Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ОВД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ОВД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОТРУДНИК ОВД / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулин Сергей Геннадьевич

Актуальность статьи обеспечивается необходимостью развития профессионально значимых характеристик сотрудников органов внутренних дел. Социальная ориентация профессии, направленная на защиту прав и свобод граждан, требует особых качеств для выполнения профессиональных обязанностей с соблюдением всех требований к профессиональному долгу и этике. Автором акцентируется внимание на социальной ответственности как ведущей личностно-профессиональной характеристике; дается авторское определение понятия «социальная ответственность сотрудника ОВД», раскрываются его сущность и структурные компоненты. Цель статьи - разработка структурно-функциональной модели формирования социальной ответственности сотрудника ОВД в дополнительном профессиональном образовании (обязательном и непрерывном для рассматриваемой профессии). На основании проведенного исследования автором представлена структурно-функциональная модель, включающая: целевой (цели, нормативы и планирование учебно-воспитательной работы), теоретический (компонентная структура и сущность социальной ответственности сотрудника ОВД), методологический (теоретические основания, методология и принципы организации рассматриваемого педагогического процесса), содержательно-технологический (проектирование содержания и обобщение педагогических технологий реализации рассматриваемого процесса) и диагностический (оценка и саморефлексия динамики процесса формирования социальной ответственности и методики ее анализа) блоки. Полученное обобщенное представление (модель) обусловливает возможности системной реализации поставленной задачи формирования социальной ответственности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF A POLICE OFFICER IN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

The relevance of the article is ensured by the need to develop professionally significant characteristics of internal affairs agencies’ officers. The social orientation of the profession, aimed to protect the rights and freedoms of citizens, requires special qualities to perform professional duties in compliance with all the requirements for professional duty and ethics. The author focuses on social responsibility as a leading personal and professional characteristic; provides the definition of the concept of social responsibility of a police officer, reveals its essence and structural components. The purpose of the article is to develop a structural and functional model for the formation of social responsibility of the police officer in additional vocational education (compulsory and continuous for the profession under review). Basing on the study, the author presents a structural and functional model, including: target-oriented (goals, standards and planning of teaching and educational work), theoretical (component structure and the essence of social responsibility of the police officer), methodological (theoretical foundations, methodology and principles of organization of the pedagogical process under consideration), content-technological (design of the content and generalization of pedagogical technologies for the implementation of the process under consideration) and diagnostic (assessment and self-reflection of the dynamics of the process of formation of social responsibility and methods of its analysis) blocks. The obtained generalized representation (model) determines the possibilities of systemic implementation of the task of formation of the social responsibility of police officers in additional vocational education.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ОВД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.634:37.035 DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.023

С. Г. Никулин

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ОВД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Казанский юридический институт МВД России, г. Казань, Россия

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Аннотация. Актуальность статьи обеспечивается необходимостью развития профессионально значимых характеристик сотрудников органов внутренних дел. Социальная ориентация профессии, направленная на защиту прав и свобод граждан, требует особых качеств для выполнения профессиональных обязанностей с соблюдением всех требований к профессиональному долгу и этике. Автором акцентируется внимание на социальной ответственности как ведущей личност-но-профессиональной характеристике; дается авторское определение понятия «социальная ответственность сотрудника ОВД», раскрываются его сущность и структурные компоненты.

Цель статьи - разработка структурно-функциональной модели формирования социальной ответственности сотрудника ОВД в дополнительном профессиональном образовании (обязательном и непрерывном для рассматриваемой профессии).

На основании проведенного исследования автором представлена структурно-функциональная модель, включающая: целевой (цели, нормативы и планирование учебно-воспитательной работы), теоретический (компонентная структура и сущность социальной ответственности сотрудника ОВД), методологический (теоретические основания, методология и принципы организации рассматриваемого педагогического процесса), содержательно-технологический (проектирование содержания и обобщение педагогических технологий реализации рассматриваемого процесса) и диагностический (оценка и саморефлексия динамики процесса формирования социальной ответственности и методики ее анализа) блоки. Полученное обобщенное представление (модель) обусловливает возможности системной реализации поставленной задачи формирования социальной ответственности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании.

