УДК 37.03 ББК 74.200.51
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(на примере AHO «Танаис», г. Воронеж)
Трофимова Нелли Михайловна, доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета, Паршина Юлия Вячеславовна, аспирант (г. Воронеж)
Аннотация. Авторы рассказывают о волонтерском движении, его истории и об опыте работы Автономной Некоммерческой Организации « Танаис» (г. Воронеж) по нравственному воспитанию подростков с применением воспитательного потенциала волонтерского движения.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерское движение, нравственное воспитание, молодежная организация, палаточный лагерь, общественно полезный труд.
MORAL UPBRINGING OF TEENAGERS IN VOLUNTEER YOUTH
ORGANIZATION
(by the example of NGO "Tanais", Voronezh)
Trofimova N.M., doctor of pedagogical science, professor Parshina Y.V. (Voronezh)
Abstract. Authors tell about volunteer movement, its history and experience of NGO "Tanais" (Voronezh, Russia) in moral upbringing of teenagers with the help of volunteering.
Key words: volunteerism, volunteer movement, moral upbringing, youth organization, camp site, socially useful work.
Реформы девяностых годов оказали огром- нерской и комсомольской организаций приве-ное влияние на мировоззрение современного ло к изменению системы воспитания. Целое поколения. Прекращение деятельности пио- поколение молодежи лишилось нравственных
225
ориентиров в системе общественных отношений.
На современном этапе развития имеется тенденция переноса западный ценностей в современное российское общество, вследствие чего в сознании подростков превалирует принцип личной успешности и достижения жизнен-нык целей любым способом [1, с. 24]. Перед развивающейся личностью встает вопрос выбора между тем, как надо поступить в той или иной ситуации, и собственными интересами, между личным и общественным, между собственной выгодой и благом другого человека.
В этих условиях актуализируется проблема нравственного становления личности старшего подростка. Не случайно, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2] важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Модернизация образования Российской Федерации предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения, которые реализуются в раскрытии потенциала молодежи, её социализации и самореализации, в развитии особенностей, позволяющих личности самостоятельно увидеть проблемы общества и выбрать наилучшие пути их решения. Стратегия государственной молодежной политики, разработанная на период до 2016 года, определяет совокупность приоритетных направлений её развития. Они предполагают участие молодежи в реализации национальных проектов, вовлечение в социальную практику, развитие созидательной активности и потенциальных возможностей личностного роста молодых людей [5]. Данная работа осуществляется, согласно четырем проектам, один из который - «Доброволец России». Его реализация предполагает мотивацию подрастающего поколения к оказанию помощи нуждающимся в поддержке людям и проявлению инициативы в решении социальный проблем. Для осуществления этих задач разрабатываются пути вовлечения юношей и девушек в волонтерскую деятельность. Получают поддержку организации, направленные на привлечение молодежи к добровольческому труду.
Современное волонтерское движение распространено по всему миру и является значимым ресурсом развития общества. Оно представлено в более чем 90 странах мира и состоит из множества крупнейших организаций (Красный Крест, Армия спасения, Волонтеры ООН и другие). Как известно, волонтерство - это добровольная деятельность людей на безвозмездной основе, направленная на достижение социально значимых целей и решение проблем общества. А волонтеры - люди, работающие в какой-либо области по своей воле, а не по принуждению, на благо других людей без материального вознаграждения.
Феномен волонтерства характеризуется видовым разнообразием. В зависимости от выбранного основания нами выделены следующие виды волонтерства.
