УДК 378.091.398
Направленность системы повышения квалификации на развитие лидерских качеств у сотрудников органов внутренних дел
М. М. Османов
https://orcid.org/0000-0003-2070-9108 aa.osmanov@mail.ru
Targeting the professional development system at developing leadership skills among law enforcement officers
M. M. Osmanov
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Новые угрозы современного мира требуют оперативного реагирования на них органов власти и правоохранительной системы. Поэтому важно выстроить направленность повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел на развитие их личностных и профессиональных качеств. Лидерские качества сегодня выступают приоритетными не только для управленцев, но и для других специалистов. Они обеспечивают конкурентоспособность профессионала и качество его трудовой деятельности. Развитие лидерских качеств у сотрудников ОВД позволит им более эффективно выстраивать деятельность по обеспечению правопорядка в стране. Цель исследования - определение и обоснование содержательных аспектов повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, направленных на развитие у них лидерских качеств. Методология (материалы и методы). В качестве методологической основой исследования выступают теоретические положения о лидерстве Де Хуга, который рассматривает данный феномен с позиции этических ценностей и социальной ответственности. Методами исследования выступили эмпирический (опросные методы и метод математической статистики) и теоретический анализы (исследование отечественной и зарубежной научной литературы по теме). Испытуемыми являлись сотрудники ОВД (п = 73), обучающиеся в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского универси-
тета МВД России. Результаты. Исходя из полученных эмпирических данных (50% сотрудников ОВД показали средний уровень лидерства и ответственности) и научного обзора, были определены и описаны содержательные направления повышения квалификации слушателей. К ним относятся: расширение ролевого репертуара сотрудников ОВД; обогащение этических аспектов профессиональной деятельности и развитие социальной ответственности специалистов, повышение готовности сотрудников ОВД к реагированию на новые угрозы в современном мире, в том числе цифровые. Показаны ограничения применения таких направлений, которые могут быть легко устранены. Сделаны выводы о практической значимости указанных направлений в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел и их направленности на развитие лидерских качеств.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. New threats of the modern world require prompt response of authorities and law enforcement system. Therefore, it is important to build a focus on the development of personal and professional qualities of law enforcement officers. Leadership qualities are now a priority not only for managers, but also for other specialists. They ensure the competitiveness of the professional and the qualities of his/her work. The development of leadership skills among law enforcement officer will allow them to more effectively build up law enforcement activities in the country. The goal of the research is to identify and substantiate the sub-
stantive aspects of advanced training for law enforcement officers aimed at developing their leadership skills. Methodology (materials and methods). The methodological basis of the study is the theoretical position of De Hoog's leadership, which considers this phenomenon from the perspective of ethical values and social responsibility. Empirical (survey methods and method of mathematical statistics) and theoretical analysis (study of domestic and foreign scientific literature on the topic) were the methods of research. The defendants were law enforcement officers (n = 73) studying at the North Caucasian Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results. Based on the empirical data obtained (50% of law enforcement officers showed an average level of leadership and responsibility) and scientific review, meaningful directions for students' professional advance training were identified and described. These include: expanding the role repertoire of law enforcement officers; enriching the ethical aspects of professional activity and developing the social responsibility of specialists, increasing the readiness of law enforcement officers to respond to new threats in today's world, including digital ones. The application limitations of such directions are shown, which can be easily eliminated. Conclusions have been drawn on the practical importance of these areas in the system of professional development for law enforcement officers and their focus on developing leadership skills.
Ключевые слова: система повышения квалификации, развитие лидерских качеств, сотрудники органов внутренних дел, полиция, цифровые технологии, современные риски, социальная ответственность.
Keywords: professional development system, leadership development, law enforcement officer, police, digital technology, modern risks, social responsibility.
Введение
Эффективная профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел выступает одним из условий безопасности российских граждан. А это очень важно в ситуации современной нестабильности в нашей стране и мире. Поэтому необходимо создавать условия для улучшения качества работы специ-
алистов. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) должно быть направлено на профессиональное развитие слушателей (курсантов) не только путем их физической подготовки, но и интеллектуальной, и психологической. Федеральный закон «О полиции»1 четко определяет общие положения, принципы, права и обязанности полиции. Так, в ст. 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» в п. 5 отмечается, что мнение граждан выступает значимым критерием оценки деятельности полиции. Также отмечается, что сотрудник полиции должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции [там же]. Иными словами, образ полицейского должен быть положительным, уважительным и образцовым. По сути, это соответствует образу лидера, поэтому отмечаем, что система повышения квалификации должна быть ориентирована на развитие лидерских качеств у сотрудников ОВД.
