Интерактивные методы обучения в системе высшей школы
Турчина Жанна Евгеньевна,
к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: turchina - [email protected]
Цель исследования
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать ряд интерактивных методов и форм обучения в системе высшей школы.
Бакшеев Андрей Иванович,
к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Бакшеева Светлана Лукинична,
д.м.н., доцент, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Шарова Ольга Яновна,
к.м.н., доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Нор Ольга Владимировна,
к.м.н., доцент кафедры физической и реабилитационной медицины с курсом ПО, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: [email protected]
Формирование профессиональной подготовленности и творческого потенциала будущих специалистов обеспечивается креативным подходом преподавателей к обучению студентов в системе высшей школы, мотивированностью на инновационную педагогическую деятельность. Современные инновации происходят во всех сферах бытия, в том числе в процессе обучения в высшей школе и представляют собой реальный способ преодоления консервативных элементов социокультурного опыта человечества, обновления или качественных изменений устаревших тенденций, структур, положений и продуктов человеческой социокультурной деятельности. Одной из подобных инноваций являются интерактивные методы обучения. В статье дана характеристика сущности интерактивных методов в учебном процессе высшей школы, а также рассмотрен и проанализирован ряд интерактивных методов и форм обучения, таких как лекция-диалог, проблемная лекция, дискуссия, метод проектов, метод беседы, метод анализа ситуаций; метод моделирования, презентация.
Сделан вывод о том, что использование интерактивных методов в системе высшей школы является эффективным не только в процессе профессиональной подготовки, но и в контексте развития творческого потенциала студентов формирования у них механизмов самопознания, самоорганизации и самореализации личности, творческого потенциала будущих специалистов.
Ключевые слова: методы обучения; интерактивность; интерактивные методы, будущие специалисты.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели было осуществлено качественное исследование применения интерактивных методов обучения в системе высшей школы. В ходе исследования были использованы такие теоретические методы исследования как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении источников информации по проблеме исследования. Информационная база исследования включала 16 источников информации, содержащих концептуальные положения относительно сущности интерактивных методов в учебном процессе высшей школы, а также исследования, посвященные отдельным интерактивным методам и формам обучения.
Результаты исследования
Нетрадиционные формы и методы обучения пробуждают у студентов интерес к обучению и познанию, поскольку, как отмечает С.А. Мухина [1], с их помощью можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, что не всегда удается во время традиционного обучения, а именно: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалистов, которое заключается в целостном понимании не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее отдельных фрагментах; учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать умения и навыки социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений; овладевать методами моделирования.
Во время использования интерактивных методов учебный процесс будущих специалистов строится на принципах творческого взаимодействия и педагогического сотрудничества преподавателя и студентов, где все участники учебного процесса становятся субъектами профессиональной подготовки. Организация интерактивного обучения предусматривает: использование дидактических и ролевых игр; моделирование профессиональных задач; создание, решение и анализ проблемных ситуаций и т.п. В процессе использования интерактивных методов необходимо придерживаться главного принципа интеракции - постоянного взаимодействия студентов между собой, их сотрудни-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
чества, общения; преподаватель в такой ситуации только организует и координирует интерактивное взаимодействие (это делается незаметно и непринужденно, поскольку основное внимание обращается на творческую самореализацию будущих специалистов) [2].
Задачей преподавателя является: в условиях педагогического взаимодействия помочь будущему специалисту в становлении его как субъекта учебно-профессиональной деятельности, сформировать у него готовность к творческому саморазвитию и непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Перед преподавателями (особенно дисциплин гуманитарного цикла) стоит задача не только обозначить, но и обеспечить конкретные условия для формирования творческого потенциала будущих специалистов.
Исследователи [3] полагают, что оптимальным вариантом лекции в начале изучения дисциплин и гуманитарного цикла, и профессионально ориентированных дисциплин является лекция-диалог. Во время ознакомления с новым учебным материалом такая лекция способствует активизации деятельности студентов: общение на равноправных диалогических принципах активизирует мыслительную деятельность будущих специалистов, влияет на повышение эффективности коллективной работы в группах. Также обучение в диалоге формирует социально-психологическую готовность к работе в команде, особенно в ситуациях поиска эффективных способов решения проблем.
