Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Щербаков С.О., Сорокоумова С.Н. Формирование организационной культуры будущих офицеров // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Scherbakov S.O., Sorokoumova S.N. (2020). Formation of organizational culture of future officers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN220.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.07 ББК 74.48
Щербаков Станислав Олегович
ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии»
Санкт-Петербург, Россия Старший помощник начальника дежурной службы E-mail: [email protected]
Сорокоумова Светлана Николаевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия Профессор кафедры «Социальной, общей и клинической психологии»
Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected]
Формирование организационной культуры будущих офицеров
Аннотация. Целью статьи является доведение до педагогической общественности результатов исследования по проблеме формирования организационной культуры будущих офицеров. Актуальность разработки данной проблемы обусловлена заинтересованностью государства в сильных и профессиональных силовых структурах. Основной управленческий аппарат в данных ведомствах, обеспечивающий качественное выполнение задач, возложенных государством, является офицерский корпус. От качественного образования и воспитания будущих офицеров зависит уровень подготовки и профессионализма военных специалистов. Выявлено, что основой для качественного управления подчиненного подразделения является организационная культура офицера. В статье решаются задачи по разработке структуры организационной культуры офицера, выявлению педагогических условий ее формирования и конструирование модели формирования организационной культуры будущего офицера. Основными результатами статьи являются: представлена структура организационной культуры будущего офицера, представлена совокупностью следующих компонентов: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент; деятельностный компонент, рефлексивный компонент. Педагогические условия формирования организационной культуры, включают в себя: нормативно-правовые; мотивационно-ценностные; содержательные; организационно-управленческие; результативно-корректировочные условия. Модель формирования организационной культуры будущих офицеров, представляет собой прообраз будущего педагогического процесса и включающая в себя: теоретико-методологические и организационные детерминанты модели формирования организационной культуры будущих
офицеров; цели моделирования; содержание модели; методическо-технологические основания модели; критериально-прогностическая база.
Ключевые слова: будущий офицер; организационная культура; структура организационной культуры; педагогические условия; педагогическая модель; системный подход; модель формирования
Введение
Актуальность. Сегодня, когда международный терроризм вступил с Россией в открытое (вооруженное) противостояние, как на территории зарубежных стран, так и на территории нашей страны, основным гарантом стабильности и силовой защиты общества, государства и личности являются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), структурно входящие в систему Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Сложность и многообразие решаемых войсками национальной гвардии задач, широкий объем полномочий и обязанностей предъявляет высокие и довольно жесткие требования к профессионализму личного состава и особенно руководящего состава - офицеров.
Одним из важнейших факторов успешного решения служебно-боевых (оперативных, оперативно-служебных) задач является способность и готовность будущего офицера к управлению подчиненным подразделением, одной из основ которых является его обладание необходимым уровнем организационной культуры. На сегодняшний день теория и практика военного образования содержат немалый опыт, касающийся формирования профессиональной культуры будущих офицеров [1-4 и др.].
В современной науке и практике имеется достаточно большое количество публикаций, тем или иным образом затрагивающих область профессиональных интересов специалистов различного уровня и направления [5-9 и др.].
Однако исследований, связанных с формированием организационной культуры недостаточно, а ведь именно она определяет эффективность профессиональной деятельности офицера - командира подразделения, задает организационно-управленческий стиль его деятельности, специфику взаимодействия с подчиненным личным составом.
Для современного офицера ведущими ценностями является долг, честь, совесть, социальная справедливость как важнейшая социальная ценность, терпение, ответственность и др. Присутствие подобных ценностных компонентов в структуре ценностного сознания офицера возможно на основе его целенаправленного формирования в образовательном процессе [10].
Вышеперечисленное, определяет поиск путей и средств повышения эффективности процесса подготовки будущих офицеров, формирования у них организационной культуры, готовности своевременно и качественно решать служебно-боевые задачи в любых условиях обстановки как одну из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой.
Изученность проблемы. Проблема организационной культуры в отечественной и зарубежной педагогике относительно новая и малоизученная. Так, изучением этого вопроса США начали заниматься только в 80-90-х годах, а в России значительно позже. Хотя запросы руководителей и специалистов, заказы на исследование этой проблемы от организаций дают понять, что интерес к ней существует.
В научной литературе по проблеме исследования накоплен значительный объем знаний, необходимый для ее решения. М.М. Бахтин, А.Г. Асмолов, Д.С. Лихачев, В.А. Сластенин,
С.Г. Якобсон, В.С. Диев и др. которые определяют основные системные, культурологические, аксиологические и деятельностные основания к рассмотрению исследуемого нами процесса. В.А. Петровский, В.Л. Бенин, Ф. Хью, Т.Н. Персикова и др. рассматривают процесс формирования организационной культуры будущего офицера через взаимосвязь ее компонентов: духовного; нацеленности на профессионально-культурный вид поведения; организаторского; методического.
Между тем, изучение теории и практики подготовки будущих офицеров Росгвардии показывает, что процесс формирования организационной культуры в ходе образовательной деятельности в военном институте не всегда сопровождается качественным педагогическим сопровождением; отсутствуют адекватные педагогические условия и технологии ее формирования, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников военных институтов.
Цель исследования состоит в разработке качественного педагогического сопровождения процесса формирования организационной культуры будущих офицеров.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
• разработка структуры организационной культуры будущего офицера;
• выявление педагогических условий формирования организационной культуры будущего офицера;
• конструирование педагогической модели формирования организационной культуры будущего офицера.
Научная новизна исследования состоит в разработке структуры организационной культуры будущих офицеров, выявлении педагогических условий ее формирования и сконструированной модели формирования организационной культуры будущих офицеров.
Теоретическая значимость. Проведенное исследование обогащает теорию и практику профессионального образования будущих офицеров Росгвардии, новыми знаниями о содержании и структуре организационной культуры, позволяет расширить представления о теоретических и практических основах моделирования процесса формирования организационной культуры.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогическим составом военных вузов для разработки модулей дисциплин как в основной профессиональной образовательной программе, так и факультативные мероприятия.
Методология
В качестве основных методологических подходов в исследовании нами использован системный и личностно-ориентированный подход.
Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, основой которого является рассмотрение объектов как систем. Системный подход предусматривает рассмотрение предмета исследования в совокупности его элементов, взаимодействующих друг с другом и в силу этого выступающих как единое целое. Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов, и она необходима при исследовании организационной культуры, так как она позволяет осуществлять анализ разнообразных факторов, влияющих на его формирование. Общенаучная разработка подхода представлена исследованиями А.Н. Аверьянова, Б.Г. Афанасьева, Л. Берталанфи,
И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина, В.П. Беспалько и др. Опора на личностно-ориентированный подход в рамках нашего исследования означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его индивидуальности. С позиций личностно ориентированного подхода человек рассматривается как уникальное явление, самостоятельная ценность. Среди ведущих ученых-педагогов, занимающихся разработкой личностно-ориентированной модели образования, можно выделить В.В. Давыдова, И.А. Зимнюю, А.И. Леонтьева, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманскую и др. [11].
Основные результаты
Изучение научной литературы и практики деятельности войск национальной гвардии позволяет нам выдвинуть авторские представления о структуре организационной культуры будущих офицеров.
Структура организационной культуры будущего офицера представлена совокупностью следующих компонентов: (а) мотивационно-ценностный компонент, представленный следующими целями - ценностями (создающими условия будущим офицерам освоить теоретические и практические основы формирования организационной культуры на основе ценностных ориентаций; отражающими личностный смысл профессионального образования, основанного на восприятии социально-значимых ценностей; ориентированными на формирование в курсантах способности понимать окружающих людей: их чувства, эмоции, поступки и причины, когда это касается социальных явлений и ценностей; показывающими, что цели овладения приемами профессиональной деятельности будущих офицеров тесно связаны с целями и приемами деятельности других людей в их реальном поведении); (б) когнитивный компонент. Содержание данного компонента в нашем исследовании выступает одним из основных средств и факторов развития личности. В структуре организационной культуры когнитивный компонент можно представить следующим образом: познания, характеризующиеся формированием отношения будущих офицеров к обществу, к данной общественной системе в целом, к труду, к своей профессии, к другим людям, к самому себе, к выполнению служебно-боевых задач; восприятие и осознание такой деятельности, которая способствует развитию организационной культуры и пониманию ее смысла; усвоение будущими офицерами в образовательном процессе психолого-педагогических знаний и способность использовать эти знания практически в организации профессиональной деятельности; применение таких практических методов работы в процессе организации своей профессиональной деятельности, которые соответствуют организационной культуре, целям и задачам офицера; (в) деятельностный компонент. В нашем случае под деятельностным компонентом понимается совокупность таких организационный умений и навыков, свойственных офицеру, которые будут способствовать развитию у него организационной культуры; (г) рефлексивный компонент. Процесс формирования организационной культуры происходит в рассмотренных нами выше компонентах.
Однако, учебно-познавательная деятельность курсантов строится таким образом, чтобы соответствовать содержанию изучаемого материала и поставленным целям [12]. Это может быть и освоение теоретических знаний, необходимых в осуществлении профессиональной и организаторской деятельности, и практическое их закрепление через выполнение тренировочных заданий, более подробное освоение материала, его систематизация и т. д.; (д) эмоционально-волевой компонент. С его помощью формируется отношение курсанта к его будущей профессии. Также он влияет на те взаимоотношения, которые выстраиваются в воинском коллективе, нейтрализует негативные воздействия на психику, вызванные плотным графиком работы, постоянным риском и напряженной обстановкой в момент выполнения служебно-боевых задач. Кроме этого, эмоционально-волевой компонент способствует
развитию у офицера таких качеств, как адекватная самооценка, самостоятельность, ответственность, инициативность [13].
Важное значение, в деле формирования организационной культуры, приобретают педагогические условия. Педагогические условия формирования организационной культуры, включают в себя: нормативно-правовые; мотивационно-ценностные; содержательные; организационно-управленческие; результативно-корректировочные условия [14].
К основным внешним механизмам формирования организационной культуры будущего офицера является процесс обучения и воспитания в военном институте, построение модели его будущей профессиональной деятельности и ее реализация в учебном процессе, направленность воспитательно-образовательного процесса в военном институте на формирование организационной культуры, включенность в этот процесс управления вуза, профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений [15].
К внутренним механизмам формирования и развития организационной культуры будущего офицера относится процесс формирования профессионального сознания будущего офицера, присвоение и освоение системы ценностей военной службы, как специфической части социума, внутренняя мотивация на формирование и развитие (принятие) личностью основ организационной культуры военных организаций (войск национальной гвардии) [16].
Модель формирования организационной культуры будущих офицеров, представляет собой прообраз будущего педагогического процесса и включающая в себя: теоретико-методологические и организационные детерминанты модели формирования организационной культуры будущих офицеров (философские, методологические и теоретические подходы, принципы, применяемые в исследовании [17]; законодательные основы формирования организационной культуры и планирование данной работы); цели моделирования (социальный заказ, государственный и ведомственный заказ на офицеров-профессионалов для Росгвардии с необходимым уровнем сформированности организационной культуры); содержание модели (представляет собой совокупность компонентов организационной культуры, формируемых в процессе обучения в военном вузе); методическо-технологические основания модели (включающие в себя педагогическую технологию средства, методы, организационные формы и методики формирования); критериально-прогностическая база (диагностический инструментарий (эмпирические методы и методики, критерии их показатели и уровни) и средства и способы прогнозирования дальнейшего формирования организационной культуры будущего офицера).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
«
о о
m
КГ %
«
о о
m
ЭГ %
I Когнитивно-рефлексивный | Ценностно-ориентированный I Операционально-креативный
Рисунок 1. Графический анализ первоначальной диагностики уровня сформированности организационной культуры
Рисунок 2. Графический анализ первоначальной диагностики уровня сформированности организационной культуры по результатам экспериментального исследования
Для оценки эффективности разработанной модели формирования организационной культуры будущих офицеров были разработаны и приняты для проведения опытно-экспериментальной работы следующие критерии: когнитивно-рефлексивный, ценностно-ориентированный, операционально-креативный. Также, выполняя задачу проверки разработанной педагогической модели в реальном образовательном процессе была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе одного из военных вузов. С этой целью были организованы группы - контрольная и экспериментальная (КГ и ЭГ соответственно).
Результаты полученные, в ходе проведения опытно-экспериментальной работы представлены на рисунках 1-2.
Заключение
Организационная культура будущего офицера представляет собой интегративное свойство личности, которое проявляет его навыки руководителя, способности выстраивать коммуникативные связи в военной среде, вести управленческую деятельность и оценивать ее эффективность.
Разработанная модель формирования организационной культуры будущего офицера по результатам проведения опытно-экспериментальной работы показала высокую эффективность в формировании искомого свойства личности.
Проведенное исследование обогащает теорию и практику профессионального образования будущих офицеров новыми знаниями о содержании и структуре организационной культуры, позволяет расширить представления о теоретических и практических основах моделирования процесса формирования организационной культуры. Оно позволяет дополнить научные представления о процессе становления организационной культуры военного специалиста за счет экспериментального обоснования и реализации модели, комплекса педагогических условий, технологического обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков А.А. Военно-профессиональная подготовка будущего офицера: от методики к технологической культуре / А.А. Беляков // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 65-68.
