Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебреникова Юлия Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования специальных компетенций волонтерской деятельности у студенческой молодежи Хабаровского края при работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Пандемия COVID-19, которая продолжается в настоящее время, привнесла массу ограничений и вызвала множество проблем организации жизнедеятельности и обучения, в первую очередь у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Вызовы, на которые пришлось реагировать незамедлительно, привели к организации и формированию волонтерских отрядов по разным направлениям деятельности, в том числе и отрядов, занимающихся инклюзивным волонтерством. Но, будучи достаточно мотивированными, участники инклюзивных волонтерских отрядов столкнулись с проблемами нехватки знаний о специфике психолого-педагогических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью, особенностями общения и взаимодействия с вышеуказанными категориями, а также членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Специфика современной ситуации, востребованность волонтерской помощи обусловливает особую актуальность формирования специальных инклюзивных волонтерских компетенций. В ходе работы предполагается изучить эффективность готовности к осуществлению инклюзивной волонтерской деятельности у студенческой молодежи в Хабаровском крае. В статье представлены результаты работы по формирования специальных компетенций инклюзивной волонтерской деятельности у студенческой молодежи Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебреникова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPECIAL COMPETENCES OF VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS IN THE FIELD OF INCLUSION

The article deals with the problem of the formation of special competences of volunteer activity of the students of Khabarovsk Territory in their work with people with disabilities. The COVID-19 pandemic, which continues at the present time, has introduced a lot of restrictions and caused a lot of problems in the organization of life and education, specifically for people with disabilities. The challenges that had to be dealt with immediately led to the organization and formation of volunteer groups in various areas of activity, including those engaged in inclusive volunteering. But, being sufficiently motivated, the participants of inclusive volunteer groups faced the problems of lack of knowledge about the specificity of the psycho-pedagogical characteristics of people with disabilities and the peculiarities of communication and interaction with such persons, as well as with family members raising children with disabilities. The specificity of the current situation and the demand for volunteer assistance determine the urgency of the formation of special inclusive volunteer competences. In the course of the work, it is planned to study the effectiveness of the readiness for inclusive volunteer activities among the students of Khabarovsk Territory. The article presents the results of work on the formation of special competences of inclusive volunteer activity of the students of Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИИ»

УДК 378.18:376.1

ББК Ч404.46+Ч448.043 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03 (5.8.3)

Ю. В. Серебреникова Yu. V. Serebrenikova Комсомольск-на-Амуре, Россия Komsomolsk-on-Amur, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования специальных компетенций волонтерской деятельности у студенческой молодежи Хабаровского края при работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Пандемия СОУГО-19, которая продолжается в настоящее время, привнесла массу ограничений и вызвала множество проблем организации жизнедеятельности и обучения, в первую очередь у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Вызовы, на которые пришлось реагировать незамедлительно, привели к организации и формированию волонтерских отрядов по разным направлениям деятельности, в том числе и отрядов, занимающихся инклюзивным волонтерством. Но, будучи достаточно мотивированными, участники инклюзивных волонтерских отрядов столкнулись с проблемами нехватки знаний о специфике психолого-педагогических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью, особенностями общения

© Серебреникова Ю. В., 2022

FORMATION OF SPECIAL

COMPETENCES OF VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS IN THE FIELD OF INCLUSION

Abstract. The article deals with the problem of the formation of special competences of volunteer activity of the students of Khabarovsk Territory in their work with people with disabilities.

The COVID-19 pandemic, which continues at the present time, has introduced a lot of restrictions and caused a lot of problems in the organization of life and education, specifically for people with disabilities. The challenges that had to be dealt with immediately led to the organization and formation of volunteer groups in various areas of activity, including those engaged in inclusive volunteering. But, being sufficiently motivated, the participants of inclusive volunteer groups faced the problems of lack of knowledge about the specificity of the psycho-pedagogical characteristics of people with disabilities and the peculiarities of communication and interaction with such persons, as well as with family members raising children with disabilities.

