© Асадуллина A.M., 2022 © Asadullina A.M., 2022
Научная статья
Педагогические науки
УДК: 378
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
Сармановский муниципальный район Республики Татарстан, Россия
Аннотация. Статья посвящена феномену волонтёрства, который сегодня выступает как фактор формирования активной жизненной позиции современного человека. Рассмотрено понятие «жизненная позиция», выраженная через волонтёрское движение. Описана рекомендация учащимся школы, студентам, в поиске возможности получения дополнительного практико-ориентированного образования, с помощью участия в волонтёрской деятельности. Рассматривая мотивы, задачи и формы добровольческой деятельности, автор представляет технологии детского волонтёрства. Раскрывается воспитательный потенциал волонтёрского движения, выявляется наличие тесной взаимосвязи между развитием добровольчества (волонтёрства) в российской школе и формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей. Волонтёрство реализуют основные приоритетные задачи как рост социальной и общественной активности обучающихся, желание быть готовыми и сопричастными к проблемам окружающих людей; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений; вовлечение максимального числа обучающихся в участии волонтёрского движения.
Ключевые слова: подросток, жизненная позиция, внутренняя позиция, активная жизненная позиция, волонтёр, волонтёрская деятельность, добровольчество
Для цитирования: Асадуллина A.M. Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтёрского движения // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 5. С. 14-23.
Глобализация и социальные преобразования, происходящие в мире в начале XXI века, заставляют по новому рассмотреть вопрос об отношении к активной жизненной позиции личности.
В современном мире множество исследователей из области социологии, педагогики, психологии заинтересованы проблемой формирования активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтерского движения.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Асадуллина A.M.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ одной из задач является формирование у обучающихся активной жизненной позиции и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждаются в помощи и поддержке. Сегодня современному российскому обществу нужно новое поколение образованных людей, не только способных к интенсивному овладению знаниями, но и акцентирующих свое внимание на решение актуальных задач по формированию активной жизненной позиции [5].
По мнению А.А. Зарудной, человек не рождается с готовыми способностями. Под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. Наиболее благоприятной для формирования является волонтерская деятельность, которая предъявляет к умственно-волевым свойствам определенные требования и развивает так же соответствующие свойства психики. Этот вид деятельности развивает и организаторские способности. Участие в волонтерской деятельности как развивает элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить), так и способствует развитию навыков творческого мышления (оценивать и анализировать любую точку зрения), взаимодействовать и общаться, что так актуально в мире, где господствует изобилие гаджетов и прочее техническое достижение [2].
Ушедшие в прошлое, старые формы организация досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, потребовало появления новых подходов и методов активизации учащихся. Появление новых форм вовлечения обучающихся в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из форм.
Тимуровцами нашего времени называют сегодня школьников-волонтёров, для которых потребность в улучшении окружающего мира, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, становится осознанной необходимостью. Они готовы помогать людям, при этом не требовать вознаграждения за свой порой нелёгкий труд.
Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданско-патриотическое, краеведческие, культурные, а также нацеленные на здоровье сбережение, помощь малообеспеченным слоям населения) формирует такие качества личности, как любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремлённость. В условия XXI века именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с ее специфическим содержанием [8; 14].
С педагогической точки зрения волонтерская деятельность обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом, который, прежде всего, проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функцией. Оно связано с возможностью получения ранней профессиональной
ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненнного делового опыта. [9]
В современной школе развитие добровольчества (волонтерства) является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества, а волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности [1].
Волонтерская деятельность закладывает в сознании обучающихся бескорыстие и честность, доброту и отзывчивость, уважительное отношение к старшим. Это гуманизм в действии, это реальные дела. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности обучающиеся вступает в новые социальные отношения с ровестниками. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует общественнонаправленную мотивацию.
Волонтёрство - это не простая помощь родственникам, друзьям или соседям. Волонтёры могут помогать людям, которых ранее они никогда не видели. Основными характеристиками волонтёрства являются следующие: отсутствие прибыли, добрая воля, приносимая польза. Эти характеристики определяют и личностные качества, которыми должен обладать волонтёр: открытый ум, развитая эмпатия, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать бесплатно, терпимость, сильная мотивация и материальная незаинтересованность, небезразличие к окружающим людям [12].
Детство - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения. В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов нового поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения, воплощать идеи, реализовывать социально значимые инициативы.
Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое, моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.
Итак, волонтерская деятельность - это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном
процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться [11].
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтёрство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым тавыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества [7].
В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.
Этот вид деятельности не только обладает обширным воспитательным потенциалом, развивая у студентов такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, но и служит социализации личности. Волонтёрство помогает развивать социальные компетенции личности, активизирует личностный рост, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Кроме того, нельзя забывать, что именно волонтёрство способствует интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь самого общества.
Волонтерская деятельность создаёт условия для реализации потребности готовности молодёжи добровольно участвовать в решении социальных проблем общества, быть активными субъектами процессов социального развития; способствует повышению социальной активности инициативы молодёжи, расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, формированию новых перспективных форм занятости; укреплению демократических и духовно-нравственных ценностей в обществе.