Ключевые слова: социальная ответственность, сотрудник ОВД, дополнительное профессиональное образование, профессионально-личностные характеристики, моделирование.

S. G. Nikulin

MODEL OF FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF A POLICE OFFICER IN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Abstract. The relevance of the article is ensured by the need to develop professionally significant characteristics of internal affairs agencies' officers. The social orientation of the profession, aimed to protect the rights and freedoms of citizens, requires special qualities to perform professional duties in compliance with all the requirements for professional duty and ethics. The author focuses on social responsibility as a leading personal and professional characteristic; provides the definition of the concept of social responsibility of a police officer, reveals its essence and structural components.

The purpose of the article is to develop a structural and functional model for the formation of social responsibility of the police officer in additional vocational education (compulsory and continuous for the profession under review).

Basing on the study, the author presents a structural and functional model, including: target-oriented (goals, standards and planning of teaching and educational work), theoretical (component structure and the essence of social responsibility of the police officer), methodological (theoretical foundations, methodology and principles of organization of the pedagogical process under consideration), content-technological (design of the content and generalization of pedagogical technologies for the implementation of the process under consideration) and diagnostic (assessment and self-reflection of the dynamics of the process of formation of social responsibility and methods of its analysis) blocks. The obtained generalized representation (model) determines the possibilities of systemic implementation of the task of formation of the social responsibility of police officers in additional vocational education.

Keywords: social responsibility, police officer, additional vocational education, professional and personal characteristics, modeling.

Введение. Профессиональные характеристики современного специалиста формируются в процессе его учебно-профессиональной деятельности, которая сейчас осуществляется фактически непрерывно. В ходе обучения стандартизированные требования к профессии трансформируются в набор определенных личностно-профессиональных качеств для выполнения определенных профессиональных действий - компетенций. Каждая профессия создает свой круг профессиональной этики и обязанностей - это описывается понятием «долг». Принадлежность к профессии и этому кругу определяется готовностью поступать определенным образом в возникающих реальных ситуациях.

Уникальные характеристики профессии сотрудника ОВД как государственного органа исполнительной власти, институционального образован™, защищающего жизнь, здоровье, права и свободы граждан, и условия ее получения в рамках ведомственных вузов и центров подготовки сотрудников ОВД ставят особые задачи для разработки педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Актуальность исследуемой проблемы. Административная реформа ОВД как органов исполнительной власти началась в 2011 году. В результате системных трансформаций, нацеленных на обеспечение безопасности граждан и государства, к настоящему времени достигнут определенный уровень изменений, связанный с оптимизацией правоохранительной деятельности и развитием мер реальной помощи населению со стороны полиции.

Одной из проблем реформирования стала «утрата доверия» граждан к сотрудникам полиции, вызванная имевшими место случаями негативной деятельности сотрудников полиции, проблемами способов взаимодействия с населением и пониманием профессионального долга и этики. Данный разрыв призвано ликвидировать утверждение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Анализ положений рассматриваемого Кодекса показал необходимость усиления нравственных ориентиров сотрудников ОВД: «приоритет государственных и служебных интересов над личными»; «быть мужественным и решительным перед лицом опасности»; «самодисциплина», «обязательность», «аккуратность», «точность и внимательность». Данные положения коррелируют и с проведенными ранее исследованиями [3], [8], подчеркивающими высокую социальную роль рассматриваемой профессии, а также понимание того, что каждый сотрудник ОВД есть представитель государства: «современное российское законодательство наделяет сотрудников полиции обширными полномочиями, при этом и требования к ним предъявляются особые» [17, с. 89], а значит, он должен образцово выполнять все служебные обязанности и соблюдать п р о ф с с с и о н а л ь н у ю этику.

Анализ потенциально значимых свойств сотрудника полиции [15], [16] позволил автор}' выделить категорию «социальная ответственность» как результат духовно-нравственных установок, профессиональных знаний и необходимых и допустимых действий в разнообразных ситуациях несения службы, вплоть до жертвования собой ради других [6], [18].

