Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ИНКЛЮЗИЯ / КУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРСТВА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л. Р., Шабалина А. А., Василенко Е. А.

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов и повышении их профессиональной компетентности в инклюзивном образовательном пространстве. На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности социально-образовательной и воспитательной среды современной высшей школы для расширения волонтерской инклюзивной практики и формирования готовности к инклюзивному волонтерству студенческой молодежи. Материалы и методы. Методологическая основа исследования строится в совокупности системно-деятельностного, мотивационно-ценностного и партисипативного подходов. Ведущие идеи и специфика обозначенных подходов позволили смоделировать процесс формирования готовности к инклюзивному волонтерству, определить его содержание и педагогические стратегии в профессиональной подготовке будущих педагогов. Результаты. На основе теоретических исследований и эмпирического опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства, моделирования образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному волонтерству с учетом социокультурных возможностей социально-образовательного и воспитательного пространства вуза. Представлена сущностная характеристика готовности как интегративного качества личности, включающего мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, личностно-рефлексивный компоненты, необходимые для реализации волонтерской деятельности в инклюзивной образовательной среде. Обсуждение. Авторская модель формирования готовности к инклюзивному волонтерству представляет собой интеграцию взаимосвязанных компонентов: нормативно-целевого, мотивационного, процессуально-технологического, оценочно-результативного. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности и готовности к ее реализации. Представленный дидактический инструментарий позволяет обеспечить интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности, направленных на реализацию активной волонтерской практики и трансляцию ценности инклюзии. Заключение. Делается вывод, что формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству требует комплексного подхода, целенаправленных и планомерных действий для проявления студенческих инициатив и самореализации в добровольческой инклюзивной деятельности. Основные положения: - выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства; - представлена сущностная характеристика готовности к инклюзивному волонтерству как интегрального качества личности будущего педагога; - определены компоненты модели формирования готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов; - рассмотрен дидактический инструментарий формирования волонтерской компетенции и реализации инклюзивной волонтерской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л. Р., Шабалина А. А., Василенко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICAL TOOLKIT FOR FORMING READINESS FOR INCLUSIVE VOLUNTEERING IN FUTURE TEACHERS

Introduction. The article substantiates the relevance of socio-cultural transformations in determining the strategy of professional training of future teachers and increasing their professional competence in an inclusive educational space. On the basis of theoretical research and generalization of experience, the possibilities of the socio-educational and educational environment of modern higher education have been identified for expanding volunteer inclusive practice and forming students' readiness for inclusive volunteering. Materials and methods. The methodological basis of the research is built in the aggregate of the system-activity, motivational-value and participatory approaches. The leading ideas and specificity of the indicated approaches made it possible to model the process of formation of readiness for inclusive volunteering, to determine its content and pedagogical strategies in the professional training of future teachers. Results. On the basis of theoretical research and empirical experience, the authors identified the possibilities of designing the socio-cultural space of higher education for the implementation of inclusive volunteering, modeling the educational process of professional training of teachers for inclusive volunteering, taking into account the socio-cultural capabilities of the socio-educational and educational space of the university. The essential characteristic of readiness as an integrative personality trait is presented, including motivational-value, cognitive-operational, personality-reflexive components necessary for the implementation of volunteer activities in an inclusive educational environment. Discussion. The author's model of the formation of readiness for inclusive volunteering is the integration of interrelated components: regulatory and legal, motivational-targeted, content-procedural, evaluative-productive. On the basis of the study, the organizational, methodological and substantive aspects of inclusive volunteering and readiness for its implementation are discussed. The presented didactic toolkit allows you to provide interactive educational interaction in all types of activities aimed at the implementation of active volunteer practice and the transmission of the value of inclusion. Conclusion. It is concluded that the formation of the readiness of future teachers for inclusive volunteering requires an integrated approach, purposeful and planned actions for the manifestation of student initiatives and self-realization in volunteer inclusive activities. Highlights: Identified the possibilities of designing the socio-cultural space of higher education for the implementation of inclusive volunteering; The essential characteristic of readiness for inclusive volunteering as an integral quality of the personality of a future teacher is presented; The components of the model of formation of readiness for inclusive volunteering among future teachers have been determined; Considered didactic tools for the formation of volunteer competence and the implementation of inclusive volunteer practice.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

