Подготовка профессорско-преподавательского состава к работе в инклюзивной образовательной среде
Испулова Светлана Николаевна,
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
Ибрагимова Альбина Ахметовна,
магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
Большакова Наталья Леонидовна,
старший преподаватель кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», [email protected]
Хамадеева Рита Хурматулловна,
канд. филос. наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», [email protected]
Для реализации инклюзивного образования необходимо создание и соблюдение основных четырех условий: наличие нормативно-правовой базы, материально-техническое обеспечение, позволяющее обучаться всем без исключения (вне зависимости от типа и вида нарушения развития, здоровья), наличие преемственности в плане обучения, воспитания, социализации учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, подготовленные к работе в инклюзивной образовательной среде кадры, в первую очередь, педагоги. В статье раскрыты содержание и направления подготовки профессорско-преподавательского состава к работе в инклюзивной образовательной среде. Представлены опыт и результаты работы ППС кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МгТу им. Г.И. Носова. Кроме того, авторы обращают внимание и на вопрос формирования готовности нормально развивающихся студентов к взаимодействию с особыми студентами. В данном случае речь идет о подготовке группы студентов-волонтеров к сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование; образовательная среда.
о
Е
£
СП
0
(Ч
ч-^
01 г
Количество детей, имеющих ограниченные возможностями здоровья (ОВЗ), увеличивается с каждым годом. Это связано как с пороками, поломками генетического, внутриутробного развития, так и с различного рода травмирующими ситуациями, катастрофами, неблагополучными условиями проживания, включая небрежное или жестокое обращение с детьми. Поэтому развитие системы социально-медицинской, психолого-педагогической адаптации, сопровождения является актуальной проблемой.
Надо признать, что в настоящее время повсеместно в стране идет становление системы, позволяющей включить ребенка с ОВЗ в разнообразные виды социальной, психолого-педагогической деятельности. В этой связи открыты группы в дошкольных образовательных учреждениях, классы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Однако в системе профессионального образования имеются явные пробелы. Хотя, если рассматривать требования, обозначенные в нормативно-правовых документах, касающихся профессионального образования, то видим, что все учреждения данной системы к 2012 году должны быть готовы к реализации инклюзивного образования и должны быть способны принять до 100 % всех поступающих с особыми образовательными потребностями, не зависимо от нозологии [8].
Учреждения профессиональной подготовки выстраивают разнообразные планы перехода к инклюзивному образованию. Цель у них всех одна, а вот методы, приемы различны. В данной работе представим опыт ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова ».
В университете создана такая структура, как Отдел организации дистанционного и инклюзивного образования, который возглавляет работу по подготовке условий и внедрению инклюзивного образования. На образовательном портале университета представлена подробная информация о возможностях обучения, профориентации и др. для абитуриентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Если представить в обобщенном виде, то она включает в себя следующую информацию.
Для студентов, имеющих инвалидность, и студентов с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ им. Г.И. Носова созданы, на наш взгляд, необходимые для обучения условия. В зависимости от состояния здоровья для студентов подобраны наиболее приемлемые образовательные про-
граммы, разработаны документы, регламентирующие работу всех подразделений вуза в области инклюзивного образования. В настоящий момент у нас учатся студенты с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. Обучение осуществляется по очной, заочной и дистанционной форме как по техническим, так и по гуманитарным направлениям.
Всем студентам предоставляется круглосуточный доступ к электронным библиотечным системам, а также различным системам Интернет-тестирования, что позволяет обучающемуся оценивать свои учебные достижения на различных этапах обучения. На Образовательном портале вуза студент может получить материалы к лекционным и семинарским занятиям.
В МГТУ им. Г.И. Носова организована профори-ентационная работа в системе инклюзивного образования, вуз регулярно проводит очные семинары и вебинары для педагогических работников общеобразовательных школ, педагогов среднего профессионального образования и родителей обучаю-щихся-инвалидов. Большое внимание в университете уделяется вопросам социализации студентов-инвалидов. Волонтерский центр «По зову сердца» организует мероприятия, направленные на успешную социализацию и адаптацию студентов с инвалидностью в социокультурной среде вуза и города. Студенты с ОВЗ активно привлекаются к участию в работе научного студенческого общества, спортивных секций и творческих клубов, общественных организаций, принимают участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.
В вузе создан Центр содействия трудоустройству выпускников, который осуществляет последипломное сопровождение и помощь в трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Работники центра помогают выпускникам в составлении резюме и портфолио, организуют встречи с потенциальными работодателями, содействуют трудоустройству и проводят фактический мониторинг распределения выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья и/или инвалидность, на рабочих местах.
Но основным субъектом инклюзивного образования в системе профессионального образования все же являются преподаватели. Для их подготовки профессорско-преподавательским составом кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования была разработана и реализована программа повышения профессиональной подготовки «Инклюзия в СПО и ВУЗе».
