References
1. Torhova A.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy razvitiya individual'nogo stilya professional'noj deyatel'nosti buduschego uchitelya: monografiya. Moskva: Moskovskij gos. otkrytyj ped. un-t im. M.A. Sholohova, 2009.
2. Tutolmin A.V. Adaptivnost' i kreativnost' v stanovlenii i razvitii tvorcheskoj lichnosti buduschego uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; 12: 44 - 49.
Статья поступила в редакцию 27.05.15
УДК 378
Piroglanov Sh.Sh., postgraduate, North-Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE HUMANITARIAN COMPONENT OF THE FORMATION OF THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS OF MILITARY SCHOOLS. The author generalizes the basics of the humanitarian component of the process of formation of the social responsibility of students of military schools. The article reveals the core of the concept of "social responsibility", the structure of social responsibility and a model of its formation at cadets of military universities. According to the author, the creation of a system of psychological support of the process of humanization of the process of formation of social responsibility of students will improve not only the quality of the training, but also will help to prevent possible negative effects. The process of formation of social responsibility of cadets in a military university needs to build common cultural, subjective, psychological-pedagogical bases of the contents of vocational education and ideological, axiological components of professional education.
Key words: humanization of military education, social responsibility, the structure of social responsibility, model of development of social responsibility in students of military universities.
Ш.Ш. Пирогланов, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Автор отражает сущность гуманитарной составляющей процесса формирования социальной ответственности курсантов военных вузов. В статье раскрывается сущность понятия «социальная ответственность», представлена структура социальной ответственности и модель её формирования у курсантов военных вузов. По мнению автора, создание системы психологического обеспечения процесса гуманитаризации, процесса формирования социальной ответственности курсантов позволит не только повысить качество данной подготовки, но и предупредить возможные негативные явления. Процесс формирования социальной ответственности курсантов необходимо строить на общекультурной, предметной, психолого-педагогической основах содержания профессионального образования и мировоззренческой, аксиологической составляющих содержания профессионального воспитания.
Ключевые слова: гуманитаризация военного образования, социальная ответственность, структура социальной ответственности, модель формирования социальной ответственности у курсантов.
Для формирования у военного специалиста современного подхода к профессиональной деятельности система военного образования особо нуждается в гуманитаризации. Сегодня нужны гуманитарно-образованные и воспитанные офицеры, обладающие высоким уровнем социальной ответственности, способные видеть в подчинённом, прежде всего, человека, признавать ценность личности, её достоинство, владеть культурой общения, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Так в структуре данного процесса А.И. Карманов выделяет следующие направления: повышение роли и эффективности преподавания социально-гуманитарных дисциплин; усиление гуманитарной направленности всех других дисциплин, изучаемых в вузе; создание в военном вузе комфортной гуманитарной среды [1]. В работе А.И. Карманова также подчёркивается, что гуманитаризация военного образования достигается и обеспечивается особой системой взаимоотношений участников образовательного процесса. Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы перейти к качественно новому стилю общения между педагогом и обучаемым. Главный вектор перемен здесь - отказ от элементов администрирования, назидательности и декларирования, отношения к курсантам как к пассивным объектам воздействия. Как в гражданских, так и в военных вузах важным является реализация идей педагогики сотрудничества, субъект-субъектного подхода в сочетании с повышением требований к подготовленности, воспитанности обучающихся.
М.М. Арсланбеков под психолого-педагогической подготовкой курсантов военных вузов понимает процесс формирования профессионально компетентной личности офицера, обладающего гуманитарной, педагогической культурой, социальной компетентностью, знаниями, навыками и умениями педагогического взаимодействия, организации, управления и осуществления процессов обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих [2].
В рамках данной статьи мы остановимся на гуманитаризации военного образования с целью формирования социальной ответственности курсантов военных вузов. Как известно, в со-
временной науке существует широкий диапазон понимания феномена «социальная ответственность». В одной из статей А.А. Саенко был проведён анализ сущности данного понятия, на основании которого автор предлагает следующее определение: социальную ответственность можно рассматривать с различных позиций: внешних и внутренних, групповых и индивидуальных, в зависимости от субъекта социально ответственных действий. Социальная ответственность выражается в способности субъекта оценивать результаты своей деятельности, соотносить их с принятыми социальными нормами [3].
Проектирование процесса гуманитаризации военного образования организуется и проводится с целью формирования социальной ответственности курсантов военных вузов, под которой понимается «качество зрелой личности, позволяющее ей на основе знаний о допущениях и ограничениях в собственном поведении принимать правильные решения, совершать социально одобряемые действия, строить продуктивные отношения с окружающими, успешно выполнять поставленные задачи» [4].
В работе С.Н. Васильева предложена структура социальной ответственности, которая включает в себя следующие четыре компонента:
- когнитивный, который состоит из систем усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах регулирования отношений между людьми, с инстанциями и институтами общества, который активно формируется в юношеском возрасте в процессе преподавания учебных дисциплин, участия в социальной практике;
- мотивационный, характеризующийся иерархией мотивов социально ответственного поведения, складывающийся в общественно-полезной деятельности, в процессе социального взаимодействия;
- волевой, предполагающий систему поступков и побуждений к сознательной регулировке собственной деятельности;
- деятельностный, предполагающий готовность человека к осуществлению осознанного выбора определённой линии
поведения, его способность принимать решения, оценивать их последствия, опираться на сформированное жизненное кредо и самосознание [4].
