Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / студент / волонтерская деятельность / художественные мастерские / образовательный процесс / педагогическая деятельность / spiritual and moral values / student youth / volunteer activity / folklore / art workshops / educational process / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахбеков Анвар Пайзуллаевич, Абдуллаев Абдулла Бабаевич, Умаев Анварбек Умаевич

В статье рассматривается волонтерская деятельность в художественных мастерских как способ формирования духовно-нравственных ценностей студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Технология» и «Экономика» Института физико-математического и информационного-технологического образования ФГБОУ ВО «ДГПУ им. Р.Г. Гамзатова». Процесс формирования осуществляется при помощи организации образовательных мероприятий волонтерской направленности. Приведена волонтерская деятельность как образовательного мероприятия посредством теоретического и практического участия студентов в работе художественных мастерских. В качестве примера отражено участие волонтеров из числа студентов в процессе изготовления изделий из дерева, относящиеся к народному творчеству, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей народов Республики Дагестан. Комбинирование теоретических и практических занятий под руководством мастеров и педагога способно существенно углубить познания студентов в смысловой нагрузке культурного наследия и совершенствовать духовно-нравственные ценности, необходимые для целостной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салахбеков Анвар Пайзуллаевич, Абдуллаев Абдулла Бабаевич, Умаев Анварбек Умаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the conditions and pedagogical actions in the process of instilling spiritual and moral values to students of the "Technology" and "Economics" training profiles during the Pedagogical education of the Institute of Physics, Mathematics and Information Technology Education of the DSPU. Their formation is carried out by organizing educational events of a volunteer orientation. The article describes volunteer activity as an educational event through the theoretical and practical participation of students in the work of art workshops. As an example, the participation of volunteers from among students in the process of making wood products is reflected. These products relate to folk art and the spiritual and moral component of the peoples of the Republic of Dagestan. Combining theoretical and practical classes under the guidance of masters and a teacher can significantly deepen students' knowledge of the semantic load of cultural heritage and improve the spiritual and moral values necessary for a holistic personality.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Салахбеков Анвар Пайзуллаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Абдуллаев Абдулла Бабаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Умаев Анварбек Умаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается волонтерская деятельность в художественных мастерских как способ формирования духовно-нравственных ценностей студентов направления подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование», профили «Технология» и «Экономика» Института физико-математического и информационного-технологического образования ФГБОУ ВО «ДГПУ им. Р.Г. Гамзатова». Процесс формирования осуществляется при помощи организации образовательных мероприятий волонтерской направленности. Приведена волонтерская деятельность как образовательного мероприятия посредством теоретического и практического участия студентов в работе художественных мастерских. В качестве примера отражено участие волонтеров из числа студентов в процессе изготовления изделий из дерева, относящиеся к народному творчеству, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей народов Республики Дагестан. Комбинирование теоретических и практических занятий под руководством мастеров и педагога способно существенно углубить познания студентов в смысловой нагрузке культурного наследия и совершенствовать духовно-нравственные ценности, необходимые для целостной личности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, студент, волонтерская деятельность, художественные мастерские, образовательный процесс, педагогическая деятельность.

Annotation. The article reveals the conditions and pedagogical actions in the process of instilling spiritual and moral values to students of the "Technology" and "Bconomics" training profiles during the Pedagogical education of the Institute of Physics, Mathematics and Information Technology Bducation of the DSPU. Their formation is carried out by organizing educational events of a volunteer orientation. The article describes volunteer activity as an educational event through the theoretical and practical participation of students in the work of art workshops. As an example, the participation of volunteers from among students in the process of making wood products is reflected. These products relate to folk art and the spiritual and moral component of the peoples of the Republic of Dagestan. Combining theoretical and practical classes under the guidance of masters and a teacher can significantly deepen students' knowledge of the semantic load of cultural heritage and improve the spiritual and moral values necessary for a holistic personality.

Key words: spiritual and moral values, student youth, volunteer activity, folklore, art workshops, educational process, pedagogical activity.

Введение. Меняющейся мир способствует разработке нестандартных решений для совершенствования ценностей духовного и нравственного аспекта, так как из обозначенных ценностей состоит структура общественного сознания и подход к будущей профессиональной деятельности.

В процессе обучения студентов перед педагогом стоит неотъемлемая задача привития духовно-нравственных ценностей, хотя Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования [10], образовательные программы, а также Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809, посвященный механизмам политики государства в отношении сохранения и закрепления духовно-нравственных ценностей, существенно облегчают образовательную деятельность в данном направлении [9].