Цель данной статьи - обосновать модель формирования социальной ответственности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании.

Материал и методы исследования. Ведущим методом приведенного исследования выступает педагогическое моделирование, то есть построение модели исследуемого процесса с описанием его входов, выходов, связей, факторов влияния и других основных сущностных характеристик. Проведенное автором моделирование построено на представлении структурно-функциональной модели как интеграции двух составляющих (по Е. А. Лодат-ко), содержащей «структуру исследуемого педагогического объекта вместе со связями, характерными для ее составляющих» и «ориентированность исследуемого объекта на реализацию определенных, педагогически значимых функций» [9]. Модель служит обобщенным описанием процесса формирования социальной ответственности сотрудника ОВД и базируется на изученных автором теоретических закономерностях обучения взрослых, особенностях дополнительного профессионального образования и специфике подготовки сотрудников ОВД, обобщенной автором в ходе опыта педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. I(елевой блок модели заключается в обобщении норм и предпосылок описаний компонентов рассматриваемого процесса как расширения поля педагогической теории и практики.

Официальной нормативной базой выступают: Федеральный закон «О полиции»; Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо отметить, что обучение для новых и действующих сотрудников ОВД имеет свои отличительные особенности. Предусматривается не только базовое образование (в вузах МВД или Центрах переподготовки), но и законодательно определенная частота обучения и обязательная аттестация. Можно говорить о том, что подготовка сотрудников ОВД имеет андраго-гические характеристики: 1) на обучение направляются люди, уже имеющие жизненный и профессиональный опыт (как минимум - служба в рядах Вооруженных сил РФ); 2) есть мотивация к обучению и четкое целеполагание, поскольку пройденное обучение является единственным способом вхождения в профессию; 3) полученные знания и сформированные компетенции сразу же будут применяться в профессиональной деятельности. Формирование социальной ответственности, по мнению автора, интегрирует многие задачи профессионального воспитания сотрудников ОВД и обусловливает необходимость реализации предложенной модели на всех ступенях профессионального развития.

Теоретическии блок модели раскрывает сущность понятия «социальная ответственность сотрудников ОВД» и его структурные компоненты как «систему координат» авторского исследования.

Представления о социальной ответственности сотрудника ОВД базируются на представлениях о социальной значимости профессии и возникают как результат бинарных отношений между долгом, обязанностями и личностными приоритетами. В профессиональных ситуациях выбора поступков и поведения именно уровень социальной ответственности является базисом принятия решения с осознанием его последствий.

Соглашаясь с представлениями и опираясь на ранее проведенные исследования по формированию социальной ответственности сотрудников ОВД (Е. В. Родионова [13]), военнослужащих в срочной службе (Ш. Ш. Пирогланов [12]) и будущих сотрудников противопожарной службы МЧС России (О. Г. Яковлева [18]), автор использует установку, что в структуре социальной ответственности заявлены два взаимодополняющих компонента - объективный (профессиональная обязанность) и субъективный (личностные

убеждения). Автором определено, что социальная ответственность сотрудника ОВД есть необходимая профессионально-личностная устойчивая характеристика, развивающаяся в процессе непрерывного обучения и опыта профессиональной деятельности, определяющая мотивы и формат профессионального поведения при реализации профессиональных обязанностей в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов и пониманием последствий собственных действий как представителя профессии.

Сопоставим функции и структурные компоненты социальной ответственности сотрудника ОВД (таблица 1).

