальными потребностями всех участников учебно-воспитательного процесса [1]. Главной целью воспитательной деятельности на кафедре клинической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ является развитие и становление личности будущих специалистов-терапевтов, сочетающих в себе, с одной стороны, высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной медицины, с другой стороны - активную жизненную позицию, доброту, гуманизм.
В соответствии с общей целью на кафедре клинической медицины приняты следующие направления воспитания клинических ординаторов:
1. Формирование личности будущего специалиста-терапевта в современных условиях.
2. Профессионально направленное воспитание.
3. Самостоятельная работа.
4. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.
5. Изучение медицинской этики и деонтологии.
Формирование личности будущего специалиста-терапевта в современных условиях
Клинический ординатор представляет собой, с одной стороны, личность, с другой - работника - будущего врача-терапевта. Клинический ординатор как будущий врач-терапевт характеризуется такими качествами, как профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения им профессиональных обязанностей. Специалист как личность характеризуется жизненными ценностями, мотивацией, воспринятыми социальными нормами, регулирующими его деятельность.
Содержание и характер профессии врача-терапевта сегодня во все большей степени требуют от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, не только самого современного медицинского образования, но и высокого интеллектуального и физического развития, сознательного, творческого отношения к труду. Концепция
формирования и становления специалиста нового типа должна учитывать все особенности развития и реализации потенциала обучаемых, обеспечивать благоприятные условия для его профессиональной подготовки и духовного развития, физического и нравственного здоровья. При этом делается акцент на развитие способностей обучающихся к самосовершенствованию, на формирование у них активной жизненной позиции, системы соответствующих новым социально-экономическим условиям ценностей, духовных интересов, демократических установок и принципов [3].
Свою работу коллектив кафедры клинической медицины строит, опираясь на принципы, в соответствии с которыми осуществляется воспитательная работа с клиническими ординаторами:
• организация воспитания в ходе образовательного процесса;
• сочетание высокой требовательности к личности обучаемых с уважением ее достоинства и заботой о ней;
• организация воспитания в учебном коллективе и через коллектив;
• индивидуальный и дифференцированный подход к объекту воспитания;
• опора на положительное воспитание.
Профессиональное воспитание
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника университета важнейшую роль играет профессиональное воспитание, сущность которого заключается в приобщении клинических ординаторов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессиональное воспитание предполагает решать следующие задачи:
• формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
• формирование социальной и коммуникативной компетенции ординаторов-терапевтов средствами всех учебных дисциплин;
• формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
• приобщение ординаторов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
• формирование творческого подхода к самосовершенствованию в избранной специальности;
• создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др.
В результате профессионального и трудового воспитания у ординаторов-терапевтов формируются такие качества личности, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, и развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту [2].
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества [4].
Формирование социально-активных граждан России является важнейшим направлением деятельности кафедры клинической медицины воспитания и развития у будущих врачей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, семье.
Особое значение имеют усилия, направленные на выработку у клинических ординаторов толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальностей и культурных традиций. Культурно-нравственное воспитание Важное место в воспитании будущих специалистов отводится культурно-массовой и творческой деятельности клинических ординаторов, способствующей приобретению положительных привычек, формированию характера, развитию
инициативы, творческих способностей и активной жизненной позиции.
Воспитание у обучаемых на кафедре молодых врачей нравственности и высокой культуры является одной из самых важных задач в процессе становления личности. Это направление работы включает в себя духовное, нравственное, этическое, эстетическое воспитание [6].
Самостоятельная работа
Разработанные на кафедрах учебно-методические комплексы (УМК) позволяют как обучающимся, так и преподавателям организовать системную работу по изучению программного материала, воспользоваться в ходе самостоятельной работы разработанным в рамках учебно-методического комплекса лекционным материалом.
Содержание УМК ориентирует студентов в тематике курсовых и дипломных работ, перечне вопросов для подготовки к семестровым и курсовым экзаменам. Кроме того, одним из элементов УМК является методический материал по подготовке, написанию и защите выпускных квалификационных работ. Внесение изменений в содержание УМК в обязательном порядке сопровождается оперативным информированием преподавателей и студентов о сути произведенных корректив, дополнений и изменений (расчет часов, изменение форм учебной работы, появление новой литературы и методических материалов, изменение тематики курсовых работ и выпускных квалификационных работ).