В частности, в упомянутом Указе Президента РФ приоритетное внимание уделяется воспитательной деятельности в системе образования, так как государство осознает наибольшую вовлеченность студентов в учебной деятельности разных уровней. Соответственно, духовно-нравственные ценности важны отдельно для государства, общества, этноса и личности.

Актуальность настоящей статьи состоит в том, что если государство рассматривает ценности как ресурс для обороноспособности и общественной безопасности, то образовательная система вынуждена также учитывать важность закрепления ценностей как условий для формирования межэтнического и межконфессионального диалога. Целью исследования является выявление условий и педагогических действий в рамках реализации волонтерской деятельности для привития студентам духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, преподаватель реализует задачи одновременно для нескольких аспектов устойчивой общественной жизни, удовлетворяя потребности в совершенствовании духовно-нравственных ценностей студентов для обеспечения многих очевидных и неочевидных благоприятных общественных явлений [1].

Опираясь на образовательные стандарты, программы и нормативную базу федерального и регионального значения, преподаватель должен быть готовым к перманентной разработке нестандартных решений, в том числе путем вовлечения студентов в процесс волонтерской деятельности. Обозначенный вид деятельности для педагога может быть выражен исключительно в рамках образовательной программы, соответственно, волонтерская деятельность в педагогическом смысле должна являться одной из форм образовательного мероприятия.

Изложение основного материала статьи. Духовно-нравственные ценности представляют собой неотъемлемую часть характера каждой личности. Они затрагивают социальные явления, подход к межличностному общению, поступки человека, его эмоциональную связь с историко-культурным компонентом идентичности, а также элементы культурного интеллекта. Совершенствование и накопление духовно-нравственных ценностей отражает степень целостности личности, что особенно важно для студентов.

Как отметил древний греческий писатель и философ Плутарх, компоненты духовно-нравственных ценностей могут результативно развиваться, если для этого предусмотрены: подходящие природная и коммуникативная среда, корректный образовательный процесс и мероприятия, преследующие рефлексивную компетенцию [5, С. 197-198]. Следуя логике

Плутарха, духовно-нравственные ценности могут совершенствоваться исключительно в результате теоретико-прикладного подхода к соответствующим знаниям со стороны студентов. Если образовательный процесс будет посвящен исключительно теоретическим аспектам, к примеру, изучению дагестанских сказок и легенд, то без практической составляющей восприятие и нравственный посыл подобных результатов дагестанского фольклора будет неполным. Аналогично можно утверждать в отношении преимущественно прикладного характера освоения духовно-нравственных ценностей, к примеру, обучение практическим навыкам соблюдения традиций того или иного народа Республики Дагестан.

Актуальным подходом для привития духовно-нравственного компонента среди студентов является убеждение упомянутого древнегреческого писателя и философа в отношении необходимости создания соответствующих условий. В случае формирования ценностей духовной направленности с этническим компонентом необходимо отметить, что подобными условиями могут быть: определенная местность, материалы, оборудование, окружение или атмосфера. Другой составляющей исследуемой темы является степень достижения искомого результата. В частности, студенты могут результативно усваивать аспекты духовной и нравственной направленностей путем многократного взаимодействия с определенными результатами творческого труда, которые закрепляют не только знания, но и необходимые навыки, в действительности являющиеся способом познания духовно-нравственной ценности. К примеру, умение изготавливать изделие, которое является результатом народного промысла, может помочь студенту лучше понять подход к жизни предков, глубину смысла определенной традиции и мудрость народной пословицы.

В соответствии с утверждением афинского философа Платона в отношении педагогического аспекта формирования ценностей духовно-нравственного начала, необходимо предусмотреть важность образовательной системы в привитии нравственных аспектов, с которыми студенты изначально знакомятся в семье [2, С. 205-206]. В процессе обучения в вузе необходимо создать условия для исправления возможных ошибок при восприятии отдельных духовных составляющих или ценностей, которые могут быть сопряжены с историческим компонентом каждой семьи. В частности, подход в отношении воспитания и наставничества Платона может быть полезен при формировании толерантных чувств в отношении студентов с учетом неоднозначности восприятия исторических событий, в первую очередь, в семьях студентов. Таким образом, культура может стать существенным ресурсом для формирования межэтнического и межконфессионального диалога среди студентов, для которой приоритетными являются критерии добра, уважения, авторитета старших, милосердия и взаимопомощи.