Проблемные лекции побуждают студентов к проявлению самостоятельности при анализе условий задачи, применения знаний из смежных дисциплин; во время учебной деятельности будущие специалисты выполняют определенные поисковые действия, развивая тем самым свои исследовательские способности, способность к генерации свежих идей и оригинальности в решении задач, что активизирует умение самостоятельно находить пути решения проблемы.
Спецификой работы над подготовкой проблемной лекции является четкое структурирование содержания учебного курса, рассмотрение темы лекции в виде проблемы, творческий подход к поиску путей ее решения, креативность в усвоении новых знаний. Как свидетельствуют результаты исследования [4], применение проблемных лекций, их преимущества заключаются в: сотворчестве и взаимодействии во время общения преподавателя с аудиторией (на основе равноправного конструктивного диалога); активизации умственной деятельности и творческих возможностей будущих специалистов путем подбора адекватных вопросов; более эффективном использовании учебного времени при освоении профессиональных знаний благодаря упреждающим задачам, 5 выполнение которых предполагается до начала о лекции (то есть будущие специалисты уже сориен-й тированы в сущности проблемы, предлагают соб-еЗ ственное видение путей и средств ее решения). ав Значительным преимуществом является и то, что
в процессе проблемных лекций будущие специалисты под руководством преподавателя активно и позитивно усваивают новый материал, что способствует развитию мышления, способности к саморегуляции и самоуправлению студентов.
Эффективной формой проведения практических занятий является дискуссия, которая толкуется как способ организации совместной деятельности, способствующий выработке общего решения проблемы; метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины [5], и в то же время играющий важную воспитательную функцию [6].
Применения метода проектов, который также является одной из методических инноваций в высшей школе, по мнению исследователей, подчеркивает ощущение практического значения специального образования, способствует формированию у студентов умений и навыков применения и совершенствования профессиональных знаний, а также их творческому самовыражению и профессиональной самореализации как представителей выбранной профессии [7].
Во время проведения тренинга происходит овладение и усвоение новых знаний, умений, навыков и качеств в пределах зоны ближайшего развития участников в результате совместной деятельности. При этом тренинг выступает как инструментальное действие, что помогает получать новые возможности усвоения набора языково-культурных средств для овладения профессиональной культурой [8].
В процессе тренинга будущие специалисты получают возможность осознать собственную роль в рефлексивной среде, спроектировать самоорганизацию и дальнейшее саморазвитие. Упражнения тренинга, направленные на формирование культуры диалога, помогают участникам избежать ошибок и снизить остроту эмоционального стресса, возникающую при трудностях в общении. Они используются для того, чтобы научить студентов эффективному поведению в различных ситуациях общения и развивать у них соответствующие навыки [9].
Применение метода беседы способствует активизации мыслительной деятельности будущих специалистов, поскольку формируясь на основе вопросов-ответов преподавателя и студентов, беседа предусматривает включение студентов в профессиональную деятельность, направляет их активность на применение и воспроизведение полученных профессиональных знаний. При этом, результат беседы напрямую зависит от диалогического мастерства преподавателя, его культуры общения [10].
Как показали результаты исследований, применение метода анализа ситуаций способствует повышению познавательного интереса будущих специалистов к учебным дисциплинам, развивает творческие способности студентов. Сущность данного метода заключается в разработке моде-
ли определенной ситуации из будущей профессиональной деятельности, решение которой требует профессиональных знаний и практических навыков [11]. Преподаватель-ведущий при этом не является пассивным созерцателем, а выступает посредником в процессе взаимодействия, генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию [12].