Все большее число молодежи и студентов включаются в волонтерское движение в России и в Татарстане.
Волонтёрское движение стало одной из новых форм вовлечения молодежи в социальную активность,
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим социальным интересом. Их деятельность связана, как правило с милосердием.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности навязанной извне. К тому же, формирование активной жизненной позиции обучающихся в системе волонтерского движения возможно только в единстве с ценностями человека, т. е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности [3].
Можно выделить такие направления волонтерского движения, которые и определяют следующие задачи:
1. психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения;
2. социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы;
3. социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга;
4. трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа;
5. валеологическое - формирование здорового образа жизни;
6. социально-правовое - повышение уровня правовой культуры, защита прав человека;
7. профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодёжи [10];
8. лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;
9. патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам;
10. информационное - внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик.
Понятно, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Главное здесь - активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров - на профилактических и обучающих занятиях, на тре-нинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтёры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу "равный-равному" волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
В работе с волонтерами рекомендуется использовать:
- информационный модуль;
- тренинговый модуль (обучающие занятия с волонтерами).
Основной идеей законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)» является установление системного и полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере деятельности волонтеров (добровольцев), повышение эффективности деятельности социально ориентированных, в том числе благотворительных, некоммерческих организаций, содействие развитию гражданского общества в России, совершенствование законодательных основ, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие волонтерского движения в современных условиях, развитие благотворительности и гуманизация российского общества.
Актуальность и своевременность создания законодательства о волонтёр-стве обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием института волон-тёрства, с другой - недостаточным нормативно-правовым регулированием деятельности волонтеров.
Работу по воспитанию социально активной личности я строю исходя из следующих понятий:
1. Социально активная личность — это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у обучающихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых — здоровьесберегающий), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения [6].
2. Социально активная личность — это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются также с образом гражданина — патриота своей страны [13].
3. Социально активная личность - личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой среды в колледже.
4. Социально активная личность - гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т. е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе. Кроме того, такая личность стремиться помогать людям, нуждающимся в поддержке.
Волонтёрство является особым видом бескорыстной, сознательной человеческой деятельности на благо других, носящим системный характер и основывающимся на принципах добровольности, независимости, гуманности, толерантности; основными характеристиками волонтёрства являются отсутствие прибыли, добрая воля, приносимая польза. Эти характеристики определяют и личностные качества, которыми должен обладать волонтёр: открытый ум, чувствительность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать бесплатно, терпимость, сильная мотивация и материальная незаинтересованность, небезразличие к окружающим людям [4].
Формирование опыта добровольной помощи и заботы у педагогов как условие профессиональной готовности к волонтёрской деятельности и руководства ею происходит в процессе непосредственного участия совместно с подростками в данной деятельности, результатом чего выступает ценностное осмысление, эмоциональное принятие добровольчества. Наиболее перспективной формой организации волонтёрской деятельности для педагогов являются совместные с детьми волонтёрские проекты и программы, совместный анализ исторического и современного опыта волонтёрства.
Таким образом, активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект - это качества, которыми должен обладать волонтер для успешной работы. Участвуя в волонтерской деятельности, учащиеся школы проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные и бескорыстные личности.
Литература
1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежного объединения [Текст] : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ Е. В. Акимова. - Рязань, 2006. - 177 с.
2. Андержанова З.А. Социально-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности воспитанников детских домов как условие стимулирования их социальной активности [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / З.А. Андержанова; Рос. гос. соц. ун-т. - М., 2011. - 24 с.
3. Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе участия в студенческом волонтёрском движении [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Э. Д. Ахметгалеев. -М., 2009. - 17 с.
4. Байбакова А.И. Внеурочная воспитательная деятельность как направление работы добровольческого центра [Текст] / А. И. Байбакова // Вестник магистратуры. - 2016. - № 4-3(55). - С. 23-26
5. Белозерцева Г.В. Вовлечение молодёжи в социальную практику путём развития волонтёрской деятельности [Текст] / Г. В. Белозерцева // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - № 3 (39). - С. 64-65
6. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования: Учеб. пособие к спецкурсу / М. Г. Казакина. - Л. : Л1 ПИ, 1981. - 69 с
7. Костюченко М.О. Педагогические условия развития социальной активности молодых людей в процессе волонтерской деятельности [Текст] / М. О. Ко-стюченко // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы межд. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2016. - С.132- 136
8. Куликов А.М. Роль волонтерского движения в формировании здорового образа жизни подростков-школьников [Текст] / А. М. Куликов, В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - № 2. - С. 4-12.
9. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Текст] / С. В. Михайлова // Волонтер и общество. Волонтер и власть. - М., 2000. - С. 63-68
10. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России [Текст] / Н.Д. Никандров // Вестник Университета Российской академии образования. - 2006. - № 4. - С. 8-2
11. Файзуллин И.Ф. Волонтёрская деятельность как социокультурный феномен [Текст] / И.Ф. Файзуллин // Учёные записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. - 2014. - №7 (113). - С. 132-138
12. Энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с.
