Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитательная практика / формирование / социальная ответственность / будущий педагог / вуз / воспитание / развитие.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

В статье рассмотрены воспитательные практики формирования социальной ответственности будущего педагога в условиях Дагестанского государственного педагогического университета. Автор подчеркивает значимость социального воспитания студентов, повышающего уровень социальной образованности и обеспечивающего социальную ответственность специалистов. Подчеркивается, что будущий учитель несет ответственность за выполнение возложенных на него задач в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Процесс формирования у студентов опыта социальной ответственности в условиях практико-ориентированной деятельности педагогических вузов и предупреждение личностных деформаций в процессе развития способности к осуществлению деятельности предполагает применение условий, направленных на воспитание социальной ответственности студентов: лекции и семинары, волонтёрство, социальные проекты, образовательные программы, социальные комитеты. Показан опыт проведения воспитательной работы в ФГБОУ ВО «ДГПУ», проводимой по всем направлениям, способствующая практической реализации педагогических условий формирования социальной ответственности студентов в пространстве вуза. Автор пришел к выводу, что создание и выполнение стратегических педагогических условий необходимо для формирования социальной ответственности студентов, восходящей к реальным проблемам. Успешные воспитательные практики формирования социальной ответственности студентов требует комплексного подхода, объединяющего работу в рамках учебного процесса, внеклассные мероприятия и практическую деятельность. Только такой подход позволит студентам полноценно осознать свою роль в обществе и развить навыки и ценности, необходимые для социально ответственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-372-375 NIION: 2018-0076-9/23-728 MOSURED: 77/27-023-2023-9-728

СУЛЕЙМАНОВА Раиса Валиабдуллаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: valiraya_9@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены воспитательные практики формирования социальной ответственности будущего педагога в условиях Дагестанского государственного педагогического университета. Автор подчеркивает значимость социального воспитания студентов, повышающего уровень социальной образованности и обеспечивающего социальную ответственность специалистов. Подчеркивается, что будущий учитель несет ответственность за выполнение возложенных на него задач в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Процесс формирования у студентов опыта социальной ответственности в условиях практико-ориентированной деятельности педагогических вузов и предупреждение личностных деформаций в процессе развития способности к осуществлению деятельности предполагает применение условий, направленных на воспитание социальной ответственности студентов: лекции и семинары, волонтёрство, социальные проекты, образовательные программы, социальные комитеты. Показан опыт проведения воспитательной работы в ФГБОУ ВО «ДГПУ», проводимой по всем направлениям, способствующая практической реализации педагогических условий формирования социальной ответственности студентов в пространстве вуза. Автор пришел к выводу, что создание и выполнение стратегических педагогических условий необходимо для формирования социальной ответственности студентов, восходящей к реальным проблемам. Успешные воспитательные практики формирования социальной ответственности студентов требует комплексного подхода, объединяющего работу в рамках учебного процесса, внеклассные мероприятия и практическую деятельность. Только такой подход позволит студентам полноценно осознать свою роль в обществе и развить навыки и ценности, необходимые для социально ответственного поведения.

Ключевые слова: воспитательная практика, формирование, социальная ответственность, будущий педагог, вуз, воспитание, развитие.

Annotation. The article considers the educational practice of formation of social responsibility of future teacher in the conditions of Dagestan State Pedagogical University. The author emphasises the importance of social education of students, as it increases the level of social education and provides social responsibility of specialists. Stresses that the future teacher should know that the student is responsible for the performance and fulfilment of assigned tasks in accordance with the requirements of the federal state educational standards of professional education. The process of forming students' experience of social responsibility in the conditions of practice-oriented activity of pedagogical universities and prevention of personal deformations in the development of the ability to carry out responsible activity presupposes the application of certain conditions aimed at fostering

SULEIMANOVA Raisa Valiabdullaevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, head of the department of pedagogy Dagestan State Pedagogical Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia,

EDUCATIONAL PRACTICE OF FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF A FUTURE TEACHER

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

social responsibility among students: lectures and seminars, volunteering, social projects, educational programmes. social committees. The author shows the experience of educational work in FSBEU VO "DSPU" carried out in all directions, which contributes to the practical implementation of pedagogical conditions for the development of social responsibility in students in the space of the university. The author came to the conclusion that the creation and implementation of strategic pedagogical conditions are necessary for the development of students' social responsibility rising to real problems. Successful educational practice of forming students' social responsibility requires a comprehensive approach that combines work within the educational process, extracurricular activities and practical activities. Only this approach will allow students to fully understand their role in society and develop the skills and values necessary for socially responsible behaviour.