The specificity of the current situation and the demand for volunteer assistance determine the urgency of the formation

и взаимодеиствия с вышеуказанными категориями, а также членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специфика современной ситуации, востребованность волонтерской помощи обусловливает особую актуальность формирования специальных инклюзивных волонтерских компетенций. В ходе работы предполагается изучить эффективность готовности к осуществлению инклюзивной волонтерской деятельности у студенческой молодежи в Хабаровском крае. В статье представлены результаты работы по формирования специальных компетенций инклюзивной волонтерской деятельности у студенческой молодежи Хабаровского края.

Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзия; инклюзивное волонтерство; специальные компетенции; студенты; волонтерская деятельность; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; лица с ограниченными возможностями здоровья; инвалиды.

Сведения об авторе: Серебреникова Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет.

Контактная информация: 681000 ул. Кирова, д.17/2.

E-mail: yulia-sereb@inbox.ru.

of special inclusive volunteer competences. In the course of the work, it is planned to study the effectiveness of the readiness for inclusive volunteer activities among the students of Khabarovsk Territory. The article presents the results of work on the formation of special competences of inclusive volunteer activity of the students of Khabarovsk Territory.

Keywords: inclusive education; inclusion; inclusive volunteering; special competences; students; volunteer activity; SEND; disabilities; persons with disabilities.

About the author: Serebrenikova Yuliya Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Preschool and Special Pedagogy and Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur, Russia.

, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре,

Одной из основных тенденций развития современного гражданского общества является активное включение добровольцев в

систему инклюзивного волонтер-ства. Пандемия СДУТО-19 и связанные с ней ограничения привели к резкому сокращению воз-

можностей и перспектив лиц с ОВЗ и инвалидностью, что значительно увеличило запрос на осуществление волонтерской помощи [2; 4; 6; 8].

Тем не менее стихийное во-лонтерство, которое стало активно развиваться, представляет, на наш взгляд, достаточно серьезную проблему и может нести потенциальную опасность как для самих волонтеров, так и для лиц, на благополучие которых и направлена инклюзивная волонтерская деятельность [2; 5; 7].

Для организации эффективного инклюзивного волонтерства необходима специальная подготовка добровольческих кадров. Ее целью является обучение волонтеров основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий взаимодействия, реализация полученных знаний на мастер-классах, практических занятиях и тренингах и формирование специальных компетенций волонтерской деятельности для дальнейшей самостоятельной работы [5; 8; 10; 13; 15].

В подготовке волонтеров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья возникает необходимость формирования психологических, эмоциональных, культурных, нравственных и физических компетенций [9; 11; 12].

Как отмечает Л. И. Быстрова с соавторами, добровольцы, выра-

жающие желание работать с лицами с ОВЗ и инвалидностью, далеко не сразу овладевают профессиональными навыками, которые необходимы для работы в инклюзивном пространстве [1; 5; 10; 11].

Наиболее активной частью нашего гражданского общества является студенческая молодежь, которая является основным добровольческим ресурсом, в том числе при осуществлении инклюзивного волонтерства. Однако уровень подготовки инклюзивных волонтеров из числа студенческой молодежи не всегда достаточен, что приводит к трудностям, а в дальнейшем может привести и к разочарованию в выбранном направлении волонтерской деятельности [2; 3; 5; 6; 10; 11].

Таким образом, актуальность данной проблемы не вызывает сомнений и на современном этапе требует активной безотлагательной работы для организации волонтерской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В рамках проекта «Формирование у студенческой молодежи специальных компетенций волонтерской деятельности в области социальной инклюзии»» (соглашение с Министерством образования и науки Хабаровского края 360С/2021 от 28.07.2021 г.) нами было проведено исследование по формированию специальных компетенций волонтерской

деятельности у студенческой молодежи, которые могут быть применены при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Для участия в программе формирования специальных компетенций волонтерской деятельности нами были привлечены 68 членов уже сформированных волонтерских отрядов и общественных организаций Комсомольска-на-Амуре: филиал КГБ ПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г. С. Макарова», АНО «Созвездие лошади», АНО «Инклюзивный центр „Радость моя"».