В соответствии с этим цель исследования может быть сформулирована как определение и обоснование содержательных аспектов повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, направленных на развитие у них лидерских качеств.
Методологические основы исследования. Существует достаточно много подходов к понятию и типологии лидерства. Выделяют факторно-аналитические, ситуационные, интеракционные концепции лидерства. Согласно этим подходам лидерство рассматривается в разных аспектах: в управлении, в конкретных ситуациях, как личностная характеристика. Также отмечаются различные виды лидерства: эмоциональное, социальное, интеллектуальное. В данном исследовании мы придерживаемся подхода Де Хуга, которые рассматривает лидерство с точки зрения социальной ответственности лидера [1]. Ученый говорит об этическом лидерстве и деспотическом руководстве. Им устанавливается значимость социальной ответственности в конструктивном управлении. На основании чего он подчеркивает важность этического лидерства и критикует дес-
1 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 02.04.2020).
потическое лидерство. Мы считаем, что проявление лидерских качеств должно в первую очередь выступать инструментом повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД. На данном основании проведено эмпирическое и теоретическое изучение лидерских качеств у сотрудников органов внутренних дел. Для этого использовались опросные методы, анализ литературных источников, методы математической обработки данных, в том числе математической статистики. Для изучения лидерских качеств и социальной ответственности у сотрудников ОВД, проходящих повышение квалификации в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, было проведено исследование. В нем приняли участие 73 сотрудника ОВД. Использовались методики: а) Е. Жарикова, Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей», направленная на определение уровня лидерских качеств специалистов [2]; б) тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) [3]. Полученные результаты представлены в таблицах 1 и 2.
В данных таблицах представлены результаты, полученные по первой методике. Как можно обнаружить, респонденты отмечены на всех уровнях проявления лидерства. Склонность к диктату демонстрирует 19% опрошенных, слабость ли-
дерских качеств выявлена у 26% сотрудников ОВД. Большая часть показывает средний уровень лидерских качеств (37%), в меньшинстве оказались респонденты с сильно выраженными лидерскими качествами (18%). Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод, что практически половина опрошенных сотрудников ОВД, проходящих повышение квалификации, проявляют ответственность. При этом 47% участников исследования показали ситуативную ответственность и 4% - безответственность. Для выявления корреляционной зависимости уровня лидерства и ответственности мы провели математическую обработку данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Была выявлена средняя прямая зависимость между лидерством и ответственностью. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство сотрудников ОВД демонстрируют социальную ответственность как главный показатель лидерства, однако определенная часть не в полной мере проявляет эти качества, что вызывает формальное отношение к профессиональной деятельности и соответственно снижение ее качества.
Исходя из этого, необходимо продумать направления организации повышения квалификации на развитие лидерских качеств у сотрудников органов внутренних дел.
Таблица 1
Проявление лидерских качеств у сотрудников ОВД
№ Уровень проявления Количество, %
1 Слабая выраженность 26
2 Средняя выраженность 37
3 Сильная выраженность 18
4 Склонность к диктату 19
Таблица 2 Уровень ответственности сотрудников ОВД
№ Вид ответственности Количество, %
1 Ответственность 49
2 Ситуативная ответственность 47
3 Безответственность 4
Таблица 3
Качества сотрудников ОВД
№ Желательные качества Нежелательные качества
1 Самостоятельность Глупость, легкомыслие
2 Оптимизм Лень
№ Желательные качества Нежелательные качества
3 Ответственность Нерешимость
4 Доброжелательность Неискренность, лживость
5 Аккуратность Эгоизм
6 Воспитанность Бестактность, грубость
7 Честность Зависть, злобность
8 Трудолюбие Коварство
9 Жизненный опыт, мудрость Зависимость, непостоянство
10 Требовательность к себе Пессимизм
Поиск таких направлений определяет необходимость проведения анализа существующих в науке и практике решений.