Таблица 1

Соответствие функции и содержания социальной ответственности сотрудников ОВД

Функции социальной ответственности сотрудника ОВД Компонент социальной ответственности сотрудника ОВД

Нормативно-правовая функция Когнитивный компонент - формирование образа (образца) профессионального поведения через знание зафиксированных норм деятельности и опыта их практических проявлений

Ценноспто-орнентационная фунщия Этический компонент - осознанная готовность следования профессиональному долгу в противоречивых условиях выбора траектории профессиональных действий даже в условиях противоречия собственным стремлениям

Функция устойчивости Поведенческий колтонент - формирование собственного профессионального кодекса поведения, базирующегося на нравственных нормах профессии

Функция взаимодействия Коммуникативный компонент - выстраивание профессиональных способов профессиональных коммуникаций, связанных с разрешением социальных задач во взаимодействии с различными категориями граждан

Оценочная функция Рефлексивный компонент - осуществление самоконтроля и самооценки для прогнозирования последствий выбора траектории собственных профессиональных действий

Каждый из обозначенных компонентов социальной ответственности сотрудника ОВД требует знаний и готовности к действию, формируется на протяжении непрерывного обучения и проявляется в реальных или квазиреальных ситуациях. Для оценки уровня сформированности выделенных компонентов нами используется градация - низкий, удовлетворительный, средний и высокий уровни.

Методологический блок составляют фундаментальные установки, подходы и принципы организации процесса формирования социальной ответственности сотрудника ОВД. Автор базируется на положениях теории профессионального воспитания, цель которого -развитие личности как субъекта профессиональной деятельности, осознание себя частью профессионального сообщества и транслятором его норм и поведения (Э. Ф. Зеер [2], Е. Г. Королева [5], А. Е. Марон [11], Т. А. Ромм [14] и др.) и теории контекстного обучения (А. А. Вербицкий [1]) как способа развития в профессии с учетом контекста самого обучающегося (его личностных характеристик) и контекста среды обучения.

Методологические подходы задают вектор изменений в педагогической деятельности. В этом качестве автор опирается на: социокогнитивный подход, нацеленный «на овладение человеком культуросообразными, природосообразными и профессиональными смыслами в рамках высшего образования, преобразование их в собственные концепты на основе личной способности человека к переработке новой информации и генерации знаний» [4]; контекстный подход, раскрывающий личностные контексты через контекст профессии; компетентностный подход, направленный на развитие готовности к действиям сотрудника ОВД в профессиональных ситуациях.

Как отмечалось ранее, базу педагогической деятельности по формированию социальной ответственности сотрудников ОВД составляют «исходные социальные установки, определяющие границы действий - происходит перенос устоявшихся форм поведения, адаптации и развития личности. Исходный контекст обучения влияет на смысловые образования, развивая их, и детерминирует любые преобразования личности, формирование ее новых качеств» [7, с. 109].

Практическое преобразование системы профессионального воспитания обусловливает реализация принципов непрерывности, гуманизации, интеграции, саморазвития, активности и социальной ориентации.

Содержательно-технологический блок модели обеспечивается проектированием содержания авторского модуля по формированию социальной ответственности сотрудников ОВД, включающего описание целей, задач, содержания и технологий в рамках программы по воспитательной работе. Вариативность содержания профессионального воспитания нормируется в границах образовательных традиций вузов МВД и региональных (это но культурных, религиозных и др.) особенностей. Содержание структурировано сообразно процессу формирования выделенных компонентов социальной ответственности и органично встроено в процесс предметного преподавания, также используются и другие возможности учебного и внеучебного времени для решения задач профессионального воспитания - непосредственно учебное занятие, личные беседы, совместное наблюдение и др. Оптимальной формой достижения поставленной цели, на взгляд автора, является сквозная межпредметная технология профессионального воспитания, построенная на индивидуальном решении ситуативных задач и их последующем обсуждении в группе слушателей. Необходимо отметить, что подбор таких задач является особым условием учебного процесса. Такие задачи должны: а) отражать реальные проблемы и опыт профессиональной деятельности сотрудника ОВД; б) быть составлены с ориентиром на ситуацию профессионально-нравственного выбора.