Перед реализацией программы нами было проведено анкетирование участников с целью выявления личностной и мотиваци-онной готовности осуществления волонтерской деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проведя анализ анкет, мы увидели, что у 42 респондентов выявлен оптимальный уровень толерантности, т. е. среди студенческой молодежи, представители которой считают себя субъективно готовыми к осуществлению волонтерской деятельности, только 62 % демонстрируют способность принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему. 26 человек (38 %) из всех участников продемонстрировали излишний уровень толе-

рантности, который проявляется в том, что такие представители студенческой молодежи не всегда способны принять другого человека, особенно если это человек с ограниченными возможностями здоровья. Такие показатели личностной и мотивационной готовности могут оказаться помехой при осуществлении волонтерской деятельности, привести к предвзятому отношению и к затруднениям в совместной коммуникации [9; 14].

Для формирования специальных компетенций волонтерской деятельности нами была разработана программа профессиональной подготовки, которая рассчитана на 144 часа и включала в себя модули, направленные как на освоение теоретических знаний, так и на отработку практических навыков взаимодействия и коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Также реализация программы предусматривала проведение волонтерских акций в процессе прохождения обучения, а завершение программы — проведение круглого стола и защиту групповых волонтерских проектов, которые можно реализовать в ближайшее время с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Для проведения теоретических и практических занятий мы

привлекали не только преподавателей кафедры дошкольной и кор-рекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «АмГПГУ», но и специалистов, работающих непосредственно с лицами с ОВЗ и инвалидностью, участников социальных инклюзивных проектов, членов обществ инвалидов по слуху и зрению, а также родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

Наибольший интерес у слушателей программы вызвали мастер-класс любительского театра «Неформат». В числе актеров театра задействованы лица с инвалидностью по слуху, что позволяет реализовывать инклюзивные театральные постановки и формировать эмоциональные, культурные и нравственные компетенции у студенческой молодежи при осуществлении проектов по социальному инклюзивному во-лонтерству. Участники проекта были задействованы при подготовке новогодней сказки для детей с ОВЗ и инвалидностью «Новогоднее чудо», совместный показ которой запланирован по окончании программы.

Еще одним, эффективным, на наш взгляд, методом формирования специальных компетенций стал мастер-класс по организации и проведению психокоррекцион-ного иппотерапевтического занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра. Занятие

готовили совместно участники проекта, инструкторы иппотера-певтического клуба «Созвездие лошади» и преподаватели кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. В ходе совместной деятельности студенты отметили, насколько более терпимыми и внимательными стали к психическим проявлениям детей с РАС, освоили специфику взаимодействия с данной категорией детей и их родителями. Указанные формы работы позволяют нам формировать такие необходимые для волонтера компетенции, как ответственность, стрес-соустойчивость, умение работать в команде, коммуникабельность, организованность, лидерство.

Проектная часть подготовки волонтеров включала также проведение серии мастер-классов, организованных студентами отряда «Инклюзивные волонтеры» для детей с ОВЗ и их родителей под названием «Ростки добра». Наши студенты предложили изготовить детям совместно с родителями куклы-обереги и посадить растение. Все материалы были специально подготовлены студентами-волонтерами, что позволило им проявить свои организаторские и творческие компетенции. Участвовавшие в проекте дети получили возможность продолжить уход за растением, так как каждый получил возможность забрать с собой горшочек с

посаженным растением и куклу-оберег.

Ни у кого не вызывает сомнений, что подготовка инклюзивных волонтеров должна включать формирование специальных коммуникативных компетенций, основными компонентами которых являются этика и правила общения с лицами с ОВЗ различной нозологии. Владение навыками общения и знание этики взаимодействия снимает множество барьеров, позволяет избежать ошибок в общении и снижает риски негативного восприятия друг друга субъектами инклюзивной волонтерской деятельности.

Формирование специальных коммуникативных компетенций проводилось в рамках мастер-классов и деловых игр, в которых участвовали члены Всероссийского общества инвалидов, родители, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, а также специалисты по сурдопереводу. Волонтеры получили возможность проиграть различные ситуации взаимодействия и общения, разобрать реальные жизненные ситуации, с которыми сталкивались инвалиды по зрению, слуху и нарушениям опорно-двигательного аппарата, разработали совместные рекомендации по этике и организации общения с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Практический компонент подготовки сопровождался теорети-

ческими модулями, содержание которых предусматривало изучение особенностей психического развития, особенностей общения, межличностного взаимодействия и социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Завершение проекта формирования специальных компетенций волонтерской деятельности у студенческой молодежи в области инклюзии включало проведение круглого стола с организацией повторного анкетирования участников, а также разработку совместного волонтерского проекта, реализация которого будет проходить в период новогодних праздников.