Обзор литературы. Исследования, посвященные выявлению и развитию личностных качеств сотрудников ОВД, в том числе лидерских достаточно широко представлены в научной сфере. Например, В. И. Реутова, говоря о профессиональной успешности руководителей ОВД, выделяет внешние и внутренние показатели успешности. К внешним относятся должностной статус и карьерное продвижение руководителей ОВД, к внутренним относятся три компонента. Это психофизиологический компонент, личностно-деятельностный и социально-психологический. В последний включаются коммуникативные и организаторские способности, а также лидерство [4].
Д. Ю. Кузнецов утверждает, что для обеспечения переговорной деятельности сотрудников ОВД необходимы такие качества, как коммуникативная (в т. ч. конфликтологическая) и переговорная компетентность, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, организаторские способности, творческий потенциал и лидерские способности [5]. Таким образом, лидерские способности важны не только руководящим работникам, но и всему персоналу системы МВД.
О. В. Хлуднова отмечает, что сотруднику органов внутренних дел требуется твердая воля, самодисциплина, мобилизация, физические и духовные возможности в профессиональной деятельности. Ею было проведено исследование и определены желательные и нежелательные качества данных специалистов (табл. 3).
Качества указаны по принципу ранжирования от более значимых до менее значимых. Также отмечается, что сотрудники, проявляющие лидерские качества более склонны к творческой самореализации, их ценности не противоречат общественным нормам, для них харак-
терно стремление к самореализации [6]. Можно сказать, что первая категория качеств будет характеризовать в большей мере лидера, а вторая группа, соответственно, его противоположность.
А. Р. Биктагирова, М. Р. Полозкова обращают внимание на деятельность оперативных работников, осуществляющих оперативно-розыскную работу и их профессионализм [7]. Ученые выделили необходимые качества оперативных работников: эмоционально-волевые (эмоциональная устойчивость, выдержка, настойчивость, энергичность, решительность, инициативность, целеустремленность); лидерские (активность, самодостаточность, доминирование), а также адаптационные, характерологические и коммуникативные способности.
А. Н. Ашихмин предлагает развивать лидерские качества у курсантов, обучающихся в вузе МВД, в качестве инструмента предлагается физическая подготовка и спорт.
Отмечается, что такие средства влияют на развитие способности к межличностной коммуникации и профессиональному взаимодействию, также это развивает волевые качества (ответственность, решительность, настойчивость, работоспособность, самообладание, дисциплинированность и уверенность в себе) [8, с. 8]. Можно заключить, что лидерские качества содержат в себе различные личностные элементы: интеллектуальные, волевые, коммуникативные и физические.
Л. Е. Киселева отмечает, что наличие лидерских качеств у руководителей ОВД (городских и районных) делает их профессиональную деятельность более эффективной. Однако такие качества зачастую формируются стихийно в результате проб и ошибок, а также многолетнего опыта руководителей [9]. Поэтому она предлагает модель по развитию лидерских качеств, реализуемую в процессе профессиональной их подготовки. Автором исследования рекоменду-
ется интегрировать групповые и индивидуальные психолого-педагогические технологии. Речь идет о профессионально-психологическом тренинге для выстраивания групповой работы. С целью осуществления индивидуального сопровождения руководителей ОВД предлагается реализовывать управленческий коучинг.
Итак, проведенный обзор обнаруживает значимость наличия лидерских качеств у сотрудников ОВД. Причем они важны как для сотрудников, проводящих оперативно-розыскную деятельность, переговорщиков, управленцев, так и для будущих специалистов. Однако инструментов по развитию данных качеств в сфере повышения квалификации сотрудников полиции представлено недостаточно. Речь в большей мере идет о руководителях или студентах ОВД. Поэтому имеет смысл обратиться к зарубежным работам, которые могут значительно обогатить представления о повышении квалификации сотрудников ОВД и развитии их лидерских качеств.