о «

ж

§

SJ

а

сц

^

hq

а ж s

^

а ж s

I

а

«о

а О

DOI 10.25588/CSPU.2021.163.3.008

УДК 371.9 ББК 74.5я 73

Л. Р. Салаватулина1, А. А. Шабалина2, Е. А. Василенко3

1ORCID № 0000-0002-9004-7827 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: salavatulinalr@cspu. ru

2ORCID № 0000-0001-5883-0320 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

3ORCID № 0000-0003-3463-6317 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов и повышении их профессиональной компетентности в инклюзивном образовательном пространстве. На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности социально-образовательной и воспитательной среды современной высшей школы для расширения волонтерской инклюзивной практики и формирования готовности к инклюзивному во-лонтерству студенческой молодежи.

Материалы и методы. Методологическая основа исследования строится в совокупности системно-деятельностного, мотиваци-онно-ценностного и партисипативного подходов. Ведущие идеи и специфика обозначенных подходов позволили смоделировать про-

цесс формирования готовности к инклюзивному волонтерству, определить его содержание и педагогические стратегии в профессиональной подготовке будущих педагогов.

Результаты. На основе теоретических исследований и эмпирического опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклю- и зивного волонтерства, моделирования образовательного процесса К профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному волон- §

е о

терству с учетом социокультурных возможностей социально- §

Ж О

образовательного и воспитательного пространства вуза. Представ- О лена сущностная характеристика готовности как интегративного

е

качества личности, включающего мотивационно-ценностный, ко- | гнитивно-операциональный, личностно-рефлексивный компонен- § ты, необходимые для реализации волонтерской деятельности в ин- §

клюзивной образовательной среде.

Обсуждение. Авторская модель формирования готовности к

о № а и

инклюзивному волонтерству представляет собой интеграцию взаи- §

г о

мосвязанных компонентов: нормативно-целевого, мотивационного, процессуально-технологического, оценочно-результативного. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности и готовности к ее реализации. Представ- § ленный дидактический инструментарий позволяет обеспечить интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах дея-

Заключение. Делается вывод, что формирование готовности

№ §

тельности, направленных на реализацию активной волонтерской н практики и трансляцию ценности инклюзии. С

У

будущих педагогов к инклюзивному волонтерству требует ком- уу

У

плексного подхода, целенаправленных и планомерных действий § для проявления студенческих инициатив и самореализации в доб- а ровольческой инклюзивной деятельности. §

Ключевые слова: волонтерство; инклюзия; культура волон- §

о «

ж

§

SJ

а

сц

^

hq

а ж ж

^

а ж ж

I

а

«о

а О

терства; инклюзивное образование; инклюзивное волонтерство; добровольчество; профессионально-педагогическая подготовка; готовность к инклюзивному волонтеству.

Основные положения:

- выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волон-терства;

- представлена сущностная характеристика готовности к инклюзивному волонтерству как интегрального качества личности будущего педагога;

- определены компоненты модели формирования готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов;

- рассмотрен дидактический инструментарий формирования волонтерской компетенции и реализации инклюзивной волонтерской практики.

1 Введение (Introduction)

Глобальные преобразования российского общества приводят нас к обсуждению различных вопросов в контексте развития национальных интересов, самосознания и идентичности [1]. Социокультурные трансформации способствуют интенсивному внедрению инклюзивного образования, расширяют потребности в подготовке педагогических кадров и повышения профессиональной компетентности педагога в инклюзивном образовательном пространстве. В современных условиях волонтерская деятельность рассматривается в аспекте развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи [2; 3]. Несомненно, важным является определение стратегии в развитии социально-образовательного и воспитательного пространства современной высшей школы для формирования культуры инклюзивного волон-терства, являющейся ресурсом социально-нравственного воспитания и профессионального становления будущих педагогов.