Методы воспитательной работы
В воспитательном процессе применяются методы убеждения и примера.
Метод убеждения обеспечивает выработку у клинических интернов и ординаторов устойчивых принципов освоения основ терапии, навыков работы во врачебном коллективе и с пациентами, самостоятельной работы, привычек поведения. Метод убеждения строится на подаче знаний как во время учебного процесса, так и во время практической работы обучаемых, осуществляемой под контролем преподавателя, где предоставляется возможность коллективного обсуждения
вопросов и проблем, возникающих у клинических интернов и ординаторов.
При этом особое значение на кафедре придается необходимости воспитания у клинических интернов и ординаторов ясного понимания того факта, что они являются неотъемлемой частью коллектива кафедры и вуза в целом. И ответственность за каждый поступок, имеющий негативные последствия для окружающих, полностью ложится на совершившего его.
Важным методом воспитания на кафедре является метод примера. Он вызывает потребность к подражанию, влияет на рост сознательности и необходимых качеств, присущих профессии врача. Этот метод воспитания требует от педагога знания особенностей развития личности, ее потребностей, интересов и целей, а также взаимной психологической расположенности обучаемого и педагога.
На нашей кафедре к обучению клинических интернов и ординаторов допускаются преподаватели со стажем работы не менее 1 года. Преподаватели работают под руководством заведующего кафедрой и взаимодействуют с деканатом факультета, отделом по воспитательной работе. Вопросы организации и содержания воспитательной деятельности систематически обсуждаются на заседаниях кафедры. С целью обеспечения профессиональной готовности к реализации современных педагогических принципов преподаватели обязаны непрерывно повышать свой уровень педагогической культуры, развивать умения активно управлять взаимоотношениями в учебном коллективе. Совершенствование педагогического и профессионального мастерства преподавателей обеспечивается системой повышения квалификации и переподготовки кадров.
Методы наказания или принудительного привлечения к участию, в каких бы то ни было мероприятиях должны быть исключены из воспитательной работы полностью.
Таким образом, на кафедре терапии в воспитательном процессе применяется система взаимосвязанных методов, поэтому каждый из них, используемый в сочетании с другими, может рассматриваться лишь как часть этой единой системы.
Критерии эффективности воспитательной деятельности
Качество организации воспитательной работы на кафедре терапии и ее эффективность проверяются с помощью системы оценки состояния воспитательной работы. Основными критериями эффективности воспитательной работы выступают:
• степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы на кафедре;
• присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм воспитательной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий;
• отсутствие правонарушений среди студентов. Периодически проводятся социологические
опросы «Состояние учебной и воспитательной работы» среди студентов института, на основании которых корректируются планы воспитательной работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воспитательная работа в медицинском вузе. Формирование воспитательной среды / И. В. Демко, И. А. Соловьева, А. Ю. Крапошина, С. В. Чубарова // Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика : материал конференции. Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2013. - С. 330-332.
2. Новые походы к воспитательной работе в вузе медицинского профиля/ С. В. Крайнов, А. Н. Попова // Наука, образование и инновации: матер. международной научно-практической конференции. -Красноярск, 2016. - С. 184-186.
3. Лисовский, В. Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации. - Изд. 2-е, доп. и перераб. // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / В. Т. Лисовский; под ред. проф. И. А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 480 с.
4. Педагогические технологии во внеучебной и воспитательной работе со студентами медицинского
вуза / М. Ю. Гайкина, Е. Ю. Васильева // Основные направления обеспечения качества высшего и среднего профессионального образования на современном этапе: матер. XXI Межрегиональной учебно-методической конференции, 2016. - С. 73-75.
5. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 N1092 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 «Терапия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014 N34466).
6. Роль воспитательной работы в медицинском вузе в формировании нравственного облика врача / Н. А. Насонова, А. Г. Кварацхелия, Л. А. Лопатина [и др.] // Инновационные обучающие технологии в медицине: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 356-357.