В то же время следует учитывать, что духовно-нравственное воспитание подразумевает доступность студентов к народному творчеству и искусству. Одним из проявлений осознанного деструктивного управления психологическим и эмоциональным состоянием студентов является условное деление, в частности, искусства на «элитарное» и «для толпы». На данный аспект в духовно-нравственном смысле обратил внимание болгарский ученый, педагог и писатель Богомил Райнов [5, С. 29-31]. По его утверждению, так называемое «элитарное» искусство учитывает определенные инструменты управления массовым сознанием, что негативно воздействует на интерес со стороны студентов. В таком случае, создается ситуация, при которой молодежь стремится постигать основы обозначенного деструктивного вида искусства, однако данное искусство не носит духовно-нравственный характер. Б.Райнов также ссылается на советского писателя М. Горького и утверждает, что народное искусство для молодежи не только доступно, но жизненно необходимо и полезно.

Привитие духовно-нравственных ценностей среди студентов в образовательном процессе возможно лишь в рамках образовательных мероприятий учебного и внеучебного характера. К таким образовательным мероприятиям относится, в частности, производственная практика, которая может комбинировать волонтерскую деятельность и учебный процесс. Под волонтерской деятельностью подразумевается любая общественно-значимая деятельность, по результатам которой не предусмотрено денежное и иное вознаграждение. Волонтерская деятельность может быть выражена как в традиционных действиях, к примеру, по уходу за пожилыми людьми или детьми, так и в нетрадиционных мероприятиях, к примеру, безвозмездное участие в творческой деятельности [3, С. 119]. Согласно ФГОС высшего образования, волонтерская деятельность соответствует информационно-коммуникативным и рефлексивным компетенциям. Данные компетенции, как и характер осуществляемой деятельности, совпадают с содержательной частью производственной практики.

Необходимость и приоритетность формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе путем творческой деятельности обозначена также в Федеральном законе №7-ФЗ от 06.01.1999 г. «О народных художественных промыслах». Данный документ предусматривает необходимость развития духовно-нравственных ценностей граждан посредством поощрения их участия в изучении, сохранении и производстве результатов народного творчества [11].

Оптимальным подходом для реализации образовательного процесса в рамках привития студентам направления подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование», профили «Технология» и «Экономика» Института физико-математического и информационного-технологического образования в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Г. Гамзатова» (ФГБОУ ВО «ДГПУ»), духовно-нравственных ценностей является ее вовлечение в изучение и создание элементов фольклора [1, С. 17]. В рамках производственной практики, предусмотренной образовательными программами различных профильных вузов, может быть создано волонтерское направление, которое подразумевает добровольческую деятельность рассматриваемых студентов в различных творческих художественных мастерских Республики Дагестан. Как волонтеры-помощники мастеров, к примеру, в сфере резьбы по дереву, студенты могут познакомиться с вековыми методами работы дагестанских художников, которые применяют в своей деятельности растительный материал и создают различные декоративные изделия с изображением этнических компонентов. В частности, резьба по дереву особенно актуальна для аварского и табасаранского народов Республики Дагестан.

Знакомство с подходами и символической составляющей предков позволит освоить духовно-нравственный смысл фольклора и сформировать в себе качества личности, понимающей ценность добра, взаимопомощи, авторитета к старшим, памяти народа и др.

Педагогический аспект состоит в комбинировании теоретического и практического компонентов производственной практики, которое способно существенно обогатить содержательную часть волонтерской деятельности [9, с. 28]. Так, студенты на теоретических занятиях знакомятся с историей развития резьбы по дереву среди разных народов Республики Дагестан, особенностями изготовления отдельных изделий, терминологией, а также более фундаментально осваивает духовно-нравственный аспект фольклора, который отражается на внешних и внутренних частях изделиях деревянной скульптуры и мозаики.

Практическая часть волонтерской деятельности под руководством непосредственно мастеров в сфере резьбы по дереву позволит осознать глубину мудрости духовного наследия народов Республики Дагестан и сложность выполнения подобных работ, которая представляет отдельную ценность для восприятия искусности мастеров настоящего и прошлого. Таким образом, этнически направленная волонтерская деятельность на примере резьбы по дереву способна существенно расширить мировоззрение студентов посредством символизма в народном искусстве. Изображения людей, животных, фигур и других элементов в дагестанском искусстве неслучайно. Они транслируют определенную мораль, к примеру, степень

авторитетности среди изображаемой группы людей.