Современные многочисленные исследования и личный опыт убеждают нас в необходимости личностного включения каждого

студента в будущую профессиональную деятельность и создание образовательной профессионально-мотивированной среды, ориентированной на формирование готовности к инклюзивному волонтер-ству [4; 5]. На наш взгляд, инклюзивное добровольчество необходимо рассматривать в качестве важной задачи профессиональной подготовки в вузе, направленное на усвоение и становление социально-

к1

субъектного опыта, профессиональных компетенций, социальной а

з

активности личности. Однако мы полагаем, что высшая школа не в полной мере реализуют возможности воспитания активной граждан-

8 Л №

0

1

ской позиции студенческой молодежи, которая является основой во- к'

х

О

№ ж

педагогических стратегий формирования их готовности к инклюзивному волонтерству на основе социокультурных возможностей социально-образовательного и воспитательного пространства вуза.

В настоящей статье мы предлагаем к обсуждению обоснование конструирования субъектно-ориентированной образовательной среды профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзивному волонтерству и определение методического инструментария

Значимым методом нашего исследования является теорети-

р и

Й

лонтерской компетенции; недостаточно предоставляется возможностей для проявления социальной инициативы; не в полной мере обозначена ведущая роль социально-ориентированных процессов в

образовании; не разработан педагогический инструментарий управ-

явления этой сферой деятельности. Таким образом, предметом наше- ^

го научного изыскания является моделирование образовательного в

процесса профессиональной подготовки педагогов и определение ж

¡о о О

о

вн о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с т и

2 Материалы и методы (Materials and methods) *

8

Ж |

№ ж

Л

О

на основе социокультурных трансформаций дидактической среды. ж

Ж 3

О №

ко-методологический анализ литературы, который позволил прийти у

Л

к научному осмыслению понятия «готовность будущих педагогов к у

У

инклюзивному волонтерству». Существенный вклад в разработку ^

^

данной проблемы внесли И. Н. Киселева, Т. Н. Мартынова и другие я

[4; 5]. Изучив теоретические исследования, мы пришли к понима- а

о

нию готовности как интегративного качества личности, включаю- №

о к н

е

§

с а

сц «

н и

«

н и

I

а

50

а

О

щего мотивационно-ценностный (мотивационная готовность будущего педагога к реализации волонтерской деятельности), когнитивно-операциональный (овладение волонтерскими компетенциями, умениями, действиями), личностно-рефлексивный (самоанализ и самооценка результатов инклюзивного волонтерства) компоненты, необходимые для реализации волонтерской деятельности в инклюзивном пространстве.

Поскольку решение исследуемой проблемы предполагает разработку модели формирования готовности к инклюзивному во-лонтерству будущих педагогов, важно обозначить принципиальную ориентацию исследования, выражающуюся в совокупности следующих подходов: системно-деятельностного, мотивационно-ценностного и партисипативного.

Системно-деятельностный подход (В. Г. Афанасьев, В. Д. Шад-риков, Э. Г. Юдин и др.) позволяет определить процесс формирования готовности к инклюзивному волонтерству как систему, которая предусматривает деятельность и педагогическое взаимодействие субъектов образовательного пространства вуза. Исходя из этой позиции, обозначим значимые конструктивные особенности исследуемого процесса, рассматривая его как:

- подсистему, обладающую организационными и содержательными характеристиками;

- деятельность, реализуемую в открытой системе, реагирующую на изменения внешней социально-культурной среды;

- взаимосвязанные действия субъектов образовательного пространства вуза;

- педагогическую систему, включающую компоненты педагогической деятельности и компоненты готовности к инклюзивному волонтерству;

- специализированные методы и средства взаимодействия субъектов образовательного пространства (командообразование, тренинги, мотивационные встречи, построение ресурсной карты, создание индивидуальных добровольческих проектов, тьюториал, картирование, событийно-ресурсные технологии и другие);

- компонент профессиональной подготовки будущих педагогов, обладающий свойствами: интегративность, открытость, целостность, управляемость.

Мотивационно-ценностный подход (Е. П. Ильин, И. С. Ломакина, М. Шеллер и др.) предполагает изучение рассматриваемого явления на основе взаимосвязи, способствующей развитию мотивации и осознанию роли инклюзивной волонтерской деятельности у будущих педагогов, интериоризации ценностного отношения к профессионально-образовательной цели, раскрытии содержания образования, базирующихся на профессиональных ценностях, приобретении социально-субъектного опыта.