Key words: educational practice, formation, social responsibility, future teacher, university, education, development.

Введение. В настоящее время, университеты, направленные на профессиональную подготовку будущих учителей, столкнулись с рядом вызовов социальной действительности. Важное значение уделено социальному воспитанию подрастающего поколения, что повышает уровень социальной образованности и обеспечивает социальную ответственность специалистов. Учитель, который выполняет свои социальные обязанности, способствует формированию гражданской позиции обучающихся.

Для решения задач, заложенных в ФГОС ВО будущих педагогам необходимо понимать всю ответственность за возложенные на него обязанности в роли учителя. Дефиниция «ответственность» рассматривается как социокультурный феномен, аккумулирующий в себе социальную, правовую и экономическую ответственность. Социальная ответственность педагога проявляется в способности к прогнозированию различных событий, адекватная оценка своих функций, принятие решений в различных ситуациях, к претворению креативных идей в жизнь. Можно отметить многоаспектность и многогранность понятия «ответственность», которая охватывает воспитание и рассмотрение поведения в различных ситуациях вплоть до изучения путей рассматривания отдельных составляющих. Обладая социальной ответственностью будущий педагог, являясь участником процесса, принимает ответственность за его результаты.

Цель исследования. Целью данной статьи мы можем считать анализ воспитательных практик формирования социальной ответственности будущего педагога в условиях Дагестанского государственного педагогического университета.

Степень научной разработанности. Как отечественные, так и зарубежные авторы заинтересованы в формирования социальной ответственности молодежи (К. Н. Вентцель, И. Ф. Гер-барт, С. И. Гессен, Л. Н. Толстой и др.).

В исследованиях А. И. Голубева, Н. Я. Голуб-ковой, Н. П. Дубинина, Т. Ф. Ивановой, С. П. Капицы, С.Н. Васильева, Г. В. Ковалевой, Л. С.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Славиной, Н. И. Скорбилиной и др. также был рассмотрен этот вопрос.

С.Н. Васильев утверждает, что воспитание социальной ответственности возможно через проблемные методы обучения, эмпатическое доверие, совершенствование организационных структур, расширение использования форм диалога, сотрудничества, самореализации, моделирование учебных и производственных ситуаций, связанных с необходимостью свободного выбора способ действия, формы контроля, обоснование предпочтений, оценка принятого решения [1, с.8].

Направленность И. А. Гладышевой на социальную ответственность предполагает повышение знаний учащихся о своих обязанностях и правах посредством образования, внеурочной деятельности и других норм. Учёный отмечает необходимость взаимодействия и вовлечения студентов при создании программ и проектов и их реализации [2, с.156].

О. В. Донева считает, что «социальная ответственность характеризуется как устойчивое личностное образование, которое развивается во время учебы и воспитания, определяющая поведение обучающихся на базе понимания ими социально-правовых норм, принятия духовных и нравственных ценностей общества, особенностей личного выбора, достижения поставленных целей и преодоления возникших препятствий» [3, с. 382].

Формирование социальной ответственности происходит путем изучения социальных наук и смежных дисциплин. Иными словами, изучение психологии, социологии, экономики, педагогики поможет обучающимся легче понимать те проблемы, с которыми встречаются люди, способствует осознанию своей роли при решении конкретных проблем. К примеру, студенты, разбирая различные этические ситуации, учатся правильно оценивать возможные варианты действий и их последствия [5, с.750].