Анализ результатов повторного анкетирования показал, что у всех участников проекта выросли показатели личностной и мотива-ционной готовности, уровень толерантности в границах оптимального, нравственных и эмоциональных критериев.

Совместная работа над итоговым проектом «Время творить добрые дела» позволила объединить полученные теоретические и практические знания и подготовить волонтеров к реализации специальных компетенций в инклюзивной деятельности.

Выводы

1. Эффективное формирование специальных волонтерских компетенций при работе с лицами с

ОВЗ и инвалидностью требует комплексной работы, включающей теоретический и практический компоненты, с обязательной отработкой полученных навыков. Такая организация работы позволяет повысить качество волонтерской инклюзивной деятельности и минимизировать риски негативного восприятия субъектами инклюзивной деятельности.

2. Практическая подготовка инклюзивных волонтеров должна обязательно включать интерактивные формы работы, тренинги, мастер-классы, а также совместную деятельность с лицами с ОВЗ и инвалидностью и членами их семей.

3. Обязательным условием применения полученных знаний, на наш взгляд, должно быть совместное волонтерское мероприятие, разработка и реализация которого происходит в рамках реализации программы.

Литература

1. Алюшина, Д. С. 3.5. Модуль «Инклюзивное волонтерство» / Д. С. Алюшина. — Текст : непосредственный // Методическое пособие по организации волонтерской (добровольческой) деятельности / под ред. Т. А. Шульгиной, Н. А. Кетовой, Е. П. Непочатых. — Курск : Индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич, 2020. — С. 91—95.

2. Аксенов, С. И. Особенности организации инклюзивного волонтерства: от теории к практике / С. И. Аксенов, М. В. Хавроле-ва. — Текст : непосредственный // Инновационная деятельность в образовании : сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. — 2018. — С. 7—9.

3. Байменова, Б. С. Организация волонтерского движения студентов в условиях инклюзивного образования / Б. С. Байменова, С. С. Жубакова. — Текст : электронный // Мир педагогики и психологии. — 2019. — № 1. — URL: https://sci press.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-volo nterskogo-dvizheniya-studentov-v-usloviya kh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 20.11.2021).

4. Богдановская, В. И. Об инклюзивном добровольчестве как ресурсе по формированию культуры здорового образа жизни /

B. И. Богдановская. — URL: http://zabgu. ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Ob_i nklyuzivnom_dobrovol'chestve/Bogdanovsk aya_V.I._Ob_inklyuzivnom_dobrovolchestv e....pdf (дата обращения: 22.11.2021). — Текст : электронный.

5. Жилина, Л. Я. Подготовка студентов к волонтерской деятельности как фактор развития личности / Л. Я. Жилина, Н. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Таганрогского ин-та им. А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», Таганрог, 28 февраля 2020 года. — Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. —

C. 479—483.

6. Зелко, А. С. Организация волонтерских практик студентов высшей школы в сфере инклюзивного образования / А. С. Зелко, В. С. Масло. — Текст : непосредственный // Перспективы науки. — 2021. — № 4 (139). — С. 30—33.

7. Зимина, Е. В. Изучение проблем и возможностей развития инклюзивного добровольчества / Е. В. Зимина, Д. С. Хоменюк. — Текст : непосредственный // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов : материалы Всерос. конф., Иркутск, 12— 13 сент. 2019 г. / под науч. ред. А. П. Су-ходолова, И. С. Карпиковой. — Иркутск : Байкальский государственный университет, 2019. — С. 200—206.

8. Козина, О. М. Инклюзивное волонтер-ство в современном обществе / О. М. Козина, О. В. Пчелина. — Текст : непосредст-

венный // Человек и общество перед вызовами глобальных трансформаций : 23 Вавиловские чтения : материалы Меж-дунар. междисциплинарной науч. конф. (Йошкар-Ола, 5—6 дек. 2019 г.) : в 2 ч. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2020. — С. 195.

9. Методические рекомендации по развитию волонтерских центров инклюзивного добровольчества / ред.-сост. Л. И. Быстрова, Л. В. Галиханова, Е. В. Крутицкая. — Москва : Изд-во РГСУ, 2018.