И. О. Котенев провел обзор направленности профессиональной подготовке руководящего состава полиции в формировании лидерских компетенций, изучив зарубежный опыт [10]. Было обнаружено, что в качестве основных методов выступают практические занятия, совместная работа в группе, проекты, стажировки и руководство дискуссией. Обнаружено также, что используются «мозговой штурм», обсуждения в группе и программы тренингов по лидерству и деловой коммуникации. Отмечается, что изучение теории происходит путем самостоятельной проектной деятельности, лекционные занятия минимизируются. Причем лекции читают приглашенные специалисты, в частности университетские профессора, не являющиеся полицейскими. Это необходимо для осознания полицейскими интегрирующей роли полиции в обществе.
Полагаем, что важно опираться на такой зарубежный опыт повышения квалификации сотрудников полиции. В этой связи нам интересной показалась публикация Elizabeth A. Stanko, представляющая рефлексию результатов реализации проекта инновационного фонда Министерства внутренних дел Англии «Разработка программы поступления в полицию на основании фактических данных» 2016-18 [11]. В данном материале нам удалось актуализировать
ряд проблем современной полиции особенно новобранцев и увидеть интересные предложения по их решению.
Во-первых, говорится о важности не только раскрытия преступлений, но и их предупреждения (это должно быть в центре внимания и являться важным как для жертв, так и для офицеров полиции).
Во-вторых, отмечается, что современный сотрудник полиции должен знать этику и ценности профессиональной полицейской деятельности, различных ролей, которые он выполняет, и обязанностей. Среди таких обязанностей указываются: общественная защита (противодействие терроризму, предупреждение преступности), соблюдение юридических и профессиональных действий (аресты, обследование места преступлений, работа с жертвами) и проведение общественных мероприятий (например, культурно-массовых по предупреждению преступности).
В-третьих, автор высказывает необходимость внедрения в обучения полиции новых подходов по вопросам сексуальной эксплуатации детей, изнасилований, раскрытия кибер-доказательств в цифровую эпоху. Речь идет о сложных и тонких аспектах работы полиции, которые еще не освоены многими учеными и практиками.
Также в работе Elizabeth A. Stanko отмечается, что важно использовать опыт более профессиональных сотрудников для обучения менее опытных.
Однако необходимо обучать не только на собственном примере («как мы делаем»), но и на опыте других («как делают они»). Для анализа различных подходов к осуществлению того или иного профессионального решения необходимо развивать навыки критического мышления у сотрудников полиции. Это позволит научиться им принимать верные решения.
Считаем, что данные позиции могут лечь в основу направленность системы повышения квалификации на развитие лидерских качеств у сотрудников органов внутренних дел.
Результаты. Проведя научный анализ существующих наработок по обучению полицейских и развитию лидерских качеств, а также опираясь на результаты эмпирического исследования, нами были определены направления повышения квалификации сотрудников ОВД.
Первое направление связано с расширением ролевого репертуара сотрудников ОВД, которые должны выступать не только в роли карательного, но и профилактического органа. Второе направление мы видим в обогащении этических аспектов профессиональной деятельности и повышении социальной ответственности специалистов. Третье направление предполагает повышение готовности сотрудников ОВД к реакции на новые угрозы в современном мире, в том числе цифровом. Далее детализируем эти направления и обозначим формы и методы работы, в которых они могут реализоваться.
Первое направление предполагает расширение ролевого репертуара сотрудников ОВД. Несомненно, что раскрытие преступлений является важным показателем результативности деятельности сотрудников ОВД. Однако не менее, а даже более значимым выступает предупреждение разного рода преступлений. Причем необходимо понимать, что современные преступления отличаются большей масштабностью, изощренностью, непредсказуемостью последствий. Поэтому лучше научиться их выявлять и предупреждать на ранних стадиях. Такое предупреждение может быть на стадии обнаружения подготовки преступлений, а может и раньше - на стадии замысла. Во втором случае речь идет о проведении профилактических, просветительских мероприятий для школьников. Многие преступники уже в детстве отличались предрасположенностью к агрессивному и противоправному поведению. Поэтому, если бы с ними вовремя проводилась профилактическая работа не только педагогов или психологов, но и сотрудников полиции, была бы большая вероятность развития их сознательности. Поэтому необходимо расширять ролевой репертуар сотрудников ОВД в процессе повышения их квалификации. Важно показывать, что они могут выступать в роли консультанта, советчика, друга, помощника, наставника. При этом отмечать, что они должны демонстрировать готовность оказания поддержки детям из неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Не менее значимо готовить сотрудников ОВД к работе с родителями таких детей, чтобы показывать им возможные последствия несоблюдения родительских прав в воспитании ребенка. Обращать внимание на то, что если не удается предупредить те или иные нарушения, то показать необходимость включения
другой роли: критика, контролера, слуги закона. При этом в любом случае целесообразно сохранять позитивный образ видения преступника (особенно несовершеннолетнего), показывая ему возможность ресоциализироваться и встать на путь исправления.