За два года реализации данной программы обучением был охвачено 56 преподавателей и сотрудников учреждений СПО, входящих в структуру университета, и более 250 преподавателей и сотрудников вуза.
Программа включает в себя лекцонные, практические, тренинговые, самостоятельные занятия. Основные темы программы: Инклюзивное образование: содержание, цели, принципы, направления, формы и методы, Нормативно-правовое обеспече-
ние инклюзивного образования, Организация инклюзивной образовательной среды, Методы, приемы обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, Адаптированная программа и др.
Основные сложности, с которыми столкнулись преподаватели - лекторы:
- неприятие инклюзии и студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- неготовность к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья (как методического характера, так и личностного);
- приверженность классическим формам и методам обучения, не подходящим для студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- нежелание разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную программу и др.
Первые занятия были направлены на то, чтобы «достучатся» до сердец профессорско-преподавательского состава, способствовать осознанию ими необходимости изменений в уже сложившуюся систему профессиональной подготовки. И в этом нам помогли видео фрагменты снятые не профессионалами, а самими студентами, в которых студенты с ограниченными возможностями здоровья рассказывают и показывают, как они живут, что им приходится преодолевать ежедневно, ежечасно на пути освоения знаний, адаптации. Эти фрагменты не могут не вызвать отклика в душе. Порой мы видели, как те, кто только совсем недавно выступал за создание отдельных, специализированных учреждений для студентов с ограниченными возможностями здоровья, смахивают, утирают слезы с глаз. Последующие тренинги были направлены на то, чтобы преподаватели ощутили себя студентами с ограниченными возможностями здоровья. Для этого были использованы различные инструменты повседневной жизни студентов с ОВЗ или ситуации, имитирующие их состояние: светонепроницаемые повязки на глаза, бируши, механическое инвалидное кресло, слуховой аппарат, калоприемник, технические устройства для обучения. Все это позволяет не просто увидеть, но самим ощутить те сложности, которые являются составной неотъемлемой частью жизни наших студентов. Причем занятия проводились как в учебной аудитории, так и на прилегающих территориях. Это действенно.
В ходе обучения преподаватели и сотрудники получали не только теоретические знания о построении образовательного процесса, но и отрабатывали умения, которые помогут им в организации процесса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Зачетным заданием была разработка адаптированной программы. Предлагалось выбрать определенную нозологию и разработать учебную программу с учетом обучения студентов с данной нозологией. Здесь мы увидели, насколько преподаватели прониклись пониманием проблемы реализации инклюзивного образования, особенностей студентов с той или иной нозологией, знанием и готовностью изменить привычный стиль преподавания.
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
СП ^
о
сч
Конечно, такая работа потребовала значительных усилий со стороны преподавателей, но по оценкам самих же преподавателей, она стала реальным шагом к внедрению инклюзивного образования.
Отметим, что первыми слушателями программы стали те преподаватели, в группах которых уже учились студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, и другие желающие. В следующий раз списки слушателей составлялись по принципу опережающего обучения: обучались те, к кому придут группы, в составе которых есть студенты с ограниченными возможностями здоровья, что, на наш взгляд, является оправданным: преподаватели и сотрудники будут готовы заранее, а значит, их работа с самого начала будет организована так, что студенты с ограниченными возможностями здоровья будут включены во все виды деятельности в процессе профессиональной подготовки. Таким образом, считаем опыт реализации программы повышения профессиональной подготовки «Инклюзия в СПО и ВУЗе» успешным и заслуживающим внимания.
Как было отмечено, ключевой фигурой процесса образования является педагог, но не менее важной фигурой в плане социализации, адаптации студентов с ОВЗ являются их нормально развивающиеся сверстники - студенты. И от того, как сложатся отношения между ними во многом будет зависет успех инклюзии в учреждении. Понимая это, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования из числа желающих, заинтересованных студентов сформировала группу волонтеров для сопровождения студентов с ОВЗ.
Первым этапом подготовки волонтеров стало их обучение в Школе волонтера. Студенты узнали об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о психологии и педагогики нетипичных детей, о приемах и методах передачи знаний таким детям и многое другое.
Вторым этапом стало участие студентов в Международном конкурсе «Мое инклюзивное пространство», в ходе которого каждый мог выбрать одну из трех предложенных номинаций, подготовить и представить свою работу. Номинации были следующие: Социологическое исследование «Инклюзия в моем университете: миф или реальность?», Презентация «Инклюзия в моем городе», Флеш-моб «Сделай шаг!». Работа была проделана огромная, волонтеры погрузились в нее, дошли до сути, каждый в своем направлении.