Партисипативный подход (Т. В. Орлова, М. А. Понеделкова, С. Л. Суворова и др.) ориентирует на становление и развитие субъектного опыта человека в процессе его активного соучастия и са-

в

мореализации. В процессе формирования готовности к инклюзив- ^

ному волонтерству он позволяет раскрыть значение волонтерской в

№а

деятельности с позиции субъект-субъектных отношений и скон- ж

¡о

о в

струировать дидактическим инструментарии, направленный на соучастное взаимодействие, активизацию личного опыта, интересов и потребностей.

Таким образом, совокупность обозначенных подходов составляет основу для проектирования процесса формирования готовности к инклюзивному волонтерству будущих педагогов.

3 Результаты (Results)

На наш взгляд, готовность к инклюзивному волонтерству яв-

s?

д

а

s

s л л о

и s

ж

0

1

л ж

S s

й

о

№ж в

О

ж Ж

ж

жЖ

ж

ж №

ж

Л

О

ляется ценностно-смысловой основой в структуре личности, цель |

е

которой сопровождение в социальном пространстве и оказание ин- О

дивидуальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными воз- у

у

можностями здоровья, обеспечивающая развитие у будущих педаго- уу

ду

гов нравственных ценностей и профессионально-значимых £

Л

личностных качеств. ж

да

Важным является мотивационно-потребностная

направлен- О

О

ность к социальному и инклюзивному взаимодействию, предпола- №

о к н

е

леи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с а

В «

н и

"а н и

тули

а в а

О

гающая создание в вузе социально-педагогического воспитательного пространства, организацию и вовлечение студентов в социально-значимую деятельность, предоставление возможности будущим педагогам участвовать в социально-ориентированных проектах.

Определим содержание процесса формирования готовности к инклюзивному волонтерству будущих педагогов, которое представляет собой интеграцию взаимосвязанных компонентов: нормативно-целевого, мотивационного, процессуально-технологического, оценочно-результативного.

Нормативно-целевой компонент устанавливает управление процессом подготовки к инклюзивному волонтерству будущих педагогов в соответствии с социальным заказом и целевыми ориентирами, закрепленными в Федеральных государственных образовательных стандартах и Профессиональных стандартах педагога.

Мотивационный компонент раскрывает систему мотивов и стимулов, которые помогут активизировать будущих педагогов на социальное взаимодействие в рамках инклюзивного волонтерства через понимание его сущности и содержания, обеспечить пространство для развития их личностно-значимых качеств, культивирования нравственных ценностей и гуманного отношения, представляющие поведенческие нормы социокультурного характера. Мы полагаем, что в качестве результата реализации мотивационного компонента целесообразно определить волонтерскую компетенцию как составляющую профессиональной в рамках межличностного субъект-субъектного взаимодействия.

Процессуально-технологический компонент является ядром формирования готовности к инклюзивному волонтерству и целостно представляет процесс подготовки педагогов, включающий овладение знаниями о добровольчестве и инклюзивной практике и их использование в рамках социально-ориентированной волонтерской деятельности.

Содержательной основой данного компонента выступает программа формирования готовности к инклюзивному волонтерству,

содержательно-процессуальным наполнением которой является спецкурс «Формирование культуры инклюзивного волонтерства у будущих педагогов».

Профессионально-ориентированный этап программы направлен на формирование мотивационно-ценностного отношения к инклюзивному волонтерству. Ведущими положениями данного ^ этапа являются оценка уровня готовности к добровольческой дея- а тельности, определение потребностей, мотивов, интересов, актуали- 3 зация социального взаимодействия и осознания будущими педаго-

к

Л

К

гами необходимости инклюзивного волонтерства в ж<

ж

о

№ ж

Теоретико-информационный этап направлен на актуализацию знаний, необходимых для проявления данного вида готовности в со-

профессиональной деятельности. Осуществляется передача знаний о волонтерском движении через объединение воспитательных и профессионально-направленных мероприятий и взаимодействия всех участников интегрированного социально-образовательного про- к странства профессиональной подготовки. °

О

О

а

жж

ответствии с единой личностно-ориентированной целью волонтер- I

О

ской деятельности, основанной на индивидуальных мотивах, интересах и стремлениях будущих педагогов. О

Практико-ориентированный этап нацелен на актуализацию и

реализацию совокупности усвоенных знаний и освоение способов жж

деятельности по инклюзивному волонтерству в условиях социально- |

образовательной среды и в различных ситуациях волонтерской дея- №

о

тельности.