Такое расширение ролевого репертуара позволит развить лидерские качества у сотрудников ОВД, отличающиеся многообразием их проявлений и направленностью на обеспечение безопасности граждан.
Второе направление мы видим в обогащении этических аспектов профессиональной деятельности сотрудников ОВД и повышении их социальной ответственности. К сожалению, в профессиональной деятельности сотрудников полиции встречаются особо сложные с этической точки зрения ситуации. Например, им приходится работать с жертвами насилия, в том числе и сексуального. Особо острые моменты связанны с изнасилованиями в отношении детей, осуществленных их близкими (знакомыми, родственниками). Конечно, с жертвами насилия проводят работу и медики, и психологи, которые более осведомлены с тонкими психологическими и этическими моментами взаимодействия. Однако проведение беседы, дознания, интервьюирования осуществляется и сотрудником ОВД. Здесь важно не нанести дополнительную психологическую травму в результате некорректно выстроенного разговора с жертвой. При этом необходимо собрать объективно достоверную и полную информацию, которая имеет место искажаться вследствие возрастных, индивидуальных и эмоциональных аспектов пострадавшей личности. Поэтому в процессе повышение квалификации сотрудников ОВД необходимо развивать такие их качества, как сочувствие, тактичность, сопереживание, коммуникативную гибкость. Это возможно путем анализа ситуаций из собственной практики слушателей (курсантов), изучения ситуаций, представленных в СМИ, киноматериалах, видеоархивов материалов особо резонансных преступлений и пр.
Говоря о повышении социальной ответственности важно не забыть об анализе собственной профессиональной деятельности и личностных качеств самих сотрудников ОВД. Существует ряд работ, утверждающих наличие профессиональных деформаций у сотрудников ОВД, которые негативно сказываются на авторитете полиции и
угрожают общественности. Н. А. Борякина утверждает, что преступления, совершаемые сотрудниками полиции, имеют свои особенности. Они: а) препятствуют нормальному функционированию органов власти, снижают престиж профессии; б) угрожают безопасности населения, снижают их степень доверия к правоохранительным органам; в) имеют ярко выраженную корыстную направленность, г) отличаются скрытым характером; д) проявляются в коррумпированности либо связи с криминальными структурами; е) имеют тенденцию к росту и масштабности [Б-2]. Автор связывает эти преступления с профессиональными деформациями сотрудников ОВД: неуравновешенность, легкомысленность, пренебрежение социальными нормами и пр. Поэтому в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД должно включаться обсуждение ситуаций с реальными правонарушениями, совершаемыми представителями ОВД. Кроме того, важно изучать научные публикации, публицистическую литературу, где описываются данные случаи, их последствия для правонарушителей, их семей и их жертв.
Третье направление предполагает изучение негативных действий современных социальных рисков, связанных с информационно-цифровой эпохой. Ни для кого не секрет, что сегодня многие преступления переходят в виртуальный формат, появляются новые виды цифрового мошенничества. Специалисты называют различные интернет-угрозы: виртуальные деструктивные сообщества, пропагандирующие насилие, склоняющие детей к употреблению психоактивных веществ, суицидальному поведению. Также можно выделить и разные виды выуживания средств у людей, кражи электронных денег с банковских карт. Кроме того, выделяются такие угрозы, как: кибербуллинг (травля в сети), секстинг (сексуальные домогательства в сети), фишинг (получение доступа к конфиденциальным данным) и пр. Поэтому сотрудникам ОВД необходимо осознавать многообразие всевозможных видов мошенничества, способы их осуществления, защиты от них и расследования преступлений, с ними связанных. Также важно понимать и новые возможности, которые также доступны благодаря цифровым технологиям. К примеру, многие преступления могут быть расследованы благодаря тому, что они были записаны на видеокамеры, установ-
ленные в домофонах, на улицах, зданиях. Также пропажа людей может значительно облегчиться благодаря различным программам, устанавливаемым на телефоны и другие средства коммуникации. В этой связи в процессе повышения квалификации важно уделять особое внимание освоению цифровых технологий, их возможностей и угроз для современного населения и осуществления правоохранительной деятельности.
