Научная статья на тему 'Модель формирования социально-нравственных ориентиров молодежи в условиях регионального добровольческого движения «Волонтер»'

Модель формирования социально-нравственных ориентиров молодежи в условиях регионального добровольческого движения «Волонтер» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
234
62
Поделиться
Ключевые слова
социально направленное воспитание / волонтерство / аксиологический и проектно-развивающий подходы / принципы организации волонтерского движения / socially directed education / volunteering / axiological and design developing approaches / principles of the organization of the volunteer movement

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Халиков Р. Ф.

Статья посвящена вопросам формирования социально-нравственного воспитания молодежи на современном этапе развития общества, через добровольное волонтерское движение. Автором озвучены основные подходы и принципы к организации волонтерской работы, дан обзор наиболее успешных проектов регионального волонтерского движения; озвучены перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Халиков Р. Ф.,

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL MORAL GUIDELINES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF THE REGIONAL VOLUNTARY MOVEMENT «VOLUNTEER»

Article is devoted to questions of formation of social and moral education of youth at the present stage of development of society, through the voluntary volunteer movement. The author sounded the main approaches and the principles to the organization of volunteer work, the review of the most successful projects of the regional volunteer movement is given; prospects of further work in this direction are sounded.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модель формирования социально-нравственных ориентиров молодежи в условиях регионального добровольческого движения «Волонтер»»

УДК 37.017.4

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОЛОНТЕР»

Р.Ф. Халиков

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования социально-нравственного воспитания молодежи на современном этапе развития общества, через добровольное волонтерское движение. Автором озвучены основные подходы и принципы к организации волонтерской работы, дан обзор наиболее успешных проектов регионального волонтерского движения; озвучены перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Ключевые слова: социально направленное воспитание; волонтерство, аксиологический и проектно-развивающий подходы; принципы организации волонтерского движения.

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL MORAL GUIDELINES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF THE REGIONAL VOLUNTARY MOVEMENT «VOLUNTEER»

R.F. Khalikov

Abstract: Article is devoted to questions of formation of social and moral education of youth at the present stage of development of society, through the voluntary volunteer movement. The author sounded the main approaches and the principles to the organization of volunteer work, the review of the most successful projects of the regional volunteer movement is given; prospects of further work in this direction are sounded.

Keywords: socially directed education; volunteering, axiological and design developing approaches; principles of the organization of the volunteer movement

Задача воспитания молодежи всегда была и остается одной из важнейших задач социума в целом и добровольческого движения волонтеров в частности. Решение данной задачи в современных условиях усложняется тем, что старые «институты воспитания», такие как пионерская организация, комсомольская организация,

тимуровское движение и многие другие давно разрушены, а новые «институты воспитания» не развиты. В связи с этим становится особо актуальным развитие добровольческого движения волонтеров, как одного из важнейших «институтов воспитания» молодежи.

Основной миссией регионального добровольческого движения является популяризация идей добровольчества, повышение социальной активности молодежи, реализация социальных проектов, несущих добровольческую направленность, а также оказание помощи социально-незащищенным

слоям населения. Основными видами деятельности регионального

добровольческого движения волонтеров являются: продвижение идей

добровольчества в средствах массовой информации, участие в грантовых конкурсах; организации

добровольческих центров, общественных организаций в городах Республики Татарстан и России; проведение социальных акций и мероприятий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализация социальных проектов. В рамках работы регионального

добровольческого движения волонтеров осуществляется множество проектов:

1. "Добровольческая социальная

клиника"; Первый крупный проект

елабужских волонтеров был направлен на психологическую, педагогическую и медицинскую помощь одиноким пожилым людям и детям с

ограниченными возможностями.

2. "Школа тренеров". "Школы тренеров" представляли собой 5-7

дневные семинары-"погружения" для школьников и студентов, направленные на обучение их методам работы по профилактике употребления

психоактивных веществ, формирования здорового образа жизни среди несовершеннолетних. Пройдя обучение, тренеры под кураторством психологов ЦСППН "Ариадна", проводили занятия по профилактике употребления психоактивных веществ в школах, ссузах и вузах Елабуги. За три года были подготовлено более ста тренеров,

большинство из которых стали

активными добровольцами.

3. "Школа общественного лидера".

"Школа Общественного Лидера" предполагала подготовку лидеров общественных объединений по различным направлениям деятельности, расширения их творческого потенциала и повышения гражданской

ответственности. Участники "Школы получили знания по планированию финансовой деятельности,

взаимодействию с органами власти, СМИ и другими организациями и т.д. Тренинги личностного роста позволили участникам развить и сформировать собственную активную жизненную стратегию, связанную с общественной жизнью города, решить личностные проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. "Практическая академия

социального менеджмента". Ее цель -подготовка кадров для добровольческих объединений, повышение социальной

активности молодежи. В 2009 году первые 15 выпускников окончили

Академию, в 2010 г. Академию окончили 12 человек. Результатами проекта стало появление в Елабуге 7 новых общественных организаций.

5. "Республиканская Практическая

Академия социального менеджмента". Академия направлена на выявление и поддержку социально-активных и

желающих проявить социальную

активность граждан, проживающих или обучающихся на территории Республики

Татарстан, с целью их дальнейшего обучения технологиям управления общественными объединениями и навыкам социального лидерства. и др.

