Научная статья на тему 'Волонтерское движение и его истоки в России'

Волонтерское движение и его истоки в России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1973
234
Поделиться
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Парпіина Юлия Вячеславовна

Рассмотрена история возникновения и развития волонтерского движения в России. Уточнены понятия «волонтер», «доброволец», «волонтерское движение». Проанализировано влияние добровольной трудовой деятельности на нравственное воспитание молодежи. В качестве примера использования добровольчества в воспитании подрастающего поколения приведен опыт работы автономной некоммерческой организации «Танаис» (г. Воронеж).

Voluntary movement and its start in Russia

There is regarded the history and development of voluntary movement in Russia. The «volunteer», «unpaid helper», «voluntary movement» notions are defined. The volunteering labor activity influence upon the moral education of youth is analyzed. The working experience of Autonomic Non-commercial Organization «Tanais» (Voronezh) is set as an example there.

Текст научной работы на тему «Волонтерское движение и его истоки в России»

историко-педагогические и сравнительнопедагогические исследования проблем образования

Ю.В. ПАРШИНА (Воронеж)

волонтерское движение и его истоки в россии

Рассмотрена история возникновения и развития волонтерского движения в России. Уточнены понятия «волонтер», «доброволец»,

«волонтерское движение». Проанализировано влияние добровольной трудовой деятельности на нравственное воспитание молодежи.

В качестве примера использования добровольчества в воспитании подрастающего поколения приведен опыт работы автономной некоммерческой организации «Танаис»

(г. Воронеж).

Ключевые слова: волонтерское движение, добровольцы, нравственное воспитание.

Реформы 1990-годов оказали огромное влияние на мировоззрение современного поколения. Прекращение деятельности пионерской и комсомольской организаций привело к изменению системы воспитания. Нравственные принципы для части молодежи не стали жизненными ориентирами. В общественном сознании стало укореняться такое понимание образа жизни, в котором все измеряется деньгами и любая деятельность имеет свой финансовый эквивалент. Некоторые подростки утрачивают способность сопереживать, видеть проблемы общества в целом и отдельных людей, находящихся в тяжелых жизненных ситуациях. Эгоизм, прагматизм и жажда материального обогащения занимают лидирующие позиции в системе ценностей. В сложившейся ситуации многие современные философы, социологи, психологи и педагоги рассматривают волонтерскую деятельность молодежи как одну из значимых возможностей решения многих социальных проблем.

В жизни молодой человек нередко сталкивается с социальной несправедливостью и встает перед выбором: пройти дальше, сделать вид, что ничего не заметил, или

попытаться помочь разрешить эту ситуацию. Большинство подростков, занятых в волонтерском движении, уже сделали свой выбор. Они осознали, что в их силах сделать мир лучше. Ведь с моральной и этической точек зрения у человека нет другого выбора, кроме как приложить усилия и преодолеть возникшие проблемы. Молодые люди понимают, что они в состоянии заложить основания для улучшения ситуации в стране и мире в будущем. В эпоху глобализма молодые люди осознают необходимость участия в совершенствовании мира, в котором они живут.

Энтузиасты волонтерского движения многое сделали для его распространения по всему миру. Сегодня добровольчество является значимым ресурсом развития общества. оно представлено в более чем 90 странах мира и состоит из множества крупнейших организаций (Красный Крест, Армия спасения, Волонтеры ООН и др.). В них добровольческий труд - это повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы обучать детей и подростков здоровому образу жизни, проводить экологические акции, конференции, форумы, профилактику правонарушений, помогать сиротам, старикам, инвалидам.

Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 1990-х годов провел исследование в 22 странах мира, которое выявило масштабы явления: суммарное количество времени труда волонтеров в течение года было эквивалентно труду 10,5 млн человек, работающих полный рабочий день [3:28]. Активность движения подтверждается новыми волонтерскими проектами. В мире осуществляется ежегодно около 3 тыс. таких проектов, в каждом из них участвуют от 5 до 50 человек.

Общество всегда нуждалось в помощи молодежи при решении важнейших вопросов современности, таких как просвещение, экология, защита прав людей, бедность, голод, болезни. Историю волонтерского движения как социального феномена можно проследить с первой четверти XX в. Первый волонтерский проект с уча-

© Паршина Ю.В., 2009

стием немецкой и французской молодежи был осуществлен после Первой мировой войны, в 1920 г. во Франции (Страсбург). Волонтеры восстанавливали сельскохозяйственные фермы в районах, где шли наиболее ожесточенные бои. В условиях послевоенной разрухи среди молодежи быстро стали популярны идеи социализма, добровольного и бесплатного труда. Люди понимали, что изменить уровень бытия возможно, только если каждый человек приложит к этому свои усилия. Под влиянием данных прогрессивных идей и возникло международное волонтерское движение.