2. Лобанов Ю.Я. Ответственность как составляющая профессиональной культуры будущих офицеров / Ю.Я. Лобанов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 2-1. С. 36-38.
3. Маленков А.О. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих офицеров / А.О. Маленков // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. Т. 1. № 3. С. 72-74.
4. Манченко Е.В. Феномен культуры профессиональной деятельности офицера / Манченко Е.В. // Вестник современных исследований. 2018. № 11.1 (26). С. 114116.
5. Волков А.В., Зарубина Е.В., Сергеев Е.В. Профессиональный интерес - основа процесса формирования профессиональной направленности обучения кадет и курсантов в образовательных учреждениях МЧС России / Волков А.В., Зарубина Е.В., Сергеев Е.В. // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 48-51.
6. Коблова С.А., Горькова Н.А., Ефремов Е.Г. Формирование профессиональных интересов, профессиональных намерений детей и молодежи - успешность их профессионального самоопределения / С.А. Коблова, Н.А. Горькова, Е.Г. Ефремов // Научная школа общей и вузовской педагогики в Кузбассе: вехи становления, перспективы развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 196-198.
7. Рущишина А.А. Педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений / А.А. Рущишина // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 2 (46). С. 137-143.
8. Сагатдинова Р.Р., Юсупов Х.Д. Воспитание профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации / Р.Р. Сагатдинова, Х.Д. Юсупов // ФГОС Т0П-50: проблемы внедрения и реализации Материалы республиканской научно-практической конференции. 2018. С. 80-83.
9. Сугатова А.С. Формирование познавательного компонента профессионального интереса молодых сотрудников охраны в процессе профессиональной подготовки / А.С. Сугатова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 15-2. С. 158-160.
10. Егорова П.А. и др. Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России / Егорова П.А., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. С. 44-56.
11. Щербаков С.О. Подходы к формированию организаторской культуры у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации [Текст] / С.О. Щербаков // Психолого-педагогические проблемы военного образования Сборник научно-педагогических трудов. Под науч. ред. И.И. Соколовой, В.А. Митраховича, А Р. Моисеева. СПб, 2017. С. 289-291.
12. Дьячков А.А. Развитие познавательных способностей у курсантов военных вузов / А.А. Дьячков // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. 2017. С. 288292.
13. Щербаков С.О. Организационная культура будущего офицера Росгвардии: структура и содержание / С.О. Щербаков // Научное мнение. 2018. № 11. С. 8386.
14. Щербаков С.О. и др. Педагогические условия формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии / С.О. Щербаков, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 11. С. 208-218.
15. Скворцов И.М., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Теоретические основания формирования профессиональной субъектности будущих офицеров / И.М. Скворцов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков. // Научное мнение. 2017. № 12. С. 76-79.
16. Щербаков С.О. и др. Педагогические механизмы формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии / Щербаков С.О., Дьячков А.А., Наумов П.Ю. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 307-310.
17. Казаков М.Н., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Формирование профессионального сознания будущего офицера Росгвардии как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Казаков, П.Ю. Наумов, А.А Дьячков // Научное мнение. 2018. № 6. С. 3034.
Scherbakov Stanislav Olegovich
Saint Petersburg military order Zhukov institute of national guard troops, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Sorokoumova Svetlana Nikolaevna
Russian state social university, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Formation of organizational culture of future officers
Abstract. The purpose of the article is to convey to the pedagogical community the results of the study on the problem of formation of organizational culture of future officers. The relevance of the development of this problem is due to the interest of the State in strong and professional security structures. The main management apparatus in these departments, ensuring the qualitative performance of the tasks assigned by the State, is the officer corps. The level of training and professionalism of military specialists depends on the quality of education and education of future officers. It has been revealed that the basis for the quality management of the subordinate unit is the organizational culture of the officer. The article solves the tasks of developing the structure of the organizational culture of the officer, identifying the pedagogical conditions of its formation and designing the model of formation of the organizational culture of the future officer. The main results of the article are: the structure of organizational culture of the future officer is presented, represented by a set of the following components: motivation-value component, cognitive component; Activity component, reflexive component. Pedagogical conditions for the formation of organizational culture include: legal and regulatory; motivational and valuable; substantial; organizational and administrative; productive and adjustment conditions. The model of formation of organizational culture of future officers is a project of the future pedagogical process and includes: theoretical-methodological and organizational determinants of the model of formation of organizational culture of future officers; modeling purposes; maintenance of model; methodical and technological bases of model; criteria and predictive base.
Keywords: future officer; organizational culture; structure of organizational culture; pedagogical conditions; pedagogical model; system approach; formation model
REFERENCES
1. Belyakov A.A. Military-professional training of the future officer: from methodology to technological culture / A.A. Belyakov // Siberian pedagogical journal. 2016. № 3. Page 65-68.
2. Lobanov Yu.I. Responsibility as a component of professional culture of future officers / Yu.J. Lobanov // New science: Modern state and ways of development. 2016. № 2-1. Page 36-38.
3. Malenkov A.O. Pedagogical conditions of formation of professional culture of future officers / A.O. Malenkov // New science: Theoretical and practical view. 2017. T. 1. No. 3. Page 72-74.
4. Manchenko E.V. Phenomenon of Culture of Professional Activity of Officer / Manchenko E.V. // Journal of Modern Research. 2018. № 11.1 (26). Page 114-116.
5. Volkov A.V., Zarubina E.V., Sergei E.V. Professional interest is the basis of the process of formation of professional direction of training of cadets and cadets in educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia / Volkov A.V., Zarubina E.V., Sergei E.V. // Topical issues of improvement of engineering systems for fire safety of objects Collection of materials of the VI ALL. 2019. Page 48-51.
6. Koblova S.A., Gorkova N.A., Efremov E.G. Formation of professional interests, professional intentions of children and young people - success of their professional self-determination / S.A. Koblova, N.A. Gorkov, E.G. Efremov // Scientific school of general and university pedagogy in Kuzbass: milestones of establishment, development prospects. 2017. Page 196-198.
7. A.A. Ruschishina Pedagogical potential of out-of-school activity in the development of professional interest of students of secondary vocational educational institutions / A.A. Ruschishina // Humanities (Yalta). 2019. № 2 (46). Page 137-143.
8. Sagatdinova R.R., Yusupov H.D. Education of professional interest among students of professional educational organization / R.R. Sagatdinova, H.D. Yusupov // GEF ТОП-50: problems of implementation and implementation Materials of republican scientific and practical conference. 2018. Page 80-83.
9. Sugatov A.S. Formation of the cognitive component of the professional interest of young security officers in the process of professional training / A.S. Sugatov // Topical problems of combating crimes and other offences. 2015. № 15-2. Page 158-160.
10. Yegorova P.A. et al. Development of key personal competences of future officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Yegorov P.A., Naumov P.U., Sorokoumova S.N. // Pedagogy and psychology of education. 2015. № 4. Page 44-56.
11. Scherbakov S.O. Approaches to the Formation of Organizational Culture of Future Officers of the National Guard of the Russian Federation [Text] / S.O. Scherbakov // Psycho-Pedagogical Problems of Military Education Collection of Scientific and Pedagogical Works. Under науч. Ed. I.I. Sokolova, V.A. Mitrakhovich, A.R. Moiseeva. SPb, 2017. Page 289-291.
12. Dyachkov A.A. Development of cognitive abilities among cadets of military universities / A.A. Dyachkov // Directions and prospects of development of education in military institutions of the National Guard of the Russian Federation. 2017. Page 288-292.
13. Scherbakov S.O. Organizational culture of the future officer Rosgvardia: structure and content / S.O. Scherbakov // Scientific opinion. 2018. № 11. Page 83-86.
14. Scherbakov S.O. et al. Pedagogical conditions of formation of organizational culture of future officers Rosgvardia / S.O. Scherbakov, P.Y. Naumov, A.A. Dyachkov // Modern research of social problems (electronic scientific journal). 2018. T. 9. No. 11. Page 208218.
15. Skvortsov I.M., Naumov P.Yu., Dyachkov A.A. Theoretical grounds of formation of professional subjectivity of future officers / I.M. Skvortsov, P.Y. Naumov, A.A. Dyachkov // Scientific opinion. 2017. № 12. Page 76-79.
16. Scherbakov S.O. et al. Pedagogical mechanisms of formation of organizational culture of future officers Rosgvardia / Scherbakov S.O., Dyachkov A.A., Naumov P.Y. // Scientists notes of the university named after P.F. Lesgaft. 2018. № 12 (166). Page 307310.
17. Kazakov M.N., Naumov P.Yu., Dyachkov A.A. Formation of professional consciousness of the future officer Rosgvardia as a psycho-pedagogical problem / M.N. Kazakov, P.Y. Naumov, A.A. Dyachkov // Scientific opinion. 2018. № 6. Page 30-34.