10. Салаватулина, Л. Р. Педагогическая стратегия формирования культуры инклюзивного волонтерства в профессионально-педагогической подготовке студентов / Л. Р. Салаватулина. — Текст : непосредственный // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2020. — № 7 (160). — С. 173—188. — DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.011.

11. Смирнова, Э. Ю. Подготовка программы обучения волонтеров по направлению волонтерской деятельности — инклюзивное / Э. Ю. Смирнова, И. И. Зу-лаев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : сборник материалов IV науч.-практ. конф. студентов факультета магистерской подготовки (Малаховка, 11 мая 2021 г.) / Министерство спорта Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», факультет магистерской подготовки. — Малаховка : Московская государственная академия физической культуры, 2021. — С. 26—28.

12. Тимченко, Е. С. Организация волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ОВЗ / Е. С. Тимченко, А. В. Затонская. — Текст : непосредственный // Мир человека : материалы ежегод. конф. (Красноярск, 22—24 апр. 2021 г.) / под общ. ред. В. В. Игнатовой. — Красноярск : СибГУ им. М. Ф. Ре-шетнева, 2021. — С. 179—181.

13. Филипенко, Е. В. Инклюзивное во-лонтерство как форма социальной актив-

ности молодежи / Е. В. Филипенко. — Текст : непосредственный // Наука и образование третьего тысячелетия : сборник науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 30 дек. 2017 г.) : в 2 ч. — Москва : АР-Консалт, 2018. — С. 45—46.

14. Шарикова, Е. С. Сущность и специфика инклюзивного волонтерства / Е. С. Шарикова. — Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 25. — С. 136—140.

15. Щербаков, С. В. Роль студенческого волонтерского движения в развитии инклюзивного образования / С. В. Щербаков. — Текст : непосредственный // Инклюзивное образование: теория и практика : сборник материалов III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Орехово-Зуево, 15 июня 2018 г.) / отв. ред. О. С. Мишина,

0. С. Кузьмина, Т. В. Тимохина, Г. А. Романова. — Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. — С. 269—273.

References

1. Alyushina, D. S. (2020). 3.5 Modul Inklyuzivnoe volonterstvo [Module "Inclusive volunteering"]. In T.A. Shul'gina, N.A. Ke-tova, E.P. Nepochatyh (Eds.), Metodicheskoe posobie po organizacii volonterskoj (do-brovol'cheskoj) deyatel'nosti (pp. 91—95). Kursk: Individual'nyj predprinimatel' Bes-krovnyj Aleksandr Vasil'evich. (In Russ.)

2. Aksenov, S. I., & Havroleva, M. V.

(2018). Osobennosti organizacii inklyuziv-nogo volonterstva: ot teorii k praktike. In Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii (Collection of articles based on the materials of the IV regional scientific and practical conference, pp. 7—9). (In Russ.)

3. Bajmenova, B. S., & Zhubakova, S. S.

(2019). Organizaciya volonterskogo dvizhe-niya studentov v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Organization of students' volunteer movement in conditions of inclusive education]. Mir pedagogiki i psihologii,

1. Retrieved Nov. 20, 2021, from https:// scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-volonterskogo-dvizheniya-studentov-v-uslo viyakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html

(In Russ.)

4. Bogdanovskaya, V. I. (n.d.). Ob inkly-uzivnom dobrovol'chestve kak re.sur.se po formirovaniyu kul'tury zdorovogo obraza zhizni [About inclusive volunteerism as a resource for the formation of a healthy lifestyle culture]. Retrieved Nov. 22, 2021, from http://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files /fixed/Ob_inklyuzivnom_dobrovol'chestve/B ogdanovskaya_V.I._Ob_inklyuzivnom_dobr ovolchestve.. ..pdf (In Russ.)

5. Zhilina, L. Ya., & Ponomareva, N. A. (2020). Podgotovka studentov k volonterskoj deyatel'nosti kak faktor razvitiya lichnosti [Preparing students for volunteering as a factor in the development of personality]. In Aktual'nye problemy special'nogo i inklyu-zivnogo obrazovaniya detej i molodezhi (Materials of the IV Intern. scientific-practical conf., Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (branch) of "RGEU (RINH)", pp. 479— 483). Taganrog: Yuzhnyj federal'nyj univer-sitet. (In Russ.)