Важно отметить, что одной из основных целей всех проектов является формирования социально-нравственных ориентиров молодежи. Для разработки целостной и продуктивной модели формирования социально-нравственных ориентиров молодежи определим логическую цепочку построения такой модели [1, 2].

Определяя подходы и принципы формирования социально-нравственных ориентиров молодежи, можно выделить следующие подходы: аксиологический и проектно-развивающий.

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами -практическим и абстрактно-

теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход

[3].

Основной идеей аксиологического подхода является то, что вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Само понятие ценность по В.П. Тугаринову определяется как «не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала».

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.

Наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития - это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

К принципам аксиологического подхода относятся:

- равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;

- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга [11].

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат

понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности,

связанная с идеей справедливого общества, способного реально

обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации

заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических,

экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать

ценности коммуникативной,

сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры [4, 10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектно-развивающий подход - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью

практического или теоретического знания, способ организации познания; способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна

завершиться реальным практическим результатом.

Далее в рамках модели формирования социально-нравственных ориентиров молодежи, необходимо определить

содержание системы социальнонравственных ориентиров, включающую личностные и общесоциальные ценности. Определив состав социальнонравственных ориентиров необходимо

разработать технологию формирования отдельных элементов, которая

заключается в поэтапном и последовательном формировании

личностных и общесоциальных ценностей у молодежи посредством набора проектов [5].

Основными направлениями

деятельности, которые реализуются в ходе проектов являются:

- популяризация идей

добровольчества, осуществление

рекламно-информационной деятельности;

- развитие социальной системы,

создание оптимальных условий для распространения волонтерского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

движения и активизации участия молодежи в социально-значимых акциях и проектах;

- вовлечение молодежи в проекты,

связанные с оказанием социально-

психологической и социальнопедагогической поддержки различным группам населения;

- участие в подготовке и проведении

массовых социально-культурных,

информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

- реализация программ

профилактической и информационнопропагандистской направленности;

- налаживание сотрудничества с

Литература:

1. Аминов Е.А., Молоканов М.В. Специальные особенности школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 74-83.

2. Большой толковый социологический словарь: В 2-х томах. Т. 1. / Пер. с англ. М.: Вече АСТ, 1999.

3. Веселова В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: Дис. ...канд. пед. наук. Армавир, 2001.

4. Веселова В.Г., Матяш Н.В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления. Брянск: Изд-во БГУ, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальными партнерами для совместной социально-значимой деятельности;

- создание и использование

межрегиональных связей с другими общественными (волонтерскими)

организациями для совместной социально-значимой деятельности;

- организация обучающих семинаров для участников волонтерского движения;

- воспитание у молодежи активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

- поддержка и реализация социальных инициатив молодежи;

- подготовка и поддержка молодежных лидеров;

- координация деятельности волонтеров [6, 7, 8].

Технология формирования социальнонравственных ориентиров молодежи в условиях регионального

добровольческого движения волонтеров

организационно-условия их

оценки уровня

социально-молодежи разработать и уровни.

обуславливает педагогические формирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее для

сформированности нравственных ориентиров необходимо

соответствующие критерии Таким образом, данная модель формирования социально-нравственных ориентиров молодежи в условиях регионального добровольческого

движения волонтеров в своей

целостности и функциональности позволит достигнуть поставленных целей.

5. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московский учебник, 1996.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

7. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практических психологов / Вестник практической психологии образования. 2005. № 1-2.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

9. Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Дис. ... д-ра психол. н. М., 1998.

10. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического обра-

зования / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

References:

1. Aminov E.A., Molokanov M.V. Special'nye osoben-nosti shkol'nyh psihologov // Voprosy psihologii. 1992. № 1-2. S. 74-83.

2. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar': V 2-h to-mah. T. 1. / Per. s angl. M.: Veche AST, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Veselova V.G. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija professional'noj kompetentnosti budush-hego uchitelja v uslovijah shirokoj social'noj konkuren-cii: Dis. ...kand. ped. nauk. Armavir, 2001.

4. Veselova V.G., Matjash N.V. Proektnaja dejatel'nost' budushhego uchitelja: problemy professional'nogo sta-novlenija. Brjansk: Izd-vo BGU, 2002.5. Gromyko Ju.V. Proektirovanie i programmirovanie razvitija obrazovani-

ja. M.: Moskovskij uchebnik, 1996.

6. Davydov V.V. Teorija razvivajushhego obuchenija. M., 1996.

7. Dubrovina I.V. O professional'noj podgotovke prakti-cheskih psihologov / Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2005. № 1-2.

8. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. M.,

1999.

9. Isaev E.I. Osnovy proektirovanija psihologicheskogo obrazovanija pedagoga: Dis. ... d-ra psihol. n. M., 1998.

10. Matjash N.V. Psihologija proektnoj dejatel'nosti shkol'nikov v uslovijah tehnologicheskogo obrazovanija / Pod red. V.V. Rubcova. Mozyr': RIF «Belyj veter»,

2000.

11. Slobodchikov V.I. Harakteristika jetapov social'no-pedagogicheskogo proektirovanija// Uchitel'skaja gazeta. № 41-45. 1992.

Халиков Р. Ф. (г. Казань), руководитель межрегионального добровольческого движения «Волонтер» (молодежная общественная организация РТ), аспирант Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Halikov R.F. (Kazan), head of the interregional volunteer movement "Volunteer» (the youth public organization RT), graduate student of Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE