Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY / FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукавишников Артур Владимирович

Цель. Теоретическое описание организационно-педагогических условий, способствующих развитию социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ. Методы. Анализ научно-исследовательских работ, посвященных проблеме развития социальной ответственности в рамках образовательных организаций высшего образования, выявление и обобщение (группировка) организационно-педагогических условий, способствующих развитию социальной ответственности личности будущего специалиста. Результат. В результате проведенного теоретического исследования выявлены различные подходы к пониманию организационно-педагогических условий (как внешнее обстоятельство, как мероприятие, как характеристика педагогической системы, как деятельность субъекта, как совокупность определенных возможностей, как формы педагогического взаимодействия, как интегративно-комплексное образование и др.). Исследователи в области педагогики социальной ответственности выделяют различные условия для её формирования и развития. Вывод. Качественная организация воспитательной работы, целенаправленное развитие личностных качеств курсантов, совместная деятельность и сотрудничество субъектов в образовательном процессе являются организационно-педагогическими условиями развития социальной ответственности. Представленное утверждение требует проверки результативности в рамках экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рукавишников Артур Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF FUTURE OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION NATIONAL GUARD

The aim of the article is the theoretical description of organizational and pedagogical conditions that contribute to the development of social responsibility of future officers of the national guard of the Russian Federation. Methods. Analysis of scientific and research works on the problem of development the social responsibility within the higher educational institutions, identification and generalization (grouping) of organizational and pedagogical conditions contributing the development of social responsibility of the personality of future expert. Results. As a result of the conducted theoretical research, various approaches to understanding the organizational and pedagogical conditions (as an external circumstance, as an event, as a characteristic of the pedagogical system, as the activity of the subject, as a set of certain opportunities, as a form of pedagogical interaction, as integrative and complex education, etc.) are revealed. Researchers in the field of social responsibility pedagogy identify various conditions for its formation and development. Conclusion. Quality organization of educational work, purposeful development of personal qualities of cadets, joint activities and cooperation as forms of interaction of subjects in the educational process are the organizational and pedagogical conditions of the development the social responsibility. Supplied statement demands the control of performance within a framework of investigational study.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

Postgraduate exercise books]. 2007. No. 18 (44). Pp. 345-348. (In Russian)

2. Ostanina S. A. Pedagogical conditions for the formation of a creative style of artistic and aesthetic activity of schoolchildren in the educational space of the gymnasium. Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2011. Vol. 2. No. 4. Pp. 110-112. (In Russian)

3. Pavlova N. A. The principles of the organization of artistic and aesthetic activities of students. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Bulletin of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. 2008. No. 69. Pp. 451-459. (In Russian)

4. Revyakin D. V. On the problem of the formation of artistic and aesthetic taste in young

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Рамазанова Эльмира Алиевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

Принята в печать 05.08.2019 г.

children. Nachal'naya shkola [Primary School]. 2011. No. 4. Pp. 93-96. (In Russian)

5. Sandyukova S. A. Features of the organization of the circle work in the arts and crafts. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'» [Omsk Scientific Bulletin. Series "Society. History. Modernity"]. 2009. No. 6. Pp. 82-85. (In Russian)

6. Fokina E. N. Artistic and practical activity -the basis for the development of the emotional sphere of the psyche: proceedings of the All-Russian conference "Culture. Art. Science". Teori-ya i ekologiya razuma [Theory and ecology of the mind]. Tyumen, TSU Publ., 2002. Pp. 78-104. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Elmira A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the dean of the faculty of Primary Schools, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: ka-zanbieva1964@mail.ru.

Received 05.08.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-64-71

Организационно-педагогические условия развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации

© 2019 Рукавишников А. В.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: artur.rukavishnikv@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Теоретическое описание организационно-педагогических условий, способствующих развитию социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ. Методы. Анализ научно-исследовательских работ, посвященных проблеме развития социальной ответственности в рамках образовательных организаций высшего образования, выявление и обобщение (группировка) организационно-педагогических условий, способствующих развитию социальной ответственности личности будущего специалиста. Результат. В результате проведенного теоретического исследования выявлены различные подходы к пониманию организационно-педагогических условий (как внешнее обстоятельство, как мероприятие, как характеристика педагогической системы, как деятельность субъекта, как совокупность определенных возможностей, как формы педагогического взаимодействия, как инте-гративно-комплексное образование и др.). Исследователи в области педагогики социальной ответственности выделяют различные условия для её формирования и развития. Вывод. Качественная орга-

низация воспитательной работы, целенаправленное развитие личностных качеств курсантов, совместная деятельность и сотрудничество субъектов в образовательном процессе являются организационно-педагогическими условиями развития социальной ответственности. Представленное утверждение требует проверки результативности в рамках экспериментального исследования.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, развитие социальной ответственности, будущие офицеры войск национальной гвардии РФ.

Формат цитирования: Рукавишников А. В Организационно-педагогические условия развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 64-71. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-64-71_

Organizational and Pedagogical Conditions for the Development the Social Responsibility of Future Officers of the Russian Federation National Guard

© 2019 Artur V. Rukavishnikov

Order of Zhukov Saint Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia; e-mail: artur.rukavishnikv@rambler.ru

ABSTRACT. The aim of the article is the theoretical description of organizational and pedagogical conditions that contribute to the development of social responsibility of future officers of the national guard of the Russian Federation. Methods. Analysis of scientific and research works on the problem of development the social responsibility within the higher educational institutions, identification and generalization (grouping) of organizational and pedagogical conditions contributing the development of social responsibility of the personality of future expert. Results. As a result of the conducted theoretical research, various approaches to understanding the organizational and pedagogical conditions (as an external circumstance, as an event, as a characteristic of the pedagogical system, as the activity of the subject, as a set of certain opportunities, as a form of pedagogical interaction, as integrative and complex education, etc.) are revealed. Researchers in the field of social responsibility pedagogy identify various conditions for its formation and development. Conclusion. Quality organization of educational work, purposeful development of personal qualities of cadets, joint activities and cooperation as forms of interaction of subjects in the educational process are the organizational and pedagogical conditions of the development the social responsibility. Supplied statement demands the control of performance within a framework of investigational study.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, development of social responsibility, future officers of the national guard of the Russian Federation.

For citation: Rukavishnikov A. V. Organizational and Pedagogical Conditions for the Development the Social Responsibility of Future Officers of the Russian Federation National Guard. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 64-71. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-64-71 (In Russian)

Введение

Повышенный интерес к решению педагогических задач по разработке педагогических условий, по нашему мнению, связан с доминирующей парадигмой в образовании нашей страны, которая продиктована требованиями Федерального закона №227 от 29 декабря 2012 г. Согласно статье второй ФЗ № 227 «Об образовании в РФ» воспитанием является деятельность, направленная на развитие личности, которая

предполагает создание определенных условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Поскольку проблема развития социальной ответственности относится к вопросам воспитания личности, которое реализуется по средствам развития, ключевой педагогической задачей в

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL Уо!. 13. N0. 3. 2019

настоящее время является выявление педагогических условий и последующая их реализация в образовательном процессе. Анализируя данное определение, можно сделать вывод о современной образовательной парадигме в сфере воспитания:

а) процесс развития является целью и результатом воспитания личности;

б) создание условий является педагогическим содержанием деятельности в воспитательном процессе,

в) социокультурные ценности, нормы являются инструментом в создании всесторонне развитой личности.

Так, согласно статье 47 Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №°683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в целях обеспечения государственной и общественной безопасности повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Войска национальной гвардии РФ, согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. №2226, являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Данное определение свидетельствует, что служба в войсках национальной гвардии является социально-значимой деятельностью, что требует от личного состава силовой структуры высокого уровня социальной ответственности. Представленное утверждение подтверждается требованиями базового нормативно-правового документа, регламентирующего национальную безопасность в РФ.

Таким образом, различного рода педагогические условия развития личности являются актуальным предметом научно-педагогических исследований, а развитие личности будущего офицера рассматривается как актуальная педагогическая задача.

Целью исследования являлось теоретическое описание организационно-педагогических условий (ОПУ), способствующих развитию социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ.

Методы. Анализ научно-исследовательской литературы, выявление и обобщение (группировка) теоретических подходов к выделению организационно-педагогических условий развития социальной ответственности личности будущего специалиста в профессиональной деятельности, моделирование

организационно-педагогических условий развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ.