Диагностический блок модели способствует оценке и саморефлексии уровня социальной ответственности сотрудника ОВД. Особенности оценки заключаются в интеграции самооценки и внешней оценке поведения слушателей ДНО в квазиреальных и реальных профессиональных ситуациях. Для формирования интегральной оценки предлагается использование: а) результатов решения тестовых ситуационных задач, воспроизводящих реальные профессиональные ситуации; б) адаптированных автором к особенностям рассматриваемой профессии методики оценивания социальной ответственности В. Л. Ма-рищука по шкалам «убежденность в необходимости», «отношение к общественной деятельности», «общественная активность», «осознание для профессии», «отношение к профессии», «отношение к образованию», «отношение к труду», «отношение к коллегам», «нравственное самосознание» [10]. Предполагается корреляция оценки и самооценки по установленным компонентам социальной ответственности сотрудника ОВД. Крайне важным такую оценку делать на всех контрольных этапах обучения с тем, чтобы выявить проблемные зоны профессионального поведения и строить адекватные прогнозы и рекомендации для каждого слушателя курсов.

Представленная совокупность блоков обеспечивает системность теоретического описания процесса формирования социальной ответственности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании. Ее практической реализации будет способствовать ряд организационно-педагогических условий: формирование отношений наставничества со слушателями курса для доверительного педагогического взаимодействия и передачи опыта; организация межпредметной координации в сфере формирования социальной ответственности для реализации задач профессионального воспитания; разработка учебно-методического обеспечения процесса формирования социальной ответственности с учетом опыта профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Выводы. Автор полагает, что обращение к этике социальной ответственности сотрудника ОВД может существенным образом повлиять на инициацию рефлексии профессиональных действий, постепенно формируя необходимый уровень знаний и приемы поведения при решении профессиональных задач. Направленность на изменение профессионального сознания и осознания себя представителем системы с социальной рефлексией прав и обязанностей обусловит положительные изменения социального статуса сотрудника ОВД. Автором разработана теоретическая модель формирования социальной ответственности сотрудника ОВД в дополнительном профессиональном образовании, включающая целевой, теоретический, методологический, содержательно-технологический и диагностический блоки. Практическое внедрение представленной модели в рамках опытно-экспериментальной апробации исследования позволяет отметить ее продуктивность для реализации поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования : учебное пособие. - М. : Mili У, 2017.-248 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.-336 с.

3. Коваленко В. И., Коваленко Е. В. Подготовка сотрудников полиции к реализации социальной функции в современном российском обществе: предпосылки исследования // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2015. - № 3. - С. 79-91.

4. Когнитивная педагогика : учебно-методическое пособие / Р. X. Гильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац, Е. Ю. Левина, В. Ш. Масленикова, Л. Ю. Мухаметзянова, Т. М. Трегубова, Л. А. Шибанкова ; под науч. ред. Е. Ю. Левиной. - Казань : «ФГЪНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2020. - 228 с.

5. Королева Е. Г. Профессиональная социализация в условиях продуктивного обучения // Человек и образование. -2018. -№ 1. -С. 109-113.

6. Котик А. В. Современные подходы к социальной ответственности в высшей школе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. -2019. -№ 1. - С. 219-229.

7. Левина Е. Ю., Никулин С. Г. Социокогнитивный подход в концепции образования взрослых // Профессиональное образование в Россини за рубежом. - 2019. -№ 4. - С. 106-112.

8. Литвин Д. В., Ахметов Р. С. Направления совершенствования системы специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2017.-№4.-С. 46-54.

9. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 126-128.

10. МарищукВ. Л., БлудовЮ. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. -М., 1984. -214 с.

11. Марон А. Е., Резинкина Л. В., Александрова М. В. Саморазвитие взрослого как ведущий критерий продуктивного образования // Человек и образование. - 2017. - № 3. - С. 97-101.

12. Пирогланов Ш. Ш. Педагогические условия формирования социальной ответственности военнослужащих : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Махачкала,2017. - 145 с.

13. Родионова Е. В. О социальной ответственности сотрудников органов внутренних дел // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2007. - № 2. - С. 25-28.

14. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. - Новосибирск : Наука, 2007. - 380 с.

15. Рыбаков В. Н. Особенности формирования социально-нравственной направленности курсантов вуза МВД в системе профессиональной подготовки // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2010.-№ 8.-С. 79-83.

16. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 5-2. - С. 141-145.

17. Чернова И. Б. Экзистенциальная проблематика философии в подготовке сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. -2019. - № 1. - С. 89-91.

18.Яковлева О. Г. Педагогические условия развития социальной ответственности у обучающихся в вузах государственной противопожарной службы МЧС России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2012. - 156 с.

Статья поступила в редакцию 25.05.2021

REFERENCES

1. Verbickij A. A. Teoriya i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniya : uchebnoe posobie. - M. : MPGU, 2017. -

248 s.

2. ZeerE. F. Psihologiyaprofessij. -M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg : Delovayakniga,2003. - 336 s.

3. Kovalenko V. I., Kovalenko E. V. Podgotovka sotrudnikov policii к realizacii social'noj funkcii v sov-remennom rossijskom obshchestve: predposylki issledovaniya // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2015. -№3.-S. 79-91.

4. Kognitivnaya pedagogika : uchebno-metodicheskoe posobie / R. H. Gil'meeva, A. R. Kamaleeva, A. S. Kac, E. Yu. Levina, V. Sh. Maslenikova, L. Yu. Muhametzyanova, Т. M. Tregubova, L. A. Shibankova ; pod nauch. red. E. Yu. Levinoj. - Kazan': «FGBNU «Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem», 2020. -228 s.

5. Koroleva E. G. Professional'naya socializaciya v usloviyah produktivnogo obucheniya // Chelovek i obra-zovanie.-2018.-№1.-S. 109-113.

6. Koshik A. V. Sovremennye podhody к social'noj otvetstvennosti v vysshej shkole // Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. - 2019. -№1.-S. 219-229.

7. Levina E. Yu., Nikulin S. G. Sociokognitivnyj podhod v koncepcii obrazovaniya vzroslyh // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2019. - № 4. - S. 106-112.

8. Litvin D. V., Ahmetov R. S. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy special'noj professional'noj podgo-tovki sotrudnikov organov vnutrennih del // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. - 2017. - № 4. - S. 46-54.

9. Lodatko E. A. Tipologiya pedagogicheskih modelej // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya : Pedagogika, psihologiya. - 2014. - № 1. - S. 126-128.

10. Marishchuk V. L., Bludov Yu. M., Plahtienko V. A., Serova L. K. Metodiki psihodiagnostiki v sporte. -M., 1984.-214 s.

11. Maron A. E., Rezinkina L. V., Aleksandrova M. V. Samorazvitie vzroslogo как vedushchij kriterij produktivnogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. - 2017. - № 3. - S. 97-101.

12. Piroglanov Sh. Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj otvetstvennosti voennoslu-zhashchih : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Mahachkala, 2017. - 145 s.

13. Rodionova E. V. О social'noj otvetstvennosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Pravo». - 2007. - № 2. - S. 25-28.

14. Romm T. A. Social'noe vospitanie: evolyuciya teoreticheskih obrazov. - Novosibirsk: Nauka, 2007. - 380 c.

15. Rybakov V. N. Osobennosti formirovaniya social'no-nravstvennoj napravlennosti kursantov vuza MVD v sistemeprofessional'noj podgotovki//Uchenyezapiskiuniversitetaim. P. F. Lesgafta. -2010.-№ 8.-S. 79-83.

16. Saenko L. A., ZritnevaE. I. Metodologicheskie podhody к izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2016. - № 5-2. - S. 141-145.

17. Chernova I. B. Ekzistencial'naya problematika filosofii v podgotovke sotrudnikov policii // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. - 2019.-№ l.-S. 89-91.

18. Yakovleva O. G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u obuchayushchihsya v vuzah gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii: dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Sankt-Peterburg, 2012. -156 s.

The article was contributed on May 25, 2021 Сведения об авторе

Никулин Сергей Геннадьевич - старший преподаватель Казанского юридического института МВД России, аспирант Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: kazanreds@gmail.com

Author information

Nikulin, Sergey Gennadyevich - Senior Lecturer, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Post-graduate Student, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: kazanreds@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.