13. Врублевская Е.Г. Быть гражданином / Е.Г. Врублевска // Народное образование. 2007.- №5 (1368).- С. 214-216.
14. Врублевская Е.Г. Модели взаимодействия педагогической и детской культуры / Е.Г. Врублевская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 70-79.
Original article Pedagogical Sciences
FORMATION OF AN ACTIVE LIFE POSITION OF STUDENTS BY MEANS OF THE VOLUNTEER MOVEMENT
A.M. Asadullina
Jalil Secondary School No. 1 Sarmanovo, Tatarstan, Russia
Abstract. The article is devoted to the phenomenon of volunteering, which today acts as a factor in the formation of an active life position of a modern person. The concept of "life position" expressed through the volunteer movement is considered. The recommendation is described to school students, students, in search of an opportunity to receive additional practice-oriented education, through participation in volunteer activities. Considering the motives, tasks and forms of volunteering, the author presents the technologies of children's volunteering. The educational potential of the volunteer movement is revealed, the existence of a close relationship between the development of volunteerism (volunteerism) in the Russian school and the formation of civic patriotism and social activity of children is revealed. Volunteering implements the main priority tasks such as the growth of social and social activity of students, the desire to be ready and involved in the problems of people around them; the formation of a tolerant attitude towards older people, different views and beliefs; the involvement of the maximum number of students in the participation of the volunteer movement.
Keywords: teenager, life position, internal position, active life position, volunteer, volunteer activity, volunteerism
For citation: Asadullina A.M. Formation of an active life position of students by means of the volunteer movement. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(5): 14-23 (in Russ.)
References
1. Akimova, E. V. Pedagogical volunteering in the activities of the children's and youth association [Text] : dis. ...Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01/ E. V. Akimova. - Ryazan, 2006. - 177 p.
2. Anderzhanova, Z. A. Socio-pedagogical support of volunteer activities of children in orphanages as a condition for stimulating their social activity [Text] : abstract... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Z.A. Anderzhanova; Russian State Social Sciences. un-T. - M., 2011. - 24 p.
3. Akhmetgaleev, E. D. Formation of professional orientation of future social workers in the process of participation in the student volunteer movement [Text]: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences / E. D. Akhmetgaleev. - M., 2009. - 17 p.
4. Baibakova, A. I. Extracurricular educational activity as a direction of work of the volunteer center [Text] / A. I. Baibakova // Bulletin of the Magistracy. - 2016. -№ 4-3(55). - Pp. 23-26
5. Belozertseva, G. V. Involvement of youth in social practice through the development of volunteer activity [Text] / G. V. Belozertseva // Education. Career. Society. - 2013. - № 3 (39). - Pp. 64-65
6. Kazakina, M.G. Self-assessment of a student's personality and pedagogical conditions of its formation : Textbook for a special course / M. G. Kazakina. - L. : LGPI, 1981. - 69 p.
7. Kostyuchenko, M. O. Pedagogical conditions for the development of social activity of young people in the process of volunteer activity [Text] / M. O. Kost-yuchenko // Personality development as a strategy of the modern education system: materials of the international scientific and practical conference - Voronezh, 2016. -pp.132-136
8. Kulikov, A.M. The role of the volunteer movement in the formation of a healthy lifestyle of teenage schoolchildren [Text] / A.M. Kulikov, V. R. Kuchma // Questions of school and university medicine and health. - 2013. - No. 2. - p.4-12.
9. Mikhailova, S. V. Ten tips for working with volunteers to the head of a public organization [Text] / S. V. Mikhailova // Volunteer and society. Volunteer and power. - M., 2000. - pp. 63-68
10. Nikandrov, N. D. Education and socialization in modern Russia [Text] / N. D. Nikandrov // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. -2006. - No. 4. - pp. 8-2
11. Fayzullin, I. F. Volunteer activity as a socio-cultural phenomenon [Text] / I. F. Fayzullin // Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. - 2014. - №7 (113). -Pp.132-138
12. Encyclopedia of social work / edited by E.I. Kholostova. - M., 2003. - 346 p.
13. Vrublevskaya Ye.G. Modeli vzaimodeystviya pedagogicheskoy i detskoy kul'tury / Ye.G. Vrublevskaya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2010. № 121. S. 70-79.
14. Vrublevskaya Ye.G. Byt' grazhdaninom / Ye.G. Vrublevska // Narodnoye ob-razovaniye. 2007.- №5 (1368).- S. 214-216.
Сведения об авторе Асадуллина Альфия Мансуровна -
учитель татарского языка и литературы и Основ безопасности жизнедеятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановского муниципального района РТ.
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 22 августа 2022.
Одобрена после рецензирования: 30 августа 2022.
Принята к публикации: 10 сентября 2022.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Alfiya M. Asadullina - teacher of the Tatar language and literature and the Basics of life safety of the Municipal Budgetary Educational Institution "Jalil Secondary School No. 1 with in-depth study of individual subjects" of the Sar-manovsky municipal district of the Republic of Tatarstan. [email protected]
Conflicts of Interest disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info Submitted: August 22, 2022. Approved after peer reviewing: August 30, 2022.
Принята к публикации: September 10, 2022.
The author has read and approved the final manuscript.