Также существуют и непредвиденные угрозы, мирового масштаба, которые влияют на поведение людей и их безопасность. В данном случае нельзя не упомянуть о так называемых террористических организациях, которые применяют цифровые технологии, или о распространяющемся по всему миру инфекционному заболеванию COVID-19. В условиях пандемии особо остро встает вопрос обеспечения безопасности граждан. Ее, в том числе, обеспечивают и сотрудники полиции, патрулируя улицы для соблюдения самоизоляции населением. При этом в СМИ уже указывается новые виды мошенничества, связанные с эпидемиологической ситуацией. К примеру, это фишинговые электронные ресурсы (письма якобы от медицинских организаций с инструкциями как защититься от болезни и какие данные выслать) или службы дезинфекции, под которые маскируются мошенники-воры, чтобы проникнуть в квартиры.
Мы полагаем, что повышение компетентности сотрудников ОВД в части современных цифровых и других угроз значительно повысить их конкурентные преимущества и позволит иметь более статусное положение в коллективе. Это непосредственно связано с качествами лидера.
Итак, указанные три направления повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел направлены на развитие их лидерских качеств. Что касается форм и методов работы, они должны быть выстроены с учетом интеграции лекционных и практических занятий, проводимых как научными работниками в области психологии, так и опытными специалистами полиции. Также уместно использовать дискуссии в группах по обсуждению наиболее сложных и острых вопросов. Важно включать в работу цифровые, в том числе дистанционные технологии, популярность которые резко возросла в свете последних событий. Кроме того, важно опираться на опыт более компетентных сотрудников, имеющих практические навыки работы в тех или
иных сложных профессиональных ситуациях. Уместно применять и научную информацию: статьи печатные и электронные, результаты современных исследований. Для развития лидерских качеств важно создавать возможность работы в группах, использовать метод деловой игры, мозгового штурма. Тем самым инициировать развитие коммуникативных способностей полицейских, их критического мышления, эмпатии и социальной ответственности.
Обсуждение. Представленные содержательные линии и формы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел направлены на развитие их лидерских качеств. К таким качествам мы относим коммуникативную компетентность, социальную ответственность, этические основы деятельности. Данные направления отвечают требованиям современного общества: противодействие новым угрозам, выстраивание гуманного похода к каждой личности, непрерывное саморазвитие во всех направленных (интеллектуальном, нравственном, социальном и пр.).
Они находят свое отражение в осуществлении развития профессионализма сотрудников органов внутренних дел, проходящих обучение в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Данные направления универсальны и могут применяться и в других институтах повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Они обоснованы теоретическими и эмпирическими данными, имеющимися не только в отечественной науке, но и мировой практике.
При этом важно ввести и ряд ограничений в их применении:
- высокий профессионализм преподавателей (научных сотрудников в области психологии и практикующих полицейских), осуществляющих повышение квалификации сотрудников ОВД,
- наличие материально-технической базы, позволяющей слушателям осваивать возможности цифровых технологий для обогащения своей профессиональной деятельности;
- готовность сотрудников ОВД активно участвовать в групповой работе, делиться собственными знаниями или сложными проблемными вопросами.
Данные ограничения легко устранимы при правильно выстроенной методической и орга-
низационно-технической среде института повышения квалификации, а поэтом не рассматриваются как непреодолимые.