Опыт показывает, что работа по формированию социальной ответственности в рамках учебного процесса вуза недостаточна. Большую роль в этом играют воспитательные мероприятия, прово-

димые вузом в данном направлении, то есть участие студентов в волонтёрских движениях, благотворительных акциях и общественных организациях. Участвуя в различных мероприятиях, студенты проявляют свои знания и умения, тем самым формируют такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, доброту, ответственность, доверие и организованность. К примеру, студенты могут проводить различные мероприятия для детей из малообеспеченных семей или участвовать в исследованиях, способствующих решению каких либо социальных проблем.

Результаты исследования. Эффективному формированию у студентов социальной ответственности в условиях педагогических вузов и предупреждению личностных деформаций способствует ряд условий. [3, с. 581].

Применение в образовательном процессе активных форм обучения способствует активизации познавательной и творческой деятельности студентов. В частности, наряду с деловой игрой, не менее эффективным отметим метод проектов. Данные методы направлены на раскрытие личностного потенциала студентов, способности разрешать различные проблемы используя свои знания, уметь прогнозировать возможный итог. Реализация на практике личностных качеств будущих педагогов проходит во время всей деловой игры, в ходе которой студент может самовыражаться, игра способствует к активизации самостоятельности, активности, получении зунов, необходимых для будущего педагога.

Как отметили ранее, формирование социальной ответственности эффективно проходит не только в рамках учебной нагрузки, но и внеучеб-ной.

Вовлечение студентов во внеучебные мероприятия способствует развитию у будущих педагогов личностных ценностей, умению социального взаимодействия со сверстниками и разных возрастов. Эту функцию выполняют высшие учебные заведения путём проведения конкретных мероприятий: лекции, семинары, волонтёрство, социальные проекты, социальные комитеты. В процессе проведения лекций по проблемам формирования социальной ответственности могут быть задействованы специалисты из профильных организаций. Студенты принимают активное участие в различных волонтёрских движениях, где проходят различные акции по поддержке нуждающихся, что помогает будущего педагогу самоутвердится и самоопределиться в социуме. Задействование студентов в благотворительных акциях для детей сирот, детей-инвалидов так же направлено на развитие у студентов профессиональных умений и навыков. Внедрение образовательных курсов в учебный процесс вуза расширяет познание сту-

дентов в данной области. Организация социальных клубов помогает студентам шире и глубже разбираться в вопросах социальной ответственности [4, с.77].

Рассмотрим опыт ФГБОУ ВО «ДГПУ» в практике формирования социальной ответственности будущих педагогов. Воспитательная работа в вузе основана на Концепции воспитательной работы, стратегического плана и плана воспитательной работы. Координирует это направление проректор, отдел по делам молодежи, заместитель декана по воспитательной работе, кураторы групп, а так же органы студенческого самоуправления [7].

Профессорско-преподавательский состав нацелен на нравственное воспитание, в процессе которое происходит привитие чувства долга, совести, ответственности. С первого курса студенты знакомы с внутренней политикой университета. Регулярные встречи с известными учеными, деятелям наук и общества способствуют расширению знаний и усвоению их опыта в общественной и культурной деятельности. На факультете управления и права ДГПУ прошел круглый стол «Молодежный патриотизм», в котором приняли участие представители министерств, органов государственной власти, религиозных объединений из разных вузов и колледжей Дагестана [7].

Среди мероприятий, проведенных с участием участников и слушателей, ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне, празднование Дня защитника Отечества, военно-спортивная игра «А ну-ка, джигиты». Конкурс чтецов «Поэзии волнующие строки» был организован в рамках культурно-эстетического воспитания, приуроченный к столетию со дня рождения Р.Г. Гамзатова [7].

На кураторских часах проводятся такие беседы, как «Этот день Победы», «Основные направления патриотического воспитания молодежи и современность», «Патриотические темы как концепция Дня Победы». Студенты сотрудничают с детской благотворительной организацией «Милосердие» в Махачкале, Республика Дагестан. В 2022 и 2023 годах ДГПУ проводит акцию в рамках госзадания Министерства просвещения РФ «Университетские смены», в процессе которой на базе лагеря «Солнечный берег», студенты ДГПУ работают в качестве волонтеров со школьниками Луганской народной республики и Донецкой народной республики.