Результаты и обсуждение

Создание педагогических условий для развития личности является ключевой педагогической задачей, которая решает педагогика как наука. А. Х. Хушбахтов [11] одним из ключевых элементов педагогической системы считает педагогические условия. Н. В. Ипполитова [7] педагогические условия рассматривает как сложный феномен и выделяет следующие типы педагогических условий: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. Анализ научных работ в области педагогических исследований показал, что понятие организационно-педагогических условий имеет различные трактовки. Так, Г. А. Демидова [6] организационно-педагогические условия рассматривает с позиции внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с реализацией функции управления образовательной деятельностью. Внутренние обстоятельства связаны непосредственно с реализацией образовательной деятельности. Данные факторы, по мнению ученого, способствуют полноте, целостности, эффективности и целенаправленности образовательного процесса. С. А. Сапрыгина [10], определяя ОПУ в целях формирования нравственной ответственности личности, рассматривает их как многообразие последовательных и взаимосвязанных мероприятий, которые реализуются посредством педагогических методов, приемов и средств педагогической деятельности. У ученого А. А. Володина несколько другая точка зрения в отношении сущности ОПУ [1]. Автор считает, что ОПУ является ключевой характеристикой педагогической системы. Ученый считает, что ОПУ способны показывать потенциальные возможности пространственно-образовательной среды и обеспечивать нормальное функционирование и развитие педагогической системы. О. В. Галкина [2] предлагает рассматривать ОПУ как деятельность субъекта (как правило, руководителя), которая заключается в разработке взаимосвязанных информационных комплексов в целях руководства и обеспечения профессиональной деятельностью педагогов, обучаемых. Данный подход связан с деятельностью субъекта управления. Подход Н. Е. Горюновой [3]

является комплексным. Ученый полагает, что ОПУ включают организационно-управленческое, научно-методическое, информационное, материально-

техническое, финансово-экономическое, психолого-педагогическое поля педагогической деятельности, которые создают взаимосвязь между структурой, компонентами, функциями учебной, научной и производственной деятельностью субъектов образовательного и педагогического процессов. Данный подход интерпретируется нами как комплексно-организационный, который включает в себя различные направления деятельности образовательной организации. М. М. Гупалов [5] даёт определение организационно-

педагогическим условиям и рассматривает их как формы педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Но не все формы педагогического взаимодействия автор относит к ОПУ, а лишь те, в которых используются управленческие аспекты. А. Ф. Гулевская, изучая социальную ответственность студентов экономических специальностей, под организационно-педагогическими условиями понимает совокупность определенных возможностей, направленных на обеспечение успешного решения образовательных и педагогических задач [4].

Представленные определения подчеркивают наличие следующих подходов к пониманию организационно-педагогических условий: как внешние обстоятельства (Г. А. Демидова), как взаимосвязанные и последовательные мероприятия (С. А. Сапрыгина), как характеристика педагогической системы (А. А. Володин), как деятельность руководителя (О. В. Галкина), как совокупность определенных возможностей (А. Ф. Гулевская), как формы педагогического взаимодействия (М. М. Гупалов), как интегративно-комплексное образование (Н. Е. Горюнова). Выбор подхода в понимании организационно-педагогических условий будет зависеть от того, какие педагогические задачи они будут решать. Например, в контексте развития социальной ответственности будущего офицера, по нашему мнению, приемлемым является подход М. М. Гупалова, поскольку социальная ответственность личности нами рассматривается с позиции личностного качества, формирование и развитие которого происходит в процессе педагогического взаимодействия.

Следует сказать, что работ, посвященных организационно-педагогических условиям формирования и развития социальной ответственности, выявить не удалось. Однако, детальный анализ научно-исследовательских работ некоторых авторов (Л. А. Барановская, П. В. Беспалов, Е. В. Братухина, О. Г. Яковлева, Н. Н. Горбатоская, О. В. Донева и др.) в рамках решения педагогических задач по созданию педагогических условий формирования и развития социальной ответственности будущего специалиста свидетельствует о наличии организационных аспектов. Так, Л. А. Барановская в формировании социальной ответственности студентов предлагает использовать организационно-педагогическое сопровождение участия студентов в культурных практиках. П. В. Беспалов, в рамках воспитания социальной ответственности у спортсменов, обозначил ряд организационно-педагогических условий, таких как: учет возрастных особенностей спортсменов, готовность тренера к организации воспитания социальной ответственности, проектирование индивидуальных программ и др. Е. В. Братухина в вопросах формирования социально-профессиональной ответственности студентов рассматривает организацию различных видов социальных практик как одно из педагогических условий. О. Г. Яковлева, занимаясь разработкой педагогических условий развития социальной ответственности у обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, выделяла организационный аспект (учет личностных изменений в процессе обучения, взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, молодежными организациями и общественными объединениями и др.). Ш. Ш. Пирогланов, решая педагогическую задачу по определению педагогических условий формирования социальной ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, особое внимание уделил организационно-содержательным её сторонам (программа воспитательной работы по формированию социальной ответственности, профилактика социальных деформаций и др.). Н. Н. Горбатовская в рамках определения педагогических условий формирования у будущих педагогов социальной ответственности выделяет организационно-педагогический блок (определение