Во время разыгрывания ролевых ситуаций студенты имеют возможность увидеть своих одно-группников не только в межличностных отношениях, но и в процессе выполнения определенной профессиональной роли, в которой будет реали-зовываться студент как профессионал. Использование этого метода в процессе профессиональной подготовки дает возможность спрогнозировать, как именно в условиях профессиональной деятельности они будут пытаться найти оптимальное решение ситуации; преподаватель всегда имеет возможность выяснить, какие проблемы возникают у будущих специалистов во время профессионально ориентированного взаимодействия [13].
Презентация также является одной из эффективных интерактивных форм проведения практических занятий. Использование презентации заинтересовывает студентов, является особенно целесообразным при рассмотрении большой, сложной темы. Основательно изучая материал по одному из вопросов темы, студенты таким образом практикуются коллективно работать в профессиональной группе, где нужно не только слушать, но и услышать других, уметь обосновать свое мнение, высказать собственное видение проблемы и пути ее решения, проявлять способность к генерированию идей, прогнозированию возможных результатов. Работа проводится в подгруппах, которые формируются с помощью преподавателя и являются равносильными по составу. При этом студенты четко осознают сущность задачи и то, каким образом и с помощью каких мер можно ее решить, опираясь на доступные источники. Форму презентации участники выбирают самостоятельно [14].
Еще один из эффективных интерактивных методов в процессе формирования творческого потенциала будущих специалистов - метод портфо-лио, который в процессе профессиональной подготовки в рамках реализации компетентностного подхода является эффективным для оценки и самооценки учебных достижений субъектов образовательного пространства, что понимается как составляющая т.н. «аутентичного оценивания» в рамках личностно ориентированного подхода к обучению с целью выяснения уровня сформиро-ванности у личности определенных качеств в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности [15].
Портфолио - это своеобразный отчет о том, что студент узнал в процессе изучения определенной дисциплины, как он думает, анализирует, синтезирует; способ аутентичного оценивания в обучении, ориентированный на результат, который учитывает достижения студентов в течение определенного
промежутка времени. Благодаря применению метода портфолио можно было отследить прогресс каждого студента по сравнению с его предыдущими достижениями по учебной дисциплине [16].
Заключение
Таким образом, использование интерактивных методов обучения в системе высшей школы является эффективным не только в процессе профессиональной подготовки, но и в контексте развития творческого потенциала студентов формирования у них механизмов самопознания, самоорганизации и самореализации личности, творческого потенциала будущих специалистов. Эффективность интерактивных видов работы усиливается системностью их применения, учетом темы, поставленных задач, уровня и количества членов в группе, имеющихся материалов, а также средств и тому подобное.
Литература
1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
2. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учеб.-метод. пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.
3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие/ сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97с.
4. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании// Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 83-87.
5. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Нор О.В. Формирование коммуникативной компетентности как основной составляющей профессии медицинского работника // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» Гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2020. -С.328-334.
6. Турчина Ж.Е., Бакшеев А.И., Бакшеева С.Л., Андренко О.В., Иванов В.Г. Роль воспитательной работы в профессиональном становлении современного специалиста высшей школы // Современное педагогическое образование. -2022. - № 2. - С. 154-158.
7. Мазур И.И. Управление проектами. - М.: Оме-га-Л, 2005. 655с.
8. Ли Д. Практика группового тренинга. - С.-Пб.: Питер, 2002. 224 с.
9. Jowallah R. Using technology supported learning to develop active learning in higher education: A case study// US-China Education Review. 2008. Vol. 5(12). pp. 42-46.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
10. Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гар-дарика, 2008. 368 с.
11. Prince M. Does Active Learning Work? A Review of the Research// The Journal of Engineering Education. 2004. Vol. 93(3). pp. 223-231.
12. Крутиков В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 4(184). С. 66-72.
13. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». Гл. ред. С.Ю. Никулина. КрасГМУ им. проф.
B.Ф. Войно-Ясенецкого. - Красноярск, 2018. -
C.381-386.
14. Лебедева Н.В. Образовательные технологии в обучении взрослых// Казанский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 55-62.
15. Разработка и внедрение интерактивных технологий в высшей школе: научно-методическое пособие/ под ред. А.Н. Нюдюрмагомедова. -Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. 118 с.