Заключение. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД в современном мире отличается все большей усложненностью и ответственностью. Поэтому повышение их квалификации должно быть направлено на развитие лидерских качеств, которые позволят своевременно и эффективно снижать новые социальные риски. Среди таких качеств выделяются прежде всего лидерские, представляющие собой сочетание интеллектуальных, волевых, моральных и коммуникативных психологических характеристик. По результатам опроса сотрудников ОВД, проходящих повышение квалификации в СКИ(ф) КрУ МВД России, было обнаружено наличие у половины из них лидерских качеств средней и высокой степени выраженности, и примерно столько же с высоким уровнем ответственности. Однако столько же проявляют ситуационную ответственность, что имеет неустойчивый характер и требует закрепления. Исходя из этого, на основе анализа научной литературы были определены актуальные направления повышения квалификации сотрудников ОВД с целью развития их лидерских качеств.
Были выделены три направления: а) расширение ролевого репертуара сотрудников ОВД; б) обогащение этических аспектов профессиональной деятельности и повышении социальной ответственности специалистов; в) повышение готовности сотрудников ОВД к реагированию на новые угрозы в современном мире, в том числе цифровые. Были описаны эти направления, возможные формы и методы их реализации. Предложенные решения имеет практическую значимость, так как могут быть применимы в любом институте повышения квалификации МВД России при небольших ограничениях. Важно, чтобы был высокопрофессиональный кадровый состав института и соответствующая материально-техническая среда. Кроме того, преподавателям института необходимо научиться преодолевать внутренние личностные ограничения, препятствующие развитию лидерских качеств у сотрудников ОВД. Описанные направления проходят апробацию в СКИ(ф) КрУ МВД России.
Безопасность граждан выступает проблемой номер один в современных реалиях. Поэтому
сотрудники ОВД должны оперативно реагировать на существующие угрозы, что возможно благодаря их определенным личностным качествам. Система повышения квалификации, направленная на развитие лидерства у сотрудников органов внутренних дел, будет значительно определять качество профессиональной подготовки и уровень компетентности современных специалистов, обеспечивающих правопорядок.
Библиографический список:
1. De Hoogh A. H. B. Ethical and despotic leadership, relationships with leader's social responsibility, top management team effectiveness and subordinates' optimism: A multi-method study / A. H. B. De Hoogh, D. N. Den Hartog // The Leadership Quarterly, 2008, No. 19, pp.297-311.
2. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 488 с. - Текст : непосредственный.
3. Прядеин, В. П. Психодиагностика личности : Избранные психологические тесты : Практикум. - Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. - 215 с.- Текст : непосредственный.
4. Реутова, В. И. К вопросу о формировании профессиональной успешности руководителей ОВД / В. И. Реутова. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 2 (78). - С. 237-240.
5. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников : учеб.-метод. пособие / Д. Ю. Кузнецов [и др.]. -Домодедово : ВИПК МВД России, Академия управления МВД России, 2016. - 157 с. -Текст : непосредственный.
6. Хлудова, О. В. Психологические особенности профессионального роста личности (на примере сотрудников органов внутренних дел). - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 24 с. - Текст : непосредственный.
7. Биктагирова, А. Р. Оперативно-розыскная деятельность: профессионализм и психологический портрет сотрудника / А. Р. Биктагирова, М. Р. Полозкова. - Текст : непосредственный // Вестник БИСТ. - 2014. - № 2 (23). - С. 28-33.
8. Ашихмин, А. Н. Психолого-педагогическое обоснование методики применения средств физической подготовки и спорта в целях развития лидерских качеств у курсантов / А. Н. Ашихмин. - Текст : непосредственный // Вопросы профессионального обучения специалистов в области образования и воспитания студенческой молодежи : сборник научно-методических статей / под общ. ред. профессоров В. В. Миронова, В. Л. Пашуты. - Санкт-Петербург : ГЛТА, ВИФК, 2004. - С. 27-35.
9. Киселева, Л. Е. Психолого-педагогическая модель развития лидерских качеств руководителей городских и районных органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки / Л. Е. Киселева. -Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 10 (68). - С. 44-48.
10. Котенев, И. О. Формирование лидерских компетенций в профессиональной подготовке руководящего состава полиции (зарубежный опыт) / И. О. Котенев. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогическое и кадровое обеспечение деятельности правоохранительных органов : труды Академии управления МВД России. - 2011. - № 2 (18). - С. 86-90.