Не меньшее место занимает научно-исследовательская деятельность в университете. Так, была проведена региональная научно-методическая конференция, посвященная памяти 200-летия К.Д.Ушинского «Образовательное наследие великого русского педагога К.Д.Ушинского», целью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

проведения которого было изучение и анализ педагогического наследия К.Д. Ушинского; обобщение опыта работы учителей школ и педагогов по реализации демократичного и народного образования; установление связи педагогических идей К.Д. Ушинского с современными тенденциями педагогического образования, обмен опытом ученых и практиков региона; публикация результатов научных исследований ученых, докторантов, аспирантов, магистрантов, практиков и студентов [7].

Педагогическая практика студентов является важной составляющей образовательного процесса при подготовке будущего педагога как специалиста. Так, на факультете начальных классов в рамках подготовки студентов и магистрантов к производственной (педагогической) практике был проведен мастер-класс «Лайфхаки современного учителя».

Как видим, в ФГБОУ ВО «ДГПУ» воспитательная работа направлена на практическую реализацию педагогических условий формирования социальной ответственности студентов в образовательном пространстве вуза.

Заключение. Эффективное формирование социальной ответственности будущих педагогов в процессе воспитательной работы вуза является необходимым условием в данном направлении, что требует комплексного подхода, который объединяет работу как в рамках учебного процесса, так и во внеаудиторных мероприятиях и практической деятельности. Только такой подход позволит студентам полноценно осознать свою роль в обществе и развить навыки и ценности, необходимые для социально ответственного поведения.

Список литературы:

[1] Васильев, С. Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с.

[2] Гладышева, И. А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 226 с.

[3] Донева, О. В. Критерии сформированно-сти социальной ответственности студентов вуза //

Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 580 -584.

[4] Пирогланов, Ш.Ш. Социальная ответственность личности: сущность, динамика и пути формирования / Ш.Ш. Пирогланов // Социосфера. 2016. № 1. С. 77 -80.

[5] Соловьева, Д. Роль социальной ответственности в процессе социального воспитания и социального развития подрастающего поколения // В сборнике: Человек. Общество. Культура. Социализация. Материалы XVII Международной молодёжной научно-практической конференции. 2021. С. 750-757.

[6] Супрунова, Л.Л., Лидак, Л.В., Тарасова, О.А. Основы педагогического мастерства: уч. пособие. / Л.Л.Супрунова, Л.В.Лидак, О.А. Тарасова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 314 с.

[7] https://dspu.ru/2023/2722/

Spisok literatury:

[1] Vasil'ev, S. N. Formirovanie social'noj otvet-stvennosti u kursantov voennogo vuza : avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Kostroma, 2006. 22 s.

[2] Gladysheva, I. A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya social'noj otvetstvennosti u studentov negosudarstvennogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2006. 226 s.

[3] Doneva, O. V. Kriterii sformirovannosti social'noj otvetstvennosti studentov vuza // Funda-mental'nye issledovaniya. 2014. № 3-3. S. 580 -584.

[4] Piroglanov, SH.SH. Social'naya otvetstven-nost' lichnosti: sushchnost', dinamika i puti formirovaniya / SH.SH. Piroglanov // Sociosfera. 2016. № 1. S. 77 -80.

[5] Solov'eva, D. Rol' social'noj otvetstvennosti v processe social'nogo vospitaniya i social'nogo raz-vitiya podrastayushchego pokoleniya // V sbornike: CHelovek. Obshchestvo. Kul'tura. Socializaciya. Materialy XVII Mezhdunarodnoj molodyozhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2021. S. 750757.

[6] Suprunova, L.L., Lidak, L.V., Tarasova, O.A. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: uch. poso-bie. / L.L.Suprunova, L.V.Lidak, O.A. Tarasova. -Pyatigorsk: PGLU, 2009. - 314 s.

[7] https://dspu.ru/2023/2722/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.