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL Уо!. 13. N0. 3. 2019

исходного уровня социальной ответственности, включение в учебный план специальной дисциплины - ценности профессиональной ответственности и др.). О. В. Донева, разрабатывая педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза, отдельно выделяет организационно-педагогические условия, такие как: совершенствование образовательной среды вуза, прогнозирование системы социальных ценностей студентов и др. Итак, качественный анализ педагогических условий формирования и развития социальной ответственности в профессиональном обучении свидетельствует о наличии тонкой грани между понятиями «педагогические» и «организационно-педагогические» условия. В свою очередь организационно-педагогические условия условно можно разделить на 5 групп: личностные (учет возрастных особенностей спортсменов и др.), деятель-ностные (готовность тренера к организации воспитания социальной ответственности и др.), дидактические (включение специальной дисциплины - ценности профессиональной ответственности и др.), организационные (взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти и др.), воспитательные (программа воспитательной работы и др.). По нашему мнению, когда педагогические условия включают в себя организационный аспект, они приобретают статус организационно-педагогических. В некоторых случаях, организационно-педагогический аспект является определяющим условием в деятельности образовательной организации. К такого рода случаям относится военная образовательная организация.

Приходится констатировать тот факт, что представленные условия не отражают специфики военной образовательной организации высшего образования. Специалист в области педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности Е. М. Левин считает, что военно-профессиональная деятельность характеризуется нормативностью, регламентированностью, общественной значимостью и социальной ответственностью [8]. Поскольку военная организация характеризуется жесткой регламентацией и нормативностью существует необходимость учёта организационного аспекта в педагогиче-

ских условиях развития социальной ответственности будущего офицера. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы организации образовательной деятельности, свидетельствует о наличии следующих организационно-педагогических условий:

- наличие распорядка дня в военном институте, который регламентирует порядок распределения времени (статья 219 Устава внутренней службы ВС РФ);

- плановость образовательной деятельности (пункт 31 приказа ДФСВНГ № 466 обязывает профессорско-преподавательский состав иметь на каждом проводимом учебном занятии план-конспект);

- ежемесячное планирование учебных занятий (п. 12 приказа ДфСВНГ №466 -планирование расписаний занятий разрешается осуществлять ежемесячно);

- воспитательный характер образовательной деятельности, который обусловлен всеми необходимыми условиями (наличие офицеров подразделений, время, определённое распорядком дня для проведения мероприятий воспитательного характера);

- повседневность выполнения обучающимися обязанностей военной службы (на основании статьи 1 ФЗ «О статусе военнослужащих», курсанты относятся к категории военнослужащих и выполняют помимо общих обязанностей специальные обязанности). Данный статус предполагает выполнение общих и специальных обязанностей (несение службы в суточных нарядах, караулах, боевая служба и т. д.);

- дисциплинарный характер образовательной деятельности (статья 16 Устава внутренней службы ВС РФ предъявляет к военнослужащему общие обязанности, которые акцентируют внимание на требовании быть дисциплинированным); подведение итогов состояния воинской дисциплины является контрольно-оценочным звеном в вопросе её организации (статья 83 УВС ВС РФ). В военно-образовательной организации, на основании статьи 54 ДУ ВС РФ, существует право применить меру дисциплинарного взыскания - отчисление из военной образовательной организации;

- организация самостоятельной подготовки обучающихся (в статье 224 УВС ВС РФ определено, что самостоятельные работы для курсантов, в том числе заключивших контракт, являются обязательными

мероприятиями, которые определены распорядком дня ВООВО);

- практико-ориентированный характер обучения будущих офицеров. Согласно Основной профессиональной образовательной программе высшего образования (ОПОП ВО) не менее 40 % от общего объема аудиторных занятий должно отводиться на практические и лабораторные занятия, а также проведение трех войсковых стажировок в течение срока обучения. Данное требование отсутствует в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) и является ведомственной инициативой;

- разноуровневость в подготовке будущих офицеров. Проведенный анализ содержания ОПОП ВО позволил выявить этапы профессиональной подготовки военных специалистов: общевоенная подготовка (1, 2 курс обучения), подготовка по военно-учетной специальности (3-5 курсы).