6. Zelko, A. S., & Maslo, V. S. (2021). Organizaciya volonterskih praktik studentov vysshej shkoly v sfere inklyuzivnogo obrazo-vaniya [Organization of volunteer practices for students of higher education in the field of inclusive education]. Perspektivy nauki, 4(139), 30—33. (In Russ.)

7. Zimina, E. V., Homenyuk, D. S. (2019). Izuchenie problem i vozmozhnostej razvitiya inklyuzivnogo dobrovol'chestva [Studying the problems and opportunities for the development of inclusive volunteering]. In A. P. Su-hodolov, I. S. Karpikova (Eds.), Novye ten-dencii v deyatel'nosti sociozashchitnyh insti-tutov (Materials of the All-Russia. Conf., Irkutsk, pp. 200—206). Irkutsk: Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet. (In Russ.)

8. Kozina, O. M., & Pchelina, O. V. (2020). Inklyuzivnoe volonterstvo v sovremennom obshchestve [Inclusive volunteering in modern society]. In Chelovek i obshchestvo pered vyzo-vami global'nyh transformacij (23rd Vavilovs readings: materials of the Intern. interdisciplinary scientific conf., in 2 Parts, p. 195). Joshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet. (In Russ.)

9. Bystrova, L. I., Galihanova, L. V., & Krutickaya, E. V. (Eds., compilers). (2018).

Metodicheskie rekomendacii po razvitiyu volonterskih centrov inklyuzivnogo dobro-vol'chestva [Guidelines for the development of volunteer centers for inclusive volunteerism]. Moscow: RGSU Publisher.

10. Salavatulina, L. R. (2020). Pedagogiche-skaya strategiya formirovaniya kul'tury inklyuzivnogo volonterstva v professional'no-pedagogicheskoj podgotovke studentov [Pedagogical strategy for the formation of a culture of inclusive volunteering in the professional and pedagogical training of students]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudar-stvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 7(160), 173—188. DOI: 10.255 88/CSPU.2020.160.7.011. (In Russ.)

11. Smirnova E. Yu., & Zulaev, I. I. (2021). Podgotovka programmy obucheniya volon-terov po napravleniyu volonterskoj deyatel'-nosti — inklyuzivnoe [Preparation of a training program for volunteers in the direction of volunteering — inclusive]. In Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta (Collection of materials of IV scientific-practical. conf. of students of the Faculty of Master's Training, pp. 26—28). — Malahovka: Moscow State Academy of Physical Culture. (In Russ.)

12. Timchenko, E. S., & Zatonskaya, A. V. (2021). Organizaciya volonterskoj deyatel'-nosti v sfere soprovozhdeniya obuchayu-shchihsya s OVZ [Organization of volunteer activities in the field of supporting students with disabilities]. In V. V. Ignatova (Ed.), Mir cheloveka (Materials of the annually conf., pp. 179—181). Krasnoyarsk: SibGU im. M.F.Reshetneva. (In Russ.)

13. Filipenko, E. V. (2017). Inklyuzivnoe volonterstvo kak forma social'noj aktivnosti molodezhi [Inclusive volunteering as a form of youth social activity]. Nauka i obrazovanie tret'ego tysyacheletiya (Collection of scientific. works based on the materials of the Intern. scientific-practical conf., in 2 Parts, pp. 45— 46). Moscow: AR-Konsalt. (In Russ.)

14. Sharikova, E. S. (2021). Sushchnost' i spetsifika inklyuzivnogo volonterstva [Essence and specificity of inclusive volunteering]. Innovacii. Nauka. Obrazovanie, 25, 136—140. (In Russ.)

15. Shcherbakov, S. V. (2018). Rol' studen-cheskogo volonterskogo dvizheniya v razvitii inklyuzivnogo obrazovaniya [The role of student volunteer movement in the development of inclusive education]. In O.S. Mishina, O.S. Kuz'mina, T.V. Timohina, & G.A. Ro-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

manova (Eds.), Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika (Collection of materials of the III All-Russian scientific-practical conf. with international participation, pp. 269— 273). Orekhovo-Zuevo: State University for the Humanities and Technology. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.