Третий этап стал проверкой, как для наших волонтеров, так и для преподавателей кафедры. Наш партнер Магнитогорский городской благотворительный фонд «Металлург» пригласил нас в качестве исполнителей грантового социального проекта «Площадка семейного сотворчества - растем вместе!», целью которого является социализация детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. В рамках проекта волонтеры разрабатывают и проводят досуговые мероприятия для детей. Занятия проводятся еженедельно. Процесс узнавания волонтеров занял в среднем два месяца, на сегодняшний день, волонтеры стали добрыми
друзьми, проводниками для этих детей. Дети -участники проекта развиваются, хоть и медленно, каждый в своем ключе, контактируют друг с другом. А волонтеры приобретают не только знания, но и умения, у них формируются навыки, те самые компетенции, безбарьерного общения, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, для чего и была сформирована группа волонтеров.
Литература
1. Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Электронный ресурс] // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3. С. 10-15. -URL: http: //www.inclusive-edu.ru/content/file/ale-a/raboty/alehina_s_v_sovremennye_tendencii _razvitiya_mklyuzivnogo_obrazovamya_v_rossi i (дата обращения: 21.10.2019).
2. Герасименко Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 145-150.
3. Горюнова Л. В. Особенности магистерской подготовки педагогических кадров к организации в системе инклюзивного образования социокультурной анимации, реабилитации, абилитации обучающихся с инвалидностью // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 169-174.
4. Кутепова Е. Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы междун. науч-прак-тич. конференции. Москва, 2022 июня 2011 г. - М.: МГППУ, 2011. - С. 218-220.
5. Сунцова А. С. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования // Инновации и ретровведе-ния: коллективная монография кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского гос-универсиета, посвященная ее 80-летнему юбилею: сборник статей / сост. и отв. редактор С. Л. Троянская. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. - С. 33-41.
6. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Калининград, 2015. -55 с.
7. Яковлева И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олиго-френопе-дагога: монография. - М., Изд-во «Спутник», 2009. - 220 с.
8. Абитуриентам и обучающимся с ОВЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://newlms.magtu.ru.
Preparation of the teaching staff to work in an inclusive
educational environment Ispulova S.N., Ibragimova A.A., Bolshakova N. L., Hamadeeva R.KH.
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Bashkir State University
For the implementation of inclusive education, it is necessary to create and comply with the basic four conditions: the presence of a legal framework, material and technical support that allows everyone to
study without exception (regardless of the type and type of developmental disorders, health), the presence of continuity in terms of training, education, socialization of students, including those with disabilities, trained to work in an inclusive educational environment personnel, primarily teachers. The article reveals the content and directions of preparation of the teaching staff to work in an inclusive educational environment. The experience and results of the work of the faculty of the Department of social work and psychological and pedagogical education of MSTU are presented. G. I. Nosova. In addition, the authors pay attention to the question of formation of readiness of normally developing students to interact with special students. In this case, we are talking about the preparation of a group of student volunteers to accompany students with disabilities.
Key words: inclusive education; educational environment.
References
1. Alekhina SV. Modern trends in the development of inclusive
education in Russia [Electronic resource] // Development of modern education: theory, methodology and practice. 2015. No. 3. P. 10-15. - URL: http: //www.inclusive-edu.ru/content/file/ale-a/raboty/alehina_s_v_sovremennye_tendencii _razvitiya_mklyuzivnogo_obrazovamya_v_rossi i (accessed: 10.21.2019).
2. Gerasimenko Yu. A. Professional and personal readiness of a
teacher to work in an inclusive education // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 6. P. 145-150.
3. Goryunova L. V. Features of the master's training of teaching staff
for organization in the system of inclusive education of sociocultural animation, rehabilitation, habitation of students with disabilities // Humanities. 2017. No. 2 (38). S. 169-174.
4. Kutepova E. N. On the issue of training specialists for the implementation of inclusive practice in the education system // Inclusive education: methodology, practice, technology: materials international. scientific-practical conferences. Moscow, June 20-22, 2011 M .: MGPPU, 2011.S. 218-220.
5. Suntsova A. S. The problem of preparing future pedagogical
psychologists for work in an inclusive education environment // Innovations and retro introduction: a collective monograph of the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology of the Udmurt State University dedicated to its 80th anniversary: collection of articles / comp. and holes Editor S. L. Troyanskaya. Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2015. S. 33-41.
6. Khitryuk VV Formation of inclusive readiness of future teachers in
higher education: author. diss. ... dr ped. sciences. Kaliningrad, 2015.55 s.
7. Yakovleva I. M. Formation of professional competence of the
teacher-oligo-phrenopedagogue: monograph. - M., Sputnik Publishing House, 2009. - 220 p.
8. To applicants and students with disabilities [Electronic resource].
Access mode. URL: http://newlms.magtu.ru.
o
o
00
■o
m
5
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
X
£
m
O
X
o
m
O
Ol
■o
A
u
o
n
A
X
X
m
147