Учебно-профессиональный этап направлен на закрепление знаний, умений и интеграцию практического опыта в теоретически обоснованную социально-ориентированную деятельность, соответствующую требованиям будущей профессии, и обеспечивающую формирование профессиональных и социальных компетенций, опы- Уд та добровольчества в инклюзивных командах в рамках проведения ж социокультурных мероприятий.

Каждый этап программы реализуется с помощью методического инструментария на основе социокультурной трансформации

№ ж

Л

§ О ж

3

о

3 №у

у

о «

ж §

SJ

а

сц

^

hq

а ж s

^

а ж ж

I

а

50

а О

дидактической среды. Он требует поиска и внедрения новых подходов к организации образовательного пространства, обеспечивающее интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности и учитывающий высокий уровень субъектности будущего педагога.

Оценочно-результативный компонент обеспечивает обратную связь с нормативно-целевым, мотивационным, процессуаль-нально-технологическим компонентами, осуществляя управляемость процессом формирования готовности к инклюзивному волонтерству. Он предусматривает оценивание текущих результатов сформированности готовности через диагностико-аналитичес-кие действия и последующую коррекцию через рефлексивно-корректирующие, тем самым позволяет своевременно отследить недостатки реализуемого процесса и принять меры по их устранению.

Таким образом, спроектированный в результате теоретического осмысления и практического опыта процесс формирования готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов обладает свойствами интегративности, открытости, целостности, управляемости и содержит нормативно-целевой, мотивационный, процессуально-технологический, оценочно-результативный компоненты.

4 Обсуждение (Discussion)

Формирование готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов происходит в различных видах деятельности: информационной, коммуникационной, организационной, обучающей, тренинговой, консультационной, добровольческой. Дидактический инструментарий, направленный на формирование готовности требует поиска и внедрения новых подходов к организации образовательного процесса, обеспечивающих интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности и учитывающих высокий уровень субъектности будущего педагога (Таблица 1).

Таблица 1 — Методический инструментарий формирования готовности к инклюзивному волонтерству Table 1 — Methodological tools for the formation of readiness for inclusive volunteering

Методический инструмент Описание и особенности использования в образовательном пространстве

Составление диагностического портфолио Создаются с целью определения мотивации и психологической готовности к волонтерской деятельности в инклюзивной среде. Изучается сформированность социально-психологических, профессиональных компетенций, психологической готовности к инклюзивному образованию, инклюзивной культуры в образовательных организациях и др.

Создание избыточной образовательной среды Многообразие мероприятий, воркшопов, мастер-классов, практических и проектных мастерских, создающих систему профессиональных ориентиров будущих педагогов к реализации инклюзивного волонтерства.

Академическое консультирование Взаимодействие консультанта (педагога, психолога, тьютора) и будущего педагога с целью содействия в разрешении образовательного запроса, разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории с учетом образовательных мотивов, потребностей и интересов.

Геймификация образовательной среды Создание игрового образовательного пространства, имитирующего процесс организации волон-терства в инклюзивной среде, позволяет моделировать и воспроизводить последовательность профессиональных действий.

Интерактивное картирование Позволяет обобщенно изобразить направления индивидуального образовательного маршрута, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов по осуществлению инклюзивного волонтерства.

Продолжение таблицы 1

Событийно-ресурсные технологии Совместная деятельность преподавателя и студента по осмыслению прошлого образовательного пути, имеющего сложившуюся траекторию, и возможного программного движения в образовательном будущем при выполнении волонтерского проекта. Опирается на анализ уже сложившейся образовательной траектории, а также связано с выявлением образовательных событий будущей волонтерской деятельности.