1) по времени, затраченному на волонтерскую деятельность, можно выделить: а) длительное волонтерство - участие в добровольческих проектах длительное время, от года и больше, на регулярной, предусмотренной графиком основе. Это волонтерство в традиционном понимании слова; б) краткосрочное или эпизодическое волонтерство - участие в непродолжительных добровольческих проектах или участие в длительных на нерегулярной основе, время от времени. К этой группе относят добровольцев, потративших на волонтерскую деятельность менее 25 часов в год;
2) по месту работы можно выделить следующие подгруппы: а) местное волонтерство -добровольческая деятельность в сообществе в пределах своей школы, университета, поселка, города или страны; б) международное волонтерство - работа на территории чужого государства в программах, направленный на развитие стран третьего мира. Этот вид добровольчества - доступное средство познания новык стран и культур, расширения кругозора, а также приобретения новык друзей и знакомых по всему миру; в) онлайн или виртуальное волонтерство - участие в волонтерских проектах через всемирную сеть Интернет, выполнение разнообразных заданий: перевод документов, рецензия различнык книг и изданий, разработка логотипов, листовок, планов деятельности организации, руководство
онлайн дискуссиями, созданием виртуальных библиотек и ир; г) волонтерство по принципу прямого общения - люди, занимающиеся волонтерской деятельностью в реальной жизни, общаются между собой и с благополучателями по принципу «лицом к лицу»;
3) по возрастным группам выделяются:
волонтеры-подростки - тинейджеры в возрасте от 11 до 15 лет, занятые в добровольческих проектах на благо своего сообщества. Участие в добровольческой деятельности проходит под присмотром родителей или учителей;
волонтеры-студенты - данная группа распространена в основном в зарубежных странах, где студенты за участие в добровольческих проектах получают зачетные единицы, которые учитываются при сдаче экзаменов;
семейные волонтеры - участие в добровольческом проекте всей семьи, что предполагает значимый труд на благо нуждающихся и всего общества, а также укрепление отношений внутри одной отдельно взятой семьи;
4) по различным видам занятости определяются: а) 1СТ волонтеры - добровольцы, использующие в качестве основы своей работы информационные и коммуникационные технологии. В основном они заняты распространением источников информации (Интернет, мобильная связь, радио- и телевизионное вещание) в отдаленных или неразвитых регионах Земли; б) музейные волонтеры - часто работают в небольших местных музеях, основывая и поддерживая их работоспособность на личной инициативе; в) «ответственные» волонтеры - люди, занятые созданием положительного образа волонтер-ства. Часто показывают этические преимущества добровольчества и подчеркивают важность и необходимость волонтерства в современном мире; г) корпоративные волонтеры - участвуют в краткосрочных проектах в целях укрепления командного духа в коллективе. Данный вид добровольчества позволяет задействовать разнообразные ресурсы компании (транспорт, расходные материалы, помещения), а не просто переводить деньги фондам или другим благотворительным организациям. Он позволяет всем желающим работникам реализовать свою социальную активность, появляется возможность привлекать
к волонтерству друзей и членов семей; д) волонтеры, приобретающие опыт работы, - люди, занятые в добровольческой деятельности с целью получения опыта работы в интересующей их сфере деятельности.
Необходимо заметить, что идеи волонтерства в России существовали задолго до реформ последней декады XX века. В развитии добровольческого движения существенное место занимал труд на общественных началах, широко используемый в Советском Союзе. Наиболее широко общественно полезный труд распространился в период деятельности Всесоюзной Пионерской Организации им. В.И. Ленина среди учащихся школ. В годы становления Советской власти пионеры оказывали помощь в социалистическом строительстве, боролись с неграмотностью. Трудовое воспитание было одной из центральных задач в практической деятельности пионерской организации.
Одним из ярчайших примеров добровольного труда является Тимуровское движение, которое по видам и форме работы максимально приближено к волонтерскому движению современного периода. Тимуровцы появились в СССР среди пионеров и школьников под влиянием повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (1940). Содержание данного движения: помощь старикам, семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, колхозам и совхозам, детсадам, благоустройство населенных пунктов, уход за могилами погибших воинов и др [3, с. 1340]. Аркадий Гайдар предложил новые идеи организации самодеятельного инициативного объединения, осуществляющего заботу о людях, нуждающихся в помощи. В тимуровском движении соединились, с одной стороны, душевный порыв, полет фантазии и детской романтики, с другой, забота о Родине, людях, чувство ответственности. Важным является то, что деятельность этого движения основывалась на тайне, то есть тимуровцы не ждали благодарности или похвалы. Тимуровское движение было широко распространено по всей стране. Так, в годы Великой Отечественной войны действовали более тысячи тимуровских отрядов, которые брали шефство над госпиталями: они выступали с концертами перед ранеными, ока-
227
зывали помощь медперсоналу, помогали семьям фронтовиков, собирали деньги для эвакуирован-нык, а бойцам Красной Армии готовили посылки с теплыми вещами, вышитыми кисетами, носовыми платками. В 1942-1943 гг. только пионеры Воронежской области отправили фронтовикам 2500 посылок [6, с. 81].
Участие подростков в деятельности тимуровских команд, основанное на добровольном стремлении каждого тимуровца осуществлять общественно полезную деятельность, а также на их самоорганизации и независимости от взрос-лык, являлось фактором формирования и развития социально ценных качеств личности: альтруизм, энтузиазм, оптимизм, стремление к творческому саморазвитию, самоорганизация деятельности, лидерские качества.
Идеи Тимуровского движения нашли продолжение и развитие в коммунарском движении, благодаря И.П. Иванову. Создатель методики увидел, что инициатива и самостоятельность в делах на пользу и радость людям меняет весь характер отношений. В детском общественном объединении возникает азартная весёлая творческая атмосфера, заражающая всех желанием действовать.
