Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ДЕТИ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Испулова Светлана Николаевна, Большакова Наталья Леонидовна, Бочкарев Илья Васильевич, Виноградова Екатерина Дмитриевна, Погорельская Александра Алексеевна

В статье рассматриваются особенности влияния волонтерской деятельности на профессиональную подготовку студентов обучающихся по направлению «социальная работа», к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Обобщен опыт вовлечения студентов кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» в реализацию социального проекта «Площадка семейного сотворчества - растем вместе!», реализуемого благотворительным фондом «Металлург». Результаты проведенного авторами эмпирического исследования, включающего в себя методы анкетирования и беседы, подтверждают рабочую гипотезу авторов о роли волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Волонтерская работа в социально-образовательном пространстве дает предпосылки к поддержанию гуманизации в социуме, а также способствует эффективному построению тесных взаимосвязей между различными возрастными и социальными группами населения (дети, студенты, родители детей, специалисты фонда, преподаватели кафедры). Такой род деятельности способствует изменению мировоззрения студентов, развивая у них различные дополнительные умения, дает им возможность объединиться, открыть что-то новое для себя, быть полезными и нужными для окружающих. Все это способствует развитию личных и профессиональных качеств студентов. На основании изученного материала, результатов собственного исследования авторами разработаны рекомендации для студентов, не имеющих опыта взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях предотвращения трудностей, которые могут возникнуть в процессе интеграции студентов в волонтерскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Испулова Светлана Николаевна, Большакова Наталья Леонидовна, Бочкарев Илья Васильевич, Виноградова Екатерина Дмитриевна, Погорельская Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR THE SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the features of the influence of volunteering on the professional training of students studying in the direction of “social work”, to the social rehabilitation of children with disabilities. The experience of involving students of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Nosov Magnitogorsk State Technical University “ in the implementation of the social project “A platform for family co-creation - we grow together!”, implemented by the Metallurg Charitable Foundation. The results of the empirical study conducted by the authors, which includes the methods of questioning and conversation, confirm the working hypothesis of the authors about the role of volunteering in the professional preparation of students for the social rehabilitation of children with disabilities. Volunteer work in the social and educational space provides the prerequisites for maintaining humanization in society, and also contributes to the effective construction of close relationships between different age and social groups of the population (children, students, parents of children, fund specialists, teachers of the department). This kind of activity contributes to changing the worldview of students, developing various additional skills in them, gives them the opportunity to unite, discover something new for themselves, be useful and necessary for others. All this contributes to the development of personal and professional qualities of students. Based on the studied material, the results of their own research, the authors developed recommendations for students who have no experience of interacting with children with disabilities in order to prevent difficulties that may arise in the process of integrating students into volunteer activities.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Волонтерская деятельность в профессиональной подготовке студентов к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Испулова Светлана Николаевна,

канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО < E-mail: sispulova@mail.ru

МГТУ им. Г.И. Носова»

Большакова Наталья Леонидовна,

ст. преподаватель ФГБОУ ВО «БашГУ» E-mail: BolshakovaNL@mail.ru

Бочкарев Илья Васильевич,

студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. E-mail: b-ilya@mail.ru

Носова»

Виноградова Екатерина Дмитриевна,

студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» E-mail: katyxaa123456789@gmail.com

Погорельская Александра Алексеевна,

студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» E-mail: pogorelskaya_sasha @mail.ru

В статье рассматриваются особенности влияния волонтерской деятельности на профессиональную подготовку студентов обучающихся по направлению «социальная работа», к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Обобщен опыт вовлечения студентов кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» в реализацию социального проекта «Площадка семейного сотворчества - растем вместе!», реализуемого благотворительным фондом «Металлург». Результаты проведенного авторами эмпирического исследования, включающего в себя методы анкетирования и беседы, подтверждают рабочую гипотезу авторов о роли волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Волонтерская работа в социально-образовательном пространстве дает предпосылки к поддержанию гуманизации в социуме, а также способствует эффективному построению тесных взаимосвязей между различными возрастными и социальными группами населения (дети, студенты, родители детей, специалисты фонда, преподаватели кафедры). Такой род деятельности способствует изменению мировоззрения студентов, развивая у них различные дополнительные умения, дает им возможность объединиться, открыть что-то новое для себя, быть полезными и нужными для окружающих. Все это способствует развитию личных и профессиональных качеств студентов. На основании изученного материала, результатов собственного исследования авторами разработаны рекомендации для студентов, не имеющих опыта взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях предотвращения трудностей, которые могут возникнуть в процессе интеграции студентов в волонтерскую деятельность.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты, дети с ОВЗ.