Создание и сопровождение волонтерских проектов В специально созданном образовательном пространстве благодаря ресурсной коммуникации возникают идеи совместной деятельности, инклюзивных проектов, комплексного инклюзивного добровольчества. Предполагает индивидуальную работу с руководителем проекта, событийное, рефлексивное обсуждение замысла, содержания проекта, работу над ресурсной картой.

Технологии смешанного обучения Сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного в условиях цифровой образовательной среды: проведение вебинаров, технологии «дополненной реальности», «перевернутый класс» по вопросам инклюзивного волонтерства.

Рефлексивные обсуждения Форма субъект-субъектной коммуникации в процессе решения учебно-познавательных задач, позволяет осуществить коллективный анализ и оценку результатов инклюзивного волонтерства, трудностей реализации проектов, формирования доступной среды, устранения барьеров.

Важным условием, на наш взгляд, является возможность модификации содержания, методов, форм организации волонтерских мероприятий, направленных на трансляцию ценности инклюзии, снятие коммуникативных барьеров, овладение компетенциями межличностного субъект-субъектного взаимодействия, реализацию активной волонтерской деятельности, формирование инклюзивной культуры в молодежной среде.

5 Заключение (Conclusion)

В нашем исследовании мы определили, что в качестве основных положений, на которых может строиться формирование готовности к инклюзивному волонтерству в профессионально-педагогической подготовке, можно выделить следующие:

?

д

а

s

s ^

л о

s

Kl

s ж о

!

е ж

- компетентностная основа определения целей, задач, дей- а

и

ствий, содержания, результатов; к

ОО

- мотивационное обеспечение процесса, предполагающее со- ^ здание условий для активизации социального взаимодействия в рам- О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ках инклюзивной среды и выстраивания индивидуальной траекто- ж

¡о

г

О

рии развития личностно-значимых и профессиональных качеств;

- преемственность и непрерывность этапов подготовки, предполагающая конструирование и проектирование действий студентов в соответствии с запросами и планом работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- вариативность содержания и инструментального обеспечения в развитии практических умений в различных ситуациях волонтерской деятельности;

- рефлексивность с точки зрения самоанализа и самооценки 3 результатов инклюзивного волонтерства.

Таким образом, влияние социокультурных факторов в по- у строении профессионально-ориентированной образовательной

0

ж О

с 3

ж к ж

жк

ж

ж

№ ж

1

№ §

О ж 3 е с 3

№ у

у

д ду

среды позволяет констатировать значимость инклюзивного волон- ж терства как эффективного ресурса реализации социального потен- №

да

циала студенческой молодежи с целью формирования у них волон- гО

гО

терской профессиональной компетенции. №

Мы установили, что формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству требует комплексного подхода, целенаправленных и планомерных действий для проявления студенческих инициатив и самореализации в добровольческой инклюзивной деятельности.

Библиографический список

1. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), "Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088-1093.

2. Роженцева Т. М. Волонтерство как форма социального воспитания молодежи // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2 (61). С.65-67.

3. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6. С. 191-199.

4. Salavatulina L., Shumilova E., Gnatyshina E., Vorozheikina A. & Vasilenko Е. (2021), "Formation of an inclusive volunteering culture in the training of students The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, pp. 835-839.

5. Sorokoumova G., Ariyan M. & Ushakov E. (2021), "Formation of psychological readiness to volunteering among students - future foreign language teachers ", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, 62-67.

6. Киселева И. Н. Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России. // Современные

js наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105-110.

Ji 7. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А. Социальная волонтерская деятельность

§ студентов вуза в условиях инклюзивного образования // Профессиональное обра-

^ зование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153-159.

L. R. Salavatulina1, A. A. Shabalina2, Ye. A. Vasilenko3

^RCID No. 0000-0002-9004-7827 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

2ORCID No. 0000-0001-5883-0320 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

£

,a in

la

-o

a

ahS

a" n

a v la

laS

3ORCID No. 0000-0003-3463-6317 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

DIDACTICAL TOOLKIT FOR FORMING

READINESS FOR INCLUSIVE VOLUNTEERING IN FUTURE TEACHERS

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of socio-cultural transformations in determining the strategy of professional training of future teachers and increasing their professional competence in an inclusive educational space. On the basis of theoretical research and generalization of experience, the possibilities of the socio-educational and educational environment of ^ modern higher education have been identified for expanding vol- C unteer inclusive practice and forming students' readiness for inclusive volunteering.