Идея бескорыстной, социально значимой деятельности и заботы постоянно находила реализацию в конкретных делах юных коммунаров [4]. Понятие «забота» несло центральную нагрузку как действенное проявление гуманизма, как нравственно мотивированную деятельность. Огромную роль в распространении коммунарс-кой методики сыграло то, что она была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», что принесло ему легендарную славу и породило модификацию идей в виде «орлятской методики».
Таким образом, идеи о том, что добровольный труд создает предпосылки для решения имеющихся у школьников социальный, коммуникативных, воспитательных проблем, использовались в отечественной педагогике на протяжении долгого времени. Наиболее ценными из них явились: добровольное стремление субъекта осуществлять общественно полезную деятельность; самоорганизация и независимость от взрослых; самоформирование востребованных социально ценных качеств личности. Поэтому
очены важно исполызоваты их на современном этапе развития общества, но в новой модифицированной форме, в форме молодежного волонтерского движения.
Высокий воспитателыный потенциал волонтерского движения обыясняется наличием у старших подростков и студентов потребности в социалыно активном поведении, в оказании помощи другому человеку. Волонтерство является средой нравственного становления личности, при котором происходит переход от пассивного восприятия жизни к активной гражданской позиции. Особенностями воспитателыного процесса с исполызованием принципов волонтерской деятелыности являются готовносты изме-ниты себя и свое поведение с учетом понимания проблем другого человека, умение корректиро-ваты свои желания с учетом потребностей общества, готовности к самосовершенствованию, к творческой самореализации.
Волонтерские организации являются средством социализации, решения сложных педагогических проблем отделыного человека, общества, окружающей среды. В обыединении через совместную деятелыносты с другими людыми подросток может обрести знание межличностных отношений, возможносты примениты эти знания, приобрести тем самым коммуникативные навыки и научитыся анализироваты окружающую действителыносты. Участие в волонтерском движении помогает становлению нравственности подростка в силу обретения базовых ценностей и ориентиров, позволяющих вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизны.
Волонтерская деятелыносты отражает принцип единства процессов воспитания, обучения и развития. Веды в ходе безвозмездного труда подростки приобретают практические навыки и получают новые знания, необходимые для далы-нейшего профессионалыного самоопределения. Однако, что более важно, участвуя в деятелыно-сти волонтерских организаций, подростки приобретают глубокие нравственные качества (сочувствие, алытруизм, самоотдача и др.), которым нелызя обучиты в школе и который так не хватает современным школыникам. В условиях деятелы-ности волонтерской организации нравственное воспитание старших подростков идет по двум
228
направлениям: внешнему (положительный пример сверстников, применение метода воспитывающих ситуаций, предложенных самой жизнью, внешнее стимулирование подростков к участию в волонтерской деятельности организаторами и руководителями) и внутреннему (самоубеждение, самовнушение необходимости во-лонтерства, рефлексия).
Возникает закономерный вопрос: что же заставляет молодых людей принимать участие в волонтерской деятельности? Какова мотивация волонтеров? Для молодежи одной из ведущих потребностей является ее востребованность обществом. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении на равных. Сильны мотивы, связанные с потребностью получения новых навыков и знаний. Однако, основная причина волонтерской деятельности подростков - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности молодого человека, чем навязанная извне.
Интересный опыт волонтерской деятельности накоплен в Автономной Некоммерческой Организации «Танаис» в Воронеже. Каждый год в этой молодежной организации школу трудового и нравственного воспитания проходят до 300 человек. Основными видами деятельности организации являются:
• организация досуга воспитанников детских домов и интернатов;
• организация игровых палаточных лагерей для школьников;
• проведение туристических слетов;
• участие в археологических и этнографических экспедициях;
• реконструкция исторических памятников;
• реализация экологических проектов.
Деятельность организации базируется на
программе нравственного становления личности подростка в условиях волонтерского движения «Радужный мир». Радуга появляется при преломлении самого обычного солнечного света через призму, капельку воды и т. д. Из этого природного явления и сформулирована одна из основных идей программы - «Увидеть необычное в обычном». Все подростки индивидуальны и неповторимы. Они, как капелька воды, которая
при лучике света начинает переливаться и светиться всеми цветами радуги. Мероприятия, направленные на нравственное становление подростка, помогают раскрыть и реализовать возможности каждого человека, способствуют самопознанию и саморазвитию личности.