- принцип тесного взаимодействия военно-профессиональных и специальных дисциплин в процессе образовательной деятельности обучающихся.

Анализ диссертационных исследований по развитию личности курсантов в условиях военной образовательной организации высшего образования показал, что авторы выделяют следующие организационно-педагогические условия:

- качественная организация воспитательной работы (Ш. Ш. Пирогланов, Ю. А. Шмаков, В. С. Петров, Н. А. Царева и др.);

- развитие личностных качеств (дисциплинированность, исполнительность и т. д.) О. В. Дёмина, Р. Е. Капелюшник, А. П. Андруник, А. Б. Мелихов и др.);

- качественная организация самостоятельной подготовки Ю. Н. Гаврющенко, В. Н. Зверев, А. О. Шангутов, М. Б. Приту-гина, М. М. Гупалов;

- качественная организация повседневной деятельности (быта, боевой подготовки и т. д.) В. В. Гуменный, Е. А. Курочкин, М. С. Воронов, С. А. Голобородько и др.

- практико-ориентированное обучение (В. А. Голякова М. А. Богданов, Е. М. Крылова, С. А. Жалковский и др.) и др.

Проведенное нами ранее исследование в рамках изучения социальной ответственности будущих офицеров войск национальной гвардии позволило определить её сущность. Сущность социальной ответ-

ственности будущего офицера заключается в специфике профессиональной деятельности офицера. Социальная ответственность будущего офицера определяется нами как системное качество личности, которое способствует формированию его профессиональной готовности, основой которой является предстоящая педагогическая деятельность (обучение и воспитание личного состава). Связь социальной ответственности офицера с военно-профессиональной деятельностью рассмотрена в статье А. В. Рукавишникова [9]. Проведенный факторный анализ позволил нам выделить основополагающие признаки социальной ответственности будущего офицера, такие как: знания курсантами задач, возлагаемых на войска национальной гвардии, стремление курсантов к участию в общественной жизнедеятельности подразделения, способность курсанта руководствоваться чувством совести в принятии различных решений, наличие у курсантов социальных принципов в отношении других людей, осознание курсантами социальной значимости профессиональной деятельности, альтруистическая установка курсантов в отношении других людей, стратегии поведения курсантов в конфликтной ситуации, тип локуса контроля поведения курсантов. Представленные личностные характеристики способны к развитию за счет создания определенных педагогических условий. Исходя из сущности и признаков социальной ответственности будущего офицера, а также практики применения педагогических и организационно-педагогических условий в научно-педагогических исследованиях существует возможность применения следующих организационно-педагогических условий для развития у данной категории военнослужащих социальной ответственности: качественная организация воспитательной работы с курсантами, целенаправленное развитие у них нравственных качеств, совместная деятельность и сотрудничество субъектов в образовательном процессе.

Выводы

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Понятие организационно-

педагогических условий в науке является неоднозначным, нам удалось выявить следующие подходы к его пониманию: как внешнее обстоятельство, как мероприятие,

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

как характеристика педагогической системы, как деятельность субъекта, как совокупность определенных возможностей, как формы педагогического взаимодействия, как инте-гративно-комплексное образование.

2. В рамках изучения научно-исследовательской практики применения организационно-педагогических условий формирования социальной ответственности личности удалось выявить следующие группы условий: личностные, деятельностные, дидактические, организационные, воспитательные.

3. К общим организационно-педагогическим условиям осуществления подготовки военных специалистов в военной образовательной организации высшего образования можно отнести: систему

1. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия организационно-педагогические условия // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.

2. Галкина О. В. Роль и место понятия «Организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. 23 с.

3. Горюнова Н. Е. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов пищевой промышленности в системе «техникум - вуз»: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород: Изд-во ВГИ-ПА, 2004. 27 с.

4. Гулевская А. Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АГПСУ, 2010. 21 с.

