Профессиональная подготовка студентов к социальной реабилитации детей с ОВЗ: на примере социально-проектной деятельности
Испулова Светлана Николаевна,
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Семенова Елена Викторовна,
канд. соц. наук, доцент, ФГБОУ ВО «БГПУ им. А. Акмуллы» E-mail: [email protected]
Большакова Наталья Леонидовна,
ст. преподаватель ФГБОУ ВО «БашГУ» E-mail: [email protected]
Бочкарев Илья Васильевич,
студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Виноградова Екатерина Дмитриевна,
студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Для качественной профессиональной подготовки студентов необходимо создание определенных условий, сочетание теоретической подготовки с практической деятельностью по формированию умений, навыков. В статье обобщен опыт профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «социальная работа», кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (далее МГТУ) по формированию знаний, умений, навыков социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) и их родителями. Представлен потенциал использования социально-проектной деятельности как одного из механизмов формирования профессиональной готовности студентов к реализации на практике разнообразных технологий, методов социальной реабилитации. Кроме того, авторы обращают внимание, что участие в реализации социального проекта требует значительной дополнительной работы студентов над собой, что способствует и их личностному развитию.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальная реабилитация.
о с
CJ
см
1Л
С апреля 2019 по ноябрь 2020 года Магнитогорский благотворительный фонд «Металлург» реализовал социальный проект «Площадка семейного сотворчества - растём вместе» (грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), а в 2022 году проект реализуется благодаря финансовой поддержки ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат».
Длительность проекта позволила применить наиболее эффективные методики по выработке самостоятельности, навыков социальной адаптации и подготовить детей целевой группы к будущей взрослой жизни. При разработке проекта был принят во внимание имеющийся отечественный и зарубежный опыт, научные и методические разработки, различные программы социально-бытовой, социально-средовой и социально-культурной реабилитации.
Проект реализуется совместно со специалистами и студентами кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».
Одной из важных проблем семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью является также недостаточная и компетентность родителей в вопросах ухода за детьми, реабилитации детей на дому, детско-родительского общения.
Проект «Площадка семейного сотворчества -растем вместе» предполагает создание условий для подготовки детей с ОВЗ и инвалидностью к самостоятельной жизни, оптимального развития и социальной адаптации, интеграции семьи и ребенка в общество посредством организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами на период занятости их родителей.
В рамках проекта реализуются следующие основные направления.
1. Социально-психологическая реабилитация предполагает психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми-инвалидами в рамках цикла занятий в «Школе для родителей», программа которой предусматривает обучение и консультирование родителей по вопросам ухода за детьми, реабилитации детей-инвалидов на дому, детско-родительского общения.
2. Социально-культурная реабилитация включает в себя посещение детьми совместно с родителями кинотеатра. На других площадках (аква-парк, Дино-парк, Дом кино, столовая «Ветеран» и др.) для детей и их родителей были организованы праздничные мероприятия. К проведению занятий и мероприятий по социально-культурной реабилитации детей-инвалидов привлекались во-
лонтеры, обучающиеся по направлению подготовки «социальная работа».
3. Физкультурно-оздоровительная реабилитация предусматривает оздоровительное купание детей-инвалидов и членов их семей в аквапар-ке; предоставление бесплатных путевок в ДООК «Уральские зори» с проживанием и питанием; однодневные оздоровительно-познавательные поездки за город с питанием, посещением зоопарка, аквапарка и анимационной программой.
4. Профессиональная ориентация включает в себя проведение мероприятий по профессиональному самоопределению детей. Проводились индивидуальные консультации, в рамках которых желающие могли получить всю необходимую информацию о программах подготовки, правилах поступления в учебные заведения.
Целевой группой проекта выступили 24 семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящие на учёте фонда.
В данной работе мы подробно остановимся на роли волонтеров - студентов в реализации проекта с одной стороны, а с другой стороны, и это является нашей целью, проанализируем участие студентов в этом проекте как механизм формирования знаний, умений, навыков для профессиональной деятельности в плане организации социально-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ и их родителями.
Для проведения занятий дети разделены на две группы (в зависимости от режима дня, текущих дел семьи) по 12 детей, каждая группа приходит на занятия в центр «Материнство» БФ «Металлург» на 2 часа в неделю. Отметим, что деление весьма условное и дети из первой группы могли прийти на занятия по времени второй группы и наоборот. Конечно, это доставляло некоторые неудобства, т.к. порой получалось, что группа состояла из 13-15 человек, но с другой стороны, дети общались между собой без ограничений по группам.