«Радужный мир» - комплекс мероприятий по следующим направлениям: культура (оранжевый цвет), творчество (красный цвет), спорт (фиолетовый цвет), туризм (зеленый цвет), милосердие (голубой цвет), семейные ценности (желтый цвет), экология (зеленый цвет). Эти семь цветов «радужного мира» понятны каждому человеку. Деятельность на основном этапе реализации программы осуществлялась по этим семи блокам. Избранные направления (различные цвета) позволяют реализовывать многообразные проекты и мероприятия в рамках волонтерского движения, общей целью которых является нравственное становление подростков. В данном случае радуга -это воплощение нравственного человека, который является всесторонне развитой личностью и не сможет пройти мимо несчастья другого человека или остаться безучастным к социальным проблемам общества.
Все мероприятия организовываются и выполняются силами волонтеров-школьников и студентами Воронежских ВУЗов.
Отличительной чертой Автономной Некоммерческой Организации «Танаис» при организации лагерей является наличие обязательной волонтерской работы (археологические раскопки, помощь музеям, лесничеству). Ролевые игры направлены на воспитание общечеловеческих нравственных принципов, честности, взаимопонимания, порядочности.
Особый интерес для подростков представляет ролевая игра «Останься человеком» (проводится с 2003 года). Данный проект осуществляется на базе палаточного лагеря «Танаис» и направлен на охрану окружающей среды, пропаганду здорового образа жизни и укрепление духовно-нравственного здоровья детей и подростков.
Подросткам была предложена игра «Останься человеком», смысл и направленность которой присутствуют уже в названии. В проекте принимают участие воронежские школьники и
229
воспитанники Мировского детского дома (Па-нинский район, Воронежская область). Разбившись на команды, ребята получают виртуальную возможность пропутешествовать во времени по историческим эпохам. За десять дней лагеря они проходят долгий путь от первобытнообщинного строя до современности, при этом не только узнают много нового и интересного про своих предков, но и учатся работать в команде, думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. За выполнение разнообразных заданий, интеллектуальных викторин, спортивных эстафет, творческих конкурсов ребята получают баллы на весь отряд, которые на вечернем огоньке должны распределить между участниками совместной деятельности. Этот процесс уже сам по себе является нравственной задачей. Коллективу необходимо решить, кто приложил больше усилий для её реализации. Необходимо уметь выслушивать оценки своей деятельности: как позитивные, так и негативные.
Ни один день не проходит без добровольного, общественно полезного труда. Ребята работают в лесхозе на прополке молодык посадок, в Доме-музее им. Дмитрия Веневитинова, где помогают содержать усадьбу в чистоте и порядке, принимают участие в экологических десантах, направленных на очистку поймы реки Воронеж и родников. Подростки проходят первичную социализацию: учатся готовить еду, разводить костер, обслуживать себя в быту. Немаловажными являются и практические навыки, приобретенные в прикладных мастерских: оригами, бисероплетение, лепка из глины, резьба по дереву, художественная роспись, фотодело. Все большей популярностью пользуется психологическая мастерская «Познай себя», где ребята получают возможность раскрыть свой собственный потенциал.
Реализация добровольческих проектов АНО «Танаис» силами волонтеров наглядно подтверждает важность и необходимость использования потенциала волонтерского движения в нравственном развитии молодежи. В процессе волонтерской деятельности расширяется представление ребят о том, кем и каким надо быть в обществе. Эти проекты, имеющие в своей основе принципы молодежного волонтерского движе-
ния, формируют опыт отношений, подчеркивают, что всегда надо оставаться добрым, отзывчивым, чутким к чужим проблемам человеком, независимо от того, в каких условиях ты находишься.
В жизни молодого человека возникают ситуации, когда он сталкивается с социальной несправедливостью и встаёт перед выбором: пройти дальше, сделать вид, что ничего не заметил, или попытаться помочь разрешить эту ситуацию. Большинство подростков, занятых в волонтерском движении, уже сделали свой выбор, они осознали, что в их силах сделать мир лучше. Совершать нравственный выбор всегда труднее. Самостоятельный, свободный выбор, честный поступок существенно укрепляют нравственный стержень, действенное мировоззрение, актуальную жизненную позицию подростка. Человек, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, добиться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго [128].
Литература:
1. Гаерое, С.Н. Образование в процессе социализации личности / С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров // Вестник УРАО. - 2008. - № 5. - С. 21-29.
2. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»/ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Электронный ресурс: http://www.akdi.ru/econom/program/41.htm
3. Советский энциклопедический словарь / научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). -М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.
4. Соколое, Р.В. поисках «настоящей социальной педагогики» - журнал «Технология альтруизма», электронный ресурс http://altruism.ru/sengine.cgi/ 5/7/8/17/1
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Электронный ресурс: http:// vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php
6. Суеороеа, Л.А. Деятельность пионерской организации в борьбе за знания в период её становления: дис. ... на соискание ученой степени канд. пед. наук / Л.А. Суворова. - М., 1982. - 228 с.
230