16. Бакшеев А.И., Турчина Ж.Е., Тяжельни-ков Ю.А., Гусаренко В.В., Шепелева Ю.С. Основные инновационные направления преподавания курса «Биоэтика» в медицинском вузе // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 10. -С. 14-17.
INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Sharova O. Ya., Nor O.V.
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky
The formation of professional readiness and creative potential of future specialists is ensured by the creative approach of teachers to teaching students in the higher school system, motivation for innovative pedagogical activity. Modern innovations occur in all spheres of life, including in the process of studying at higher school and represent a real way to overcome conservative elements of the socio-cultural experience of mankind, updating or qualitative changes of outdated trends, structures, provisions and products of human socio-cultural activity. Interactive teaching methods are one of such innovations. The article describes the essence of interactive methods in the educational process of higher education, and also considers and analyzes a number of interactive methods and forms of teaching, such as lecture-dialogue, problem lecture, discussion, project method, conversation method, situation analysis method, modeling method, presentation. The conclusion is made that the use of interactive methods in the higher school system is effective not only in the process of professional training, but also in the context of the
development of the creative potential of students, the formation of their mechanisms of self-knowledge, self-organization and self-realization of personality, the creative potential of future specialists.
Keywords: teaching methods; interactivity; interactive methods, future specialists.
References
1. Mukhina S.A., Solovieva A.A. Non-traditional pedagogical technologies in teaching. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. 384 p.
2. Stupina S.B. Interactive learning technologies in higher education. Teaching method. allowance. - Saratov: Publishing Center «Nauka», 2009. 52 p.
3. Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: textbook / comp. T.G. Mukhin. - N. Novgorod: NNGASU, 2013. 97 p.
4. Elovskaya S.V., Chernyaeva T.N. Interactive learning in higher education // Izv. Sarat. university New ser. Ser. Acmeology of education. Psychology of development. 2019. Vol. 8, no. 1 (29). pp. 83-87.
5. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Nor O.V. Formation of communicative competence as the main component of the profession of a medical worker // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. articles of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ser. «University Pedagogy» Ch. ed. S. Yu. Nikulin. -2020. - S. 328-334.
6. Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Andrenko O.V., Ivanov V.G. The role of educational work in the professional development of a modern specialist in higher education // Modern Pedagogical Education. - 2022. - No. 2. - P. 154-158.
7. Mazur I.I. Project management. - M.: Omega-L, 2005. 655 s. 8. Lee D. The practice of group training. - S.-Pb.: Peter, 2002. 224 p.
8. Lee D. The practice of group training. - S.-Pb.: Peter, 2002. 224 p.
9. Jowallah R. Using technology supported learning to develop active learning in higher education: A case study// US-China Education Review. 2008. Vol. 5(12). pp. 42-46.
10. Abramova I.G. Interactive teaching methods in higher education. - M.: Gardarika, 2008. 368 p.
11. Prince M. Does Active Learning Work? A Review of the Re-search// The Journal of Engineering Education. 2004. Vol. 93(3). pp. 223-231.
12. Kruglikov V.N. Interactive learning in higher education: problems and prospects// St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and social sciences. 2013. No. 4(184). pp. 66-72.
13. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. «University Pedagogy». Ch. ed. S. Yu. Nikulin. KrasGMU them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. -Krasnoyarsk, 2018. - S. 381-386.
14. Lebedeva N.V. Educational technologies in adult education // Kazan Pedagogical Journal. 2013. No. 3. S. 55-62.
15. Development and implementation of interactive technologies in higher education: scientific and methodological manual / ed. A.N. Nyudyurmagomedov. - Makhachkala: DGU Publishing House, 2013. 118 p.
16. Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Tyazhelnikov Yu.A., Gusaren-ko V.V., Shepeleva Yu.S. The main innovative directions of teaching the course «Bioethics» in a medical university // Innovations and investments. - 2021. - No. 10. - P. 14-17.
о с
u
CM