Materials and methods. The methodological basis of the research is built in the aggregate of the system-activity, motivational-value and participatory approaches. The leading ideas and specificity of the indicated approaches made it possible to model ^

ea

the process of formation of readiness for inclusive volunteering, i

n

e s s

r

r n

c

lu

s

0

1 c' a

-

£

0

1 3 3

s

g

to determine its content and pedagogical strategies in the professional training of future teachers.

Results. On the basis of theoretical research and empirical experience, the authors identified the possibilities of designing the socio-cultural space of higher education for the implementation of inclusive volunteering, modeling the educational process of professional training of teachers for inclusive volunteering, taking g into account the socio-cultural capabilities of the socio -educational and educational space of the university. The essential characteristic of readiness as an integrative personality trait is presented, including motivational-value, cognitive-operational, per-

3 a

o 3

sonality-reflexive components necessary for the implementation of volunteer activities in an inclusive educational environment.

Discussion. The author's model of the formation of readiness for inclusive volunteering is the integration of interrelated components: regulatory and legal, motivational -targeted, content -procedural, evaluative-productive. On the basis of the study, the organizational, methodological and substantive aspects of inclusive volunteering and readiness for its implementation are discussed. The presented didactic toolkit allows you to provide interactive educational interaction in all types of activities aimed at the implementation of active volunteer practice and the transmission of the value of inclusion.

Conclusion. It is concluded that the formation of the readiness of future teachers for inclusive volunteering requires an integrated approach, purposeful and planned actions for the manifestation of student initiatives and self-realization in volunteer inclusive activities.

Keywords: Volunteering; Inclusion; Culture of volunteering; Inclusive education; Inclusive volunteering; Volunteering; Vocational training; Inclusive volunteering readiness.. Highlights:

f Identified the possibilities of designing the socio-cultural

space of higher education for the implementation of inclusive volunteering;

^ The essential characteristic of readiness for inclusive vol-

unteering as an integral quality of the personality of a future teacher is presented;

The components of the model of formation of readiness for inclusive volunteering among future teachers have been determined; a

js Considered didactic tools for the formation of volunteer

§

competence and the implementation of inclusive volunteer prac-^ tice.

References

1. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), "Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088-1093.

2. Rozhentseva T.M. (2019), Volonterstvo kak forma sotsial'nogo vospitaniya molodezhi [Volunteering as a form of social education for young people], Obrazovaniye. Kar'yera. Obshchestvo, 2 (61), 65-67. (In Russian).

3. Pilipenko A.YU. (2018), Opyt razvitiya studencheskogo vo-lonterstva i obucheniya volonterov v Pskovskom gosudarstvennom universite-te [Experience in the development of student volunteering and training of volunteers at the Pskov State University], Vestnik Cherepovetskogo gosudar-stvennogo universiteta, 6, 191-199. (In Russian).

4. Salavatulina L., Shumilova E., Gnatyshina E., Vorozheikina A. & Vasilenko E. (2021), "Formation of an inclusive volunteering culture in the training of students The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, pp. 835-839.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sorokoumova G., Ariyan M. & Ushakov E. (2021), "Formation of psychological readiness to volunteering among students - future foreign lan- d guage teachers ", The European Proceedings of Social & Behavioural Scienc- 0 es, vol. 102, pp. 62-67. g

6. Kiseleva I.N. (2017), Ispol'zovaniye innovatsionnykh podkhodov k ^

organizatsii volonterskoy deyatel'nosti v vuzakh sovremennoy Rossii [The use l

i 3

tion.], Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom, 1 (33), 153159. (In Russian).

of innovative approaches to organizing volunteer activities in universities in modern Russia], Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii, 8, 105-110. (In Russian).

7. Martynova T.N. & Gavlo Ye.A. (2019), Sotsial'naya volonterskaya ^

g

deyatel'nost' studentov vuza v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Social ^

volunteer activity of university students in the context of inclusive educa- 5

s"

№ s s

3

c

r i

1

S r

s № i

i >

r

№ a c

№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.