Кроме того, на занятия приходили не только непосредственно участники проекта, но и их старшие / младшие братья /сестры. Особенно важно их присутствие для тех детей, у кого нет в семье больше детей, кроме их самих.
Каждое занятие посвящено определенной тематике, которое сообщается детям в самом начале, когда они совместно со студентами образовывают круг, приветствуя друг друга.
Занятия проходят в игровой форме, в ходе которого обязательно выполняются дыхательная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, танцевальная минутка. Студенты организовывают разнообразные викторины, «походы», квесты. Безусловно, не все дети могут участвовать активно в течение двух часов в предлагаемых играх, поэтому параллельно с занятием для всех детей, всегда были те микро группы, состоящие из ребенка и студента, которые занимались тем, что на данный момент интересно именно этому ребенку, или на что он на данный момент способен. Часто это было составление мозаики, работа с карточками,
кубиками, массажными ковриками, рисование или раскрашивание карандашами.
Детям очень нравилось использовать возможности «мягкой комнаты» набор мягких геометрических фигур (строительство замков, проигрывание сказок в созданных декорациях, героями которых выступают дети и студенты, а также использование кукольного театра). Дети с удовольствием занимаются пескотерапией, бизибордами, учатся совместным настольным играм.
Кроме того, идет индивидуальная работа по методике Ф. Фребеля Изначально, была изучена методика работы Ф. Фребеля по использованию «Даров», но в ходе реализации проекта мы пришли к понимаю того, что четко следовать методике, практически, невозможно, так как дети имеют серьезные заболевания, их состояние здоровья очень сильно влияет и на их настроение, а следовательно, приходится менять на ходу и план занятия, набор «даров», рекомендуемые упражнения. В результате был разработан гибкий план работы с каждым ребенком, учитывая его диагноз, личностные особенности.
Отметим, что в конце занятий студенты, психолог, социальный педагог делают записи в индивидуальных журналах детей (достижения дня, особенности коммуникации и др.) По окончании месяца, полугодия, года, окончания проекта эти записи дают возможность проанализировать, насколько успешно идет реализация проекта каждого ребенка, есть ли личная динамика и многое другое.
Для того, чтобы качественно разработать план занятия с детьми, специалисты проекта достаточно много работают со студентами в плане реализации тех технологий, с которыми они были ознакомлены на лекциях в университете, но на практике не реализовывали никогда. В этом плане проект дает прекрасные возможности для приобретения студентами умений, навыков работы с детьми с ОВЗ, реализации технологий социальной, социально-педагогической работы на практике.
С целью определения самооценки своего участия в данном проекте мы провели анкетирование студентов, занятых в реализации проекта. Сбор данных проводился с 22 по 25 апреля 2022 года. В опросе приняли участие 13 человек, из них 11 женского пола и 2 мужского пола. До начала реализации проекта для них была организована «Школа волонтера», студенты прослушали цикл лекций, приняли активное участие в практических занятиях направленных на формирование знаний и умений по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, параллельно с мероприятиями проекта студенты осваивают такую учебную дисциплину, как «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями».
Самооценка студентов оценивалась через наличие динамики в их социально-психологической готовности к организации социальной реабилитации детей-участников проекта, в самооценке тех чувств, которые они испытывали до начала проек-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
та, в преддверии реализации проекта, и спустя 4 месяца работы в проекте. Эта динамика представлена в таблице.
Таблица 1. Испытываемые чувства к детям с ограниченными возможностями здоровья
Чувства До нача- В преддверии Сейчас (спустя
ла про- реализации про- 4 месяца рабо-
екта екта ты в проекте
жалость 3 2 1
страх 2 1 0
неловкость 5 4 3
переживание 3 6 3
«смогу ли я?»
Уверенность, 0 0 6
что приношу
пользу детям
о с
CJ
см л
Для оценки эффективности мероприятий проекта важно качество сопровождения детей с ограниченными возможностями, которое реализуют студенты, а оно, в свою очередь, напрямую связано с личностными особенностями самих студентов, их работой над собой, рефлексией.
За время реализации проекта изменилось отношение студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья, в этом они считают помогли:
- занятия в «Школе волонтеров» 4;
- общение с преподавателями-участниками проекта 4;
- общение с детьми 5.