Профессия «специалист по социальной работе» зародилась относительно недавно. В связи с этим на сегодняшний день данная специальность имеет тенденцию к различным изменениям с инновационными подходами в целях повышения эффективности социальной деятельности. Обществу необходимы компетентные специалисты в сфере социальной работы, поэтому актуальной темой является вопрос о том, какие технологии обучения будущих специалистов по социальной работе позволят развить у них не только профессиональные качества, но и личные, которые необходимы любому специалисту, взаимодействующему с людьми [1].

На сегодняшний день во многих учебных заведениях зарождается инновационная технология обучения студентов путем привлечения их к волонтерской деятельности. Такой метод имеет тенденцию стать одним из приоритетных направлений профессионализации молодых специалистов, так как безвозмездная помощь и добровольческая деятельность в целом, позволяет раскрыть внутренний потенциал студентов, сформировать положительные качества, способствует развитию саморефлексии и желанию самореализоваться. Поэтому цель такой технологии обучения - создать условия для развития личности студента [8].

Актуальность исследования волонтерской деятельности студентов в организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что на сегодняшний день волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан. Организация волонтерской деятельности для студентов социальных профессий поспособствует развитию их личностных качеств и профессиональных компетенций.

Немало трудов отечественных ученых и специалистов в области социальной работы посвящено проблематике волонтерской деятельности. Такие исследователи, как Буслаева М.Е. [2], Васильева Н.В. [3], Кисиленко Д.Г. [5], Моисеева А.А. [8], Ооржак А.Б. [9] в своих научных работах делают акцент на социально-психологических особенностях процесса волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации детей с ОВЗ. О формировании профессиональных компетенций будущих пе-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см о см

дагогов в условиях инклюзии размышляют Кузьмина О.С. [7], Хафизуллина И.Н. [10], Хитрюк В.В. [11.

Целесообразность разработки темы определяется тем, что в современной России действуют тысячи общественных организаций, способствующих развитию и процветанию добровольческих программ и проектов, однако показатель вовлеченности молодых людей в подобные программы до сих пор остается низким.

На данный момент выделены следующие проблемы, препятствующие становлению волонтерской деятельности в современном российском обществе [6]:

- социально-психологические: недоверие граждан, пассивная позиция общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе;

- не проработанная законодательная сторона волонтерского движения, отсутствуют соответствующие нормы, механизмы защиты движения и его участников, механизмы решения конфликтных ситуаций;

- административные пороги: отсутствие потребности у государства в реализации программ, стимулирующих благотворительность добровольческого движения;

- технологическая проблема: проблема подготовки и обучения волонтеров, отсутствие официальных школ, правил, традиций волонтер-ства, социальных служб и социальных работников;

- отсутствие системы подготовки кадров, позволяющих постоянно поддерживать и совершенствовать необходимый для волонтера уровень компетенции;

- отсутствие структурных единиц, способствующих установлению диалога между представителями исполнительной власти, субъектами волонтерской деятельности, спонсорами и всеми нуждающимися в помощи;

- отсутствие механизмов мотивации и стимулирования волонтеров, отсутствие разработанных схем личностного роста активистов в волонтерской деятельности.

Поэтому считаем, что целесообразность разработки темы не вызывает сомнения.

Цель: на основе результатов эмпирического исследования изучить влияние волонтерской деятельности на развитие личных и профессиональных качеств студентов. Определить, способствует ли волонтерская деятельность студентов в организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья развитию личных и профессиональных качеств студентов.

Научно-теоретическая значимость работы: определена специфика влияния волонтерской деятельности на профессиональную подготовку студентов к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа.

База исследования: Благотворительный фонд «Металлург».

С января 2019 г. по июнь 2022 г. студенты, обучающиеся по направлению подготовки «социальная работа», участвовали в реализации проекта «Площадка семейного сотворчества - растём вместе». Целевой группой проекта являются 24 семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящие на учёте фонда. Проект реализуется совместно с преподавателями и студентами кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Задача студентов-волонтеров состояла в организации занятий группы детей с целью их социальной реабилитации и социализации. Каждое занятие было посвящено определенной теме и носило развивающий характер. Использовались различные формы и методы организации деятельности детей: игры, викторины, командные соревнования, индивидуальная работа, различные методы арт-терапии. Занятия проводились в течение двух часов еженедельно для каждой из двух групп детей, состоящей из 12 человек.

По завершении своей деятельности в проекте, со студентами проводилась беседа, где каждый делился своим опытом и впечатлением, также была предоставлена анкета, цель которой - определить уровень интеграции студентов в волонтерскую деятельность и изучить влияние волонтер-ства на развитие личных и профессиональных качеств студентов.

В опросе приняли участие 100 студентов, обучающихся по направлению подготовки «социальная работа».

Проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки «социальная работа», успешно интегрировались в волонтерскую деятельность и имеют возможные перспективы для роста в данной сфере. Такое заключение подтверждается следующими аргументами. Все респонденты согласны с цитатой Владислава Лоранца: «Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие». Согласие с данным выражением автоматически определяет склонность студентов к желанию помогать нуждающимся. Это качество является одним из важнейших в работе с людьми. Кроме того, мы узнали, что все респонденты уже были знакомы с волонтерской деятельностью. Благодаря привлечению кафедры их к волонтерству, они имеют опыт организации культурно-досуговых мероприятий, связанных с тематическими праздниками, в таких социальных учреждениях, как комплексные центры социального обслуживания населения, детская больница, дом «Ветеран» и центр «Материнство» благотворительного фонда «Металлург».

Немаловажным фактором является то, что все студенты положительно относятся к привлечению их кафедрой к благотворительной деятельности. Респонденты считают, что это поможет им сформировать профессиональные компетенции в сфере социальной работы. Студенты утверждают, что

волонтерская деятельность развивает у них такие личные и профессиональные качества, как коммуникабельность, толерантность, гуманность, тактичность, ответственность, организованность, эмоциональный интеллект, нравственность.

Большинство (80%) студентов-волонтеров считают, что их деятельность, направленная на социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья является эффективной. В процессе работы были применены такие технологии социальной реабилитации, как арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротера-пия, а также проведение занятий с физическими упражнениями, дыхательной и пальчиковой гимнастикой.

Мы узнали, что большая часть респондентов (70%) в будущем планирует продолжать заниматься благотворительной деятельностью. Данный факт является подтверждением того, что привлечение студентов к волонтерству, способствует развитию добровольческой деятельности в обществе, что несет положительные результаты, как для отдельно взятой личности, так и для социума в целом.

Для улучшения качества социальной реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, некоторые студенты предложили следующие механизмы: увеличение количества часов для проведения занятий, привлечение большего количества волонтеров, проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими более сложные нарушения, распределение детей с ограниченными возможностями здоровья на группы по степени нарушений в целях оптимизации процесса реабилитации.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что вовлечение студентов в реализацию социального проекта, с одной стороны, способствовало их профессиональному становлению в плане обретения уверенности, развития важных профессиональных качеств и умений, а, с другой стороны, развитию их личностных качеств.

На основе полученных данных путем анкетирования и проведенной беседы, были сформулировали рекомендации для студентов, которым предстоит участие в организации социально-реабилитационной деятельности с детьми с ОВЗ.

1. Моральная подготовка. Студентам необходимо заранее подготовить себя к встрече с особенными детьми, почитать информацию, посмотреть документальные ознакомительные фильмы про то, как живут дети с ОВЗ и как с ними взаимодействовать.

2. Составить программу занятий и распределить задачи. В процессе социальной реабилитации детей с ОВЗ студенты не просто проводят время с ними, их цель - организовать детей для проведения различных тематических занятий, направленных на обучение, развитие и формирование различных практических навыков.

3. Эмоциональное принятие. Людям, которые никогда в своей жизни не сталкивались с детьми

с ОВЗ, бывает сложно в общении с ними. Поведение таких детей, в силу своих индивидуальных особенностей, может пугать и отталкивать, поэтому студентам необходимо осознать, что вины самих детей в этом нет и принять их такими, какие они есть. В этом может помочь беседа с одногруппни-ками, преподавателями, близкими людьми.

4. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален. Говоря о детях с особенностями, мы понимаем, что поведение ребенка во много зависит от его заболевания. У некоторых детей, посещающих центр, нет физических ограничений, но имеются психические расстройства. С такими детьми выстраивать общение сложнее. Поэтому, для начала необходимо понаблюдать за ребенком, проанализировать его поведение, реакции, то, как он общается с родителями, с другими детьми, после чего сформировать индивидуальный маршрут для этого ребёнка. Это позволит почувствовать ему, что его понимают и ребенок откроется, что поспособствует доверительным отношениям, в которых реабилитация будет более прогрессивна.

5. Эмоциональная обособленность. Несмотря на то, что волонтерская деятельность в организации социальной реабилитации с детьми с ОВЗ, сама по себе предполагает эмоциональные потрясения, как для студентов, так и для детей, первым необходимо контролировать свой эмоциональный фон, чтобы не проникаться излишне судьбой ребенка. Эмпатия и сочувствие - это положительные качества для любого человека, но важно оставаться в рациональном и ресурсном состоянии, не поддаваться чувству жалости к детям, ведь социальная реабилитация имеет цель научить детей быть более самостоятельными и социализированными. Излишняя жалость и сочувствие к ним может привести к тому, что дети будут чувствовать себя неполноценными, развиваться и учиться чему-то новому - для них будет бессмысленно. Для самих студентов это также может быть опасно, ведь помимо волонтерства у них есть множество других сфер деятельности, которые могут пострадать из-за эмоционального истощения.