11. Stanko E. A. Learning versus Training: Thoughts about the Origins of the Home Office Innovation Fund Project 'Developing an Evidence-Based Police Degree Holder Entry Programme' 2016-18. Policing: A Journal of Policy and Practice, 2018, Volume 14, pp. 43-51.
12. Бояркина, Н. А. Причины и профилактика профессиональной деформации сотрудников полиции как основного условия совершения ими преступлений / Н. А. Борякина. - Текст : непосредственный // Сибирский юридический вестник. - 2014. - № 4. - С. 90-95.
References:
1. De Hoogh A. H. B. Ethical and despotic leadership, relationships with leader's social responsibility, top management team effectiveness and subordinates' optimism: A multi-method study, The Leadership Quarterly, 2008, No. 19, pp.297-311.
2. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics of personality and small groups development [Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i
malyh grupp], Moscow: Publishing House of Psychotherapy, 2002.488 p.
3. Pryadeyin V. P. Psychodiagnostic personality : Selected psychological tests: Practice [Psi-hodiagnostika lichnosti: Izbrannye psihologi-cheskie testy: Praktikum], Surgut State Pedagogical University, 2014. 215 p.
4. Reutova V. I. The question of formation of professional success of heads of Internal Affairs [K voprosu o formirovanii professional'noj uspeshnosti rukovoditelej OVD], Bulletin of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, No. 2 (78), pp. 237-240.
5. Kuznetsov D. Yu. Psychological support of the negotiation activities of the employees of the internal affairs agencies in a situation of hostage-taking: educational and methodological manual [Psihologicheskoe obespechenie peregovornoj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del v situacii zahvata zalozhnikov: uchebno-metodicheskoe posobie], Domodedovo: Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, 2016. 157 p.
6. Khludova O. V. Psychological features of professional growth of a personality (based on an example of employees of bodies of internal affairs) [Psihologicheskie osobennosti professional'nogo rosta lichnosti (na primere sotrudnikov organov vnutrennih del)], Tambov: Tambov State Technical University Publishing House, 2004. 24 p.
7. Biktagirova A. R., Polozkova M. R. Operative and search activity: professionalism and psychological portrait of the employee [Operativno-rozysknaya deyatel'nost': professionalizm i psi-hologicheskij portret sotrudnika], Herald of Bashkir Institute of Social Technologies, 2014, No. 2 (23), pp. 28-33.
8. Ashimin A. N. Psychological and pedagogical justification of the methods of application of physical training and sports tools for development of cadets' leadership qualities [Psihologo-
pedagogicheskoe obosnovanie metodiki prime-neniya sredstv fizicheskoj podgotovki i sporta v celyah razvitiya liderskih kachestv u kursantov], Issues of professional training of specialists in the field of education and upbringing of students, proceedings of Scientific and Methodological Articles, Saint Petersburg, 2004, pp. 27-35.
9. Kiseleva L. E. Psychological and pedagogical model of development of the leadership qualities of the heads of the city and district bodies of internal affairs in the process of professional and psychological preparation [Psihologo-pedagogicheskaya model' razvitiya liderskih kachestv rukovoditelej gorodskih i rajonnyh or-ganov vnutrennih del v processe professional'no-psihologicheskoj podgotovki], Scientific notes of P. F. Lesgaft University, 2010, No. 10 (68), pp.44-48.
10. Kotenev I. O. Formation of the leadership competence in the police management training (foreign experience) [Formirovanie liderskih kom-petencij v professional'noj podgotovke rukovod-yashchego sostava policii (zarubezhnyj opyt)], Psychological, pedagogical and personnel support of the law enforcement bodies' activity: Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011, No. 2 (18), pp.86-90.
11. Stanko E. A. Learning versus Training: Thoughts about the Origins of the Home Office Innovation Fund Project 'Developing an Evidence-Based Police Degree Holder Entry Programme' 2016-18. Policing: A Journal of Policy and Practice, 2018, Vol. 14, pp. 43-51.
12. Boyarkina N. A. Reasons and prevention of the professional deformation of the police officers as the main condition of their crimes [Prichiny i profilaktika professional'noj deformacii sotrudni-kov policii kak osnovnogo usloviya soversheniya imi prestuplenij], Siberian legal Bulletin, 2014, No. 4, pp. 90-95.