Важно, что не только дети получают удовольствие от общения со студентами, но и студенты чувствуют удовлетворение, понимают важность работы с детьми-участниками проекта, все это способствуют и их личностному росту. Участие в проекте, по словам студентов, позволяет им:
- по-другому взглянуть на детей с ОВЗ 2;
- стать более уверенными в себе 2;
- ближе узнать одногруппников 4;
- применить на практике теоретические знания 9.
Таким образом, можно сделать заключение, что данный проект позволяет не только создать условия родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, для решения проблем личного характера; способствует социализации детей, но и предоставляет возможности для формирования у студентов, будущих специалистов по социальной работе, знаний, умений, навыков по социальной реабилитации детей с ОВЗ и их семей.
Литература
1. Афонькина, Ю.А. Инклюзивный потенциал образования как социальной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 3-1. С. 91-94.
2. Данько Ю.В. Социальная терапия: разноуровневые технологии преодоления деструктив-
ного поведения [Электронный ресурс]// дис. канд. филос. наук. Ростов. 2004. URL: https:// www .dissercat.com/content/sotsialnaya-terapiya-raznourovnevye-tekhnologii-preodoleniya-destruktivnogo-povedeniya (дата обращения: 13.03.2022).
3. Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры. Ученые записка ЗабГУ. 2016. № 2 (11) С. 135142.
4. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2015. 319 с.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/182563/ (дата обращения 09.04.2022).
6. О социальной защите инвалидов в РФ: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/9014513 (дата обращения 01.04.2022).
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 01.04.2022).
8. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Астрахань, 2008. 22 с.
9. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: диссертация .доктора педагогических наук. Калининград, 2015. 390 с.
10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2019. № 2. С. 58-64.
PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR THE SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES: ON THE EXAMPLE OF SOCIAL PROJECT ACTIVITIES
Ispulova S.N., Semenova E.V., Bolshakova N.L., Bochkarev I.V., Vinogradova E.D.
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Bashkir State Pedagogical University M Akmully, Bashkir State University
For high-quality professional training of students, it is necessary to create certain conditions, a combination of theoretical training with practical activities for the formation of skills, skills. The article summarizes the experience of professional training of students studying in the field of training "social work", the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education of the Nosov Magnitogorsk State Technical University (hereinafter referred to as the MGTU) on the formation of knowledge, skills, skills of social rehabilitation of children with disabilities health (hereinafter with HIA) and their parents. The potential of using social project activities as one of the mechanisms for the formation of professional readiness of students to implement in practice a variety of technologies, methods of social rehabilitation is presented. Except that the authors draw
attention to the fact that participation in the implementation of a social project requires significant additional work of students on themselves, which contributes to their personal development.
Keywords: vocational training, social rehabilitation.
References
1. Afonkina Yu.A. Inclusive potential of education as a social environment // Historical and socio-educational thought. 2016. No. 3-1. pp. 91-94.
2. Danko Yu.V. Social therapy: multi-level technologies for overcoming destructive behavior [Electronic resource]// dis. cand. philosophy Sciences. Rostov. 2004. URL: https://www.dis-sercat.com/content/sotsialnaya-terapiya-raznourovnevye-tekhnologii-preodoleniya-destruktivnogo-povedeniya (date of access: 03/13/2022).
3. Zaborina L.G., Glazkova Yu.V. Correction of the psycho-emotional state of children with autism spectrum disorders by means of canistherapy and physical culture. Scientists note Za-bGU. 2016. No. 2 (11) pp. 135-142.
4. Kuzmina O.S. Preparation of teachers for work in conditions of inclusive education: dissertation ... candidate of pedagogical sciences. Omsk, 2015. 319 p.
5. National doctrine of education in the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource]. Access mode: http:// base.garant.ru/182563/ (accessed 04/09/2022).
6. On the social protection of disabled people in the Russian Federation: Federal Law No. 181-FZ of November 24, 1995 [Electronic resource]. Access mode: http://docs.cntd.ru/docu-ment/9014513 (accessed 04/01/2022).
7. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 13, 2015) [Electronic resource]. Access mode: http://zakon-ob-obrazova-nii.ru/ (accessed 04/01/2022).
8. Khafizullina, I.N. Formation of inclusive competence of future teachers in the process of professional training: abstract of the thesis . candidate of pedagogical sciences. Astrakhan, 2008. 22 p.
9. Khitryuk, V.V. Formation of inclusive readiness of future teachers in the conditions of higher education: dissertation ... of a doctor of pedagogical sciences. Kaliningrad, 2015. 390 p.
10. Khutorskoy, A.V. Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education. Narodnoe obra-zovanie. 2019. No. 2. S. 58-64.