Также автором представлена модель формирования социальной ответственности курсантов, которая включает следующие компоненты:
- целевой - развитие у курсантов военного вуза социальной ответственности в ходе освоения ими цикла гуманитарных дисциплин, участия в общественно полезной и военно-служебной деятельности, во взаимодействии с разными людьми;
- содержательный - приобретение курсантами системы знаний о сущности прав, обязанностей, о долге, о нормах и правилах поведения человека в социуме, в сфере социально-профессионального общения в процессе изучения социально-гуманитарных и специальных предметов, цикла элективных курсов «Право и ответственность», «Конфликтология», «Деловое общение»; участие в социальных акциях, организации воспитательных мероприятий с кадетами, школьниками; в системе тренингов (личностного роста, ассертивности, социальной ответственности
и др.) [2].
Воспитывая социальную ответственность у курсантов военного вуза, мы решаем задачу формирования у них профессиональной компетентности. Подчеркнём, что содержание профессионального образования, используемые формы и методы организации деятельности создают благоприятные условия для формирования установки на ответственное отношение к своим обязанностям, осознанный выбор свободы действия и решений (учебные ситуации, развитие техники самоконтроля). Так, рассматривая военный вуз как педагогическую систему, имеющую свои задачи, содержание, структуру, контингент учащихся, организацию, своеобразный арсенал средств, форм и методов учебно-воспитательной работы, необходимо учитывать психолого-педагогические факторы, влияющие на каждый из элементов данной системы. В процессе психолого-педагогической подготовки в военном вузе следует: устранить разрыв между процессом усвоения психолого-педагогических знаний и практическим их применением; поднять уровень мотивации обучаемых; обе-
Библиографический список
спечить индивидуальный подход к каждому обучаемому; обеспечить реальную обратную связь обучающего с обучаемым на всех этапах усвоения знаний.
Эффективная психолого-педагогическая подготовка курсантов в военном вузе невозможна без создания соответствующей мотивации. Мотивацию к освоению психолого-педагогических знаний и умений следует формировать у курсантов несколькими путями. Первый (основной) - моделирование факторов профессиональной деятельности в процессе подготовки. При этом обязательным условием является успешное преодоление трудностей. Второй путь - это тренинговые технологии, формирование у обучаемых навыков и умений выполнения конкретных действий.
Социально-психологические, профессиональные, дидактические, психологические трудности, переживаемые курсантами на начальном этапе освоения учебной деятельности в новых для себя условиях в стенах военного вуза, преодолеваются ими, как правило, стихийно, методом проб и личных ошибок, не всегда приносят желаемые результаты. Причины отставания курсанта в учёбе часто заключаются не в отсутствии у него соответствующих способностей, а в использовании им навыков и приёмов учебной работы, непродуктивных в условиях военного вуза, т.е. в неумении здесь учиться.
Таким образом, создание системы психологического обеспечения процесса гуманитаризации процесса формирования социальной ответственности курсантов позволит не только повысить качество данной подготовки, но и предупредить возможные негативные явления. Так описанная система предполагает не только систематическое отслеживание психологического состояния курсантов военных учреждений, но и, исходя из определённых ситуаций, условий жизнедеятельности и результатов, подразумевает обоснованные меры психолого-педагогического воздействия. Процесс формирования социальной ответственности курсантов военного вуза необходимо строить на общекультурной, предметной, психолого-педагогической основах содержания профессионального образования и мировоззренческой, аксиологической составляющих содержания профессионального воспитания.
1. Карманов А.И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях МО РФ. Военная мысль. 1997; 1: 60.
2. Арсланбеков М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Санкт-Петербург, 2007; 17 (43).
3. Саенко Л.А. Социальная ответственность студенческой молодёжи: социологический анализ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2015; 1 (46).
4. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов. Кострома, 2006.
References
1. Karmanov A.I. Problemy gumanitarizacii podgotovki oficerskih kadrov v voenno-uchebnyh zavedeniyah MO RF. Voennaya mysl'. 1997; 1: 60.
2. Arslanbekov M.M. Sovershenstvovanie psihologo-pedagogicheskoj podgotovki kursantov voennyh vuzov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi. Sankt-Peterburg, 2007; 17 (43).
3. Saenko L.A. Social'naya otvetstvennost' studencheskoj molodezhi: sociologicheskij analiz. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2015; 1 (46).
4. Vasil'ev S.N. Formirovanie social'noj otvetstvennosti u kursantov. Kostroma, 2006.
Статья поступила в редакцию 30.04.15
УДК 378.14
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS BY MEANS OF DISTANCE LEARNING: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, PROSPECTS. The article reveals the potential of distance education in modern conditions of development of vocational education. The author defines the problem of distance learning and represents the basic organizational and psychological and pedagogical problems associated with this form of teaching. The article analyzes the potential of distance learning in the professional socialization of students identified as positive aspects and disadvantages. The results of the survey of possibilities of the use of distance in the teaching process that was conducted with the direct participation of students have become part of the present paper. According to the author, the today's system of distance education has a weak capacity of professional socialization of young professional and can be widely used in courses or training of students, already having a medium/high level of professional education.
Key words: professional socialization, distance learning, distance education, problems of distance learning, professional socialization.
Л.А. Саенко, д-р соц. наук, проф., Институт образования и социальных наук, «Северо-Кавказский федеральный
университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]