5. Гупалов М. М. Организационно-педагогические условия самообразования курсантов военных вузов внутренних войск МВД России: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб. : Изд-во СПВИ ВВ МВД России, 2013. 26 с.

6. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополни-

1. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analysis of the content of the concept of organizational and pedagogical conditions. Izvestiya Tulskogo gosu-darstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Proceedings of Tula State University]. 2014. No. 2. (115). Pp. 22-29. (In Russian)

воспитательной работы, военно-профессиональную направленность в развитии личности курсантов, самостоятельную подготовку, повседневную военно-профессиональную деятельность, практи-ко-ориентированное обучение и др.

4. В контексте развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ применимы следующие организационно-педагогические условия: организация воспитательной работы, целенаправленное развитие нравственных качеств курсантов, совместная деятельность и сотрудничество как формы взаимодействия субъектов в образовательном процессе.

тельного профессионального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. Часть II. 2012. С. 32-38.

7. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

8. Левин Е. М. Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Чита: Изд-во ЗГГПУ, 2011. 24 с.

9. Рукавишников А. В. Военно-профессиональная деятельность офицера войск национальной гвардии Российской Федерации как основа социальной ответственности // Специфика педагогического образования в регионах России: сборник научных статей. 2018. № 1 (11). С. 28-30.

10. Сапрыгина С. А. Организационно-педагогические условия формирования нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 5. С. 386-393.

11. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022.

2. Galkina O. V. Rol i mesto ponyatiya «Organi-zatsionno-pedagogicheskiye usloviya» v termino-logicheskom apparate pedagogicheskoy nauki [The role and place of the concept of "Organizational and pedagogical conditions" in the terminological apparatus of pedagogical science]. Ab-

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

stract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Samara, 2009. 23 p. (In Russian)

3. Goryunova N. E. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya professionalnoy pod-gotovki spetsialistov pishchevoy promyshlennosti v sisteme «tekhnikum - vuz» [Organizational and pedagogical conditions for professional training of food industry specialists in the "technical school -university" system]. Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). N. Novgorod, 2004. 27 p. (In Russian)

4. Gulevskaya A. F. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya sotsialnoy otvetstvennosti studen-tov ekonomicheskikh spetsialnostey [Pedagogical conditions for the formation of social responsibility of students of economic specialties]. Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Komsomolsk-na-Amure, 2010. 21 p. (In Russian)

5. Gupalov M. M. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya samoobrazovaniya kursantov voyennykh vuzov vnutrennikh voysk MVD Rossii [Organizational and pedagogical conditions for self-education of cadets of military universities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Saint Petersburg, 2013. 26 p. (In Russian)

6. Demidova G. A. Organizational and pedagogical conditions for the formation of the leadership potential of the manager of the social and labor sphere in the reflective environment of additional professional education. Lichnostsem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam XXI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [Personality, family and society: issues of peda-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Рукавишников Артур Владимирович,

адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: artar.rukavishnikv@ram-bler.ru

gogy and psychology: collected papers of proceedings of XXI International Scientific and Practical Conference, Pp. 32-38, 2012. (In Russian)

7. Ippolitova N. V. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification. General and Professional Education. 2012. No. 1. Pp. 8-14. (In Russian)

8. Levin E. M. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya gotovnosti budushchikh ofitserov vnutrennikh voysk k professionalnoy deyatelnosti [Pedagogical conditions of formation of readiness of future officers of internal troops for professional activity]. Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Chita, 2011. 24 p. (In Russian)

9. Rukavishnikov A. V. Military professional activity of an officer of the national guard of the Russian Federation as a basis for social responsibility. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionah Rossii: sbornik nauchnyh statej [Specifics of pedagogical education in Russian regions: collection of scientific articles]. 2018. No. 1 (11). Pp. 28-30. (In Russian)

10. Saprygina S. A. Organizational and pedagogical conditions for the formation of moral responsibility of the future bachelor in the process of professional and cultural practices. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2016. No. 5. Pp. 386-393. (In Russian)

11. Khushbakhtov A. Kh. The terminology "pedagogical conditions». Molodoj uchenyj [Young scientist]. No. 23. Pp. 1020-1022, 2015. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Artur V. Rukavishnikov, postgraduate officer, Order of Zhukov Saint Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia; e-mail: artur.rukavishnikv@rambler.ru

Принята в печать 05.08.2019 г.

Received 05.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.