Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕР / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налётова Наталья Юрьевна, Маханькова Наталья Ивановна

Статья посвящена изучению содержания и формам организации волонтерской деятельности в России. Волонтерство рассматривается как инструмент социализации и нравственного становления студентов, а также как инструмент формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Развитие волонтерства определено как составляющая часть развития российского общества. Целью исследования является анализ роли волонтерства в процессе социализации и нравственного становления студентов колледжа. В исследовании применены следующие методы: анализ научно-методической литературы и анализ проведенного исследования. На основе проведенного исследования дана сравнительная характеристика готовности к участию в различных видах волонтерства среди студентов с опытом волонтерства и без. Результаты проведенного исследования позволили определить самые важные терминальные и инструментальные ценности студентов, выбирающих волонтерскую деятельность. Также по результатам исследования была определена готовность студентов к участию в различных видах волонтерства. Формирование профессиональных, социально активных и ответственных граждан - основная задача современной организации среднего профессионального образования в России. Волонтерство в образовательной организации является неотъемлемым условием результативности подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Налётова Наталья Юрьевна, Маханькова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND MORAL DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to the study of the content and forms of organization of volunteer activity in Russia. Volunteering is considered as a tool of socialization and moral formation of students, as well as a tool for the formation of general cultural and general professional competencies. The development of vol-unteerism is defined as an integral part of the development of Russian society. The purpose of the study is to analyze the role of volunteering in the process of socialization and moral formation of college students. The following methods were used in the study: analysis of scientific and methodological literature and analysis of the conducted research. Based on the conducted research, a comparative characteristic of readiness to participate in various types of volunteering among students with and without volunteering experience is given. The results of the study made it possible to determine the most important terminal and instrumental values of students choosing volunteer activities. Also, according to the results of the study, the readiness of students to participate in various types of volunteering was determined. The formation of professional, socially active and responsible citizens is the main task of the modern organization of secondary vocational education in Russia. Volunteering in an educational organization is an essential condition for the effectiveness of training specialists.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

REFERENCES

1. Bondarchuk, A.P. (2005), Periodization of sports training, Olympic Literature, Kiev.

2. Verkhoshansky, Y.V. (2019), Programming and organizing training process, 2nd ed., Sport, Moscow.

3. Vovk, S.I. (2008), Dialectics of continuity and discreteness in the process of training qualified athletes, dissertation, Moscow.

4. Zagvyazinsky, V.I. (1982), Methodology and methods of didactic research, Pedagogika, Moscow.

5. Mukhaev, S.V. and Semenov, L.A. (2018), "Theoretical and methodological basis for the introduction and adaptation of advanced sports technologies into a new environment of their functioning", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 73-76.

6. Mukhaev, S.V. and Semenov, L.A. (2021), "Conversion of high-tech sports technologies as a mechanism of modernization for the sports training system", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 6-8.

7. Pavlov, S.E. (2008), "Secrets" of hockey players' training, Physical Culture and Sports, Moscow.

8. Seluyanov, V.N., Sarsania, S.K. and Sarsania, K.S. (2004), Physical training offootball players, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.02.2022

УДК 37.013

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Наталья Юрьевна Налётова, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Ивановна Маханькова, аспирант, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация

Статья посвящена изучению содержания и формам организации волонтерской деятельности в России. Волонтерство рассматривается как инструмент социализации и нравственного становления студентов, а также как инструмент формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Развитие волонтерства определено как составляющая часть развития российского общества. Целью исследования является анализ роли волонтерства в процессе социализации и нравственного становления студентов колледжа. В исследовании применены следующие методы: анализ научно-методической литературы и анализ проведенного исследования. На основе проведенного исследования дана сравнительная характеристика готовности к участию в различных видах волонтерства среди студентов с опытом волонтерства и без. Результаты проведенного исследования позволили определить самые важные терминальные и инструментальные ценности студентов, выбирающих волонтерскую деятельность. Также по результатам исследования была определена готовность студентов к участию в различных видах волонтерства. Формирование профессиональных, социально активных и ответственных граждан - основная задача современной организации среднего профессионального образования в России. Волонтерство в образовательной организации является неотъемлемым условием результативности подготовки специалистов.

Ключевые слова: образование, педагогика, волонтерство, волонтер, терминальные ценности, инструментальные ценности, мотивация, потребности, мотивы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p312-316

VOLUNTEERING AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND MORAL DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS

Natalia Yuryevna Naletova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Ivanovna Makhankova, the post-graduate student, Smolensk State University

Abstract

The article is devoted to the study of the content and forms of organization of volunteer activity in Russia. Volunteering is considered as a tool of socialization and moral formation of students, as well as a tool for the formation of general cultural and general professional competencies. The development of vol-unteerism is defined as an integral part of the development of Russian society. The purpose of the study is to analyze the role of volunteering in the process of socialization and moral formation of college students. The following methods were used in the study: analysis of scientific and methodological literature and analysis of the conducted research. Based on the conducted research, a comparative characteristic of readiness to participate in various types of volunteering among students with and without volunteering experience is given. The results of the study made it possible to determine the most important terminal and instrumental values of students choosing volunteer activities. Also, according to the results of the study, the readiness of students to participate in various types of volunteering was determined. The formation of professional, socially active and responsible citizens is the main task of the modern organization of secondary vocational education in Russia. Volunteering in an educational organization is an essential condition for the effectiveness of training specialists.