В рамках волонтерской деятельности в художественных мастерских студенты познакомятся с породами деревьев, характерных для определенной местности Республики Дагестан. Посредством такой информации студенты лучше будут осведомлены в отношении логики перемещений народов, их деятельности и принципов формирования традиций и обычаев, а также элементов фольклора и его смысловой нагрузки. Работа с деревом для волонтеров из числа исследуемых студентов будет способствовать фундаментальному пониманию причин упоминания природных или промышленных аспектов в пословицах и поговорках народов Республики Дагестан. Следует отметить, что взаимодействие с деревом, материалами для его обработки и инструментами способствует сублимации принципов функционирования обозначенных материалов и инструментов на особенности личности человека [6, С. 54]. К примеру, резьба по дереву может способствовать глубокому пониманию смысла такой дагестанской пословицы, как: «Дерево хотя и далеко от леса, но все же тянется в лес». Таким образом, студенты формируют в себе понимание, что корни и родные места в духовном смысле являются опорой для полноценной жизни. Осознание посредством волонтерской деятельности в художественной мастерской другой дагестанской пословицы: «В саду, где пчелы добывают мед, и ядовитая трава растет» - позволит привить студентам не только уважение к труду, но также понимание, что любой труд подразумевает умение преодолевать сложности [4].

Подобный подход к привитию духовно-нравственных ценностей посредством волонтерской деятельности успешно реализуется в ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», где студенты познают основы и совершенствуют навыки резьбы по дереву в «смоленском» стиле [7]. Таким образом, педагоги и мастера местных художественных мастерских стремятся привить студентам чувство сопричастности с прошлым, уважение и интерес к культурному наследию. Подобный опыт можно адаптировать на факультете физико-математического и информационно-технологического образования ФГБОУ ВО «ДГПУ им. Р.Г.Гамзатова» в рамках производственной практики.

Уникальность подхода к волонтерской деятельности путем объединения с задачами производственной практики состоит в аккумулировании компетенций, предусмотренных педагогической деятельностью в рамках духовно-нравственного воспитания. Посредством участия в деятельности художественных мастерских студенты способны достичь информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций. В духовно-нравственном смысле обозначенная нестандартная волонтерская деятельность может привить такие ценности, как почитание старших, уважение к труду, внимание к деталям, преемственность поколений, закрепление роли наставничества, стремление к единству, а также уважение собственной истории и культуры.

Выводы. Внедрение волонтерской деятельности в образовательный процесс способствует систематизации педагогической деятельности в рамках духовно-нравственного формирования личности. Участие студентов, в частности, факультета физико-математического и информационно-технологического образования ФГБОУ ВО «ДГПУ им. Р.Г.Гамзатова», в деятельности местных художественных мастерских приближает ее к истокам мудрости проживающих в регионе народов. Резьба по дереву как предмет волонтерской деятельности одновременно является оптимальным способом восприятия и осознания в теории и на практике смысловой нагрузки элементов фольклора. Обозначенный подход к волонтерской деятельности должен быть отражен в образовательных и рабочих программах в рамках отдельных профильных дисциплин и направлений подготовки. Так как количество учебных часов на производственную практику ограничено, то преподавателю необходимо учитывать принцип приоритетности при комбинировании теоретических и практических занятий в художественных мастерских. Данную задачу педагог может решить при согласовании отдельных аспектов этнически направленной волонтерской деятельности с мастерами художественных мастерских.

Литература:

1. Бакланова, Т.П. Педагогика народного художественного творчества / Т.П. Бакланова. - Москва: Планета музыки, 2016.- 160 с.

2. Булич, О.Н. Соавтор-природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву / О.Н. Булич. - Москва: Эллис Лак, 1996. - 192 с.

3. Габдрахманова, P.A. Волонтерская деятельность в России и за рубежом / P.A. Габдрахманова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. -2012. -№4 (15).-С. 119-131

4. Дагестанские пословицы // Про Дербент: [сайт], 2023. - URL: https://base. garant.ru/71344998/53fB9421bbdaf741 eb2dlecc4ddb4c33/?ysclid=lj4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 20.06.2023)

5. Духавнева, A.B. История зарубежной педагогики и философия образования / A.B. Духавнева, Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -480 с.

6. Райнов, Б. Массовая культура / Б. Райнов. - Москва: Прогресс, 1979. - 486 с.

7. Студентам рассказали о резьбе по дереву в «смоленском» стиле // ГТРК «Смоленск»: [сайт]. - URL: https://gtrksmolensk.ru/news/studentam-rasskazali-o-rezbe-po-derevu-v-smolensko/?ysclid=lj8mgegrh4766735389 (дата обращения: 20.06.2023)

8. Тарасова, С.И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов / С.И. Тарасова. - Москва: Юрайт, 2020.- 158 с.

9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"// Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 20.06.2023)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Портал "Гарант.ру": [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/71344998/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 20.06.2023)

11. Федеральный закон от 06.11.1999 г. «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства Российской Федерации: [сайт]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102057505&rdk=&link_id=12 (дата обращения: 20.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.