В России волонтерское движение зародилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Этот период в судьбах большинства россиян стал временем изменения мировоззрения и самоопределения. Мощный процесс становления общественного сознания вовлекал людей в поиск способов самореализации, что привело к созданию первых общественных некоммерческих организаций. Возглавляли их наиболее активные, нравственные и зрелые личности. Инициативные группы и организации, оказывающие помощь женщинам, детям, ветеранам войн, бездомным, душевнобольным, заключенным, стали первыми точками общественного внимания и развития добровольчества.

В 1990 - 1992 гг., когда начался экономический кризис, страна претерпела кардинальные социально-политические изменения. Этот период отмечен поиском путей выживания и решения собственных задач для каждого человека. Волонтерские организации давали возможность добровольцам приобрести новые знания, навыки, переквалифицироваться и трудоустроиться. Используемые способы привлечения добровольцев к работе в общественных организациях часто были интуитивными и опирались на личный опыт их лидеров. Первые знания, полученные от зарубежных коллег, стали ориентирами в этой сложной и нравственно направленной деятельности. Все это способствовало проникновению идей волонтерского движения в россию. В середине 1990-х годов движение стало приобретать масштабный характер, основанный на многостороннем сотрудничестве добровольческих организаций с органами власти и широкой общественностью.

Идеи добровольческого труда в России существовали задолго до реформ послед-

него десятилетия XX в. В развитии добровольческого движения существенную роль играл труд на общественных началах, широко используемый в Советском Союзе. Следует отметить, что между ними имеется много общего. Рассматривая волонтерство как «добровольную деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли» [8] и сравнивая его с определением общественно полезного труда, данным В.И. Лениным, можно обнаружить фактическую идентичность двух этих понятий. «Труд на общественных началах - это новая форма общественного труда. Суть ее в том, что это бесплатная работа, посвященная общественной потребности» [4: 379 - 380].

Наиболее широкое распространение общественно полезный труд получил среди учащихся школ в период деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Трудовое воспитание - одна из центральных задач в практической деятельности пионерской организации. Одна из заповедей юного пионера гласила: «Пионер трудолюбив и уважает полезный труд» [7:25]. Общественно полезный труд, отличный от учебной деятельности, был повседневной реальностью и средством воспитания школьника. В данный период воспитательная и образовательная роль труда в формировании личности обосновывалась различными науками: педагогикой, психологией, педологией. В трудовом воспитании акцент делался на активном участии во всех трудовых кампаниях, самодеятельности и добровольности труда.

Одним из направлений отечественного волонтерского движения являлось движение юных тимуровцев, которые появились в СССР под влиянием повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (1940). Его смысл заключался в помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной вой ны, престарелым, колхозам и совхозам, детсадам, включало благоустройство населенных пунктов, уход за могилами погибших воинов и др. [5:1340]. Аркадий Гайдар задал образцы организации самодеятельного инициативного объединения, осуществляющего заботу о людях, нуждающихся в помощи. В тимуровском движении соединились, с одной стороны, душевный порыв, взрыв фантазии и детской романтики, с другой - детская забота о Родине, людях, чувство ответственности. Ти-

муровское движение было широко распространено по всей стране. Так, в годы Великой Отечественной войны действовало более тысячи тимуровских отрядов, которые брали шефство над госпиталями: они выступали с концертами перед ранеными, оказывали помощь медперсоналу, семьям фронтовиков, собирали деньги для эвакуированных, а бойцам Красной Армии готовили посылки с теплыми вещами, любовно вышитыми кисетами, носовыми платками. В 1942 - 1943 гг. только пионеры Воронежской области отправили фронтовикам 2500 посылок [7:81]. Участие подростков в деятельности тимуровских команд, основанное на добровольном стремлении каждого тимуровца осуществлять общественно полезную деятельность, а также на самоорганизации и независимости от взрослых, обеспечивало формирование и развитие социально ценных качеств личности: коллективизма, альтруизма, энтузиазма, оптимизма, стремления к творческому саморазвитию, самоорганизации деятельности, лидерских качеств. Основная идея тимуровского движения - забота о людях - является идентичной смысловому содержанию и идеалам добровольчества. Идея безвозмездной помощи существовала и реализовывалась во многих видах деятельности пионерской и комсомольской организаций.

Следует отметить, что слово «волонтер» происходит от французского volontaire, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В английском языке слово volunteer означает «человек, работающий без оплаты, желающий тем самым помочь кому-либо» [9:547]. Если обратиться к Федеральному закону о филантропии, меценатстве и волонтерстве, то можно найти следующую трактовку понятия волонтерского движения: «добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям; волонтер - доброволец, гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда» [8].

волонтерство - это добровольная деятельность на безвозмездной основе, на-

правленная на достижение социально значимых целей и решение проблем общества. Волонтеры - люди, работающие в какой-либо области по своей воле, а не по принуждению, на благо других людей без материального вознаграждения.