Keywords: education, pedagogy, volunteering, volunteer, terminal values, instrumental values, motivation, needs, motives.

ВВЕДЕНИЕ

Волонтерство в России сегодня является актуальным направлением деятельности среди молодежи. Ежегодно число людей, стремящихся вступить в волонтерское движение, увеличивается, так как общество нуждается в активных представителях, отличающихся осознанным стремлением изменять происходящие вокруг события и чувством ответственности за жизнь социума.

Волонтерство является залогом положительной социализации. Оно воспитывает трудолюбие, инициативность, способствует развитию умений ориентироваться в нестандартных и сложных ситуациях, положительно влияет на развитие личности в целом.

В России волонтерство известно с XVIII века. На сегодняшний день в нашей стране действует множество волонтерских организаций, которые являются надежными партнерами государства.

История помощи ближнему, благотворительности, милосердия и добровольчества в России насчитывает не один век.

В 1995 году в Москве состоялся первый Российский форум добровольцев.

7 мая 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который предписывает «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (во-лонтерства)» и говорит о необходимости «поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации» [1, с. 32].

Целью исследования является анализ роли волонтерства в процессе социализации и нравственного становления студенческой молодежи.

Задачи исследования:

- изучить особенности и тенденции волонтерства в России;

- изучить влияние волонтерской деятельности на социализацию и нравственное становление личности студента колледжа;

- выявить уровень готовности студентов филиала колледжа к волонтерской деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе Рузского филиала ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» в городе Руза. В исследовании участвовали студенты первого курса специальности «Сестринское дело». Колледж активно взаимодействует с

Всероссийским общественным движением добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики».

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ результатов проведенного исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Студенчество - один из самых активных этапов жизни человека. В этот период задействованы все механизмы этапов социализации, от адаптации до передачи трудового опыта.

Волонтерство становится примером прохождения личностью всех этапов социального становления. Именно поэтому в каждом образовательном учреждении есть необходимость создавать и развивать волонтерское движение. Для эффективной деятельности волонтерского движения конкретного образовательного учреждения необходимо учитывать специфику образовательного учреждения, регион и социальную обстановку в целом.

Любой человек, желающий стать волонтером, может выбрать индивидуальный или групповой вид деятельности.

К индивидуальной волонтерской деятельности относят адресную помощь пожилым людям, сбор пожертвований, проведение обучающих занятий и т. д.

Групповая волонтерская деятельность позволяет более быстро добиться результатов. Она проявляется поездках в детские дома, дома престарелых, в помощи в проведении и организации социально значимых мероприятий и т.д.

Ярким примером группового волонтерства является всероссийское общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики». Участники движения помогают врачам, сопровождают массовые мероприятия, ведут профориентацион-ную работу среди школьников, проводят всероссийские акции, такие как «СТОП ВИЧ/СПИД», «Соль + йод сбережет!», «#ДоброВСело», «Будь здоров!» [2].

Человек при выборе вида деятельности и инструментов ее осуществления опирается на конкретные ценности. Так методика американского психолога М. Рокича предлагает два набора ценностей, из которых состоит ценностная система человека: 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей в алфавитном порядке. Исследуемый должен ранжировать ценности каждого набора по степени важности для него [1].

Таблица 1 - Ценности личности (по М. Рокичу)

Терминальные Инструментальные

Активная деятельная жизнь Внутренняя гармония, свобода от внутренних конфликтов Жизненная мудрость Забота о близких, безопасность семьи Здоровье Зрелая любовь Красота природы и искусства Материально обеспеченная жизнь Мир во всем мире Наличие хороших и верных друзей Национальная безопасность Общественное признание Равенство и братство Самоуважение Свобода Спасение души, вечная жизнь Удовольствия (приятная размеренная жизнь) Чувство успеха (постоянной значимости) Аккуратность Амбициозность Вежливость и воспитанность Верность, преданность друзьям Желание помочь, готовность работать на благо других Компетентность, эффективность Логичность, последовательность, рациональность Любовь, чувствительность, нежность Мужество, готовность отстаивать свои убеждения Независимость, самодостаточность Ответственность Послушание, почтительность Самоконтроль, сдержанность, самодисциплина Снисходительность, умение прощать других Творческое воображение Ум, интеллект, склонность к размышлениям Честность, искренность, правдивость Широта взглядов (открытость, непредубежденность)

Сегодня психологи, социологи и педагоги пристально изучают мотивации людей, вступающих в ряды волонтеров.