Литература

1. Белясова, И.Ю. Влияние добровольческой деятельности на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов // Сборник конференции НИЦ Социосфера. 2014. № 29. С. 74-80.

2. Буслаева, М.Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ // Научные исследования. 2016. № 2. С. 87-89.

3. Васильева, Н.В. Социальная реабилитация инвалидов. Москва: «Лань», 2014. С. 82.

4. Ельникова, Г.А. Проявление субъектности студенческой молодежи в общественной и частной жизни // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 4(45). С. 11-14.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

5. Кисиленко, Д.Г. Волонтерство драйвер роста гражданского участия российской молодежи // Управление городом: теория и практика. 2018. № 1 (28). С. 105-109.

6. Косова, У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 45-54.

7. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2015. 319 с.

8. Моисеева, А.А. Волонтерские объединения и их значимость в социальной сфере общественной жизни // Академический вестник. 2017. № 2 (28). С. 142-149.

9. Ооржак, А.Б. Формирование личности студентов в процессе волонтерской деятельности // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-2 (59). С. 105-110.

10. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Астрахань, 2008. 22 с.

11. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: диссертация .доктора педагогических наук. Калининград, 2015. 390 с.

VOLUNTEER ACTIVITY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR THE SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Ispulova S.N., Bolshakova N.L., Bochkarev I.V., Vinogradova E.D., Pogorel-skaya A.A.

Nosov Magnitogorsk State Technical University; Bashkir State University

The article discusses the features of the influence of volunteering on the professional training of students studying in the direction of "social work", to the social rehabilitation of children with disabilities. The experience of involving students of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Nosov Magnitogorsk State Technical University " in the implementation of the social project "A platform for family co-creation - we grow together!", implemented by the Metallurg Charitable Foundation. The results of the empirical study conducted by the authors, which includes the methods of questioning and conversation, confirm the

working hypothesis of the authors about the role of volunteering in the professional preparation of students for the social rehabilitation of children with disabilities. Volunteer work in the social and educational space provides the prerequisites for maintaining humanization in society, and also contributes to the effective construction of close relationships between different age and social groups of the population (children, students, parents of children, fund specialists, teachers of the department). This kind of activity contributes to changing the worldview of students, developing various additional skills in them, gives them the opportunity to unite, discover something new for themselves, be useful and necessary for others. All this contributes to the development of personal and professional qualities of students. Based on the studied material, the results of their own research, the authors developed recommendations for students who have no experience of interacting with children with disabilities in order to prevent difficulties that may arise in the process of integrating students into volunteer activities.

Keywords: volunteer activities, students, children with disabilities. References

1. Belyasova, I. Yu. The influence of volunteer activity on the formation of professional competence of future teachers // Collection of the conference of SIC Sociosphere. 2014. No. 29. pp. 74-80.

2. Buslaeva, M.E. Preparation of student youth for organizing volunteer activities with children with disabilities // Scientific research. 2016. No. 2. pp. 87-89.

3. Vasilyeva, N.V. Social rehabilitation of disabled people. Moscow: "Lan", 2014. p.82.

4. Yelnikova, G.A. Manifestation of subjectivity of student youth in public and private life // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 4(45). pp. 11-14.

5. Kisilenko, D.G. Volunteerism is a driver of growth of civic participation of Russian youth // City management: theory and practice. 2018. No. 1 (28). pp. 105-109.

6. Kosova, U.P. Structural and substantive characteristics of volunteer activity // Herald of KRAUNTS. Humanities. 2011. No. 2. pp. 45-54.

7. Kuzmina, O.S. Preparation of teachers to work in inclusive education: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences. Omsk, 2015. 319 p.

8. Moiseeva, A.A. Volunteer associations and their significance in the social sphere of public life // Academic Bulletin. 2017. No. 2 (28). pp. 142-149.

9. Oorzhak, A.B. Formation of students' personality in the process of volunteer activity // New Science: experience, traditions, innovations. 2016. No. 1-2 (59). pp. 105-110.

10. Hafizullina, I.N. Formation of inclusive competence of future teachers in the process of professional training: abstract of the dissertation . candidate of Pedagogical Sciences. Astrakhan, 2008. 22 p.

11. Khitryuk, V.V. Formation of inclusive readiness of future teachers in conditions of higher education: dissertation . Doctor of Pedagogical Sciences. Kaliningrad, 2015. 390 p.

о с

u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CM CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.