Таким образом, добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Во Всемирной декларации добровольчества отмечается, что волонтерство - это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей. В этой форме общественного движения реализуются права и обязанности граждан, личностный рост, осознание собственного потенциала [9]. Добровольчество - общечеловеческая ценность, показатель социального здоровья общества. Волонтерство располагает огромным воспитательным потенциалом. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро становятся популярными среди людей самых разных возрастов во всем мире.

Интересный опыт волонтерской деятельности накоплен в автономной некоммерческой организации «Танаис» в Воронеже. Каждый год в этой молодежной организации школу трудового и нравственного воспитания проходят до 300 человек. Основными видами деятельности «Танаи-са» являются:

■ организация досуга воспитанников детских домов и интернатов;

■ организация игровых палаточных лагерей для школьников;

■ проведение туристических слетов; участие в археологических и этнографических экспедициях;

■ реконструкция исторических памятников;

■ реализация экологических проектов.

Все мероприятия проводятся силами волонтеров - старших школьников и студентов воронежских вузов. В лагерях обязательно организуется общественно полезная работа (археологические раскопки, помощь музеям, лесничеству). Ролевые игры направлены на воспитание общечеловеческих нравственных качеств - честности, взаимопонимания, порядочности.

Особый интерес для подростков представляет ролевая игра «Останься человеком» (проводится с 2003 г.). Данный про-

ект осуществляется на базе палаточного лагеря «Танаис» и направлен на охрану окружающей среды, пропаганду здорового образа жизни и укрепление духовнонравственного здоровья детей и подростков. В игре «Останься человеком» принимали участие воронежские школьники и воспитанники Мировского детского дома (Панинский район, Воронежская область). Разбившись на команды, ребята получали виртуальную возможность путешествовать по историческим эпохам. За десять дней жизни в лагере они прошли долгий путь от первобытнообщинного строя до современности, при этом не только узнали много нового и интересного о своих предках, но и учились работать в команде, думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. За выполнение разнообразных заданий, участие в интеллектуальных викторинах, спортивных эстафетах, творческих конкурсах ребята получали баллы на весь отряд, которые на вечернем огоньке распределяли по справедливости. Это уже само по себе является нравственной задачей. Коллектив решал, кто приложил больше усилий, ребята учились выслушивать оценки своей деятельности как позитивные, так и негативные.

В процессе исторического путешествия из каждого отряда выделены 2 - 3 лидера, набравших большее количество баллов за смену. Эти ребята соревновались между собой на завершающем этапе за почетное звание «Последний герой» и за право участвовать в международной археологической экспедиции «Мангуп» в Республике Крым.

Показателем результативности данного проекта может служить поступок Саши Просвирина, победителя игры в 2008 г. Саша - ребенок из многодетной семьи, приложил немало усилий, чтобы стать обладателем заветной путевки в Крым. Он показал высокий уровень знаний, физической подготовки, творческого потенциала. Саша проявил не только эрудицию, но и готовность совершать добрые поступки. Подружившись с ребятами из детского дома, узнав, насколько тяжело в этом мире без родителей, он отдал приз подростку -сироте. В психологическом словаре «поступок» определяется как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, группе или обществу, к природе в целом.

Работа автономной некоммерческой организации «Танаис» с волонтерами наглядно подтверждает важность и необходимость использования потенциала добровольческого движения для нравственного развития молодежи. В процессе волонтерской деятельности расширяется представление ребят о том, кем и каким надо быть в обществе. Проекты, имеющие в своей основе принципы молодежного волонтерского движения, формируют опыт доброты, отзывчивости, чуткости к чужим проблемам.

литература

1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежного объединения: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006.

2. Всеобщая декларация добровольчества // Вестн. благотворительности. 1995. №5(21). С.12 - 18.

3. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика // Социол. исслед. 2006. №5. С. 37 - 41.

4. Ленин В.И. Сочинения: в 5 т. М.: Политиздат, 1960 - 1965. Т 4. 608 с.

5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1983. 1600 с.

6. Степанова Е.Е. Благотворительность в сфере культуры: организационный и педагогический аспекты: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

7. Суворова Л.А. Деятельность пионерской организации в борьбе за знания в период ее становления. дис. ... канд. пед. наук. М., 1982.

8. Федеральный закон о филантропии, меценатстве и волонтерстве. URL: http://old.hok-ma.ru/mc/vol.general.html.

9. Longman Dictionary of Contemporary language. London: Longman Contemparory Group, 2000.

Voluntary movement and its start in Russia

There is regarded the history and development of voluntary movement in Russia. The «volunteer»,

«unpaid helper», «voluntary movement» notions are defined. The volunteering labor activity influence upon the moral education of youth is analyzed. The working experience of Autonomic Non-commercial Organization «Tanais» (Voronezh) is set as an example there.

Key words: voluntary movement, volunteer, moral education trajectory.