Среди мотивов, побуждающих людей к волонтерской деятельности, можно выделить следующие:

- реализация личностного потенциала;

- общественное признание, чувство социальной значимости;

- самовыражение и самоопределение;

- профессиональное ориентирование;

- приобретение полезных социальных и практических навыков;

- организация свободного времени [2, с.16].

Определение своих личных мотивов и потребностей - залог успешной самореализации в волонтерской деятельности

Образовательные организации высшего и среднего профессионального образования активно участвуют в создании волонтерских организаций различной направленности. Волонтерская деятельность студентов - важный фактор воспитания и социализации, получения трудового опыта, накопление коммуникативных навыков и социальных связей. Она способствует формированию компетенций, направленных на развитие личности будущего специалиста и на развитие общества в целом.

Процесс повышения социальной активности студентов посредством волонтерства будет гораздо успешнее при выполнении следующих педагогических условий:

- внедрение в педагогический процесс волонтерской деятельности модели нравственного становления личности;

- анализ показателей, позволяющих отслеживать динамику нравственного становления каждого студента-волонтера;

- педагогическая направленность на поиск методов и технологий, позволяющих определить эффективность становления студента в добровольческой деятельности.

Сегодня волонтерство как направление образовательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования имеет ряд противоречий. К ним относят:

- высокий воспитательный потенциал и низкую эффективность его применения в педагогической работе по нравственному становлению студенческой молодежи;

- актуализация нравственных качеств социальной активности личности в обществе и отсутствие теоретического обоснования этого процесса в волонтерской деятельности;

- повышенное внимание к уровню нравственной ответственности молодых людей за будущее социума и отсутствие в педагогическом процессе образовательных организаций практик, направленных на оказание реальной помощи.

Эффективная социализация и нравственное становление студентов - следствие создания волонтерского движения. Вступая в ряды волонтеров, студенты вовлекаются в общественную жизнь не только своего образовательного учреждения, но и общества в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным исследований, проведенным по методике М. Рокича, студенты, которые выбирают волонтерскую деятельность, самыми важными терминальными ценностями отмечают здоровье, наличие хороших и верных друзей, безопасность семьи, любовь и свободу.

Среди инструментальных ценностей волонтеры отмечают значимость интеллекта и широты ума, честность, вежливость и воспитанность, ответственность.

Результаты проведенного опроса показали, что опыт волонтерской деятельности есть практически у каждого студента (92%). Из них регулярно занимались добровольчеством 32% и 60% опрошенных студентов были разово задействованы в волонтерской деятельности. Опрос первокурсников определил готовность к участию в различных видах волонтерства среди студентов филиала.

Таблица 2 - Готовность к участию в различных видах волонтерской деятельности в рамках движения «Волонтеры-медики»_

Вид деятельности Студенты с опытом во-лонтерства Студенты без опыта во-лонтерства

Помощь медицинским организациям 86% 63%

Обучение правилам первой помощи 52% 34%

Профилактика заболеваний 89% 77%

Содействие развитию донорства крови и костного мозга 74% 39%

Популяризация здорового образа жизни 79% 72%

Профориентационная работа среди школьников 80% 71%

Все виды волонтерской деятельности чаще выбирались студентами, имеющими опыт добровольчества. Это говорит об их более высокой готовности принимать участие в общественных мероприятиях, направленных на решение социальных проблем.

ВЫВОД

Современному обществу необходимо волонтерство, что говорит о необходимости и возможности организации волонтерских движений на базе образовательных учреждений.

Волонтерство вносит разнообразие в жизнь студентов. Оно благоприятно сказывается на каждой отдельной личности и обществе в целом, так как направлено на улучшение жизни окружающих.

Вступление и участие в волонтерском движении социализирует и нравственно развивает, решает проблему организации досуга, исключает девиантное поведение.

В современной педагогике нельзя оставлять без внимания изучение влияния во-лонтерства, так как оно занимается решением задач, от которых зависит судьба всего российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Аплевич О.А. Школа волонтера. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Аплевич, Н.В. Жадбко. - Москва : Просвещение, 2019. - 96 с.

Загладина Х.Т. Волонтерство: шаг за шагом: справочник волонтера: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций : учебник / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. - Москва : Русское слово, 2019. - 80 с.

Яницкий О.Н. Волонтерство в непрерывно меняющемся мире / О.Н. Яницкий. -Москва : Весь Мир, 2020. - 312 с.

REFERENCES

1. Aplevich, O.A. and Zhadko, N.V. (2019), Volunteer School, Grades 10-11: textbook for general education organizations, Enlightenment, Moscow..

2. Zagladina, H.T. and Shulgina, I.B. (2019), Volunteering: Step by step: a volunteer's guide, textbook for students of professional educational organizations, Russian word, Moscow.

3. Yanitsky, O.N. (2020), Volunteering in a continuously changing world, Whole World, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.02.2022

УДК 796.011.3

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, КАК МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук, доцент Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта РУТ (МИИТ),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.